1 ИЮЛЯ 1945 г., № 156 (9927)

Осуществлена

В Ужгороде

УЖГОРОД. 30 июня. (Корр. «Празды»).
В столице Закарпатской Украины — тор-
жество и ликование, какого не видел этот
древний город за всю свою историю. Ули-
цы в праздничном убранстве. Правитель-
ственные здания, жалые дома. клубы,
театры, мосты украшены транспарантами
с надписью: «Хай живе об’еднання Закар-
патеько! Укратни з радянською Укра?ною!»,
портреты великого Сталина, уковотите-
лей партии и правительства Советского
(Союза. Сегодня с самого утра на улипах
праздничное оживление. Жители города
приветствуют друг друга, обнимают, целу-
ют. поздравляют с величайшим событием.

В 2 часа дня улицы и плошади города

заполнили колонны демонстрантов. Впере-
ди — красные знамена. Над колончами —
портреты товарища Сталина и его сорат-
ников, лозунги, плакаты. Многие лемон-
странты несут большие букеты цветов.
Отовсюду раздаются восторженные возгла-
сы в честь Генералиссимуса Сталина, в
честь родного Советского Союза. Пот звуки
оркестра колонны заполняют площаль ие-
ред зданием Народной Рады. На балконе—
члены Народной Рады Закарпатской Укра-
ины, представители лителлитенции и тоу-
дящихся города. В 3 чаеа 30 минут пред-
седатель городского народного комитета
тов. Стасев открывает митинг. посвящен-
ный историческому событию в жизни на-
рода Закарпатской Украинм. Сообщение
тов. Стасева о подписании в Москве до-
товора между Советским Союзом и Чехо-
словацкой республикой встречается бурны-
мн овациями и криками «Слава Сталину!»,
«Слава Красной Армии — освободительни-
це Закарпатской Украины!»

В своей речи тов. Стасев говорит о ге-
роической истории своего народа. который
мужественно пронес через многие столетия

Крестьянин села Ярок Иван Скубенич подписывает Манифест

соединении Закарпатской Украины с Украинской ССР.

С матерью-Украиной, с советским.

Осуществилась вековая мечта нашего

`тяжелой жизни и борьбы веру в свое буду-

щее, веру в воссоединение со своей матерью-  .

Украиной. Мы тордимся,— говорит тов.
Стасев.— тем, что стали полноправными
тражданами великого Советского Союза.

С речью выетупает председатель Народ-
ной Рады Закарпатской Украины Ивач
Туряница. Он говорит, что во всем Закар-
патеком крае нет такой хаты, нет такого
уголка. rie Ob сегодня не радовались это-
мт счастливому событию. Сегодня истори-
ческий лень. который наш нарол накогда
не забудет.

(т имени закарпато-украинского народа
тов. Туряница выражает глубокую благо-
дарность Красной Армии, великому Сталину
за освобождение Закарпатекой Украины от
немецких и мадьярских поработителей, 3a
то, что народ может сейчас свободно, еча-
стливо жить в единой семье советских нз-
родов.

Митинг встречает эти слова овацией,
тромвим «ура».

На митинге выступили председатель Co-
вета профессиональных союзов Закарпат-
ской Украины тов. Петрущак, председатель
ЦЕ союза молодежи Закарпатской Украины
тов. Левко. от имени интеллигенции —
профессор Керча. Бурными аплодисментами
встретили. участники митинга. украннекого
писателя Петро Панча, передавшего привет
от писателей и тнтеллитенции Советокой
Украины.

Под бурные аплодисменты Участники

митинга приняли письмо товарищу Сталину

и товарищам Молотову и Хрущеву. В этих   Красная Армия, освободившая Закарпат-
ниеьмах выражены чувства всего народа, скую Украину, навсегда положила конец

его глубокая, сердечная благодарность за
воссоединение Закарпатской Украины е 00-
ветской Украиной.

Митинги, собрания и демонстрации, по-
священные воссоединению Закарпатской
Украины © Советекой Украиной, проходят
и в других городах и селах Закарпатекой
Украины.

многострадального народа: мы — вместе
с нашими братьями и сестрами по ту сто-
рон Карпат, вместе с братеким народом
Советской Украины и всем великим Совет-
ским Союзом. Сотни лет мечтал 0б этом
дне нарох Закарпатской ‘Украины. Отцы
наши. деды и прадеды несли свою мечту
через вею жизнь и передавали ее из поко-
ления в поколение. Как выразить радость,
которая переполняет сегодня наши сердца!
Прекраена природа нашего края — он
весь в лесах, спускающихся к долине реки
Уж с высоких горных склонов Верховины.
Населяют ее украинцы — плоть от плоти,
кровь от крови великого украинекого на-
рода. Несмотря на то, что прошло 900 лет
с той поры, как народ наш был насильст-
венно отторгнут от своих единокровных
братьев, мы сохранили свою народность,
свой родной язык, свою украинскую куль-
туру. Века прошли в самоотверженной
борьбе народа против ига венгерских за-
хватчиков, за право воссоединения с Укра-
иной. Оторванный от своей матери-отчиз-
ны, народ Закарпатской Украины был
обречен на нищегу и вымирание. Большая
часть крестьян, составляющих  преобла-
дающее большинство населения нашей
страны, не имела земли. Все то, что было
добыто потом. и кровью, отнимали_ венгер-
ские помещики. на которых днем и ночью,
летом и зимой работал нал несчастный
народ. Свет пришел к нам с востока. Наши
братья—руеекме и украинцьы-— восемь ме-
сяцев назад протянули нам PyRy помощи.

многовековому господству мадьяр и нем-
цев на исконных украинских землях.
Тогда впервые в истории нашего яаро-
да —26 ноября 1944 года в городе Мука-
чеве сабралея первый с’езд Народных
Комитетов. Делегаты из далеких горных
селений, из Хуста, из Ужгорода. Мукачева

oOo 90

Беседа с председателем
Народного Совета Закарпатской
Украины Иваном ТУРЯНИЦА

oOo 8

и других городов и сел единодушно ре-
шили:

— Требуем присоединения в Советской
Украине!

«Вея история Закарпатской Украины
говорит, — записано в манифесте, едиио-
гласно принятом на этом с’езде,— что наш
народ, лишенный национальной независи-

мости, пребывая веками в рабстве, по-

гибнет, если останется в пределах чужого

государства. Или воссоединение с Советской
Украиной и национальное возрождение, или

гнет, бесправие и постепенное вымирание

народа Закарпатской Украмны». Выражая

волю всего народа нашего края, делегаты
©’езда Народных Комитетов постановили
воссоединить Закарпатекую Украину co

своей великой матерью—Советской Украи-

ной и просить Верховный Совет УССР и
Верховный Совет СССР включить Закар-
патекую Украину в состав Украинской
Советской Социалистической Республики.

На первом с’езде был избран Народный

‚Совет Закарпатекой Украины. являющий-

вя центральным органом власти. действую-
щей по воле народа на территории Закар-
патекой Украины. Изролный Совет был
уполномочен с’ездом осуществить истори-
ческое решение натпгего народа.
Пристунив к работе, Народный Совет
первыми же своими декретами устранил
несправедливости, существовавшие на про-
тяжении веков. Помещичью землю, обильно
политую потом и кровью лучших. сынов
нашего народа, решено было передать кре-
стьянам — единственным законным ее хо-
зяевам. Имущество захватчиков и врагов
народа по декрету Народного Совета было
конфисковано в пользу народа.

1-го с езда Народных Комитетов Закарпатской Украины о вос-

Фото А. Устинова.

народом— навеки

Прошло всего несколько месяцев. С за-! использованию местных возможностей —
конной гордостью оглядываемся мы теперь   вот что привело к затяжке ремонта ком-
на пройденный нами путь. Земельная ре-   байнов. Диреклор Злодейекой MTC ros. Ko-
форма, к которой мы приступали с глубо-   соротов и старший механик тов. Шипуля
ким волнением, уже полностью заверше-   даже не позаботились об организации обще-
ла. В Закарпатской Украине больше нет   ственного питания
беяземельных крестьян. Народные Комите-   ских. Каждую субботу рабочие уходят за

ЕЕ eS Ee ee a ee ee ee

Заметки с предуборочноо
совещания

— И последний вопросе — уборка уро-
man. Восточные районы к косовице при-
ступяг дней через пять, а к уборке они
еще не готовы. С этим делом Дон сильно
отстает от своих соседей — кубанцев a
ставропольцев.

Сказав 0б этом как бы между прочим,
заведующий сельхозотделом обкома ВКП(б)
тов. Барабанов покинул трибуну област-
ного предуборочного совещания.

— 0 завозе горючего скажите!

— 0 ходе ремонта комбайнов промол-
чали!

Барабанов не обратил внимания на реп-
лики из зала, он невозмутимо занял свое,
место в президиуме. В часовой речи он го-
ворил 0 многом, но главного не сказал:
ремонт комбайнов, подготовка простейших
уборочных малгин, организация труда на
уборке выпали, ках говорится, из поля его
зрения. Благолушием дышали речи и не-
которых других ораторов —— заведующих
райземотделами, директоров МТС и arpo-
номов. Кое-кто из них восторгалея своими
успехами нз весеннем севе, но эти успехи
еще не закреплены, и если затянуть убор-
ку, допустить большие потери, они будут
сведены на-нет.

Но. может быть, колхозы и МТС Дона уже
готовы приступить к уборке? Нет, цифры и
факты говорят o другом. Хлеба уже
созревают, а комбайнов отремонтировано
меньше половины. 15 МТС на 20 июня
ке выпустили из ремонта ни одного ком-
байна. А комбайн, как известно, является
основной уборочной машиной. Надо иметь
в виду и другое. Хлеба нынче созревают
одновременно. Сразу же придетея вводить
в действие все сложные и простейшие ма-
шины, убирать хлеб всеми средствами и
сятами.

Скверная организация труда в мастер-
CRUX и пренебрежительное отношение к

такие разговоры: «А серпами и косами вы
думаете убирать хлеб?». «Что вы? Казачки
сроду и серпа в глаза не видели». Шоелед-
ние слова принадлежат одному из заве-
дующих райзо. И это не случайное заявле-
ние. В области прочно  укоренилась
такая теория. Но сама жизнь ее опрозерга-
ет. В Целинеком, Вешенеком и других рай-
унах бригады стариков п старух в прошлое
лето косами и серпами убрали сотни гек-
таров. Но ни Сельхозенаб, ни другие 0б-
ластные организации не  позаботилиеь
0 том, чтобы завезти в села и хутора косы
и серпы, а руководители местных земель-
ных органов ничего не делают, чтобы на-
учить ручной уборке как можно больше
колхозников и колхолниц.

Велика роль агронома в ‘наступающие
страдные дни. Но занимаются ови подчас
не тем, чем надо. Главный атроном Орлов-
ского райзо тов. Казмин в своем выетупле-
нии заявил:

— Я привез в гобой три пуда разных
сволок и отчетов. В каждом отделе 0блзо
е меня прежде всего требовали различ-
ных сведений и даже предупредили: «Если
не отчитаешься по Beem вопросам, то
мандата на совещание не получишь».

Орловский район имеет самую большую
посевную площадь в области. Здесь—58
колхозов. А в райземотделе вместо 6 агроно-
мов работают два, да и они используются
неправильно, превращены в канцеляри-
стов, статистиков, еле успевают собирать
различные сведения и отвечать облземот-
делу на многочиеленные запросы. От тов.
Вазмина, например, потребовали сообщить,
сколько в районе находится полевых наве-
сов и какое количество там может разие-
ститьея лошадей.

Бумага и чернила отрывают агрономов
от живого общения с тружениками социа-
листических полей, от руководетва брига-
дами и звеньями, заслоняют от них сенов-
ное в подготовке к уборке. В этом отно-
шении заслуживает внимания выступле-
ние тов. Ваплуна — руководителя группы
передового опыта 00130. Он упрекал мест-
ных работников, в том чиеле и атрономов,

для рабочих  маетер-

ты роздали безземельным и малоземельным   несколько километров домой в хутора, что-

хозяйствам 113 тысяч моргов земли. Из бы запаетиеь продуктами.

Возвралщаются

рук народной власти получили землю 47  они в понедельник к обеду. В Натальев-

тысяч семейств — 196 тысяч человек.

ской МТС не составлен график ремонта, а

Co слезами благодарности и счастья при- во многих других МТС до последнего вре-
нимали бедняки долгожданную землю. Они   мени не были составлены дефектные ведо-
любовно обработали ее и засеяли, стремясь   мости. Руководители Больше-Крепинской и
% TOMY, чтобы первый свой урожай был бо-   Каменекой МТС ззявляли: «Дайте нам за-
гат и обилен. Нани крестьяне называют   пасные части, и мы сразу же выпустим

урожай этого года

«урожаем счастья».   комбайны из мастерекой».

Проверка по-

Пусть же велик будет урожай счастья на   казала, что в кладовых МТС имелись Bee
освобожденной нашей земле! Уже по пло-  необходимые для машин запасные части.
щади у нас засеяно на 16 процентов боль-   Вообще снабжение запасными частями мно-

ше, чем засевалось в Закарпатской Украи-  гих MTC в нынепгнем

году организовано

пе до войны. А хлеба мы соберем еще   лучше, а комбайны они ремонтируют хуже.

бэльше! °

Так, например. Колушкинская МТС отре-

В Закарпатской Украине завершается   монтировала 15 машин, а в прошлом году
большая работа по восстановлению заво-  на это же число были отремонтированы
дов и фабрик. 260 промышленных пред-  24 машины. Тажое же положение в Дуда-
приятий уже работают. Три четверти из   ревокой, Верхне-Макеевекой, Кашарекой п
вих — это государственные предприятия, в других МТС. Альшанекая и Вегеловекая
вонфискованные по декрету Народного Со-  МТС находятся в отинаковых уеловиях, а
вэта у венгереко-немецких захватчиков.   к уборке они подготовились. Руководители
Полным ходом работают в Закарпатской Ук-   их сумели организовать реставрацию и из-

ранне химические и нефтеперегонные пред-

приятия.

Закарпатская Украина

готовление запаеных частей на. месте, по-
заботились о правильной организации тру-

возрождается.   ла и добились успеха.
Она быстро залечивает тяжкие раны, нане-

Не лучше обстоит дело и е подготовкой

сенные ее угнетателями. Исторический до-   простейших уборочных машин. Ремонт кон-
говор, воссоединяющий нашу страну и наш   ных уборочных машин далеко не за-

народ е народом Советской Украины, от-   кончен.
крывает перед нами радостные перепекти-

Сельхозартели  Алексеево-Лозов-

ского района располагают 145  жат-

вы. С нашей великой матерью-Украиной   ками и лобогрейками, а подготовили 75.
мы воссоединены навеки. Этого ждал, этого   В Глубокинеком районе из 173 готовы 100
хотел, об этом мечтал столетиями весь наш   лобогреек и жаток. Непонятно, почему ра-

народ. И в сознании этого — источник на-   ботники

земельных органов отстающих

шего счастья, за которое мы безгранично   районов не говорили на предуборочном co-

благодарны вождю народов,
мусу — Советского
Сталину.

Генералисси-   вещания о том, как они думают  навер-
Союза — великому   стывать упущенное время.

Среди участников совещания звелизь и

в том, что они не веегда аккуратно пред-
ставляют списки стахановцев, задержива-
ют заполнение анкет и т. 1.

— Bor Пролетарекий райземотдел деко-
ративно, хорошо оформил списки. Сразу
видно, что он умело выращивает стаханов-
цев,— говорил Каплун.

За декоративноетью руководитель груп-
пы передового опыта облземотдела прогля-
дел существо дела. Плохая подготовка кол-
х030в и МТС к уборке об’яеняетея прежде
всего тем, что во многих МТС не органи-
зовано социалистическое соревнование Ha
ремонте комбайнов и простейших машин.
Группа передового опыта He занимается
обобщением и популяризацией опыта пере-
довых комбайнеров, уже давно подготовив-
ших свои машины к выезду в поле. Яено,
что недостаточно собрать спиеки и анкеты
лучших людей. Надо воспитывать новато-
ров, помогать им, во-время замечать и под-
держивать их инипиативу.

До войны Дон славилея мастерами высо-
кой произволительности труда. Имена луч-
ших тракториетов. комбайнеров, бригади-
ров и звеньевых были известны далеко за
пределами области. Сейчас же опыт передо-
виков не популяризируется. На весеннем
севе многие трактористы, бригадиры и
звеньевые добились высоких показателей.
Пора бы передать их опыт всем тракторным
бригадам и колхозникам. Но этого не де-
лается.

Колхозы Дона много сделали для полу-
  чения высокого урожая. Тем непримиримее
надо относиться к недостаткам в подготовке
К уборке и хлебосдаче — главному этапу
сельокохозяйственного года.

Я. КРИВЕНОК.
(Корр. «Правды»).

Ростов-на-Дону.

Микола БАЖАН   Наша ИСЕОННАаАая земля

Когда воины Красной Армии стали на
вершинзх Карпат и перед их глазами про-
стерлись дымные дали южных склонов
гор, когда они, лумая вражеские рубежи,
раокалывая доты, опрокидывая  заелоны,
тромя дивизии немецко-венгерских фаиги-
сетов, в трудных боях и переходах вышли
крутыми дорогами войны на луга и поля
долины Тиссы, — радостные люди выбе-
тали им. навстречу из таких знакомых и
таких родных белых хат, говорили им
ласковые и восторженные слова, такие
знакомые, такие родные и понятные. И от
этого вокруг стало таким знакомым и
родным. Каждый красноармеец понял, что
не на чужую землю он вотупил и людей
не иных стран он тут вотретил, а что это
свои родные люди, свой родной язык, свой
Родной народ. Очень бедный нафод, очень
измученный, зверски  ограбленный и
оскорбленный фаптистекими разбойниками,
Но от этого еще более дорогой, еще более
нуждающийся в братокой ласке, теплоте,
любви. И от всего своего шедрого сердца
воин Красной Армин дал им этот дар люб-
ви и братства. Рыдали старики, впервые,
может быть, за всю свою долгую жизнь
ошутивитие ласку и уважение со стороны
людей, которые, по их хдедовскому понятию,
должны быть бы панами, а оказались
друзьями и братьями. Девушки несли на
белых рушниках черный хлеб и серую
соль и просили воинов отведать их скром-
ное угощение. Юноши просили оружие, и
когда им разрешали, — уходили бить
ненавистных немцев.

Из лесов выходили партизанские отря-
ды. Их знамена быля красными. Пятико-
нечные звездочки украшали их головные
уборы. Партизанекие отряды выделяли лю-
дей, которые созывали стариков на собра-
ние, выбирали временную власть, собира-
ли народ на всемерную. помощь ‘° своим
героическим освободителям.

Везмерна была радость  закарпатеких
украинцев. освобожденных Красной Армией
из фашистской неволи. Радость, перепол-
нившая сердиа, пробудила в них заветное,
вековое упование. 0 нем пели в сокровен-
ных песнях, о нем деды рассказывали в ле-
тендах, передававшихся тайком, пюпотом,
чтобы не подслушалю ухо венгерского со-
тлядатая.

В этих легендах, как древний пароль,
звучала Фраза «Счастье придет с восто-
ка», свотлые слова «Русь», «Украина»,
«Россия» звенели в этих легендах, как
речевые колокола. Народ слушал их коло-

кольный звон и верил, что настанет время,
и его призовет этот колокол на великое
вече, на многомиллионное вече братьев.

В народном сердце Закарпатской Украи-
вы никогла не угасала вера. Тысячу лет
не угасала вера в воссоединение этого ма-
ленького народного потока с великим укра-
инским морем, с великим океаном Руси.

Тысяча лет. Подумаль только, тысяча
лет! Полмиллиона людей украинского на-
рода, заброшенных историей за вершины
Карпат, не теряли <воего чувства единства
< могучими народами восточных славян,
с украинеким и русским народзлми.

Тысячу лет они называли вентров за-
хватчиками, ибо тысячу лет верили во
временность венгерского владычества Ha
их земле. За тысячу лет поработители име-
ли достаточно времени нз прилумывание
различных способов, чтобы истребить эту
ъеру, выкорчевать из сердец закарпатских
украинцев чувство их единства с украин-
ским народом. Венгры выгоняли исконных
хозяев этой земли из их жилищ, отнимали
землю, обрекали на голод и вымирание, за-
прещали язык, жестоко карали за песни,
изкажали историю, обманывали и похкупз-
ли, устрашали и оскорбляли. Чтобы даже
имя нарола стереть в народной памяти, OHN
придумали  сверх’естественное идиотское
словосочетание «угро-руссы», надеясь, что
кто-нибудь из закарпатеких украинцев с0-
тласитея на такое прозвище небывалого
гибрида. Ничто не помогло венгерским по-
работителям. Тысячу пятьдесят лет тому
назад из Мукачевекого города заварпатекне
вусичи во главе с князем Лаборцем вышли
навстречу мальярокой орде, вторгшейся в
славянские земли. В жестокой битве полег-
лн все воины во главе со своим князем.
Мадьяры вошли в Мукачев. Через сто лет
после гибели Лаборца князь Владимир (в
993 году) снова воссоздинил закарпатокие
земли е киевскими. Лев Данилович
(1230 г.) еще раз на недолгий промежуток
времени добился слияния Закарпатской
Руси с Галицкой. Жадность мадьяреких 33-
хватчиков не остановила упорная борьба
Руси за свои земли, лежавшие на юго-за-
падных склонах Карпатеких гор. Мадьяр-
ские феодалы добились своего госпюдетва
нал покорэнными русичами бакафпалтья.

Почти тысяча лет венгерских хищных
притязаний и оккупации исконных славяч-
ских закарпато-украинских земель дока-
зали, насколько несгибаем, упорен и
неистребим этот гордый человеческий род

род славянекий. Закарпалекая Украина,
несмотря на дикий средневековый застенок,
который устроили новые венгерские фео-
далы, продолжала рождать верных своему
нароху сыновей и дочерей.

Восстание легендарного Головача в ХУШ
веке перекликалось с восстанием Путачева
в далеких приволжеких степях, со свободо-
любивым кличем Зализняка на правобереж-
ной Украине, с восстанием славного rynyat
Довбуша, который заходил и за Карпаты.

Закарпатекие украинцы яростно боро-
лись против евоих угнетателей, любимой
поговоркой которых было «олавянин — из
человек». Закарпалекий славянин-украинен
крепко берег те духовные узы, которые
соединяли его с бральями — украинцами и
русскими. Он поддерживал культурные
связи с Киевом, Львовом, Москвой и Петер-
бурпом. i

Газеты мадьярских графов и князей ре-
вели от ярости. «Народ мы сначала осилим,
& потом путем мирной культуры мадьяри-
зуем. Надо весь край засыпать мадьярски-
ми книгами», — писала газета «Пешти Гир-
ляп». Они не засыпали край книгами, они
устилали его трупами. Они хотели обречь
Зэкарпалекую Украмну на Умирание. Оли
прогоняли крестьян с земли. Только три-
дцать процентов земель, и то неудобных,
принадлежали в Закарпатье крестьянским
хозяйствам. 70 процентов, и притом луч-
шей, пахотной земли было в руках поме-
щиков. Арестьяне, опасаясь от голодной
смерти, бросаля родную землю, уезжали за
океан искать счастья. Венгерский эконо-
миет Эган по поручению австро-венгереко-
го правительства исоледовал в конце ХХ
века положение крестьянства Закарпатской
Украины. Даже этот буржуазный экономист
должен был признать: «Умирает земледель-
ческий народ. Крестьянин-русин круглый
тол не видит мяса и яиц и разве только
выпьет несколько калель молока, а в день
пасхи сест кусок ржаного или пшенично-
то хлеба. Вообще его пищей являетея овея-
ная лепешка и, если хватит, картошка.
Грустно смотреть на этот умирающий на-
род. Теперь можно предсказать день, когда
последний русин убежит из страны». Он
опибся, этот Эган. Пришел день, когда по-
следний помещик убежал из `Закарпатекого
края. Законный хозяин-закарпатский ук-
раинский народ — взял свою землю в свои
руки.

Эган опенбея в предсказаниях, но он не
преувеличил в своих описаниях. скорее ом
преуменьшил. Положение закарпато-укра-

инцев накануне первой мировой войны бы-
ло отчаянным. В дни войны гонведо-гусар-

ли в короткий срок или покорить или уни-
чтожить непокорное славянское племя.

ская орда утыкала Закарпатье виселицами.   Венгерские феодалы, ободряемые своими

«На виселицу русина» — стало второй лю-   немецкими учителями, думали схватить за

бимой поговоркой мадьярских «патриотов».   горло и прижать к гранитной стене Варпат
Могучие раскаты Октябрьской револю-   закарпато-украинский народ.

ции затремели и за Варнатами. Народ жад-

Не вышло! Зашумели карпатские леса

но прислушивалея к вестям о том, что д®-  от партизанских отрядов. На Бескидах за-

лается на Украине, «тле уничтожили гое-
по и делят господекую землю». В Любов-
ке, в Мармороше собираются рады и провоз-
Советокой Украи-
ной. В Хусте в январе 1919 г. предетави-
тели от 420 общин Закарпатской Украи-

глашают об’единение ©

торелись сигнальные костры восстаний.
Народные метители Закарпатской Украи-
ны, влохновляемые примером созетеких
партизан, начали беспощадную борьбу ©
немецкими и венгерскими захватчиками.
Эта борьба родила героев. Бессмертной

ны единодушно подтверждают эту волю на-   славой овеяно в Закарпатье имя Борка-

рода.

Несмотря на то значительное улучшение

нюка, героического борца, с немецко-вен-
терскими фашистами, замученного ими В

в положении закарпато-украинского на-   будапештской тюрьме.

рода, которое наступило, когда их земля вя-
шла в состав Чехословацкой республики,

Котда Kpacnas Армия, в героических
боях прорвав немецко-венгерскую оборону

народ Закарпатской Украины все-таки чУз-   на вершинах Карпат, вступила на землю

ствовал себя оторванным от материнского   Закарпатской

Украины, освобожденный

лона. Законное и справедливое стремление   народ начал создавать органы своей вла-

закарпатских украинцев воссоединиться £9
своей матерью-Украиной не могло угаснуть
и не угасло.

Немецкие фантисты в своих агрессивных
планах по отношению к Советскому Союзу
задумали использовать и Закарпатскую

Украину как одно из звеньев той пепи инт- рода:

риг и козней, которую они плели против
великого соцналистического государства.
Послушные прихвостни немецкого империа-
лизма, украинские националисты, бросились
выполнять бредовые указания своего крова-
вого хозяина— Гитлера. Науськиваемая ими
националистическая моська начала рьяно
лаять из конуры в Хусте, откуда она в во-
инственном азарте мечтала двинуться в по-
ход на Киев. Народ Закарпатской Украины
с презрением и ненавистью отнесся к лаю
этой неменкой моськи. Расчет Гитлера и
таких его верных помощников, как Воло-

шин, Рубач и иже с ними, оказался несо-   вительством

стоятельным. `

На восток были устремлены взоры За-   с

сти — народные комитеты. Собразитийся
26 ноября 1944 года первый с‘езд народ-
ных комитетов Закарпатской Укралны в
своем манифесте единогласно провазгла-
сил, как священное желание и общую
волю всего закарпатеко-украинекого на-
«Закарпато-украинский народ, вы-
рванный из немецко-мадьярского плена,
решил раз навсегда осуществить евою Be-
ковую мечту и воссоединиться се Созетской
Украиной». В этом же манифеете первый
c’e3] народных комитетов Закарпатекой
Украины просил Верховный Совет УССР и
патскую Украину в состав Украинской

Этот радостный для Закарпатской Украи-
пы и всего украинского народа день настал.
Договор, заключенный между правитель-
ством Чехословацкой республики и пра-
Советского Союза, гласит
0 воссоединении Закарпатокой Украины
Советской Украиной — неот’емлемой

карпатской Украины, на восток. где стоит   частью великого Советекого Союза. Про-

их родной Киев, где в мировой славе сияет   зорливая

их родной и священный Времль.

государственная мудрость, ис-
тинный дух славянской дружбы и славян-

Волошин не много пользы принес Гитле-   ского взаимопонимания вдохновили деятелей

ру. Хозяия вышвырнул свою жалобно ску-   Чехословацкой демократической

реепуб-

лящую моську. Закарпатскую Украину,   лики нз это важное и справедливое исто-

как лакомый кусочек, он отдал более со-   рическое решение.

Оно является ‹виде-

лидному помощнику — венгерским фаши-  тельством все более и более укрепляющей-
стам. Венгерский рабэвладелеп всю свою   ся дружбы между славянокими народами,
звериную ярость, к которой он веками   рее более и более торжествующего ‘духа
привык и веками воспитывал, обрушил на демократии, равноправия и самоопределе-
снова попавшую в его лапы Закарпатскую   ния народов.

Украину. Дикое своеволие, грабеж и раз-

Закарпатекая Украина ликует. Веена-

ной своей мечты. От села к селу над ле-
зами и горами, над быстрыми феками и
тихими лугами, над кудрявой зеленью
садов и виноградников звенит радостная
песня счастливого народа — песня благо-
дарности, славы и любви.

Закарпатская Украина хорошо знает,
кому она обязана своим светлым счастьем.

ая Армия, руководимая великим
Генераляесимхусом Советского Союза
Иосифом Сталиным, принесла ей освобож-
дение от немецко-вентерового ига. Отече-
ская забота товарища Сталина принесла
ей осуществление заветных  чаяний.
«Слава Сталину!» — гремит торжествен-
ная песня Советской Закарпатекой Украи-
ны.
Русекий народ был руководящей силой
в победоносной борьбе советеких народов ©
немецкими захватчиками, в войне, поеле
Еоторой стало возможно воесоедичение За-`
карпатекой Украины < Советской Украи-
ной, с могучим советским народом, надеж-
ным оплотом счастья и свободы народов.

Слава великому брату — русскому на-
роду! — гремит торжествующая песня (9-
ветекой Закарналекой Укранны.

В семью свободных советских народоз
входит народ Закарнатья, так много горя.
и мучений изведавший на своем историче-
ском пути. Навеки кончилось прозябание.
бесправие, унижение. Навеки  сгинули
призраки голода и вымирания, бездомно-
го скитальчества по миру, всегда угрожав-
шие закарпатским труженикам. Светлая
дорога экономического и культурного рае-
цвета, светлая дорога освобожденного тру
да, радостной юности и обеспеченной ста-
рости лежит перед молодыми советскими
гражданами нашего родного Закарпатья.

Ликует украинский народ, воссоединив-
ший все свои земли в едином Украинском
Советском государстве. После воссоедине-
ния западных областей Украины с Совет-
ской Украиной в 1939 году пришел новый
исторический день, окончательно осуще-
ствивший вековую мечту украинского на-
рода о воссоединении всех его земель. От
берегов Донца до берегов Тиссы, веюду, где
звучит украинская речь, на всех о этих
больших пространствах реет и сияет нз
солнце наш великий государственный
флаг — красное знамя Советов, победное
знамя Ленина—Сталина.

Сплоченный под этим знаменем Hepy-
шимой дружбой, спаянный © великим рус-
ским народом и со всеми советскими наро-
дами, верный среди верных, свободный
среди свободных, идет воссоединенный ук-

гул. расстрелы, поджоги сел, бескэиечные родным великим праздником встречает она! раинский народ по пути счастья и расцве-
оскорбления и издевательства должны бы-   весть 00 осуществлении вековой священ-’ та, по пути, озаренному гением Сталина.