Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).
№ 156 (9921)   ЦЕНА 20 КОП,

ВБИ РЕ ЕН

Воскресенье, 1 июля 1945 г.

Исторический акт воссоединения

Закарпатской Украины с Родиной Чехословацкой Республики г-на Зд. Фирлингера

С радостью народы  Совелекого . Союза   против терманокого империализма, когда
встретили Договор между Советеким  Сою-   Закарпатская Украина вновь’ очутилась в
зом и ‘Чехословацкой республикой о Закар-   руках немецких и венгерских захватчиков.
патской Украине. По этому. Договору За-   И в этой великой войне закарпато-украин-
харпатекая Укранна . воссоединяется со   окий народ проявит ‹вои замечательные
своей излавней фодиной — Украиной и   качества, свою’ верность и ттреданноеть Po-
зключается в состав Украинской Советской   лине. Сразу же после вероломного нападе-
Социалистической Республики. Тем самым   ния Германии на Соаветехий Союз закарпа-
впервые в своей истории весь украинский   то-украинский народ развернул в Карпат-
народ об’единён в рамках ‘своего единого   ских горах партизанскую войну, выдвинув
тоеуларства. из своей среды замечательных вожаков doe-

Осуществилась извечная мечта закарпато-   ВЫХ народных отрялов.
украинского. народа. Более тысячи лет Красная Армия перешагнула через Кар-
этот небольшой, но стойкий, мужествен-   паты и принесла Закариатекой Украине и
ный. свободолюбивый народ вёл упорную Чехословакии освобождение из фашистекой
и тяжелую борьбу с немпами и венграми   неволи. Карпато-украинокий народ заявит
за ‘евою нацианальную независимость, за  0 своём желании ‘воссоединиться с Роди-
свой родной язык, письменность, обычаи,   Ной. Ныне это историческое стремление
за воссоединение го своими единокровными   славного и благородного народа — вернуть-
братьями, живущим на востоке, за Кар-   ся в лоно своей Релины осуществлено. Это
патоким хребтом. стало возможным потому, что Краспая Ар-

мия разгромила германский империализм —

з0-украинцев в немцами .
и аа бт начало в тлубине векового ‘угнетателя славянеких народов.
Это стало возможным потому, что в общей

далек “H. Х веке закарпато-укра- ie
ий. Doe ais под о и борьбе против немецко-фангистоких за-
Peden Hevaninis SOMAIEAEH п капи.   ХВатчиков сложилиеь между СОСР и Чехо-
т й словацкой республикой отношения подлин-
тис I: режим  беепра-  “. a
er ery a cee a ной дружбы и союза, позволивитие братеки

BHA, етения и колониальной эвеплоата- a =
ИЯ а украинцам — запрещалось решить вопрос, затрагивающий интересы
. р двух соседних славянских народов.

открызать школы,  пользовальея родным # у
Родина-маль Украина’ е любовью и та-

украинеким языком. Всё делалось для :
того. чтофы разрушить и уничтожить на-   ДоСТЬю принимает в свои 0б`ятья Закарпах-
циональную культуру карпато-украинцев.   CRY Украину. Отныне и навсегда пробле-
Но ни гнёт, ни тяжкие чевзгоды не сломи-   №8 Закарпатской Украияы решена. 5
ля гордого хуха братского карпато-украин- Договор между СССР и ‚ Чехословацкой
ского народа. Через века пронёе он свою   республикой о Закарпатской Украине яв-
пламенную любовь к свободе, к своей вели-   пяетея документом большого исторического
кой Родине. значения. Восстановлена историческая
Сульба карпато-украинекого народа, ото-   оправедлизоеть, все сыны украинского Ha-
фванного от Родины, всегда волновала рус-   рода ныне об’единены зв едином своём го-
ский и украинекий народы. Ещё в далёком   сударетве.
прошлом русский народ приходил на по- Договор между СССР и Чехословацкой
мошь. своему младшему брату, спасая его   республикой о Закарпатекой Украине «яв-
a ee rach xa aon cree   eT ADKOH демонстрацией покревней
ne PS = ``”   дружбы между славянскими народами и
т ет ре транса ежу бистры
Союзом и Чехословакией» (Молотов).

вает, что русские били врагов, как’ сокол
сбивает галок. В основе этой дружбы и сотрудничества
Вся история Закарпатской Украины за-  лежит коренная общность интересов, под-
полнена героячеюкой неразной борьбой про-   линно братекое взаимопонимание устремле-
тив чужезеиного господства, заполнена на- ний и чаяний каждой стороны, уважение к
родными восстаниями против немецкого и   историческим правам и интересам каждой
венгерского владычества. Вооружённое вос-   стороны, горячее желание построить после-
стание 1689 тода в районе Гумене, вось-   военные отношения на прочной, незыбле-
милетняя война против австрийских угне-   мой основе,
талелей Габебуртов в начале ХУШ века— Советско-Чехословацкий Договор имеет
такозы отлельные славные страницы мно-   крупное международное значение. Он пред-
говековой истории закзритато-украленокого   ставляет собой образец межлунаролного со-
народа. трудничества в духе укрепления политики
С особой силой прозвучал толос закар-   мира и дружественных отношений между
пато-украинцев в 191$ году. Когда после   народами. Вот почему он будет ветречен с
войны 1914—18 тг. рухнула аоекутная   глубоким удовлетворением всеми свободолю-
австро-венгерская империя, Закарпатекая   бивыми народами.
Украина твёрдо и ясно заявила 0 своей воле Советско-Чехословацкий Договор будет
к воссоетинению © матерью-Родиной, с Уд-   служить лальнейшему укреплению братеких
раиной. В 1919 году собравшиеся в Хусте   лружественных отношений между 0б’еди-
делегаты ео всей Закарпатской Украина   нённым украинским народом, народами
торжественно провозгласили воссоединение   всего Советского Союза и народами Чехо-
Закарпатекой Украины © остальным укра-  словакии.
инеким народом. 056’единение Украины в рамках своего
Но версальские политики пренебрегли   единого государства стало возможным пото-
яено выраженной волей народа. По Сея-  му, что она — часть великого Советекого
ЧКерменекому и Трианонскому договорам   Союза. Братское единение, нерушимая друж-
Закарпатекая Украина была включена в   ба с великим русским народом и всеми на-
состав Чехословакии. Положение нафода За-   родами СССР являются неиссякаемым ис-
карпатекой Украины улучитилось, но 96   точником сил украинского народа, залогом
была разрешена основная проблема— веко-   его национальной независимости и дальней-
вечная тяга закарпато-украинокого народа   шего прогресса. Все народы Советекого Co-
к воссоединению © Украиной. юза разделяют радость украинского народа
Вопрос о дальнейшей судьбе Закарлат-   в эти исторические дни и шлют ему свой
окой Украины вновь встал с 0в0бой остро-   сердечный, пламенный привет и пожелания
той в тохы великой освободительной войны   дзльнейшего процветания.

SS eS

‘г-н В. Влементие и другие. НТ

От’езд из Москвы Премьер-Министра Чехо-
словацкой Республики г-на Зд. Фирлингера и
членов Чехословацкого Правительства (1 стр.). °

Прибытие в Москву Председателя Исполни-
тельного. Юаня и Министра Иностранных Дел
Китайской Республики г-на Сун Изы-веня

(1 enp.).

Беседа И. В. Сталина с г-ном Сун Цзы-венем

(1 стр.).

Прием в Кремле в честь участников юбилей-

ной сессии Академии Наук СССР (

Акад. В. Л. Комаров. — Торжество совет-

ской науки (2 стр.).

От’езд из Москвы

(2 стр.).

украинского народа.
советским народом —

ны Иваном Туряница.

Я. Кривенок.
совещания (3 стр.).

1и2етр.). (4 стр.).

тарем

Премьер-Министра

и членов Чехословацкого Правительства

-30 июня из Москвы выехали Премьер-
Миниетр Чехословацкой Республики
г-н Зд. Фирлингер с супругой, Вице-
Премьер-Министр г-н Я. Урсини, Министр
Национальной Обороны тёнерал.Л. Свобода,
Министр Внешней Торговли г-н Г. Рипка,
Министр Просвещения проф. Неедлы, Ми-
нистр Здравоохранения г-н’ А. Прохазка,
Заместитель Министра Иностранных Дел

Одновременно из Москвы выехал Посол
СССР в Чехословакии В. А. Зорин.

‚На Центральном Аэрохроме от’езжающих
провожали Заместитель Председателя Сове-
1т& Народных Комиссаров и Пародный Ко-
миссар Иностранных Дел С0С0Р В. М.
Молотов, Заместитель Народного Комиссара

Иностранных Дел СССР А. Я. Вышинский,
Заместитель Народного Комиссара Внешней
Торговли СССР В. А. Сергеев, Заместитель
Председателя Московского: Совета М. А.
Яеснов, генерал-лейтенант К. Р. Синилов;:
Н. В; Бакулин, Ф. Ф. Молочков, А. П. Аб-
рамов, генерал-майор М. Ц. Кутузов.

От`езжающих также провожали состав
Чехословацкого Посольства во главе е Вре-
менным Поверенным в Делах г-ном Я. Гниз-
до, Посол Польской Республики г-н 3. Мод-
зелевекий с супругой.

При проводах был выстроен почетный
караул и были исполнены государственные
гимны Чехословакии и СССР.

Аэродром был украшен чехословапкими
п советскими флагами. _

Прибытие в Москву Председателя Исполнительного Юаня

30 июня в Москзу прибыли Предееда-
тель Исполнительного Юзня ‘и Министр
Иностранных Дел Китайской Республики
г-н Сун Изы-вень, Заместитель Министра
Иностранных Дел г-н Ху Ши-цза в сопро-
вождении гг. Шень Хун-ле, Цянь Чан-
чжаю, Цзян Цзвн-го, Чжан Фу-юнь, Пу
Даю-мин, Лю Цзэ-жун и других.

Одновременно в Москву прибыл Посол
ОССР в №итае А. А. Петров.

На Центральном зэродроме прибывиих
встречали Заместитель Предеедателя Сове-

та Народных Комиосаров и Народный
Комиссар Иностранных Дет СССР
В. М. Молотов, Заместитель Народного

Комиссара Иностранных Дел СССР-С. А.
Лозовекяй, Заместитель Народного Комис-
сара Внешней Торговли Ю. М. Ватанович,

Заместитель Председателя Моековекого
Совета М. А. Яснов, генерал-лейтенант

К. Р. Синилов, Заведующий Протокольным
Отделом НКИД СССР Ф. Ф. Молочков, За-
ведующий 1-м Дальневосточным Отделом
НКИЛ СООР Г. И. Тункин.

Прибьтеттих также потречали состав В.

и Министра Иностранных Дел Китайской Республики
г-на Сун Цзы-веня

тайского Посольства во главе с Послом г-ном
Фу Бин-чан. Посол Великобритании ээр Ар-
чибальт Керр, Посол Соединенных Штатов
Америки г-н А. Гарраман, Посол Греция
т-н А. Потитие, Посол Бельгии г-н 9. Ле
Гэ, Посол Турецкой Республики г-н C. Cap-
пер, Посол Польской Республики г-н 3. Мод-
зелевокий, Посол Италии г-н П. Вварони,
Посол Югославии Г-н В. Попович, Послан-
ник Колумбии г-н А. Мичельсен, Послан-
ник Австралии г-н Д. Малоней, Посланник
Уругвая г-н 9. Фругони, Временный Пове-
решный в Делах Чехоеловадкой Республики
г-н Я. Пниздо, Временный Поверенный в
Телах Французской Республики г-н П. Шар-
панть?, Временный Поверенный в Делах
Норвегии т-н Крог-Ханеен, Временный По-
веренный в ДПелах Мекенки г-н 9. Марти-
нес Адаме, Советник Иранокого Посольства
г-н А. Г. Этесами и другие.

Прл встрече был выстроен почетный
караул и были исполнены государетвенные
гимны Китайской Республики и CCCP.

Аэрдром был украшен китайскими и
суветоклижи флагами;

Речь г-на Сун ЦИзы-веня

Ма московском аэродроме т. Сун Цзы-вень
выступил перед микрофоном со следующей
речью: 5

«С больлюй радостью прибыл я в стели-
пу великого нашего соседа — Советского
Союза — и передаю от имени народа и Пра-
вительства Китая горячий привет народу и
Правительству Ооветекого Союза. -

Я особенно рад, что имею возможность
здесь поздравить армию, народ и Правитель-
ство Советского Союза с блистательной по-

Беседа И. В. Сталина

30 июня Председатель Совета

белой над фашистской Германией и выразить
свое глубочайшее восхищение непревзойлен-
ным героизмом, проявленным ими под води-

Указы Президиума Верховного Совета СССР

Осуществлена вековая ‘мечта закарпато-

дателем Народного Совета Закарпатской Украи-

исконная земля. В Ужгороде (3 стр.).
Заметки с предуборочного

Обозреватель. — Международное обозрение

Назначение Бирнса государственным секре-

С матерью-Украиной, с
навеки. Беседа с предсе-

Микола Бажан. — Наша

(4 стр.).

(4 стр.).

Отклики в США на заключение советское
‘чехословацкого
Украине (4. стр.).

Отповедь польской демократической организ
зации в Мексике проискам польских реакционе-
ров (4 стр.).

Перед парламентскими выборами в Англии

договора о Закарпатской

Террор фашистов в Греческой Македонии

На с’езде французской компартии (4 стр.).

Вечер, встречи парижских женщин с совет-
ской женской. делегацией (4 стр.).

Be ОВ И НЕ 1

Приём в Кремле в честь

_ участников юбилейной сессии

Академии наук СССР

Вчера, 30 июня, Правительство устрои-
л0 приём в честь участников юбилейной
сессии Академии Наук СССР, На этом приё-
we было до тысячи участников. На приёме
присутетвовазли члены. Президиума Акаде-
мии в0 главе с её президентом В. 1. Кома-
ровым, почётные академики, акатлемики ——
Терох Ооциатиетического Труда, лауреаты
Сталинокой премии, выдающиеея учёные,
представляющие все отрасли советской нау-
хи, марщалы и тенералы Красной Армии-
победительницы. Среди приглалиённых на-
ходиляеь также зарубежные гости — пред-
ставители научных кругов Великобритании.
Соелиненных Штатов Америки, Франция,
Бельгии, Шзецин, Чехословакии, Югосла-
вии, Болгарии, Румынии, Ирана и других
стран. :

В Шремле собрались виднейшие деятели
передовой науки, которая в нашем совет-
ском государстве стала подлинно народной,

служащей великой цели строительства
новой жизни.
И в годы мирного социалиетического

строительства, п в тоды Великой Отече-
ственной войны ‘налии учёные, как и Bee
советекие люди, отлавали все свои силы и
знания елужению отчизне. Мы видим здесь
маеститых учёных, труды которых завое-
вали«мировое признание, новаторов науки,
пролагающих новые пути в области мате-
матики и астрономии, физики п химии, гео-
графии и теологии, известных изобретате-
лей, конструкторов, продставителей Акаде-
мий Союзных республик.

220-летний юбилей Академии, совиав-
ший с радостными днями Победы, превра-
тилея в подлинный праздник нашей на-
уки. В эти дни Академия подвотила твор-
ческие итоги своей долголетней деятель-
ности, отмеченной выдающимися трудами
и открытиями русских учёных — гениаль-

ного самородка Ломоносова. Менделеева и
Лобачевского, Пржевальского и Мечникова,
Попова и Тимирязева, Жуковского и Пав-
лова, Чернышевского и Плеханова.
Великий Октябрь открыл новую главу
в истории нашей науки. Следуя предна-
чертаниям основателей Советекого rocy-
даретва, величайших корифеев науки —
Ленина и Сталина, Академия теенее свя-
залась с жизнью, © практикой, учёные
стали в рялы борцов за социалистическое

переустройство нашей страны.

Именно в нашу, советскую эпоху перед
наукой, перёд деятелями её открылиеь про-
сторы для творческого дерзания, для мно-
гогранной плодотворной работы во имя
Родины, в интересах народа. «Отныне ни-
когда человеческий ум и гений не будут

тельством Маршала Оталина в этой мировой   обращены в средства насилия, в средства

войне.

Я выражаю непоколебимую уверенность
Б ТОМ, ЧТО искреннее дружеское сотрудниче-
ство между Китаем и Советоким Союзом
принесет огромный вклал в дело установле-
ния незыблемого всеобщего мира».

с г-ном Сун Цзы-венем

Народных Комиссаров СССР

И. В. Сталин имел беседу с Председателем Исполнительного Юаня На-
ционального Правительства и Министром Иностранных Дел Китайской

Республики г-ном Сун Пзы-венем.

На беседе присутствовали Народный Комиссар Иностранных Дел
В. М. Молотов, Вице-Министр Иностранных Дел Китайской Республики
г-н Виктор Ху, Советский Посол в Китае А. А. Петров и Китайский Посол

в СССР г-н Фу Бин-чан.

эксплуатации», — говорил великий Ленин,
которому принадлежит знаменитый «На-
бросок плана научно-технических работ»,
ставший программой деятельности нашей
науки.

Советская наука все эти годы ощущала
на себе отеческую заботу партии, прави-
тельства, великого Сталина, который звал
учёных смело и фепгительно ломать ста-
рые традиции, нормы и установки, творче-
ски дерзать, прокладывать новые пути в
науке.

Наша наука в лице её лучших предета-
вителей следовала славным традициям
великих русских учёных прошлого, умев-
ших ломать все трудности и преграды и
осуществлять свои широкие твопческие
замыслы. Наша наука, следуя сталияским
указаниям, шла вперёд, обогашая Родину
и всё человечество новыми выдающимися
трудами и открытиями. g

Великая Отечественная война советско-

го народа против немецко-фапгиетсвнх за
хватчиков. этих вандалов ХХ века, яви-
лась серьёзным испытанием, серьёзной
проверкой жизненной силы советекой на-
уки и еб деятелей. Сегодня, когда отгреме-
ли орудия. когда страна вновь взялась за
мирный созидательный труд, мы можем
сказать, что советская наука с честью вы-
держала это испытание!

Нынешняя война, в которой участвовали
многомиллионные армии, сотни тысяч
моторов, потребовала мобилизании всех
людских и материальных ресурсов нашей
страны. В памятном 1942 тоду. когла на
советеко-германеком фронте шли зжесто-
чённые бои, товариш Сталин в своей теле-
грамме на имя В. Л. Комарова писал:
...«Надеюсь, что Академия наук CCCP
возглавит движение новаторов в области
науки и производства и станет центром
передорой советской науки в развернув-
шейся борьбе со злейшим врагом нашего
народа и всех других свободолюбивых на-
PLIoe — Cc немецким фашизмом».

Влехновлённые Сталиным, наши учёные
посвятили себя решению важнейших 3a-
дач, продиктованных военной обстановкой.
Й первейшая из этих задач — мобялиза-
ня ресурсов страны на дело обороны. В
те дни научные экепедиции  бороздили
обтииреые пространства Урала, Сибири и
Казахстана, неутомимо разведывая новые
запасы железа, руды. марганца. нефти и
угая для наших заводов, сотни Еоторых
в начале войны перебрались на Восток.
Творческая мысль учёных работала в
области конструирования новых видов во-
оружения, танков, самолётов, орудий;
учёные делали сложные вычисления для
артиллерии, авиации и боевых судоз, от-
крывали новые методы производства взрыв-
чатых веществ, находили новые способы
лечения раненых бойцов и комантиров
Врасной Армии.

Мы видели учёных на заводах, на кол-
хозных полях, на новостройках — всюду,
где требовалась помощь советской науки.
Наши учёные в дни войны помогали фрон-
ту и народному хозяйству страны, стре-
MACh умножить наши силы, мобилизовать
все ресурсы для разгрома врага. для побе-
HBL. :

Над нашей Родиной взошло солнце вели-
кой победы. Миллионы советеких людей
заняты напряжённым творческим трудом.
Мы залечиваем раны войны. Мы гозро-
ждаем наши города, ‘заводы и колхозы.
М:т разведываем новые природные богат-
ства для того, ‘чтобы поставить их Ha
службу социалистическому строительству.
В этих работах, грандиозных по своим
масштабам, великая и почетная роль дол-
жна принадлежать деятелям советской на-
yen! 3
:.В Георгиевоком зале Большого Крем-
левекого дворца, где собрались совэтекие
учёные, в 19 часов появляются товарищ

Сталин, товарищи Молотов, Каланин;
Ворошилов, Каганович, Андреев, Микоян,
Жданов, Берия, Маленков, Шзерник,
Вознесенский.

В зале возникает бурная овация в чегть
товарища Сталина, руководителей партии
и правительства. Участники приёма вота-
ют, горячо приветствуя великого вождя п
полковолца, исторические заслуги которого
в Великой Отечественной войне Родина or
метила на-днях почётной награлой и при=
своением ему выептего воинекого звания —
Генералиссимуса Советекого Солоза. Долго
не смолкают горячие аплодиементы. При-

(Продолжение см, на 2-й стр.).

От’езд из Москвы Премьёр-Министра Чехословацкой Республики г-на-Зд. Фирлингера и членов Чехословац-
кого Правительства. На снимке: В. М. Молотов, г-н Зд. Фирлингер, г-н Я. Урсини и другие обходят фронт
почетного караула на Центральном аэродроме.

Фото ©. Гурария.

Прибытие в Москву Председателя Исполнительного Юаня и Министра Иностранных Дел Китайской Рес-
публики г-на Сун Цзы-веня. На снимке: А. А. Петров, С, А. Лозовский, Б. Ф. Подцероб, В. М. Молотов,

М. М. Потрубач, г-н Сун Цзы-вень и другие на Центральном аэродроме. Фото-М. Калашниковой.