д

a4,

qa
pio
po
бой
38-
cal
aie
pa
a
ne
ips

pt
gow
gail
sper
qr

KO

até
82°

7 8 ЯНВАРЯ 1937-Г. 3 2 (6968)

Народный
праздник

ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ
ЕЛОК

ВИЕВ, 1 января. (Корр. «Празды»). Но-
вогодняя ночь в столице Советской Украи-
ны прошла, как народный праздник. По са-
мым скромным подсчетам, в Киеве были
устроены для детей десятки тысяч елок.

Пышеная встреча нового года для 500
отличников учебы была организована во
Дворце пионеров имени Тюбченко.

Когла зажглась елка, детские хороводы
сотнями звонких голосов запели песню о
новом годе, славя лучшего друга детей
товарища Сталина.

Балы и новогодние вечера с концертами
и танцами происходили в театрах, клубах
и нз квартирах трудящихея. На новогод-
нем вечере рабочих 4-Й обувной фабрики
юсбралось около 700 стахановцев. В связи
-е блестящим завершением пооизводствен-
ного тода стахановцы фабрики  получиля
 85 тыс. рублей премии. Инициатор стаха-
‚новского движения на фабрике делегат
‹ Чрезвычайного С’езла Советов тов. А. Я.
*Томулько премирован тысячей рублей.

Яркими огнями елки и пылавших ко-
стров озафилась Куреневская площаль. Бо-
* лее 2 тыс. приглашений на елку было
разосланю звителям Куреневекого района,
а собралось значительно больше. Праздник
на площади продолжался с 6 часов вечера
до часа ночи. Залитые огнями елки стоя-
ли на площадях Бессарабской и Героев
Перекопа. Вокруг них веселилась много-
тысячная толпа.

Грандиозные новогодние балы состоялись
в украинском Доме Красной Армии, в по-
мещении польского театра и в Государ-
ственном университете.

Весело встречали новый год и в дерев-
нях Влевшины. В сельских школах и сель-
ских домах пионеров Дымерского, Золото-
Homcnoro. Златопольского и других  рай-
онов зажглись новогодние елки. Ребятам
раздавались подарки. В домах коллевтиви-
ста были устроены вечера самодеятельности
с танцам. Во многих колхозах весело про-
шли балы знатных людей.

—о_-

С НОВЫМ
СЧАСТЛИВЫМ
годом!

ЛЕНИНГРАД, 1 января. (Корр. «Прав-
ды»). Гостей встречали — кот в сапогах,
красная шапочка, Евгений Онегин, зеле-
ная елочка, древний` астролог-звездочет и
десятки других карнавальных масок.
Искрящееся веселье переполняло празх-
нично украшенные залы и комнаты
огромного клуба Кировского завода. Две
с половиной тысячи кировцев праздновали
здесь встречу нового года.

Ровно в полночь к гигантскому кален-
дарю подошел парапютист в кожаном
комбинезоне. Одетые в красное, фанфари-
сты подняли сверкающие трубы. Откры-
лась новая странипа календаря: первое
число юбилейного года и портрет великого
Сталина.

‚.На--возвынцение. поднялся... орденоносец,
делегат Всесоюзного С’езда Советов Иван
Николаевич Бобин.
С новым счастливым годом, товари-
щи! — сказал он.

В ответ, прорываясь сквозь тром руко-
плееканий, раздались возгласы:

Слава  минувшему  стахановскому

:

году!

— (Слава году утверждения Сталинской
Конституции!

— Да здравствует новый
rox!

— Да здравствует зодчий нашего сча-
стья = любимый, великий Сталин!

Поднимая бокалы, наполненные шампан-
ским. кировцы поздравляли друг хруга
© новым голом, возглашали тосты за свою
прекрасную и могучую родину, за великую
партию большевиков, за родного и
любимого Сталина.

счастливый

НАД ЧЕМ БУДЕМ РАБОТАТЬ В 1937

их

Автомобили
лучшего качества

Для автозавода имени Молотова насту-
mpm 1937 год будет голом . большого
производственного и технического под`ема.

далим стране около 150 тысяч авто-
машин, в том числе около 20 тысяч ли-
музинов «М-1». Кроме того, дадим не менее
60 тысяч моторов для комбайнов и дру-
гих нужд народного хозяйства и. на сотни
миллионов рублей автомобильных  запас-
ных частей.

Завод осуществит грандиозный  пере-
монтаж оборудования и переведет orpom-
ные цехи — инструментальный,  штампо-
вых прессов, кузовный, литейный, арма-
турно-радиаторный и другие — в новые
корпуса.

Вооружаем

Недавно закончилась длительные испыта-
ния магистрального шестиосного электро-
воза новой серии «СК» весом в 120 тонн
й мошноетью в 9.800 лошадиных сил.
Электровез этот показал лучшие качества
по сравнению с американскими образпамя
к первыми нашими электровозами. В ны-
вешнем тоду коллектив завода «Данамо»
‚им. Кирова будет работать нах значитель-
ным повышением силы` тяги и > скорости
электровозов.

Готов завод к постройке всего необхоли-
мого оборудования для лизель-электриче-
ских автомотрасе-— наиболее комфортабель-

НОВОЕ В ТУРБОСТРОЕНИИ

Намечено внести ряд конструктивных Ленинградский металлический завод
узучшении и поправок в Take YIN   oy Сталина начал проектировать и
машины «М-1», как задний мост, тормоза,   “ ’оить паровые турбины,  удовлетворя-
Spee Seb MAP Вводим в TPOHSBORCTBO   omme наиболее передовым требованиям
новую конструкцию клапана и толкателей.  „овременности.

Технические силы завола будут заняты   В 1936 году мы разработали первую
конструированием и подготовкой к произ-   конденсапионную  одновальную паровую

водству . нового, более мощного  мото-
ра, освоение и выпуск которого должны
быть обеспечены в 1938 г. Будет также
произведена вся подготовительная работа
к выпуску открытой легковой машины —
фаэтона.

Как известно, Горьковский автозавод
им. Молотова — самое конвейеризирован-
ное предприятие страны. Уже сейчас на
заводе действуют 30 километров различ-
ных сборочных конвейеров. транспортеров

турбину мощностью в 100 тыс. киловатт
Ha 3 тыс. оборотов в минуту. Эта’ машина
находится уже в производстве и будет
выпущена в 1937 году. Таких турбин
еще нигде не строили. Самая крупная
паровая турбина на 3 тысячи оборотов
в минуту, построенная фирмой «Сименс п
Шуккерт» и установленная на электро-
станции в Шелле, имеет мощность в 72
тысячи киловатт. :

`бусный мотор весят 462 килограмма, наш

ГОДУ

транспорт _ Модели будущих
ного п быстрохолного вида пассажирского машин
транспорта.

Мапиностроительный завод должен не-
престанно совершенствовать типы своих
машин и глядеть вперед, чтобы ‘его про-
дукция технически прогрессировала.

В 1937 тоду мы будем проектировать
технологический процессе 1938 года. В
1936 roxy мы разработали модель маши-
ны 1937—1938 тг., а в наступающем году
наши конструктора будут работать над.
конструкцией и испытаниями моделей ма-
шины 1939 года.

В 1937 году создадим электрооборудова-
ние для лвухярусных троллейбусов большой
емкости. Хотим обогнать на этом англий-
скую фирму «Метро Виккерс». Ее троллей-

булет весить 438 килограммов.

Мы приступили к постройке вомфорта-
бельного, бесшумного трамвайного вагона,
который при меньшем весе может развить
большую скорость.

Директор завода «Динамо» им. Кирова

Е. ЖУКОВ. Директор завода им. Орджоникидзе
Б. ГУТНОВ.
ОПЫТНОЕ СУДНО «ПЕРЕГНАЛА»

Коллектив завода «Красное Сормово»
сейчас усиленно работает над выпуском Е
открытию канала Москва— Волга 16 судов,
из которых — 4 теплохода дальнего сле-
лования и 12 для обслуживания при-
городного движения.

Группой молодых талантливых инжене-

Коллектив изобретателей под моим руко-
водством разрешил проблему нового горного
инструмента для перфораторного бурения.
Нанги буровые коронки, изгетовленные це-
ликом из отечественных материалов. назва-
ны «Перегнала» во исполнение лозунга:
«догнать и перегнать».

О ть Керичевым. Мазу- Буровые коронки «Перегнала» по срав-
риным, Меркурьевым, Крыловым, Янов- нению с лучитими американскими при работе
ским и др. сконструирован новый =

на кренких породах дают увеличение тех-

600-сильный буксирный винтовой тепло- нической - скорости бурения в 2—4 раза,

хол. По своей конструкции он значительно

are заграничных систем Дюза Корта. el ens eee ee”
ес сконструированного нас судна - на ув ,
р у УХ в 140—200 раз.

олну полезную силу почти в два раза
меньше веса существующих в СССР бук-
сиров.

Нашему коллективу в 1937 году пред-
стоит поставить на заводе массовое произ-
водство коронок «Перегнала».

и рольгангов. В 1937 году будет пущено
не менее 20 километров новых конвейеров,
которые свяжут между собой цехи и будут
транспортировать детали внутри цехов.

Мы будем упорно работать нал лальней-
шим под’емом производительности труда.
На некотором оборудовании Hamu стаха-
новцы обогнали американцев. Нам извест-
но, что на заводе Форда при обработке
поршня на станке «Рит-прендие» (расточ-
ка юбки, нарезка торца) лают 240 порш-
ней в чае. У нас на этом же станке лают
500 поршней в час. При обработке шатун-
ных шеек коленчатого вала на станке «Кран-
шафт» в Америке лают 30 валов в час, на-
и стахановцы на этом станке дают 40 ва-
лов в час. Амераканские нормы ковки ко-
ленчатого вала—100 штук в час. А куз-
нец-орденоносец Фаустов отштамповал по-
следний раз 254 коленчатых вала в час.
Именно на этот путь перевыполнения аме-
риканских норм мы зовем весь коллектив
завода.

После окончания реконструкции автоза-
вод им. Молотова окажется техническая в00-
руженным для выпуска более 300 тысяч
машин в год. При некоторых же дополни-
тельных вложениях завод сумеет дать
в год 420—430 тысяч машин.

Директор автозавода им. Молотова
С. ДЬЯКОНОВ.

Oe ‘

_ МОЩНЫЕ
ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ

В 1936 году ленинградский завод
«Электросила» им. Кирова выпустил ряд
новых машин, в том числе таких, которые
не уступают машинам передовых запално-
европейских фирм. В частности, завод на-
чал производить  турбогенераторы серии
«2-я пятилетка». Выпущено  оборудова-
ние для слябинга и тонколистового стана
«Запорожстали». Такого оборудования в
Европе ло сих пор не строили.

В 1937 году завод намечает дальней-
шее освоение турбогенераторов «2-я пяти-
летка». Будут выпущены 50-тысячные и
100-тысячные турбогенбраторы на 3 ты-
сячи оборотов в минуту.

Директор завода «Электросила»
им. Кирова‘ Н. ДЬЯЧЕНКО.

В 1937 г. будут строиться три турби-

ны мощностью ‘в 50 тысяч киловатт на
3 тысячи оборотов в минуту. Одна из них
будет иметь начальное давление
з 125 атмосфер и температуру в 450 граду-
сов по Цельсию. Это будет одна из самых
экономачных маптин.

пара

Заведующий конструкторским бюро
паровых турбин завода им. Сталина

Д. БУЗИН,

А. Ф. Волков — стахановец-мастер Уралмаша (г. Свердловск) и его ученица
комсомолка-стахановка Клава Сидельникова, выполняющие

Опытное судно будем строить в 1937
году.

Что мы себе намечаем на третью пяти-
летку? Самое главное — это осуществить
утвержденную наркомом реконструкцию
завода. После реконструкции завод будет
давать не 20—25 судов в год, как те-
перь, а ло 50—60 судов в год.

Директор завола «Нрасное Сормово»
М. СУРКОВ.

свою норму
Фото В. Темина.

ной, стахановской работы. Мне пришлось

завод испытывал большую нужду.

Изобретатель инж. Н. АМАТОВ.
бе

ОСВОЮ СЛОЖНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ

1936 тод был для меня годом серьез-

осваивать резьбовые калибры, в которых
Эту за-
дачу я с успехом разрешил. Нормы англий-
ской велосипедной фирмы «БСА»—изгото-
вление одного калибра в 4 часа 50 минут—
мы перекрыли более чем в два раза.

В нынешнем году я намерен разрептить
следующие задачи:

Организовать изготовление сложных ра-
диусных калябров — это большое и ответ-
ственное дело. так как наш завод до сих
пор не изготовлял их, а пользовался ранее
привезенными с завода «БСА»; хочу освоить
изготовление сложных концентрических ка-
либров и рационализировать изготовление
«кондукторов» (ведущие части станка).

Инструментальщик — Московского
велозавода ВИКТОР ТЮНЕВ.

ое

ЛИНИИ
АВТОМАТОВ

Большое применение получили теперь
во всем мире станки-автоматы. Теперь в
американской промышленноетя уже есть
попытки применить целый комплекс стан-
ков, изготовляющих; определенное изделие,
то-есть создаются автоматические линии
станков. =”

Экспериментальный — научно-исследова-
тельский инстатут металлорежущих стан-
ков приступает к разработке проекта авто-
матической линии, которая будет состоять
из аггрегатных станков. Такие линии будут
установлены ‘на московских заводах «Крас-
ный пролетарий» и им. Серго Орджони-
кидзе.

Аггрегатостроение получило наибольшее
развитие на сверлильных, расточных и
резьбонарезных работах. Наш  инетитут
приступит в 1937 г. к автоматизацея
шлифовальных и фрезерных работ.

Директор Института металлорежу-
щих станков 3. ЛЕВИН.

Народный
праздник

год
ПОБЕД

ГОРЬКИЙ, 1 января. (Корр. «Правды»).
Как только вечерний сумрак спустился
над городом, в домах, детеких садах, клу-
бах зажглиеь яркие огни новогодних елок.
В веселых хороводах закружились тысячи
детей.

В Сормовском дворце культуры на ново-
годний стахановский бал собралось почти
полторы тысячи рабочих. Сормовичи, празд-
нуя ветречу нового года, подвели итоги
грандиозных побед социализма. ‘

Яркий новогодний фейерверк вспыхнул
у клуба завода имени Ленина. Встреча но-
вого года здесь-—лвойной праздник: sa 3
гола и 11 месяцев завод выполнил план
второй пятилетки.

педагогов участвовали в новогол-
нем маскарале. организованном в ‘област-
пом Доме учителя. Грандиозный бал-маска-
рад состоялея также в горолеком хворце
культуры имени Ленина.

0 празднике обновленной земли, нраздни-
ке побед социализма в стране Советов ког-
ла-то мечтал великий буревестник револю-
ции Максим Горький. В 1901 голу в своем
впервые‘ опубликованном сегодня в област-
ной газете письме к редактору-издателю
«Знания» К. П. Пятнипкому он писал из
Нижнего-Новгорола:

«...Новый год я встретил превосходно, в
большой компании живых духом, здоровых
телом, бодро настроенных людей. Они— вер-
ная порука за то, что. новый век воистину
будет веком духовного обновления. Они ве-
руют и в незыблемость идеала, и в свои
силы тверло ‘итти к нему. Едва ли кому из
них улыбнется счастье. многие испытают
великие мучения. множество погибнет лю-
дей, но еще больше родит их земля, и В
конце концов одолеет красота, справедли-
вость, победят лучшие стремления челове-

ка...»
у х * *

БАКУ.

Встреча нового года в Баку совпала ¢
важным событием — выполнением годового
плана по нефти. Улицы столицы орденонос-
ного Азербайджана были переполнены ра-
достными толпами людей. ;

Во дворце культуры им. Шаумяна но-
вый год встречала молодежь комсомольцы,
пионеры нефтеперегонных заводов. Bew-
Iy—s клубах, квартирах  рабочих—ве-
селье, пляски, песни.

Весело прошла встреча нового года на
квартире у инженера-нефтяника— делегата
Веесотозного \Ш С’езда Советов Гамар Ра-
гимовой. За столом собрались многочислен-
ная семья и гости. С непередаваемой тепло-
той и любовью Рагимова рассказывала со-
бравшимся гостям-—буровым мастерам, сту-
дентам, преподавателям—0 Москве, о неза-
бываемых встречах со Сталиным.

ХАРЬКОВ

На квартире у начальника сталелитей-
ного отдела Харьковского  паровозострои-
тельного завода им. Коминтерна тов. Ме-
таньева собрались встречать новый год
лучшие сталевары завода: Молчанов, Кот-
ляр, Джура, машинист завалочной машины
Шандуло и многие другие. Вогда часы про-.
били двенадцать, знатные гости подняли
первый тост за того, чьим гением освещена
наша прекрасная жизнь, — за Сталина.

Необычайное оживление парило вечером
и ночью на стадионах города, в клубах,
парках, театрах. На катках были устроены
огромные елки, вокруг которых кружились
конькобежцы.

ЗВЕНИГОРОД

В колхоз имени Макарова, Звенигород-
ского района, прилетел самолет агитэскал-
рильи им. Максима Горького. На колхозном
поле у села Саввина он сбросил «деда-мо-
реза» с подарками для колхозных ребят.
«Деда-мороза» — параппотиста* эскадрильи
тов. Щукина с восторгом встретили сотни

Героическая эпопея

(ОКОН

Отход товарища Ворошилова через Дон-
басс на Царицын является образцовым уро-
KOM стратегического искусства с точки
зрения выбора базы для революционных
армий.

Этот урок отхода на свон базы гражлан-
ской войны с большим успехом впослед-
стваи повторили: на Украине—-группа Яки-
ра-—=Гамарника, на Урале—_Блюхер.

Как только части армии товарища, Во-
ротилова вошли в соприкосновение е ча-
стями царицынского штаба обороны, това-
pum Сталин сразу же приступил к орга-
низацни славной 10-й армии. Уже 23 июня
товарищ Сталин подписывает приказ о па-
значении тов. Ворошилова командующим
войсками Царицынского фронта и 10-й
армни. Из многочисленных, закаленных в
боях и походах партизанских отрядов и
полков создается впервые настоящая регу-
лярная армия с аппаратом армейского
управления; в соответствии с задачами
подвижной маневренной операции части
реорганизуютея в полки и дивизии, назна-
чаются проверенные, испытанные началь-
ники; все подчиняется единой воле.

22 июля, когда начинаются для Цапи-
цына тяжелые и славные дни оборо-
ны, товарищ Сталин берет на себя вею
полноту руководства и ответственности за
оборону Царицына уже в. качестве пред-
седателя военного совета фронта.

Несмотря на почти хвойное численное
превосходство донской армии Краснова, то-
зарищ Сталин планирует не только оборо-
ну. но и разгром - противника. Эта вера
в победу была неисчерпаема: ‘часть этой
сталинской веры в победу носил в себе
каждый боец вороптиловского фронта. Эта
уверенность в победе былз важнейшей
предпосылкой того незабываемого героизма
и славы, которой покрыли себя муже-
ственные войска парипынской обороны.

Царицын. выдержал лва окружения вявое
превосходными _ силами противника. 0ба
окружения представляли  концентрическое
наступление в общем направлении с запала

_ на восток. Целью этой блокалы было окру-
жить войска Парицынского фронта и сбро-
cits ux в Волгу, для чего против-

ЧАНИЕ)

HHE стремился добиться полного. охвата по-
лукольцом, фланги которого упирались в
Волгу.

Для защитников Царицына, таким обра-
зом, предстояла крупнейшая операция 19
обороне вдвое меньшей армией, чем у про-
тивника.

Надо учесть, что Царицын не Верден,
т. е. не крепость, что никаких не только
искусственных, но и естественных 0б050-
нительных рубежей, которые давали бы
преимущество обороны, вблизи нет. Все
численное и военно-техническое преимуще-
ство было на стороне белых (армия белых—
27.000 пехоты, 30.000 конницы, 175 ору-
лий, 610 пулеметов, несколько бронепоез-
лов, 20 самолетов плюс резервы; Ёрас-
ная Apmas — до 30.000 пехоты. 3.400
сабель. 100 орулий, 260. пулеметов. не-
сколько бронепоездов). Комсостав белых ар-
мий в профессиональном смысле был 00-
лее подготовлен. Первым выводом, кото-
рый: напрашивается из этого соотношения
сил, будет тот, что численное превосход-
ство не является решающим  фавбтором
победы.

Что же определило, в таком случае, побе-
ху Парипынского фронта над белой армией
Краснова? Эту победу определили три бес-
спорных фактора: а) классовая сознатель-
ность и полная классовая слитность инте-
ресов бойцов и революционных командиров;
6) бесспорное превосходство советского по-
литико-стратегического искусства, вдохно-
вителем которого являлся товарищ Сталин:
в) исключительная активность  оборовы,
как метод  полковолческого искусства
командующего фронтом тов. Ворошилова.

В июле армия Деникина, распространяясь
на Северном Кавказе, где делом обороны
руководил тов. Орджоникидзе, грозила пол-
ностью изолировать от Южного фронта ку-
банскую Красную Армию. Это означало по-
терю Северного Кавказа и обрекало ку-
банскую армию на большие лишения. {lo-
этому установлению гзаимолействия с ча-
стями Кубано-Черноморского фронта това-
pum Сталив прилавал большое значение.

Войска Царицынского Фронта распреде-

лены были по трем секторам: правый бое-
вой участок (Усть-Медведицкий), централь-

ный (Царицынский) и левый, или Юж-
ный. Основные силы во главе с наиболее
организованной и высокобреспособной ком-
мунистической дивизией, сформированной
тов. Ворошиловым из выведенных им от-
рялов донецких рабочих, сосредоточены
были на среднем царицынском участке.
Всем участникам ставились активные за-
дачи, но в целях установления взаимодей-
ствия с частями Кубано-Черноморского
фронта наибольшую активность должен
был проявить южный участок — сальская
группа; в силу этого операциями южного
участка руководил непосредственно - тов.
Ворошилов. На центральном участке опера-
цин развивались вначале успешно, но вскоре
обнаружилось, что ‘главный удар группой
Мамонтова наносится именно на этом уча-
стке; части 10-й армии вынуждены были
постепенно отходить, и к 15 автуста
1918 г. Мамонтов был уже непосредетвен-
но на ‘подступах к Царицыну.

На правом участке удар наносила груп-
па генерала Фицхелаурова, которой удалось
достигнуть Волги и раз‘единить камышин-
скую группу от Царицынского фронта.

Около 20 авгуета 1918 г. белые была
в 15—20 километрах от Царицына. Олна-
ко все их чрезвычайно ожесточенные ата-
ки разбивались, и все попытки прорвать
фронт не дали никаких успехов. Наоборот,

с каждой атакой вера белых в свои силы.

падала, и. наконец, их политико-моральное
состояние явно стало сдавать. Тогда тога-

рилг Сталин начинает проводить свой плач.

и 23 августа от обороны переходит в на-
ступление. На всех участках белые уже
не в состоянии сдержать стремительное на-
ступление Красной Армин, и к 7 сен-
тября наступление советских войск Цари-
цыневого района. как докладывает Сове-

ту Народных Комиссаров товарищ Сталин,

«увенчалось успехом... Противник разбит
на-голову и отброшен за Дон. Положение
Царицына прочное. Наступление  продол-
жается».

- Так блестяще закончился первый период
борьбы за Царицынский плацдарм. 06 этом
периоде тов. Ворошилов пишет так;
«Красновекие казачьи части ведут насту-
пление на Царицын, пытаясь концентри-
ческим ударом сбросить красные полки на
Волгу. В течение многих дней красные
войска, во главе с коммунистической ди-
визией, сплошь состоявшей из рабочих Дон-
басса, отражают исключительной силы на-

тиск прекрасно организованных казачьих наносился белыми в Центр на царицын-

частей. Это были дни величайшего напря-
жения. Нужно ` было видеть товарища
“Сталина в это время. Как всегда спокой-
ный, углубленный в свои мысли, он бук-
вально нелыми сутками не спал, раепре-
деляя евою интенсивнейшую работу между
боевыми позициями и штабом армии...
нае не было путей отхода. Но Сталин о них
и не заботилея. Он был проникнут одним
сознанием, одной единственной мыслью —
победить, разбить врага во что бы то ни
стало. И эта несокрушимая воля Сталина
передавалась всем его ближайшим сорат-
никам, и, невзирая на почти безвыхолное
положение, никто не сомневался в победе.

И мы победили».

Но надо было видеть и достойного сорат-
ника Сталина — тов. Ворошилова в эти
дни. С неукротимой энергией, с абсо-
лютным. пренебрежением к опасности боль-
шевик-командарм появлялся в самые отвег-
ственные моменты и на самых рептительных
участках боя с-тем, чтобы своевременным
распоряжением, личным примером восета-
новить порядок, определить задачу и поле-
сти части к намеченной пели. Мужеством
его буквально заражались все бойцы.

За этот первый период блокады выросли,
под сталинским руководством, воепитались
ий закалились в боях кадры командиров,
вышедших непосредственно из рабочей мас-
вы. ь

Переход в наступление частей Царицын-
ского фронта привел в результате к раз-
грому белых и к быстрому веерообразному
отходу их от Царинына. Это дало возмож-
ность установать связь е Югом. Вместе с
тем создавались условия полного разгрома
донской армии. если бы командование Юж-
ным фронтом организовало удар, как этого
требовал товарищ Сталин, Однако — этого
не произошло. Между тем Царицынский
фронт нуждалея в пополнении боеприпа-
сами как никогда; в конце сентября кри-
зис с боеприпасами и снаряжением стано-
вился почти катастрофическим. Недопусти-
мо преступное отношение к нуждам фоон-
та во стороны Тропкого привело к тому,
что товарищ Сталин перестал обращатьея
в РВС республика и о всех нуж-
дах сносилея непосредственно с Лениным.
Эта  проволочка в снабжении ~ дала
возможность оправиться  Враснову, ко-
торый вновь в BOHM сентября пред-
принимает поход на Царицын. Но ec-
ли при первом окружении главный удар

ский участок, то теперь уже основная мас-
са сил Краснова сосредоточивается против
южного участка. И лействительно, Мамон-
тову удается вначале успешно оттеснить
части южного сектора. Нелостаток боепри-

У пасов вынудил части Царицынского фронта

вновь отходить на Царипын, который
опять оказался окруженным. Положение
частей было более тяжелым, чем при пер-
вом окружении, так как, с одной стороны,
новые пополнения не были еще достаточно
обстреляны, а во-вторых, и самое главное,
не было достаточно снарядов и патронов.
Чтобы восполнить этот недостаток, Военный
Совет предпринял широкие оборонительные
работы, использовав для этого и нетрутое
вое население: на огромном протяжении
фронта создаются линии окопов и прово-
лочных заграждений; вообще в этот пе-
риод военно-инженерные работы оборочи-
тельного характера были развернуты тп-
роко.

Этот второй период блокады отличался
многочисленными атаками противника п07-
ти на всех участках фронта. Но особой яро-
стью отличались атаки на южном и цент-
ральном участках. Противник нес страш-
ные потери, но тем не менее были момен-
ты, когда, казалось, фронт не выдерживает
удара. В такие моменты в этих пунктах,
пренебрегая смертельной опасностью, неиз-
MeHHO появлялея Topapam Сталин ила
товарищ Ворошилов, или оба вместе, и по-
ложение немедленно восстанавливалось.

Были участки, где силы пехоты совер-
шенно иссякали, истощалиеь резервы, и
тогда, наперекор всем «правилам», выдви-
талась масса артиллерии, которая открывала
убайственный огонь ‘и восстанавливала
положение. Г

Вообще этот период обороны заполнен
беспримерным героизмом как отдельных
бойцов и команлиров, так и целых частей
и соединений 19-й армии.

Царицын вновь стал решающим пунктом
операции белых на всем Юге. Однако ни
бешеные штурмы Царицына, ни попытки
изолировать 10-ю армию от связи с саль-
ской группой и кубанской армией ус-
пеха белым не дали. Подходившие с юга
сначала Стальная дивизия, & затем саль-

ская группа с конницей Буденного pac-
строили планы белых.

Дорого заплатили белые за эти беше-
ные штурмы Царицына: как и в первом
окружении, их силы были расстроены, и ну-
жен был только момент, чтобы от обороны
перейти к решительному наступлению.
Этот момент назрел 23 октября, когда
тов. Ворошилов от обороны перешел & pe-
шительному контрудару и широкому на-
ступлению, хотя командование Южного
фронта оказалось неспособным поддержать
это наступление.

Й на этот раз 10-я армия покрыла себя
неувядаемой славой. Оборона Царицына —
классический образец операции,  соче-
тавшей в себе все элементы непреодо-
лимой обороны и исключительной способ-
ности к наступательному удару. Этой бес-
примерной активностью и об’ясняетея тот
факт, что оборонительная операция, kak
правило, заканчивалась разгромом насту-
павшего на Царицын противника.

Эпоха обороны Царицына открыла собой
новую страницу в военном искусстве граж-
ханской войны. Всю тяжесть и ответствен-
ность за новые принципиальные основы
стратегии в гражданской войне и за ее
успех взял на себя гениальный вождь
товарищ Сталин.

Ему, товарищу Сталину, мы обязаны
тем, что на царицынеких полях кадры
Красной Армии, и, в первую очередь, слав-
ные кадры 10-й и Первой Конной армий,
получили наглядные, классические 0браз-
цы методов ведения войны.

Полководческому таланту тов. Ворошило-
ва мы обязаны тем, что на уроках побело-
носной борьбы защитнаков Царицына мы
получили образец опезативно-тактического
искусства, пример исключительного муже-
ства, на которое способны революционные
армии.

Мобилизующая сила политико-стратеги-
ческих и оперативно-тактических илей,
развернутых гением Сталина и полковод-
ческим искусством Ворошилова на полях
Царицына, оказала во все последующие
этапы гражданской войны решающее влия-
пие на основные  оперативно-стратеги-
ческие планы командования Красной Ар-
мии.