1907 2.—

Lar)

x хх

Великий русский ученый

Тридцать лет TOMY назад перестало
биться сердце замечательного русского уче-
ного—Дмитрия Ивановича Менделеева. Co-
зданная Менделеевым знаменитая «перио-

- дическая система элементов», составившая
эпоху в развития химии, подобно гигант-
скому памятнику, будет вечно возвышаться
нал его могилой.

Дмитрий Иванович Менделеев был под-
линно гениален. Подобно другому велико-
му русскому ученому— Ломоносову, он был
згногосторонним человеком, с успехом при-
менявшим свои силы и талант в разных
областях науки. Его творческая мысль била
ключом. Его способность к широким об-
общениям и смелым выводам, покоивитимся
на глубоком знании, была поистине заме-
чательна. Энгельс в «Диалектике приро-
лы» дал чрезвычайно высокую оценку на-
шему великому соотечеетвеннику: «Менде-
леев, применяя бессознательно гегелевский
закон о переходе количества в качество,
совернтил научный подвиг, который смело
можно поставить рядом © открытием Ле-
веррье, вычиеслившего орбиту еще неиз-
вестной планеты, Нептуна».

Менделеев не считал себя марксистом.
Но такова уже природа настоящей науки—-
истина всегда упорно пробивается вперед,
пекоряя умы, — его выводы покоились на
основах материализма.

Менделеева можно © полным правом
считать великим революционером в химии,
таким же, каким Коперник был в астроно-
мии, Чарльз Дарвин—в биологии, академик
Павлов-—в физиологии, Роберт Вох—в ме-
дицине. j

CCCP — страна победившего социализ-
ма — свято чтат память борцов наука,
Утверждавших прогресс и культуру. Про-
зетариат, несущий освобождение миру, яв-
ляется законным наследником всех куль-
турных ценностей, созданных лучшими
умами человечества. Память Менделеева
нам 060бо дорога потому, что он был сыном
нашего народа, он болел за его судьбу, он
смело пронес истины своей науки сквозь
злые тернии и преграды, которые царский
режим ставил великому ученому.

Дмитрий Иванович Менделеев видел
много дальше людей своего века. «Замереть
России — гибель,— писал он.— Ее удел
поэтому—вее двигаться вперед». В другом
месте, в одной из своих докладных записок,
Менделеев эту же мысль, чрезвычайно за-
нимавшую его, выразил еще более ярко:
«Ограниченный рост промышленности со-
вершенно непригоден нашему краю и
неприличен нашему народу... Это потому,
что народ смутно, но решительно, по здра-
гому инстинкту познает, что, идя по-малень-
ку, мы никогда не догоним соседей, а надо
не только догнать, но и перегнать...»

Рассуждая о судьбах русского крестьян-
- ства, Менделеев мечтал 0 механизации и
химизации земледелия: «Земледелие уже
нитде не достагает совершенства, т. е.
больших урожаев, иначе как при помощи
промышленности, необходимой... для орудий,
удобрений...» . A

В своей книге «В познанию России»
Менделеев неустанно подчеркивает мысль
с необходимости индустриализации страны.
«Опираться стране на земледелие, — гово-
DHT он, — значит веки вечные оставаться
в состоянии низнтего быта, а не того, бо-
лее усовершенетвованного, который дает
промышленность...»

Сколько ушатов грязи было вылито на
великого ученого официальной дворянеко-
помещичьей псевло-наукой за его рассуж-
дения и стремления, которые казались
необычными и крамольными! Сколько ядо-
витых строк посвятили Менделееву ревно-
стные охранители кондовой старины, ето-
явшие на страже «основ» — то-есть на-
родной нищеты, убожества.

Достаточно сказать, что великого рус-

Se а

Главная заслуга Менделеева заключает-
ся в том, что он уложил в стройную си-
стему весе многообразие элементов химии и
кажлому элементу. указал свое место. За-
кономерность, найденная Менделеевым, до-
вольно проста. Он расположил элементы
один за другим в порядке роста атомных
весов. Оказалось, что если таким образом
отечитать несколько элементов, то в даль-
нейшем свойства начинают повторяться.
Третий элемент — литий сходен с один-
надцатым — натром и с девятнадцатым —
калием; седьмой элемент — азот сходен с
пятнадцатым — фосфором, девятый — фтор
с семнадцатым — хлором и т. д.

Свойства элементов периодически повто-
ряются. В тех примерах, которые мы при-
вели, повторяемость осуществляется че-
рез восемь элементов. Таким образом, воз-
никла таблица с вертикальными группа-
ми, в которых разместились сходные эле-
менты.

`Повторяютея не только свойства эле-
ментов, но и свойства их соединений. Не
надо, олнако, думать, что Менделеев про-
стб-напросто составил картотеку элемен-
тов. Менделеев понял, что он нашел за-
кон, глубоко отражающий природу вещей.
Поэтому там, где его система наталкива-
лась на препятствия и трудности, он 0б’-
яенял это не недостатком своей системы,
а несовершенством науки того времени.
Дело ‘было в том, что у известных тогла
химии 64 элементов в систему уложились
далеко не все. Но это не смутило велико-
го русского ученого. Вак истый револю-
ционер в науке, он смело решился на лом-
ку ‘старых, общепринятых взглядов. Если
элемент не садитея на указанное ему В
периодической системе место, то это зна-
цит лишь, что атомный вес его определен
неправильно, так рассуждал Дмитрий
Иванович. Глубоко уверенный в своей
правоте, он об`являет рял атомных весов
неверными и вводит вместо них новые. Он
об’являет ряд формул неправильными и
вместо них дает новые. В своей таблице
OH оставляет несколько клеток пустыми и
предсказывает новые элементы. Более то-
то. он публикует свойства этих неоткры-

‚перейти на работу в Палату мер и весов.

BHAGNGGB H COB

ского ученого провалили на выборах в
Академию наук. Менделеев — гордость
русской науки — был вынужден покинуть
профессорскую кафедру в университете и

Для царского правительства это был всего
только действительный статский советник,
который мыслил странно и вовсе непохоже
нз то, как мыслили другие статские совет-
ники, числившиеся достойными и благо-
намеренными...

Менделеев — наш, он принадлежит на-
роду. Мы берем его великое наследие, ста-
вим его на пьедестал и говорим нашей мо-
лодежи: учитесь так же смело мыслить,
как Менделеев, учитесь работать, как Мен-
делеев, учитесь двигать вперед науку!

Менделеев — гордость русского народа,
так же, как Ломоносов, Павлов, Мичурин,
Цролковский...

Многое из того, о чем мечтал наш ве-
ликий ученый, осуществилось только те-
перь. Менделеев никогда не был сторон-
ником социализма, — более того, он боял-
ся и чуралея этого слова, HO его Ta-
лант и светлая голова позволяли ему раз-
личать черты будущего. Он мечтал 06 оте-
чественной индустрии, — она у нас есть,
созданная волей рабочего класса, волей
большеваков. Он мечтал 0б усоверптенство-
ванном земледелии, — мы создали образцо-
вое сельское хозяйство.

Менделеев мечтал о расцвете науки, —
СССР становится. центром мировой научной
мысли. Он мечтал 0б овладении Аркти-
кой, — большевики покорили ее ледяные
просторы.

Более 30 лет назад Менделеев писал:
«Если бы хоть десятая доля того, что. поте-
рано при Цусиме, была затрачена на ло-
стижение полюса, эскадра наша, вероятно,
пришла бы во Владивосток, минуя и Не-
мецкое море, и Цусиму...» Советские моряки
и летчики показали теперь всему миру,
что Ледовитый океан побежден.

Менделеева можно с полным правом на-
звать отцом русской химии. Время, про-
шедшее с того дня, как угасла его жизнь,
необычайно увеличило значение ‘химии,
необычайно расширило применение этой
наукм, долгое время находившей приют в
скромных лабораториях ученых. Можно
сказать, что теперешнее развитие химии
поставило ее во главу угла всей современ-
ной науки.

До революции наша страна почти не об-
ладала сколько-нибудь значительными хи-
мическими предприятиями. В ходе двух
сталинских пятилеток построены  колос-
сальные химические заводы, которые мо-
тут с полным правом считаться образно-
выми во всех отношениях.

Советская химическая промышленность,
наряду с машиностроением, является серь-
езнейшей базой и нашего сельского” хо-
зяйства, и нашей обороны. Недаром трон-
кистско-фаниетекие диверсанты  стреми-
лись в первую очередь протянуть свои гряз-
ные руки именно к этой области индустрии,
зная ее огромное значение для страны.

Наша задача — еще болыше и глубже
заниматься химией, которая была славным
поприщем деятельности великого русского
ученого. Стране социализма нужны свои
Менделеевы — доблестные революционеры
‘науки, способные неустанно двигать ее
вперел. ° :

В стете событий последних лет особенно
ярко встает перед нами образ великого
русского химика Дмитрия Ивановича Мен-
делеева, умевшего не покладая рук рабо-
тать на пользу родине и науке, умевитего
блестяще сочетать теорию с практикой,
умевшего при всей своей многообразной
деятельности. упорно учиться всею свою
IGATVIO #3. ;

Менлелеев — наш. Память о нем ни-
когда не умрет в сердцах народов великой
советской страны. .

ЕЕ Е НЕГРЫ BESS LESTE > >>.

Проф Я. К. СЫРКИН

ременнове

THX, Tak сказать, будущих элементов.
И что же? Оказывается, что он прав.

Прохолит несколько лет, и предсказания
Менделеева оправдываются. Открываются
новые элементы, которые садятся на ме-
ста, приготовленные для них блестящей
интуицией творца периодической системы.
Предпринимаются новые работы для вы-
‘ляенения ряда атомных весов и для уста-
новления формул некоторых соединений.
Й снова подтверждается глубина и точ-
ность научных рассуждений Менделеева.
Проходят еше десятилетия. Открываются
новые элементы, так называемые инерт-
ные газы (гелий, неон, криптон, ксенон);
эти элементы также ‘находят себе место в
системе Менделеева. Они укладываются в
особую группу, как и следовало ожидать,
по сходству их свойств.

Дмитрий Иванович Менделеев открыл
периодический закон. В этом-—его бессмерт-
ная заслуга. Но открытие  какого-
либо явления в науке— еще”далеко не об’-
яснение его причин. Действительно, физи-
ки и химики 70-х годов пропьлюого века
He могли об’`яснить — в чем тут дело?
В чем причина выраженной в системе за-
кономерноети? Почему атомный вес являет-
ся классификациоиным признаком химиче-
ских элементов? Как об’яснить периодиче-
скую повторяемость свойств? Вот те «про-
клятые» вопросы, которые поставила пе-
ред наукой менделеевская периодическая
система элементов.

Чтобы ответить на эти вопросы, надо
было глубже проникнуть в структуру ве-
щества. Уже давно философы-материали-
сты и наиболее последовательные ученые
считали, что вее известные нам вещества
состоят из мельчайших частиц — атомов.
Мы уже точно. знаем. что атомы сущест-
BYIOT, мы знаем, что они имеют размеры
порядка стомиллионных долей сантиметра,
что в этих крохотных участках простран-
ства разыгрываются вее химические про-
цессы, ведущие к образованию известных
нам соединений от сравнительно нёслож-
ной молекулы воды до сложнейших ве-
ществ. как витамины, гормоны и Т. д.

Но атом вовсе не являетея пределом де-

ления вещества. Атом, в свою очередь,

O02 0 02.6118! 070.10) 20: 6

Деятельность ученого расценивается по
его научным достижениям: чем больше
значимость этих достижений, тем больше
славы приобретает ученый, тем больше по-
честей воздается ему. Периодическая си-
стема химических элементов, созданная
Менлелеевым, которая легла в основу уче-
ния о строении вещества, выдвинула имя
нашего русского ученого в первые ряды
мировых деятелей физико-химической нау-
ки. Однако в своей родной стране Д; И.
Менделеев не оказался пророком, Царская
Академия наук отвергла его кандидатуру
на звание действительного члена этого
высокого учреждения. А отношения его е
министерством народного просвещения были
таковы, что Менделеев в цвете сил оста-
вил кафедру химии Петербургекого уни-
вероитета.

В свое время провал кандидатуры Мен-
делеева в члены Академии наук 0б`яснял-
ся интригами немецкой партии в этом уч-
реждении. Едва ли можно думать, что не-
менкая партия дискредитировала научные
достижения Менделеева, получившие. при-
знание в мировом масштабе. Скорее. вее-
го отпор вызывала  обшественно-научная
деятельность Д. И., его упорные труды п
заботы на пользу химической промышлен-
ности, развитие которой шло, вразрез с ин-
тересами немецкого капитала.

Менделеев высказывал тавую идею, что
свободной может быть только та страна,
которая производит все, что ей нужно для
удовлетворения ее. потребностей. При чрез-
вычайном богатстве нашей страны  есте-
ственными ресурсами правильная органи-
зация производительных сил могла бы из-
бавить Роесию от иностранной зависимоети
и в огромных размерах увеличить ее бо-
гатства. Для бюрократичесво-помещичьего
строя эти идеи были, несомненно, револю-
ционными и служили немецкой партии от-
личным трамплином в борьбе за интересы
немецкого капитала.

чение об атоме.

имеет очень сложную структуру. Это —
новый сложный мир в миниатюре. В каж-
дом атоме есть ядро, заряженное положи-
тельным электричеством. В ядре, имеющем
размеры порядка биллионных долей сан-
тиметра, практически сосредоточен весь вес
атома. Вокруг этого ядра двигаютея мель-
чайшие частицы отрицательного электри-
чества — электроны. Если атом в целом
электронейтрален, то это лишь потому,
что в ядре содержится столько же поло-
жительных электрических зарядов, сколь-
ко в электронах — отрицательных.

В настоящее время существование ядер
и электронов доказано опытами. Таким 0б-
разом, наука ХХ века открыла двери в
новый мир, мир атомов. Оказалось, что
явления, изучаемые в физике и химии,
это крупные, так сказать массовые, pe-
зультаты TeX микропроцевсов, которые
совершаются в атомах. Современная тео-
рия строения атома выросла на основе но-
вой техники эксперимента.

Только благодаря блестящим открытиям
товременной физики стало возможным по-
нять явление периодичности и причины,
лежащие в основе химических свойств ве-
щества. Установлено строгое единство в
построении всех элементов. Атом каждого
последующего элемента в отличие от пре-
дыдущего имеет ядро с одним лишним
положительным ‘зарядом и один лашний
электрон, двигающийся вокруг ядра. Это
значит, например, что шестой элемент —
углерод — имеет ядро с шестью положи-
тельнымя зарядами и шесть электронов,
двигающихся вокруг ядра. Следующий за
ним седьмой элемент — азот — имеет ядро
© семью зарядами я семь электронов. дви-
тающихея вокруг ядра.

Это открытие показывает, что порядко-
вый номер элемента обусловливает все его
свойства, ибо порядковый номер дает чис-
ло внешних электронов. которые полно-
стью определяют химическое поведение
элемента. Современная механика атома
как бы говорит: назови число электронов
в атоме, и я отвечу на вопросы о ро
де. структуре и специфическах свойствах
элемента. }

Прежнему классификационному призна-

стоящее время теории ядра

оососсоссо.о

эс: 9

ГИГАНТ НАУЧНОЙ МЫСЛИ

Как известно, Менделеев отдавал много
времени и труда развитию химической про-
мышленности в нашей стране. На Бондюж-
ских заводах на Каме я видел хорошую
химическую лабораторию, которую создал
Менделеев и в которой он охотно работал.
Но занятия промышленной химией ни-
сколько не пренятствовали успеху его те-
оретических исследований, что довольно
основательцо опровергает мнение некото-
рых наших советских ученых о том, что
теоретические научные работы  несовме-
етимы с прикладными. Нет чистой науки
н прикладных наук, а есть наука и ее
приложение, Теория, не связанная с прак-
тикой, лишена социального содержания и
работает впустую, а практика без теории
вырождается в знахарство.

Не менее правильно решил для себя
Менделеев вопрос 0 методологии препода-
вания химической науки. В любом учебни=
ке химии изложение предмета начинается
с так называемых химических законов: за-
кон определенных отношений, закон крат-
ных отношенай ит. д,

Весьма поучительно, что стихийный ди-
алектизм привел Менделеева к длальнейше-
му развитию его правильной методологии.
Вне опыта’ нет знания. А так как опыт
производства занимает в жизни человека
и человеческого общества центральное ме-
сто, совершенно естественно, . стихийный
дналектик Менделеев пришел к мысли ис-
пользовать производственный опыт хими-
ческой промышленности для  об’`яснения
хода и сущности химических реакций раз-
личных категорий. И мы находим в «Оено-
вах химин» четкое отражение  производ-
ственных процессов главнейших отраслей
химической промышленности.

Память о великом ученом Д. И. Менде-
лееве навсегда сохранится в Союзе Совет-
ских Социалистических Республик.

Академик А. БАХ.

Е ЕТ ЕЕ
*

RY — весу нанесен большой удар, ибо не

вес, а номер элемента играет решающую

роль в химии.

’Мы знаем новые факты, которые были
неизрестны Менделееву. Есть атомы © раз-
ными весами, но с одним и тем же заря-
дом ядра и, следовательно, с одним и тех
же количеством электронов. Эти вещест-
ва — изотопы — обладают одинаковыми
хиуяческими свойствами в противоречие с
исхолным положением Менделеева. С дру-
гой стороны, мы знаем элементы с одина-
ковым весом; но с разным зарядом ядра и,
следовательно, е разным количеством элек-
тронов. OTH вещества имеют одинаковые
атомные веса, но разные химические
свойства. В действительности это разные
атомы, несмотря на одинаковый вес.

Своеобразна судьба периодической си-
стемы в послеменделеевскую эпоху. С од-
ной стороны, система сохранила свое зна-
чение н ‘по сей день, являясь естествен-
ной классификацией элементов, общепри-
нятой в химической науке. Но с другой
стороны, мы твердо знаем, что не атомный
вес, положенный в основу Менделеевым, а
порядковый номер, т. е. число электриче-
ских зарядов в ядре или чиело электро-
нов вокруг ядра являются правильным
классификационным признаком. Отсюда
один Из наиболее острых и сложных во-
просов современной науки: почему для
подавляющего количества элементов клас-
сификация по весу совпадает се классифи-
кацией по электрическому заряду? Мы
знаем около 250 изотопов. Мы распреде-
ляем их по клеткам таблицы и внисыва-
ем в каждую клетку весе изотопы данного
элемента, т. е. всё разновидности его с
разными весами, но с одним и тем же за-
рядом, равным номеру клетки. При этом
мы получаем таблицу, т. е. последователь-
ный ряд элементов в порядке растущего
заряда. Оказывается, что почти на веем
протяжении эта таблица совпадает с таб-
лицей, построенной в порядке роста сред-
них атомных весов. Ночему же две по су-
ществу разные таблицы сливаются в одну?

Окончательного ответа на этот вопрос
еще нет. Можно лишь сказать, что реше-
ние, этой задачи связано с проблемой
строения атомных ядер, с той проблемой,
кфторая сейчас стоит в центре физики.

Дальнейшее изучение микромира ато-
мов показало, что не только атом имеет
сложную структуру, но и ядро, входящее в
состав атома, в свою очередь, тоже являет-
ся сложным. Согласно общепринятой в на-
состоят из

LS

`тронов показало, что прежние представле-

2 ФЕВРАЛЯ 1537 Г., {№ 32 (5093)

И ЕЕ ЕН

xx x

Ломоносов и Менделеев

Недавно советская общественность от-
мечала память гениального русского само-
родка М. В. Ломоносова, предсказывавшего
два века тому назад, что «может собствен-
ных Платонов и быстрых разумом Невто-
нов Российская земля рождать».

Прорицание Ломоносова сбылось. Рус-
ский народ породил человека, которого его
соотечественники и все культурное чело-
вечество могут © полным правом поста-
‘вить в один ряд с величайшими мыслите-
лями и учеными всех времен и всех стран.

Этим человеком был великий русский
химик Д. И. Менделеев.

Д. И. Менделеев своими взглядами, на-
строениями, разносторонними интересами,
тениальными открытиями и отчасти своей
судьбой во многом повторял жизненный
путь Ломоносова. Обоих этих великанов
привлекало больше всего на свете х иска-
ние истины, оба они беззаветно верили в
могучие потенциальные возможности, тая-
иеся в недрах родной земли и в недрах
русского народа. Оба они, не покладая рук,
работали `для просвещения родного народа,
оба обогатили науку открытиями великого
значения. Ломоносов и Менделеев счита-
ли обязанностью науки и ученых пресле-
довать не только абстрактную цель уста-
новления истины, но и практическую цель
улучшения условий жизни человечества, и
в частности укрепления и развития род-
ной им страны. Оба они связывали свою
научную деятельность с промышленноетью
и рудным делом. :

Даже тематика научных  иселедований
Ломоносова и Менделеева часто оказывает-
ся весьма сходной. Они оба страстно люби-
ли химию, исходя из данных физики, и
тлубоко задумывались над упругими ©вой-
ствами газов. Того и другого волновали во-
‚просы, связанные с существованием и
свойствами «нечувствительных»  части-
чек-—атомов и молекул. И тот и другой
интересовались  метеорологией и путями
на Восток по Ледовитому морю.

М. В. Ломоносов установил основной за-
кон химии и современного естествозна-
ния— закон постоянства веса. Д. И. Мен-
делееву человечество обязано гениальней-
шим обобщением всех современных ему
химических знаний— периодическим зако-
ном. При всех дополнениях и расширени-
ях, которые внесло в периодический за-
кон Менделеева дальнейшее развитие хи-
Man и физики, учение о строении атомов,
основная идея великого ученого остается
бессмертной. Она определяет и направляет
творческую научную мысль десятков и 00-
тен последующих исследователей. Ее за-

Менделеевские чтения имеют большое
значение в нашей химической науке. Они
знакомят широкие круги ученых и обще-
ственности с выдающимися явлениями в
области химии как в Советском Союзе,
Tak и за траницей. Первое менделеевское
чтение происходало в прошлом, 1936 го-
ay. Ono имело огромный успех. На этом
собрании, посвященном вопросам” превра-
щения радиоактивных веществ, блестяще
выступали французские ученые профессор
ЯЖолио и его супруга г-жа Кюри-Жолио.

Кроме теоретического, наши менделеев-
ские чтения имеют большое практическое
значение. Наглядным примером может слу-
жить доклад Уолио о строении материи
и вызываемой искусственно радиоактивно-
сти. Исследователи Западной Европы и
Америки работают сейчас над устройством
колоссальных установок очень высокого
напряжения. Эти конструкции позволяют
вызвать превращение радиоактивных ве-
ществ в более значительных количествах,
чем это наблюдалось до сих пор.

ЕЕ

вершающий триумф впереди: она еще раз
ярким светом озарит великую славу Мен-
делеева, когда наука окончательно разбе-
рется в проблеме строения атомного ядра.

Если М. В. Ломоносов, который был. по
своим основным склонностям химиком и
физиком, стал в то же время основателем
современной русской литературной речи и
олним из первых и весьма харовитых рус-
ских писателей. то Д. И. Менделеев в сво-
их «Основах химии» создал непревзойден-
ный в мировой литературе шедевр научно-
то литературного труда. Можно читать и
перечитывать эту великую научную кни-
гу. наполненную плодотворнейшими науч-
ными идеями, мыслями и обобщениями.
Трудно сказать, что в. этой книге выше:
тлубина ли научной мысли, богатство на-
учных тем, открытых для разработки даль-,
нейшимя исследователями, величавый ли,
яркий, художественный и в т0 же время
простой, ясный и своеобразный язык, глу-
бина ли философских обобщений или увле-
кательная и одновременно и эпически спо-
койная ‘и страстная, в подлинном смысле,
пропаганда науки и ее великой роли.

Науку Менделеев считал «фонарем» тех-
ники и промышленности, и этот фонарь
он возжигал и в университетской ауди-
тории и в своей общественной деятельно-
сти. «Фонарь науки, — говорил Менделе-
ев.— необходим, чтобы осветить глубины
недр земных и увидеть в темноте громад-
ные минеральные богатства». Как  пере-
кликаются эти слова со словами Ломоносова,
высказанными почти за двести лет до Мен-
делеева: «Рачения и трудов для сыскания
металлов требует пространная и изобиль-
ная Роесия. Мне кажется, я слышу, что
она к сынам своим вещает: простирайте
надежду и руки ваши в мое недро, и не
мыслите, что искание ваше будет тщет-
но!»

Ломоносов и Менделеев были
столами мирного творческого труда.
0ба боролись и страдали от бюрокра-
тизма, косности и чиновнического мрако-
бесия. Оба они-—предтечи нашего яркого,
счастливого времени, когда их родина уже
стряхнула с себя оковы не только полити-
ческого и экономического рабства, но ког-
да многочисленная рать их собратьев по
науке, тысячи научных работников могут
радостно творить научные ценности на
пользу родной земли и всего челевечества.

Яркими звездами светят этим тысячам
‘образы и примеры великих русских тита-
нов науки М. В. Ломоносова и Д. И. Мен-
делеева.

Академик Н. ЗЕЛИНСКИЙ.

апо-

МЕНДЕЛЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Менделеевские чтения — устраиваются
ежегодно в день смерти Д. И. Менделеева.

Установлен ряд ежегодных менделеевских
премий за лучшие работы по химии и фи-
зике. Первое назначение таких премий
происходило в истекшем, 1936 году.

Наша страна высоко чтит память, Д. И.
Менделеева. Тысячи молодых ученых име-
ют полную возможность овладевать хими-
ческими знаниями. Растет химическая на-
ука и ее приложение в промышленности.

Создано Всесоюзное менделеевское ха-
мическое общество. Оно ведет  боль-
шую работу в своих многочисленных отде-
лениях`в Москве, Ленинграде, Харькове п
других городах. Работа наших химиков и
физиков, то исключительное внимание к
деятелям науки, которое проявляют стра-
на, правительство и партия, служат луч-
шим памятником великой деятельности
Д. И. Менделеева.

Академик Н. КУРНАКОВ.

частиц двух родов. Одной составной   есть много таких элементов, ядра которых
частью ядер являются протоны. Прото-   содержат протонов и нейтронов поровну
нЫ-— это ядра наиболее легкого из изве-   (Гелай +2, азот 7-7, кислород
стных нам элементов—водорода. Они име-  8 -- 8, магний 12 -- 12. кальций

ют единичный элементарный заряд поло-
жительного электричества и атомный вес,
примерно равный единице. Обычный атом
водорода состоит из ядра, т. е. протона,
вокруг которого двигается один электрон.
Второй сорт частиц, входящих в ядро, —
это недавно открытые нейтроны. Нейтрон
весит примерно столько же, сколько и про-
тон, но в отличие от последнего он ли-
щен о электрического заряда.  Нейтрон—
это частипа электронейтральная.

До открытия нейтронов, т. е. ло послед-
них лет, полагали. что составные части
атома— это обязательно электрически заря-
женные частицы. Всея физика последних
тридцати` лет развивалась под знаком
электрификации вещества. Открытие ней-

ния были ошибочны. Определение числа
протонов и нейтронов в ядре—дело про-
стой арифметики. Если, скажем, атомный
вес железа равен 56, то это значит, что
ядро железа в общем состоит йз 56 ча-
стип (протонов и нейтронов). Но желе-
30—это элемент 26-й. Значит, его ядро име-
ет 26 положительных зарядов, значит в
его ядре есть 26 протонов. Отсюда легко
заключить, что в ядре железа имеется
тридцать нейтронов. Если все ядра (кроме
простейшего ядра водорода) состоят из
протонов н нейтронов, то легко понять,
4TO наименее сложным составным ядром
булет такое, которое содержит один про-
тон и один нейтрон. Оно будет иметь один
положительный электрический заряд и
двойной вес по сравнению с водородом.
Это ядро действительно найдено. Нам сей-
час известна эта новая разновидность во-
дорода, так называемый тяжелый водород,
входящий в «тяжелую» воду. В нашем
распоряжении теперь два сорта водорода—
легкий и тяжелый. Мы можем вести хи-
мический процесс, всаживая в молекулу
в соответствующее место тяжелый водо-
род вместо легкого. Иначе говоря, мы
можем готовить молекулы ‘Cc  мечеными
атомами. Изучая химическое поведение
такой молекулы, мы можем выяснить, в
каком месте внутри молекулы  осуще-
ствляется, т. е. локализуется химическое
взаимодействие. Это имеет большое значе-
ние для расшифровки механизма внутри-
молекулярных процессов.

Если пройтись по всей

} периодической
системе элементов,

то оказывается, что

ВИ НИ ее о Е НО Ч eke aa eet eee

20   20 нт. д.). У всех этих ядер отно-
шение общего числа частиц, атомного ве-
са к числу протонов равно двум. У дру-
гих элементов нейтронов несколько боль-
ше, чем протонов. В самом тяжелом изве-
стном нам элементе—уране 146 нейтро-
нов и 92 протона. В этом случае отноше-
ние составляет 2,69. Для всех известных
нам элементов отношение общего числа
составных частип в ядре к числу электри-
чески заряженных частиц колеблется в
небольшом интервале от 2 до 2,69. При-
родой этой закономерности в настоящее
время усиленно занимается физика атом-
ного ядра.

Если мы расположим элементы в ряд в
порядке возрастания электрического заря-
да ядра, то в большинстве случаев оэто
совпадет с расположением в порядке
возрастания среднего атомного веса. При
этом, несомненно, известную роль играет
то обстоятельство, что отношение веса к
зарялу меняется во всей периодической
системе, как мы видела, лишь в неболь-
шом интервале. Выполнение этой законо-
мерности, скрытой от Менделеева, которо-
му строение атома было. совершенно не-
известно, спасает периодическую систему
и обеспечивает ее успех. .

Картина, которую дает нам современное
учение о строении атома, богаче по со-
держанию, полнее по смыелу. многосторон-
нее и глубже по выводам, чем  первона-
чальная описательная картина периодиче-
ской системы. Современная физика вскры-
ла смысл системы, она выяснила  слож-
ность атома, она разгадала строение его
электронной оболочки, она очень прибли-
зила нае к решению вопроса о строении
ядра, она — об`яенила повторяемость
свойств элементов, она, наконец, дала ис-
холную теорию для об’яснения взаимолей-
ствий атомов, приводящих к образованию
всего многообразия ‘веществ. наполняю-
щих мир.

Истекшие тридцать лет со дня смерти
Менделеева были для физики и химии пе-
риодом бурного роста, блестящего расцве-
та и громалных успехов в области строе-
ния микромира молекул, атомов и ялер.
Й, озираяеь на пройденный путь, мы
вспоминаем великого мастера химической
систематизации Д. И. Менделеева,  кото-
рый занял достойное и заслуженное место
в Пантеоне мировой науки,

9.