— eo ©

as

=~ =

=

р

` щена музыка этой замечательной

{0 ЯНВАРЯ 1937 Г., № 10 (6976)

ДЕКАДА ГРУЗИНСКОГО ИСКУССТВА

Волнующий
спектакль

Спектакль «Даиси» глубоко взволновал
меня.

Чудесными народными мелодиями насы-
оперы.
Массовые сцены. захватывают своей боль-
шой эмоциональностью. Оркестр и хор зву-
чат великолепно. А как хороши пляски!
Пленительно танцует заслуженная артист-
ка Грузии Гварамадзе. .

У солистов очень хорошие голоса. Обая-
тельный женственный образ Маро создает
артистка М. Накашидзе. Проникновенно
пел зрию Малхаза артист М. Квареланви-
ли. Прекрасный баритон у Д. Гамрекели,
KOTOpOTO я впервые слышала на последнем
всесоюзном конкурсе. Приятно отметить,
что и сценически этот молодой артиет
удачно справился с трудной драматической
ролью Киазо.

Остальные партии были интересно про-

ведены артистами А. Степанян  (Нано),
3. Сванидзе (Тито) и В. Хамашуридзе
(Цангала).

Какая большая культура чувствуется
30 всем спектакле! Поражают одно целое,
которое составляют все участники спек-
такля, и большая правдивость их игры.

Ралостно писать слова горячего товари-
щеского привета всему прекрасному кол-
лективу Тбилисского государственного теа-
тра оперы и балета.

К. ДЕРЖИНСКАЯ.
Народная артистка РСФСР.

—о—-

НЕПОДДЕЛЬНАЯ
НАРОДНАЯ
МУЗЫКА

Гастроли Тбилисского государственного
театра оперы и балета являются для нас,
артистов русской сцены, большим, радост-
ным праздником.

Неподдельная народная музыка, заложен-
ная в основу оперы, великолепные хоры и
изумительные танцы свидетельствуют 0
высокой художественной культуре Совет-
ской Грузии.

Хочу искренне поздравить талантливых
грузинских товарищей, блестяще справив-
шихся со своей ответственной задачей.

Нельзя не отметить прекрасную работу
молодого дирижера Е. Микеладзе. Под его
управлением оркестр играет с большой си-
лой и уверенностью. Чаруют также не-
обычайно свежие звуки хора. Все это до-
ставляет зрителю огромное эстетическое
наслаждение.

Грузинская опера убеждает в том, ка-
кое исключительное, решающее значение
имеет народное песенное и музыкальное
творчество для создания классической со-
ветской оперы.

Гениальная ленинско-сталинская нацио-
нальная политика, сближающая культуры
народов  многонационального Советского
(Союза; нала в декадах искусств-воюзных
республик свое яркое отражение. Эти де-
кады обогащают нашу общую культуру и
дают нам большую творческую зарядку.

В. ДАВЫДОВА.

Солистка Большого театра Союза ССР.
—о—

МНЕ ОЧЕНЬ
ПОНРАВИЛОСЬ —

Как много жизни в национальных гру-
зинских танцах! Какие красивые голоса
у грузинских артистов!

‚ Большое удовольствие доставили мне
спектакли Тбилисского государственного
театра оперы и балета. Мне очень по-
нравилась игра артистов грузинского те-
атра и красивая постановка народного
артиста Грузии А. Цуцунава.

Это-— настоящее, большюе искусство.

ll. РОГОЖИНА.

Домашняя хозяйка.

ственного изобилия
дарить алмазы и жемчужины искусства, как
это делали грузинские
ный вечер 8 января 1937 года в Большом
театре Союза ССР. Вся гамма красок—от
пламенеющего багрянца грузинских зорь до
нежно-голубых, розовых и зеленых тонов
пастбищ и садов счастлавой Советской Гру-
зии— переливалась и сверкала на сцене
театра.

той в чужие страны. Посмотрите на деву-
шек Карталинии, стройных как пальмы,
в белых нарядах, с голосами, подобными
звону хрустальных колокольчиков, взгля-
ните на девупек Мегрелии ‘и Гурии в го-
лубых,
играющих на чонгурн, ноэтических лют-
нях, на треугольных маленьких арфах, и
вы увидите, что страна наша— родина пре-
красного.

треть, как пляшут сыны горной Ованетии
задорный и вольный танец, полный муже-
ственной ловкости и горячей жизнерадост-
ности.

венного этнографического хора Восточной
Грузии под управлением заслуженного дея-
теля искусств А. Кавсадзе. Первая песня
хора была песней о Сталине. Множество
прекрасных песен о великом Сталине рас-
певают в нашей стране. Мы слышали, как
пели о Сталине певцы украинского народа,
певцы Казахетана и Киргизии.
народ на своем языке воспевает вождя
трудящихся, и грузинская песня в честь
Сталина — прекрасная, мужественная пе-
cua. Это— песня народная в самом полном
смысле этого слова. Зал встретил ее вих-
рем аплодисментов.

восходно исполненная под аккомпанемент
национального
этой песне уже в полной мере сказалось
разнообразие и богатство хоровой культуры
Грузии. ;

асполненные этим хором, так как репер-
туар его был недостаточно продуман и
стралал некоторым однообразием.

собой явление вполне самостоятельное и
необычайно интересное.
ры, постоянно ищущие оригинальных гар-
моний, новых музыкальных приемов, на-
шли бы много поучительного в многоголос-
ных народных песнях Грузии. Слушая, на-
пример, чудесную «Замтари» (зима) или
крестьянскую песню «Чонгуро», можно по-
думать, что они написаны старинным ма-
стером полифонической музыки.

следователи и историки музыки,
доктора
что многоголосная музыка изобретена цер-
кОВЬЮ!
«Мравал-жамиер» или удивительную «Че-
ла», аробную` песню; ивы убедитесь, что
многоголосная музыка есть изобретение на-
родного гения.

было непривычно слышать замечательную
старинную гурийскую песню «Хасанбегу-
ри», когда на фоне превосходного хора пе-
вец высоким «фальцетом выделывал свои

ратуры, над которыми призадумалась бы

Вечер грузинской музыки,
песни и танца в Большом театре

Конечно, только от большого м

можно так щедро

гости в памят-

Нам незачем посылать гонцов за красо-

пурпурных, палевых платьях,

Нельзя без гордости и восхищения емо-

Вечер начался выступлением государст-

Важдый

Не менее хороша «Песня о вожде», пре-

инструмента чонгури. В

Меньший успех имели другие песни,

Грузинские хоровые песни представляют

Наши композито-

Как жестоко ошибаются буржуазные ис-
ученые
Прауты ‘и Буселеры, утверждая,

Послушайте  застольную песню

Для московской публики, может быть,

«криманчули», невероятно сложные . коло-

самая искусная колоралурная певица. Нель-
зя думать, что эти «криманчули» — про-
сто народная причуда, интересная лишь
для любителей экзотики. Ничуть не быва-
ло. Народное искусство не знает форма-
листических выдумок и причуд, и все на-
роды на долгом пути своего музыкального
развития проходили и путь фальцетного пе-
ния. Искусство колоратурного пения обя-
зано своим возникновением фальцетистам
Грузии и Тироля, Азербайджана и италь-
янских горцев точно так_ же, как искус-
ство великих полифонистов от Орландо де
Лассо до нашего Танеева обязано своим
появлением пению фламандских, русскых,
грузинских крестьян.

Авиация республиканцев

(ОКОНЧАНИЕ)

воздух. Пока это правило будет соблюдать-
ея — враг не будет слишком много мнить
о себе. Если же хоть раз уйти с воздуш-
ного поля битвы, хотя бы даже самым
военно-научным способом, но оставив B03-
лух противнику — He ждите добра. Во-
нечно, речь идет не о тех случаях, когда
враг в несколько раз превосходит числом
самолетов и вооружением.
Республиканские истребители твердо дер-
жатся своего правила. Это заставило фа-
шистов очень сократить свои налеты на
столицу и изменить их манеру. Герман-
ское возхуптное командование обновило всю
материальную часть своей истребительной
авиации, изменило строй и боевые поряд-
ки. Теперь тройка или’ семерка «Юнкер-
сов», даже под охраной, не рискует по-
явиться над Мадридом. Если уж идут, то
восемнадцать —— двадцать машин сразу,
окруженные полчищем «Гейнкелей», — на-
стоящий крестный ход. Выходит он строй-
HO и. благообразно, а когда налетает
темно-зеленая, с красными полосками буй-
ная орава, фашисты кидаются кто куда.
После каждого крестного хода над Мад-
рилом генерал Франко недосчитываетея
кого-нибудь. Удобно укрытые под де-
ревьями, республиканские бойцы воздуха
зыводят в записных книжках свои при-
были и убытки. Баланс получается бо-
лее чем активный, и даже поразительный.
Знаменитая эскадрилья Рихтгофена сбила
за полтора года мировой войны сто сорок
семь самолетов. Из них Ha долю самого
Рихтгофена и еще пятерых лучших истре-
бителей пришлось сто двадцать. Республи-
канские летчики Испании сбили за два
месяца в одном только мадридском секторе
семьдесят германских и итальянских анпа-
ратов (а уничтожить современный скорост-
ной истребитель — это не то, что сбить
летающий гроб образца 1916 года). Здесь
нет ни одного пилота, у которого налет
превышал бы сорок часов на одну сбитую
машину противника. У лучших бойцов
приходится по семи часов, а у героическо-
го летчика Пабло, командира эскадрильи,

в которой ‘мы сейчас находимся, на каж-
apm сбитый «Гейнкель» приходится толь-
ко шесть с половиной часов налета.

— А прыжок на мадридский. бульвар—
это вам как засчитано?

Лейтенант Пабло, маленький, плотный, с
озорными глазами, отвечает тихо и с лу-
кавинкой:

— Как хотите, так и ‘считайте. Конеч-
но, с меня причитаетея разбитая мапеина.
И я за нее отвечаю. Я ведь, по правде го-
веря, и сам колебался, прыгать ли. Для
хорошего бойца чести мало, если выпры-
тнешь из самолета, пока его можно еще
хоть как-нибудь использовать. Это вот у
итальянцев, у «Фиатов», такая манера:
только к их куче подойдешь, только  об-
стреляешь—и уже хаос, дым, сплошные
парашюты. А тут была большая драка, и
мне перебили тросы. Мапгина совсем поте-
ряла управление. Я все-таки пробовал ее
спасти. Даже на двухстах пятидесяти ме-
трах привстал, отвалился влево и старался
как-нибудь держаться на-боку. Но ничего
не вышло. Тогда, метрах уже на восьмиде-
сяти, решал бросить самолет. Еели, думаю,
буду жить, рассчитаюсь. Прыгнул, и несет
меня прямо на крыши. А у меня голова
хотя и крепкая, но неё крепче мадридеких
каменных домов. Хорошо еще, что ветер в
нашу сторону. Опускаюсь и думаю—мыс-
лимо ли быть таким счастливцем; чтобы,
например, спрыгнуть на авеню для боя
быков. Конечно, таких случаев не бывает.
Но вдруг подо мной обнаруживается буль-
вар Кастелиана. Тот сзмый, на котором я
столько вздыхал по  синьоритам. ...Ну,
спрыгнул на тротуар. Самое страшное ока-
залось здесь. Меня мадридпы чуть не за-
душили от радости. Всю куртку изорвали.
А за машину я понемногу раесчитываюсь
и даже с процентами: чётыре «Гейнкеля»
уже сбил, бог даст, собъем еще что-нибудь
подходящее.

— А как сбили знаменитого
голубя»?

Вместо ответа Пабло вдруг пускается от
нас бежать, на-ходу подтягивая пояс. Все

«Белого

галами давно умерших французских и про-
вансальских музыкантов и ровным счетом

чается какой-то особенной, целомудренной

вов. «Сулико» есть образец музыкальной

стоит лишь перевести эту песню и издать
массовым

стой лирики, стоит этого.

—O— he
вопоминать грузинских чонгуристок и их
пленительное искусство. ПРОПУЩЕНО
Мы думали, что по крайней мере гру- ЛЬ
зинские танцы нам хорошо извеетны. Увы, НЕСКОЛЬКО
оказалось, что лезгинки, которые  отпля- ДОМОВ

весьма мало общего с подлинно народным
грузинским танцем.
трузинских мастеров мы узнали, что такое

лар-чопа» и т. д. Точно сказочные белые
павы, в плавном танце «Давлури» движут-
ся грузинские девушки, красуются возле

обуви.

ливых фигурах цветущие гирлянды

ВСЕСОЮЗНАЯ ПЕРЕПИСЬ
НАСЕЛЕНИЯ

НИ ОДНОГО
НЕУЧТЕННОГО
ЖИТЕЛЯ

Проверка правильности счета населения
в Москве подходит к концу. Инструктора-
контролеры за три дня проверили уже ра-
боту более двух третей счетчиков.

При проверке выявлены случаи, когда
счетчики вычеркивали железнодорожников,
уехавших с поездами. Инструкция же
требует, чтобы железнодорожники были
переписаны по месту постоянного житель-
ства. Все обнаруженные ошибки такого ро-
да сейчае исправлены.

В городское. бюро переписи ‘поступило
несколько писем от граждан, которые по
различным причинам не были переписаны

Мы восхищаемся трехголосными мадри-

ничего не знаем о таком шедевре, как гру-
зинская «Шен чеми хаф, ме шени»— песня
о любви, полная тончайшего изящества.

Впрочем, уж если говорить об изящном
в музыке, то мы вряд ли найдем во всей
мировой литературе много таких вещей,
как бесподобная песня «Сулико», испол-
ненная хором Западной Грузии.

«Сулико»—грациознейшая песня, по ма-
нере напоминающая прославленные неапо-
литанские мелодии, но гораздо более глу-
бокая, чем они, и совершенно лишенная

той сентим ой J кото-
ое у а общдлт  сбо пооды 09
музыке. Нежный напев «Сулико» отли- дения.

Городское бюро переписи разобрало 129
жалоб о пропуске отдельных граждан и не-
правильном заполнении переписных ли-
стов. Подтвердилась 21 жалоба. Остальные
не подтвердились: выяснилось, что гражда-
не просто не знали о посещении их счет-
чиками 6 января. Ответы же за них дали
домашние.

Всем участковым уполномоченным и
инструкторам-контролерам предложено к
концу проверки еще раз обойти свои уча-
стки и убедиться, что не пропущено ни
одного жилья, ни одного человека.

чистотой. Он ясен и прост, его, можно вы-
делить из тысячи других лирических нале-

поэзии, и молодежь других национальностей,
населяющих Союз, станет распевать ее,

тиражом. Чудесная песенка
«Сулико», вся проникнутая ароматом чи-

Можно еще много и долго говорить о
песнях, исполненных хором Западной Гру-
зии, и в особенности о мастерицах пения и
игры на чонгури. Москвичи долго будут

сыва
ются на московских эстрадах, имеют КАЛИНИН, 9 января. (Корр. «Правды»).
Инструктора-контролеры третий день про-
веряют правильность переписи населения.
В Пролетарском районе города во время
контрольного обхода обнаружено несколько
случаев пропуска отдельных квартир и да-
же домов. Инструктор-контролер Лукин
установил, что счетчица“ Глебова пропусти-
ла квартиру, в которой живут 10 человек.
В этом же районе не были переписаны жи-
тели квартиры при школе № 19. Возле
поселка имени Кирова пропущено пять
жилых строений © населением в 118 чело-
век. 6 января, по заявлению одного из
граждан, выяснилось, что не переписано
свыше 100 человек в домах около электро-
станции фабрики «Пролетарка». Есть не-
сколько случаев пропуска отдельных тра-
ждан‘и в Центральном районе города.

Только по приезде

«Лекури», «Хоруми», что такое танец «0т-

них статные молодцы в черкесках, не-
слышно скользя по сцене в своей мягкой

Удивительные танцы и удивительных
танцоров имеет грузинский народ! Какой
танец может сравниться с гурийской хоро-
водной пляской, где сплетаются в`причуд-
тан-
пующих! Под мерное ление хора, звонкое
хлопанье в ладоши, глуховатое постукива-
ние цилиндрического барабана или пары
маленьких литавр идет пластический танец.

В большинстве танцев, которые мы ви- =O
дели, мужчина отменно  церемонен в
обращении со своей дамой. Он почтительно ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ
приглашает ее к танцу, скользит и въется ПРОВЕРКА

вокруг нее, но не прикасается к ‘ней. И
женщина в танце целомудренно скромна,
величественна. Ее партнер кружится пе-
ред нею в бешеной пляске, высоко взви-
вается в воздух, падает с размаху на ко-
лени, выделывает виртуозные па на кон-
чиках пальцев, но женщина сохраняет ве-
личавое спокойствие в своем плавном
танце.

Друтой отличительной особенностью гру-
зинского танца является то, что на паль-
цах («на пуантах» согласно балетной тер-
минологии) танцует именно мужчина. Мы
видели настоящих мастеров такой пляски
в сванском хороводе «Церули». Право же,
не всякая балерина способна проделывать

ТОРЬКИЙ, 9 января. (Корр. «Правды»).
Дом за домом, квартиру за квартирой обхо-
дят счетчики и сопровождающие их ин-
структора-контролеры. Как правило, почти
нет расхождений между записями в пере-
нисных листах и результатами контроль-
ных обходов. Ве:

Однако в некоторых районах все же вы-
явлены люди, которые не были учтены.
В помещении бондарной мастерской нефте-
базы Сормовекого района во время конт-
рольного обхода было обнаружено 10 рабо-
чих-бондарей, не учтенных ни райсоветом,
ни счетчиками.

на пальцах такие штуки, какие делают rs о
танпрры-сваны-—и совсем маленькие маль- КОНТРОЛЕРЫ
чуганы, и зрелые усачи.

Было бы несправедливым умолчать. о ИСПРАВЛЯЮТ ОШИБКИ
выступлении на вечере артистов Тбилис- СЧЕТЧИКОВ

ского театра оперы и балета. Солисты опе-
ры П. Амиранишвили, Кумсиашвили, уже
известные нам по оперным спектаклям, и в
сроих ‘сольных выступлениях имели заслу-
_женный успех.

В заключение скажем лишь одно: гру-
зинские товарини принесли нам много ра-
достей, и мы торлы их успехами. Победа
искусства Советской Грузии есть победа
всего искусства Советского Союза.

В. ГОРОДИНСКИЙ.

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 9 января. (Корр.
«Правды»). : Инструктора-контролеры. при
активной помощи населения обнаружили и
исправили ряд ошибок, допущенных счет-
чиками. В 21 переписном листе по настоя-
нию граждан произведены изменения в пя-
той графе. 20 человек попросили заменить
слово «верующий» на «неверующий» и
один — наоборот. Вносящие поправки 0б’-
ясняют это тем, что счетчики недостаточ-
но ясно задавали вопросы. Спрапгивали,
например, «православный или нет?».

Исключительную сознательность прояв-
ляют граждане, оказавшиеся’ почему-либо
не переписанными 6 января. За 7 января
в перепиеные отделы обратились ‚© ‘прось-
бой переписать их 10 человек.

é —OoO—

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ
КИРГИЗИИ

ФРУНЗЕ, 9 января. (Корр. «Правды»).
Предварительные данные переписи в Kup-
гизской ССР говорят об огромном росте на-
селения. Во Фрунзе оно увеличилось при-
мерно в 3 раза, в рабочих поселках Су-
люкта, Кизыл-Кия, Кок-Янгак — в 2—3
раза. %

Самоотверженно работали счетчики. Им
приходилось взбираться на высокие горы,
йреодолевать занесенные снегом перевалы.
Повсюду они видели новых людей, радуш-
ных и гостеприимных, занятых созидатель-
ным трудом. :

По вине Киргизского управления народ-
нохозяйственного ‘учета, давшего путаные
указания местам, в Араванском, Джалял-
Абадском, Наукатском и ряде других рай-
онов было испорчено большое количество
переписных листов.

время разговора он одним ухом прислуши-
вается к телефону в палатке, и телефон
зазвонил. Дежурный по аэродрому подает
сигнал «все Ha Мадрид». Затем происхо-
дит нечто молниеносное. В четыре минуты
двенадцать секунд целый отряд заводится,
взлетает и в воздухе пристраивается к ве-
дущему Пабло. Рев моторов еще звенит в
ушах, а истребители уже исчезли. Соеди-
нившись с другими отрядами с других  .
аэродромов, они еще через пять минут
вступят в бой с врагом...

Нестерпимо это ожидание. Уже целых
сорок минут прошло. Значит, схватка боль-
шая и серьезная.

Наконец, звонят из Мадрида, с наблюда-
тельного пункта: Большая победа. Респу-
бликанцы сбили 6 германских истребите-
лей. Все упали на правительственную тер-
риторию. Конеп донесения трудно  слы-
шать—на аэродром с радостным о рокотом
возвращается в полном составе стая лей-
тенанта Пабло.

Не всегда возвращение бывает очень ра-
достным. В палатке лежит журнал боевых
действий. На странице, помеченной три-
вадцатым декабря, значится: «Задание —
прикрытие от бомбардировочной авиации
противника линии фронта Каза дель Кам-

по — Карабанчель foe Как выполне- о

HO — выполнено. Потери противника —

сбито 5 истребителей. Потери свои—капи- ЛИЦО одного
тан Антонио, командир эскадрильи». КВАРТАЛА

Исполнилось два месяца обороны Мадри-
ла. Подводя ито этому историческо-
му сражению, газета испанских  боль-
шевиков среди прочего писала: «Слава
вам, товарищи летчики! Вы помогли, как
никто, нашей столице. Рискуя каждый миг
‹<воей жизнью, вы совершили и вовершае-
те незабываемые подвиги, охраняя небо
Мадрила от кровавых разбойников и пала-
чей. Вам будет вечно благодарен испан-
ский народ».

Но не только испанский народ, — весь
мир трудящихся и честных людей, и, ко-
печно, советская страна, преклонится перел
доблестью республиканских  летчиков-ге-
роев, и павших в бою, и здравствующих,
первых смелых рыцарей из народа, дер-
знувших дать бой воздушной рати фапист-
ского милитаризма и обративших ее в бег-
ство.

ТАШКЕНТ, 9 января. (Корр. «Правды»).
Перепись выявила громадные изменения
в жизни трудящахея города.

Мы познакомились во время переписи
с жителями одного квартала в «старом го-
pole» на улице Савган. В квартале — с9-
рок девять домов. ‘Это окраина города. Все
население квартала — узбеки. Раньше они
были кустарями, огородниками, носильщи-
ками, а все женщинь-—домохозяйками. Сей-
чае срели жителей квартала появились
новые профессии: радиотехник, котельщик,
библиотекарь, строгальщик, кондитер,
портной, печник, штукатур, парикмахер,
пожарный. несколько колхозников — 9го-
родников и садовников. Большинство жен-
щин также работает. В квартале 142 чело-
века — дети и молодежь. Все дети учатся
] в начальных и средних школах.

второй очереди.

Г ГОРЬКОВСКИЙ
и ВАГОННЫЙ ПАРК

СТАДИОН ДИНАМО

БЕЛОРУССКИЙ

ВОКЗАЛ

пл. МАЯКОВСКОГО

Охотный

р Ул. КОмИНТЕРИЯЛ
АРБАТСКАЯ AN, ere
Ome Gh soe © ГА
ть ©
НЫ о

«РенЕЛИоТЕКА Г
„ЛЕНИНА > !

КРАСНЫЕ ВОРОТА Об)

BOPEL, СОВЕТОВ
7 С

ЗО СЗ 1-1 ОЧЕРЕДЬ
  eee Qee= 2-0 ОЧЕРЕДЬ
ee ane ee HP OUEPEND

S
ves)

covomirunn К

$
КРАСНОСЕЛЬСКАЯ «<

КРАСНОПРУДНЫЙ К
о хх

ВАГОННЫЙ ПАРК
т. ал.

КИРОВСКАЯ в” >

On ДЗЕРЖИЙСКОГО Е
Ф\5 пл. СВЕРАЛОВА ПОКРОВСКИЙ Р-С

КУРСКИЙ
Пл, РЕВОЛЮЦИИ   ВОКЗАЛ

{
фртиганская пл

Схема линий московского метрополитена 1-й, 2-й и 3-й очередей.

х жк

Новые линии

московского

метрополитена

Строительство метро является неот’емле-
мой частью генерального плана реконструк-
ции Москвы, выполняемого по инициативе
и указаниям товарища Сталина.

Арбатский, Фрунзенский и Кировский
радиусы метрополитена, вступившие в экс-
плоатацию в мае 1935 года, бесперебойно
работают уже в течение полутора лет. При
сравнительно небольшой длине действую-
щей линии — 11,6 километра — москов-
ский метро перевозит сейчас до 400 тыс.
пассажиров в день.

Первые 11,6 км метро дополнятся в
скором времени линиями второй очереди, а
решением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от
8 января с. г. предложено развернуть уже
в 1937 году работы по 3-й очереди,

Своевременное окончание ряда’ линий
2-й очереди дает возможность перебросить
на новое строительство освобождающиеся
механизмы и часть квалифицированных
рабочих. Этим создаются условия для на-
чала работ 3-й очереди уже в 1937 году.

Чиния 3-й очереди длиной в 9,6 км про-
ходит от пл. Красные Ворота по Садовому
кольцу через Курский вокзал, Таганскую
паощадь, Павелецкий вокзал, Крымекую
площадь — до Смоленской площади. Линия
закладывается на глубине от 25 до 50
метров.

Весь этот участок будет построен закры-
тым способом, проходка тоннелей будет
производиться щитами, а крепление—чу-
гунными тюбингами. Через Москва-реку, у
Краснохолмского и Крымского мостов, ли-
ния будет проложена в подводных тонне-
лях. В местах пересечений кольцевой ли-
нии метрополитена с уже существующими
и етроящимися (у «Красных Ворот», «Вур-
ского вокзала», «Парка культуры и отды-
ха» и «Смоленской площади») будут со-
оружены самостоятельные станции, кото-
рые соединятся с соответствующими стан-
циями радиальных участков метро,

Пассажир сможет попасть отеюда, не
выходя, на поверхность, на любую из пе-
ресекающих линий метро и продолжать
свою поездку наиболее удобным способом.

После окончания строительства второй и
третьей очереди метро свяжет все главные
московские вокзалы, а также крупнейшие,
наиболее посещаемые центры: стадион
«Динамо», Парк культуры и отдыха, Co-
Больники И Т. Д. i

Линия 3-й очереди прорежет наиболее
населенные участки Москвы и пройдет
вблизи крупнейших предприятий. На ее
станциях будут предусмотрены максималь-
ные удобства для пассажиров. Здесь так
же, как и на станциях второй ‘очереди
метро, не будет длинных коридоров и пе-
реходов. С помощью эскалатора пассажир
сможет непосредственно попадать на стан-
ционную платформу.

Строительство 3-й очереди должно быть
закончено в 1939 году.

Сейчас, когда работы на участке от Смо-
ленской площади до станции «Киевская»
закончены, можно уже подвести некоторые
предварительные итоги строительства метро

Вторая очередь состоит ‘из продолжения
Арбатского радиуса длиною в 1,7 км, По-
кровского радиуса-—3,5 км и Горьковско-
тв— длиной в 9,7 км.

При утверждении плана строительства
в 1936 г. Совнарком СССР сократил на
4—6 месяцев первоначально намеченные
сроки окончания работ: Горьковский ра-
диус (до ст. «Сокол») должен ветупить в
эксплоатацию в августе 1937 года, Пок-
ровский—в июне 1937 г. и’ Арбатский
раднус—в январе 1937 года.

Что уже сделано на строительстве вто-
рой очереди метро к 1 января 1937 ro-
да? Вынуто 1.135 тыс. кубометров грун-
та (из общего количества 1.810 тыс. ку-
бометров). Уложено 252 тыс. кубометров
бетона (из 559 тыс.). Тюбингов уложено
73,4 тыс. тонн (из 221 тыс.).

Сейчас протяжение вчерне готового тон-
неля достигло 11,1 км из общей длины
в 26.3 км. Арбатский радиус Фактическя
закончен и в ближайшие дни будет пере-
даваться в эксплоатацию.

Ускорение работ на строительстве вто-
рой очереди при одновременном сокраще-
нии рабочей силы (число работавших на
1-й очереди в 1934 г. доходило до
тыс. человек, сейчас работает 37 тыс.)
достигнуто благодаря внедрению новейших
методов работы, применению большого ко-
личества механизмов и накоплению опыта.
Энерговооруженность одного рабочего на
строительстве второй очереди составляет
2.5 лошадиной силы против 0,65 на пер-
вой очереди.

Успехи в строительстве метро достигну-
ты благодаря наличию прекрасного кол-
лектива рабочих и инженерно-технических
работников, воспитанных Московским ко-

митетом нашей партии и лично TOR.
Л. М. Кагановичем.
Стахановекое движение на Метрострое

позволило повысить нормы в среднем почти
на 30 проц.

В результате роста производительности
трула средняя дневная выработка одного
рабочего поднялась до 88 руб. против

26 руб. 10 коп. на строительстве первой
очереди.

Средний дневной заработок рабочего Мет-
ростроя соответственно возрое с 10 руб.
33 коп. до 15 руб. 67 коп.

Утвержденная правительством смета
2-й очереди предусматривает удешевление
стоимости строительства на 30 проц. про-
тив стоимости аналогичных работ первой
очереди. Кроме того, Метрострой в 1936 г.
должен был дать дополнительное сниже-
нае стоимости работ в размере 11 проц.
против утвержденной сметы.

Это задание правительства Метрострой

выполнил.
x + *

Строительство метро 2-Й очереди идет
по-новому. Колоссально выросшая промыпт-
ленность нашего Союза снабжает нас мощ-
ными современными машинами, дает нам
большее количество металла. Строители
метро использовали эти новые возможности
и подняли свою работу на более высокий
технический уровень.

Ерепление тоннелей глубокого заложения
производится преимущественно чугунными
тюбингами. Плотно примыкающие друг к
другу сегменты тюбингов и хорошо зачека-
ненные швы между ними дают возможность
получить совершенно сухой, удобный в
эксплоатации тоннель. Этот способ позво-
ляет уменьшить 0б’ем основных трудоем-
ких работ и сэкономить дефицитные стро-
ительные материалы. Наконец, огромное
преимущество крепления тюбингами состо-
ИТ В TOM, что получается возможность
упростить, ускорить и механизировать ра-
боты по устройству тоннелей с помощью
щитов. Сейчас на строительстве работают
26 перегонных и 8 станционных щитов.
В монтаже — еще четыре.

Постепенно разрабатывая грунт в 1060-
вой части щита, продвигаясь вперед с по-
мощью мощных гадравлических домкратов
и закрепляя пройденное пространство коль-
цами тюбингов, метростроевцы ежесуточно
проходят каждым щитом в среднем по 3—4
метра. Лучшие смены стахановцев дают
значительно более высокие показатели
проходки.
s ‘ “ * *

Значительное изменение методов работ
произошло также при постройке тоннелей
мелкого заложения.

По сравнению с первой дчередью строи-
тельства число рабочих на земляных радо-
тах уменьшилось в 5,5 раза. Новый спо-
с0б крепления котлованов позволил зна-
чительно усовершенствовать и все дру-
гие работы, особенно бетонные. Для Oe-
тонировки сейчас применяется тёредвижная
металлическая опалубка. Число рабочих для
устройства опалубки уменьшается при этом
способе в восемь раз.

Коллектив Метростроя при строительстве
второй очереди внес много интереснейших
технических новшеств как по основным,
так и по отделочным работам. Перечиелить
все эти достижения в краткой газетной
статье не представляется возможным.

# +’

В июле 1935 года тов. Орджоникидзе
после осмотра только-что начавшихся ра-
бот по сооружению 2-й очереди поставил
перед Метростроем задачу: стать передовой,
полностью механизированной  стройкой,
образцовой школой индустриального строи-
тельства, использующей все возможности
нашей тяжелой промышленности; удеше-
вить и качественно улучшить работы и ве-
сти стройку, не нарушая нормальной жизни
города. В результате работ 1935—1936 тг.
можно сказать, что на большинстве участ-
ков строительства метро эти указания вы-
полняются.

В настоящее время строительство воору-
жено мощным оборудованием. Например,
щитов мы имеем больше, чем любая стра-
на в мире. С их помощью мы можем еже-
месячно проходить в среднем 3—4 кило-
метра однопутного тоннеля.
` Однако мощная механизация и большой
опыт, накопленный коллективом  Метро-
строя, требуют еще более значительного и
быстрого улучшения работ, чем это имело
место в 1936 году.

На стройке имеется еще значительный
излишек подсобных и вспомогательных ра-
бочих. Механизация выемки грунта при
щитовой проходке еще недостаточно co-
вершенна.

Качество работ на строительстве 2-й
очереди значительно повысилось, но все
же мы имеем много исправлений и пере-
делок.

Стоимость метро, несмотря на значи-
тельное снижение, еще высока,— она мо-
жет и должна быть снижена.

Тов. Орджоникидзе в своем недавнем об-
ращении требует от всех работников про-
мышленности под’ема работы на значитель-
но более высокий уровень. Это обязывает
коллектив Метростроя беспрерывно итти
вперед, добиваясь более высоких показате-
лей, улучшая и удешевляя строительство.

С. ГИНЗБУРГ.

~~

Е

<

a

=

п
& ?

a м ———