eet Ee

iF

if
i
(

if

4 ФЕВРАЛЯ 1937 Г., № 34 (7000)

‘1O6nacrion

оторванный от. избирателей

Все пути ведут к Чернигову: из Коно-
топа, где горсоветом давно уже «заведует»
но совместительству заведующий отделом
коммунального хозяйства; из Бахмача, по-
раженного судебной и прокурорской неуря-
дицей; из крошечного городка Козелец, ку-
да никто из области не заглядывает и 9
котором лишь в пору весенних и осенних
сельскохозяйственных сводок можно найти
две—три строчки в областной газете; из
Глухова, Кролевца и других, забытых н
запущенных районных точек.

Линии от точек области стянуты в еди-
ный узел в Чернигове, областном центре.
Онн показаны на схематических картах
административного управления,  находя-
шихся в областном исполкоме, в кабинете
председателя тов. Загера.

Какие живительные силы струятся м0
этим линиям — от центра к районам?

Черниговский горсовет — самая близкая
точка. И оказывается, что почти все чле-
ны президиума горсовета вместе с предсе-
дателем его тов. Сибиряком никем не из-
браны, все они кооптированы. (0 всех
этих работниках избиратели невысокого
мнения. Рабочие музыкальной фабрики
признали деятельность горсовета .неулов-
летворительной. Педагоги тоже сформули-
ровали свое отношение к городским вла-
стям в выражениях, лишенных всякой
двусмысленности.

Да и чем, в самом деле, могут быть до-
вольны избиратели? На окраинах — те-
мень. Вода бывает лишь 2—3 часа в
день. Единственный театр в городе без-
действовал все лето и. часть осени.

Что же остается сказать о связи област-
ного руководства с отдаленными райо-
нами?

Должной связи между руководителями
сбласти и лучшими, передовыми людьми
колхозов нет. Председателю областного
исполкома тов. Загеру известны имена их,
но он не может похвастать деловой
связью, перепиской, обращениями в нему
передовиков 3a содействием или советом.

Тов. Загер тоном опытного докладчика
сообщит о количестве проведенных сове-
щаний, заседаний, но умолчит! о многом,
что происходит в области и чего он просто
не знает.

В Бахмаче в народный суд пробрался
жулик Зайцев, исключенный из партии.
Оттуда же был изгнан прокурор Тышко,
оказавшийся петлюровцем в прошлом и
конокралом — в настоящем. (Нет, председа-
тель областного исполкома с сомнением
покачивает головой. Был слух, правда...).
Областной прокурор Семенов перевел
его к себе в старшие помощники (тов.
Загер подтверждает это кивком головы).
Прокурор Семенов затребовал к себе дело
Тышко по обвинению в продаже краде-
ных коней и присвоении вырученных де-
нег (неопределенное, смутное, припомина-
ющее выражение лица). Тышко, оконча-
тельно разоблаченный, был снят с долж-
ности, изгнан из партии. работает те-
перь следователем где-то в Чигиринском
районе (опять согласный кивок головой).

После выяснилось, что и покровитель
Тьиико, прокурор Семенов, оказалея не
совсем чистым. Его тоже сняли, и он ра-
ботает теперь инструктором областного
исполкома (снова молчаливое подтверж-
дение многократным согласным покачива-
нием головы). “Не отсюда ли крайнее не-
благополучие с прокурорскими и судебны-
ми кадрами в районах? Ито намечается
теперь на должность областного прокуро-
ра? Кажется, товариш Склярекий? Что
представляет собой тов. Склярский?

Загер: 0, Склярский!

Но до конца ли проверена эта канди-
датура? У областного руководства печаль-
ный опыт: Батрак, Бондарев, Семенов —
три человека, последовательно сменявшие
друг друга на ответственнейшем проку-
рорском посту, оказались людьми. негод-

ными, неспособными обеспечить охрану
социалистической законности в области.
Будет ли Склярский  достойнее своих

предшественников? И не следует ли пред-
варительно установить, какую роль иг-
рал Склярский в недавнем деле Кунди-
на, заместителя начальника. областно-

вого суда. Неизвестно, почему дело было

и, кроме того, неизвестно, чем занималея

прокурора тов. Щербань опротестовал по-
становление областного суда перед проку-
ратурой Украинской республики. В горо-
де говорят,
по таинственным зигзагам не без участия
Склярского. А если это так? Не угрожа-
ет ли престижу областного прокурора но-
вая опасность?

Исполком,

го отдела местной промышленности? Ин-
женер кирпичного завода Перевозников,
затравленный Вундиным, покончил с 60-
бой. Возникло дело против Кундина.
Оклярский был тогда членом област-

передано в нарсуд. Не затем ли, чтобы
при новом рассмотрении в высшей ин-
станции можно было отменить приговор?
Обстоятельства сложились именно так.
Нарсуд приговорил Кундина в двум го-
дам. Облеуд прин новом рассмотрении дела
оправдал его, ссылаясь на то, что у по-
койника в комнате было найдено несколь-
ко бутылок и, значит, он был алкоголиком,

покойный инженер в 1917 году...
Временно исполняющий обязанности

что дело Кундина движется

Тов. Загер совершенно не считается с пре-

задиумом областного исполкома, который
оказался
органа при председателе. Как правило, во-
просы на президиуме решаются заключи-
] тельным резюме председателя, без голосо-
вания.

на положении совещательного

Избиратели? Перед ними Черниговский

областной исполнительный комитет не от-

читывалея более двух лет. .
Как Загер «борется» с врагами народа,

показывают следующие факты:

На пост начальника областного управле-

ния местной промышленности . пробрался
троцкиет Любимов. Вместе ¢ заведующим

промышленно-транепортным отделом Да-
шевским Любимов начинает устраивать на
предприятиях «своих людей».

В о0бком ЕП(б)У. поступают сигналы 0
контрреволюционной деятельности Люби-
мова.

Загер берет чита под защиту.

— Я Любимова знаю не один год—

заявляет он.—_Лобимов никогда. троцкистом
не был. За Любимова я ручаюсь головой.

Бюро обкома не прислушалось к сигна-

лам коммунистов, а поверило Загеру. Враг
остался на ответственной работе.

В организации Любимову не доверяют.

Загер дает ему совет:

— Или к секретарям обкома, потре-

буй — пусть они прекратят в организации
разговоры о тебе, снимут с тебя обвине-

НИЯ...

‚ Шюбимова все же разоблачили. Очередь
за Дашевским. Факты активного пособни-
чества врагам очевидны (выдача врагам
положительных характеристик, прикрыва-
ние тропкистов, замазывание их дел, по-
мощь в получении ими новых партийных
билетов и пр.).

Под чажимом партийной организации
вопрос ‘о Дашевском ставится на бюро об-
кома партии. Загер снова защищает его:

— Разговорам о Дашевеком в организа-
ции нужно положить конец, нужно запре-
тить разговаривать о Нем.

После двух заседаний вое же решили
вывести Датевского из бюро обкома а
снять с работы. Попытка Загера выгородить
второго врага прошла незамеченной.

На собрания актива городской партий-
ной организации и на пленуме обкома
коммунисты резко обвиняли 0бком и ето
секретарей в притуплении бдительности,
семейственности и особенно критиковали
антипартийные действия Загера. Но на
Загера и это не подействовало. Два дня он
молчаливо слушал, а потом, об’явив себя
больным, не явился ни на собрания акти-
ва, ни на пленум обкома.

Не пора ли обкому прислушалься к го-
лосу коммунистов? Не пора лм на Черни-
товщине иметь областной исполком, кото-
рый  пользовалея бы авторитетом и
уважением избирателей?

А. САМОЙЛОВ.
А. КРАШАНЫЦЯ.

Чернигов.

ПДА

Я. Г. Чайковский — стахановец, сталевар завода имени Коминтерна, поставив-
ший. ряд рекордов по сему стали, передает опыт своему сменщику — сталевару

тов. Соколову (справа).

Фото Д. Шнирмана.

oo

Ошибка еще не исправлена

(От смоленского корреспондента «Правды»)

При обмене партийных документов Яр-
цевский райком решил во что бы то ни ста-
ло избавиться от пассивных коммунистов.
Недолго думая, здесь огульно зачислили
В «пассив» и исключили из партии 72, че-
ловека — в подавляющем большинстве кад-
ровых рабочих и работниц Ярцевекой
фабрика.

После выступления «Правды» в Яриеве
увидели, что не все исключенные действи-
тельно пассивны, а если иные и пассивны,
то виноват тут райком, не выращивающий,
& «отсеивающий» кадры.

Райком признал свою ошибку и обешал
ее исправить.

С тех пор прошло полгода.

Исправляя свою ошибку, райком восста-
новил в партии 28 наспех исключенных.
коммунистов. Западный обком тоже восста-
новил 19 человек. Итог довольно ‘внуши-
тельный.

Какую же работу ведут с этими люльми?/
Заботится о них партийная организация,
воспитывает или предоставила их самим
себе?

Секретарь Ярцевекого райкома тов. Яко-
влев считает эти заботы излашними:

— Мы не делаем никакого различмя ме-
жду коммунистами. Исключавшиеся ‘за пас-
CHBHOCTh и восстановленные в партии —
такае же коммунисты, как и все мы.

В райкоме делают вид, что эта товарищи
г помощи не нуждаются. Тов. Яковлев co-
вершенно упустил их из виду, не знает,
учатся ли они, принимают лм какое-нибудь
участие в партайной работе.

Он может назвать лишь три фамилии:

— Бухтольц —прекраено учитея. пре-
красно выполняет задания, Скоробогатова—
учителя, но до сих пор «балует» (?!), Вер-
зилова — учится, настроение хорошее.

Инструктор райкома по промышленноста
тов. Герасимова знает те же фамилии:

— Скоробогатова, как была с каприза-
ми, так и осталась, но обещает исправить-
ся. Партийная организация фабрики с пас-

сивными либеральничает (?!). Паром И
дело плохо.

Несколько иного мнения и АОН
ближе к истине секретарь парткома фабри-
ви тов. Герасимов:

— Тов. Скоробогатова? Она хорошо за-
ботает, хоронто выступает на собраниях и
по поручению партийной организации хо-
роню провела подготовку к политдню.

Вак же случилось, что ее прежде счи-
тали пассявной?

— Ни одного партийного поручения мне
парторг никогда не давал, — говорит Скоро-
богатова,—поэтому я ничего не делала.
Когда меня исключали из партии, парторг
Регунова даже здороватьея 60 мной пе-
рестала. Я могла бы и тогла какую-нибудь
работу выполнять не хуже, чем сейчас.
Ведь я хоть плохо, но грамотная, читаю,
пишу. Очень легко приспособить меня к
серьезному делу. А мне доверяли только
одну работу: собирать мопровскые взносы.
Я не догадалась, как делать пометки в кар-
точках, и обратилась к прежнему парторгу
тов. . Волину. Он ответил: «Захочешь еде-
лать, так сделаешь». Вот и вся помощь...

Еще обиднее тов. Орловой. Парторг ей
вообще никаких партийных поручений не
дает. Работает она уборщицей: =~

— (€ 1931 года парторги меня не заме-
чают. И сейчае тоже. За пассивность меня
исключили из партии. Потом восстановили.
Теперь, выходит, во второй раз надо исклю-
чать? Наверно такое мненае — раз я убор-

щица, значит, ничего не стою,-—и мне ни-.

чего не поручают. Обратилась я раз к парт-
оргу тов. Полякову, а он ответил: «Ну что
я тебе—-доклад поручу? Ведь ты ничего не
можешь делать» (?!). Я с тех пор не обра-
щаюсь в нему.

Признав на словах свою ошибку, руко-
водители ярцевской нартийной организаци
ничего не сделали для того, чтобы из веех
«пассивных поневоле» вырастить хороших

ARTIBUCTOR,
K. TPMTOPbEB.

РОСТ ПАРТИЙНЫХ КАЛРОВ

ЛЕНИНГРАД, 2 февраля. (Корр. «Прав-
ды»). За последние три месяца из соста-
ва володарекой районной организации вы-
двинуто на руководящую партийную pa-
боту в другие города и районы 18 чело-
век. Так, заведующий культпропом райко-
ма тов. Курлянл избран секретарем Мур-
манского горкома партии, инструктор
райкома тов. Смирнов работает секретарем
Вельского райкома.

Все 18/партийных работников воснита-
вы володарской районной организацией.

Взамен ‘уехавших товарищей Володар-
ский райком выдвинул новые кадры. Парт-
орг цеха тов. Улин утвержден инструкто-

ром райкома. Секретарь парткома тов.
Меркин работает заместигелем заведующе-
го отделом партийных кадров райкома. В
связи с выдвижением значительно обно-
вился состав секретарей парткомов.
Райком проводит подготовку новых пар-
тийных кадров. 6 парторгов и 4 секрета-
ря парткомов посланы на продолжительную
учебу в Дом партийного просвещения в
Детском Селе. 15 коммунистов учатся на
годичных курсах при горкоме. Помимо то-
го, свыше ста человек обучается на го-
дичных курсах райкома и свыше двух-
сот— в районной партийной школе:

Пима в редакцию

СТРАННАЯ ПОЗИЦИЯ
«МАНЧЕСТЕР ГАРДИЕН,

Уважаемый товарищ редактор!

Я не часто пишу в газеты, но не мог
не взяться за перо после прочтения ста-
тьи вашего лондонского корреспондента
«Полный провал защитников троцкистской
банды» («Правда» от 31 января).

Я, как и Bee гражхлане Советского Сою-
за, с совершенно естественным вниманием
и напряженностью следил за процессом ан-
тисоветского троцкистского центра. Я ечи-
таю совершенно справедливым суровый
приговор, вынесенный судом преступни-
кам, недостойным высокого звания чело-
века. Опустошенные, циничные предатели
нашей родины должны были понести и
понесли заслуженную кару. ’

Я очень внимательно следил за печатью,
и в частности за откликами иностранной
прессы. Вполне понятен интерес к тому,
как реагировало общественное мнение за
границей на процесе и на те поистине по-
трясающие разоблачения, которые были
сделаны на процессе.

Именно с этой точки зрения меня и
заинтересовала статья вашего лондонского
корреспондента, содержавшая обзор анг-
лийской прессы. Я не стану здесь оста-
навливаться на позиции, занятой Консер-
вативными газетами. Я хочу 0с0бо оста-
новиться на позиции «Манчестер гардиен».

У меня не так много досуга, чтобы вни-
мательно читать заграничную прессу, но
я должен признаться, что в те немногие
минуты, которые я мог посвящать про-
смотру иностранных газет, я больше всего
внимания уделял именно «Манчестер гар-
диен», так как считал эту газету, пожа-
лУй. наиболее об’ективной из всей англий-
ской буржуазной печати.

Тем с большим изумлением прочел я о
том, что «Манчестер гардиен» фактически
превратилась в трибуну троцкистов. У ме-
HA осталось ощущение гадливоети после
того как я ознакомился с поведением и
высказываниями” этой либеральной газеты.
А вель «Манчестер гардиен» претендует не
только на об’ективность, которой она ра-
нее отличалась, представляя тем самым
явление не слишком частое в зарубежной
прессе: Она претендует на звание прогрес-
сивной газеты, выражающей взгляды пе-
редовой английской интеллигенции.

С трудом верится, что та же газета по-
шла по пути самых грязных, бульварных
черносотенных листков. Нет ничего удиви-
тельного в том, что редакция газеты стала
получать протестующие письма от своих
читателей.

«Манчестер гардиен» превратилась в
трибуну для защиты троцкистов, которых
обвинял. не только советский прокурор и

ВСПОМНИМ о с

В наших магазинах культтоваров мж-
но сейчас увидеть прекрасные оптические
приборы — от фотоаппарата до призматиче-
ского бинокля м сложнейшего лабораторного
микроскопа. Они сделаны на наших совет-
ских заводах и не уступают, з в неко-
терых случаях даже превосходят по каче-
ству заграничные изделия этого рода.

Но есть один — и весьма несложный —
оптический прибор, который до сих пр
почему-то является редким гостем на  пол-
ках в магазинах. Это — стереоскоп.

Crepeockon может служить отличным
учебным пособием. Пособием нужным. На-
пример, на уроках географии, этнографии,
кристаллографии, стереометрии, на лекциях
06 искусстве. технике и т. п., пожалуй,
только стереоскоп может передать наибо-
лее наглядно перспективное, пластическое
изображение предмета, чего никак нельзя
достигнуть даже при помощи кино. При;
том. лля показа кинофильма требуется
много условий: киноаппарат, экран, пол-
готовленное помещение и прочее, тогда как

весь советский народ, но безусловно все
честное и мыслящее человечество.

Я хотел бы обратить внимание этой га-
зеты, включившейся в число тех, кто раечи-
щает дорогу преступной работе Teerano, Ha
выступление руководителя «Третьей импе-
рии» г-на Гитлера. В словах «фюрера»
прозвучала совершенно  недвусмысленная
угроза миру и безопасности Европы, и не
только Европы. Наконец, речь Гитлера co-
держала прямые угрозы по адресу самой
Англии. Интересно, как бы реагировала та,
же «Манчестер гардиен», если бы в Анг-

лии раскрыли заговор, участники которого  .

договаривались бы с ‘иностранными госу-
дарствами, в частности с той же Герма-
нией и Японией, о том, чтобы в обмен за
определенные услуги отдать ам британскую
территорию?

Нынешнее выступление «Манчестер гар-
диен» свидетельствует о том, что эта га-
зета явно потеряла столь дорогое сердцу
всякого буржуазного ‘англичанина чувство
приличия. Ее пресловутый либерализм явно
выродился в совершенную беспринципность,
если не в нечто худитее,

Ваш корреспондент указывает, что в
аппарат редакции «Манчестер гардиен»
проникли какие-то подозрительные лично-
сти, явно связанные с троцкистами, и там

хозяйничают, превращая газету в рупор“/
фаптизма. Олнако это никак не может слу-`

жить оправданием той позиции, которую
заняла газета, претендующая на «солид-
ность» своей ‘информации И на «незави-
симость» своих убеждений. Как бы то ни
было, трибуна «Манчестер гардиен» была
использована врагами Советского Союза для

клеветнической, возмутительной кампании
против СССР.

Совершенно ясно, что это не могло быть

случайностью или недосмотром газеты. За-

щита явных разбойников, преступников,
людей, которые  предавали и продавали
свою родину, есть совершенно сознательный

акт. Печатая возмутительные инсинуалии,

«Манчестер гардиен» в сущности не столь-
KO причиняла что-нибудь серьезное нашей
родине, сколько самой Англии, отягощая
ее и без того очень трудное положение и,
бесспорно, играя на-руку врагам мира.

Я убежден, что все честное, все передо-
вое в Англии не поддерживает позиции,
занятой «Манчестер гардиен».

Академик Г. НАДСОН.

Заслуженный деятель науки, ди-
ректор Института минробиологии Ака-
демии наук СССР.

СТЕРЕОСКОПЕ

при пользовании. стереоскопом не нужно
ничего, кроме пары его стекол и десят>
ка — пругого стерео-фотоснимков.

Невольно возникает вопрос: почему на-
ша богатая фотопромышленность и такие
организации, как Союзфото, не задались
мыслью дать стереоскопы 5 серии хорошо
подобранных к ним картин?

А сколько полезного может дать хорошо
составленная серия таких стереоскопиче-
ских снимков, скажем, при изучении ка-
кого-либо нового технологического пропес-
са. Сейчас, когда вся страна подхватила
лозунг менжинцев подготовить 150.000
летчиков, массовый выпуск соответствую-
щих стереоснимков по летному делу являет-
ся делом первостепенной важности.

Массовое изготовление его как оптиче-
ского прибора и снимков к нему не
сложно. Почему же все-таки  стерео-
скоп — редкий гость в наших магазинах
оптики и культтоваров?

Л. РОССИХИН.

МИХАИЛ КОЛЬЦОВ

ЛЮДИ С ТОЙ СТОРОНЫ

Настоящий заколдованный: лес, особенно
ночью. Ночью в Каза дель Кампо заблу-
ДИТЬСЯ—это раз плюнуть. Конечно, чело-
веку свойственно заблуждаться. Но не ре-
комендуется делать это в Каза дель. Кампо
весной 1937 года. Лес этот, в прошлом
парк для экскурсий малриднев, сейчас гу-
сто заселен, и людом весьма разнообраз-
ным. Пройдя не по той тропинке, Красная
шапочка может через 50 шагов встретить
Серого волка в германском стальном шле-
ме или роскошного, слегка полмокшего ма-
рокканца в красивой феске, с ручным пу-
леметом. у

Поэтому командир сектора еще и еще
вглядывается в силуэты деревьев, еще. и
еще проверяет путь на поворотах. Все до-
роги от дождей  расползлись, ‘ориентиры
пропали в тумане, по редким выстрелам не
поймешь, откуда они. Особенно обманчивы
разрывные пули мятежников — щелкают
как будто с нашей стороны. Такой веро-
домной пулей был недавно ночью наповал
убит храбрый и милый молодой капитан Аря-
„За, астурайский учитель. о котором язтово-

рил, описывая мадридскую овопную жизнь.

Наконец, на пригорке среди деревьев—
завезенный сюда днем грузовичок с гром-
коговорителем.. Добавочный ‘мотор работает
для амплификатора. Маленькая Габраэла
Абад, пропагандиет из военного комисса-
риата, первая подходит к микрофону. Она
зовет в темноту:

— Солдаты, воюющие по приказу Фран-
ко, Мола и Кабанельяса, слушайте, слу-
шайте!

Габриэла быстро, четко и со страстью
товорит о женщинах, которые помогают
мужьям оборонять Мадрид, зовет обману-
тых солдат бросить окопы и перейти в ла-
герь законного республиканского прави-
тельства, вернуться к своим семьям, кото-
рые их ждут.

Вслед за ней говорит командир сектора,
офицер старой армии. Он подчеркивает
свою верность родине и народу, свою уве
ренность в народной победе.

Габриэла читает текст обращения ae

ора дона Рикардо Бельла Фопес, просла-
вленного фашистского командира, любимца
Франко, взятого в плен при Штурме высо-
ты Лос Анхелес. Бельда убеждает офицеров
и солдат бросить борьбу и сдаться респу-
блике.

Слушатели сидят в окопах в 300 метрах
отсюда. Два раза выстрелили из миномета,
но в сторону: звук очень рассеивается. Мы
чутко вслушиваемся в темноту — не идет
ли кто-нибуль. Пока никто... А третьего
дня перебежчики явились во время самой
передачи. Они успели подойти к микрофо-
ну, назвать себя.

— Мы уже здесь, курим сигареты с рес-
публиканцами, нас отлично приняли, идите
сюда к нам!

Пленных и перебежчиков становится все
больше. Нельзя это назвать потоком, AO
факт налицо: регулярно, каждый день,
почти на всех участках мадридского фронта
республиканцы захватывают солдат, унтер-
офицеров, офицеров мятежной армии. При
штурме высоты Лос Анхелес был взят поч-
ти весь батальон, вместе с командиром.
И каждый день, каждую ночь перед ока-
пами вырастает человек с поднятыми вверх
руками. с винтовкой, обращенной дулом вниз.
Он кричит: «Не стреляйте, я иду к вам!»

Мятежники в плен не берут. Они за-
калывают республиканцев в окопах или
расстреливают их сейчас же после боя.
Правительственная армия с пленными 00-
ращается гуманно. Но не надо забывать
самого момента взятия в плен. Боец ви-
дит против себя врага с оружием в ру-
ках, пусть застигнутого врасплох, но 0б0-
роняющегося и еше опасного. В разгар
боя легче и безопаснее выстрелить в не-
приятельского солдата, чем начать его
обезоруживать и уводить с собой.

Даже если солдат или офицер сдалея,
даже если отдал ‘оружие,— нужен труд и
риск, чтобы вывести его из боя. Ведь ес-
ли подоснеет к пленным помощь, они мо-
гут моментально изменить поведение и
убить своих конвоиров. Ясно, что конвои-
ры тоже не будут и не обязаны церемо-

`

ниться в такую минуту с пленными.
У Махадаонды мы видели группу молодых
республиканских бойцов, впервые участво-
вавших в бою, ходивших в контратаку и
захвативиих троих мятежников. Они вол-
новались не меньше, чем их пленники,

В штабе батальона или бригады плен-
вых впервые допрашивают. Делается это
не совсем еще умело. Неприятельского
солдата долго расспрашивают, откуда он
родом, когда мобилизован, каково настров-
ние в Марокко или ‘в Галисии, вместо
того, чтобы сразу узнать, где стоят пуле-
меты, какое боевое задание у фашистской
«банлеры» и где укрыт ее штаб. За поелед-
нее время войсковая  разведывательная
служба внесла в это дело больше порядка.
Частям даны инструкции, как допраши-
вать пленных. Что касается боевой развед-
ки, то она пока порядочно хромает у рес-
публиканской армии.

Перебежчики приходят большей частью
ночью, в темноте. Приходят из самых раз-
нообразных частей, определяетея это бо-
лее всего месторасположением, наличием
лазейки, тропинки, по которой можно про-
браться незаметно. На одном и том же
участке к республиканцам перебегали сол-
латы из разных соединений, сменявших
злееь друг друга. Приходили и из сосед-
них частей, узнав, что здесь есть брод.
Последние перебежчики рассказывают, что
на некоторых позициях фантисты огороди-
лись проволокой, но не в целях обороны,
а специально для того, чтобы воспрепят-
ствовать своим солдатам перебегать на
сторову республики. Известие весьма уте-
шительное, но требующее подтверждения.

Среди перебежчиков есть отличные ти-
пы солдат. Большей частью из рабочих,
последовательных революционеров, созна-
тельно вступивших в армию мятежников,
с единственной целью перебраться таким
путем в республиканский латерь. Таковы,
например, два вчерашних перебежчика.

дений, весьма точных и свежих, а кроме
TOTO, притащили новенький германский
зенитный пулемет со всем оборудова-
нием, вплоть до треноги, с ` запасными
магазинами и патронами. Конечно, ребят
хорошо наградили, ‘направили к семьям,
которые у них в республиканском тылу,
ий предоставили месячный отпуск.

Пленные показывают, как правило,
меньше, но в основном тоже довольно прав-
диво, Зависит это и от чина и звания:
Сержанты и офицеры дают сведения в б0-
лее широком масштабе, но гораздо более
сдержанно. Хотя, например, майор Бельла
Лопес на допросе оказалея весьма и весьма
словоохотливым. Точные данные 9 против-
нике лучше всего устанавливаются при со-
поставлении показаний целого ряда плен-
ных и перебежчиков, допрошенных при-
близительно в одно и то же время, но в
одиночку. 0 чем говорят эти данные?

Ближайший оперативный замысел Фран-
Ко — это новое паступление на мадрид-
ском фронте, на этот раз на правом флао-
ге фаптистов, чтобы перерезать сообщение
Мадрида с Валенсией, этим окончательно
изолировать столицу и голодом принудить
ее сдаться. Команловать новой операцией
назначен подполковник, Асенсио, один из
ближайших помощников Франко, ицеры
и солдаты очень одобряют направление но-
вого удара, считая, что иначе Мадрид ни-
как невозможно взять: это показал хорь-
кий опыт всех предыдущих атак.

Большое внимание уделяют сейчас’ мя-
тежники противотанковой и противовоз-
лушной обороне. Весь мадридский фроит
снабжен новейшей германской противотан-
ковой артиллерией. Орудия расставлены с
интервалами в двести—триста метров. С
другой стороны, для новой операции ожи-
далотся со дня на день пятьдесят новых
германских пушечных танков. !

Боевое питание армии (патроны, снаря-
ды) идет вполне нормально. Олнако солдат
энергично приучают к экономии патронов.

Для нового наступления Франко подби-
рает подчас с большой натугой, но значн-
тельные силы. Кроме германских и заново
переформированных марокканюких частей,
собраны дополнительные наборы, сделан-
ные на захваченной фашистами террито-
рии. Качество этих новых наборов, с точ-

Они основательно подготовили свой пе = ви зрения фалтистской морали, резко ухул-

ход и явились не с пустыми руками.
ставили целую кучу важных военных doe:

шилось. Острый недостаток в солдатах за-
ставляет мятежников брать в армию лю-

дей явно неблагонадежных. Иногда даже
прямо из тюрьмы — республиканцев, со-
пиалистов. Арестованным предлагают вы-
бирать: или расстрел в тюрьме, или служ-
бу в фашиетской армии. Немало перебеж-
чиков принадлежит к этой категории преж-
них заключенных.

Прорыв в политико-моральном состоянии
армии фашисты возмещают усилением
строгостей и режимом железной диспипли-
ны на фронте. Под страхом суровых нака-
заний солдатам запрешены какие бы то
ни было политические разговоры. Каждый
‚участок и каждая траншея на фронте пол-
ностью изолированы друг от друга. Когда
на-днях в Ваза дель Кампо один солдат
сходил к приятелю в соседний окоп побе-
седовать.—по его возвращении офицер
избил его в кровь и хотел даже пристре-
лить,——отговорили OT этого другие офи-
перы.

Питаются солдаты нерегулярно и отвра-
тительно. На нескольких участках малрид-
ского фронта начались волнения и проте-
сты, после чего еда стала лучше, но лишь
на несколько дней. Олежда и обувь у мя-
тежников износились, а новых не вы-
дают. Это вилно по самим пленным и пе-
ребежчикам: настоящие оборванцы, в лет-
ней изодранной одежде, без одеял, заме-
няющих здесь шинели, в  парусиновых
туфлях. Часто республиканские бойцы
векладчину собирают для своих пленников
табак, галеты, апельсины, носки, шаюфы.
Фашистокое начальство разрешило своим
солдатам раздевать крестьян в деревнях п
приеваивать себе их одежду и обувь.

Усталость, холод. голод, плохое питание,
неудачи пох Малрилом и общая затяжка
войны создали довольно большое разложе-
ние в частях мятежников и, несомненно,
массовое устремление части солдат к пере-
ходу на сторону республиканцев. Драка
в фашиютском лагере между буржуазной
Испанской фалантой и релитиозно-кулац-
кими фанатиками навароской деревни еще
больше расшатывает фалистекий фронт.
Но мз этого никак не следует делать вывод
о падении боеспособности армии Франко.

Когла спросили у солдата, рабочего-со-
циаатиста, взятого фаистами на фронт
прямо из тюрьмы и перешедшего к респу-
бликанцам через три недели:

— А ты стрелял в республиканцев?

Он потупился.

—

И пожалуй убивал?

Возможно. Я не мог неё стрелять.
Сержант следил за каждым нашим шагом.
Вуда ни повернешься, — всюду и всегда
налхнепться на сержанта с револьвером в
руке. Их не так много, этих сержантов,
& кажется, будто нет им числа. И боимся
мы их, откровенно говоря, больше, чем са-
мого Франко.

Это — сущая правда. Унтер-офицерский
состав, старослужащие играют большую
роль в армии мятежников. Они ее пока
цементируют, они обеспечивают боеспосойб-
ность мелких подразделений, от роты и ни-
же. Фашистский унтер— испанского или
иностранного происхождения — колониаль-
ный проходимен, держиморда, барабанная
шкура, кренко, как тюремщик, держит в
руках свой взвод. Его ненавидят, но боят-
ся и слушаются. Он гонит в бой пинками,
палкой и выстрелами по отстающим. Зато,
когда фашистская часть получает сокру-
шительный удар, не оставляющий сомне-
ний в его уверенно наступательном харак-
тере, когда унтер теряет хоть на минуту
влияние над своими безответными солда-
тами, — они бегут опрометью, бросают
винтовки, орудия. все на свете, и ничто
тогда не может их остановить. Так было
при республиканских контратаках у Лас
Росас, так было в Гвадалахаре, так было
при штурме высоты Лос Анхелес.

Для организации такого удара у народ-
ной армии нет и не может быть староре-
жимных унтеров, мастеров пинка и 3убо-
тычины, но есть командный и комиесар-
ский состав, частью из лучших. наиболее
идейных и честных кадров старой армии,
частью из лучших, передовых, револю-
ционных элементов испанского народа.

Вся армил, сверху донизу, скоро поверит
в свою способность наступать и сокрушать
противника. Эта вера в себя даст нужный
перевес и превосходство республиканской
армии над армией Франко и Гитлера, по-
может защитникам Мадрида уйти из своих
окопов и погнать фашистов, погнать дале-
ко— так. чтобы их больше не видно бы-
ло. Перелом в военной ‘психологии воору-
женного, обороняющегося от иностранной
интервенции, испанского народа положит
начало новому этапу в его освободитель-
ной борьбе. f