. ip
ПРАВЛА

yee UP Te ee ee SR

6 MEBPANA 1937 I., Ne 36 (7002)   a

SE ПХ ЕУТОВНАЕ ИЕЗУИТ

OTS Eee Us eked rE 1 rar

ПУШКИНСКИЕ СПЕКТАКЛИ

«ДУБРОВСКИЙ»

Некоторые сцены вообще идут без еди-

ETRE ST CTE ee

ИЯ А, С, ПУШКИНА 1

НАБРОСОК ПРЕДИСЛОВ
К «ИСТОРИИ ПУГАЧЕВА

НЕОПУБЛИКОВАННЫЙ ТЕКСТ

Театр-студия под руководством заслужен-

История Пугачева мало известна — при
Екатерине запрещено было о нем говорить.

При Александре написан глупой роман,
краткое известие о взятии Казани, и жизнь
генерала Бибикова. — Иностранцы говори-
ли о нем гораздо более, резиденты очень
им занимались — но их незнание России
завлеило их в большие заблуждения —
иные видели в Пугачеве великого челове-
ка, пругие орудие злоумышленников — и
их подозрения не пощадили никого — —.
Незнание наших историков удивительно—.
Г-н Сумароков в Истории Екатерины, пи-
шет }

..неистовства Пугачева быстро рас-
проетранялиеь. Правительство переме-
нило мнение, уверилось в важности об-
стоятельства, отрядили против его пол-
ки, и вручили начальство генералу Бм-
бикову. Начало не соответствовало ожи-
данию; Кар п Мансуров не устояли, из-
верг устремилея на Уфу, наконец к Ва-
зана, жет, опустошал их предместия и
окрестности.

Что слово, то несправедливость. В на-
чале бунта прибыл не Бибиков, а Кар,
Мансуров не был разбит, Оренбург не был
взят Пугачевым, самые первые распоря-
жения Бибикова были увенчаны  успе-
хом. —

Исторический отрывок мною издаваемый
составлял часть труда мною оставленно-
го. — Я собрал всё что было (обнародо-
вано?) в свет в (2 слова неразборч.)
„.тельств (неразборч.) бед. — Я (пользо?)
вался изустными преденьями и свидетель-
ством живых, так же все что правитель-
ством было обнародовано.

Дело Пугачева — находится в Сенатском
Архиве — там хранятся драгоценные исто-
рические памятники. Ныне царствующий
император, по своем возшедствии на пре-
стол подавший великий пример откровен-
ности, приказал привести их в порядон.-—
Важные бумаги, некогда государственные
тайны, ныне превратившиеся в. историче-
ские материалы, были вынесены из подва-
лов Сената, где три наводнения посетили
их и едва не уничтожили — (Новейшая
Российская история спасена  Нико-
лаем  -м) между ими находится и дело о
Пугачеве — должно надеяться что совре-
менем оно будет распечатано рунами исте-
рика и обяснит один из самых любопыт-
ных эпизодов царствования Екатерины И.

Историческая страница на которой уви-
дят имена Екатерины, Румянцева, Панина,
Суворова, Бибинова, Державина, Михель-
сона не должна быть затеряна для  потом-
ства. ку

* oe *

Публикуемый первый черновой набро-
сок предисловия к «Истории Пугачева»
печатается по карандашной, местами полу-
стертой. рукописи Пушкина, хранящейся в
Пушкинском Доме Академии Наук СССР в
Ленинграде. Набросок сделан Пушкиным
на обороте письма к нему цензора В. Н.
Семенова от 15 июля 1833 т. по поводу
трагедии ссыльного декабриста В. К. Вю-
хельбекера «Ижорский», представленной
Пушкиным к печати.

Набросок печатается по новой. орфогра-
фии, в сводном тексте, с пропуском всего
зачеркнутого Пушкиным и © раскрытием
всех сокращенных и недописанных слов.

Не разобранные или предположительно
разобранные нами слова заключены в скоб-
ках и отоворены.

Не приведенная Пушкиным цитата из
Сумарокова, обозначенная в рукописи лишь
знаком вставки, приведена нами по лично-
му экземпляру книги из библиотеки Пуш-
кина— «Обозрение царствования и свойств

Екатерины Великия Павлом Сумароковым»,
ч. 1, СПБ. 1832.

Отдельные зачеркнутые варианты пред-
ставляют вамостоятельный интерес.

Особенно любопытно, что после фра-
зы 0 наводнениях, которые «едва не
уничтожили» драгоценных бумат, Пушвии
одно время обдумывал необходимость вве-
дения залщитной фразы: «новейшая Россий-
ская история спасена Николаем  -ым».
Охнако уже в данном наброске фраза взята
Пушкиным в скобки и в дальнейшей рабо-
те над предиеловием она быстро была вы-
брошена.

Работа Пушкина над предисловием пред-
ставляет значительный интерес. Именно в
предисловии к своему любимому труду по
истории русского крестьянского восстания
Пушкину предстояло даль мотивировку
своих занятий Пугачевым, указать на свое
отношение к теме, источникам,  пред-
шественникам, самому Пугачеву, наконен,
как-то реагировать на позволение Нико-
лая   заниматься документами запрещен-
ной эпохи.

Вместе с тем, указывая потомству на
добросовестность своих исторических изу-
чений, Пушкин вынужден был подчеркнуть
невольную «несовершенность» своего тру-
ла из-за недозволения Николаем ТГ распе-
чатать подлинное дело о Пугачеве.

Сопоставление двух набросков предисло-
вия и его окончательного текста свиде-
тельствует о тех трудностях, которые тот-
час же встали перед Пушкиным в этой ра-

боте. Ряд моментов, первоначально дан-
ных Пушкиным со всей  непосредетвен-
ностью и полнотою, пришлось затем ис-
ключить, другие, наоборот, возникли в
средней стадии (например, упоминание
имени Вольтера) и были удалены по цен-
зурным опасениям из печатного текета.
Данный набросок существенно отличает-
ся как от следующего чернового варианта
(рукопись, хранящаяся во Всесоюзной Пу-
бличной библиотеке им. В. И. Ленина),
так и от последнего (печатного) текста.
Во втором черновом ‘варианте, продати-
рованном самим Пушкиным: «село. Болди-
но 2 ноября 1833», Пушкин дал несколь-
ко иную общую композицию предисловия
и пытался резче подчеркнуть, что «Во вре-

-  мя самото возмущения запрещено было

черному народу говорить o Ilyr.» и что
«сия временная, полицейская мера возыме-
ла силу Закона». Эта фраза была перене-
сена в конец главы Г“ «Истории».

Исчезли из печатного текста предисло-
вия и все указания на долгую запретность
самой темы о Пугачеве и полемика пер-
вого чернового наброска с монархическим

интерпретатором событий эпохи  Пугаче-
ва  Сумароковым. Юрайне характерно,

что в противоположность дворянскому па-
негиристу царствования Екатерины Cy-
марокову, уделяющему «извергу» и «3д0-
дею» Пугачеву только отдельные  замеча-
ния и хулящему иностранцев, Пушкия —
творец «Истории Пугачева» — яростно
обрушивается в лице Сумарокова на пред-
шествующих реакционных русских истори-
ков. Он вскрывает их ошибки и «неспра-
ведливости», противопоставляет их «уди-
вительному незнанию» глубокий интерес к
Пугачеву иностранцев (имея в виду, оче-
видно, прежде всего Вольтера, имя кото-
рого он хотел позже ввести в предисловие)
и даже пытается указать на возможность
двух точек зрения на Пугачева, на то, что
кроме «орудия злоумышленников» «иные
видели в Пугачеве великого человека».

Разумеется, было абсолютно невозмож-
ным в условиях николаевской России стать
на откровенно защищающую Пугачева точ-
ку зрения. Но важно установать хотя бы
теперь, через столетие со дня смерти пер-
вого историка Пугачева, что он в преди-
словии к своему труду пытался вначале
назвать и эту точку зрения, что он пред-
ставлял себе, вопреки традициям дворян-
ской историотрафии, образ Пугачева отнюдь
не как «изверга» и «злодея».

Д. ЯКУБОВИЧ.

SE ANS ST ES EE   - UST OSA   OE as SD AA eT

Пушкин на берегу Черного моря.

С картины И. Е. Репина

и И, К. Айвазовского.

НОВЫЙ

ФИЛЬМ

© КРАСНОМ АРМИИ.

Советский читатель и зритель, связан-
ный со своей Красной Армией  крепчай-
шими братскими узами, любит о ней чи-
тать, хочет видеть пьесы и картины, в ко-
торых изображена ее жизнь, богатая заме-
чательными событиями и до краев напол-
ненная горячей, самоотверженной любовью
к родине. Недаром так тепло встречал наш
зритель кинокартины, посвященные ма-
неврам Киевского и Белорусского военных
округов. В ближайшее время он увидит на
экране фильм «Непобедимая», снятый на
тактических учениях Московского военного
округа осенью 1936 года.

..На фронте «синих» после многоднев-
ных боев образовался прорыв. Он, есте-
ственно, в центре внимания обоих «про-
тивников». «Красные» устремляюу сюда
крупные  мото-механизированные части,
чтобы развить свой успех. «Синие» ки-
дают в эту опасную пустоту кавалерий-
скую дивизию.

На экране развертывается яркий показ
нашей славной конницы и мощных мото-
механизированных войск. Враснбармейские
танки не знают преград — они рушат де-
ревья— мчат по глубоким оврагам, смело
идут в брод через реки. Встреча с танками,
казалось, ничего хорошего коннице не су-
лит. Но красная конница, видала виды, она
блестяще вооружена, она. отлично подго-
товлена к боевым действиям против любого
врага. Метко бьют противотанковые ору-
qua. Гибкая, быстрая в действиях и лихая
в атаках кавалерийская дивизия уверты-
вается от мощных танковых частей, скры-
вается в лесах, маневрирует и отсижи-
вается в недоступных для танков районах.

Шаг за шагом показывает фильм инте-
ресные эпизоды, разыгравииеся на этих
учениях. (Особенно запомнятея  зрателю
эффектные ночные с’емки. :

На экране — Московекая Пролетарская
стрелковая дивизия. Она совершает марш

на автомашинах. Немногие, но очень яркие
кадры показывают, как организованно, без
малейшей суеты, грузила дивизия св0е
огромное «хозяйство» — людей, оружие,
коней, обозы, и как все это затем молние-
носно перебрасывалось на 250 километров.

Из далекого тыла к месту «боев» спешит
еще одна стрелковая дивизия — «синих».
Река, встретившаяся на пути, — не пре-
града для нашей славной пехоты. Появля-
ются моторизованные саперные подразде-
ления. Их организованность  изумитель-
на, — буквально. на глазах возникает пон-
тонный мост, по которому переправляются
не только люди и обозы, но и многотон-
ные танки.

Организованность командиров и бой-
цов — одно из решающих качеств войск,

важнейшее слагаемое их боеспособности. На.

материале, снятом в полевой’ обстановке,
фильм щедро показывает организованность
красноармейских частей. Особенно же ярко
и наглядно демонстрируется высокий класв
организованности в кадрах, посвященных
паратютному десанту, который был сбро-
шен в присутствии товарищей Молотова и
Воропеилова. Зратель видит, как на пустых
лугах вдруг возникают звзводы, роты, ба-
тальоны «красных», высаженные в тлубо-
ком тылу «синих», как молниеносно они
зооружаютсея и начинают выполнять свои
‘боевые задачи.

Фильм завергтается речью наркома’ об0-
роны тов. Воропилова, произнесенной им
на параде после учений, и отдельными мо-
ментами торжественного марша войск,. уча-
ствовавших на ‘учениях.

Бригада Союзкинохроники,  снимавшая
фильм, выполнила свою работу хорошо.
Фильм, удачно смонтированный и хорошо
оформленный в музыкальном отношении,
показывает ^ действительно  непобедимую

армию.
Ив. ВОЛОЦКОЙ.

Si ТОРЫ

ного артиста республики Р. Н. Симонова
показал спектакль «Дубровский». Повесть
А. С. Пушкина переделана для сцены дра-
матургом В. А. Гроссманом. Инеценировки
редко удавались нашим театрам. Пример:
инсценировка «Человеческой комедии», тде
от Бальзака почти ‘ничего не состалось.
Авторы инсценировок не всегда проявляли
необходимое глубокое понамание иноцени-
руемого ими автора.

Инсценировать произведения Пушкина—
особенно сложное и ответственное дело.
Здесь в основу должен быть положен глаз-
ный принципи -— сохранить все своеобразие
стиля Пушкина и, в частности, ничего не
добавлять в тексту Пушкина, не пытаться
вступить с ним в явно  безнадежное
«соревнование». Текст, написанный Пуш-
виным, не должен подвергаться никаким
изменениям и дополнениям, кроме некото-
рых неизбежных в этих случаях сокраще-
ний. Хорошо, что драматург В. Гроссман и
театр проявили бережное отношение к пуш-
кинскому слову. Там, где диалогов нехва-
тало, в них превращены описательные ме-
ста повести, против чего возражать нельзя,
потому что здесь пушкинский текст сохра-
нен полностью.

Некоторые отступления от основного в
содержании повести Пушкина все же есть.
Совершенно непонятно, зачем понадобилось
сцену со священником, попадьей и Дьячком
давать иначе, чем у Пушкина, — в повести
их приглашают на поминальный обед, а в
пьесе няня угощает их у крыльца, что
дает совершенно иное, неправильное толко-
вание слов няни. Непонятно, какие та-
кие «идеологические» причины побудили
В. Гроесмана ввести эту фальшивую сцену.
Атеистом, что ли, хотел В. Гросеман сде-
лать Дубровского? Ненужная затея!

Никак нельзя согласиться и © тем, что
В. Гровсман в своей инсценировке начал
действие прямо с приезда молодого Дубров-
ского в именье его отца. Таким образом
полностью выпала яркая сцена ссоры само-
дура Троекурова ¢ его приятелем — старым
Дубровеким. Не вошла в инсценировку так-
же сцена суда над старым Дубровеким,
когда у него просто отобрали именье и за
взятку передали Троекурову. Пушкин на-
носит жестокий удар царскому «правосу-
даю», он выступает здесь как бесстраш-
ный художник-реалист. Утрата этой значи-
тельной во всей повести сцены самым отри-
цательным образом” сказалась на всей инсце-
вировке.

Театр добился того, что пушкинское сло-
0 звучало в спектакле естественно м Чи-
сто. «Слог его цветущий, полный, всегда
будет образцом описательной прозы», —
сказал Пушкин о Бюффоне. Эти слова пре-
красно определяют и всю прелесть пушкин-
ского слога. Иногда проза звучала в спек-
такле, как певучий стих, и. это хоропю,
потому что в пушкинской прозе есть свой
особый ритм, своя музыкальность.

Опектакль идет в плавных темпах, бы-
строта действия иногда как бы сдерживает-
ся, и это дает веему спектаклю какое-то
060б0е напряжение. Без этих замедлений
многое было бы утрачено. Например, так
дана сцена, когда Марья Кирилловна вне-
запно узнает, что учитель французского
языка Дефорж и есть трозный Дубровский.
Любовь, страх, изумление, нежность, от-
чаяние — все эти чувства переполняют
двух молодых людей, и каждое их слово
уже само по себе есть насыщенное дей-
ствие. j

КУЙБЫШЕВ, 5 февраля. (Корр. «Прав-
ды»). В засушливых районах Вуйбышев-
ской области ведутся большие ирригадион-
ные работы. № 1 января уже закончено
строительство оросительной сети на пло-
шали около 4.500 гектаров. Всего летом
этого года, будет орошаться свыше 20 тыс.
тектаров колхозных посевов.

ного: слова. Так сделана сцена занятий му-
зыкой Лефоржа (Дубровского) с Марьей Ka-
рилловной. Они играют в четыре руки —
и ведут ‘немой красноречивый разговор
взглядами.

Найленное ‘театром ощущение плавно-
сти всего спектакля, положенный в основу
спектакля спокойный и сдержанный‘ рту
20 многом помогли выявить пушкинскую
основу инсценировви.

Юмор, а иногда и прямая ирония, есть
для Пупкина с1060б отрипателыьной харах-
теристики героев, а не простая шутливоеть
(Троекуров,‚ Шабашкин и др.). Ирония п
юмор носят в «Дуброваком» резко выра-
женную общественную  направленеюсть.
Это понял театр. Ряд эпизодов в спектакж
вызывает друяеный смех в зрительном зале
(танец шоправника © Дефоржем-Дубровским,
развод тостей Троекурова по ‘местам шх ноч-
лега, трусость Шабашкина, поиски Дубров-
ского, «храбрость» исправника и т. д). Ю
кое-где теряется чувство меры и намечает-
ся шарж, столь чуждый Пушкину в «Ду-
бровском» (лописавная . сцена угощения
священника и льячка, например).

Руководителю постановки Р. Н. Симон-
ву пришлось иметь дело © молодыми акте-
рами, м при оценке стектажля это нужно
учитывать.

Роль Дубровокого проведена в Manny,
местами лирических тонах авт. И. М. Jopo-
ниным. Это — отщеценец, выброшенный из
своей среды и ставший разбойником поне-
воле, чтобы отомстить за своего отца, по-
тому что царекий закон оказалея самым
хулшим беззаконием. Дубровокий борется
потому, что у него нет иного выхода, До-
стижение театра в том, что человечность
образа Дубровекого показана полностью,

По повести Дубровский — сильный че-
ловек. Нервы у него крепкие, и ци
всей своей относительной мягкости он
успешно борется с0 своим  вратом,
прояваяя и большую личную храбрость
(хотя бы в тот момент, котда Троеку-
ров выпускает на ‘чего медведя, не говоря
уже о его храбрости в б0ю © отряхом сл-
дат). Но образ Дубровекого гораздо слабее.
отражен в спектажле. Драматические места
вообще меньше удались ‘арт. Доронину.

Марья Кирилловна Троекурова в испол-
ениии артиеткм №. И. Тарасовой-—это образ
нежной и правдивой девуитки, в своей с0б-
ственной семье пе находящей любви и по-
пимания. Пушкин очень тонко замечает,
что грозный отец, «уве! в ее при
вязанноети, никогда не мог... добмться ве
доверия». Но, как м арт. Доронину, Тара-
совой нехватает силы в наиболее драмати-
ческих сценах, которые проходят поэтому
в пониженных тонах.

„Грубый м необразованный вельможа Трое:

куров и представитель дворянской куль-
туры князь Верейский \ раскры-
ты артистами В. В. Марутой и Н. С. Тол-
качевым.
Эпизодические роли сделаны © той THe
тельностью, которая заставляет думать, что
юетановщикя усвоили правило каждом
подлинного театра —= в хорошем  стектажле
все роли главные, и все они должны делать-
ся с одинаковой тщательностью.

Молодой теалоу сделал хоропаий почик, и
очень жаль, что наши ведущие театры яв-
но отстают со, своими пушкинскими спек-
таклями. Быть ведущим театром — 910
вовсе не значит ставить один спектакль
в тод, а юбилейные спектакли показывать
после юбилея.

i

/ С. ДИНАМОВ.

ИРРИГАЦИОННЫЕ РАБОТЫ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

Йроме тото, в минувшем году в обл-
сти построено около 800 шахтных колод-
цев и 237 мелких плотин; 753 колодца я
283 плотины строятся.

Ирритааия в области могла бы гразви-
ваться более успентно, если бы не было
задержки в доставке строительных мате-
риалов.

Л. ЛЮДМИРСКИЙ

Командор. велопробега пограничников-динамовцев

Мыель о велосипедном пробеге по трани-
пам Советекого Союза возникла в начале
1935 года. В этому времени украинские
физкультурники спортивното общества «Ди-
намо» отличились рядом примечательных
рекордов в различных областях спорта. Бы-
ли совершены: перелет Киев Москва Па-
мир, переход на шлюпках Николаев —Мо-
сква, велосипедный пробег Одесса-—Влади-
восток. Удачно была проведена и экспеди-
ция на горные вершины Тянь-Шаня.

Наш велопробег был организован по ини-
циативе наркома внутренних дел Украины
комиссара  тосударственной безопасности
1-го ранга тов. Балицкого. Перед нами стоя-
ли такие задачи: проверить выносливость
советских пограничников, испытать каче-
ство велосипедов отечественного производ-
ства, в частности машин Харьковского ве-
лосинедного завода, установить мировой ре-
корд дальности пробега на велосипедах (до
нашего пробега мировой рекорд дальности
принадаежал астраханским физкультурни-
кам; они проехали на велосипедах 15.110
километров).

Подготовка к пробегу началась примерно
с лета 1935 тода. В отрядах пограничной
охраны отбирались лучшие физкультурники-
велосипедисты. В результате отбора выде-
лились десять динамовцев, из числа кото-
рых поеле дополнительных испытаний окон-
чалельно были утверждены для участия в
пробеге пятеро: старший лейтенант Радевич,
лейтенант Шубан, командир взвода Морев,
помонник командира взвода Тимофеев и ав-
тор этих строк, назначенный командором.

Не прерывая службы, в свободное от за-
нятий время, все участники пробега до са-
мого дня старта тщательно тренировались в
своих пограничных отрядах. Ездили на ве-
лосипедах по сильно пересеченной местно-
сти. занимались фипурной ездой. Трениро-
зались летом, осенью и зимой, днем и ночью,
в жару и в холод, в дождливую и ветре-
ную погоду.

Пробег наш посвящен пятнадцатилетию
войск пограничной и внутренней охраны

ГРА

Наркомвнудела, поэтому и старт состоялся
в день юбилея — 15 февраля 1936 года.

До этого дня в Киеве стояла прекрасная
солнечная погода. Как на зло в день старта
пошел снег и запороптил все окрестные до-
роги. Трудности началась чуть ли не с пер-
вого часа нашего путешествия.

Выехали из Киева в 6 часов вечера по
направлению ‘в Тирасполю. Несмотря на
снег, ехали хорошо. Но на третий день
около села Комсомольское путь преградили
большие сугробы. Нельзя было че только
проехать, но даже вести машины рядом с
собой.

Пришлось взять велосипеды на плечи и
пешком продолжать путь. Так, с машинами

на плечах, дошли до Балты. Здесь снова

сели на машины и поехали дальше вдоль

полотна железной дороги.

На юге Украины мы попали в весеннюю
распутицу. Грязь прилипала к колесам, за-

бивалась между шинами и щитками. Колеса
переставала

вращаться. Мы вычищали
трязь, пробовали ехать дальше, но тщет-
но, через несколько минут машины вновь
останавливались. Снова приходилось взва-
ливать велосипеды на плечи и месить но-
гами грязь..

Стихии природы словно стоворились пре-
пятетвовать нашему путешествию. Едва ми-
новали распутицу, оставили позади снеж-
ные сугробы, как возникла новая трудность.
В Крыму нае застигли сильные ветры. Они
дули © двух сторон: справа—е Черного мо-
ря, слева-—е Азовского. Временами ветер
доходил до 9 баллов.

Or непогоды отдохнули на дорогах Абха-
зии. Хорошие птоссейные магистрали этой
солнечной республики доставили участни-
кам пробега истинное наслаждение.

Закавказье. Здесь пришлось преодолевать
торные под’емы и’ перевалы. Горные реки,
разлившиеся в весенние месяцы, пре-
граждали путь. По пояс в ледяной воде,
держа машины на высоко поднятых руках,
мы переходили вброд стремительные реки
Кавказа:

r CCCI

Пейзаж и климат беспрерывно менялись.
Прохлада горных равнин и ущелий солнеч-
ной Грузии сменялись пронизывающими
знойными ветрами Азербайджана. В Баку
мы сели на пароход и пересекли Каспийское
море.

Пустыня. Потянулись труднопроходимые
пески Кара-Кумов.  Раскаленные частицы
мелкого песка забивали нос, горло, затруд-
няля дыхание,

В районе Бухары изнуряющая жара, до-
стигавшая 60 градусов, заставила участ-
ников пробега продолжать путь в трусиках.
Но скоро пришлось отказаться от этого не-
совершенного в данных условиях наряда.
Солнце обжигало кожу. Мы облачилиеь в
лыжные костюмы и двинулись дальше.

Наиболее неожиданным и быстрым изме-
нениям климата мы подверглись по дороте
из Ташкента в Алма-Ата. Только от’ехали
от столицы Узбекистана, ках начались про-
ливные дожди.

26 апреля мы вышли из города Мирзоян
бывш. Аулие-Ата) и тотчас же покрылись
густыми хлопьями мокрого снега. 1 мая,
к нашему удивлению, снег нам встретился
и. в Алма-Ата.

Резкие перемены климата и другие труд-
ности нисколько не отражались на здоровье
и настроении участников пробега. Закален-
ные предварительной тренировкой, движи-
мые волей к победе, ободряемые теплыми и
сердечными ветречами с населением нашей
страны, повсеместным участием и внима-
нием к пробегу, все мы упорно и успелгно
преодолевали препятствия.

Сравнительно неплохо проехали по степ-
ным дорогам Казахстана. Естественные,
плотно утрамбованные тракты, позволяли в
течение суток покрывать в среднем 150—
160 километров.

За Барнаулом около двадцатых чисел
мая застали настоящую зиму. Снег, мороз,
ветер. От Ленинска-Кузнецкого хо Мариин-
ска дважды проходили тайгу. Пробивались
через дикие заросли хвойного леса. Мапги-

ны утопали в глубоком снегу. В день про-
ходили по 25—30 километров.

Из Иркутека (через Култукские горы)
пошли на Култук. Это очень крутые, трудно-
проходимые горы. Неся на себе машины,
мы все же перевалили через торные вер-
шины. От Иркутека до Хабаровска, на про-
тяжении двух тысяч километров, мы почти
ни разу не садились на велосипеды,

На этом отрезке пути пробег временно
превратилея в переход. Машины прилглоеь
нести на плечах или вести рядом. Около
железной дороги были проложены узкие до-
роги-времянки для телег. Во их исполь-
зовать не удалось. Сильные дожди их так
размыли, что ехать по ним не было ника-
кой возможности. Дожди нас здесь пресле-
довали все время.

В районах Улан-Удэ и Читы в некото-
рых местах имеются довольно хороптие трак-
TH, и по ним можно было бы проехать, но’
как раз незадолго до нашего прихода здесь
случилось наводнение, и большая часть
дорог была залита водой.

Дожди не оставляли нас и за Хабаров-
ском. Однако, несмютря на ненастье, по шос-
сейным дорогам мы до самого Владивостока
лригались с рекордной быстротой. В среднем
за сутки проезжали по 150 километров. По
дороге к ache WO мы заехали в Гроде-
ковский пограничный отряд им. 1. М. Кага-
новича.

Из Владивостока повернули обратно, взя-
ли направление на Ворошилов, проехали
Спасск и опять Хабаровск. Затем маршрут
привел нас к Большому Неверу. От Якутска
началась самая трудная и утомительная
часть пробега. Перед нами раскинулись 96-
ширные просторы Якутии.

Горные скалы, таежные звериные тропы,
каменистые берега Лены, болота. Вот при-
мерно по каким местам приходилось нам
пробеграться вместе с нашими мапетналги.

С большим трудом выбрались мысна же-
лезнодорожную магистраль в Красноярском
крае. Здесь нас застали глубокие снега и
тридцатиградуеные морозы. Дороги так силь-
но занесло, что нельзя было пройти.

Глубокие снега не застали нас врасплох:
В этому сюриризу мы были готовы. В Rpac-
ноярске нас ждали велосипедные колеса с
ребордамт и особые соединительные рамы.

Колеса и рамы были сделаны по напим
чертежам, которые мы заблатовременно, еще
летом, послали Харьковскому велосипедному

заводу. Предусмотрительноеть себя оправда-
ла. Соединив попарно полыми рамами на-
ши мапины и поставив их на новые колеса,
5 ноября, начиная от Красноярска, мы уже
покатили по железным дорогам.

Здесь уместно будет заметить, что если
велосипеды Харьковского завода на протя-
жении всего пути блестяще выдерживали
испытание, то приспособления, позволяю-
щие ехать по рельсам, были сделаны
плохо.

Завод допустил ряд технических  недо-
остатков. Ободья гнулись, тонкие спицы ло-
мались. Велосипеды соскакивали с рельсов.
Пятьдесят— шестьдесят процентов рабочего
дня уходило на то, чтобы вставлять спицы.
Вею эту работу приходилось выполнять на
сильном ветру, при тридцатиградусном мо-
розе. ;

Кое-как добрались до Новосибирска и
здесь переделали рамы м колеса.

Or Врасноярска до` Ленинграда дорога про-
ходила более или менее гладко. Нразвда, и
здесь нам случалось попадать в пургу. И
здесь снежные заносы и сильные ветры ме-
шали нам. Метель иногда настолько разы-
грывалась, что за 15—20 метров нельзя
было увидеть встречного поезда.

Мы не раз рисковали попасть под колеса
паровоза. Для тото, чтобы снять велосинеды
с рельсов, требовалось 2—3 секунды. Но
иные поезда мчались с такой быстротой, что
чуть только мы етаскивали машины с рель-
сов, как поезд уже проносилея мимо нас.
На участках с густым хвижением поездов,
во избежание катастрофы, мы выставляли
своеобразные дозоры. Впереди ‘или сзади на
расстоянии 15 метров от машин шел кто-
нибудь из участников пробега, и как толь-
ко приближался поезд, дозорный преду-
преждал 0б этом остальных велосипеди-
стов.

В Киев приехали 25 января 1937 тгода—
в день открытия Чрезвычайного ХГУ (С`езда
Советов Украины, собравшегося для утвер-
ждения Конституция УССР. :

В Киеве круг. пробега вдоль границ Co-
ветекого Союза был замкнут.

28. января, в 11 часов утра, мы трону-
лись в последний этап: Киев— Москва. Пер-
вые дни не радовали. Навстречу дул силь-
ный восточный ветер. Затем поднялся ура-
ган. :

Но и эти препятствия, как и все предыду-
щие, не могли устрашить участников про-

бега. С большевистской настойчивостью я
упорством мы продвигались вперед. Мыюль
© побеле не. оставляла нас на всем пути, и
ни на минуту мы не сомневались, что про-
бег будет успешно завершен.

Пробег дал нам возможность познакомить-
ся с необ`ятными просторами Hamel родины.
Мы смогли наглядно убедиться в том, на-
сколько выросла Halla страна, насколько
пюднялея материальный и культурный уГо-
вень ее населения. Проезжая по границам
Советского Союза, мы воочию убедились, на-
сколько крепко они защащены и какие на-
дежные люди их охраняют.

В дороге нас застигали различные зна-
менательные события, которые происходили
в стране в течение последнего года. В Ха-
баровске мы встретились с маршалом Совет-
ского Союза тов. Блюхером. Тепло и сердеч-
но он беседовал с нами около трех часов.

этом же городе мы виделись с Героем
Советского Союза тов. Чкаловым, совершив-
шим свой героическай перелет.

Вспоминаю, с каким нетерпением и жад-
ностью рвали мы друг у друга экземпляр
газеты с докладом товарища Сталина на
Чрезвычайном УШ Всесоюзном С’езде Созе-
тов. Долгими часами мы говорили 0
Сталинской Конституции.

В дороге застала нас всесоюзная перепись
населения. С ней у нас произошел конфуз.
До сих пор нам нигде не удалось заполнить
перепиеные ласты, до сих пор пять учает-
ников пробега не учтены статистическимя
\сводками Центрального управления  народт-
хозяйственного учета.

На всем нашем пути мы встречали самое
заботливое и радушное внимание со сторо-
ны населения, партийных, советеких орга-
низаций и физкультурных обществ.

Нельзя не вспомнить, как целых два дня
в 60 километрах от Бухары, прямо на до-
роге, нас ожидал колхозник-орденоносец
Файзулла Юнусов. Он вместе с другими
волхозниками радушно приветствовал нас,

Юнусов рассказал нам о росте. стаханов-
ского движения среди колхозников-хлопко-
р0бов Средней Азии.

Неемотря на то, что без малого Тод мы
провели в тяжелом путешествии, все участ-
ники пробега заканчивают его в прекрасном

eee Все здоровы м даже прибавили