НАЦИОНАЛЬНАЯ

ГОРДОСТЬ

С юношесках лет Пушкин восстал против
подавления  лерчности, палочной мупифы,
казенного единообразия. Все его творчество
‚пронизано мечтой о свободе. протестом про-
тив насилия и лжи. Поэт, с огненной
страстью заклеймившай лицо рабства, не-
навидел феодально-крепостнический строй.

На протяженин всего жизненного пути
великого русского поэта не ослабевала в
нем священная скорбь о страданиях своей
родины. Фи е презрением отзывалея 0 лю-
лях, которые «не заботятся ни о славе, ни
о бедствиях отечества, его историю знают
только со времени князя Нотемкина, имеют
цекоторое понятие о статистике только той
губернин, в которой находятся их поместья,
с всем тем почытают себя патриотам, по-
тому что любят ботвинью н что дети их бе-
гают в красной рубашке». {

Фальшивый «патриотизм» русского дво-
рянетва во время войны 1812 г. был же-
стоко осмеян Пушкиным. «Гостинные на-
полнились патриотами, —аронически заме-
тил он. повествуя о начале войны: с Нано-
леоном.—-Ёто высыпал из табакерки фран-
цузский табак и стал нюхать русский; Ето
сжег лесяток французских броппоровк, кто
отказалея от лафита и принялея за кислые
пит. Bee завлялись говорить по-французски:
все... стали проповедывать народную войну,
собираясь на долгих отправиться в Capa-
товскне дерерни». )

Да. Пушьчн ненавидел крепостническую
Рессню © ее рарварским отношением к че-
ловеку. с апакчеевеким режимом. с воен-
нымн поселениями, се цензурой» запрешазв-
шей свободное слото. Но эта ненависть бы-
ла оборотной стороной национальной гор-
дости. Народ с его прямодущием, одарен:
ностью. ненавистью к угнетателям, бога-
тым, гибким языком. замечательными пес-
HAMM и сказками, — вот, по мнению Пун-
кина, лучшее, что было в России.

С какой гордостью Пушкин писал о ка-
чествах русского народа! В его произведе-
ныях. заметках. письмах рассеяно множе-
ство замечаний о героическом прошлом на-
рода ин его богатом устном творчестве, о
чертах народного характера — «веселом
лукарстве ума. насмешливости, живописном
10собе выражаться».

Пушкин неустанно изучал историю рус-
ского народа и с исключительной любовью
хранил память о людях, выразивших чая-
nas народа. Степана Разина он назвал
«елинственным поэтическим лицом русской
исторни», а, критикуя одну из статей де-
кабриста А. Бестужева. заметил: «Rar
можно в статье о русской словесности за-
быть Радищева? Кого же мы будем помнить?»

Несмотря на чудовичцные цензурные труд-
ности, Пушкин с большой симпатией изобра-
зил Пугачева. Великий русский поэт вос-
хищалея инициативой и мудрой тактикой
восставших в их борьбе с царскими усми-
рителями.

Пушкин был далек. от национальной
ограниченности. Мечтая о перенесении в
крепостническую Россию достижений «ев-
ропейского просвещения», он синтезировал
в своем творчестве все лучшее в наследии
мировой культуры. Недаром он шутливо
называл себя «министром иностранных дел
на Парнасе».

Поэт видел, что окружавшее его «евет-
ское общество» с его «манерностью» и
«изысканностью»  заммотвовало лишь по-
казную, внешнюю сторону «европейского
просвещения»:

Нам просвещенье не пристало,
Й нам досталось от него
Жеманство — больше ничего.

С трустью думал Пушкин 06 отсталости
России по сравнению с Европой. которая
предетавала в его воображении с ее «чу-
тунными дорогами», «паровыми корабля-
ми». «английскими журналами». «париж-
скима театрами». Ho Нушкину было глу-
боко чуждо раболепие перед Европой. «Мы

ИЕН УЕ

oe Е БЕЖИТ

Легенда о пеиричастности Пушкина к
революцианному движению, родилась у ио-
стели умирающего поэта. Ве авторы, В. А.
Жуковский п П. А. Вяземский, приняли
меры, чтобы «спасти» репутацию крамоль-
ного Пушкина хотя бы после его смерти.
Их разговоры и письма созлали образ аю-
литичного Пушкина. «Какой он был поли-
тический деятель! Он был поэт и только
поэт!» — писал Вяземский.

Друзья Пушкина пытались таким спосо-
бом спасти и материальное благополучие
его семьи, и право на новые издания его
произвелений. Эту легенду приняла и раз-
вила лальше дворянеко-буржуазная наука.
Но легенда эта далека от действительности.

Тот этап революционного развития в Рос-
сии, на который приходятся годы жизни
и творчества Пушкина, характеризуется
Лениным, как этап «дворянской револю-
ционности». >

В 1817 голу уже существовала тайная
организация декабристов—«Союз спасения»
(1816—1813). Ближайший друг Пушкина
Н. И Пушив был членом Союза. Основным
политическим требованием этой организа-
ции было завоевание конституционной м0-
нархин. Вращавшийся в кругу членов тай-
ного общества, Пушкин жил теми же поли-
таческими идеями. В своей оле «Вольность»
(1817) поэт воспевал лозунг ограничения
тирана незыблемыми законами:

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Тле крепко с Вольностью Святой
Законов мощных сочетанье...

Во имя «Закона», ограничивающего
власть тирана, Пушкин бросает в «Воль-
ности» открытый призыв к восстанию.
«Восстаньте. палшие рабы!».—этот стих
обращен к народным массам. Недаром ода
«Вольность» п явилась причиной ссылки
Пушкина на юг.

В 1818 г. «Союз спасения» был ликвихи-
рован. возникло второе тайное общество—
«Союз благоденствия». Пушкин на этом
этапе еще теснее связан с тайным обще-
ством. — он является активным членом
литературного филиала «Союза благоден-
ствия» — «Зеленой лампы». Политический
характер деятельности «Зеленой лампы» не
вызывает сомнений, особенно после опубли-

ПУШКИНА

в сношениях с иностранцами не имеем ни
гордости, ни стыла», — писал он с возму-
щением. А когда «кочующий деспот» Але-
ксандр Г стал во главе ‘«священного союза»
и возглавал мировую  контрреволюцию,
Пушкин в песенке «Ноэль» заклеймил царя,
сшившего себе «прусский» и «австрий-
ский мундир».
Никто из русских писателей этого вре-
мена не проявлял такого живого и глубо-
кого интереса к политической жазни Евро-
пы, как Пушкин. Ему, великому сыну ве-
ликого русского народа, были дороги
интересы ‘угнетенного человечества всего
мира. Известно, что он собиралея пасать
историю Французской революции. Среди его
бумаг осталось множество заметок о различ-
ных явлениях общественной жизни Запада.
Он восторженно приветствовал греческое
национально-освободительное движение. По
его мнению, «ничто еще не было так на-
редно, как дело греков». С надеждой и тре-
вогой следил поат за революционными вое-
станиями в Италии и Испания.
В 1823 году, когда вождь испавского
восстания Риего был казнен, гнусный царе-
дворец «полуподлец-полумилорд»
Воронцов сказал Александру I: «Какая
счастливая весть: одним мерзавцем. мень-
те». Нушкин откликнуяся на это едкой
эпиграммой. Обращаясь к дворцовой сво-
ре, поэт восклицает:
Льстецы, льстецы! Старайтесь
сохранить
И в подлости осанку благородства.

Пушкин предвидел, что могучий русский
народ найдет в с6бе силы для того, чтобы

обрести действительную полатическую сво-

боду.

В отрывке «Что. такое дворянство?» он
приинел к выводу, что как в конститу-
ционно-монархическом, так и в буржуазно-
республиканском государстве народ порабо-
щен. Резкой критике подверг он в статье
«Лжон Теннер» отрицательные стороны
американского  демократизма, сочетавшего
«образованность п свободу» с «нетерпимым
тиранством», «неумолимым эгоизмом» и
«райством негров». 1

Пушкин догадывался, что и в буржуаз-
ных государствах антагонизм между прави-
тельством м народом не исчезнет. «В Ан-
глии, — писал он, — правительство только
тогла и показывается народу, когда прахо-
дит оно стучаться под окнами, собирая по-
дати. Во Франции — когда выводит оно свой
пушеи противу площадного мятежа».

Пушкин был одним мз первых в России,
кого заинтересовало положение английского
пролетариата. В черновых заметках о книге
Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву» он говорит об ужасах фабричной
эксплоатации, о нищете Macc, о послед-
ствиях рационализации, беснощадно выбра-
сывающей на улицу тысячи рабочих: «Про-
чтите жалобы английских фабричных ра-
ботников: волосы ветанут дыбом от ужаса!»,
«Сколько отвратительных истязаний, сколь-
ко непонятных мучений!»

Сопоставляя с этим рабство русских кре-
стьян, Пушкин делает в своих заметках
следующей вывод: «Все это стбит рабетва,
если не хуже!»

«Увижу ль, о прузья, народ неугнетен-
ный?» — вдохновенно писал Пушкин в
стихотворении «Деревня». Ему не удалось
увидеть осуществление своей мечты, как
не удалось это м многим лучшим людям
России. казненным, замученным в застен-
ках, сосланных на каторгу царским прави-
тельством за их горячую любовь к своему
многострадальному отечеству.

Только Великая пролетарская революция
освоболила народы нашей многонациональ-
ной родины, открыла перед ними невидан-
ные в историй перспективы развития. дала
им самую демократическую в мире Консти-

ТУЦИЮ. ;
Б. МЕЛЕХОВ

КИ НЕ И ЕК

М. НЕЧКИНА

кования найденных Б. J. Модзалевеким
остатков архива «Зеленой лампы». Пушкин
Р своем посланаи к Я. Толстому вепоми-
нает и клятву хранить тайну, которую да-
вали члены «Зеленой лампы» при ветупле-,
нии в нее, и символ французской револю-
ции — красный фригийский «колпак», в
котором «за круглый стол садылось милое
равенство».

Стихи Пушкина «К Чаадаеву» (1818),
«№ ё]» (1818). «Деревня» (1819) отража-
ли основные политические требования тай-
ных обществ, их борьбу против самодержа-
вия и крепостного права.

Здесь барство дикое, без чувства, без

закона,

Прасвоило cebe насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земле-

дельца.

Склонясь на чуждый плуг, покоретвуя

бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Этот яркий протест против крепостного
права играл огромную агитационную роль
в лекабриетской среде. Здесь с исчерпы-
вающей полнотой дана формула крепостно-
га права — присвоение труда, собствен-
ности и времени земледельца насильствен-
ной. лозой.

В сатирической рождественской песне
«№6» Пушкин остро высмеял конститу-
ционные обещания Александра I

(Ссылая Пушкина на юг, Александр Ги
не прелполагал, что бросает поэта в ки-
пящий революционный котел. На юге в
1820 году действовала наиболее радикаль-
ная южная управа «Сотоза благоденствия»,
значительная ячейка которой находилась
в Кишиневе. Глава этой кишиневской ячей-
ки — декабрист Михаил Орлов, республи-
канец Охотников, «первый декабрист» Вла-
лнмир Раевский, генерал П. С. Пущин, —
таков был круг близких знакомых Пушки-
на, членов тайного общества.

Когда декабрист Якушкин приехал на
юг для созыва делегатов на московский
с’езд «Союза благоденствия», он ветретил-
ся с Пушкиным в имении Давыдовых —
Каменке. Желая сбать с толку одного из
присутствовавших, подозревавшего о суще-
ствовании тайного общества, декабристы
инсценировали в Каменке собрание для

rT ие ТЕ ЕЕ ЗОНЕ ЕЕ ВЕКИ СЕБЕ ЕО ВК

и ДЕКАБРИСТЫ

По пушкинским местам. Дорога в ‘село Михайловское: На. лыжах — молодежь
села Пушкинские Горы (Калининская область).

Фото М. Озерского

.

Перед пушкиискими днями

* Художественные изделия на пушкин-
ские темы. В Калязинском районе, Каланин-

Ha
инет

3 Любимый поэт  пограничникзв.
пограничных заставах Beaonyee ИИ

ской области, старый мастер художествен-   усиленная подготовка к пУШкивекеег луг.
ной резьбы по депеву И. М. Суханов изго- В полразделении полковника ИШиилта орга-

товил к пушкинским дням несколько пре-   низоваяа

коллективная  читка  произве-

красных вещей. На крышке шкатулки он  ‘дений Пушкина. В клубе готовится ин-

некусно вырезал семь сцен из «Сказки о еценировка позмы

«Цыганы». Ёрасноар-

рыбаке и рыбке» и отдельно на дереве — мейский хор разучивает пеени на слова
двенадцать иллюстраций к поэме «Руслан   Пушкина, лучшие чтецы-хекламаторы ре-

и Людмила» и портрет поэта.
принята в число экспонатов на Всесотоз-
ную пушкинекую выставку.

Шкатулка   петнруют отрывки из «Евгения Онегина».

$ Пушкинская олимпиада. В станице
Вешенской, на Дону, организован Пушкин-

*# Плакат «А. С. Пушкин в Михайлов-   ский комитет под руководством писателя
сном». „Редакция районной газеты’ «Пуне-   Михаила Шолохова. В юбилейные дни про-
кинский колхозник» (Пушкинский район,   водится районная пушкинская олимпиада.

Калининской области) издала плакат «А. 0.

9 февраля в колхозе ам. Шолохова выету-

Пушкин в Михайловском». На плакате—   пят лучшие чтепы произведений Пушкина.

портрет Пушкина, снимки с любимых мест
поэта в Михайловском и Тригорском пар-
ках, портрет няни Арины Родионовны и др.

2 Концерты в кинотеатрах. Начиная с
9 февраля в фойэ московских кинотеатров
организуются специальные пушкинские
‘концерты. Симфонические оркестры будут
неполнять отрывки из опер, написанных
по произвелениям А. С. Пушкина.

3 Выставка в колхозе. Колхозы Ленин-
гралекой облаети готовятся лостойню отме-
тить столетие’ со дня емерти А. С. Пушки-
на. Клуб сельхозартели «Память Ильича»,
Красногвардейского района, организовал
пушкинскую выставку.

Заводская конференция читателей

Перед   Пушкина. Во дворце культуры завода им.
концертами состоятся выступления крити-  Коминтерна (Харьков) состоялась

завод-

ков и пушвиноведов о значении и Роли   ская конференция читателей А. С. Пушки-

Пушкина в русской литературе.

на. С доклалами о творчестве Пушкина вы-

{# Музей Пушкина в Гурзуфе. На стене   ступили стахановцы, рабочие и инженеры
«ломика Пуниииа» в Гурзуфе, где в 1820   лавода.

году жил поэт, булет установлена мемерт-
эльная лоска. Здесь органазуется музей
Пушкина.

Крымское государственное издательетро
выпускает ряд книг, Впервые выходят на
языке крымских татар «Капитанская доч-
ка», «Дубровский», сборник избранных
стихов, а также новый перевод поэмы «Бах-
чисарайский ‚ фонтан».

обсуждения
тайное политическое общество. Пушкин ©
жаром защищал его необходимость.

Сначала декабристы

ствует тайное общество, потом
расхохотался и об’явил все шуткой.
смеялись, кроме
очень взволнован. «Он перед этим уверил-
ся. что Тайное Общество ила существует,

ге ОВ

#2 Нолхезные нонференцим. В колхозных
клубах Срибнянского района (Черниговщи-
на) состоялось 63 пушкинских вечера и 7
читательских конференций. Во многих кол-
х0зах организованы кружки. 1.200 пуш-
вннских вечерог лля учащихся и их. роди-
телей устроено в школах Черниговской
области.

arn ic SL, Ee

от короля Фердинанда УП восстановления
конституции 1812 года и манифеста о со-
зыве  кортесов. Восстание в Неаполе и
Пьемонте, греческое восстание под руко-
волством Ипсиланти, военное воестание в
Португалин. попытки военного переворота
во Франции — все эти еобытия в Европе
начала 30-х годов говорили декабристам

вопроса, нужно ли в России о новой тактике.

Испанская революция была встречена
декабристами восторженно. Ярко отразил

представили дело   это отношение Николай Тургенев в своем
так, что в России действительно суще-   дневнике:
Якушкин   Гиспанская!

«Слава тебе, славная армия
Слава тиспанскому народу!

Все   Во второй раз Гишпания доказывает, что
Пушкина, который был   значит дух народный, что значит любовь

к отечеству»,
(С’езд «Союза благоденствия» собрался в

или тут же получит свое начало, и он бу-   Москве в январе 1821 года. Было поста-

дет его членом; но когда увидел, что Из   новлено ликвидировать

тайное общество.

этого вышла только шутка. —©н встал, рае-   Пестель и группа активных членов южной
красневшись, и сказал со слезои на гла- управы «Союза благоденствия» не согла-

зах: «Я никогда не был так несчастлив,
как теперь; я уже видел жизнь мою обла-

сились с постановлением с’езда и органи-
зовали в марте 1821 года Южное обще-

гороженною и высокую цель перед собой,   ство декабристов. Новое общество приняло

и все это была только злая шутка». тактику военной революции, требование
эту минуту он был точно прекрасен», —   республики и решение об убийстве царя.
пишет в своих записках декабрист Якуш- Было решено действовать «посредством
ИВ. войск». «Наша революция будет подобна

Формально Пушкин не был принят в   революции испанской», —товорил декабрист
тайное общество. С одной стороны, дека-   Бестужев-Рюмин.

бристы оберегали поэта от превратностей
жизни члена тайной организация, с дру-
той — сомневались ‘в том, что

_ Встреча Пушкина с Пестелем в Киши-
неве произошла 9 апреля 1821 года,

Пушкин   вскоре после основания Южного общества.

сумеет сберечь тайну; поэт открыто про-   «Утро провел е Пестелем, записал Пуш-
новедывал против правительства в0 вВеех   кин в своем дневнике. — Умный человек
кишиневских кофейнях. Но ни разу вопрос   во всем смыеле этого слова... Мы с ним

06 идейном расхождении
декабристами, они неоднократно подчерки-
вали. что идеологических расхождений ме-
жду ними и Пушканым не было.

не выставлялся   имели разговор метафизический, политиче-

ский, нравственный и пр. Он один из с8-
мых оригинальных умов, которых я знаю».
И позже не раз рука Пушкина чертила

В Каменке же, накануне с’езда «Союза   профиль казненного Пестеля на полях ру-

благоденствия»,
приема новых членов: тайное общество
стояло на пороге своей ликвидации:

декабристам было не до   кописей.

Вопросы революциенной тактики велно-

Ста-   вали и Пушкина. Пушкин также становит-

рая тактика уже не удовлетворяла членов   ся на сторону военной революции. В сти-
тайного общества «Союза благоденствия».   хотворении, обращенном к члену тайного
«Он слишком был ограничен в своих дей-   общества генералу П. С. Пущину, он на-
ствиях», — писал в своих «Записках»   зывает его «грядущий наш Квирога».

декабриет Якушкин. Тактика подготовки
широкого ‘общественного мнения к консти-
туции очень медленно действовала — до-
стижения ‘цели не было видно. Какой же
тактики держаться, какая екорее приведет
в пели?

Западная Европа 1820 года дала ответ
на этот вопрос. Она выдвинула тактику

В послании к Давылову Пушкин вы?
ражал уверенность, что революция вспых-
нет и в России.

Ужель надежды луч исчез?
Но нет, мы ‘счастьем насладимся,
Кровавой чашей причастимся...

Недавно найденный дневник Долгоруко-

военной революции. Пример показала ре-  ра дает нам представление о политических
волюционная Испания. В 1820 году офи-   взглядах Пушкина в период его пребыва-

пер испанской армии
Риэго и полковник Антонио Квирога стали

дон Рафаэль дель   ния на юге. Пушкин открыто говорил, что

«тот подлец, кто не желает перемены пра-

во главе революционных войск и добились   вительства в Россииз, выступал. против.

1937 Г., № 37 (7003)

ПЕНЗУРА

Произведения Пушкина неизменно пра-
влекали внимание царской цензуры. Мно-
гие из них, даже «Медный всадник», He
смогли выйти в свет при жизни поэта. Но
и после смерти великого поэта цензура
продолжает вести против него ожесточен-
ную борьбу. Особенное внимание было  об-
ращено на народные издания Пушкина. Их
просматривал особый отдел ученого коми-
тета министерства народного просвещения:
без его санкции выпускать так называе-
мые народные издания категорически за-
прешалось.

Отзывы членов 0с0бого отдела показы-
вают отношение к Пушкину. людей. кото-
рым нарская власть поручила «воспиты-
вать» юношество и народные массы. Две
идет отражены в этих отзывах (относя-
щихся к 1897 голу):

1. Литература должна охранять.
государственности, семьи, частной
ственности, ‹ религии. ’

2. Литература’ должна избегать всего
грозного, увлекающего, вызывающего
страсти *).

По отзыву члена особого отдела А. Г.
Филонова, ;

в.«Кавказском пленнике» есть «мысли,
не совсем удобные,` напр. о свободе»;

в «Пыганах» «высказываются мысли
односторонние» — Е

«В городах

Торгуют ролею своей, ,

Главы пред идолами клонят

И просят ленег и цепей».

Филонов трепетно боится появления У
народа мысли о возможности сопротивле-
ния власти, ы

И посему из «Капитанской дочки» сле-
дует выпустить «рассказ Максимыча о ба-
не, гле капрал Прохоров подрался с Ус-
тиньей за шайку горячей воды».

Народ должен с безусловным почтением
относиться к людям умственного труда.
Так полагает Филонов. Поэтому «Моцарт
и Сальери» «неудобен для народа: отра-
вление художника из зависти талантливым
человеком». Не может цензор допустить и
«Русалку»:

«Здесь мужчина сравнивается с пету-
хом, а женщина—© наседкой».

Напомним, что сравнение Пушкина дает
яркую характеристику бесправного и жал-
-5ого положения женщины в быту дворян-
помещиков.

С особенной строгостью Филонов отно-
сится к письмам Пушкина. Они не могли
не вызвать негодования цензора. Он ста-
рательно отмечает прежде всего отзывы
Пушкина о цензуре: . :

«...называет цензуру своею приятельни-
цею. «голубушкою», приписывает ей «це-
ломудренность»... признает цензуру «ужас-
но бестолковой», «очень глупой»... пи-
met — «Признаюсь, что я думал увидеть
зпаки роковых ее когтей в других местах»;
«зарезала меня цензура»; «я выбросил то,
что цензура выбросила бы и без меня...
не уступай этой суке... отгрызайся за каж-
лый стих...»

Возмущается Филонов и резкими отзы-
вами Пушкина «о разных предметах».

‹ Так, Пушкин .

«одного франиузекого офицера называет
полленом: издание «Сын отечества» име-
нует «еукиным сыном»; пишет — «уни-
зиться перед правительством была бы глу-
пость».

Цензура свято стоит на защите религии
и духовенетва. Она не может пропустить
«Сказку о номе и о работнике его-Балае».

«Сказка эта карнкатурным образом по-

устои
соб-

- *) В ближайшем номере журнала «Крас-
ный архив» будет опубликована работа
Л. Полянской. освещающая деятельность
этого особого отдела.

крепостного права, считал самым уважае-
мым сословием в России земледельческое,
& дворян, по его словам, «надобно всех
перевесить»: он «с удовольствием затя-
гивал бы петли». В 1821 году Пушкин
написал стихотворение «Кинжал», сыграв-
шее большую агитационную роль в дека-
бристской среде. Здесь воспевает он образ
Брута —— республиканца и цареубийцы,
образ, высоко вознесенный в публицистике
и в искусстве буржуазной Французской
революции.

Нельзя не отметить личное
Пушкина, не прекращавшего в
своих выступлений против царя.

Сохраню’ ль к сульбе презренье?
Понесу ль навстречу ей Fs
Непреклонность и терпенье
Горлой юности моей?

— писал Пушкин позже. И он был
прав, называя свою юность гордой.

В 1823 году испанская революция была
раздавлена французской — интервенцией.
Это поставило под еомнение правильность
тактики военной революции, принятой де-
кабристами. Почему массы не поддержали
вождей военной революции? Вопрос о на-
родных массах, недостаточно вовлеченных
в революцию, о массовом движении и его
роли в революции становится перед дека-
бристами. Тайное общество переживает кри-
зие.

В Каменке в 1823 году было собрано
тайное совещание декабристов по вопросу
0 причинах поражения испанской револю-
ции. Неизвестно, лошли ли до Пушкина
отголоски споров декабристов по этому во-
просу, но и в этом случае его настроения
совпадали с настроениями декабристов.
Стихи Пушкина «Свободы сеятель  пу-
етынный» отражают сомнения Пушкина в
том, окажут ла в данный момент нарол-
ные массы поддержку революции. В твор-
честве михайловского периода мы ветре-
чаемся с новой темой, захватившей Пуш-
кина, — с вопросом об узурпации власти
и о массовом народном движении («Борис
Годунов»). В уста своего предка Пушкин
вложил слова, противопоставляющие силу
войска силе народного мнения:

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басма-

в нов?

Не войском, нет, He польскою помогой,

А мнением; да! мнением народным.

11 января 1825 года Пушкина в его
михайловской ссылке посетил И. И. Пу-
шин. Эта дата является знаменательной в
историн отношений Пушкина с декабри-
стами. Пущин открыл своему другу суще-
ствование тайного общества.

Но Пушкин знал не только об этом, он
знал и 0 планах выступления тайного 06-

мужество
ссылке

ПЕНА РАКЕ Е Ш Е

вествует о попе... не следует, по нашечу
мнению. пускать в народ подобного роду
сказки и тем усвливать не совсем блам-
приятное отношение народа .к духовец-
СТРУ».

Из «Бориса Годунова» надо вычеркнуть -

«разные неудобные изречения монахов».

В письмах Пушкина цензор отмечает
множество «безбожных» мыслей. «Языче-
ская  религия— указывает  Филотов—
смешивается с христианскою: «Momo Фе-
ба и Казанскую ботоматерь...»

Филонов тщательно ограждает народ от
всякой мысли о потрясениях,  страстл,
ужасных явлениях жизни.

«Содержание поэмы («Братья-разбойна-

ки») может емутить читателя, особенно
простого человека».
В повести «Выстрел»  описываетед

«дузль... стрельба в карту (игральную), в
бутылку, в муху». Эти повествования
«непригодны для простого’ человека, ищу-
шего в книге чего-нибудь полезного или
наставительного».

В повести «Гробовщик» «изображаются
разные ужасы». В «Песнях западных слз-
BAH» «много ужасного и потрясающего» —
их «допустить нёльзя».

Подлинный страх охватывает цензора
при чтении «Истории Пугачевского бунта»,
Он собирает «ужасы». рассказанные в этой
истории:

«поругание жен и дочерей, удавленные
и четвертованные страдальцы, колют здесь
раненых и отсекают им головы, мучат п-
лодом, приходит в смятение все живущее
по Волге, вешают 300 человек (дворян) в
Саранске, истребляют помещиков, и повсу-
ду правление пресекается».

Как тут не испугаться бдительному цен-
зору! А дальше — «оробели воинские на-
чальники. изменяют госуларыне граждан-
ские начальники, робеют перед мятежох
офицеры, обманывают свонх начальников
и приводят их к Пугачеву, — недостает у
правительства пушек... Бибиков находит
положение дел «прескверным»... Говорится
о «неподвижности начальников, их несло-
собности, возмущении всех деревень...»

«Допустить нельзя»! i

Не должен народ помнить и о суровых
нравах крепостного права. «Едва ли может
быть допущена для чтения народу» повесть
«Дубровский», в которой «нравы... описы-
ваютея суровые». :

«Троекуров (ero  превосходительство)
бъет повара, бранит гостей, ездит с ox0-
TOW по чужим полям; здесь чужих людей
проучивают прутьями, вводят собак в це]
ковь божию. властей не ставят и в поп,
власти на посылках у тузов-помещиков,
приказные (судии) пьянствуют во времл
следствия...»

«Повесть.... заключающая в cede не-
удобные мысли...»!

Таково было мнение цензора, утвержден-
ное особым отделом. Этот отдел не нашел
возможным допустить в названные (народ-
вые) баблиотеки 23 выпуска «Пушвин-
ской библиотеки». Подверглись запрещению
«Руслан и Людмила», «Братья-разбойни-
ки», «Бахчисарайский фонтан», .«Цыга-
ны», «Сказка о попе и о работнике er
Балде», «Сказка 0 золотом петушке»,
«Песни западных славян», «Граф Нулие».
«Анджело», «Русалка», «Выетрел», «Ip
бовщик», «Пиковая дама», «Дубровский»,
«История Пугачевского бунта» и др.

Товарищ министра народного просвеще-
ния Н. Аничков на постановлении 0собо-
го отдела положил резолюцию:

«Согласен. 30 ноября 1897 гола».

Так отмечала царская власть прибли-
жавшееся столетие со дня рождения вели-
кого русского поэта. }

о Е. ЧЕРНЯВСКИЙ.

Po ee eee

щества, и 0 самом заговоре, В янвае
1826 г. он с полнейшей ясностью пише
06 этом Жуковскому, стремясь смягчить
свою «вину» лишь тем, что о заговоре
«все» знали. 3

Следствие раскрыло связи Пушкина и
декабристов. Один яз строевых начальников
восстания 14 лекабря, А. Бестужев, отвечая
на вопрос о причинах сроего вольномысалия,
в числе других причин назвал стихи Пуп-
кина. Стихи Пушкина в качестве свое-
образных прокламаций разбрасывались в
местах расположения армии. Стихи Пуш-
кина читались на тайных собраниях де-
кабристов. «Рукописных экземпляров воль-
нодумческих сочинений Пушкина и прочих
столько по полкам, что это нае самих ули-
вляло», — показал 5 апреля 1826 года
Бестужев-Рюмин. В тесной связи с этих
показанием декабриста стоят известные
строки в письме Жуковского к Пушкину
ет 12 апреля того же года: «В бумзгах
каждого из действовавших находятся сти-
XE твои. Это худой ‘способ подружнться
е правительством»,

Во время следствия над декабристами
Николай   отдал свой печально знамени-
тый приказ: «Из дел вынуть и сжечь всё
возмутительные стихи». В огне погибло
огромное количество пушкинеких текстов.
Но один из них случайно уцелел. Это —
«Кинжал».

Пушкин чтил память о лекабристах. Не
раз рука его чертила на полях рукописей
профили казненных и виселипу с пятью
трупами. Послание Пушкина к декабри-
стам в Сибирь товорит о глубокой вере
Пушкина в дело декабристов:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,

‚Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

В 1827 году Пушкиным написано стя-
хотворение «Арион» (легендарный грече-
ский поэт и музыкант). Пушкин говорят
здесь о себе, как о члене декабристского
коллектива: ‘

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно уппрали

глубь мощны веселы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанья правил грузный челн;

я — беспечной веры полн,

Пловцам я пел... Вдруг лоно волн

Измял с налету вихорь шумный...

Погиб и кормщик и пловец! —

ишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

yee