{

i

3 ПИСЬМА
В, А, МУКОВЕКОГО
БЕНКЕНДОРФУ *)

...Похумайте сами, каково было бы Вам,
когда бы Вы в зрелых летах были обре-
менейы такою сетью, вилели каждый шаг
“Заш истолкованным предубежлением, не
имели возможности произвольно переменить
место без навлечения на себя подозрения
или укора. В Ваших письмах нахожу вы-
товоры за то, что Пушкин поехал в Мо-
\ б:ву, что Пушкин поехал в Арзрум, Ho
‚ какое же это преступление? Пушкин. хо-
‹ тел поехать в деревню на житье, чтобы
1 анятьея на покое литературой, ему было
` том отказано под тем видом, что он
]  ужил, а действительно потому, что не

орали... Но в чем же была его служба?
c& “OM елинетвенно, что он был причислен
л Оностранной коллегии. Какое могло быть
7 1у лело ло Иностранной коллегии? Ero
) лужба была его перо, его Петь Великий,
  его поэмы, произведения, коими бы озна-

` меновалоеь нынешнее славное время? Для
такой службы нужно свободное уедине-
ние. Какое спокойствие мог он иметь с
своею пылкою. огорченною лупой, с свои-
ми стесненными домашними  обстоятель-
ствами, посреди того света (к которому был
прикован необходимостью), гле все трево-
жило его суетностью, где было столько раз-
дражительного для его самолюбия, где, на-
конец, ‘тысячи  презрительных  сплетней,
из сети которых не имел он возможноети
вырваться, погубили его. Государь импера-
\ тор назвал себя его. цензором. Милость ве-
  Ликая, особенно ‘драгопенная потому, что
--В ней обнаруживалось все личное благово-
ление к‘нему государя. Но екажу откро-
венно, эта милость поставила Пушкина в
самое затруднительное положение... Нако-
нец в одном из писем Вашего сиятельства
пахожу выговор за то, что Пушкин в не-
которых обществах читал свою трагедию,
’ прежде нежели она была одобрена. Да что
  me 370 3a преступление? Кто из писате-
’ лей не сообщает своим друзьям своих про-
  изведений для того, чтобы слышать их
критику? Неужели же он должен ло тех
  пор, пока его произведение еше не позво-
лено офипиально, сам считать его не позво-
ленным? Чтение ближним есть одно из ве-
  анчайших наслаждений для писателя. Вее
позволяли себе его. оно есть дело семейное,
\ то же, что разговор, что переписка.
  прещать его есть то же, что запрещать
} мыслить, (лумать про себя, лышать) а про-
че. Такого рода запрешения вредны по-
тому именно. что они бесполезны, раздра-
жительны и никогла исполнены быть не
могут.
Каково же было положение Пушкина’ под
тнетом полобных запрещений? Не должен
ли был он, необходимо, с тою пылкостью,
которая лана была ему от природы и без
которой он не мог бы быть поэтом, нако-
неп притти в отчаяние...
Пушкин мужал зрелым умом ‘и поэти-
ческим дарованием, несмотря на раздражи-
тельную тягость своего положения, которо-
MY не мог конца прелвидеть, ибо он мог
ростичь, что не изменившееся в течение
‚ лесяти лет, останется таким и на пелую
`` жизнь, и что ему никогда не освободиться

от того надзора, которому он, уже отец

семейства, в свой лета полвержен был, как

двалцатилетний шалун... Вму нельзя было
” тронуться с места свободно, он лишен был
’ наслаждения видеть Европу, ему нельзя
  было своим друзьям и своему избранному
‚ обществу читать свои сочинения, в каж-
  ABIX стихах его, напечатанных He им, &
  издателем альманаха с дозволения цензу-
ры, было видно возмущение.

*) Непрерывная травля Пушкина ца-
рем Николаем и его приспешниками, при
ведщая к гибели поэта, возмутила даже
смиренного Жуковского. Векоре после смер-

“ou Пушкина он обратился к шефу жан-

дармов Бенкендорфу с письмом, в котором
ярко обрисовал обстановку последних лет

жизни поэта. Приводим отрывок из этого
письма, впервые полностью опубликован
ного после Октябрьской социалистической
революции,

Mise Благой.

_ Литературные друзья
Пушкина

Первые десятилетая ХХ века были пе-
риодом борьбы за подлин#о национальный
литературный язык, за создание новой рус-
ской литературы. Главная роль в этой
борьбе принадлежала Пушкину. Но он
был окружен рядом замечательно талант-
ливых писателей (так называемая «пуш-
канская плеяда»). Они ставили перед со-

бой по существу те же задачи, пытались

‹

итти по тем же путям. на которые стал
первым и по которым стремительно двигал-
ся вперея великий русский поэт.

Пушкан с детства рое в среде, которая
живо антересовалась литературой.

В лищейские тоды литературные интересы
Пушкина усилились. В числе его ближай-
ших товарищей были два видных впослед-
етвии поэта А. А. Дельвиг и В. В. Вю-
хельбекер — «Кюхля». будущий декабрист.
Пушкин всю жизнь отнееилея к. Кюхель-
бекеру © большой нежноетью и теплотой.

Во время пребывания Пушкина в лицее
пла ожесточенная борьба между двумя ли-
тералурными группами. В группе, которую
возглавлял адмирал Пешков, об`единилиеь
сторонники отжившей ложноклассической
литературы ХУ века. Их противники ор-
танизовали литературный кружок «Арза-
мяе»..Они ставили своей целью освободить
литературу от пут церковно-славянского
языка и ложноклассической школы.

Пушкин-лицеист был всецело на стороне
«арзамаспев». Его исключительная одарен-
ность в евою очередь обратила на себя вни-
мание членов литературного кружка. Наи-
более ‘выдающиеся деятели «Арзамаса» —
поэты К. Н. Батюшков, B. A. Жуковский,
П. А Вяземский посненшли завязать с
ним тесное знакомство и неоднократно по-
сещали его в лицее,

тнако могучему гению Пушкина © са-
мого начала трудно было уместиться в Y3-
ких рамках литературного кружка. Buery-
пая против писателей-ложноклассиков, «ар-
замасцы» культивировали «салонный» язык.

° Они не противопоставляли «славянщи-
не» группы Шишкова новый русский ли-

валась в годы великого исторического пе-
релома.

ской буржуазной революции 1789 года.
Наполеоновские войны сменились европей-

волюпии в Европе. Однако в различных

тая реакция. Либеральные обещания нача-
ла злексанлровекого царствования смени-
лись палочным режимом Аракчеева, стре-

кин в это время работал нал «Русланом и

Александр Cepieesut

Жизнь Пушкина началась и разверты-
Только-что отшумели громы Француз-

ской реакцией, оплотом которой стал «все-
мирный жандарм» — русский царь Але-
ксандр, инициатор «евященного союза»,
созданного с прямой целью подавления ре-

странах Европы — в Италии, Испании,
Греции — вспыхивали национально-06во-
бодительные движения.

В [России свирепетвовала тогда AW-

мившегося превратить всю страну в ка-
зарму, в сплошное военное поселение,

Внутренняя политика Александра т,
усилившийся крепостной гнет п чудовищ-
ная экеплоатация народа вызвали кре-
стьянекие восставая и породили в пе
редовой части лворянства революционные
настроения. Этому же способствовало не-
поерелственное ознакомление дворянской
интеллигеннии с европейской действитель-
ностью во время заграничных походов. На-
чали возникать тайные политические об-
шества, деятельность которых через
лет вылилась в декабрьское восстание.

Пушкин не только был чутким, страетно
заинтересованным свидетелем совершавше-
гося. Егб поэзия отражала’ настроения и
чаяния декабристов, булила общественное
сознание. подымала на борьбу с самодер-
жавием и крепостничеством. ;

Сравнительно короткая жизнь Пушкина
(38 лет) весьма богата событиями и полна
напряженной творческой деятельности.

Пушкин родился 6 июня (26 мая по
старому стилю) 1799 г. в Москве. Отец
его принадлежал к обелневшему роду знат-
ных некогда дворян, мать была внучкой
абиссинца Ибрагима Ганнибала, мальчи-
ком привезенного в Росвию mM отданного
Петру {.

«Страсть к поэзии проявилась в ‘нем с
первыми понятиями, — писал о Пушкине
его брат Лев Сергеевич.—На 8-м году воз-
раста, умея уже читать и писать, он сочи-
HAA Ha французском языке маленькие коме-
дии и эпиграммы на своих учителей».

В доме его отпа Сергея Львовича ча-
стыми гостями бывали вилнейшие в TO
время писатели — Карамзин, Дмитриев,
Жуковский. Батюшков.
Лквович не был чужд литературе. До-
вольно известным поэтом был и дядя Пуш-
кина, Василий Львович.

ческого воображения Пушкина сыграло

ские сказки, которые впервые ввели маль-
чика в мир народной фантазии.

Н. Г Чернышевский говорил: «Очень
многие описания русских народных нравов
и обычаев не были бы у Пушкина так
живы и хороши, если бы он не был с лет-
ства пропитан рассказами ‘из народной
жизни».

Самалых лет Пушкин много читал, в 060-
бенности французскую литературу. «Ребе-
вок, — вспоминает брат Пушкина, — про-
водил бессонные ночи и тайком в кабине-
те отпа пожирал книги одну за другой».

В 1811 году Пушкин поступил в. Цар-
скосельский лицей, где он провел 6 лет.
Это было закрытое учебное заведение для
детей дворян.

Здесь закладывались основы мировоззре-
ния Пушкина. Интерес к политическим
событиям эпохи, чтение «вольной» литера-
туры, лекции преподавателя Куницына,
приверженца идей политической свободы. и
гражданского равенства, знакомство с Чаа-
даевым. тесная дружба с будущими декаб-
ристами” ПНущиным и Кюхельбекером, —
все это способствовало илейному росту
Пушкина. Лицей способствовал также раз-
витию его литературного дарования. В кру-
гу линейских товарищей Пушкина были
сильны литературные интересы, многие из
лицеистов писали стихи, здесь же издава-
лись рукопиеные журналы.

Е ВЕСИ ЕЕ = ИРИ Е ЕЕ И.

и

тературный язык, обогащаемый живой
народной речью. В своей борьбе со «сла-
вяншиной» они опирались на чужеземную

литературу и не шли дальше подражатель-

ности занадноевронейским образцам.

Пушкина это не удовлетворяло. И, не
порывая связи в «арзамаспами», он почти
сейчас же по выходе из лицея ищет сбли-
жения с поэтом и критиком П. А. Ватени-
ным и тогда еще безвестным литератором
А. С. Грибоедовым, которые были реши-
тельными противниками «Арзамаса». №
Катенину и Грибоедову Пушкина влекло
то, что оба они, в противовес подражатель-
ности и салонности творчества «арзамас-
цев», выдвинули лозунг народности—со-
здания национальной русской литературы,
опирающейся на народное творчество. Пуш-

Людмилой» и ставил перед собой ту же
задачу. И вот однажды он явился к Кате-
нину и, подавая ему свою палку, сказал:
«Я пришел к вам, как Диоген к Антисфе-,
ну: побей, но выучи». Это была скром-
ность гения. Не Пушкину было. учиться у
Катенина. Катенин, как и другой друт
Пушкина П. А. Вяземский, был типич-
ным литературным «сектатором», жил узки-
ми интересами своей литературной группки.
Пушкин быстро разгадал его. «Он опоздал
родиться, — писал он о Катенине Голда через
полтора после их встречи, — и своим ха-
рактёром и образом мыслей, весь принад-
лежит 18 столетию. В нем та же Авторская
спесь. ‘те же литературные сплетни и
интраги — как в прославленном веке фило-
софии...»

Из многочисленных литературных зна-
комств, завязанных в это время Пущкиным,
следует особенно отметить сближение его
с молодым поэтом Евгением Баратынеким.
Это был один из самых значительных пред-
ставителей так называемой «пушкинской
плеялы». Пушкин внимательно следил из
ссылки за развитием творчества Баратын-
ского и всячески поощрял его.

Высылка Пушкина из Петербурга на ют

Да и сам Сергей.

Большую роль в формировании поэти-

русское народное творчество. Няня поэта
Арина Родионовна рассказывала ему рус-

Сам Пушкин не `входал в тайные обще-
ства, но, по еловам Вяземского, поэт «жил
и раскалялся в этой кипучей вулканиче-
ской атмосфере». Пушкин посещал литера-
турное общество «Зеленая лампа», которое
находилось под идейным влиянием будущих
декабристов. Стихи Пушкина того времени
выражали общественно-политизеские взгля-
ды декабристов и служили своего рода про-
кламапиями, звавшими к борьбе е самолер-
жавно-крепостническим режимом. Достаточ-
но вспомнить -такие стихотворения Пуптки-
на, как «Вольность», «Деревня», «В Ча-
даеву» и другие, Печатать эти стихи Пуш-
кин не мог. ови расходились в огромном
количестве в рукописях. Правительство от-
ветило на это репрессиями, Оно сослало
Пушкина на. юг. Только заступничество
влиятельных друзей спасло его от ссылки
в Сибирь. ‘

В это время вышла первая большая поэ-
ма Пушкина «Руслан и Людмила». Она
произвела огромное впечатление. Современ-
ники почувствовали в ней демократи-
ческие ноты. Реакпионные критики срав-
нивали появление этой поэмы с неожидан-
ным появлением «мужика» на дворянском
балу. я :

6 мая 1820 г. Пушкин был сослан в
Екатеринослав в распоряжение генерала
Инзова. Тотчас после приезда в Екатерино-
слав Пушкин серьезно заболел. Он лежал
в полном одиночестве в жалкой лачуте, без
присмотра. Там его случайно нашла семья
генерала Раевского, ехавшая на Жавказ.
Раевские выхлопотали разрешение взять
больного Пушкина с собой. Вместе co сво-
пми друзьями Пушкин побывал на кавказ-
ских Минеральных водах, оттуда он поехал
в Крым, в Гурзуф.

зова была переведена в Кишинев, куда и
прибыл вскоре Пушкин.

На юге Пушкин познакомился с произ-
ведениями  английского поэта Байрона,

rout c 1820 no 1824 Пушкин создает po-
мантические поэмы

ский фонтан», «Цыганых.
Поэт очень тяжело переживал

реставал работать и творить.
В Кяшиневе Пушкин горячо заинтересо-

лем, которого он считал од
оригинальных умов своего времени.

ной части декабристов.

*

музее (Москва). Бюст А. С. Пушкина
В. Ф. Штейн (1899 гол).

оторвала его от литературной среды. «По-
жалейте обо -мне,—жаловалея он в письме
из Кишинева поэту и переводчику «Илиа-
ды» Н. И. Гнедичу,— живу меж Гетов и
Сарматов: никто не понимает меня, со мною
нет просвещенного Аристарха; пашу как-
нибудь, не слыша ни оживительных сове-
тов, ни похвал, ни порицаний». Действи-
тельно, за все три года пребывания в Ки-
шиневе Пушкин мог завязать только одно
литературное знакомство — с поэтом и дея-
телем тайного общества -—— «первым дека-
бристом» В. Ф. Раевеким. Да и тот вскоре
был арестован и заключен в крепость за
революционную пропаганду среди солдат.
Отсутетвие личного общения с литера-
турными друзьями Пушкин восполнял дея-

‘тельной перепиской. Наиболее оживленную

переписку по литературным вопросам ведет
оп в это время с П. А. Вяземским, острый
ум и полемический темперамент которого
он особенно ценил. Приблизительно в это
же время у Пушкина начинается заочная
дружба и горячая литературная переписка
с издателями «Полярной звезды» декабри-
стами — поэтом К. Ф. Рылеевым и прозаи-
ком А. А. Бестужевым-Марлинским. Рылеев
и Бестужев стояли на позициях романтиз-
ма. Пушкин в это время все репгительнее
шел по пути художественного реализма.
Однако это не мешало Рылееву считать

Тем временем канцелярия генерала Ин-

которые Ироизвели на него сильное впеча-
тление. Увлечение Байроном сказалось на
пушкинском творчестве этого периода. В

«Кавказский  плен-
ник», «Братья-разбойники». «Бахчисарай-

свою
ссылку. Неоднократно подумывал он о бег-
етве за границу. В то же время он не пе-

валея напионально-освободительным  дви-
жением в Греции и Испании. Поэт был
лично знаком е Ипсиланти, ставшим во
главе греческого восстания. Пушкин схо-
дится в ссылке с членами «Южного обще-
ства» декабристов, встречается ‘ce Песте-
м из самых

Пушкин написал злесь революционное
стихотворение «Кинжал», ставшее орудием
пропаганды наиболее радикально настроен“

Из Кишинева Пушкина перевели в Одес-
су под. начальство графа Воронцова, высо-
комерного бюрократа и самодура. Незави-

симый нрав гениального поэта, его свобо-
долюбие ‘не могли, конечно, понравиться
Воронцову. Он отноеилея к Пушкину, как
в мелкому чиновнику, и всяческя притес-
naa его. Пунщин отвечал ему презрением.
Воронцов пчсал доносы в Петербург и до-
бился новых репрессий. Поэт был сослан
в глухое село Михайловское, Псковской гу-
бернаи.

В Михайловском Пушкин жил под уси-
ленным надзором властей. Но сн сумел
использовать свое пребывание в деревне,
среди крестьян, лля более близкого изуче-
ния руеской народной жизни и. народной
поэзии. Вмеете с -тем‘он усиленно изучает
историю. Он пишет историческую трагедию
«Борие Годунов»— одно из лучших своих
произведений. В Михайловском же Пуш-
кин написал несколько глав «Евгения Оне-
тина».

14 декабря 1825 года» произошло вос-
`стание декабристов. Восстание было раз-
громлено. На престол вступил новый им-
ператор — Николай 1. Следствие по делу
декабристов показало правительству, какую
большую агитационную роль в движении
лекабриетов сыграли произведения Ilym-
кина. В сентябре 1826 г. Николай при-
казал привезти Пушкина из михайловской
ссылки к себе в Москву. i,

Пушкин не скрывал от царя своего со-
зувствия декабристам и прямо заявил ему,
что будь он 14 декабря в Петербурге, он
был бы в числе участников восстания.
Царь своим мнимым великодушием хотел
приручить поэта, но из этой николаевской
затеи ничего не вышло. Пушкин до кониа
жизни не расставался со своими политиче-
скими идеалами. не переставал ненавилеть
паря и его придворную челядь.

«Милости» Николая оказались для Пун-
кина тяжелыми пепями. Царь требовал от
поэта рабского повиновения; он. приставил
к нему жандарма Бенкендорфа, без разре-
шения которого Пушкин не имел права пе-
реезжать с места на место, без разрешения
которого он не Mor ничего печатать.

Пушкин видел, что в 1825 году само-
державие победило. Он надеялся, однако,
силой своего творчества воздействовать на
общественное мнение, направить царя и
правительство на путь необходимых pe-
форм. >

В 1829 году Пушкин Ибехал на Кав-
каз — в действующую армию. где в это
время было много разжалованных в 60л-
даты декабристов. Это путешествие, прел-
принятое без разрешения царя. вызвало по
адресу поэта новые угрозы. Мрачные тучи
сгущались над головой великого поэта.

Творчество Пушкина в 30-х годах, не-
смотря на усиливающиеся преследования
правительства и нападки критики, было
необычайно плодотворным. Его творчество
становится все более реалистическим, сла-
ва его распространяется и 3a пределы
страны. Через голову правительства и пра-
вяшей камарильи Пушкин обращается к
народу — единственному и окончательному
ценителю его творчества.

1 сентября 1830 г. Пушкин выехал в
Нижегородскую губернию, в деревню Бол-

и ‘

Всесоюзная юбилейная Пушкинская выставка в Государственном Историческом

(юношеские годы), работы скульптора

хжх

Пушкина своим учителем в поэзии, а Пуш-
вину дать очень высокую оценку поэме
Рылеева «Войнаровский».

Большим событием для поэта был приезд
к нему в михайловскую ссылку в январе
1825 г. его лицейского товарища, дека-
бриста И. И. Пущина. Пущин привез с со-
бой рукопысь  только-что законченной
Грибоедовым комедии «Горе от ума», кото-
рая по цензурным условиям не могла по-
явиться в печати. Пушкин тут же с жаром
прочел ее велух, высоко оценив замеча-
тельную народность ее языка. «0 стихах
я не говорю: половина— должны войти в
пословицу», — писал он А. А. Бестужеву.
Через несколько месяцев Пушкина посетил
другой лицейский товарищ-—— поэт Дельвиг,
который незадолго до этого взялся за из-
дание альманаха «Северные цветы». В
этом альманахе принимали ближайшее уча-
стие сам Пушкин и почти все поэты «пуш-
кинской плеяды».

Летом 1825 года в соседнее с Михай-
ловеким село Тригорское приехал погостить
дерптекий студент, молодой поэт Н, М.
Языков. Пушкин, сочувственно следивший
за первыми литературными опытами Язы-
вова, горячо обрадовался ему.

По возвращении из ссылки в Москву
Пушкин попал В круг талантливой литера-
турной молодежи, самым ярким представи-

YUKU

кончил свой роман в стихах

ЕЕ НЕТ

дино. Три месяца вынужденного пребы-
вания в деревне оказались искаючительно
плолотворными для Пушкина. Здесь он за-
«Евгений
Онегин», над которым работал семь ¢ лаш-
ним ‘лет. Это произведение Белинский спра-
ведливо назвал энпиклопедией русской
жизни. В Болдине же были написаны:
«Ломик в Коломне», «Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери», «Каменный гость»,
«Пир во время чумы», «Повести Белкина»,
«История села Горюхина» и большое коли-
чество лирических произведений и крити-
ческих статей.

18 февраля 1831 года Пушкин женился
на Наталье Гончаровой. Через некоторое
время побле женитьбы поэт переехал в Пе-
тербург. Гений Пушкина достиг ‚лолной
зрелости, но светский образ жизни жены.
суета «света», непрерывный надзор нал
поэтом, травля со стороны «высшего obmre-
ства» и казенной печати создали невыноев-
мую лля поэта обстановку и лишали его
возможности творчески работать. Пушкин
пытался уехать в деревню, но царь во0с-
противился этому.

В 1830 г. Пушкин был свадетелем хо-
лерных бунтов. В следующем 1831 г. про-
изотел ряд крестьянских восстаний в Hu-
жегородской губернии. Мысль поэта обра-
тилась от воестаний 1830—1831 тг. к вос-
станию Пугачева, за полвека певел тем
потрясшего царскую империю. Пушкия
стал изучать архивные лела о восстании
Пугачева и, получив, наконец. разрешение,
побывал в Казани, Оренбурге, Уральске,
в станице Берлы. в которой была раеполо-
жена ставка Пугачева. В результате этой
исслеловательекой работы появилась «Исто-
рия Пугачева», которую Николай велел пе-
реименовать в «Историю Пугачевского
бунта», и «Капитанская лочка», по. словам
Белинского. «нечто вроде Онегина в прозе».
Тема крестьянских восстаний отразилась и
в «Дубровском». Примерно в это же время
Пушкин написал одно из лучших своих
произведений в прозе — «Пиковую даму».

В начале 1834 года парь «пожаловал»
поэту прилворное ‘звание камер-юнкера.
та новая «милость» царя была унизитель-
на лля поэта. Пушкину было 35 лет, имя
его уже гремело во всей стране и за ее

лось аристократическим юнцам и обязыва-
лю к участию в унизительных придворных
церемониях. «Пожалование» чина камер-
юнкера было новым проявлением издева-
тельства царя над поэтом.

Окруженный ненавистью и злобой при-
дворной камарильи, поэт продолжал нерав-
ную борьбу. Но катастрэфа надвигалась.
Холопы царя искусно создали и подогре-
вали конфликт. между Пушкиным и ни-
чтожным прощалыгой офицером Дантесом,

варя 1837 года Дантес на дуэли смертель-
но ранил Пушкина. Через два дня, 29 ян-
варя (10 февраля пб новому стилю), в
3 часа 45 минут дня, Пушкин умер.

Смерть Пушкина стала национальным
горем. Это — одна из самых печальных
дат в истории нашего народа. Десятки ты-
сяч люлей пришли к дому, где лежал прах
поэта, чтобы выразить свою скорбь. На-
родный гнев был столь грозен, что цар-
ское правительство испугалось. Царь при-
казал тайно увезти тело поэта в Михай-
ловское, вблизи которого Пушкин‘ и был
похоронен.

Пушкин считал исторической необходи-
мостью уничтожение крепостного права.
Он воспевал народное движение, показал
закономерность гибела феодализма. Он
создал ряд прекрасных народных сказок,
отражавших насмешливое и отрицательное
отношение нарола к попам и царям. On
нес с собой огромный заряд культуры, ги-
гантеки двигая вперед общественное созна-
ние и литературу. Это было глубоко враж-
дебно всему реакционному николаевскому
строю. -

Дуэль с Дантесом была поединком ве-
ликого поэта с самодержавно-крепостниче-
еким строем. Великая пролетарская рево-
люция смела с лица земли поработителей
народа. Освобожденный народ чтит память
своего великого свободолюбивого поэта.

Se ee

телем которой был всесторонне одаренный
юноша-поэт Дмитрий Веневитинов.

Веневитинов и‘ его друзья увлекались
немецкой — идеалистической философией
Шеллинга. Пушкин отнесся к этому ирони-
чески. Однако энтузиазм, с которым они
встретили «Борис» Годунова», и пламенная
любовь их в искусству расположиля ПШуш-
кана к ним.

В Москве находился в это время выслан-
ный из Польши русскими. властями круп-
нейший польский поэт Адам Мицкевич.
Пушкин и Мицкевич быстро и тесно сдру-
жились, высоко ценя друг друга. Пушкин
начал переводить на русский язык поэму
Мицкевича «Конрад Валленрод».

Голы, последовавшие за возвращением
Пужкина из ссылки, были ознаменованы
жесточайшей реакцией. Царское правитель-
ство, только-что расправивитееся се дека-
бристами, с особой  подозрительностью отно-
снилось к Пушкину и его ближайпгим лите-
ратурным друзьям. Кроме того, их подвер-
тали безнаказанной травле продажные пра-
вительственные подголоск&— Булгарин и
Греч, которые получили монопольное пра-
во на издание литературно-политической
газеты «Северная пчела» и об’единили в
своих руках несколько журналов.

В протавовее рассчитанным на
низменные вкусы романам Булгарина,
Нушкин и его друзья вылвигали
лозунг литературы, независимой от ка-
зенного усмотрения. Они решили издавать
свой орган — «Йитературную газету», во
главе которой стал Дельвиг. В «Литера-
турной газете» об`’единились все самые
талантливые силы русской литературы то-
го времени. Но жестокий цензурный ре-
жим, созданный вокруг «Литературной га-
зеты», беспощадные  правительственные
репрессии и доносы Булгарина, бывшего
тайным агентом Ш отделения, сделали свое
дело. «Литературная газета» через корот-
кое время перестала существовать. И все
же она сыграла значительную роль. Ло-
статочно указать, что в «Литературной га-
зете» были напечатаны первые произведе-
ния Кольцова и Гоголя.

Пушкин раньше, чем кто бы то ни быдо,
оценил гениальный гоголевский юмор. On
всячески поощрял начинающего писателя.
Он защищал 6го от нападок тех же Byara-
рина и Греча, которые негодовали на «Низ-
кость» языка и описаний Гоголя, прирав-
нивая его к бульварному французскому ро-
манисту Поль-де-Коку. Больше того: Путь
кин отдал Гоголю два своих собственных

самые

пределами. Звание же камер-юнкера дава-.

нагло ухаживавшим за его женой. 27 ян-.

4 ФЕВРАЛЯ 1933

КН

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ .
ОБА, С, ПУШЕННЕ

И. И. Дмитрлев, в одно из своих посе-
шений англайского клуба на Тверской, за-
метил, что ничего не может быть стран-/
нее самого названия: Московский англий<
ский клуб. Случившийся тут Пушкия,
смеясь, сказал ему на это, что у нас
есть названия еще более странные:

«Какие же?» — спросил Дмитриев.

«А императорское человеколюбивое обще-
ство?» — отвечал поэт.

Н. М. Языков. Письмо 1832 г.
ae) №

7 Г., № 34 (7000)

es

<= = as =

«Мы на первой станции образованно-
сти», — сказал я недавно молодому Пхи-
кину.— «Ла, — отвечал он, — мы в Черной
Грязи». («Черною Грязью» называлась
первая станция на пути из Петербурга в
Москву).

Н. И. Тургенев — С. И. Тургеневу.
13—X—1818,

жж

..Пушкин во всеуслышание в театре
кричал:.<«Теперь самое безопасное время —
по Неве идет лед». В переводе: нечего опа-
саться крепоети.

(В то время существовали только на-
волные мосты, и во время ледохода сооб-
щение с Петроградской стороной, а стало
быть, и с Петропавловекой крепостью, с-
вершенно прерывалось.—Ред.).

Из воспоминаний И. И. Пущиня.
: 7

жжх

1821 г. Киев.

«Как ты здесь?» — спросил Орлов у
\. Пушкина, ветретясь © ним в Киеве,
«Язык и до Кмева доведет»,— отвечал Пут-
кин.— «Берегись, берегись! Пушкин, чт-
бы не услали тебя за Дунай!» — «А может
быть и за Прут!»

П. Л. Яковлев. Анекдоты. «Русск,
старина». 1903. г., № 7.

* * *

Пушкина рассердил и огорчил я стихом
из послания к В. А. Жуковекому, в котором
товорю, что язык наш рифмами беден.
«Как хватило в тебе духа, — сказал ок
ине, — сделать такое признание?» (екор-
бление русскому языку принял он 33
оскорбление, лично ему нанесенное.

П. А. Вяземский. Автобиография.

* * *

Вскоре после моето выпуска из Царско-
сельского импералорекого Лицея (в--1829
тоду) я встретил А. С. Пушкина.... кото
рый, увидав на мне лицейский мундир,
полошел и спросил: «Вы верно только-что
выпущены из Лицея?» — «Только-что вы-
пущен с прикоманлированием к гварлей-
скому полку»,— ответил я— «А позвольте
спросить Bac, Tie вы теперь служите?»—
«Я числюсь по России», —был ответ Пут-
хина.

Старый лицеист. «Новое Время»
1880 г., № 1521.

жж *

Пушкин, отправляясь в Болдино (в моем,
Лукояновеком уезде), живал в Нижнем, вю
это было еще ло моего рождения. Дяля
П. П. Григорьев любил передавать мне раз-
говор Пушкина с тогдашней губернаторшей
Бутурлиной... q

«Что вы делали в деревне, Александр
Сергеевич? — спрашивала Бутурлина. —
Скучали?» -

«Некогда было, Анна Петровна, Я даже
товорил проповеди».

«Проповели?»

«Да, в церкви, с амвона. По случаю
холеры. Увещевал их. — И холера посланз
вам, братцы, оттого, что вы оброка не
платите, пьянствуете. А если вы булете
продолжать так же, то вас будут сечь,
Аминь!»

Из воспоминаний П. Д. Боборыкина.

=

Sa ЕН 2

творческих замысла, гениально предугадав,
с каким блеском сумеет их использовать
молодой писатель. Из этих замыслов вы-
росли «Ревизор» и «Мертвые души».

О том, какое огромное оплодотворяющее
влияние оказывал Пушкин на гоголевское
творчество, лучше. всего свидетельствует
письмо самого Гоголя, написанное им пос-
ле известия о трагической гибели Пушки
на. «Моя жизнь, мое высшее наслаждение
умерло с ним... — пишет Гоголь. — Когда
я творил, я видел перел собою только Пуш-
кина... Все, что есть у меня хорошего,
веем этим я обязан ему». (

Незадолго перел смертью Пушкин решил
снова 0б’единить вее. что было луз
шего в современной ему литературе.
После долгих хлопот и усилий он полу-
чнл разрептение на издание журнала «(0-
временник». В «Современнике» собрались
старые литературные друзья Пушкина—
Жуковский, Вяземский, Баратынский, Язы-
ков. Но уже не было у них общей цели,
общего языка с великим поэтом. Закосте-
невшие на литературных позициях два-
днатых годов, они не могли и не хотели
принять то новое, что возникало в жизни
и в литературе. 0 том, как далеко вперед
ушел от них Пушкин, свидетельствует
особенно его отношение к Белинскому.
Пушкин сразу же заметил и оценил первые
критические опыты Белинского. Против во-
ли своих старых литературных друзей он
решает привлечь его к ближайшему уча-
стию’ в «Современнике». Только смерть
Пушкина помешала его личному знаком-
ству с Белинским, тесному единению ве-
личайшего русского поэта © величайшим
русским критиком.

Выполняя грандиозную задачу создания
новой отечественной литературы, Пушкин
черпал для нее материал везде. где только
мог, пользуясь опытом веех своих пред
щественнаков и современников. Но вели
говорить о том, чтб он брал, H oO TOM,
976 брали у него, — надо вспомнить
слова Гоголя. Метко и справедливо говорил
Гоголь 0 поэтах пушкинской плеяды, что

все они, как свечи, зажглись от огня
Пушкина.
Неустанно  подбодряющий отстававших,

бескорыстно радующиейся каждой литератур-
ной удаче, каждому новому, талантливому
и прогрессивному явлению в литературе,
щедро изливающий луча своей гениально-
сти на все, что его окружало — таков
Пушкин в своих отношениях с писате-
лями-современниками.