[b*

je

(e°

уг

(b*

6 ИЮЛЯ 1945 г., № 160 (9931)

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

Легкомысленное отношение
к партийному хозяйству .

ЦК ВКП(б) требует от всех партийных 138 парторганизаций отчеты за апрель при-
организаций соблюдения образцового п9-   слали только 76.
рядка в партийном хозяйстве, решительнон Райкомы сильно затягивают выдачу пар-
борьбы со всякото рода проявлениями, вно-   тийных документов молэлым коммунистам.
сящими хаос в дело учета TICHIB партии. В этом TOLY Сталинский райком из 237 че-
В алма-атинской городской партийной ор-   ловек, принятых в члены и кандидаты пар-
танизации требования Центрального Коми-   тии, во-время выдал партийные документы
тета партии предали забвению. Недавно с0-   только 117. Во Фрунзенском райкоме из
стоявшийся пленум горкома партии это вы-   209 человек в срок получили партийные
явил < достаточной полнотой и убедитель-   хокументы только 69. Ленинский райком нэ
ностью. выдал партийных ‘документов 13 TOBaDH-

Проверка состояния wapruiiforo хозяй-   щам, принятым в партию еще в прошлом
ства райкомов партии гор. Алма-Аты и пер-   году.
вичных организаций выявила дэвольно не- Бережно хранить партийный билет ни
приглядную картину. Учет коммунистов —   кандидатскую карточку — святая обязан-
одна из важнейших функций партийного   ность каждого члена и кандидата ВЕП(5).
аппарата. 0собое: значение она приобрела в  Судя по всему, многие алма-атинские ком-
дни войны. когда усилилось передвижение   мунисты не понимают этого. В прошлом го-
коммунистов из одной организации 8 дру-   ду в Алма-Ате было потеряно и похищено

«Чайка» в театр

Театр имени Моссовета показал столич-
ному зрителю чеховскую «Чайку». Уже само
включение этой пьесы в репертуар—большая
заслуга всего коллектива, работавшего над
спектаклем. Чеховские ньесы — сокровище
русской драмалургии.

Великолепное знание русской жизни, чут-
кая любовь к русскому человеку, высокий
патриотизм, гражданственность, гуманизм и
народность творчества Чехова издавна сни-
скали ему всемирное признание и славу. Он
беспощаден в обличении косности, пошло-
сти, мещанства, мёртвых устоев старого об-
щества. С щемящей сердечной болью опи-
сывает он печальные судьбы своих героев,
передовых, умных, талантливых людей, гас-
нувших в затхлой атмосфере царской Рос-
сии.

Советский народ полно осознал и оценил
светлый гений Чехова. Имя Чехова названо
товарищем Сталиным в ряду великих пред-
ставителей русской нации, вместе с именем
Горького. Советская литературная наука
раскрыла главное в чеховском творчестве —
самую прогрессивную, вдохновенную его
силу, неиссякаемый, глубокий оптимизм,

. леровский план покорения мира.

гую и в партию ветупили тысячи новых
членов. Это требовали от горкома. райко-
мов и первичных организаций особой забо-
то точном учете коммунистов. № сожале-
aad, 3TOH заботы проявлено не было.

Такое легкомыеленное отношение к уче-
ту коммунистов привело, естественно, к за-
пущенности этого важного участка работы.
В Сталинском райкоме партии Алма-Аты,
например, трудно установить чиело членов
и кантитатов партии, состоящих на учете.
По учетным карточкам в районе числится
3.802 коммуниста, по книге регистрации
учетных карточек — на 70 человек боль-
ше, по статистическим карточкам — на
366 человек меньше, а по алфавитным Kap-
точкам — на 20 человек меньше. Сколько
же в районе коммунистов? 06 этом не зна-
ети сам секретарь райкома тов. Карталиов.

Такое же положение в фенинском и Кага-
новичеком райкомах. Книги записей учет-
ых карточек ведутся небрежно, имеются

эдчистки и помарки, нумерация перепута-
на. Между наличием учетных карточек и
записями в книге большие расхождения:
в Ленинском райкоме — на 41 учетную кар-
точку, в Кагановичеком — на 10, в Сталин-

Куценко. Его учетная карточка переслана

в Самарский райком. Тем не менее в Книге   тийного хозяйства в алма-атинокой органи-

учета никаких отметок 00 этом не сделано.

В городе нмеется 566 коммунистов, кото-
рые долгое время состоят в партийных ор-
ганизациях на временном учете. 05’яесняет-
ся это тем, что тородской и районные коми-
теты партии не принимают мер к быстро-
му получению учетпых карточек из других
организаций. Запросы посылаются с боль-
шим запозданием, a иногда и совсем не по-
сылаются. Члены партии Вавилов и Чечиль
еще в 1941 году прибыли в городскую
парторганизацию, но запроса о высылке HX
учетных карточек Сталинский райком не
послал до сих пор. Райкомы партии не сле-
дят также за получением от других орга-
низаций подтверждений на высланные им
учетные карточки.

ПЕ ВЕС) установил общий порядок пе-
редвижения коммунистов из одной органи-
зации в другую. bes разреления соответет-

запрещается принимать на временный я п-
етоянный  учет коммунистов, прибывших в
организатню. В Алма-Ате нарушают это
важнейшее требование. В феврале прошлого
тода Сталинский райком принял на учет
Колчину, которая не имела открепительного
талона и учетная карточка которой не по-
лучена по сей день. Подобные случаи имели
место и в других районах.

Не приходится удивляться тому, что за-
пустили партийное хозяйство и многие пер-
вичные организации. Протоколы оформля-
ются небрежно, книги учета ведутея плохо.
Многие парторганизации несвоевременно
присылают в райкомы статистические от-
четы. Из 84. парторганизаций Ленинского
района отчеты представили: за февраль —
24, за март — 41. В Сталинском районе из

Cee eee ee ПЕЧЕЙ

10 партийных билетов и кандидатских кар-
точек. Городской парторганизации следова-
ло извлечь из этого факта нужные выводы,
но они сделаны не были. Не«вот результат:
в текущем году уже вновь зарегистрирова-
Но 28 таких случаев. ротозеев, не
умеющих хранить партийные документы,
есть коммунисты, работающие даже в пар-
тийных органах. Утеряла партийный билет
Нуржанова — инструктор Алма-Атинскоге
обкома партии, такой же проступок совер-
шил Фендриков — инструктор ЦК КП(б)
Казахстана.

Партийные организации не создают об-
щественного мнения против тех, кто не-
брежно хранит партяйные документы, не
учат коммунистов на таких примерах, не
воспитывают их.

Многие первичные парторганизажии: го-
рода мирятся < неаккуратной уплатой ком-.
мунистами членских взносов. В парторга-
низации цеха № 9 завода имени Кирова
восемь коммунистов из пятнадцати не пла-
тят членоких взносов более тоех месяцев. В
цехе № 4 того же завода три коммуниета

1 июля союзное командование начало отвод английских и американских войск

с территории советской зоны оккупации в
ской пехоты в город Лейпциг.

Закрылась УП сессия Верховного Совета
Белорусской ССР

MHHCR, 5. (Нор.  «Правды»). Ce-
годня закончила рэботу УП сессия Вер-
ховного Совета. Белорусской CCP, yrsep-
лившая закон о государотвенном бюджете
республики на 1945 год.

2.378.375 тысяч рублей — такова циф-
ра бюджета рееспубливи на 1945 год. Эт
на 212 миллионов рублей больше, чем в
1941 году. В бюджете отражена величай-

‘Wag забота, которую проявляет советское

одухотворяющий все созданные им произ-
ведения и Образы. В общественно-полезном
труде, поднявшемся до подвига, видел Че-
хов высшее призвание человека. «Главное—
перевернуть жизнь»,— говорил он. Он биче-
вал покорность ‘судьбе, пассивность. И он
светло, убеждённо верил в прекрасное бу-
дущее русского человека, он весь был устре-
млён к этому будущему. Главной жизнен-
ной проблемой для него было творческое
строительство будущего: «Человечество
идёт к высшей правде, к высшему счастью,
какое только возможно на земле». В этом

Германии. На снимке: вступление совет-
. Фото Б. Пушкина. (ТАСС).

е им. Моссовета

чил своё внимание на развенчании Триго*
рина как писателя и человеха, оставляя ему
лишь черты внешней обаятельности, и этим
сильно сужает и свою задачу, и образ, дан-
ный в пьесе. А холеная красота Тригори-
на в изображении Названоза противоречит
удивительно глубокому, лаконичному заме-
чанию Чехова о том, что для Тригорина
нужны «дырявые башмаки и брюки в клет-
Ky». Станиславский был поражён глубиной
и содержательностью этой реплики автора и
убедился в его правоте: «Конечно, именно
дырявые балимаки и клетчатые брюки, и во-
все не красавчик!.» Всё дело в том, что
внешний ореол Тригорина создан экзальти-
рованным воображением Нины. Она любит
в нём талантливого писателя и не замеча-
ет, что многое в его облике украшено её
девичьей фантазией. Иная трактовка обра-
за Тригорина упрощает не только его роль,
HO и поихологическую задачу актрисы, иг-
рающей Заречную, и обедняет драматиче-
скую ситуацию.

Особое место в группе образов, данных
Чеховым в «Чайке», занимают Нина За-
речная и Треплев. И в трактовке этих обра-
зов, пожалуй, основной недостаток спектак-
ля. Здесь должна была полно прозвучать
светлая, оптимистическая нота чеховского
творчеслва. Этого не произошло.

Станиславский предостерегал от ошибоч-
ной переоценки значения внешней линин
фабулы у Чехова. Это нужно ему, говорил
зеликий режиссёр, лишь как контраст к
возвышенной мечте, которая непрестанно
живёт в его душе, томясь ожиданием и на-
деждами. Потому такое значение придавал
Станиславский интуиции и чувству в трак-
товке чеховских ролей. Внешняя линия фа-

ключ к полному и правдивому пониманию
чеховского творчества.

Театр вдумчизо и тщательно готовил по-
становку «Чайки». Много творческих дости-
жений в этом спектакле. Храня заветы К. С.
Станеславского, которому принадлежит за-
мечательная трактовка чеховских пьес, по-
становщик Ю. Завадский выдвинул перед ак-
тёрами и ряд новых, имеющих принципи-
альное значение задач. В истории театра
весьма значительной вехой был переход от
спектаклей, созданных индивидуальной иг-
рой актёров, к сплочению актёрских уси-
лий единой волей и мыслью режиссёра. Од-
нако актёры часто становились при этом

пикол, больниц, домов культуры. Техникх-
мы и инотитуты нолучат просторные, свет-
лые ‘помещения, оборулованные лаборато-
рии, учебные кабинеты. Огромные суммы
отпускаютя па жилишно-коммунальное
строительство.

Выступавшие в прениях по докладу 0
бюджете. депутаты Верховного Совета БССР
рассказывали, с какой самоотверженностью
трудящиеся республики работают над бы-

не платят взносов с декабря пропилого го-
да, тринадцать — © января текущего го-
свом — на 70. Еще в июле прошлого года   ха. Учет членских взпосов и отчетность по-
Тенинский райком снял с учета коммуниста   ставлены плохо.

правительство и лично товарищ Сталин о
белорусском народе. 1.200 миллионов руб-
лей Белорусская СОР получает в этом го-
KY из союзного бюджета на покрытие pac-
ходов по возрождению всех отраслей на-
родного хозяйства. Почти в два раза боль-
ше, чем в 1941 году, предусматривается из-
расходовать средств на развитие промыш-
лонности. Свыше 100 миллионов рублей
абсигнуется на финансирование сельского
хозяйства. Леньги, которые предстоит за-
тратить на социально-культурные мер-
приятия, позволят построить тысячи новых

Каковы же причины запущенности пар-

зации? Секретарь горкома тов. Шмельзов.
хелавший доклад на пленуме городского ко-
митета, вилит их только в том, что райкэ-
мы и первичные организации не занимают-
ся партийным хозяйством. Но в этом ли
только дело? Конечно, нет. Причины кра-
ются глубже. Подобная запущенноеть это-
го важного дела — результат низкого
уровня организационно-партийной работы,
результат ослабления большевистекой бди-
тельности, результат блатодущия и ротозей-
ства некоторых руководящих нартийных ра-
ботников и коммунистов.

5 июля 1945 года в Москву. возвратилась
из Франции делегация Антифашистского Кэ-
митета советских женщин, принимавшая уча-
стие в работе первого конгресса француз-

Докладчик почти ничего не сказал о том,
что серьезную ответственность несет за это
и городской комитет. & ведь горкому давно
было известно состояние дела в райкомах

ских женщин.
В состав делегации советских женщин
входили: руководитель делегации Н. Попо-

стройпгим залечиванием ран, нанесенных
Белоруссии немецко-фаптистекими захват“
чиками. Ораторы с глубокюй благодарностью
говорили о братской помощи великого рус-
ского народа, © неустанных заботах
товарища Сталина, которыми окружены
трудящиеся Советской Белоруссии.

Сессией получены привететвия от пра-
вительств Украинюкой, Эстонской, Латвий-
ской и Киргизекой союзных советеких с-
циалистических республик.

С отромным поемом сессия приняла
письмо великому русскому народу.

Возвращение из Франции делегации советских женщин

ца женщин Белоруссии — народная артист-
ка СССР Л. Александровская, народный ху-
дожник СССР скульптор В. Мухина, писа-
тельница А. Караваева, Герой Советского
Союза — участница Отечественной войны

лишь исполнителями воли режиссёра. По-
становщик пришёл к мысли о необходимо-
сти создать ансамбль нового качества, в KO-
тором единая художественная целеустрем-
ленность спектакля не подавляла бы ин-
дивилуальных свойств каждого его участна-
ка и игра актёров была бы органичной. Из
этого вытекает также идея привлечения
крупных актёров и на небольшие роли, воз-
рождающая лучшие традиции русского теат-
ра. Участие в спектакле В. Марецкой и
В. Ванина в сравнительно скромных ролях
Маши и Медведенко имеег большое зна-
чение для целостности и весомости спек-
такля.

Весьма сильно передал театр ту духоту
общественной жизни царской России, в ко-
торой гибли мечтательные таланты многих
Заречных и Треплевых.

Прежде всего надо выделить превосход-
ную игру Р. Плятта, мастерски создавшего
в роли Дорна цельный образ просвещённого
скептика, умного, трезвого критика окру-
жающей его жизни, но никогда не испытав-

булы — это обречённость и гибель Зареч-
ной и Треплева. Внутреннее действие пьз-
сы — в их торжестве над миром обыдёч-
щины, рутины и прозябания. ‘Сила чехоз-
ского оптимизма, окрыляющая его бессмерт-
ное творение, его «Чайку», как и всю его
драматургию, ‘выражена не в положениях,
не во внешних результатах борьбы, а в ду-
ховных чертах его героев, в их мыслях
и благородных порывах, в их вере, в его,
чеховской, вере в будущее.

Театр сыграл именно обречённость и ги-
бель Заречной и Треплева. Между тем их
гибель—подтверждение обречённости устоев
общества, которое их задавило, свидэтель-
ство будущего торжества их правды, прав-
ды Чехова. Мужество веры Чехова в буду-
щее своей родины театру передать не уда-
лась.

Много юной непосредственности в игре
А. Касенкиной (Нина Заречная). Но на-
сколько значительнее чеховский образ! Пе-
рел нами ведь нечто большее и более чело-
вечное, чем трагедия провинциальной меч-
тательницы, обманутой столичным «львом».
Перед нами не Мопассан, а Чехов. Нина и
Треплев устремлены в то ‘будущее, кото-
рое столь прекрасным видел Чехов. Вера
Заречной в писательское призвание, в высо-
кую гражданственность и моральную чисто-
ту облика писателя, в силу и значение ис-
кусства, жажда Треплева найти новое слово
искусства, выражающее новое движение
жизни,— это их крылья, которые нельзя
сломать, как сломлены их жизни. Несмотря
на свои заблуждения, на неясность своих
стремлений, они больше видели будущее,
они ближе к нему, чем любой другой из
персонажей пьесы.

шего пол’&ма духа, в чём он сам признается   Не случайно М. Астангов наиболее проник-

Треплеву. Вглядываясь в этот образ на сце-
не, вспоминаешь проникновенные слова Ста-
ниславского: «Ошибаются те, кто вообще в

летчик Е. Рябова, работница автозавода име-
ни Сталина А. Максакова, В. Васильева.

и первичных организациях.

р. т   нуме тов. Заленский, — недооценил eel
BYWIMEX партииных органов категорически   важности четкой постановки партийного хо-

ва — секретарь ВЦСИС` и член президиума
Антифашистского Комитета советских жен-
щин, С. Ежова — ответственный секретарь
этого Комитета, представительница женщин.
Украины М. Пидтыченко, представительни-

— Городекой комитет, — сказал на пле-

зяйетва. В самом горкоме на полтора— два
месяца затягивается оформление протоку-
лов заседаний бюро. Прошло несколько ме-
сяцев, как состоялась городожая партийная
конференция, но материалы © еще He
оформлены.

Выступавшие на пленуме говорили о тэм,
что горком мало помогает молодым пафтий-
ным работникам. Горком и райкомы редко
проводят семинары по вопросам внутряпар-
тийной жизни, не прививают молодым сек-
ретарям парторганизаций вкуса к партийной
работе. :

Пленум горкома наметил ряд мероприя-
тий по ликвидации недочетов в партийном

Высшие школы

Сокретариат ВЦСПС принял решение об
улучщении подготозки профсоюзных кад-
ров. Московская высшая школа профдви-
жения булет выпускать работников пля
центральных и областных комитетов  про-
фессиональных союзов. В школе организу-
ются три отделения со сроком обучения в
однн, два и три года. Двухгодичное отде-
ление имеет факультеты заработной платы
и государственного социзльного страхова-
ния, трехгодичное готовит педагогов по

На аэродроме делегацию встретили пред-
ставители Антифашистского Комитета со-
ветских женщин, работники ВЦСПС, родст-
венники, друзья и представители советской
прессы, ` {ГАСС),

B BIJCIIC

профдвижения

массовой работе для центральных и област-
ных комитетов профессиональных союзов,
дворцоз культуры и клубов. Продолжи-
тельность обучения — два года, а для ру-
ководящих работников — один год. В Харь-
ковской школе профдвижения будут обу-
чаться кадры для профсоюзных организа-
ций Украины, Молдавии и южных районов
РСФСР. Курс рассчитан на один гол.
Кроме того, в 1945—46 учебном году
`соганизуются в Москве, Ленинграде и Харь-

пьесах Чехова стараются играть, представ-
лять. В его пьесах надо быть, т. е. жить,
существовать, идя по глубоко заложенной
внутри главной душевной артерии»: Талант-
ливый актёр шёл именно по этому пути твор-
чества, и потому работа его увенчалась
столь радующим зрителя успехом.

Мягко, глубоко человечно ведёт роль Со-
puna О. Абдулов. Перед нами столь же
цельный образ человека, который многого
«хотел», а обречён влачить остаток’ своих
дней в жалком состоянии никому не нужно-
го, старого, «залежавшегося мундштука».
Очень по-чеховски понял актёр свою роль,
чутко воплотил на сцене. чеховский груст-
ный юмор. Он также живёт в любовно вы-
лепленном им сценическом образе.

Для обрисовки среды, окружавшей Зареч-
ную и Треплева, много даёт интересная игра
Т. Оганезовой (Аркадина), П. Герага (ИТам-
раев) и А. Алексеевой (Полина Андреевна).

М. Названов хорошо показывает обыдён-
ность и простоту Тригорина. Но думается,
что образ беллетриста, нарисованный Чехо-

хозяйстве.
Н. КАРАСЕВ.
(Корр. «Правды»).
Алма-Ата,

дисциплинам профессионального движения.
Ленинградская высшая шчола профдви-
жения будет готовить кадры по культурно-

ee ЕС АЕ Ч ee ee

кове курсы повышения квалификации проф-
союзных работников. На курсы будет приня-
то 1.200 человек. (ТАСС).

вым, значительно сложнее. Тригорин — спо-
собный литератор, он чувствует граждан-
ское призвание писателя. Актёр сосредото-

ee ea ee ЕЕ ЕТ ЗЕСКИ ОКЕ СЕ ЕР

новенно и с большой силой играет послед-
ний акт и как раз в тех моментах, когда про-
является душевная опустошенность отка-
завшегося от борьбы Треплева. А ведь Че-
хов многие свои мысли вложил в уста мо-
лодого писателя. Треплев страстно ищет
правды в искусстве. Треплев гораздо. . та-
пантливее и интеллектуальнее, чем это пока
удалось показать актёру. В первых актах
спектакля и в сценах с Ниной Треплев вы-
шел мелковатым. Не ощутив внутреннего
стержня образа, актёр подчас декламирует,
его   Треплев излишне  жестикулирует,
суетится. Актер не всегда живёт в образе,
чаще играет, представляет. Нет в его образе
Треплева страстного горения, молодости,
наивности в хорошем смысле слова. А на-
сколько повысило бы это ‘драматизм спек-
такля. Хочется пожелать талантливому
Астангову «найти себя» в этой ответствен-
ной роли.

Спектакль с хорошим вкусом оформлен
М. Виноградовым.

В целом новый спектакль театра имени
  Моссовета, плодотворно работающего над
расширением своего репертуара, содержате-
лен, интересен. Он ставит ряд проблем,
имеющих принципиальное значение для
развития нашего сценического искусства.

Ю. ЛУКИН.

В Герм

Наш самолет поднамается с московского
аэродрома. Он летит в Берлин — туда, от-
куда посылались войска, самолеты, танка
на Мобкву, Ленинград, Сталинград, Киев.
Туда, где был задуман чудовищный гит-
Туда,
откуда шли приказания уничтожать созет-
ский народ, терзать нашу земаю.

И вот они, следы страданий нашей земли.
Совсем пол Москвой сверху видны изви-
листые траншеи и окопы. Их много. В 1941
году тут сидели гитлеровцы. И траншеи, и
круглые воронки от бомб, все это поросло
сейчас нежной зеленой травой. Боевые
шрамы начинают заживать. Кое-где побле-
скивает вода, и сверху все это можно при-
нять за весенние ручьи. Но чем дальше са-
молет идет на запад, тем свежее раны. _

Постепенно пейзаж меняется. Мы вилим
землю, сплошь испешренную зигзагообраз-
ными окопами, которые, не считаясь ни
с чем, проходят через поля, холмы, леса,
хворы. Они уходят далеко за горизонт.
Это — Германия. Только сверху можно по-
НЯТЬ, БАЖИе нечеловеческие усилия, какую
волю должна была проявить Кресная Ар-
мия, чтобы перешагнуть через всю эту ги-
тантсвую систему укреплений.

* + *

В голубоватой лымве показывается Бер-
лин. Самолет заметно снизился, и город, как
бы медленно кружась, начинает себя пока-
зывать. Убедительнее зрелище огромных
разрушений. Серо-коричневые и черные пу-
стые коробки домов без крыш тянутся квар-
тал за кварталом. Нельзя отыскать сколь-
ко-нибуль <охранившегося здания. Мы
узнаем мрачное здание рейхстага < красным
флагом на шпиле и понимаем, что перел
нами центр Берлина. больше всего напомн-
нающий сейчас разоренное осиное гнездо.

Темпельгофекий аэродром. Его недавно
руками самих немцев очистили от разби-
тых фашистских самолетов. Сейчас они ле-
жат аккуратно сложенные рядами. Мы хо-
рошо помним их серые жирные туловища
с черными крестами. Совсем над головами
пролетали они в первую ночь налетов над
советской столицей. Им удалось тогла за-
брызгать кровью улицы Москвы.

Путевые

Q H ии заметки

не слышно их гула, как не слышно и исте-
рическиях выкриков их хозяина — Гитлера.
Поверженные, разбитые, они убедительно
напоминают о поражении гитлеровской Гер-
Manu.
x * &

Словами Сталина «Опыт ‘истории гово.
рит, что гитлеры приходят и уходят, а на-
род германский, а государетво германское —
остается» встречают нас плакаты, раеста-
вленные по Берлину. Смысл этих слов про-
извел очень сильное впечатление на Oep-
линцев, запуганных геббельсовской пропа-
гачдой. чуловищно клеветавшей на совет-
скую армию и ее бойцов.

В первые лни нашего пребывания в Бер-
лине город был малолюден. Но с каждым
днем все увеличивзлись потоки жителей,
возвращавиеихся домой. Это были главным
образом женщины, старики, старухи и де-
ти. Убелившись в лживости фашистской
пропаганды, они возвращались в город.

Бросается в глаза порядок, быстро .уста-
новленный в германской столице советским
командованием. Как бы олицетворением
этого порядка являются советские девушки-
регулировщицы, виртуозно выполняющие
свои обязанности. Их точные, ловкие, мы
бы сказали пластичные, движения вызы-
вают восхищение. В последнее время на
улицах появились немецкие полицейские.
Ови одеты в старую, логитлеровскую форму,
выглялят еще очень неуверенно и рядхом
с нашими регулировщицами кажутся пред-
ставителями действительно совсем другого
мира.

Почти все улицы этого огромного горо-
да уже расчищены от развалин и разбитой
немецкой техники. Ежедневно можно ви-
деть длинные цепочки немок и немцев,
конвейерной системой очищающих тротуа-
ры или выкачивающих воду из подвалов и
метро. Шо целому ряду улип пошли трам-
вами. Заработало несколько линий метро.
Налажено снабжение. На специальных ши-
тах вывешиваются ежедневные газеты на
немецком языке.

Всея сложность управления германской
столицей становится особенно яеной, когда
приходишь в райопную комендатуру. Тре-

Теперь   буются поистине необыкновенная находчи-

вость, проницательноеть и выдержка, что-
бы разрешить все вопросы, с которыми не-
прерывно обращается население. Нам при-
ходилось присутетвовать на этих приемах.
Многие приходят только для того, чтобы

об’явить себя антифашистами, и просят ни.

в коем случае не спутать их с однофалиль-
цами «наци». Часто жалуются на соседей,
сводящих какие-то старые счеты и пол
этим предлогом расхищающих имущество.
Комендант посылает туда для выяснения
представителя. Толетый бюргер желает во-
зобновить торговлю и при этом выражает
какие-то претензии в связи с ущербом,
причиненных его предприятию войной.
Немцу предлагают открыть дело. Естест-
венно, что возмещения убытков ему не обе-
щают. Тут же появляется молодая пара ©
вопросом, могут ли они оформить брак. Эту
почти идиллическую беседу прерывает нем-
ка, умоляющая убрать из-под ее постели
неразорвавииийся снаряд. Туда посылают
сапера, Другая немка информирует, что во
время расчистки подвалов обнаружен мин-
ный склад. В подвалам направляют группу
бойцов. Актрису, ищущую работу, устрам-
валют в «Варьете». Инженеров используют
по специальности. Приносят списки и адре-
са эсэсовцев. И так далее, и так далее...
Причем все вопросы решаются чрезвычайно
быстро, спокойно и оперативно.

* * *

Ha yaumax Берлина ежедневно встреча-
ютея группы экскурсантов — советеких
бойцов и офицеров. Они направляютея в
здание рейхстага, к Бранденбургоким во-
ротам, в рейхсканиелярию Гитлера. Они
подробно осматривают дома, за которые
сами дрались.

«Мы брали эту берлогу, — говорит моло-
дой лейтенант, уБазывая на полуразрущех-
ное здание рейхсканцелярии Гитлера, — но
тогда я не усшел как следует ее осмотреть»,

Экокурони ходят по мрачному разбито-
му зданию, напомннающему огромные тю-
ремные коридоры, выложенные мрамором.
Заходят в кабинет Гитлера, заваленный
обломками потолка, осматривают огромные
газоубежиша, где также имеется подзем-
ный кабинет фюрера, специальное поме-
щение для автомашин.

Стены рейхотага исписаны надписями.
Тут’ мелькают названия множества совет-

ских городов. Надписи лаконичны, но мно-  бург, казалось, что в городе происходит де-
гозначительны: «Здесь была Тула», «Одес-   монстрация. По улицам шли многочиелен-
са—Берлин», «Мы пришли из Сталингра-   ные шеренги людей, в самых удивительных
да», и тысячи фамилий героев. одеждах. Мелькали цилиндры, рабочие ко-
Каждому бойцу, дошедшему до Берлина,   <тюмы, полосатые куртки заключенных,
хочется запечатлеть этот момент напамять,   Шли мужчины без рубашек, но в галстуках,
‘и они снимаются целыми группами в рейхс-   полувеенные молодые люди... Многие везти
таге, против дворца кайзера, на бронзовых   в детских колясочках вещи. Одна группа
львах и фигурах. Любимое место для фото-  налюминала ретинских «Бурлажов». Они Ta
графирования — Бранденбургекие ворота.   нули на лямках доверху нагруженный ве-
Многие ухитряются забраться даже на са-  Щами сломанный автомобиль. Это шли
мые ворота. французы, возвращавитиеся на родину из
По аллее Побед сейчас ходят подлинные   немецкого плена. Везде мелькали француз-
победителя. Они © любопытетвом рассмат-   ские флаги, от огромных полотнищ до ми-
ривают остатки памятников немецким пол-  ниатюрных флажков, надетых даже на тро-
ководцам, стоящие в этом месте. сти. Французы пели, смеялись, ликовали.
По сторонам улиц стоят и сидят группы   У Эльбы ях разбивали на группы и орга-
немцев и с любопытством, изредка, перегля-   низованно переправляли на западный берег,
дываясь, смотрят на советожих воинов, нз  где их ожилали военные власти союзников.
быструю и умело работающую регулиров-  На тротуарах улиц безмолвно стояли нем-
щицу. Вит у немцев такой, как будто они   пы. Они выставили ведра с водой и, усердно
еще никак не могут осознать происшедшего.   асекланиваясь, утодливо предлагали прохо-
Но вот мимо них а ee ies дящим налиться.
и, вынимая папиросу, собирается закурить.
(0 скамейки НХ и за ar у py авы французы привететвовалл
наших бойцов и с возгласами на русском

гой, и они услужливо начинают чиркзть
епичкой. языке «Ло свиданья, спасибо!» шли Ha
. * & & salar,

Много поработали фронтовые художники А в километре от этого места, у другого
на улицах Берлина. Большие цветные пла- HOHTOHHOTO MOCTA, несся многоголосый хор—
каты и портреты товарища Сталина и пол-   “здравствуите, епасибо!»—это переходили
ководцев Красной Армии установлены на   на восточный берег советские гразждане, то-
улицах и площадях. На одной из централь-  мившиеся в немецкой неволе и оказавшиеся
ных магистралей сооружена арка Победы.   после победы на территории, занятой 20-

На каждом ‘перекрестке установлены   юзными войсками.
стрелки, указывающие местонахождение Цельзя забыть это волнующее зрелище.
улиц, переулков, местностей и городов. На   Был яркий, солнечный день. Среди свежей
Франкфуртерштрассе группа немецких жи:   зелени выделялся красный плакат: «Добро
телей расчищала тротуар, на фоне болыпой   пожаловать, дорогие соотечественники и
стрелы, повернутей на восток, с надписью: соотечественницы!» По мосту шлиенаи
«Москва — 1.800 километров». люди. Они несли самодельные портреты

Эти стрелы выводят на. огромную глад-  Сталина, народные русские мелодии огла-
кую автостраду, проходящую около города.   пали берега немецкой реки. У всех в руках
г я Ни В аи, были небольшие узелки. Уже на мосту мно-
nite BS омонких азторей и направляющие- гие снимали с себя опротивевшие немеп-

кие вещи, выданные в плену, и кидали их

ся на Родину. Их — тысячи. 2
в Эльбу. При виде красноармейцев вся толна
# * * неудержимо кричала — наши, наши! Где
Нам удалось побывать на Эльбе, где про-   только не побывали эти люди, чего только
исходила репатриация советских и француз:   не перенесли! Олин орловский старик доби-
ских граждан. Когда мы приехали в Матде-   рался из Французского города Меца, а на

вопрос, заданный нами одной старушке:
«Откуда, ббушка?» — мы услышали: «0
того сыту, сынки!». Наших бойцов и офи-
церов заключали в об’ятия, целовали, бла-
годарили и в то же время, беясь отстать от
своих, спешили дальше.

Многие уже на берегу под деревьями пе-
реодезались во что-нибудь лучшее, празд-
ничное, & CBO старый хлам оставляли туг
же, на земле. И вот после ухода репатри-
ированых, как стая шакалов, появились
немцы. Благопристойного вида мужчины в
котелхах с портфелями и тросточками, за-
витые и одетые пб моде фрау жадно наки-
дывалигь на брошенное тряпье быватих сво-
их рабов и рабынь. Они внимательно раз-
глядывали эти трягки, и, деловито натру-
жая ими детские коляски, забирали домой.
В женый летний день, на фоне акжуратно
подстриженных зеленых деревьев эти еце-
ны гнусной немецкой алчности выглядели
особенно отвратительно.

+ *+ *

<...Москва моя, — ты самая любимая!» —
эти. слова знакомой песни летят на-
встречу, когда попадаешь в любую из
наших армий. В сорок первом году каж-
дый, от бэйца до генерала, защищая свою
любимую Москву, помнил о Берлине.

Через тяжелые испытания войны, через
руины наших городов и сел, морозными
ночами, болотами и лесами шли они к Бер-
лину.

И сейчае за Берлином, на тихой поляне
в перерывах от боевой учебы они с 06060й
нежностью вспоминалот Москву. Отеюда она
кажется еще лучше, еще милей.

Как не похож на нее молчаливый повер-
женный Берлин. Особенно безмолвным 1
пустынным выглядел он ранним утром, ко-
гда мы, возвращаясь на Родину, ехали по
ето разрушенным улицам на аэролром.

Самолет, поднявшись и сделав круг над
Берлином, ушел вверх, и скоро густые об-
лака закрыли все, что было внизу.

Через пять часов от нас до берлинской

улицы Франкфуртерштраесе было тысяча
восемьсот километров.
Под найти — снова родная земля Москвы.

КУКРЫНИКСЫ.