ВТОРОЙ

Десять лет назад доктор Сергей Сергее-
вич Брюхоненко проделал опыт, поразив-
ший ученых всего мира: он отрезал у с0-
баки голову, присоединил к ней аппарат
искусственного кровообращения, м отрезан-
ная голова продолжала жить в течение
шести часов. Она реагировала на все раздра-
жения: моргала глазами, визжала, глотала
пищу, облизывалаеь. Свой опыт Брюхонен=
ко проделывал с помощью сконструирован-
ного им искусственного сердца — автожек-
тора, подающего кровь с такой же перио-
дичностью, точностью и наполнением, как
настоящее. .

Через несколько лет Брюхоненко пере-
шел ко второй стадии своих экспериментов
— оживлению целого организма. На опера-
ционный стол клали собаку, вскрывали ей
грудную клетку и останавливали стальным
зажимом работу сердца. Через несколько
минут наступала смерть. Затем, после
незначительного перерыва, зажим снимали.
Брюхоненко включал автожектор, и ‘собака
оживала. Эти опыты вызвали неимоверную
шумиху во всем мире. Фашистские мрако-
бесы заявили, что Брюхоненко кощунствует,
богохульствует, и предали его анафеме.
Брюхоненко спокойно продолжал экспери-
ментировать.

В прошлом году для Брюхоненко был ©0-
здан специальный  научно-исследователь-
ский институт экепериментальной физио-
логии и терапии.

Центром института является физиологи-
ческая лаборатория. Именно здесь прово-
дятся замечательные опыты оживления жи-
вотного организма. Здесь ученые пристально
изучают механизм смерти, с тем, чтобы
найти в нем пути продолжения жизни.

— Смерть; — говорит Брюхоненко, —
это очень своеобразный  физиологиче-
ский процесс, состоящий из многих эта-
пов. Мы стремимся понять, на каком из
этих этапов наука в состоянии возвратить
жизнь и где она становится бессильной.

Работы института показали, насколько
плительны и сложны эти этапы. Раньше
считалось, что вернуть жизнь животному
можно только в том случае, если между
моментом смерти и началом оживления
прошло не больше 5 минут. На операцион-
ном столе Брюхоненко автожектор сейчае
пускается через полчаса после того, как
врачи констатировали все признаки смер-
ти, и собака оживает.

Несколько месяцев назад институт одер-
жал другую крупную победу. Научные

сотруднаки Брюхоненко овладели методом,

сохранения жизни оживленного организ-
ма. Прежде они умели только оживлять,
и по истечении нескольких часов после
операция животные погибали.

В питомнике института сейчас резвятся
пять собак, живущих второй жизнью:
«Прим», «Секунда», «Цыганчик», «Коз-
лик» и «Девочка». Все они были умерщ-
влены, а затем оживлены в августе и сен-
тябре пропелого года. Самым старшим из
nex является «Прим»: со лня его второго
рождения прош уже 5 месяцев. «Се-
кунда» моложе его на два дня. Умирали
эти собаки по-разному: некоторых отра-
вляли, у других выкачивали всю кровь, но
ныне все они чувствуют себя одинаково
хорошо: прыгают, скачут, обладают отлач-
ным аппетитом и резко прибавили в весе.

На примере этих собак доказано, что
оживление оказалось полным, внутренние
органы не претерпели изменений, функция
организма остались нерушимыми. Значение
этих примеров трудно переоценить. Они
показывают, что институт раскрыл секрет
второй жизни организма, такой же полно-
ценной, как и первая.

Прарода продолжила опыт доктора Брю-
хоненко. Одна из подопытных -собак-—«Де-
вочка», оживленная 17 сентября, сейчас
беременна. Беременность развивается впол-
не нормально. Отцом является тоже’ быв-
ший мертвец «Цыганчик». Случай — 0ес-
примерный, представляющий большой на-
учный интерес.

В этой же лаборатории ведутся большие
работы по изучению проблемы шока—

ИНСТИТУТ

ЖИЗНИ

очень близкое в смерти состояние организ-
ма, нередко переходящее в смерть. Явле-
ния шока весьма распространены; они ча-
сто наступают после операции, при трав:
мах, при внезапной большой потере крови
и проч. Лаборатория иселедует природу

пока, изменения, вызываемые им в крови,

и клетках, влияние на внутренние органы.
Экснериментальным путем лаборатория по-
лучает пюк у животных и потом лечит
его, разрабатывает методику предупрежде-
ния шока.

В стенах физиологической лаборатории
родилась и новая теория лихорадки, о кото-
рой доктор Брюхоненко докладывал на про-
неходившем в прошлом году в СССР между-
народном конгрессе фазиологов. Институт

открыл своеобразный класс химических со-
единений, вызывающих произвольное повы-
шение или понижение температуры У жи-
вотных. Особенно разительно действие по-
нижающих препаратов. ,

Остальные лабораторив занимают в ин-
ституте подсобную роль, хотя и работают
над очень важным темами. Прекрасно
оборудованные химические и биохимиче-
ские лаборатории заняты главным образом
поисками и созданием препаратов, препят-
ствующих свертыванию крови или, наобо-
рот, свертывающих кровь. Такие препа-
раты — основа современной практики пе-
реливания крови. Институтом уже приго-
товлено 106 полобных химических соеди-
нений.

Отлично поставленные мастерские обес-
печивают институт любыми аппаратами и
конструкциями. Здесь следует указать, что,
разрабатывая ту или иную частную про-
блему, работники института, и ® первую
очерель его директор С. С. Брюхоненко,
много изобретают. Эти изобретения реали-
зуются в практической работе лаборато-
рий, а затем будут переданы промышлен-
ности. Так родилась бесступенчатая пере-
менная передача, позволяющая регулиро-
вать число оборотов ведомого шкива в пре-
делах 1:16: так был создан электротермо-
метр, требующий для измерения темпера-
туры тела 15-—20 секунх и позволяющий
вести оточет с точностью до одной сотой
градуса: ‘

В стенах института работают крупные
специалисты. Известный хирург, заслу-
женный деятель науки проф. Н. Н. Тере-
бинский проводит сложнейшие операции
нал клапанами сердца и сосудами живот-
ных, искусственно создавая пороки сердца
и осуществляя другие эксперименты. Ра-
боту химических лабораторий возглавляют
сотрудники тт. В. Д. Янковский и В. И.
Максимов. Деятельность мастерских на-
правляется талантливым изобретателем тов.
Г. А. Bopeas. Физиологическую лаборато-
рию ведет непосредственно С. С. Брюхо-
ненко при участии своего старейшего на-
учного соратника доктора М. К. Марцинке-
вич. Всего в институте работает 135 че-
ловек.

Доктор Брюхоненко указывает, что ему
лично и институту постоянное содействие
оказывали зав. отделом науки Централь-
ного Комитета ВКП(б) тов. К. Я. Бауман
и Центральный совет Общества изобрета-
телей.

x & &

В прошлом году на одном из заседаний
международного физиологического конгрес-
са тов. Брюхоненко продемонстрировал де-
легатам опыт оживления умерщвленной
собаки. Опыт произвел исключительное
впечатление на всех иностранных ученых.
Знаменитый французский физиолог проф.
Ляпик заявил: :

— Я всю свою долгую жизнь работал
над проблемами физиологии организма, но
такых вещей никогда не видел. У вас
блестящее будущее. ‘

Это будущее осуществляется. 2

На основании результатов работы кол-
лектива института доктор С. С. Брюхо-
ненко убежден в том, что проблема ожи-
вления человеческого организма может
быть тоже разрешена.

Л. БЕРЕГОВОЙ.

ЛЕНИНГРАД, 3 января. (Корр.
пы»). Сегодня пущено несколько цехов но-
вой фабрики, которая будет вырабатывать
изделия из пластических масс. По аесорти-
менту изделий и по масштабу производства
она будет крупнейшей в СССР. Стоимость
ее ежегодной пролукции будет достигать
45 млн рублей. В этом году фабрика вы-
пустит азделий на 19,5 млн рублей.

В производстве найдут применение новые
методы использования разнообразнейшего
сырья. Они открывают широкие перспекти-
вы для внедрения пластических масс в раз-
личные отрасли народного хозяйства.

На столе главного инженера строитель-
ства и технического директора фабрики тов.
И. Д. Абрамеона лежат образпы изделий.
Вот небольшюй биллиардный шар. Он обла-
дает необычайной твердостью, тяжел и эла-
стичен. Внешне он похож на изделие из
карельской березы. Этот шар изготовлен из
обрубка простой березы методом «плавления
древесины».

Легко понять, какие перспективы откры-
вает перед нами возможноеть превращения
огромных отходов лесообрабатывающей про-
мышленноети в сырье для изготовления
полноценных изделий: ответственных дета-
лей машин (шестерен, втулок), текстильных

Продолжают поступать отклики на 0б-
ращение пленума зерновой секции Всеесоюз-
ной Академии сельхознаук им. В. И.
Ленина о всесоюзном соревновании за вы-
сокий урожай зерновых. Научный совет
Харьковской областной опытной сельско-
хозяйственной станции обязался добиться
на своем поле рекорлных для области уро-
жаев: 70 центн. озимой пшеницы на ’уча-
стке в один га и по 50 центн. на, площади
не менее 5 га, 60 пентн. ячменя и 150
центн. ‘кукурузы с гектара на небольших
участках.

В Сталинградекой области в соревнова-
ние включились колхозы Михайловского,
Камышинского. Алексеевского и др. райо-
нов. В Серафимовичеком районе Фомишин-
ский колхоз обязалея снять средний ypo-
жай в 11,5 центн. пшеницы с га. Колхоз
вывозит на поля 1.200 тонн навоза и про-

Операция оживления собаки в институте доктора С. С. Брюхоненко. Слева —
аппарат «искусственное сердце», с помощью которого производится оживле-
вие организма.

_КРУПНЕИШАЯ ФАБРИКА
ПЛАСТИЧЕСКИХ МАСС

«Прав-   челноков и всякого рода предметов широ-

кого потребления.

Большое практическое значение имеет
разрабатываемый фабричной лабораторией
способ получения из пластической массы
тончайших листов необычайной крепости.

Отходы, кожевенной промышленности и
сельского хозяйства до сих пор истюльзо-
вались очень плохо. Этому кладет конец но-
вый способ их обработки путем получения
так называемого пресс-порошка — исход-
ного полуфабриката для пластических масс.

Новая фабрика выстроена по проекту
инженера И. Д. Абрамсона. — молодого ©0-
ветекого ученого. Ёму и инженерам Д. Л.
Бохану и В. В. Малышеву принадлежит
разработка большинства новых рецептов и
методов производства, осваиваемых фабри-
кой.

В ассортименте фабрики решающую роль
будут играть предметы широкого потребле-
ния. В 1937 г. фабрика даст 100 млн худо-
жественных пуговиц (около 100 различ-
ных фасонов), 1 млн граммофонных пласти-
нок, миллионы пряжек, брошек, затюнок,
сотни тысяч художественных портсигаров,
пулрениц, мундштуков, биллиардных ma-
ров. С будущего года . производственная
программа завода будет удвоена.

Л. ГАН.

Всесоюзное соревнование
‚ за высокий урожай зерновых

водит
810 га.

В Белоруссии ‘обращение участников
расптпиренного пленума зерновой секции
подхвачено сотнями колхозов. В колхозе
«Красный партизан». Минского района,
борющемея за 25 центн. зерна с га, созда-
ны сортевые семенные и страховые фонды,
усиленно заготавливаются местные удобре-
ния и заканчивается ремонт сельскохозяй-
ственного инвентаря,

Включились. во всесоюзное соревнование
и агрономы Черкесии. Старший агроном
Сулимовской МТС тов. Христовеон обязал-
ca помочь 20 звеньевым колхозов получить
не менее 100 центн. кукурузы е га. Агро-
ном Потапов создает во всех колхозах Су-
лимовского района постоянные семеновод-
ческие звенья. (ТАСС).

снегозадержание на площади В

НОВЫЕ ГЛАВКИ
НАРКОМТЯЖПРОМА

Нарком тяжелой промышленности тов.
Орджоникидзе издал приказ 0б организа-
ции в составе Наркомтяжпрома двух но-
вых главков: Главного управления хими-
ческого машиностроения — «Главхиммаш»
и Главного управления заводов предметов
mupororo потребления. Начальником «Глав-
химмаша» назначен тов. 9. 0. Болдвин, а
начальником Главного управления заводов
предметов широкого потребления — тов.
А. М. Питерский, освобожденный от 0бя-
занностей начальника Главметиза. (ТАСС).

ук

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРОЗНЕНСКОГО
НЕФТЯНОГО КОМБИНАТА

Орджоникидзе издал приказ 06 организа-
ции Грозненекого нефтяного комбината (на
базе трестов «Грознефть» и «Грознефтеза-
воды»). В состав комбината включаются
вновь организуемые тресты: «Малгобек-
нефть» (на базе Малгобекского промысло-
вого района), «Дагнефть» (на базе промы-
слов Избербаш, Ачи-Су и Дагестанских раз-
ведок), «Октябрьнефть» (на базе Октябрь-
ского и Старого промысловых районов),
«Грознефтеразвелка» (на базе конторы раз-

ведочного бурения «Грознефти»),  «Гроз-
нефтестрой» и др.
Начальником  Грозненского нефтяного

комбината назначен тов. С. Л. Розеноер,
управляющими трестов назначены: «Мал-
гобекнефть» — тов. С. A. Гутин, «Даг-
нефть» — тов. И. И. Toes, «Октябрь-
нефть» — тов. Б. Д. Дырченко, «Гроз-
нефтеразведка» — тов. И. А. Бездробный.

(ТАСС).
о

РАЗУКРУПНЕНИЕ ТРЕСТА
«ШАХТАНТРАЦИТ»

Орджоникидзе издал приказ о разделении
треста «Шахтантрацит» на два треста ——
«Шахтантрацит» и «Несветайантрацит».
Управляющим «Шахтантрацита» назначен
тов. В. И. Петрунь, освобожденный от 0бя-
занностей зав. шахтой им. 10-летия «За
индустриализацию», а «Несветайантраци-
та» — тов. А. М. Непомнящий. (ТАСС).

оно

НА КУЗНЕЦКОМ ЗАВОДЕ
ПУЩЕН НОВЫЙ
СТАН «900»

НОВОСИБИРСК, 3 января. (ТАСС). На
Кузнецком металлургическом заводе имени
Сталина вступил в эксплоатацию заготовоч-
ный прокатный стан «900» (диаметр вал-
ков 900 миллиметров). Оператор-ордено-
носец Михаил Русских прокатал за первую
смену 277 тонн заготовки.

Заготовочный стан «900» будет прока-
тываль. крупные блюмсы (квадратные заго-
товки) в более мелкие для стана «500».
Он будет также катать мелкие слябы (пло-
ская заготовка) для листового стана.

Пуск нового стана даст возможность раз-
грузить кузнецкий блюминг OT прокатки
мелких блюмсов и тем самым увеличить
его производительность. В результате Вуз-
нецкий завод сможет увеличить в 1937 г.
выпуск товарного проката до 1.200 тыс.
тонн вместо 860 тыс. тонн в 1936 году.

Годовая производительность стана «900»
— около 1 млн тонн заготовки.

—о—

КОЛХОЗНЫЕ
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

МИНСК, 3 января. (Корр. «Правды»).
В колхозе «Заря», Дрыбинского района,
пущена новая гидроэлектростанция, седь-
мая по счету из построенных в истекшем
году в колхозах Белоруссии. В 1937 году
будут строиться еще 20 гидроэлектростан-
ций.

$

т ET TEE ee 2

КАК ДЕТИ ПОПАДАЮТ
В «ПРЕСТУПНИКИ

Многив руководители школ, отделов на-
родного образования и детских домов не
поняли серьезной ответственности, в0зло-
женной на них постаневлением партии и
правительства «О ликвидации детской бес-
призорности и безнадзорности». Больше то-
го, некоторые из них, неправильно истолко-
вав решение правительства о привлечении
несовершеннолетних за определенные виды
преступлений к уголовной ответственности,
пытаются снять с себя заботы о шаловли-
вых ребятах. Пусть, мол, ими лучше зани-
мается милиция...

Вот характерный случай с Сережей
Александровым, учеником 3-й средней
школы Приморского района г. Ленинграда.
Кто-то сообщил, что Сережа попал в пре-
ступную среду. Воспитатели, даже не про-
верив, насколько это сообщение ‘верно,
поспешили обратиться в уголовный розыск,

тула такое письмо:

Beer annpte Сергей, ученик 4-го
класса, по успеваемости отстающий, но
средних способностей, — ленивый, рас-
пущенный в поведении, хотя хулиган-
ских проступков не совершал, По слу-
хам, за ним имелись случаи краж, но
слухи эти не проверены. Было бы же-
лательно для его собственной пользы,
чтобы суд направил его в одну из ко-
лоний для исправления».

Вот другой случай. Директор 11-й шко-
лы Фрунзенского района г. Ленинграда
позвонил по телефону в областной отдел
уголовного розыска и сообщил:

У меня в школе есть очень шало-

вливая девочка, 14 лет, Люба Королева;

она не подчиняется школьной дисциплине:

шалит, дерется с ребятами. i
— При чем же здесь уголовный ро-

зыск?— резонно спросили директора.

— Я очень прошу вас вызвать Любу и
хорошенько ее там «припугнуть».

Млалшему лейтенанту милиции тов. Быч-
кову. долго пришлось доказывать директо-
ру, что педагогу следует прибегать к иным
мерам воспитания. И все же директор
остался крайне недоволен беседой.

Нередки факты непедагогического отно-
шения к детям. 0б этом, в частности, гово-
рит случай в детском доме, которым заве-
дует гр. Рюмин.

Пытаясь избежать ответственности, Рю-
мин никому не сообщил о побеге 11 своих
воспитанников. Через день после побега
один из них был задержан уголовным
розыском. Из беседы с мальчиком выяс-
нилось, что побег он совершил вмеете с
группой детей. Для возвращения мальчика
обратно в детский дом и выяснения фак-
тов побега уголовный розыск вызвал к
себе Рюмина, но последний категорически
отказался явиться.

Мальчика в конце концов вернули в
детский дом. Рюмину придется иметь дело
с прокуратурой.

Бюрократа Рюмина  перещеголяли в
Колпинском детском очаге. Там воспита-
ние детей возложено на кладовщицу Аки-
MOBY, малограмотную и некультурную
женщину. В декабре в этом детском очаге
произошел такой случай: четырехлетний
мальчик Альберт Кочергин во время игры
в «пионеры» нечаянно продавил барабан.
Узнав 0б этом «злодеянии», Акимова свя-
зала Альберту руки и посадила его в лед-
ник. Только через 30 минут его выпустили
из ледника.

Ленинградская областная прокуратура
срочно расследовала дело и привлекла ви-
новных к уголовной ответственности. Но
если бы работники городского и районных
отделов народного образования чаще бы-
вали в своих детских учреждениях и не
относились к работе по-канцеляреки, то
они во-время обнаружили бы безобразную
картину в Колпинском детском очаге, где
такие «методы» воспитания процветали
уже хавно.

При таком отношении к детям понятно,
почему в распоряжении прокуратуры и
суда так много фактов, говорящих о попыт-
ках подменить воспитательную работу ад-
министративными мерами.

И. СЛОНИМ.
Помощник прокурора
Ленинградской области.

Б. ИЗАКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПИРАТЫ

В западной части Средиземного моря и
в ВБискайском заливе произвольно хозяй-
ничают пираты. Они останавливают прохо-
дящие под различными флагами корабли,
заводят их в свои гавани, заглядывают на-

„тлыми глазами во все судовые помещения,
шарят грязными руками в судовых кни-
гах. Не проходит дня без сообщений о про-
тивозаконных действиях зарвавшихея мор-
ских разбойников.

14 декабря 1936 года пиратский крейсер
испанских фашистов поджег и потопил co-
ветский теплоход «Комсомол», шедший из
советского порта Поти в бельгийский порт
Гент с грузом чиатурской марганцевой ру-
ды. Команды одного английского и одного
бельгийского пароходов, очутившихея по-
близости от места преступления, были сви-
детелями злодейского акта.

Свершилось подлое и гнусное дело:
мощный крейсер напал в мирное время в
открытом море на безоружный корабль.
Мерзкие трусы, ликуя, глядели на гибель
советского теплохода с хорошо защищенной
палубы одетого броней крейсера.

Испанские мятежники являются агента-
ми фашистских интервентов. В качестве
таковых они рабски копируют действия
своих хозяев. Если обратиться к методам
пиратов, орудующих сейчас в испанских
водах, то можно отметить их подозритель-
ное сходство с действиями германского фло-
та в пернод мировой войны. Германское во-
енно-морекое командование особенно, ши-
роко прибегало к борьбе против коммерче-
ских флотов союзных и нейтральных лер-
жав. Действия этого рода стали неот‘емле-
мой частью военно-морской стратегии гер-
манского империализма.

Из глубины минувитих лет ветают при-
зраки многих тысяч мирных кораблей, пу-
щенных на морское дно пиратами ХХ века.

x * *

7 мая 1915 года германская подводная
лодка потопила в Атлантическом океане
английский гигантский пароход «узита-
ния». Находившимся на корабле пассажи-
рам не было предоставлено возможности пе-
ресесть в шлюпки. Погибло около тысячи
мирных людей, не имевших никакого отно-

шения к войне, в том числе много женщин
и детей. Среди погибших было немало под-
данных нейтральных государств, в частно-
сти свыше ста американских граждан.

Страшное и бесцельное преступление
возмутило общественное мнение всего мира.
Но современные пираты меньше всего при-
слушиваются к голосу ‘общественности.

Векоре в Средиземном море германские
подводные лодки пустили ко дну итальян-
ские пассажирские пароходы «Анкона»,
«Фиренце», английские пароходы «Вуд-
фильд», «Перша» и многие другие. Снова
нашли преждевременную смерть сотни без-
защитных людей. :

Стоит остановиться на обстоятельствах
гибели «Анконы», подробно описанных B
ряде авторатетных источников.

По сведениям бывшего министра ино-
странных дел (государственного секретаря)
США Роберта Лансинга *), обстоятельства
гибели «Анконы» рисуются в следующем
виде. 7 ноября 1915 года в Средиземном
море, недалеко от побережья Сардинии, не-
известная подводная лодка открыла огонь’
из надпалубных орудий по итальянскому
пассажирекому пароходу «Анкона». Паро-
ход остановился, подводная лодка подошла
к нему вплотную и, подняв австрийский
флаг, дала по пароходу в упор два орудий-
ных выстрела. На поврежденном корабле
приступили к спасательным работам. В раз-
гар последних, когда на корабле еще оста-
валось много пассажиров и членов экипа-
жа, подводная лодка пошла под воду и
послала мину в корпус тонувшего корабля.
Злоечастное судно быстро исчезло в вол-
нах вместе с еще находившимися на нем
людьми. По данным американского прави-
тельства, при потоплении «Анконы» погиб-
ло около двухсот пассажиров, в том чиеле
более двадцати американских подданных.
Роберт Лансинг обвиняет командира подл-
водной лодки, потопившей «Анкону», в
«холодной беесчеловечности» °).

А этот самый командир, — непосред-

1) «War Memoirs» of Robert Lansing, Rich
and Cowan Ltd, London, 1935.
7) Там же, стр. 87—88.

ственный виновник потопления «Анко-
ны», — Макс Валентинер, описывая через
много лет в своих мемуарах *°) гнуеное пре-
ступление, бахвалится им, словно дело идет
о выигранном сражении. Что касается уто-
нувших пассажиров, то он пытается сва-
лить ответственность за двести погибших
человеческих жизней на экипаж «Анконых»,
якобы не проявивший должной отваги.
Валентинер выбалтывает ряд существен-
ных подробностей потопления итальянекого
пассажирского судна. В 1915 году он
командовал германской подводной лодкой
«0-38», которая и совершила нападение на
«Анкону». Валентинер подтверждает, что
при потоплении «Анконы» им был поднят
австрийский флаг. По этому поводу автор
словоохотливо сообщает: «Аветрия в то
время уже воевала с Италией, Германия
официально еще не воевала с ней» *).

Нечего сказать, удобный способ улажи-
вать формальную сторону щекотливого де-
ла! Именно этот способ праменяется сей-
час некоторыми германскими кораблями в
водах Испании, поднимающими флаг фа-
шистскях мятежников при действиях против
республиканских кораблей или при нападе-
ниях на аностранные суда.

Книга Валентинера вообще весьма кра-
сочно описывает приемы и нравы совре-
менных пиратов. Она пестрит ссылками на
потопленные мирные корабли всех нацио-
нальностей, в том числе — плававшие под
флагами держав, не принимавших никако-
го участия в войне. По утверждению авто-
ра, им было потоплено за время войны до
ста пятидесяти кораблей общим водоизме-
щением от четырехсот двадцати тысяч до
четырехсот пятидесяти тысяч тонн. Текст
книги снабжен фотографическими снимками
сцен потопления различных судов, в том
числе — одного норвежского и одного гре-
ческого пароходов. Как известно, Германия
не находилась тогда в состоянии войны чи с
Грецией, ни с Норвегией, и потопление нор-

8)  «Мы все
лучше и лучше изучали тонкости «кайзер-
ского пиратства», как наши врати име-
новали работу германских подводных л0-
док». Послушать Валентинера — и перед
вами встанет во весь рост матерой морской
разбойник.

Другой корсар германского империализма,
капитан фон-Ринтелен, повествует в своих
известных мемуарах“) о подрывной работе
берлинских агентов в Америке в период,
предшествовавший вступлению Соединен-
ных Штатов в войну. Автор подробно опи-
сывает, как он руководил организацией ди-
версионных актов на американских кора-
блях, как его люди подбрасывали бомбы в
трюмы кораблей, устанавливали в них ад-
ские машины, устраивали поджоги и по-
вреждали судовые механизмы. Все эти
«подвиги» совершались на кораблях стра-
ны, с которой Германия в это время под-
держивала нормальные дипломатические от-
ношения.

Особая глава истории германского флота
в период мировой войны связана с рейса-
ми коммерческих пароходов, переоборудо-
ванных для военных целей и вооруженных
судовой артиллерией. Детальная летопись
акливности этих судов содержится в книге
капитана Герберта — «Военные плавания
терманских торговых кораблей»). Поль-
зуясь своим внешним сходством с коммер-
ческими судами, корабли этого типа беепре-
пятственно разгуливали по морским путям,
нанося существенный урон мировому ком-
мерческому флоту. Особенно отличились
пароходы «Меве» и «Вольф», потопившие
каждый десятки судов водоизмещением в
сотни тысяч тонн. Как свидетельствуют
списки, опубликованные в работе Герберта,
и в этом случае немало потопленных судов
принадлежало нейтральным державам.

Борьба против торгового флота против-
ника и его возможных союзников является
одной из основных установок германской
военно-морской доктрины. Опыт предыду-
щей войны ‘убедил германские военно-мор-
ские круги в необходимости еще более mu-

5) «The dark invaders, by captain von
Rintelen, Lovat Dickson Ltd, London, 1933.

6) «Kriegsfahrten deutscher Handelsschif-
fe», — Kapitin C. Herbert, Verlagsbuchhand-
tung Broschek und Co, Hamburg, 1934,

рокого применения’ Того средства борьбы в
войне будущего. Недаром Макс Валентинер
в своем названном выше произведении ут-
верждает: «Что бы произошло, если бы поп-
водная война была столь хоропю подгото-
влена, что ее открыли бы в самом начале
военных действий? Не преувеличивая, ска-
жу, что в первые дни наши подводные лод-
ки могли бы без ущерба для себя топить
ежедневно один миллион корабельного тон-
нажа. Результаты были бы для Англии по-
давляющими». Что и говорить, для Ан-
глии, чье снабжение целиком зависит от
морских коммуникационных линий, гер-
манская тактика борьбы с торговым море-
ходством может повлечь в будущей войне
крупные осложнения.

Пиратские действия германского импе-
риализма на морях и океанах в годы миро-
вой войны были предметом длительных ди-
пломатических переговоров. Наиболее ак-
тивным участником этих переговоров были
Соединенные Штаты. В первые годы войны
США неоднократно протестовали в Берлине
против насильнических действий герман-
ского флота. Американские демарши в Бер-
лине в тот период не увенчались конкрет-
ными результатами.

Бывший британский премьер Ллойд-
Джордж отмечал в своих мемуарах по по-
воду американской ноты относительно по-
топления «Лузитании»: «Президент Виль-
сон отправил Германии резкую ноту; но
это был протест, а не ультиматум. Австрий-
ский посол в Вашингтоне говорил с ми-
нистром иностранных дел Брайаном и полу-
чил уверения в том, что Америка не наме-
рена воевать. Он немедленно известил об
этом „Берлин, и это ободрило германское
правительство,  проявившее — неподатли-
вость». По сведениям Ллойд-Джорджа, аме-
риканский посол в Берлине Джерард писал
тогда в конфиденциальной записке по пово-
AY американо-германских переговоров о по-
топлении «Лузитании»: «Немпы надеются,
что им удастся в истории с «Лузитанией»
так долго водить нас за нос, пока амери-
канская публика не забудет о «Лузита-
нии», увлекшись игрой в мяч или каким-
нибудь новым скандалом» 7 ).

Да, безответственность неизменно поощ-
ряла наеильнические действия нарушите-
лей права и законности. Так было двадцать
лет назад. Так обстоит и сейчас...

7) «Военные мемуары» — Дави

д Ллойд-
Джордж, — Госиздат, Соцэкгиз, бони
1984 г. тг. 1--П, стр. 448—449, :

В знаменитых «Четырнадцати пунктах»
президента Вильсона, изложенных им п0-
сле вступления США в войну, содержится
особый пункт о свободе’и безопасности
мореплавания. Обращение требует «абео-
лютной свободы навагации в открытом
море, вне территориальных вод, как в
условаях мира, так и в условиях
войны, за исключением случаев` закры-
тия морей целиком или частично на осно-
вании международного действия во испол-
нение международных хоговоров».

Это требование звучит весьма злободнев-
HO H B наши дни, почти через двадцать лет.
Ибо история повторяется.

x = *
Командиры английского и бельгийского
пароходов — свидетели преступления 14

декабря 1936 года — прошли своей лоро-
гой, отправив в эфир сообщения о траги-
ческой гибели «Комсомола». Их радиограм-
мы были приняты находившимся. неподале-
ку советским пароходом «Кузбасс». Нет
сомнения, что они достигли и радиорубок
английской, французской, американской
эскадр, находящихся в испанских водах.

ю, в Лондон, Париж, Вашингтон по-
летели донесения о случившемся. Но ни
один из многочисленных военных кораблей,
сосредоточенных великими державами у
побережья Испании, не поспешил к месту
подлого преступления.

Как быстро забываются уроки истории!

Атмосфера в западной части Средиземного
моря и в Бискайском заливе накалена до
крайности. В преступную игру включают-
ся кишащие в этих водах военные корабли
фашистских интервентов. Германская воен-
ная эскадра перешла к активным действи-
ям против торгового флота испанского пра-!
вительства: линкор «Адмирал граф Шпее»
захватил испанский правительственный ma
роход «Арагон», а крейсер «Кенигебергх
обстрелял испанский  правительственный
пароход «Сотон».

Безнаказанность делает испанских фа:
шистских пиратов и их покровителей вс #
более наглыми. Пламя, охватившее 14 де -
кабря советский теплоход, ярко осветил у
произвол и беззаконие, насаждаемые m0)
жигателями войны. В нынешней par ‚
каленной предвоенной обстановке совремее
ные пираты снова, как и свыше двадцат . 1
лет назад, рыщут по мореким дорогам. oft

Но испанским фашистским пиратам, п® ;

вдохновителям и покровителям не уйти <
ответственности!