3 ЯНВАРЯ 1937 Г., № 8 (6974)

4 ПРАВДА а LR A

ДЕКАДА ГРУЗИНСКОГО ИСКУССТВА
О вкусных вещах

Ленинградцы считают, что вкуснее ле-
нинградских пирожных вы нигде не най-
дете, а стандартное мороженое «Эскимо» у
них пушистей и приятнее, чем где бы то
ни было.

— А чем московское мороженое хуже?

— Ну, знаете, ответят вам безапел-
ляционно, — московское тяжелее, воздуха
меньше.

Так о любом продукте...
изобилие вкусных вещей. Печенье «Ма-
рия», «Нева», «Пети-бер» и «Красный
мак» славятся во всем Союзе. Не меньшим
успехом пользуются шоколад и конфеты.
Елинственный недостаток — слабое офор-
мление. Ведь еще евовсем недавно Ленин-
град по оформлению кондитерских изделий
был на первом месте. А сейчас Москва и
Харьков в гораздо более изящных короб-
ках пролают шоколадные паборы, и оберт-
ка конфет в этих городах красивей и, мы
бы даже сказали, художественней. В офор-
млении кондитерских изделий есть и фор-
мализм, и трюкачество. И в этом деле это
так же плохо, как в литературе... Хорошо
в Ленинграде оформляют ликеры. И фарфо-
ровые бутылочки, и этикетки сделаны ©
большим вкусом...

Мясные комбинаты в Москве и Ленингра-
де мало чем отличаются лруг от друга —
оба оборудованы по последнему слову тех-
ники. Ёсли вы 0б этом скажете ленинграл-
ну, оз с вами не станет спорить, но обя-
зательно ввернет:

— А сосиски все-таки у нас лучше...
Московские сосиски грубые, — об’яснит
он, стараясь быть  об’ективным, —
а ленанградские — сочные, нежные.

На Ленинградском мясном комбинате им.
С. М. Кирова имеется книга для посетите-
лей. Известные американцы Нейль Маклин
и Джорлж Хикс, посетившие мясной комби-
нат, записали в этой книге:

«Мы пол необыкновенным впечатлением
от всего виленного нами на этом производ-
стве. Заботливые меры, принимаемые в
отношении чистоты и гигиены осмотренных
цехов, свидетельствуют о том, что выпу-
скаемая пищевая продукция чиста в преде-
лах возможности человека...»

Директора англо-шотландекого коопера-
тивного оптового общества Р. Флеминг и
Д. Камерок Томпсон пишут:

«Мы побывали на мясозаводах Чи-
каго и утверждаем, что процессы здесь го-
раздо лучше чикагских»... И делегация бри-
танских кооператоров, а также гражданин
Вонарен из Южной Африки и Хенни Уолс
из Австралии заверяют: «Мы пришли Е
единодушному заключению, что в наших
странах нет таких предприятий, которые по
своим качествам могли бы сравниться с
Ленинградским мясным комбинатом. Вы
превосходите техникой. гигиеной и заботой
о служащих...»

И, действительно, здесь поражает все:
и чистота, и техника, и забота о людях,
и огромный выбор изделий. В ярко осве-
щенных кладовых висят окорока, сосиски,
колбасы. Любительская, слоеная, ветчи-
норубленая, языковая. Окорок сибирский,
тамбовский, воронежский. Лопатка коп-
ченая, лопатка ‘вареная, рулет © костью
и рулет без кости. Всего и не перечислишь.
Все это чудесно прокопчено и чрезвычай-
но вкусно, особенно с горчицей. Но не с

В Ленинграде

несколько сортов горчицы:

какой-либо горчицей, а обязательно с гор-
чицей, изготовленной в Ленинграде.
«ароматная»,
«французская».

«русская», «московекая»,

«ленинградекая». Разнообразны специи, ко-
торые идут для изготовления этих горчиц.

Тут и мускатный орех, и лавровый лист, и

перец горький, и перец душистый, гвоздика
и барбарис. «Ароматная» горчица— для вся-

ких блюд. «Французская» — исключитель-
но для сосисок. Она чуть-чуть кисловатая.
«Московская» — специально для вареного
и жареного мяса. В «ленинградской» гор-
чице вы найдете вкус корицы, портвейна,
яблока и граната... Горчица продается в
фарфоровых стаканчиках, к некоторым сор-
там прилагается и костяная ложечка...

Превосходно делают в Ленинграде уксу-
сы. Укропный уксус, сливовый, мали-
новый. Уксус из смеси фруктов. По при-
казу тов. Микояна выпускается 22 сорта
уксуса. Рецептура приготовления yrTBep-
ждается самим наркомом. Рецептура слож-
ная. Туда входят и лепестки роз, кориандр,
тмин, имбирь и ямайский перец, чеснок,
листья мяты и листья смородины, абри-
косы. Уксусы замечательные.

Ленинградцы безудержно хвалятся свозй
рыбой.

— У нас такие сиги, — говорят они с
восторгом. — Вы пробовали наши копче-
ные сиги?

— Пробовали.

— Ну и как? — спрашивают они, с
тревогой заглядывая вам в глаза. Боже
вас упаси сказать, что сиги так себе или
ничего, неплохие сиги. Такой ответ вас
обречет на презрение. Надо отвечать с энту-
зиазмом и без колебания — отличные си-
ги! И вообще, что касается кулинарных
изделий, ленинградны не терпят возраже-
ния. Самые лучшие соусы — У них, са-

1] латы из рыбы, пирожки из рыбы, куле-

бяки из рыбы, копченая треска, марино-
ванная корюшка, запеканка с икрой в
тарталетках, сандвичи с балыком — это
лучше всего делают, конечно, только Y
них. А по-нашему — не только в Ленин-
граде. И в Москве не хуже, а; может быть,
и лучше... Но ясно одно, что и в Москве,

и в Ленинграде, в Киеве, в Харькове, в

Ташкенте, во всех городах нашего Союза
стали лучше заботиться о потребителе.
Й чтобы сосиска была посочнее, и бутер-
брод с семгой, е кетой, севрюгой сам бы
в рот лез, чтобы мороженое было пуши-
стей, и пирожное и
очень вкусные.
Когда-то во всем мире славились русские
папиросы, русская икра и русская волка.

колоссаль.— То же самое они говорили

тов. Микояном.
Б. ЛЕВИН.

Ленинград.

ПАМЯТНИК БАЛЬЗАКУ

В 1338 г. общество французеких лите-
раторов, возглавлявшееся тогда Эмилем 30-
ля, решило поставить на одной из площа-*
дей Парижа памятник Бальзаку. Общество
заказало памятник знаменитому скульптору
Родену. Когда скульптура была закончена и
выставлена для всеобщего обозрения, вокруг
работы Родена открылась ожесточенная по-
лемика. Родена осыпали всяческими оскор-
блениями, поносили его скульптуру, уве-
ряя, что она, якобы, не соответствует под-
линному облику творца «Человеческой ко-
медии».

Защиту работы Родена взяла на себя
группа виднейших представителей передо-
вой французской интеллигенции во главе
се Анатолем Франсом. Однако положитель-
ных результатов кампания в защиту ра-

РЕЛЕ ЕЕ Г К

боты Родена тогда не дала, и памятник

Бальзаку так и не был поставлен.
Сейчас, в связи со столетием «Человече-
ской комедии», во Франции образовалея

комитет в составе более 500 работников
литературы и искусства. Комитет постазил
своей пелью добиться постановки роденов-
ского памятника Бальзаву на одной из пло-

шадей Парижа. Инициатива комитета встре-
тила широкое общественное сочувствие. Ак-
тивное участие в подлержке работы комите-
та ив сборе средств принимает компартия
Франции. Характерно, что против поста-

новки роденовского памятника Бальзаку в

Париже выступают. как и 40 лет назал,
самые реакционные элементы, возглавляе-
мые небезызвестным реакционером Клема-
ном Вотелем.

Т. POKOTOB,

Борис ГАЛИН

Конструктор

Молодой человек осторожно прикрыл за
собою дверь и прошел в комнату, Углова-
тый, красный от смущения, он держал в
руках букет осенних пветов. Они точво
жгли ему ладони, и он торопливо протяги-
вал цветы Поликарпову. своему преподава-
телю и главному конструктору, который при-
нял и утверлил его проект многоместного
истребителя. Не поднимая глаз, ` мололой
человек бормотал:

— Николай Николаевич! Сегодня у ме-
ня самый счастливый день... и вот я при-
шел к вам поделиться...

— Примите и прочее, — шутливо пре-
рвал его Поликарпов. Они стояли Apyr про-
тив друга, смущенные и притихшие, —ста-
рый койструктор и молодой, начинающий...

— Шура, — закричал влруг  Поликар-
пов, — Александра Фелоровна, — нетерпели-
во позвал он жену, — нам принесли пве-
ты. Астры и хризантемы. Усачев принес.
С 84-го завола. Прекрасный мололой то-
вариш. Безогрывник. Он у меня силел в
конструкторском бюро на  амортизаторах.
Его нужно поздравить, — продолжал он
отрывисто выкрикивать. — Он хорошо за-
шитил свой проект. Теперь .Усачев—ков-
структор...

Поликарпов шагнул к Усачеву, обнял его
и, понизив голос, тепло и просто’ произнес:

— Друг мой, желаю вам удачи. Итак.
полный вперед!..

После ухода молодого инженера Поли-
карпов лолго кружил по охваченной воч-
ной тишиной комнате. невольно вепоминая,
Bak двалцать с лишнам лет назал в
Петербурге он. такой же угловатый.
растерянный, как сегодня Усачев; стучал-
ея к своему профессору.

В России ни одного самолета, отечествен-
ной конетрукпии тогда еще не было. Си-
корский только приступал к евозланию
«Ильи Муромца», :

Прощаясь. профессор настойчиво совето-
зал молодому Поликарпову окунуться в 34-

водскую практику, прежде чем самостоя-
тельно творить.

— Но.-—предупрежлал он-—что бы вы
ни задумали. что бы вы ни творили, всегда,
всю жазнь помните слова Леонардо да-Вин-
чи: «Увлекающиеся практикой без науки—
словно кормчий, ступающий на корабль без
руля или компаса; он никогда не уверен,
Kyla плывет...»

Эти слова навсегла врезались в созна-
ние Поликарпова.

Почему он избрал конструкторекую сле-
пиальность. почему именно самолетострое-
ние?.. Судьба его решилась — так впослел-
ствии казалось ему — в ту минуту, когда
впервые, юношей, почти подростком, ов
увилел машину. оторвавшуюся от земли.
Отчетливо вставал перел ним тот лень —
знойный августовский. Это было в Орле
в 1907 голу. С бьющимея сердпем он на-
блюлал, как рыжеволосый Уточкин. весе-
лый. решительный человек. повел «Фар-
ман» по земле, оторвалея и на небольшой
высоте сделал два круга. Это было потря-
сающее зрелище: «Фарман» плыл по воз-
духу!..

Котла аэроплан приземлился, его мигом
схватила возбужленная толпа. Дверпа от-
крылась, и на лесенке показался Уточкин.
Ов лобролушно, чуть молодпевато улыбался
в всем своим вилом говорил: «Мой полет
на «Фармане», конечно, был  льявольски
трулен. Но, как вилите. все это—лело рук
человеческих». А юпоша, стоявший по-
одаль от толпы, не спускавший восхищен-
ного взгляда с аэроплана, смотрел в свое
булущее и решал: он полжен. он будет
создавать такие чулесные машины.

В голы гражданской войны советскае
инженеры знакомились с мировой техникой
по ебитым в бражениях е белыми англий-
еким и франпузеким машинам, Они анато-
мировали их, подробно изучая каждую де-
таль самолета. Они брели ошупью. кропот-
ливо вырабатывая методику и практаку
самолетостроения. И вот, наконен. Поликар-

Есть

шоколад были бы

— 0-0,— товорили иностранцы, затяги-
ваясь нашей отечественной папиросой, —

икре и о водке. Не за горами время, когла
иностранцы с таким же восторгом будут
отзываться и о нашей ветчине, и о нашем
сыре, и о наших конфетах... Да э№0 не так
уже важно: понравятея или не понравятся
иностранцам наши продукты. Самое глав-
ное, чтобы они понравились наптему совет-
скому потребителю. Вот об этом энергично
и неустанно заботится Народный комисса-
риат пищевой промышленности во главе с

lead

Кому не известно, кем был Булгарин?
Шпион, снискавший 0с0бое доверие и по-
кровительство своего начальника — шефа
жандармов Бенкендорфа. Доносчик, пресле-
довавший в течение сорока лет все чест-
ное и передовое в русской литературе. Из-
датель верноподданнической «Северной пче-
лы». Автор романов, получивших одобрение
Николая Налкина. За свои «художествен-
ные» сочинения Булгарин дважды был на-
гражден царем бриллиантовыми перстнями.

Рылеев грозил Булгарину: «Когда елу-
читея революция, мы тебе на «Северной
пчеле» голову отрубим!» Пушкин под ви-
лом рецензии на «Мемуары» франпузекого
сыщика и уголовного преступника Вя-
дока жестоко отхлеетал русского сыщика—
своего врата и гонителя, я высмеял его в
злой и меткой эпиграмме. Вяземский изде-
вался нал «вралем Фигляриным». Словом,
еще современники произносили это имя с
отвращением и презрением.

В наше время, в советской стране, нашел-
ся; однако, «литературовед», который напи-
сал о Булгарине следующее *): «В услови-
ях растущего русского калнегализма дворян-
ская культура не могла оставаться абсолют-
но замкнутой и ведущей; новые, враждебные
ей силы вступали ча культурное попри-
ше... Огромное влияние ‘приобретают такие
журналисты, как Булгарин, Грёч. журна-
листы. обслуживавшие широкие слои город-
ского мещанства, чиновничества и т, п. При
всей своей политической лойяльности и да-
же реакпионностя это николаевское мещан-
ство отличалось своеобразным сопиальным
демократизмом, выражавшимея прежле Bce-
го враждебностью к родовой аристократа...
Дворянские поэты вынужлены были проти-
вопоставить елиный фронт напору демокра-
тических сил. На этой почве сплотилась

*) П. Вяземский. Стихотворения. Вступя-
тельная статья, редакция и примечания

ский писатель», 1936.

ЛЕНИНГРАД, 7 января. (ТАСС). Количе-
ство хат-лабораторий в области в 1936 г.
значительно увеличилось. № концу года B
колхозах насчитывалось 520 хат-лабора-
торий вместо двухсот, которые были в на-
чале гола.

Ленинградские научные учреждения— Се-

верный институт мелиорации. Всесоюзный
институт растениеводства. Зерновая опыт-
ная станция— снабжают хаты-лаборатории

пов и Косткин создали первую советскую
скоростную машину.

Машину назвали «И-1» (истребитель-1).
Ею Поликарпов открыл свой конструктор-
ский счет. С тех пор он создал свыше 20
типов машин. Срели них были и «У-2»
(учебная-2), на которой обучалось несколь-
ко поколений летчиков. и «Р-Б» (развел-
чик-5) — выносливая, с большим запасом
прочности машина, к крыльям которой в
парашютные ящики Василий Молоков пол-
вязывал людей, совершая свои легенлар-
ные полеты со льдины в Ванкарем. Но
больше всего его влекло к созданию ско-
ростных машин. Он создавал машины е за-
пасом моральной молодости. Заглялывая
далеко вперед. Поликарпов придумывал та-
кие схемы конструкпии, которые таяли в
себе зачатки булущей модернизации.

Когда олнажды стуленты спросили его о
роли интуиции, врожденного лара прелви-
дения в конструкторской работе, Поликар-
пов усмехнулся: .

— На одном приподнятом
лалеко не уелешь...

В глазах его блеснула насмешка. Корот-
вими фразами он набрасывал портрет че-
ловека. полагающегося лишь на свою ин-
туипию. Рассеянный, якобы вдохновенный
вил? Воспаленные глаза? С’ехавший na
сторону галстук? Быть невыносимым UWA
окружающих, отвечать невпопад, загонять
влохновение, точно клячу, бросаясь от ол-
ной конструкции в пругой?.. Если моло-
дые люди это имеют в вилу, то ови глу-
боко ошибаются. Современный самолет —
это сгусток мировой технической культу-
ры. Человек, создающий новую конструк-
цию, лолжен непрестанно учиться, обла-
дать широким взглядом, смелым вообра-
жением, упорством и развитым чувством
гармонии. Конструктор создает вещи 06’-
емные. Подобно скульптору, он видит свое
произведение со всех точек — и в лоб, и
сбоку, и в три четверти... Больше того, он
видит конструкпаю в лвижении, в полете.

С суровой пелантичностью, несколько
лаже утрируя, подчеркивал он эти сторо-
ны в проблеме творчества. Труд, вако-
пление знаний, постоянное стремление лви-
гаться вперед. «Остальное — приложит-
ся»,—шутливо говорил он.

..Одан из первых самолетов Поликарпова
повел в испытательный полет летчик Бух-

настроении

Л: Гинзбург. «Библиотека поэтаз. «Совет-

#

520 ХАТ-ЛАБОРАТОРИЙ

Ансамбль чонгуристов (Тбилиси) под руководством А. Мегрелидзе, выступаю-

щий в Театре народного творчества.

ЛАКИРОВКА СЫЩИКА_
ПОД «ДЕМОКРАТА»

группа, получившая от врагов ироническую
кличку «литературных = аристократов».
Это—Пушкан, Жуковекий, Вяземский, Ба-
ратынекий, Дельвиг, Денис Давыдов...»

Это — чудовищное извращение всех и
вся: что ни слово, то чепуха. Можно ли
так деликатно говорить о «политической
лойяльности» сышика, который писал, что
«величие и благоденствие России зависят
от любви и доверенности к престолу, от
приверженности к вере и отечеству»? Есла
поверить 1. Гинзбург, то выходит, что Бул-
таюин имел огромное влияние не через Ш
отделение, не через царскую охранку, а по-
тому, что возглавлял силы, враждебные дво-
рянской культуре.

«Демократ» Булгарин цоотивопоставлен
«фрондирующим аристократам» Пушкину и
Вяземекому. Но под этим подпасались бы
убийцы поэта, те же Булгарин, Уваров,
Бенкендорф. во главе с парем. Николаем,

Ваков «демократ» в самом деле! Его ро-
ман «Иван Въыжигин» посвящалея «всем
блатомыслящим россиянам». Выпуекая еле-
дующий роман — «Петр Иванович Вы-
жигин». Булгарин добивался «соизволения
украсять снисок полписавшихея на сию
квигу священным именем его император-
ского величества». 0 какой же враждебно-
сти’ аристократии говорит Гинзбург?

Ленин говорил о лекабристеком лвиже-
нии, как о революционном движении про-
тив. паризма. Ленин раз’аснил класеовую
сушноеть, возникновение и развитие черно-
сотенной. ростовшаческой буржуазии, быв-
шей в России оплотом царского трона. Это
опрелеляет, классовую сущность п Булга-
рина. Г

В статье Л. Гинзбург сказалась столь
характерная для школы Покровского не-
дооценка лекабристекого дваженая. С этим
у Ганзбург связано непонимание великой
исторической роли Пушкина. и лакировка
густопсового сБищика пол «демократа». _

М. ЮНОВИЧ.

оборудованием, посылают в них своих ра-
ботников для организации опытов. Оказы-

вают: помошь хатам-лабораториям а про-
мышленные предприятия — оптико-механи-

ческий завод им. ОГПУ. молочный комбинат

и др. Для подготовки руководителей лабора-
торий в Пекове. Окуловке, Белозерске и
других местах проведены курсы колхозни-
ков-опытников.

гольц. Машина послушно проделала sce
фигуры выешего пилотажа. Поликарпов с
земли наблюлал за всеми ее лвижениями-
Вот она вошла в штопор. Вошла легко.
И тотчае закружилась в бешеном темпе.
Летчик стал выводить ее из штопора. По-
ликарпову почулилось, что именно в этот
момент у самолета была какая-то короткая
пауза, нерешительность...

Бухгольп пошел на посалку.

Поликарпов бросился к нему.

Летчик молчал. Мелленным движением
ов свял шлем и лалонью вытер пот со
лба. «Ну как?» — молча, одними глазами
спрашивал конструктор.

—- Запазлывает, — с огорчением сказал

‘летчик. — Насилу вышел.

Нужно сделать так, чтобы самолет делал
Сколько уголно витков и молниеносно выхо-
дил из штопора.

Медленно созревал образ новой машины.
Иногда Поликарпова охватывало отчаянае,
он чувствовал, как в думах своих, в pac-
четах заходит втупик. Нехватало равнове-
сия духа, той ясности мысли, пра которой
возникает лучшее решение вопроса. Он
старался отвлечься посторонними вещами.
Больше занимался спортом. слушал музы-
ку. бродил по хуложественным. выставкам,
углублялея в чтение мемуаров. Он слержи-
вал полет своей фантазии, охлажлал ее
кропотливыми, детальными расчетами. из-
влекал из памяти сотни аналогий п, в KO-
нечном счете, нашел схему идеального по-
ложения оперения и фюзеляжа самолета.

Летчик-испытатель Чкалов следил за ро-
жлением этой машины. Поликарпов лове-
рил ему свое детище. Он знал чкаловскую
страсть к испытанию скоростных самоле-
тов. Ни олно явление в полете не усколь-
зало от Чкалова, он ориентировалея быстро
й верно. осмысливая поведение машины.

Пока самолет заправляли горючим, Чка-
лов шутил, говорил о посторонних вещах.
Взглянув на часы, Чкалов бросил: — Пора!
Слелал последнюю затяжку и Аккуратно
раздавил окурок. Лицо было спокойное,
строгое. как весегла перел делом. От зе-
мли он оторвал машину плавно, легко. Сле-
лал несколько кругов, затем стал пролелы-
вать труднейшие номера пли, как ов вы-
ражалея.—-учинял мангине допрос с при-
страстием.

Машина лержалась мололпом.

Искусство, полное силы

1 ными конструкторами. Они избегали гово-

Москва вндела прекрасный театр Руста-
вели. Москва не забудет и ритмически лег-
ких, полных движения м света, фильмов
Грузии. Москва встречала блестящих поэ-
тов этой братской республики. Мы рукопле-
скали Паоло Яшвили и Тициану Табидзе.
В переполненном Доме писателей  состоя-
лась встреча писателей грузинсках И
русских. Мы не понимали языка, но му-
зыка, живая выразительность и пластика
самой поэзии сливали языки воедино. Для
нас впервые по-грузински прозвучал Пуш-
кин и по-руески-——Руставели. Николай Ти-
хонов, только-что вернувшийся с Вавказа,
читал свои стихи и переводы, и перед ау-

диторией сверкал могучий горный край...

Захарий Палиашвили, создатель грузин-
ской оперы, слушал музыку Грузии
в горах, на дорогах, в темной ночм. Он
исходил и из’ездил свою родину, собирая,
запоминая и записывая музыку — вибра-
цию сердца и’ мысли.

Он работал и творил год за годом, деся-
тилетие 3a десятилетием—с начала девяти-
сотых годов. Он создал классические 0браз-
цы народных опер.

«Дамси». Холодноватый серо-голубой рас-
свет. Неясная грусть мелодии, исполняемой
где-то вдали на зурне. Девушки Грузии—
в светлых одеждах, быстрые. И вдали новая
мелодия — песнь возвращающегося воина.
Он поет об одной из девушек. Он готов для
нее врубиться в самую середину вражеского
стана. Он готов для нее отречься от бога.
О= тотов для нее спуститься в самый ад.

Сельская площаль у старой, сумрачной,
серой церкви. Люди сходятся на праздник.
Великолепная гамма красок-——серых, голу-
бых, синих, коричневых. Это — краски
самой природы. Их брал древний грузин на
свою палитру прямо с неба, с гор. Идут
женщины. красавицы, в одеяниях белых,
как вечные снега. Народ начинает веселье,
пир. Сверкают, как рапары, загадки, остро-
ты. Юноши движутся беззвучно и стреми-
тельно в танцах. Но сквозь мощный и ра-
достный хор прорывается скорбная и тре-
вожная нота. Медленно сгущается тратедия.
Откуда-то из-за гор Bee ближе подступает
опасность и смерть.

Как живописны эти группы народных
сборин! Как ритмично движутся воины В
черном и серебре. Как поразительны узоры
хороводных плясок! Да, это—живой Вав-
каз, это— Грузия, это—ее радость, смех,
ее вино, ее здоровье.

С гор спустился нежданный человек. Это
он несет несчастье. Тревогой и тоской веет
от. него.

ЯВЛЕНИЕ

КУЛЬТУРЫ

Когла я собирался на спектакли Тбилис-
ского государственного театра оперы и ба-

‚лета, я жлал, что увижу хорошие, интерес-

ные спектакли, так как кое-что уже слы-
maa o6 этом театре. Но действительность
превзошла все мои ожидания. То, что нам,
москвичам, показал за послелние дни гру-
зинский музыкальный театр, — явление
большой культуры. Его спектакли зрелы,
законченны. как может быть законченно
подлинное произведение искусства.

Приятно поражает оркестр Тбилисского
театра. И особенно я, как дирижер, отме-
чаю превосхолный строй оркестра. В его
работе видна серьезная и тщательная про-
работка всех вещей, которые он играет,
упорный трул п настоящая любовь к делу:
Все это помогло донести ло слушателей под-
линное оперное искусство.

Еще большее впечатление остаетея от
танцев. Грузинский балет поразителен. Тот
исключительный успех, который выпал в
Москве на лолю исполнителей националь-
ных танпев Грузии,— вполне заслуженный.

Se ee ee eee ЕЕ АЕ ЕЕ ЕЕ ЕН ИИ ee ПААВЕЕНЕ- ee

У Чкалова, когла он вышел из самоле-
та’ был возбужденный. довольный вид.`Он
шел по земле раскачиваясь и басом вос-
хищенно сказал:

— Николай Николаич, доложу я вам:
это такая машинка ..

И крепко, е размаха, стиснул руку По-
ликарпова.

...В своих поездках по Западу Поликарпов
часто встречался с крупнейшими иностран-

рить о вещах, близких каждому из них.
Будучи хозяевами пн заводчиками, иностран-
пы говорили о машинах. как о товаре. кото-
рый надо выгодно сбывать. И лашь однаж-
ды француз. конструктор е мировым именем.
несжиланно спросял Моликарпова, своего
собрата по профессии: что же двигает со-
ветскими конструкторами. если нет у них
капиталистической конкуренции. что пи-
тает их творчество. кто дает яркие идеи?..

Поликарпов ответил не сразу. «Чтобы
вее понять, — подумал он, — нало жить и
работать в нашей стране». On сказал
велух, залумчиво, точно отвечал He только
французу, но главным образом себе:

— Bosayx, которым мы дышим, — твор-
ческий возлух.

Затем улыбнулся своим мыслям. Он ay-
мал о человеке, который вдохновлял совет-
ских конструкторов и который ставил пе-
рел ними все новые и новые задачи. По-
ликарпов хумал о Сталине.

Из многих встреч со Сталиным — одна
с особенной силой всплывает в его памяти.

Директор завода прелставил конструкто-
ра Сталину.

ты Вот его творчество, — сказал директор
и рукой показал на поликарповекые ско-
ростные машины. Одна из машин была
окрашена в красный цвет. У ее крыла стоял

в шлеме и летном комбинезоне Валерий
Чкалов.

Сталин хеловито стал расспрашивать
конструктора о планах его будущих работ.
Внимательно выслушал. затем настойчиво,
коротко повторил свой первоначальный во-
прое:

— Над чем дальше будете работать?

Й осторожно, точно mana самолюбие
конструктора и привлекая его внимание,

БыЛвИНУл Проблему создания новой маши-
НЫ,

блемы.

респрашивал. Сталин развивал свои мысли.
Они были настолько увлекательны и в то

достью подумал: «То. что Сталин предла-

Вот он — наш главный конструктор»...

Ночью у своего дома девушка молит
судьбу. Это — одна из лучших арий опе-
ры, полная лиризма.

Над долинами и горами прокатывается
клич войны. Сбор грузинских воинов, хорал
народа перед выступлением в бой. Вел
лепка фигур и грунп останется в памяти,
Мне кажется, что не раз во время этой сце-
ны в молчаляво настороженном зале Боль-
того театра пробегали мысли о том, как
будет подниматься Кавказ, как будет под-
яиматься вся наша страна, когда враг ко-
снетея наших границ, домов, прав и чести,

Пришелец тоже готов итти © народом в
бой. Он клянется под BEICOKO поднятой
шалгкой. Но когда он видит девушку и сво-
его соперника, он забывает Bee. Черная
ревность заслоняет от него долг и родину.
Он обнажает оружие. Взбешенный, on
проклинает людей. Снизу из долин веб под-
нимаются воины. С пением они идут на
врага. Оелепленный ревностью, пришелец
дрогнул, заговорила совесть, он опускает
меч. Он и его соперник нужны родине.
Это-—минута высокого драматизма... Но еще
несколько секунд, и вновь из мутных ста-
рочеловеческих глубин в голову пришель-
ца ударяет злоба, и он убивает стоящего
перед ним. и

Траур покрывает начало боевого похода.
Воины остановились. Они угрюмо смотрят
на распростертое тело и на преступника.
Женщины снимают платки и покрывала &
распускают волосы. Побелевшие лица, устре-
млены к мертвому. В щшемящей тоске де-
вушка прощается с убитым любимым.
Угрюмо на скалах, на дороге стоят мужяи-
пы с оружием в руках. И тогда выходит
старейший воин. Он клеймит позором забыв-
шего высший людской долг. Преступника
уводят. Рука трех воинов легли ему на спи-
ну. Он идет, придавленный людским приго-
вором и собственным преступлением. Солнце
окрашивает скалы тревожным светом... Тот
не воин, кто из-за любви к женщине забы-
вает о родине. Знамена склонились над пав-
шим, который-тоже должен был итти в Goll,
Народный гимн-“зов- в -движению-——подни-
мает женщин с колен. Их глаза, устремля-
ются в даль и в высь Грузии. Поднимают и
мертвого. Вверх взлетают мечи, и озарен-
ные светом люди. кидаются в битву.

Все это просто, как сама жизнь. Все это
прямо, прекрасно и верно.

Театр Грузии еще раз. показал нам
искусство, ясное м полное билы. Москва
благодарила творцов этого искусства, блат-
дарила от всего серлпа. Но

‘

ВС. ВИШНЕВСКИЙ.

БОЛЬШОЙ

И я был одним из тех зрителей, которые,
может быть, еще больше других рукопле-
скали чудесным артистам.

Тбилисский театр оперы и балета пока-
зал. что он располагает первоклассными
певцами. В постановке «Дареджан Цбаери»
композитора М. Баланчивалзе особенно за-
поминаются Н. Цомая в роли царицы, за-
служенный артист Н. Кумсиаливили (Ни-
ко). В. Малькова (Цира) и другие.

Прекрасны все хоры. Хочется отметить
исключительную стройность хора в первом
акте оперы «Данси» композитора 3. Палиа-
Вили. т

В целом все то, что нам показали наши
товарищи — работники Тбилисского театра
оперы и балета. свидетельствует, на какой
высоте находится искусство грузинского на-
рода. Можно без преувеличения сказать, что
спектакли Тбилисского театра в Москве яв-
ляются настоящим праздником для всего на-
шего советского искусства. Е

Дирижер В. НЕБОЛЬСИН.

Е

Сталин не навязывал своего мнения.
— Мне кажется, — говорил он, умело
и тонко подсказывая путь к решению про-

Поликарпов слушал молча, почти не пе-
ребивая, схватывая главное. Иногла он пе-

же время обладали такой исключительной
конкретностью. что, взглянув прямо в лицо
Сталину, Поликарпов с ‘нежностью в гор-

тает, — предел желания для конструктора!

Чуть склонив голову, пытливым взгля-
дом он всматривалея в Сталина. Протя-

нув руку, Сталин громко, весело спросил:

Стало быть, пойлет?

— Пойдет, — горячо, в тон ему, отве-
тил конструктор.

Почти машинально Поликарпов отмечал
все послелующее. Гул моторов. Яеное, го-
лубое небо. Весенние травы... Он видел.
как Чкалов полнялся на его машине и
пролелывал фигуры высшего пилотажа...
Но все это отстранялось под напором новых
мыслей, вызванных сталинским прелложе-
нием. Воображение уже рисовало ему эту
новую скоростную, легко управляемую: ©
хорошам потолком машину.

...7 ноября 1936 гола на трибунах. рас-
положенных у кремлевских стен, в толпе
радостно возбужленных москвичей стоял
человек с покатыми ‘плечами и строгим.
влумчивым взглядом. Это был Поликароов.
Оз смотрел на серенькое. низко навистшее
небо и неловольБ? качал головой. «Полетят
или не полетят?»

В ту минуту, когла уже иссякла на-
дежла, что самолеты полетят, ветер неожи-
данно донес гул приближающихся машин,
Первыми показались тяжелые, многомотор-
ные бомбарлировщики. Они летели жура-
влиным строем, широко раскинув большие
крылья. Вслед за ними вихрем проносились
истребители.

Слержанный. внешне сухой Поликарпов
сорвал с себя шляпу. С обнаженной голо-
вой он смотрел ва полет ‘маленьких сталь-
ных птиц, исчезавших за  кремлевскими
башнями.

— Bor oH, Mom чижи,— тихо произнее
OH,—BOT они, славные чижи мои...