3 ФЕВРАЛЯ 1937 Г., 7 39 (7005

ная тро

eo

и

нему за

+ хх

3“ ЧТО МЫ ЛЮБИМ

—

ПУШКИНСКИЕ ДНИ

+ + +

34 ЧТО МЫ ЛЮБИМ

ПУШКИНЯ

(ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ)

Or строк Пушкина веет на меня глубо-
ко родным, дутевным... С тех дней, когда
я подростком впервые раскрыл книжку
Пушкина, великий поэт не переставал
служить для меня источником культур-
ного роста. Я начал интересоваться род-
ным языком, я понял, как он красив, зву-
чен и гибок. Явилась потребность владеть
этим языком, уметь красиво и правильно
излагать свои мыели. Появился интерес к
литературе, желание расширить свой кру-
гозор. у

Уже познакомившись CO многими про-
изведениями великой русской литературы,
родоначальником которой был Пушкин, я
понял: неотразимая сила поэта в том, FTO
он является выразителем чувств и мыслей
народа Пушкин понимал и изображал
жизнь правливо.

Пушкин, как никто другой, умел пю-
казать, что человек заслуживает. уваже-
ния лишь за свои личные заслуги перед
обществом. Он строго осудил в своих про-
извелениях трусость, жестокость и холоп-
ство. Он учит ненавидеть пустозвонную
мишуру и восхищаться мужеством, чест-
ностью, трудолюбием. Нет такой стороны
человеческой жизпи, которую не осветил
бы поэт своим талантом. Изображая 0ес-
просветный мрак, невежество, рабство сво-
ей эпохи, Пушкин учит нас пламенно лю-
бить завоеванную ценою неисчислимых
жертв свободу, беречь ее, быть всегда го-
товым к мужественной защите нашей
освобожденной родины.

Вот почему всегда близок мне наш ве-
ликий поэт, и я вновь и вновь перечиты-
ваю его произведения.

Антошко, машинист депо Москва-Т,
дорога им. Дзержинского.
жж»

Я родился в 1914 году, в день начала
империалистской войны. Я жил на земле,
которая не знала ни Бетховена, ни Рем-
`‘брандта. Над казахской степью никогда ве
звучала скрипка. Степь, палящее солнце,
одинокий саксаул. В этой степи впервые
загремела канонаха. Оборванные, полуголод-
ные красноармейцы гнали откормленных,
бренчащих шпорами офицеров.

Они, эти оборванные красноармейцы,
принесли в Казахстан симфонию Бетховена,
стихи великого русского поэта Пушкина. И
смуглые казахские джигиты, и застенчивые
девушки е жадностью начали изучать его
бессмертные ‘произведения, впервые пере-
веденные на родной язык.

Таз пришел к нам Пушкин, так мы на-
лили его, & он нас.

Только революция создала Пушкину по-
длинную народную славу. Ето любовно
читают шахтеры Каратанды, красноармей-
цы казахских частей, пастухи из степных
колхозов.

Мауленеш Кайбалдин, красноармеец
казахского  горно - кавалерийского
полка.

хжях

Я только два года назад выучилась гра-
моте. Когда стали рабочие читать в цеху
Пушкина, я тоже взяла книгу. Прочла
«Сказку о царе Салтане», «Цыган», «Ка-
питанекую дочку» и другие произведения.

Сто лет, как писал Пушкин, а рабочим
все понятно. Великий писатель, правиль-
но его советская власть возвеличила.

Аникушина, стахановка, 43 лет,
фабрика «Москвошвей» № 10
(Москва).

Я Пушкина отношу к тем немногим пи-
сателям, к которым можно возвращатьел
чуть ли не в течение всей жизни. Без
конца перечитывая его, постоянно нахо-
дишь все новое и новое, постоянно 0б9-
тащаешься.

Поражает об’ем творчества поэта. 0 чем
только он не ‘писал, какие только не за-
трагивал темы, вопросы и в лирике и в
прозаических произведениях! Вот этому
следовало бы поучиться нашим писателям,
которые зачастую очень однобоки в вы-
боре тематики.

Устинов, рабочий завода «Серп и
молот» (Москва).
# x * *

Я люблю Пушкина за исключительную
красоту и отточенность стиха, за хуло-
жественность и глубокую правдивость веего
им написанного. Все выводимые Цушки-
ным люди живые ни
нельзя изменить, отнять и прибавить, не
испортив всего образа.

Люблю Пушкина за бесконечно глубо-
кое проникновение в душу человеческую;
за уменье немногими словами ‚обрисовать
человека и показать силу его страстей и
зувств лучше, чем хругие сделали бы в
целом романе.

Пастернан, инженер, читатель би-
блиотеки клуба им. Авиахима
(Москва).

* # *

У Пушкина прекрасный, зВУЧНЫЙ СТИХ,
настоящий русский язык без выкрутасов.
Люблю его за глубину и ясность мысли.

Цветков, служащий фабрики «Па-
рижекая Коммуна» (Москва).
ххх

Гениальность Пушкина делает его на-
шим современником. Простота его языка,
музыкальность его произведений доступиы
и понятны всем, а высокая человечность
и благородство ero идей, стремление к
свободе долают Пушкина особенно близким
нам, строителям  коммуниетического 0б-
щества. \

Прошло сто лет со дня смерти Пушки-
на, а количество его читателей все растет
и растет.

И в коммунистическом обществе, кото-
рое мы создадим, Пушкин будет всегда лю-
бим народом, и имя его всегда будет зву-
чать в народе наряду с именами других
великих людей.

А. Каприн, сортировщик ст. Моеква-Т,
дорога им. Дзержинского.
* * R

\
А. С. Пушкин всегда был одним из са-
мых любимых мною поэтов... Когда жизнь
научила шевелить малость мозгами и кри-

дит кругом, я полюбил Пушкина за его
едкие эпиграммы, за то, что в его произ-
ведениях чаще, чем у других, я находил
настроения, созвучные зарождавшемуся во

ня Пушкин был одним из первых, у кого
я учился ненависти к царскому произволу.
Я люблю Пушкина еще я за то, что он
обогатил человечество замечательными
произведениями художественного слова.
К. Матрин, рабочий-железнодорож-
ник, 63 лет, ст. Подмосковная.
se *

Пушкин мне дорог за то, что он подлин-
HO народный поэт; он близок и дорог Bce-
му народу; его лирика находит путь
к сердцам миллионов людей, стоящих на
различных ступенях развития.

К. Резвов, служащий завода «Стан-
колит» (Москва).

ae SS

С. МАРШАК

одной черточки

тически относиться к тому, что происхо-  .

мне луху протеста и возмущения. Для ме-

В МАССОВЫХ

` Работники массовых профсоюзных би-
блиотек— ближайшие свидетели того, на-
сколько возрос и углубился интересе ши-
porux mace в Пушкину. Даже yrpous Ko-
личество книг Пушкина, библиотеки не
могут полностью удовлетворить растущий
спрос.

Буквально на каждом предприятии, в
цехах, общежитиях, на квартирах рабо-
чих проводятся массовые читки и беседы.
При заводских библиотеках работают пуш-
кинские кружки, семинары и консульта-
ции. На многих предприятиях силами за-
водской общественности и библеотек созда-
ны пушкинские выставки. Привлекая луч-
шие литературоведческие силы, заводские
библиотеки организуют циклы лекций, по-
следовательно освещающие жизнь и твор-
ческий путь А. С. Пушкина. Лекции co-
бирают тысячи рабочих.

На 1-м государственном  подитипниковом
заводе им. Л. М. Кагановича (Москва) орга-
низован пушкинский семинар. Рабочие
изучают творчеетво Пушкина, выступают

с докладами о его жазни и творче-
стве.

В восьми крупнейших цехах завода
проходят . вечера, посвященные памяти

Пушкина. Обнезаводские пушкинекие ве-
чера собирают тысячвые аудитории, залы
не могут вместить всех желающих.

В библиотеке завода-—3.500. экземпляров
книг А. С. Пушкина. Они никогда не
стоят на полках. Только за последние два
месяца библиотека выдала 6.000 книг.

На заводе «Серп и молот» подготовка
к пушвинским дням началась около года
назад: На всех основных аггрегатах круп-
нейшего сталепроволочного цеха проводят-
ся беседы и громкие читки.

Отахановцы завода тт. Казаков и Егоров
пригласили к себе в гости нескольких то-
варищей побеседовать о Пушкине.

Вог как описывает этот вечер рабочий
тов. Гутман в заводской газете «Марте-
новка»:

«Вечер памяти Пушкина, который ор-
ганизовал у себя на квартире наш стаха-
новец тов. Казаков, оставил у меня неиз-
гладимое впечатление. Он вызвал у меня

Роспись стен открывающегося на-днях Ленинградского дворца пионеров и октябрят работы художников Палеха.
Роспись изображает один из эпизодов пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке».

БИБЛИОТЕКАХ

еще. более горячее хелание глубоко изучить
творчество А. С. Пушкина».

Не ограничиваясь отдельными ветречами
п беседами. рабочие завода «Серп ‘и’ мо-
лот» принимают участие в больших це-
ховых конференциях, посвященных твор-
честву Пушкина, посещают циклы лекций,
литературные вечера.

На фабрике <Москвошвей» № 10 работни-
UH выступали на цеховой конференции с
большими докладами о Пушкине. Взволно-
ванно рассказала тов. Маслова о поелед-
них голах жизни своего любимого поэта,
о том, как прощались с Пушкиным его
современники, как горевал народ, узнав
о смертя Пушкина.

В библиотеке фабрики на 3.100 чита-
телей имеется 900 экземпляров книг
Пушкина. За последние 3 месяца 1.980
читателей прочитали 2.780 книг Пушки-
на. «Бывают дни товорит библиотекарь
тов. Голубева, — когда епрос на ‘произве-
дения Пушкена превьшнает спрос на всю
остальную художественную литературу».

На заводе пм. Авиахима цеховые вом-
сомольские комитеты совместно с библиоте-
кой проводят молодежные конференции на
темы: «Жизнь Пушкина», «Яирика Uym-
кина», «Проза Пушкина»; «Евгений Оне-
rou» и др. Докладчики рабочие завода—
получают предварительную консультацию в
библиотеке у спепиалистов-литературове-
HOB.

Цушкин был и остается любимым писа-
телем нашей страны. 06 этом свидетель-
ствуют отзывы читателей, наблюдения,
цифры. Пушкинская анкета, распростра-
ненная библиотечной труппой Московекого
областного совета профсоюзов среди чита»
телей московеких профсоюзных библиотек.
показала. что из 4.129 человек 4.058
(93,3 проц.) читали Пушкина, при чем по-
давляющее больнгинство не только читало,
но и перечитывало его произведения. Из
ответов на вопрос о знакомстве с критиче-
ской литературой установлено, что из
1.789 человек 1.519 (85 проц.) читали
биографическую и кратическую  литера-
туру о Пушкине. Из них 539 человек

(30 проц.) читали статьи Белинского.
3. НАБАЛКИНА.

`

нем — это краткие сообщения о том, как

` чествовали память поэта в провинции.

ТРИ ЮБИЛЕЯ

de
Передо мною лежит сборник © зеленым
веночком на серой обложке” и с заголов-
ком, напечатанным зеленой и красной
краской:
Венок
на
памятник Пушкину.

В этом сборнике обстоятельно и высоко-
парно рассказывается о празднествах, ко-
торые происходили в лны открытия пуШ-
кинского. памятнека в Москве. Это было в
1880 году.
` Волее поздние пушкинские торжества я
и сам помню. как очевиден.

Люлям моего поколения довелось быть
свидетелями двух столетних юбилеев Пуш-
кина: столетия со дня его рождения (1899
pa и столетия со дня его смерти (1937
год).

Между этими датами уложилась боль-
шая часть нашей жизни.

we

‘26 man 1899 года — через несколько
дней после роспуска гамназистов на лет-
ние каникулы — нам приказано было
явиться в актовый зал гимназии.

За окнами. в горолеком саду. было уже
зелено. Зелеными ветками была увиты пор-
треты паря, царицы и Пушкина на стенах
актового зала.

Нам было жарко в наших тесных мун-
дирчиках с высокими воротниками.

Жарко было. должно быть. и нашему
учителю словесности, которому ноеле па-
нихихы прашлось говорить длинную речь
о Пушкине. Учитель этот, по прозвищу
Сапожник. предстал на сей раз перед на-
ми в полной парадной форме. даже пря
шнаге (шнагу эту мы видели у Сапожника
‘впервые и с любопытством ее разглядыва-
ли).

До сих пор помню несколько фраз из
речи. Сапожника на пушкинском юбилее:

‘1880 — 1899 — 1937

«... Пушкин справедливо сочитается у нас
отечественным гением...

... On обладал священным даром пробу-
ждать своей лирой в народе добрые чув-
.. Талант Пушкина есть олицетворение
русского луха...»

Среди своей речи Саложних вдруг за-
пнулся и замолчал, будто забыл, что хо-
тел сказать дальше.

Вто-то в дальних рядах громко фыркнул.

Тут директор гимназии, косоглазый ста-
ричок, приветал с кресла и погрозил зал-
ним рядам гамназистов крючковатым паль-
цем.

Директор тоже был в этот день в парад-
ном мундире, со шпагой на боку...

3.

Так чествовали Пушкина почти во всех
гимназиях. Преподаватели руеского языка
и словесности произносили речи, не отли-
чавшиеся обычно ни оригинальностью, ни
глубиной мысли, а после этих речей гим-
назисты торжественно или торопливо чи
тали стихи.

Восьмиклассники басили:
Борис! Ворис! Все пред тобой
трепещет!

Третьеклассники трещали:

Тятя, тятя, наши сети
Притащили мертвеца!

Гимназистки, сложив на переднике руки

коробочкой, нежно и робко декламировали:
Я к вам пишу-— чего же боле?
Что я могу еще сказать?.,

Почти так же, как и казенные гимна-
зии, праздновала пушкинский юбилей вся
казенная парская Россия.

Вместо подлинного портрета Пушкина
нам подсовывали какую-то унылую лаки-
рованную олеографию. Правда о жизни по-
эта ло нас почти не доходила, как не до-
ходили и целые строфы или даже главы
из его поэм, приглаженных цензурой.

Чиновники-цензоры и чиновники-препо-
даватели делали все от них зависящее для
того, чтобы превратить Пушкина в вако-

го-то увенчанного условными лаврами, от-
влеченного поэта-классика. Этот классик
был представлен в школьных хрестома-
тиях, главным образом, стихами о време-
нах года («Гонимы вешними лучами»...
«Буря мглою небо кроет, вихри снежные
крутя»... «Уж небо осенью дышало»...}.

Пушкин становился все более и более
похож на Аполлона Майкова поздних лет,
п все менее — на самого себя.

Герои пушкинских поэм подвергались
песлыханному издевательству в институт-
ских и гимназических сочинениях на
тему:

«Сравнительная характеристика Онеги-
на и Ленского»,

«Татьяна (или Маша Миронова), как
идеал русской женщины»,

«Летописец Пимен, как выразитель ду-
ха русского нарола».

Виографию Пушкина излагали так,
что у легковерного человека могло создать-
ся представление, будто поэт ‚неизменно
пользовался милостями и просвещенным
покровительством Николая I,

Выступая с речью o «личности Пуш-
кина» на собрании Общества любителей
российской словесности 7 июня 1880 ro-
да, известнейший «генерал от граммати-
ки» Яков Грот говорил следующее:

«...своенравный тений поэта увлекал
его иногла к созданиям, бывшим в рез-
ком противоречии с общественными усло-
виями, посреди которых он жил, и над го-
ловою ero собралась грозная туча. №
счастию, она не сделалась для него ги-
бельною: удаление его из Петербурга было
чрезвычайно плодотворно и для поэзии его,
и для нравственного перерождения...»

Так рассуждал о ссылке Пушкина по-
чтенный академик, ревнитель чистоты
языка, один из деятельных членов коми-
тета по сооружению памятника А. С. Пуш-
КИНУ...

4.

В сборнике «Венок на памятник Пуш-
кину» много любопытного материала. Но,
пожалуй, самое достопримечательное в

«Песков... По случаю открытия памят-
ника А. С. Пушкину, пековская городская
дума, 19-го мая, постановила передать в
кафедральный собор 200 р., чтоб на про-
пенты с этого капитала кажлый год, 26-го
мая, было поминовение души поэта. По-
том представитель дворянства Псковекой
губернии открыл подписку на ежегодное
поминовение души поэта в. Святогореком
монастыре...»

«Царское Село. 6-го июня, в 10 чае.
утра, в Царскосельской мужской пимна-
зии, в присутствии наставников и воепи-
танников, отслужена была панихида по
А. С. Пушкине, Перед панихидою законо-
учитель гимназии сказал речь: а) об от-
ношении искусства вообще и поэзии в
частности к религии, и 0) о значении и
силе молитвы за умерших. Хор гимнази-
стов и наставников исполнил церковное
пение с чувством и вкусом...»

«Open... В Орле это событие праздно-
валось в стенах Александровского жен-
ского института, кроме того, офицеры 9-го
корпуса, квартирующие в Орле, отслужи-
ли в местном кафедральном Петропавлов-
ском соборе заупокойную обедню и пани-
хиду по А. С. Пушкине; вечером корпус-
ный командир пригласил офицеров к себе
в Вотанический сад (где он квартизует),
и там играл оркестр военной музыки».

5.

Изображая пышную церемонию открытия
памятника, составитель сборника или не-
кий его безымянный сотрудник © востор-
гом и упоением рассказывает о публичном
заседании «высочайше утвержденного ко-
митета», которое происходило в зале Мо-
сковской городской думы.

Кроме членов комитета, некоторых вы-
сокопоставленных лиц и ближайших чле-
нов семьи покойного А. С. Пушкина, «в
зале... на нескольких рядах стульев раз-
местились приглашенные лица обоего“ по-
ла из именитых обывателей первопрестоль-
ной столицы...»

А где же был народ? Народ в сущности
к чествованию памяти народного поэта ни-
какого отношения не имел.

06 этом откровенно говоритея на стра-
ницах сборника в скромной цитате из га-
зеты «Тверской вестник»:

«Олно лишь печалит нас на пушкинском
празднике, — это тот факт, что великого

ПУШАИНЯ `

(ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ)

‚ Я выросла в рабочей семье. Отец рабо-
тал переплетчиком, a мать — ткачихой.
Уоим культурным развитием не руководил
НИКТО...

Но однажды как-то случайно ко мне в
руки попали сказки Пушкина. Пушкин
стал мопм любимым писателем... От произ-
велений Пушкина я потянулась к другим
писателям — Некрасову, Лермонтову. Тол-
стому. Мое культурное развитие значитель-
но пожвинулоеь вперед. Внита стала 3a-
всегдатаем в моей семье.

И сейчас, когла страна отмечает столе-
тие со дня смерти великого русского поэта
Пушкина, я решила внимательно перечи-
тать его бессмертные страницы.

Написаны они с удивительной просто-  .

той и глубиной мыели. Чем больше вчи-
тываешься в пушкинские строки, тем бо-
лее чувствуешь их красоту п кристаль-
ную ясность. Не верится, что прошло сто
лет со дня смерти Пушкина. Как будто.
живой Пушкин разговаривает © нами, за-
ставляя вместе переживать описываемые
их события. Советским писателям многому
и многому пужно учиться у Пушкина.

М. Хромоза, стахановка ткацкой
фабраки № 8 (Орехово-Зуево).
хх

Несколько лет назад я впервые услышал
оперу «Евгений Онегин». Меня эта вещь
настолько взволновала и увлекла, что я,
вернувшись ломой, сразу приобрел биогра-
(puro Пушкина и прочел её запоем. Поэт
глубоко заинтересовал меня, я прочел
«Онегина», «Дубровского», «Пиковую да-
му», — одно за другим стал я читать ©
увлечением произведения величайшего поэ-
та, писателя, человека.

С тех пор Пушкин стал моим любимым
писателем, а его произведения — моей на-
отольной книгой. Я прочел весе его основ-
ные веши и много мелких стихотворений.

Творения Пушкина читаются и запоми-
паютен легко и надолго. Язык его плавен,
благозвучен, музыкален, стихи Пушкина,

Фото М. Озерского.

русекого народного поэта не знает русский
народ, для громадного большинства которо-
то не только изящная поэзия, но и про-
стая грамотность — еще великая  рос-
кошь..:»

Эти слова совершенно справедливы. Мил-
лионы людей, населявших Российскую
империю, Пушкина не знали. Не только
где-нибудь на глухих и диких окраинах
государства, но и в самой Москве можно
было найти множество людей, для кото-
рых имя Пушкина звучало так же, как
тысячи других имен.

Счастье знать и любить Пушкина еще
не было завоевано русским народом.

Правда, и тогда существовало немало
людей, которым был’ дорог каждый пуш-
кинский стих, каждая строка пушкинской
прозы. Этих настоящих ценителей Пуш-
кина можно было встретить и среди уни-
верситетских профессоров, и. среди само-
учек, затерянных в глубокой провинции.
Лучшие наши революционеры брали с со-
бой томик Пушкина, отправляясь в даль-
нюю ссылку, или просили родных при-
слать его в тюремную камеру. Но поэзия
Пушкина не была еще народным достоя-
нием.

6.

1937 roq может быть смело назван
пушкинеким годом. Вот, наконец, пришло
оно — то время, когда Пушкин стал поэтом
своего народа и всех народов нашего
Corsa.

Rh пушкинским дням готовятся веюду —
в столицах, на новостройках и на дальних
зимовках, в университетах и в колхозных

клубах, в Пушкинском доме Академии наук
ив Красной Армии.

Пушкина перевели чуть ли не на все
языки, на которых говорят люди нашей
страны.

Прочтите стихи школьников, посвящен-
ные памяти Пушкина, посмотрите на их
рисунки, —и вы увидите, ‘что значат
Пушкин для наших детей.

Вот отрывки из стихотворения одинна-

дцатилетней школьнацы. 9т0-—0 временах
ссылки Пушкина.

Вьюга воет за окошком,
Поднимая белый снег.
Замела она дорожки, —
Не проедет человек.

»

Колокольчик ближе, ближе.

как песни, их хочется петь. Читаю я Пуш-
кина на русском языке, который хорошо

освоил в военной школе.

Пушкин близок нам своим гордым, воль-

ным духом, своей ненавистью к самолер-
жавию, своей любовью к народу и своей

пародностью, своими яркими, полнозвучнн-
ми, глубокими произведениями. Я приобрел
в личное пользование многие книги Пуш-

кина, и я горжусь, что в моей библиотечке
есть произведения бессмертного русского
поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Аленсандр Резия, курсант  3а-
кавказской  об’елиненной военной
Школы.

хж+ я -

Великие произведения Пушкина мне хо-
чется сравнить © прекрасной картиной,
написанной кистью гениального художни-
ка. Какая блестящая форма и какое гду-
бокое содержание!

Я люблю Пушкина за его гордую волю,
которую он не склонил ни перед. светским
обществом, ни перед коронованным тирз-
ном. Люблю за его веру в прекрасную
«зарю пленительного счастья», за нена-
сытную жажду жизни, за сверкающую
жизнерадостность.

На произведениях Пушкина мы, учите-
If, и я в том числе, прививаем своим
ученикам любовь к нашей прекрасной po-
дине, любовь к художественной речи, не-
превзойденные образцы которой дал нам
Пушкин.

Л. К. Прозоровская, преподавз-
тельница литературы школы имени
Ульянова (гор. Горький).

ee OF

Великий, бессмертный Пушкин стал
нашим любимейшим поэтом е первых me
его сказок. которые мы читали в раннем
детстве, когда нам было по 6—7 лет. Те-
перь среди нас нет ни одного, кто не читал
бы всего Пушкина целиком. Мы читали его
замечательные произведения и на’ русском,
и на грузинском языках. Он одинаково нах

‘дорог и близок, на каком бы языке мы ею

на читали.

Чем покоряет гений Пушкина? Почему
он остается навеки живым и прекрасным?

Достаточно взять его стихотворение
«№ Чаадаеву», чтобы почувствовать мечты
и чаяния поэта-борца, его надежды, его
думы о будущем, Достаточно прочесть ero
стихотворение «Деревня», чтобы увидеть
картину крепостного права. Симпатии Пуп-
кина всегда на стороне народа, он всегда
с народом, мечтающим о свободе.

Нам дорог и близок Пушкин свом
неукротимым духом, глубиной чувств, на-
родностью, непосредственностью, жизнерз-
достностью, непоколебимой верой в светлое
грядущее. Форма его произведений необы-
чайно проста;  доходчива, музыкально.
Стройный, чарующий стих Пушкина легко
читается, запоминается. И лирика его, п
мужественные  строкм, и драматические
произведения, и злые эпиграммы — все эт
олинаково талантливо, звучно, понятно.

С особым удовольетвием и любовью го-
товимся мы к пушкинским дням. Некоторые
ученики лашей школы выучили, чтобы
декламировать наизусть, мелые поэмы Пуш-
кина а большие отрывки; готовим альбохы
й макеты на темы пушкинских произве-
дений, сборники, специальные номера стел-
тазет.

Орденоноска Этери — Гванцеладзе,
Гиви Хуцишвзили, Тамара Джаяни,
Леонид Ткелаладзе, Тина Микеладзе,
учащиеся 8, 9 и 10-го классов
Тбилисской первой опытно-пока3а-
тельной средней школы.

Брякнув нежным бубенцом,
Кони ветали перед снежным,
Покосившимея крыльцом,
Гость выходит из кибитки.
Вихрем кто-то на крыльцо —
И знакомая улыбка

И знакомое лицо.

После долгих дней разлуки
Пущин друга не забыл

И заглохшую усадьбу
Александра посетил.
Незаметно лень проходит
За, беседой и вином,

И рекою льются речи

0 лицее, о былом.

= . * . . + eas

«Ну, пора!» И оба вышл
На морозное крыльцо.
Снег по воздуху носился

‚ И колол лицо...

Стихи эти, конечно, детские в сзмох
точном смысле этого слова. В них Ч
ствуется и неопытность, и законная наив-
ность возраста, но сравните их со стихами,
которые посвящали Пушкину во времена
его дореволюционных юбилеев взрослые и
даже маститые поэты.

Вот А. Н. Майков:

Русь сбирали и скрепляли
И ковали броню ей

Всех чинов и званий люди
Под рукой её парей;

Люди божьи, проникая

В глушь и дикие места,

В дух народный насаждали
Образ чистого Христа.
Пушкин! Ты в своих созданьях
Первый нам самим открыл,
Что таится в духе русском
Глубины и свежих сил!

Во всемирном Пантеоне
Твой уже воздвигся лик:
Уж тебя честит и славит
Всяк народ и всяк язык...

Судите сами, кто ближе к Пушкину;
признанный в ‘свое время чуть ли не пря-
мым наследником Пушкина Аполлон М№й-
ков или маленькая современница нашей ве-

ликой эпохи?

~

= ees

Senta