ee

2 ИЮЛЯ 1945 г., № 157 (9928)

Е ЛЕ ЦЕЛИ

Белорусский народ возрождает своё хозяйство  ==    Встречаем братьев
и культуру, залечивает раны, нанесённые войной

Счастье возвратилось в колхозное село

Расскажем про свой колхоз, про такой,
хавих тысячи в Белоруссии, расскажем 0
зом, как дружным артельным трудом мы
создавали на родной земле обеспеченную
жизнь для всех, счастье для всех, радость
лля всех, уверенность в завтрашнем дне
Tome Ja Bex. :
* * *

Оглянемся назад. Вспомним, какой была
жизнь в нашем колхозе JO нашествия гит-
леровеких орд.

За 10 прелвоенных колхозных лет она
изменилась неузнаваемо. Земля наша то-
mas, белорусские суглинки, супеси, кото-
рые отказывалиеь кормить хедов и праде-
дов наших. земля. которая была нам маче-
хой во времена единоличного хозяйства, —
эта земля в колхозе стала щетлрой, прине-
сла нам богатство. Мы получали уже стопу-
довые урожаи.

То, что не было под силу крестьянину-
етиноличнику, нам легко удавалось осуще-
ствить силой коллеклива. Мы вели пра-
зильный полевой восьмипольный севооборот
с двумя полями многолетних трав и шести-
польный прифермекий севооборот © тре-
мя полямн трав. Это было главным залогом
роста урожая. г

Хозяйство мы вели на оенове передозой
згрономической нзуки. Все поля обсеменя-
ли только первоклассным, чистосортным
зерном. В почву каждый год вносили столь-
ко удобрений, сколько требовалось для того,
чтэбы непрерывно повышать ее плохородие.
Глубокая тракторная пахота, под’ем зяби,
чистые и ранние пары, рядовой посев сор-
товым зерном, искоренение сорняков — все
это обеспечивало роет урожайности.

Много было хлеба, много кормов. С каж-
лого гектара сеяных трав мы накашивали
по 240 пудов клеверного сена. Урожай вор-
неплодов составлял по 1.800 пудов с гек-
тара. Мы развели богатое высокопродуктив-
ное общественное животноводство. Только
крупного рогатого окота на ферме было око-
ло 200 толов. За два предвоенных года
средний удой от каждой коровы поднялся
с 1.300 до 2.000 литров. Было у нас много
свиней, овец, птицы, завели пасеку, поса-
дили большой фруктовый сад.

В колхозе есть один обязательный для
всех закон: трудись честно, вырабатывай
больше трулодней, приумножай артельное
хозяйство — все у тебя будет. В 1940 го-
JY Ha каждый труходень быхю получено по
4 килограмма зерна, по 11 — картофеля,
по 7 килогозммов кормов и по 4,5 рубля
деньгами.

В селе не было неграмотных. Дети наши
учились в сфедних школах, техникумах,
вузах. Один сын Алексея Докуки стал 300-

техником. другой — артистом. Дочь пошла
учиться в университет. У колхозника Блин-
коза все три сынз получили высшее обра-
зование. И Так во многих семьях.

Колхоз богател. Перед войной валовой
деневлый доход артели приближалея уже
к миллиону рублей. Завелись 6вои- автомо-
биди, замечательные екотные дворы с авто-
понлками и электоосветом, силосные баш-
ни, вотокачка, гончарно-черепичный и ле-
сопильный заводы. В хозяйство и в быт
прочно вопыю электричество: оно приводило
в движение молотилки, мельничные жерно-
ва, легопильные рамы. Электролампы был
в каждой квартире колхозника. Разверну-
лись большие работы по осушению болуг.

Tax мы жили в своем колхозе вчера. Так
ковзли свов счастье в годы перед Великой
Отечественнюй войной, ковали своими ру-
ками, пользуяеь птирокой п разносторонней
помощью советского государства. И когда
пришла война, когда дикие гитлеровекие
орлы ворвались на наши широкие простс-
ры, все мы встали грудью, народной сте-
ной на защиту колхозного строя. В борьбе
с лютым врагом погибло много родных и
близких наших товарищей. Пал замучен-
ный гесталювцами председатель колхоза Ев-
тений Михайлович Лисовский. Но недаром
была пролита кровь. Победило наше дело,
восторжествовала наша правда.

ЕЕ СТР eee

* + +

Три черных года подневольной жизни не
убили в нас веры в могучую советскую
силу. Мы знали — ролной отец нали това-
ринг Сталин помнит про нас, настанет час,
п он прешлет к нам освободителей. И этот
чае пришел: ранней зарей 1 июля 1944 г.
вместе с потнявшимея ‘солнцем вступила на
наши улицы Красная Армия, & с ней верну-
лись жизнь, надежды.

Тютый немец много ран нанес хозяйет-
ву. И-тощилаеь, поросла сорняками наша
земля, уничтожено животноводство, разру-
шены постройки. Не стало инвентаря. Обед-
RSH MBI.

Как будем жить?— встал перед нами во-
прос. Все мы ответили: колхозом, без кол-
хоза нам не одолеть этого раззора, не вы-
биться из нужды. Уже через три дня после
освобождения мы собрались в свою друж-
ную артельную семью.

И вот минул год. Он был нелегким, про-
шел в неустанном труде. Но то, что мы сде-
лали за год, убеждает нас: пройдет еще не-
много времени, и мы выйдем на довоенную
линию, а потом и перепатнем ее.

Первая наша задача была — навести по-
ряток на земле. Мы его навели. Севооборо-
ты — и полевой, и прифермский — восста-
новлены. Кажлый из нас работает за двоих,
33 троих. Можно сказать, что так никогдз
я х войны не трудились колхозники. За-
нимаетея заря — люди уже в поле и ухо-
дят оттуда только по-темну. Чтобы освобо-
дить женщин для работы в колхозном хозяй-
стве, — а они в этом году у нас главная
сила, — организовали детские ясли и пло-
щальку. Несмотря ни на какие трудности,
осенью мы посеяли столько озимых, сколь-
ко сеяли до войны. Озимые удались на сла-
ву. Весной мы их пробороновали, затем
проголоти.

Вею зиму без устали готовились мы к
севу. Собрали и починили весь инвентауь,
сбрую. С помощью государства сумели при-
обрести сортовые семена. Уцелевшие ог
немцев лошади были истощены, поражены
песоткой. Ухаживали 3з& ними, как за ма-
лыми детьми, холили, лечили, создали для
них запасы хороших кормов. Ни одна ло-
шаль у нас не погибла, все они к весне бы-
ти здоровы, в хорошем теле. Самой высокой
похвалы заглуживает работа колхозных ко-
нюхов Марли Нечаевой, Лидии Дятко, АННЫ
Тарасевич, ветеринарного техника колхоза
Алеши Бусева. В помошь коням обучили
ходить в упряжке малопродуктивных коров.

На сев вышли, как на праздник, —вышли
и стар, и млад. Женщины и дети с лопата-
мп закапывали воронки от снарядов, трая-
шеи, блиндажи. Одних только линий око-
пов закопали более 15 километров.

Нужно было позаботиться о том, чтобы
дать земле удобрения. Весной вывезли в
поле 500 тонн перегноя, 200 тонн торфа,
40 тонн суперфосфата. Для подкормки ого-
родных культур припаели много. золы, ку-
риного помета. Но всего этого мало. За ле-
тэ мы решили собрать весь навоз, который
есть в Борисове у горожан, имеющих в лич-
ном пользовании окот, в учреждениях, где
есть лошади. Три года почва не получала
удобрений. Снизилось плодородие ее, а мы
решили поднять урожайность своих полей
19 довоепного уровня в течение двух лет.
Следовательно. главное для нас, кроме се-
вооборотов, хорошей обработки, сортовых
семян, — побольше дать земле удобрений.

За десять дней мы посеяли яровые зер-
новые хлеба. В лучшие сроки, по хорошо
обработанной и удобренной почве посадили
5 гектаров картофеля, 20 гектаров ово-
щей. А всего яровых посеяли 264 гекта-
ра — столько, сколько сеяли до войны. Все
хлеба тщательно прополоты. Таким образом,
в колхозе с большой государственной по-
мощью нам потребовался всего лишь один
год для того, чтобы восстановить посевные
площади до довоенных размеров.

Вторзя наша задача заключалась в TOM,
чтобы правильно организовать труд в кол-

БИ РЕГ ТЕ ЕТ РЖ ЕЕ

хозе, видеть и учитывать работу каждого,
обеспечить личную материальную заинтере-
сованность колхозников. Hac две поле-
водческие бригады и олна огородная. В co-
ставе полеводческих бригад создано по пять
постоянных звеньев, в отородной — два
звена. За звеньями на весь сельскохозяйст-
венный сезон закреплены участки посевов
для ухода. Вто выраетит больше хлеба, тот
больше и получит на трудодни.

В колхозе нет обездички. Каждый знает
свое место, каждый отвечает за горученное
дело. Конь ли. плуг ли, повозка ли, сбруя
ли — все имеет своего хозяина, все закреп-
лено персонально за колхоэниками, которые
на них работают.

В результате такой организации труда,
такого учета работы каждого у нас в кол-
хозе п дисниплина отличная. Мы не знаем
певыхолов на работу. Нормы, разработан-
ные правлением и утвержденные общим
зобранием, как правило, перевьюлняются.
Трудятея все, вне зависимости от возраста.

Третья задача, которую мы поставили
перед собой после изгнания врата, состоит
в том, что мы решили наряду е полевод-
ством одновремонно развивать и ‘все другие
отраели артельного хозяйства. Нашт довоен-
ый опыт говорит, что к богатству, к пре-
успеянию можно притти только таким пу-
тем. На ферме у нае уже имеется 40 голов
рогётого скота. В этом году поголозье бу-

дет более чем удвоено. Взяли мы на себя

обязательство создать лучшую в районе об-
разцово-показательную  молочно-товарную
ферму. Уже в 1945 году будет восстановлен

светлый, благоустроенный коровник с авто-
поением, электроосвещением, отремонтиро-

вана полуразрушенная силосная Oana,
вмещающая ло 100 тонн силоса. Мы при-
обрели осенью прошьлюто года 20 поросят,
вырастили их и теперь имеем 12 супорос-
ных маток. В концу года стадо свиней воз-
растет до 100 голов. К жени будет 250 ку?.
Есть то, чего не было до войны, — стадо
индеек, гусей, уток. Организовали также
овцеводчеокую ферму, Скоро заведем п
ичел. Сейчае итет большое строительство
животноводческих помещений. С помощью!
колхоза в течение трех лет будет полностью
Sn бескоровность колхозных 6е-
мей.

Возрождается колхозное садоводетво. В
старом саду произведена подсалка, за хе-
ревьями организован хороптий ухот. Мы за-
вели свой плодопитомник— этого также не
было у нае до войны. Через год— два фрук-
тивый сад разрастетея до 25 гектаров и
площадь под ягодниками до 3 гектаров, а
каждый колхозник посадит на приусадеб-
ном участке 15—20 плодовых деревьев и
30—40 кустов ягодников.

# + *

Теперь кончилась война. Побелное знамя
Крзеной Армии реет над Берлином. Скорэ
возвратятся из Действующей Красной Армии
паши земляки — воины старитих возрастот,
Нам будет чем их встретить, чем угостить.
Ца и они ведь у нас не таковы, чтобы еи-
деть сложа руки, —— мы знаем их не только
по ратным подвигам, а и по трудовой добле-
сти. Прибавится наших сил — быстрее бу-
дот итти восстановление хозяйства, еше
скорее достигнем довоенного уровня, & там
откроетея и новый день — наше колхозное
завтра. Перешатнем довоенные нормы и
пойдем вперед по пути, указанному нам Be-
ликим Сталиным, построим жизнь краше
режнего. такую, какая и во сне никому
не снилась.

Председатель колхоза «Маяк социа-
лизма», Борисовского района, Алек-
сандр МУХИН.

Члены правления: Алексей ДОКУКА,
Анна ПУЗАКОВА.

Бригадиры полеводческих бригад:
Тимофей ДЯТКО, Игнатий МАТЮШЕ-
НОК, заведующий фермой Семен РО-
БА, агроном колхоза Софья САМСО-
НОВА, счетовод Валентина МОЖЕЙ-
КО, колхозник Андрей МИХУЛОВИЧ

и другие.

Минск. Восстановленный памятник

В. И. Лекину. Фото В. Лупейко. (ТАСС).

Цифры и факты

Белорусский народ самоотверженно помо-
гал Красной Арми в ее героической борьбе
за советскую землю. В течение трех лет
оккупации свыше 300 тысяч белорусских
партизан сражалось с захватчиками.

+ + *

Свыше 109 тысяч сынов белорусского на-
рода — воинов Красной Армии награждены
за время войны орденами и медалями Совет-
ского Союза.

# + *

Гитлеровские бандиты разрушили и увез-
ли в Германию более половины всех нацио-
нальных богатств белорусского народа.
В сельской местности ими были уничтоже-

ны 1.200 тысяч построек, в том числе около
  420 тысяч жилых домов, в городах—3.109

тысяч квадратных метров жилой площади—
70 проц. всего жилого фонда.

жж =

Возрождены и успешно ведут восстансви-
тельные работы 9.584 колхоза. В прошлом
году колхозы и единоличные крестьяне за-
падных областей досрочно рассчитались с
государством по обязательным поставкам
сельскохозяйственной продукции и сдали
сверх плана в фонд Красной Армии свыше
3 миллионов пудов зерна. Государственный
план ярового сева 1945 г. по республике
выполнен к 15 июня на 102 проц.

* i

Б колхозах Белоруссии создано более
17 тысяч животноводческих ферм. Три чет-
верти всех колхозов имеют фермы крупного
рогатого скота.

*

* k ®

320 МТС работают Ha колхозных полях.
К 20 июня они выполнили годовой план
тракторных работ на 80,7 проц. 107 станций
уже перевыполнили годовые планы.

ee *

Белорусский народ проявляет каждоднев-
ную отеческую заботу о семьях фронтови-
ков, инвалидов Отечественной войны, детях-
сиротах, многодетных матерях. Семьям
фронтовиков и инвалидам отсгроено 55 тысяч
новых домов, отремонтировано 45 тысяч
квартир, выдано в порядке продовольствен-
ной помощи 600 тысяч пудов зерна и карто-
феля. За год через органы государственного
обеспечения инвалидам выдано свыше 330
миллионов рублей пенсий. 30 тысяч много-
детных матерей получили от государства
56 миллионов рублей пособий.

ххх

Восстановлены и дают продукцию свыше
3.500 предприятий, в том числе 2.500 пред-
приятий государственной промышленности,

Якуб КОЛАС

Живет белорусская культура

Победным шагом прошли полки Красной
Армии по земле сожженной немцами Бело-
руссии, разгромили в жестоких боях гитле-
ровокие орды.

Отетупая, враг терял десятки дивизий,
тысячи автомалнин, танков, пушек. Бело-
русские магистральные дороги зще’и по сей
день свидетельствуют о невиданном разгро-
ме чудовищной германской военной маши-
НЫ.
Год назад 24 артиллерийских залпа в
Москве возвестили 0 радостном событии:
была освобождена столица. Белоруссии —
Минск, израненный в боях, но не покорив-
птийся врагу воин.

Неисчислимы жертвы белорусского нафо-
да, величествен его вклад в общее дело г9-
ветеких народов, в дело борьбы и победы
над извечным врагом славянства: 06 этом
знает весь мир. Это привело молодую Бело-
русскую республику на международную
арену — ее представители наравне с пред-
ставителями других наций обсуждали вопро-
сы мира в далеком Сан-Франциско. Никогда
за всю многовековую историю не проявлялся
так ярко, как в этой войне, духовный облик
белорусского народа — его героизм, предан-
ность отечеству, кровная связь с родным
могучим русским народом.

Немецкие захватчики тшательно подг-
тавливали злодейское нападение на Совет-
ский Союз. Рядом с изготовлением машин
истребления они всевозможными путями
вели идеологическую подготовку, задавиись
целью расчленить единство советских наро-
дов. Неспособные понять своим звериным
мозгом непобедимость нашей великой идеи
сталинской дружбы народов, гитлеровцы
измышляли всевозможные  человеконена-
вистнические «теории» и пускали их в обра-
щение через своих агентов. Пытаясь разо-
рвать вековую общность культуры славян-
ских народов, они хотели посеять рознь меж-

разорвать кровную, веками сложившуюся
дружбу белорусского народа с русским.

Вторгнувшиеь в нашу белорусекую зем-
лю, которой не раз уже приходилось первой
принимать внезатные удары врага, немец-
кие разбойники сбросили маску и показали
звериный оскал хнщников и захватчиков.
С нечеловеческой злобой принялись они
уничтожать освященные веками памятники
белорусской старины, исторические доку-
менты и особенно все культурные и хозяй-
ственные ценности советской эпохи, сви-
детельствовавшие 0 победах ненавистной
ям сталинской дружбы народов. Разрушить
промышленность, взорвать города, сжечь
села, увести трудоспособное население в
рабство, оставшихся уничтожить — таков
был их человеконенавистнический план, ко-
торый эти варвары сТарательно в течение
трех лет проводили в жизнь.

На наших глазах пламя пожирало Минск,
который наш народ так любовно и ревностно
строил. Такая же участь постигла Ви-
тебек, Гомель, Оршу и десятки других 6e-
лорусских городов. Мрачные руины недав-
ло возведенных зданий, проклиная, повест-
вуют об этом страшном злодеянии. Врыва-
ясь в наша хюамы искусства и науки, ван-
далы отбирали наиболее пенное и отправ-
ляли в Берлин и Кенатеберг. Остальное
уничтожалось, В Минске разрушены нем-
nama Академия наук, университет, политех-
нический институт, медипинский институт
и целый ряд научно-иселедовательских
учреждений. Разрушены театры, школы,
клинический городок, сожжены их архи-
вы и библиотеки. Велик счет белорусского
народа, пред’являемый побежденным варва-
рам, и он должен быть полностью оплачен.
Нохищенное должно быть возвращено, уни-
чтоженное — возмещено!

.‚ Покидая наши горящие города, мы уно-
сили в своих сердцах не только лютую

ду народами и недоверие к великому русско-   ненависть к врагу, но и неугасимую веру в

му народу. Задолго до войны они пытались

то, что мы вернемся в свой родной край,

что враг будет разгромлен и изгнан с налией
земли, Мы твердо верили, что силы мража
и зла, поднятые против нас гитлеровской
Германией, не устоят перед великой прав-
дой,  возвещеннюй миру бессмертным
Лениным и проводимой в жизнь нашим ге-
ниальным вождем и учителем, организато-
ром побед на веех фронтах, где мы боро-
лись четверть века, товарищем Сталиным.

ы помнили, что вековая атрессия нем-
цев против славянства встречала вековеч-
ное сопротивление славянеких народов и в
том чяеле белоруесив, мужественно выхо-
дивших на борьбу всякий раз, когда грози-
ла опасность существованию и культуре
славянства. Посылая лучших сынов своих
в ряды ‘тероической Красной Армии, бело-
русский народ все силы мобилизовал на
борьбу с захватчиками. Даже тогда, когда
в городах Белоруссии хозяйничали наглые
гаулейтеры, имелись районы, куда не смела
ступать нога оккупантов.

Гобедам, завосванным Кюасной Армией,
способствовали белорусские отряды на-
родных мстителей. Они первыми в парти-
занокой войне применили тактику массово-
го взрыва рельсов, которая вошла в исго-
рию Великой Отечественной войны под на-
званием «рельсовой войны». Их карающая
рука настигала захватчиков повсюду. В ря-
ды белорусских партизан входили такте
бесстрашные борцы, как Константин 3а-
слонов и целая плеяда подлинных народных
героев.

Победа героической Красной Армии, побе-
Ja гениального полководца Сталина ралоет-
но засияла в воскресающих городах Бело-
руссии, в каждом селе, в каждой землянке,
где ютятся еще много разоренных гитле-
оовцамн семей.

Первая годовщина освобождения Мин-
ска застает нас в разгаре строительства.
Кроме восстановления городов, во весь рост
встает перед нами задача коренного пере-
устройства белорусского села. Убогие дере-
вянные халупы с соломенными крышами
скоро уступят место красивым кирпичным,
врытым черепицей постройкам.

Вырвавшиеь из немецкой неволи, народ
нал жадно, как к живительным родникам,
устремляется к очагам своей советской куль-

туры. Уже восстановлено свыше 10 тысяч
школ, в которых учатся 1.300 тысяч детей.
Воскресают и все центры научной мысли во
главе с Академией наук. Работают универ-
ситет, институты — медипинский, педаго-
гический, народнохозяйственный, и еще 9
других высших учебных заведений.

Оптустошеняя, произведенные. немцами,
еще больно чувствуются на каждом Mary.
Нет прежних оборудованных новейшими
приборами лабораторий, нет библиотек и а?-
хивов. Много потерь, которые трудно воспол-
нимы даже многолетним трудом. Институт
литературы и языка Академии наук подго-
товил весьма значительные материалы для
истории белорусской литературы, составил
огромную картотеку белорусского языка. Все
это немцы превратили в пепел. Но не могли
они испепелить духа белорусокого народа,
его стремления к знаниям и творчеству.

Восстановлен первый государственный
театр имени Янки Купалы. Начали работу
театр оперы и балета в Миноке, областные
театры в Витебеке и Мозыре. Успешно раз-
вивается и музыкальное искусство напгего
народа. Многие белорусские писатели непо-
средственно участвовали в Великой Отече-
ственной войне. Ими создан целый ряд про-
изведений, в которых ярко отображена борь-
ба белорусского народа за родину, за свою
независимость и культуру.

Но еще много неотложных задач стоит
перед нами, много трудностей нам надо пре-
одолеть. За время войпы сильно поредели
ряды наших научных работников, педагогов
и писателей. Мы ощущаем острую нужду в
людях, которые быстро восстанавливали бы
разрушенное и двигали вперед налиу куль-
туру. Мы не пожааеем сил для великой ра-
боты возрождения нашей разоренной нем-
цами страны и все трудности преодолеем.
Порукой тому неисчерпаемые силы нашего
народа, закаленного в многовековой борьбе,
сквозь кровь и страдания пронеслего свою
культуру, свой язык. Порукой этому орта-
низующая творческая воля нашей коммуни-
стической лартии, могучая энергия и гени-
альный разум нашего вождя и учителя, чей
прозорливый взор ясно видел пути нашего
движения вперед и чья твердая отеческая
рука привела нае к победе.

Радостные события приходят к нам, как
солнечные лучи в широко открытые окна.
Мы от всей души славим великого, мудрого
Сталина, чей полководческий гений, мужо-
ство, самоотверженность и стойкость отме-
чены высокой наградой — вторым орденом
«Победа», званием Героя Советского Союза,
наивыешим воинским званием Генералиеэп-
муса. В наших ушах еще звучит торжест-
венный шум парада Победы. Наши мыели
и чувства взволнованы замечательной здра-
зицей вождя в честь советских людей. Сес-
‹ия Верховного Совета СССР приняла закон
о демобилизации триналдали старших воз-
растов личного состава Действующей армии.
Седьмая сессия Верховного Совета УССР
на-днях глубоко и деловито обсуждала до-
клад о бюджете воспрянувшей к жизни, к
новому расцвету Советекой Украины.

Это — события последних дней.

А сегодня— новая непередаваемая радость!
Свершилось событие великой истеричеекой
значимости. Между празительством СССР и
правительством Чехословацкой республики
заключен договор о Закарпатекой Украмне.
Осуществляется многовековая мечта наших
закарпатских братьев и сестер. Эта мечта
не угасала на протяжении десяти столетий.
Ее не могли убить никакой социальный и
национальный гнет, никакие запреты, ни-
какие тяготы жизни, нужда, темнота, бес-
правие. Закарпатские украинцы всегда ощу-
щали свою связь со всем украинским Hapo-
дом, с великим русским народом — своими
елинокровными братьями. Как свято, как
бережно сохраняли и лелеяли закарпатекие
украинцы свой язык, свои обычаи! Со вре-
мен Киевской Руси и до наших дней они
чувствовали себя сынами одной матери —
святой и любимой.

Я не знаю в истории примеров такой
стойкой, беспрестанной и длительной борь-
бы 3a сохранение своего национального
самосознания.

Околько интереснейших фольклорных
богатетв, еще мало известных и изучен-
ных, хранит нале родное Закарпатье! Но
й то, что уже собрано, изучено и опубля-
ROBAHO, является чудесным свидетельством
национальной самобытноети, высокой поэ-

тической одаренности, глубокого морально-
го благородства наших закарпатских
братьев. Их стремление к воссоединению со
всем украижнеким народом не раз в историт
находило свое яркое выражение. Но с 062-
бенной силой и полнотой это етремление,
эта воля прозвучали после того, как Крае-

ная Армия освободила Закарпатекую Укра“
ину от гитлеровских захватчиков. На 0080-
божденной украинской земле встретились
ролные братья. Они говорят на одном —
дорогом сердцу языке. Они ощущают свою
кровную близость. Они одинаково ненави-
дят лютого врага своего — немецких вар-
варов и захватчиков. И вот 26 ноября®
1944 года в древнем украинеком городе
Мукачеве первый С’езд Народных Кюмите-
тов Закарпатской Украины принял мани“
фест о воссоединении Закарпалекой Украи-
ны е Советской Украиной. Это был живой и
страстный голое народа — выносливого,
трулолюбивого, < душой гордой и высокой,
как прехраеные стройные горы. И этот гэ-
лос услышан. Услышан потому, что к нему
прислушалиеь две славянокие державы,
связанные узами великой дружбы, крог-
ных интересов и етиного стремления к ми-
ру, согласию между народами.

Вот она, родная Закарпатская Украина,
© бесконечными грядами синеющих гор,
склоны которых утопают в густых лесах,
в роскошной зелени виноградников и садов!
Б недрах своих великие богатства хранят
земли Закарпатья. И богатства эти, эти ле-
са и реки, поля, сады и виногралники, це-
лебные источники, заводы, шахты — Bce
это отныне принадлежит Halim зажартал-
еким братьям, будет еще более оплодотво-
рено их умом и трудом.

Восеоединение Закарпатской Украины с
Советской Украиной стало возможным толь-
ко потому, что Советекая Украина входит
составной и неот’емлемой частью B 0103
братаких советеких республик. Только по-
этому она освободилась из-под немецко-
фашистского гнета, только поэтому впер-
вые в истории украинского народа теперь
полностью воссоединяется в единое украин-
ское государство.

Я видел дороги Закарпатской Украины.
Они  обрамлены  плодовыми деревьями.
Пусть после воссоединения будет покрыт
цветущими яблонями путь ее развития,
путь счастья!

Наша Родина, как мать, встречает своих
закарпатоких сынов. Они идут к ней с ли-
кованием, сердечной благодарностью Совет-
скому правительству, надпей партии, вели-
кому братекому русскому народу, сытрав-
шему в их судьбе решающую и незабывае-
мую роль. Безгранична их любовь к вели-
кому Сталину, чье имя является для них
высоким символом свободы и ечаетья.

Своим счастьем мы обязаны
великому Сталину

ЛЬВОВ, 1. (Козр. «Пвавлы»). Трудящиеся
Львова с воодушевлением встретили договор
между СССР и Чехословакией о Закарпат-
ской Украине. Общее мнение львовской
интеллигенции хоропю выразил академик
Василий Шурат. Он заявил:

— С непередаваемой радостью все мы
узнали 0 воссоединении Закарпатской
Украины е Советской Украиной. Искуг-
ственно созданные границы веками разде-
ляли наши украинские земли. В 1939 году
народы Соватекого Союза во главе е вели-
ким русским народом помогли трудящимся
Западной Украины навсегда освободиться
от иноземного ига, Сейчас и народ Закар-
патекой Украины входит в родную семью.
Подписание этого договора осуществляет
всегдашнюю самую заветную мечту укра-
инского народа — воссоединение в едином
украинском государстве.

В Львовском ‘университете состоялся
большой митинг. Выступивший на митин-
те доцент Коструба сказал:

— Народ Закарпатокой Украины — это
наш родной брат. Ма протяжении почти
тысячелетия он мечтал о воссоединении со

всем украинским народом, и вот сейчас эта,
мечта осуществилась. Мы знаем, что обя-
заны этим счастьем мудрой политике на-
шего правительства, обязаны нашему ве-
ликому вождю товарищу Сталину.

Вчера в Сталинском, Враснозрмейском,
Шевченковском и Железнодорожном райо-
нах Львова прошли многолюдные митинги
трудящихся, на которых присутствовали
десятки тысяч человек. Трудящиеся Льво-
ва горячо привететвовали договор, заклю-
ченный между Союзом Советских Социа-
листических Республик и Чехословацкой
республикой. На этих митингах выступа-
ли рабочие. служащие и интеллигенция.
В каждом выступлении звучала великая
благодарность вождю народов товарищу
Сталину за то, что он помог украинскому
народу воссоединиться в единой украин-
ской советской державе. Трудящиеся Льво-
ва сердечно приветствовали своих братьев,
закарпато-украинцев, вошедших в семью
советских народов, и обещали всячески им

помочь в быстрейшем возрождении их хо-
зяйства и культуры.

Добро пожаловать в родную семью!

ХАРЬКОВ, 1. (Корр. «Правды»). На
предприятиях Харькова прошли  много-
людные митинги. Рабочие, инженеры и слу-
жащие горячо приветствовали договор ме-
жду ОССР и Чехословакмей и новых членов
братекой сомьи советских народов — завар-
патеких украинпев.

На митинге рабочих Харьковского трак-
торного завода выступил стахановец Бишев.
Он сказал:

— Сбылась многовековая мечта налгих
братьев и сестер —=- закарпатских ‘украин-
цев. Мы приветствуем новых членов нашей

дружной еемьи. Они вотретят самый радуш-

ный прием в Советеком Согозе. Слава вели-
кому Сталину!

Участники митинга с исхлючительным
воодушевлением приняли привететзенную
телеграмму товарищу Сталину.

На другом харьковском зазюде на митин-
ге в кузнечном цехе выступил тов. Горш-
ROB,

— Добро пожаловать в нашу семью,
братья и сестры, закарпатские украинцы, —
сказал он—_ Великий и мудрый Сталин пове-
дет вас вместе с нами в светлой и радостной
жизни, а мы вее, весь народ, поможем вам
слроить эту новую, свободную жизнь.

Осуществлена вековечная мечта

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 1. (Норр. «Прав-
ды»). Сталевары металлургического завода
имени Петровского только что  раз-
лили в изложницы последнюю плавку ста-
ли. Смена закончилась, но люди не рас-
ходились. Сейчае будет митинг. Рабочие
уже слышали по радио о воссоединений
Закарпатской Украины с Советокой Укра-
иной. Сейчас все ждут с нетерпением
подробностей.

Митинг открыл начальник смены мар-
теновского цеха тов. Полисский.

— Товарищи, — говорит он.-— мудрая
сталинская политика советского правитель-
ства принесла еще одну большую радость
нашему народу. Отныне наши братья по
ту сторону Карпат навеки будут жить в
нашей дружной семье, под солнцем Сталин-
ской Конституции,

Выступает сталевар Бондаренко. Он го-
ворит:

— Много веков наши братья-украинцы
по ту сторону Карпат ожидали этого дня.
И вот он наступил. 06 украинцах Закар-
патья позаботился наш отец, вождь, друг
и учитель, родной Иосиф Виссарионович

Сталин,. наш великий Генералиссимуе,
победитель гитлеровской Германии. Мы
сделаем все, чтобы помочь нашим закар-
патеким братьям быстрее догнать Совет-
скую Украину в области культуры. хозяй-
ства, науки. Нет сомнения, что уже в бли-
жайшее время и за Карпатами появятся
заводы и вузы, школы, больницы, музеи.

На митинге в доменном цехе мастер Най-
да сказал:

— Яркий свет из Советского Союза,
свет свободы и справедливости, проник и
за высокие Карпаты. Теперь население
Закарпатской Украины, — свободные, раз-
ноправные граждане великой страны (9-
ветов. Их многолетняя мечта стала явью,
действительностью.

Многолюдные митинги. посвященные до-
говору о Закарпатской Украине, проходят
на шахтах Криворожского бассейна, заводах
Днепропетровска, Днепродзержинека, Ни-
кополя. в колхозах и совхозах области.
Трудящиеся Днепропетровшины горячо
благодарят великого Сталина за осущест-
вление вековечной мечты украинского на-
рода.

«Псковитянка» в филиале Большого театра

Вчера Государственный Академический
Большой театр СССР показал на сцене фи-
лиала историческую оперу Римского-Корса-
кова «Псковитянка». Она идет вместе с
прологом «Вера Шелога». Это эпическое,
полное глубокого драматизма произведение
великого русского композитора поставлено
лауреатом Сталинской премии Л. Барато-
вым.

Центральные партии пели народный ар-
тист СССР А. Пирогов (Грозный), заслу-

жённые артисты республики Г. Жуковская
(Ольга) и Н. Шегольков {боярин Токмаков),
артисты®С. Панова (Вера Шелога), Ф. Фе-
дотов (Туча), А. Шербакова (Надежда),
В. Шевцов (Матута) и другие. Дирижиро-
вал С. Сахаров. Декорации народного ху-
дожника РСФСР Ф. Федоровского.
«Псковитянкой» в филиале и «ШЩелкунчи-
ком» на основной сцене закончилоя вчера
сезон в Большом театре. Спектакли возоб-
новятся через 40 дней. (ТАСС).

Сотое представление пьесы Вс. Рокка «Инженер Сергеев»

Вчера в Малом театре состоялось сотое
представление пьесы Вс. Рокка «Инженер
Сергеев» в постановке В. Цыганкова.

Главную роль — инженера Сергеева —
исполнял бессменный исполнитель этой
роли заслуженный артист РСФСР С. Межин-
ский. В остальных ролях выступили: заслу-
жённые артисты РСФСР И. Скуратов (Пы-

жик), Н. Шамин  (Суровцев), артисты
А. Преображенская {жена Сергеева), Л. На-
зарова (дочь Сергеева), Д. Павлов (сын
Сергеева), П. Леонтьев (Талькин), С. Чер-
нышев (Сойкин), А. Коротков (немецкий
офицер Кригер), 1. Богатыренко (Нина),
В. Савельев (Волешин) и другие,