ПРА

Приём в Кремле в честь участников
юбилейной сессии Академии наук СССР

(Продолжение. Начало см, на 1-й стр.).

сутствующие испытывают радостное волне-
ние от встречи ‹ великим вождем, чье имя
вдохновляло и вдохновляет труд учёного и
рабочего, колхозника и инженера, зовет ча
подвиги советского волна,

В зале воцаряетея тишина.

Товарищ В. М. Молотов приглашает пре-
зидента Академии Наук В. Л. Комарова и
членов Президиума Академии занять места
за столом президиума.

Академики, тепло приветствуемые участ-
никами приёма, направляются K презн-
диуму.

Товарищ Молотов обращается к собрав-
шимся © краткой речью.

— Товарищи академики и наши уважае-
мые гости! Настоящий правительственный
приём устроен в честь юбилея Академия
Наук, в честь учёных нашей гтраны и на-
ших иностранных гостей—деятелей науки.

Отношение советского правительства к
науке и её деятелям натило своё яркое вы-
ражение в знаменитом  выстунлении
товарища Сталина о передовой науке и её
деятелях. Вы знаете об этом.

Советские люди могут многое сказать о
зеликих успехах советской власти в деле
коренного улучшеяия жизни нашего Hapo-
да и в деле обеспечения ето прав и интере-
сов. Мы всегда помним о том, что эти уете-
хи стали возможными благодаря тому, что
революционное преобразование нашего
общества было проведено и неуклонно OCy-
шествляется на основах науки, на основах
научного социализма, величайшими совре-
менными представителями которого явля-

ютея Ленин и Сталин. (Бурные аплоди-
сменты, переходящие в овацию. Bee
встают).

Налии помыслы направлены на то, чтобы
обеспечить макеимум благоприятных уело-
вий для развития науки и техники во всех
областях — в ефере общих принципов на-
уки и в конкретных областях её примене-
ния на практике. Налии усилия направлены
на то, чтобы в максимальной мере обесне-
чить условия для самой широкой ортани-
зации подготовки молодых научных кад-
ров и для тесной связи нашей отечествен-
ной науки е мировой наукой и её дости-
жениями.

Я поднимаю тоет в честь наших ученых,
в честь нашей славной Академии Наук,
в честь Президиума Академии Наук и ее
президента Владимира Леонтьевича Koma-
рова!

Зал встречает заключительные слова

венная война, наш народ может посвятить
себя  созидательному труду, развитию
науки, культуры.

— Мы собралиеь здесь, — говорит ака-
демик Комаров, — вместе с представителями
учёных иностранных государств в обстанов-
ке чрезвычайного дружелюбия. Мы надеем-
ся, что установим прочные связи между
вееми академиями мира и между всеми
учёными мира, будем работать сообща и
добъёмея таких результатов, каких не до-
билиеь бы разрозненно,

Я предлагаю тост за Иосифа Виссарионо-
вича, за Генералиссимуса Советского Сою-
за, за нашего вождя я учителя, нашегэ дру-

га Иосифа Виссарионовича! За Родину, за
Сталина, ибо это неотделимо одно от другого!

Bee вотают и устраивают бурную овацию

в честь великого Сталина — любимого

вождя и полководца, приведшето нашгу Ро-

дину к великой победе. Возникают торже-
отвенные звуки оркестра. В течение не-

схольких минут продолжалотея бурные аи-

лолиементы, выражающие любовь и при-
знательность людей намки вдохновителю и
организатору исторических moder Красной
Армии и советокого народа.
Слово получает академик А. А. Байнов.
— Юбилейная сессия Академии Наук, —
говорит он,— превратилаеь в великое тор-

жество, в праздник советекой науки, име-

ющий международное значение. В пережи-

ваемые нами исторические лни с особенной
яркостью проявились сила, могущество и
величие нашего Советского Союза. В чём

причина таких. огромных успехов? Причи-

HA заключается в том, что передовая науюа,
великими корифеями которой являются
Марке, Энгельс, Ленин и Сталин, лежит в

енове жизни и деятельности нашето госу-

даретва.

Академик Байков говорит о великой Ста-
линекой Конституции, самой совершенной,
самой справедливой и самой демокраличе-
ской в мире, под знаменем которой живет и

трудится советский народ. Он говорит о мо-

гуществе нашей Родины, опирающемея на
великолепную промытиленноеть и передовое
сельское хозяйство.

— Мы имеем, — говорит Байков, — самую
могучую, самую сильную, непобедимую
Красную Армию, которая является надежной
защитой ет всяких враждебных посяга-

тельств.

Академик Байков предлагает тост за пе-
редовую советскую науку, за её процвета-
ние.

стья и здоровья вселюбящему сердцу
товарища Сталина!
Бурными, продолжительными  аплоди-

сментами зал встречает этот тост.

Далее выступает известный советский
конструктор В. Я. Климов:

— Товарищи академики, члены aka-
демий и научных обществ! Мы сегодня со-
брались здесь все ученики нашего ветико-
о учителя товарища Сталина. Всех нас
товарищ Сталин или лично, или через по-
средство наших главных руководителей на-
правлял и руководил нами как в довоен-
ное время, так и во время ожесточённой
войны против фашистов. Товарищи, вс
мы всегда удивлялись, почему  Иоеиф
Виссарионович, занятый своим большим
делом. может точно и хорошо разбираться
во всех вопросах техники, промышленно-
сти и науки. Конечно, Иосиф Виесарионовит
луче ответит на этот волнующий нас
вопрос, но я думаю, что один из этих отве-
тов таков: есть наука марксизма-лениниз-
ма. Эта наука даёт возможность разобрать-
ся во всех вопросах техники, промышлен-
ности и науки. Иосиф Виссарионович, как
первый знаток этой науки, её  корифей,
всегда подсказывает нам прямое и главное
направление в налцей работе.

Первое моё; товарищи, пожелание, чтобы
мы, работники науки, помнили. что теория
марксизма-ленинизма является путеводной

звездой для всей нашей деятельности.

Сегодня мы собрались на вечер, на кото-
ром нал великий учитель встретился с ты-
сячами своих учеников. Четыре дня тому
назад этот зал был также наполнен тыея-
чами учеников товарища Оталина. Моё вто-
poe пожелание — пусть количество этих
учеников непрерывно растет!

Товарищ Климов предлагает тоет за вели-
кото корифея ‘малженетоко-ленинекой нау-
КИ, почётного академика Иосифа
Виссарионовича Сталина.

Весь зал встает и горячо приветствует
родного Сталина, с именем которого связа-
ны блистательные победы советского ору-
жия, исторические достижения социалиети-
ческого строительства, успехи налпей нау-
ки и культуры. :

— Товарищи! Я поднимаю тост за
тех, — говорит ажадемик Т. Д. Лысенко, —
кто в трудных условиях, в тяжёлые дни
войны бесперебойно снабжал налту побело-
носную доблестную Красную Армию и про-
мышленноеть продовольствием и необходи-
мым сырьём, кто являлся и является
основой бурного ‘развития нашей молодой

BHA

Академик В. Л. КОМАРОВ

Празднование 220-летия Академии наук
СОСР явилось крупным событием в поли-
тической и культурной жизни нашего госу-
харетва. Сейчас, когда праздник отшумел,
у ученых осталось ощущение исторической
значительности юбилейной сессии. Что же
слелало сессию Академии наук историче-
еким событием?

Первый итог сессии, как мне кажет-
ся, — общее признание исключительного
значения науки в современной жизни. В
дни величайшей исторической значитель-
ности, в дни победы над Германией, народ
и правительство сделали юбилей Академин
всенародным и общегосударетвенным празд-
виком, окружили науку и ученых беспри-
мерным почетом и заботой. Каждый совет-
ский человек признает, что наша наука 3a-
служила народную любовь и уважение.
Иосиф Виссарионович Сталин однажды в
лячной беседе сказал мне, что каждый
красноармеец видел на фронте плоды нере-
довой науки. Поэтому победа над Германией
пе заслонила юбилея Академии, не затмила
его, а осветила, подняла его, придала науч-
ному празднику глубокий исторический
смысл; глубокое общественное еводержание.

Война против Германии была наиболее
яркой проверкой и демонстрацией значения
науки для военного дела, техники, произ-
водства, культуры и общественной пеихо-
логии. Современная война основана на мас-
совом применении прикладного естествозна-
ния. Мне хочется внести некоторое уточнение
в эту мысль. Для того, чтобы не только ве-
сти войну, но и выиграть её, недостаточно
только применять известные научно-техни-
ческие принципы; их необходимо непре-
рывно развивать, обогащать, изменять. При
современных темпах научно-технического
прогресса для победы нужен не только вы-
сокий уровень техники, но и, еслл можно
так выразиться, — «большая производная
по времени», т. е. большая скорость воз-
растания технического уровня. Именно это
имело и имеет место в Советском Союзе.
Наши инженеры, конструкторы, ученые —
новаторы. Они не довольствуются достиг-
нутым, как бы хорошо оно ни было; они
непрерывно ищут, изобретают, творят. В
этом одна из оеновных причин близости
науки к советскому народу. Народ-новатор,
народ-творец не может не любить перело-
вую науку, не окружать ее вниманием и
заботой.

Война показала, что наука крайне важ-
на для военной экономики. С началом вой-
ны мы не только не свернули наши экепе-
диции, поисковые работы, разведку недр
ит. д, но расширили их во много раз.
Помню, в 1941 году на Урале мы букваль-

К итогам юбилейной сессии
Академии наук СССР

вой, смёткой, интеллигентностью, идей-
ностью. У нас на километр фронта прихо-
дилось не только несколько сот пушек, но
и многие тысячи передовых, смелых, идей-
пых людей. Им противостояли многочиелен-
ные и хорошо вооруженные полчища тупых
п злобных кретинов. Наши бойцы, блахо-
даря героизму всего народа, смогли полу-
чить оружие более мощное, чем оружие
врага. Но они были сильнее врага и ду-
ховно, они были мужественными, стойки-
ми, идейными, культурными... Всё это мож-
во выразить одной фразой: они были совет-
скими люльми. Поэтому мне и хочется под-
черкнуть роль науки в воспитании харак-
тера советского человека.

Трудно измерить влияние, оказанное на
всех нас самой передовой научной теорией
человечества — учением Маркса, Энгельса,
Ленина и Сталина. Вее мы под влиянием
этой теории стали идейнее и смелее. Мы
привыкли подходить с научными крите-
риями к общественным явлениям, анализи-
ровать, искать причины, выводить следет-
вия, думать о будущем, исходя не из. на-
строений минуты, а из серьезного учета
0б’ективных факторов. Мы знали о науч-
вом предвидений, мы видели его примеры
во всех областях науки и поэтому мы ни
на одну минуту не теряли уверенности в
победе. ;

Когда Иосиф Виссарионович Сталин раз-
вернул перед нами свой гениальный анализ
стратегических, экономических и полити-
ческих факторов войны, мы увидели неиз-
бежность крушения фашизма. И это выра-
зилось в той спокойной, героической уве-
peHHOCTH, е которой советекне люди отра-
жЖали удары врага.

Бесомненно, и историческое освещение
прошлого нашего народа питало патриоти-
ческий порыв советских людей. Возьмем
даже такую, казалось бы, далекую область,
как история науки. Разве она не усугубля-
ла ненависть к фашистам, желавшим сжечь
и растоптать культурное наследетво чело-
вачества? Дело не столько в научных тру-
дах, сколько в научном мировоззрении, в
научном подходе к политике, к труду, ко
всей жизни, в новаторстве, смелости и уве-
ренности.

В июне этого года в личной беседе со
мной Иосиф Виссарионович Сталин одобрил
мысль о создании научной энциклопедии для
молодежи — «Юношеской энциклопедии»,
которая булет давать новому поколению зна-

Зал встречает этот тост продолжительны-
ми аплодисментами.

Далее выступает академик В. П. Волгин.

— Дорогие товарищи! Две черты отлича-
ют закончившуюся сейчас юбилейную cec-
сию Академии Наук. Два вывода напралви-
ваются езми собой. Первый соетоит в том,
что в этой сессии проявилось с исключи-
тельной яркостью и силой морально-поли-
тическое единство нашего советского нафо-
да, сплоченность сил налей. интеллигенции
вокруг великих идей, руководящих деятель-
ностью нашего советского государства, во-
круг нашего советского правительства. И
второй вывод, который напралиивается сам
собой, — вывод о том, что нала советская
наука, как передовая наука, приобрела ис-
ключительную  притягательную  междуна-
родную силу.

Мне хотелось бы сейчас поднять бокал
за ту великую силу, которая обеспечила
возможность этой научной работы, за ту ве-
ликую силу, которая своими славными побе-
дами обеспечила возможность прогрессив-
ного развития всему человечеству, за нашу

товарища Молотова громом рукоплееканий.
Товарищ Сталин. руководители партии и
правительства горячо пожимают руки В. 1.
Комарову, членам Президиума Академия
Наук. Раздаютея торжественные звуки ор-
кестра. Вее приветствуют заслуженных 00-
ветоких учёных. которые своими трудами
слелали неоценимый вклад в развитие ми-
ровой науки и общества.

Разрешите, говорит далее товарищ
Молотов, поднять следующий тоет в честь
наших пностранных гостей, деятелей нзу-
кл. Я поднимаю тост за здоровье наших
учёных гостей, за их дальнейшие успехи
и 38 то, чтобы развивалось тесное сотрудни-
чество между советской наукой и иностран-
ной наукой в интересах наших народов!

В зале возникают аплодисменты. Собрав-
шиеся тепло приветствуют представителей
зарубежной науки.

Товарищ Молотов предлагает тост в честь
академиков — Героев  Социалиетического
Труда. За здоровье и успехи академиков
Комарова, Байкова, Бардина, Баха, Зелин-

атробиологической мичуринокой науки, я
поднимаю тост за колхозников и рабочих
совхозов, за атрономов и всех других работ-
ников системы Наркомзема Союза во главе
с наркомом Андреем Андреевичем Андрее-
вым. Я поднимаю тост за атрономов и дру-
гих работников Наркомата Совхозов во гла-
ве с наркомом совхозов Павлом Павлови-
чем Лобановым. Я поднимаю тоет за того,
кто наряду е другими важнейптями воен-
ными вопросами, более чем кто-либо, думал
и заботился о хлебе, о развитии налгих кол-
х0зов и совхозов, о развитии нашей агро-
биологической науки, я пью за здоровье
Иосифа Виссарионовича Сталина! — 3a-
канчивает под бурную овапию тов. Лы-
сенко.

Дальше говорит товарищ Молотов.

— Товарищи. я поднимаю тост за ста-
рейшето ‘из руководителей советокого госу-
даретва, за нашего президента Михаила
Ивановича Калинина. 5

Зал отвечает на эту здравицу бурными
и продолжительными аплодисментами и
криками «ура».

ского, Виноградова, Лысенко, Мешанинова,   хоблестную, за нашу любимую. родную
Мусхелишвзили, Обручева, Орбели, Павлова,   Красную Армию. (Бурные аплодисменты). M Y Lane er   See ee
Прянишникова, Фаворекого, Бурденко, Кры-   3а наших доблестных воинов, прославив- ‘Товарищи! Не случайна близость

ших Родину великими ратными подвигами,
за славный офицерский состав натей ар-
мии, за её генералов и за великого вождя

лова, Капица, Богомольца, Абрикосова, Ми-
кулина.
— 3a ваше здоровье, товарищи! — ro-

общения научных работников с советокой
властью. Внешние проявления близости
её в очень слабой степени показывают

но в несколько недель находили новые
сырьевые, топливные, гидроэнергетические
пт. п. базы для эвакуированных заводов и
для новых производств, вызванных к жиз-
ви войной. Мы могли это делать благодаря
тому, что во всех районах в течение мно-
гих лет велиеь поиски ископаемых, потому
что у нас высоко стояло теоретическое
эстествознание, потому что, например, гео-
логические поиски направлялись широкими
геохимическими идеями таких мыслителей,
как Вернадский и Ферсман. Большое значе-
ние имело то обстоятельство, что советекое
производетво в основном опиралось на тех-
нику; построенную `в течение сталинских
пятилеток п воплотивитую самые передовые
нзучно-технические идеи современности.
Связь науки с практикой — характерная
черта советекого строя, и она, подобно дру-
TUM, особенно рельефно и ярко выступила
в ДНИ ВОЙНЫ.

Конструирование новых средств боевой
техники, создание новых технологических
процессов в военном производстве, мобили-
зация новых сырьевых, энергетических и
продовольетвенных ресурсов, создание но-
вых средств военной медицины — таковы
основные формы участия науки в непосред-
етЕенном отражении врага. Но это далеко
не всё...

Победа наша была результатом гармони-
ческого сочетания передовой военной тех-

ния, необходимые для воспитания передово-
го мировоззрения, новаторства, уверенности
и смелости во всяком деле. Мне кажется, это
также подтверждает мысль о значении нау-
ки для восйитания тех черт советского че-
ловека, которым человечество во многом обя-
зано победой над фаптизмом.

Таким образом, наука сыграла большую
роль в спасении цивилизации, в защите
свободы и чести нашего отечества. Поэтому
после парада Победы в Москве, Когда собра-
лись воины Красной Армии, которым чело-
вечество обязано своим спасением, был
провозглашен тост за люлей науки. Поэтому
юбилейная сессия Академии наук так орга-
нически вплелась в праздник Победы, по-
этому так любовно и внимательно отнесся
советский народ к своей Академии наук.

Сессия была всенародным признанием
военного, государственного и культурного
значения науки. Чо одновременно она была
мировым признанием тех преимущеетв для
развития науки, которые созданы социали-
стическим строем. Зарубежная наука была
представлена на сессии крупнейшими мыс-
лителями, имевшими полное право говорить
ст ее имени. Они внимательно знакомились
с нашими лабораториями, институтами, му-
зеями и библиотеками, принимали участие
в научных собраниях и потом в речах и в
частных беседах высказали свое впечатле-
ние. Их поразили внимание народа и пра-

ворит В. М. Молотов.

Участники приёма горячо аплодируют
выдающимся советским учёным, которых
Родина удостоила за их труды вамого по-
чётного в стране звания.

Слово берет академик В. А. Обручев.

— Мы все слышали на закончившейся
тобилейной сессии нашей Академии Наук,
каких огромных успехов достигла наша
наука за последние 20 лет по сравнению с
предшествующим вторым столетием, — го-
верит Обручев. — Этн огромные успехи
были обусловлены тем, что наше прави-
тельство всячееки поошряло развитие нау-
ки, науки передовой, которая служит шо-
грессу, служит своему народу, своей от-
чазне.

Я поднимаю бокал за дальнейшие
успехи, за развитие науки не только
нашей, в Советском Союзе, где нет никаких
препятетвий для свободного её развития,
но также п во воех свободолюбивых госу-
дарствах для того, чтобы эта наука  епо-
собствовала дальнейшему развитию, все-
общему миру ин благу всего человечества!

Заключительные слова академика 0бру-
чева зал ветречает бурными аплодиемен-
тами.

Товариц: Молотов прелоставляет слово
академику Л. А. Орбели.

— Товарищи! Иетекшая сессия Акаде-
мии Наук является ещё одним доказатель-
ством того заботливого, внимательного от-
ношения. которое проявляет наше прави-
тельство к науке. Мы © чуветвом глубокой
благодарности принимаем эти заботы. Мы
торлы тем, что имели возможность пока-
зать нашим иностранным гоетям напги ла-
боратории и институты в полном порялке
и в состоянии активной деятельности. Мы
торды тем, что, несмотря на все тяготы
военного времени, несмотря на исключи-
тельные заботы, которые несло наше пра-
вительство, несмотря на тяжкие испыта-
ния, которые перенесла налиа страна за
время войны, нам была ‹охранена в0з-
можноеть научной работы и тем самым
была обеспечена возможность принять
участие в общем деле победы над врагом.
Я думаю, что выражу общее мнение, если
принесу от имени веех собравшихся благо-
дарность нашему правительству за все
заботы о советокой науке, за обеслечение
возможности строить эту науку, и если
скажу, что мы принимаем на себя обяза-
тельство развивать эту науку и дальше
и полнять её на ещё более высокий уро-
вень  (Продолжительные аплодисменты).

Следующее слово приналлежит прези-
денту Академии Наук В. Л. Комарозу.

В. Л. Комаров говорит, что теперь, когда
победоновно завершена Великая Orevect-

и полководца, за нашего дорогого и люби-
мого товарища Сталина!

Бурной овацией встречает зал эти слова.
Все встают. Раздаются крики «ура» в честь
доблестной Красной Армии, в честь великого
Сталина.

Следующее слово берет академик А. А.
Микулин.

— Я поднимаю свой бокал за творцов
новой техники, — говорит т. Микулин, — за
творцов советской техники, которая поборо-

ла хвалёную немецкую. технику. Я подни-

маю свой бокал за героев-бойцов, которые,
пользуясь этой техникой, победили гитае-
ровскую Германию!

Дружными аплодисментами зал поддер-
живает тост в честь творцов советского ору-
жия, в честь воинов, овладевших могучей
техникой и разгромивших наголову - врага.

Академик И. П. Бардин говорит о мощи
советского государетва, которая поднялась
за эти годы на небывалую высоту, о ро-
сте советской науки, служащей интереезм
отчизны, интересам народа. Налие госудаф-
ство стало могучим, заявляет тов. Бардин,
потому, что им руководит славная больше-
вистекая партия. Мы выдержали ¢ чеетью’
все испытания войны и повергли в прах
сильного врата благодаря тому, что нашу
страну ведет от победы к победе великий
Сталин. Да здравствуют наша партия и пра-
вительетво и наш Генералиссимус товари
Оталин! — восклицает академик Бардин.

Его заключительные слова зал встречает
шумной овацией. Собравшиеся горячо при-
ветствуют товарища Сталина, руководите-
лей партии и правительства, обеспечивших
исторические трудовые и военные победы
советокого государства.

— Среди победоносных знамен, которые
несла наша славная армия и наш советский
флот, среди них незримо реяли знамена т9-
го строительства, во главе которого стоит
налие дорогое государетво, — товорит ака-
демик Н. Д. Зелинский. — Это то строп-
тельство, которое несёт не только в нашу
среду, но м в мир правду, справедливость п
любовь. Вот за эти незримые знамена, ко-
торые победили и в будущем будут побеж-
дать без пушек, без орудий, а благодаря
только тем благородным святым идеям, ко-
торые воплощаются в нашем госуларотве,
я поднимаю свой тост.

Я бесконечно счастлив и Pat, что дожил
до этого момента, и был бы счастлив ещё
прожить несколько лет, чтобы видеть даль-
ше шаги вперёд для внедрения тех святых
идеалов любви, правды и справедливости,
которые лежат в основе назтето строитель-
ства.

Позвольте провозгласить это м8 и всех
нас, я уверен, пожелание и пожелать оча-

эту блязость. На самом же деле эта бли-
300Th покоится на очень серьёзном фуниа-
менте, и она гораздо теснее, чем внешне
кажется. И это — естественно. Наше госу-
дарство — социалистическое. Промышлен-
воть в нашем государетве — в основном,
большая её часть, крупная промышлен-
ность — государственная. Поэтому  тре-
буется целесообразное, разумное, т ве. Ha-
учное руководство ею. То же самое можно
оказать и о сельском хозяйстве. Мы хотим
деревню, её культуру, её людей сделать
людьми городскими, культурными, иначе
говоря, чтобы их культура, быт равнятись
городоким. Разве мы можем всё это сделать
без науки, без высокой техники? И вот все
это проводит наше правительство в лице
товариша Сталина, наконец, его ближай-
ших помощников и, в особенности,
товарища Молотова. Я и предлагаю  под-
нять тост за товарища Молотова! (Бурные
аплодисменты, крики «ура»).

Тоз. Молотов выступает с заключитель-
ным тоетом:

— Товарищи! Разрешите предложить
прошальный тост в честь советоких учё-
ных, в честь иностранных деятелей наук,
в честь дружбы межлу нашими и иностран-
ными учёными, хежлу наштей отечественной
п мировой наукой. За их здоровье, за их
уснехи п за присутетзующих ереди Har
гостей, участвующих в этом чествовании!

*

Радостной и волнующей была вчерашняя
историческая встреча великого вождя и
полководца, руководителей партии и прави
тельства с деятелями советской науки, с
e3 лучшими поедетавителями,

`В нантей стране наука окружена отече-
ской заботой правительства и всеобщей
народной любовью. В нашей стране звание
учёного поднято на небывалую высоту. В
налцей стране мы видим нерушимое един-
ство людей труда и науки, которых вдох-
новляет олял благородная цель — служение
своему народу, служение своей отчизне.

+ * *

* *

Во время приёма состоялся большой кон-
церт ¢ участием лучших артистических
сил столицы, в котором приняли участие:
народные артисты Союза ССР М. 0. Рейзен.
И. С. Козловекий, М. Д. Михайлов, лауреат
всесоюзного конкуреа Д. Я. Пантофель-
Нечецкая и другие, Государственный сим-
фонический оркестр Союза ССР и ЕКрасно-

знаменный ансамбль краонозрмейской пес-   колаю Игнатьевичу.

аи и пляски Союза ОСР.
1 (ТАСС).

За ваше здоровье! (Бурные аплодисменты).

HUE с особыми качествами русских и всех   вительства к науке, мощная материальная
советских воинов: храбростью, инициати- база, исследований, широта научных планов,

лилии EEE

Указ Президиума Верховного Совета

1 ИЮЛЯ 1945 г.,

oa

Торжество советской науки

уногочисленные и ценные результаты нлуч-
ной работы и быстрое внедрение их в прак-
THRY.

Таким образом, еще раз исполнилось за-
мечательное пророчество Белинского, писав-
шето сто лет назад о России, которая в
ХХ веке будет давать миру образцы науки
и культуры и принимать дань благодарного
восхищения OT других народов. Русские
ученые и в прошлом немало дали миру. Од-
нако сейчас мировая наука получает от них
не только замечательные открытия, но и
поучительные образцы связи между наукой
и жизнью. На этом мне хочется остановить-
ся несколько подробней.

На первом заседании сессии я уже гово-
рил о ХУШ веке как о веке разума, о
ХГХ столетии-как о веке науки и о нашем
BpeMeHH—kKak 00 эпохе универсального вне-
дрения науки в жизнь, универсальной пере-
стройки техники, общественных форм и га-
мой природы на началах разума и науки.
Основным событием нашего века было со-
здание советского строя, создание гармонич-
ных общественных форм.

Новый строй показал свои преимущества
в отношении производетвенного развития.
Эти преимущества реализовались в сталин-
ских пятилетках. Новый строй выдержал
самое великое испытание, какое могло быть

в истории, — нашествие свирепого врага,

растюлагавшего всей производственной
мощью Европейского континента. В борьбе
против этого врага гений Сталина призвал
все политические, экономические и военные
силы советского общества, и они оказались
такими могучими, что враг был раздавлен.

Победа над Германией — демонстрация

великих сил, рожденных социалистическим
строительством. Гармоничные общественные
формы обеспечивают высокий уровень про-
изводства, военной техники, стратегии и
тактики, высокий, невиданно высокий мо-
ральный и политический уровень народа,
Это признано сейчас всем миром. Сейчас
признано также, что советский строй созда-
ет невиданные преимущества для научного
развития. В этом признании юбилейная сес-
сия Академии наук также была важным
эталюм.

Есть еще третий итог х‹ессии, относя-

щийся к самой Академии наук и к ее роли
в советском государстве. Мне кажется, сей-

чае всем стало ясно, что Академия наук
СОСР — общегосударственный центр совет-
ской науки. В ХУШ веке она не играла та-
кой роли: за вычетом Московского универ-
ситета она не имела периферии, других свя-
занных с ней научных учреждений. В
ХМ веке и в первой четверти ХХ века наря-
ДУ с Академией было много других научных
центров, прежде всего университетских, и
они подчас были теснее связаны с русским
обществом и с прогрессивными направления-`
ми общественной мысли. ^

В советском государстве, где наука моно-
литна, Академия в течение последних два-
дцати лет стала центром всей разветвленной
сети научных учреждений, включающей на-
учные учреждения промышленности и вузов.

Академия об’единяет наиболее крупных
и признанных деятелей всех основных от-
раслей знания и по праву может руково-
дить комплексными исследованиями, дви-
гающими вперед советскую‘ технику; куль-
туру, благосостояние нарола, мошь государ-
ства. Академия наук во главе многотысяч-
ного коллектива советеких ученых просла-
вит Сталинскую эноху своими научными

тостижениями.

Таковы мои краткие и беглые мысли об
итогах юбилейной сессии Академии наук.
Однако ни эти строки и вообще никакие
слова не могут передать чувства глубокой
радости, которое наполняет мое сердце, как
и сердца других ученых. Мы оказались со-
временниками и участниками великого ис-
торического дела преобразования общества,
уничтожения кровавой опасности, угрожав-
шей существованию человечества, небывало-
го расцвета культуры и науки.

Слава руководителю этого дела-—корифею
науки, нашему великому Генералиссимусу

Победы.

СЕР

0 присвоении звания Героя Советского Союза генералам, офицерекому, сержантекому.

и рядовому составу Красной Армии

9. Гварлии лейтенанту Гавриленко Леон-
тию Ильичу.

10. Гвардия краенозрмейцу Галушину
Прокопию Ивановичу.

11. Генерат-лейтенанту танковых войек
Говоруненко Петру Дмитриевичу.

12. Лейтенанту  Говорунову Николаю

За образцовое выполнение боевых зада-
яий Командования на фронте борьбы в нз-
мепкими захватчиками и проявленные пои
этом отвагу и геройство присвоить, звание
Героя Советского Союза с вручением ордена
Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Гвардии краснозрмейцу Авдееву Ива-

ну Павловичу. Михайловичу. :

2. Гварлии капитану Баранову Василию 13. Стаошему лейтенанту Головко Павлу
Анлреевичу. Федотовичу.

`З. Капитану Барченкову Даниилу Гав-   14. Батитану Голуб Сежену Тимофое-
риловичу. вичу.

4. Гвардии лейтенанту Бачурину Федору   15. Гвардии старшему лейтенанту Го-
Пгнатьевичу. лубеву Сергею Васильевичу.

16. Гвардии капитану Генчарову Ивану
Тимофеевичу. :

17. Краеноавмейцу Городецкому Васп-
an Романовичу.

18. Гвардии старшему сержанту
горьеву Михаилу Яковлевичу.

19. Лейтенанту Грошеву Анатолию Ива-
HOBIYY.

5. Гвардии красноармейцу Борисову Ни-
колаю Ленисовичу.

6. Старшему сержанту Вихрову Ивану
Григорьевичу.

7. Гвардии майору Войтекайтес Анато-
лию Николзевичу.

8. Гвартии старшине Ворсенину Павлу
Мартыновичу.

Гри

20. Старшему сержанту Дейнега Алексею
Тихоновичу.

21. Гвархии

лейтенанту Дементьеву
Евтению Ильичу.
22. Лейтенанту

Павлу Ми-

хайловичу.

23. Лейтенанту Долгову Ивану Илла-
рионовичу.

24. Гвардии старшему лейтенанту 3a-
харову Николаю Сергеевичу.

25. Гвардии  красноармейцу  Золкину
Андрею Матвеевичу.

26. Старшему лейтенанту Иванченко
Андрею Федоровичу.

27. Лейтенанту  Иевскому
Алексеевичу.

28. Гвардии старшему лейтенанту На-
лачеву Анатолию Александровичу.

29. Старшему сержанту Каршиеву Куч-
кар.

Долгареву

Анатолию

(Продолжение следует).

СССР

( присвоении звания Героя Советского Союза генералам, офиперскому, сержантекому

8. Капитану Волкову Василию Степа-
HOBHYY.

9. Старшему лейтенанту
Алексею Михайловичу.

10. Гвардии младшему сержанту Геврик

ний Командования на фронте борьбы ©
немецкими захватчиками и проявленные
при этом отвагу и геройство присвоить
звание Героя Советского Союза с впучени-

Вьюшнову

ем ордена Ленина и медали «Золотая   Григорию Федотовичу.

Звезда»: 11. Старшему лейтенанту Глобину Ни-
1. Сержанту Агееву Василию Cepree-  Колаю Ивановичу.

BHUY. 12. Лейтенанту Ерманову Александру
2. Подполковнику Багян Григорию Кара-   Семеновичу.

петовичу. 13. Старшему лейтенанту Ефимову Ива-
3. Капитану Батиньнову Сергею Але-  НУ Николаевичу.

ксеевичу. 14. Подполковнику Заикину Ивану Ев-
4. Старшему лейтенанту  Брюханову   ЛОКИМОВИЧУ.

15. Старшему лейтенанту Зайцеву Ни-

Степану Степановичу.
колаю Яковлевичу.

5. Старшему лейтенанту Бурак Але-

ксандру Кондратьевичу. eee ту Зарецких Михаилу
6. Старшему лейтенанту Быстрозу Ни- 17. Генерал-майору Зубову Петру Ива-
В новячу.
7. Гвардии генерал-майору Васильеву 18. Старшине Иванько Александру Ан-
Ивану Васильевичу. дреевичу,

19. Лейтенанту Напустникову Николаю
Ильичу.

20. Младшему сержанту Кердань Федо-
ру Кирилловичу.

21. Майору Низюн Петру Кондратьеви-

22. Гвардии генерал-майору Нолдубову
Михаилу Ильичу.

23. Краеноармейцу Курбатову Василию
Васильевичу.

24. Генерал-полковнику
Павлу Алексеевичу.

25. Лейтенанту Нучеренко Александру
Васильевичу.

26. Подполковнику Марновцеву Степа-
ну Харитоновичу.

27. Гвардии майору Можейко Павлу
Викторовичу.

28. Гвардии капитану
колаю Александровичу.

Курочкину

Мостовому Ни-
(Продолжение еледует)