ПР

aaa

ee et eee as =

От трудящихся Белорусской ССР.

Москва, Кремль     а
Великому вождю народов Генералиссимусу Советското Союза

Дорогой наш отец, учитель
товарищ Сталин!

В лень нашего великого национального
праздника и всенародного торжествз—пер-
вую годовщину освобождения столицы С0-
ветской Белоруссии— города Минска от не-
мецких захватчиков, освобожденный бело-
русский народ выражает Вам самую искрен-
нюю благодарность, шлет Вам самый сер-
дечный привет и пожелания сил и здоровья
на многие и многие годы.

Ал Прыпяц!, Сожа, ад Немана 1 Буга,

Ад светлай Дзвны 1 с1вога Дняпоа,

Мы сэрцам мкнемся да бацьк1 1 друга,

Настаука нашага, правадыра,

Як з выраю птушЕ! да роднага краю.

Тяцяць нашы мысл! да вежау Врэмля:

Цябе, мудры Стан, народ нат Mitae,

ГУ песнях   казках падзяку складае,

Табе беларусская наша зямля: ,

‘ Зямля, што стагнала пад ботам нямснем,

Замтая кроую героя-народа,

Што з мертвых устала пад сцягам .
совецкйм

Бо зноу ты вярнуу ей жыцце 1 свабоду.

BORIb

В веках не померкнет памятный день
третьего июля 1944 года. Его славим мы
как день своего освобождения от крозавог
‘ига немецких захватчиков, Tak #2, как
вечно‘белорусский народ будет славить день
окончательной победы народов нашей Совет-
ской Родины над фашистской Германией.

`В эту историческую годовщину соверши-
лось то, чего мы с великой надеждой ждали
в течение почти четырех лет тяжелых ис-
цытаний, во что непоколебимо верили и за
что отдавали свои силы, энергию и саму
жизнь лучшие сыны и дочери советского
народа. Правда восторжествовала. _Новер-
жены в прах черные силы зла. Трижды
проклятая гитлеровская Германия раздав-
лена. Человечество спасено от рабства и
истребления.

В дни народного ликования, в дня вели-
кой победы советского народа над герман-
CRAM империализмом. в день своего чацио-
нального праздника десятихиллионный бе-
порусский народ славит могущественную
Сталинекую Красную Армию и превозгла-
шает первую здравицу за Верховного
Главнокомандующего всеми вооруженными
силами СССР, Генералиссимуса Советекого
Союза Великого Сталина. Вы, великий наш
вождь п учитель, прозорливо указали нам
путь к победе. С Вашим именем на устах
советские люди, осененные непобедимым
ленинским знаменем, разгромили онасней-
mero HW злейшего врага человечества —
немецкий фашизм. Под Вашим генназьным
руководством ‚полководцы. Красной Армии,
маршалы и генералы, офицеры. сержанты
и бойцы выполнили свою историческую
миссию, отстояли свободу и незавигимость
нашего отечества, спасли народы @вроны
и все человечество от фашистского рабства
и угнетения. Доблестная Красная ‘Армия
своим мужеством и героизмом на Beka YT-
вердила силу и могущество нашей совет-
ской державы.

Тлубочайшую благодарность и всенарод-
ную любовь обращают трудящиеся Совет-
ской Белоруссии к великой и могучей пар-
тии Ленина—Оталина. Под водительством
партии большевиков советекий народ пре-
вратил СССР в могучую индустриальную и
колхозную социалистическую“ державу, в
страну нерушимой сталинской дружбы на-
родов и морально-политического единства
трудящихся всех национальностей Совет-
ского Союза вокруг Советского Правитель-
ства и Всесоюзной Коммунистической пар-
тии большевиков.

Большевистекая партия есть незокру-
шимая сила и величие налиего отечества. В
грозные годы Великой Отечественной вой-
ны больщцевиетокая парпия, вооруженная
бессмертными идеями ленинеко-статинокого
учения, полняла, воодушевила и организо-
вала миллионные массы советокого народа
на борьбу с фашизмом, во главе народа от-
стояла свободу и независимость нашей ве-
ликой Родины и привела советекую держа-
ву к полной победе над врагом.

Белорусский народ бесконечно благода-
рен Bam, дорогой Иосиф Виссарионович,
за то, что Вы своей мудрой политикой, сво-
ей непреклонной волей к победе об’единиля
в олно целое все народы Великого Советеко-
то Союза и подняли их на священную вой-
ну с проклятыми врагами налнего отече-
ства — немецкими империалистами.

Советекзя Белоруссия сбросила ярмо не-
мецко-фашистских захватчиков благодаря
тому, что ей пришел на помощь великий
русский народ и вее народы Советевого (о-
юз. За освобождение Белоруссии вместе ¢
белоруссами рука 00 руку сражались pyc-
ские, украинцы, грузины и Казахи, у3бе-
кин азербайджанцы —- все народы-братья
великого Советского Союза.

И сегодня“ в день всенародного ликова-
ния, воссоединенный белорусский народ,
единый в своих помыслах и стремлениях,
бесконечно блалодарен Вам и в Вашем ли-
це ‘всем народам Советского Союза и, в пер-

вую очередь, великому русскому народу за’

налие освобождение от ига немецкой окжупа-
ции. от невиданных в истории человечества
зверств и издевательств.

В первые же дни народного бедствия, ко-
тла коварный и подлый враг обрушился на
нас всей мощью своей военной машины и
наша родная Белоруссия одна из первых
приняла на себя удар питлеровеких пол-
чищ и пылала в огне пожаров, —на Bew Co-
ветекую страну прозвучал Ваш голое, при-
зывающий на веенародную борьбу с нена-
вистным врагом, «Наше дело правое. Побе-
да будет за нами» „сказали Вы своему на-
роду. Ваши слова глубоко запали в сердце
БаЖдому из нае. Они поддержали нас в с8-
мый тяжелый момент ‘и дали нам силу и
решимость бороться до конца за свободу и
незавионмость социалистической Родины,

„они наполнили наши сердца верой в победу.
Мы твердо верили и знали: Сталин с нами.
А это значит — с нами величайший в мире
разум,’ непреклонная воля, самая высшая
справедливость, мужество и рептительноеть.
Сталин ‹ нами — значит с нами самая
могучая сила страны Советов.

один из крупнейших культурных деятелей

Иосифу Виссарионовичу С

У цяжк!я годы народнага гора,

Ты быу нашай верай 1 нашай апорай,
Душою 1 <эрцам был! мы з табой,

I чул: твой голае, што клжау у Ooi.
Геро, што кроу’`у баях пралвали,
На подзвг цябе устаминалт,

Г тыя, што мужна галовы злажыль
У сэрцы твой вобраз да скону Hacidl,
I mam старая. шоушы на мук,

К табе узнамала пажутныя рукь :
Мы верылЕ, знал! — у роднай Маскве
Наш друт, правадыр наш любмы жыве,
Ен помнщь аб нашай пакутнай крайне,
Ен нас у страшэннай бядзе не пажлне.

В самые тяжелые дни наших страданий
нам всегда звучал голос вождя — «Побе-
да будет за нами». Мы также помним Ваши
бессмертные слова о том, что победа нико-
гда не приходит сама, ее надо завоевать. И
весь белорусский народ напрягал вое евои
силы, чтобы помочь Врасной Армии сломить
немецкую военную машину и приблазить
день желанной победы. 2

Надежды зебылись. Героическая Красная
Армия, под Валним. товарищ Сталиа, руко-
водством, по Вашему мудрому плану, обру-
шила на голову натглого врага сокрупгитель-

ные удары и год тому назад освободила Со-
ветскую Белорусеию от немецкого ига. Этот
день, котда нам снова заоветило солнце сво-
боды, веетда будет великим национальным

праздником налиего народа.
Белорусский народ, отолоявший свою
свободу и независимость в победоносно за-

вершенной Великой Отечественной войне, с

новой силой и энергией приступил к вое-
становлению разрушенного немецкими вар-
варами хозяйства и культуры, и, опираясь
на помощь великой русской нации и дру-
пих советских народов, возродит хозяйство

и культуру Белорусского государетва, до-

бьется новых побед в сониалиестическом
втроительстве.

Белорусский народ кровно заинтересован
в прочной организажии мира и безопаено-
сти.. Только за последние три десятилетая

Белоруссия трижды подвергалась опустопки-
тельным войнам го стороны немецких и дру-
пих иноземных
очень часто превращалась в арену врова-
вых битв. На ее полях не раз решалиеь
судьбы не только самой Белоруссии, но п
всей Восточной Европы. Немецкие псы-ры-
цари не однажды пели на Белоруссию, что-
бы поработить наш народ. Под Полоцком и
Минском, под Дротичиным белоруесы громи-
ли тевтонеких и ливонеких
Дружба белоруссов с русскими закреплена в
многовековой борьбе против общих врагов.
Храбро сражались белоруесы вместе с рус-
екими в дружинах
и били немецких захватчиков на озере Чуд-
ском. Белорусе Яков Полочанин был правой
рукой Александра Невекого и водил отряды
белоруссов бить немецких прохвостов и гра-
бителей под Пековом и Новгородом. Слава
знамен русских, смоленских и белорусских
полков, разгромивших
мецких псов-рыцарей в великой битве сла-
вянских народов 15 июля 1410 года под
Таненбергом и Грюнвальдом,
сиять в исторни славянских народов.

захватчиков. Белоруссия

разбойников.

Александра Heserora

отборные силы не-

будет вечно

Вместе с русскими белорусеы ходили

бить орды Мамая на Куликовом поле, пол-
чища князя Радзивилла под Минеком, шве-
дов Карла ХИ под Дееной и Полтавой и вой-
ска Наполеона на всей территории Белоруе-
сии, вместе били армии Вильгельма Пи
легионы Пилсудского. Ни немецким  баро-
нам, ни польским
раз’единить белорусекий
его от великого русского народа. Великие
сыны белорусского нафода, его проеветите-
ли и мыслители — Кирилл Туровекий, Кли-
ментий Смолятич, Георпий Скорина, Тяпин-
ский, Зизаний,
белорусские поэты Вогушевич, Богданович,
Янка Купала и Якуб Колае своей неутоми-
мой деятельностью помогали народу кре-
пить нерушимый cows ¢ Россией, отстаива-
ли родной язык и культуру и независимость
своей страны от посягательства чужезем-

магнатам не удалось

народ, оторвать

Смотрицкий, выдающиеся

es. `
Выдающийся просветитель белоруеского

народа, первопечатник, излавивий первую

книгу на белорусском языке в 1517 году,

славянокого мира доктор Георгий Скоринз
писал: Ue
«Понеже от прирождения звери, ходя-
щие в пустыне, знають ямы своя, птицы,
летающие по воздуху, ведают гнезда
своя, рыбы, плавающие по морю и в
реках, чують вири своя, пчелы и им по-
добнае боронять ульев своих, тако-ж и
люди, где зародилися и ускормлены суть
по б03е, к тому месту великую ласку
имають».

Великий мыслитель в этих словах отра-
зил характерные черты нафода-борна, лю-
бящего евою страну.

Много лет белорусский народ томилея под
гнетом чужеземцев. Много сынов его ело-
жили головы в борьбе за национальную
независимость своего народа. Надолго сохра-
нятся в памяти народной имена Гаркуши и
Вощилы, Дубины и Наливайко, имя Касту-
ся Калиновского — руководителей наролно-
освободительной борьбы. ‘

Немногим более четверти века тому назад
впервые за вею многовековую историю было
положено начало белорусской государетвен-
ности. Октябрьская Социалистическая Рево-
люция освободила все. народы бывшей цар-
ской России, создала все предпосылки для
расцвета их хозяйства и культуры, зало-
жила основы братского союза и дружбы
освобожденных народов. С именем великого

енина, с Вашим, товарищ Сталин, именем
связаны весе важнейшие этапы государ-
ственного строительства Белорусской Совет-
ской Социалистической Республики. :

Вечно будут жить в сердцах белорусского
народа беспредельная благодарность и глу-
бочайшая преданность Вам, наш великий
вождь и учитель, за повседневное внимание,
которое Вы оказывали и оказываете Бело-
русскому государству. С Вашим, дорогой
товарищ Сталин, именем неразрывно связав
великий расцвет нашей страны. Благодаля

вселневной помощи, Белоруссия за годы с0-
ветской власти преодолела свою вековую
отсталость, за годы сталинских пятилеток

Вашим отеческим заботам, вниманию и по-

преобразилось лицо Советской Белоруссии—
она стала страной с высоко развитой про-
хышленностью, передовой техникой произ-
волства и передовым колхозным социалисти-
ческим сельским хозяйством.

С каждым годом. улножалоеь. националь-
ное богатство страны и ноднималось куль-
`гурное и материальвое благосостояние на-
рода. В республике шел бурный роет инду-
стриализации страны, строились новые
электростанции, заводы, Фабрики, заново
возникли целые отрасли промышленности,
такие, как станкостроительная, авиацион-
ная, химическая, сельскохозяйственного ма-
пвиностроения, радиопромьниленноеть и дру-
гие отрасли ‚промышленности, Продукция
белоруееких фабрик и заводов — станки,
сельскохозяйственные машины, радиозита-

стекло, искусственный шелк, велосипеды,
нианино, спички и другие разнообразные
гювары приобрели широкую известность. во
всем Советском Союзе.

Йз года в год расширялись посевные пло-
щади колхозов и совхозов. Более 10 тысяч
тракторов, 1,5 тысячи комбайнов и десятки.
тысяч других сельскохозяйственных машин
й орудий работали на колхозных полях, по-
вышая производительность колхозного тру-
да. Колхозы и совхозы располагали большим
количеством крупного рогатого скота, лоша-
дей. Развивались все отрасли животновод-
ства и птицеводства.

В республике была проведена большая
работа по введению правильных ceBoodopo-
тов в колхозах, сселению хуторов в бла-
устроенные колхозные поселки и разверну-
лись грандиозные работы по осушению 00-
лот и заболоченных земель и ех освоению.
Все это обеспечивало ежетазно? полышение
урожайностя колхозных полей и создавало
все новые и новые предпосыялекн для лаль-
нейшего расцвета колхозного хозяйства и

ратура и радиоприемника, обувь, одежда,

повышения благосостияняя трулящихея (4-
ветской Белоруссии. Коллективный труд в
колхозах дал возможноеть миллионам кэе-
стьян жить зажиточно и культупно

За годы советской власти расцвела куль-
тура, наука и искусство белоруссхого на-
рода. В Советской Белоруссии было созда-
но 26 высших учебных заведений. Ака-
демия Наук, 13 тысяч средних и лачаль-
ных школ, в которых обучалось более 2,5
миллиона учащихся. Выросли кадры на-
циональной интеллигенции. Только Бело-
русский государственный университет де
войны подготовил 20 тысяч специалиетов—
врачей, педагогов, агрономов, инженеров.
Одних только учителей в Белоруссии в
1941 году насчитывалось 65 тыеяч.

Наши ученые, деятели культуры и ис-
кусства, художники, поэты. артисты. ком-
нозиторы, архитекторы; инженеры, нар-
тийные и государственные работники, не
покладая рук, трудились над дальнейшим
нод’емом и расцветом хозяйства, культуры
ий наукя белорусского народа.

Созидательный труд народа был прервав
вероломным нападением гитлеровских пол-
чищ на нашу Родину. Шо приказу престун-
ного гитлеровского правительства ‘герман-
ские бандиты начали уничтожать белорус-
ские города и села. Труд многих поколений
был превращен в пепел и руины. Города
Минск, Витебек. Орша, Гомель, Полоцк,
Борисов, Жлобин. Рогачев и многие другие
были варварски разрушены. Целые райо-
ны в` Витебекой, Полоцкой, Могилевской,
Минской, Полесской, Гомельской областях
выжжены и‘опустошены. 416 тысяч дво-
ров колхозов и колхозников сожжено. Все-
го в сельских местностях враг сжег в раз-
рушил 1.215.206 жилых домов. хазяйст-
ete построек и культурных узрежде-
ний.

‚ Осуществляя приказ людоеда Гьтлера,
немецкие изверги организовали пол Мин-
ском, в деревне Малый Тростенец фабрику

ные лагеря по всей территории Белоруссии.
Только на этой фабрике смерти и з конц-
дагере Масюковщина гитлеровцами унич-
тожено более 300 тысяч человек. Они уби-
ты, замучены и сожжены немецкими па-
лачами,. i

Вровавым террором, расстрелом стари-
ков, женщин и детей немецкие овкупан-
ты хотели сломить белорусский народ. его
волю к борьбе, оторвать Советскую Бело-
руссию от великого Советского Союза. Нь
сумасбродные планы и расчеты немецких
захватчиков потерпели крах. _

Белорусский народ, воспитанный нарти-
ей Ленина — Сталина, по Вашему зову.
товарищ Сталия, поднялся на священнуе
войну с оккупантами.

Более одного миллиона белоруееов cpa-
жались в рядах Красной Армии ча всех
фронтах Великой Отечественной вейны.
Олин из первых героев Великой (течест
венной войны, бесстрашный сын нашего
народа капитан Гастелло, навеки прославил
себя бессмертным подвигом, направив свой
горящий самолет в гущу вражеских войск.
В тяжелые дни, когда враг подступал к
сердцу нашей страны — Москве; ве доб-
лестно защищали части генерал-майор»
Льва Доватора, сына колхозника леревни
Хотино, Витебской области. За город Ленина,
10 последней капли крови, сражалея
могилевский колхозник — выдающийся
снайпер — Герой Советского Союза Феоло-
сий Смолячков. Свыше 100 тысяч веннов-
белоруссов награждены орденами и медаля-
ми Советского Союза за проявленный геро-
изм, мужество и доблесть в Великой Оте-
чественной войне. Свыше 150 генералов-
белоруссов водили в бой свои бесетрашные
армии и полки против гитлеровеких за-
хватчиков,

0т Бъеста до Метиелавля, от Пинска до
Полоцка, по всей нашей земле поднялись
на врага народные мотители -—— белоруе-
ские партизаны и партизанки. Немецких
эккупантов били на улицах городов, в се-
лах и лесах, на дорогах и на полях, Лете-
ли под откос эшелоны. се живой силой и
техникой врага, подрывалиеь рельсы, уни-
чтожалиеь склады, сжигались мосты, шли
ожесточенные бои. Белорусекие патриоты
уничтожили сотни тысяч гитлеровских го-
ловорезов. В партизаноком дважении Вели-
кой Отечественной войны участвовал весь
белорусский народ.

смерти и многочисленные концентрацион-

В чиеле партизан с оружием в руках
боролось свыше 50 тысяч белорусских жен-
щин. В жестокой и упорной борьбе е не-
мепкими оккупантами выросли крупные
организаторы партизанской войны. 59 бе-
лорусоких партизан получили звание Ге-
pos Советекого Союза. Вечно будет’ жить в
народе память о командире партизанекого
воелинония —- Tepoo Советского Союза
Константине Заслонове, являвшемся  гро-
‘sof для немецких захватчиков. Никогда не
изгладятся в народной памяти имена и дела
партизан — Героев Советского Союза —
(ильницкого, Бумажхова и других, отдазв-
игих свои жизни за честь и свободу на-
щей Родины.

На нопримиримую борьбу с врагом бело-
русских партизан и пафтизанок  вдохнов-
ist великие идеи партии’ Ленина—
Сталина. Партизанским движением е пер-
вых дней войны руководила Коммуниети-
ческая партия большевиков Белоруесии и
ео Центральный Комитет. В тылу врага
действовали подпольные организации —
обкомы, горкомы и райкомы большевиков
Белоруссии, Издавалось 152 подпольных
печатных газеты. Подпольная партийная
организация Кб) Белоруесии насчитыва-
ла в своих рядах 23.500 коммунистов
Комсомольская  нолпольная организация
насчитывала в своих рядах 53.730 комео-
мольцев. Коммунисты и комеомольцы в
тылу врага были тесно связаны со своим
народом. Они негли в народ Ваши, товари
Сталин, призывы к борьбе, страстное сло-
во большевристекой правды,  сплачивали
птирокие слои населения, укрепляли веру
у народа в евои силы и напгу победу, под-
нимали народ на борьбу.

В исторических сражениях на’ белорус-
ских землях летом 1944 года Красная Ар-
мия под Валщим, товарищ Сталин, руковод-
ством нанесла немецким оккупантам со-
крупвятельные удары и принеела белорус-
скому народу избавление от  иноземного
ига.

Немецкие захватчики оставили после
себя страшные следы разорения. Они pas-
рушили промышленные предприятия, все
МТС, колхозы, совхозы. За время ‘немецкой
оккупации посевы зерновых и картофеля
сократились наполовину, льна — в восемь
раз. Более 70 процентов общего поголовья
лошадей и крупного рогатого скота уни-
чтожено  немцади и угнано в Германию.
Поголовье овиней унйчтожено на 90 про-
центов, -

Огромнейший урон причинили гитлеров-
цы белорусской культуре. Они разгромили
Белорусскую Академию чаук, разворовали
ee лаборатории. Разграбили ценности 10 го-
сударственных музеев, книги 200 круп-
ных библиотек.  Разпромили 10 тысяч
школ, дворцов, клубов, ‘театров, — кино.
Немцы варвареки уничтожили - большин-
ство памятников национальной  белорус-
ской культуры и расхитили более двух
третей всех произведений искусств,  ред-
кие рукописи и книги. : :

Более половины всего национального б0-
гатетва Белоруссии уничтожено и разворо-
вано немецкими захватчиками,

Многое в области хозяйства и культу-
ры нашему народу приходится создавать
заново. Но как ни ветики напги трудности,
мы их преодотеем.

Благодаря помощи, которую нам ока-
зывает Союзное Правительство и лично
Вы, товарищ Сталин, белорусский народ
за истекший год уже добился в восстанов-
лении разрушенного врагом народного хо-
зяйства и культуры некоторых результатов.
Отремонтировано более 10 тысяч километ-
ров железнодорожных путей, построены
мосты через Дненр, Сож, Березину, Друть.
Воестановлены и дают продукцию ряд
предприятий Минска, Гомеля, Бобруйска,
Витебска, Орши, Гродно, Барановичи. На-
чали работать Минские и Гомельская
электростанции, Гомельский завод сельско-

хозяйственного машиностроения, Минский
ий Витебский станкостроительные заводы,
Минский радиозавод, Гомельский и Не-
манский стекольные заводы и другие пред-
приятия. Расчищаются от развалин квар-
талы и улицы города Минека. Столица
республики будет построена заново. В
проевтировании нового Минска большую
помощь нам оказывают лучшие архитекто-
ры Советского Союза.

Белорусское крестьянство восстановило
уже все колхозы. Колхозники и крестьяне-
единоличники, преодолевая трудности, вы-
званные последствиями немецкой оккупа-
ции, успешно провели в этом году весен-
ний сев, выполнили государственный план
сева. За ремонт тракторов Советская
Белоруссия в эту весну дважды получила
переходящее Красное Знамя Государствен-
ного Комитета Обороны. В эту же весну
у нас прославились знатные трактористы
Василий Лобан и Василий  Соколовекий,
которые на 15-сильном тракторе уже
выработали 1.000 гектаров.

С каждым днем залечиваются раны,
нанесенные жестокой войной. На месте со-
жженных хат отстраиваютея и возводятея
новые просторные дома. Отстроено уже бо-
лее 150 тысяч домов. Сейчас в респуб-
лике пущено в ход 120 кирпичных и че-
репичных заводов. Развитие  кирпично-
черепичного производства дает возможноеть
уже в ближайшие годы преобразить облик
белорусской деревни, перейти на строи-
тельство кирпичных домов и построек.

Успешно проходит восстановление раз-
рушенных немцами культурных учрежде-
ний. Отремонтировано и отетроено заново
выше 10 тысяч школ, в которых уже в
этом году обучалось 1.200 тысяч детей.
 Начали свою деятельность Государетвен-
ный университет, медицинокий, политех-
нический, педагопичежжий, ветеринарный
пиетитуты и десять других высших учей-
ных заведений. Широко развернула работу
Академия Наук БССР.

Начали свою работу Большой Госухарет-
венный театр Оперы и Балета, Государет-
венный Драматический театр имени ‘Янки
Купалы в городе Минске, драматический
театр имени Якуба Коласа в Витебоке, Т5-
сударственная филармония, консерватория.

В республике создано 200 кинотеатров,
160 радиоузлов, 4 музея, в том числе му-
зей истории Великой Отечественной войны,

ТАЛИНУ

Возобновило свою деятельность Государет-
венное Издательство БССР, выпустившее
уже 3 миллиона учебников и 5ниг марк-
еиетоко-ленинской, художественной и сель-
скохозяйственной литературы. В Белорус-
ени издаются 9 республиканских, 11 06-
ластных, 170 городеких и районных газет,
4 журнала. Плодотворно работают над. с0з-
данием новых произведений белорусские
писатели, художники, композиторы.

Советская Белоруссия свой праздник —
головщину во лня освобождения от немец»
ко-фашшистоких захватчиков встречает но-
выми производотвенными успехами. Рабо-
чие и работнилы, колхозники и колхозни-
цы, крестьяне и крестьянки, деятели науки
и культуры и техники, служащие учре-
Жждений с радостью отдают” совой знания,
силы и способности делу укрепления воен-
ной и экономической мощи нашего социа-
листического отечества.

Непреоборимая мощь нашей Родины, мо-

рально-политическое единство советевого
народа, сплочение его вокруг партии
Ленина—Оталина,  несокрушимая мощь

Красной Армии, великая вдохновляющая и
организующая сила большевистской ‹ пар-
тии, Ваше, товарищ Сталин, гениальное
государственное и военное руководство
обеспечили историческую победу советского
народа над гитлеровской Германией. Под-
нявши меч против нас, немцы нашли ги-
бель от нашего меча.

ХИ Сессия Верховного Совета СССР. под-
вела итоги борьбы и труда советекого на-

рода за четыре минувших военных года.   озаренный

Миллионы воинов, демобилизуемых из Ар-

$ ИЮЛЯ 1945 г., № 162 (9933)

мии, которая является надежным оплотом
свободы и ‘независимости нашей Родины,
защиты мира и Всеобщей безопасности,

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Настоящее письмо обошло в®е города; по-
селки, колхозы и села Советской Белорус-
сии. Каждый из нае с чуветвом глубокой
любви и благодарности поставил свою под-
пись под этим письмом и дал клятву Вам,
главе правительства, вождю партии и на-
рода, еще сильнее крепить сталинокую
дружбу советских народов, еще теснее спло-
тить свои ряды вокруг партии Ленина—
Сталина, еще более укреплять нал совет»
ский строй, поднимать военную и эконо-
мическую мощь СССР и под Вашим гени-
альным руководством итти вперед к новым
победам социализма.

Натхненыя Ленина Сталина 1мем,

Оваю Беларусь мы з пажарышч узнмем;

Крывавыя раны затом на целе, —

Як ранены вон, устаушы з пасцел!,

`Г зноу яна стане на моцныя ном,

Багатыя зберэ плады перамоги. ,

Народ нашг матутныя илечы расправщь,

У працы сябе, як у бмвах, праславщь.

3 падзякай табе мы схйляем галовы

Т зычым ад сэрца: бывай-жа здаровы,

Нали друг 1 наш бацька, люб мы бясконца,

Каб ясны твой розум свяшу нам, як
сонца.

Жив! з нам доупя, лоу я годы,

На славу Радамы, на шчаеце народау.

Лень нашего всенародного праздника;
лучами сталинской победы,
вдохновляет наб на новые трудовые подви-

мии по решению Сессии, сменят оружие боя   ГИ во имя процветания и счастья нашей
на оружие труда. В городах и селах Бело-  любимой Родины.

руесии готовят радостную и дружествен-
ную встречу воинам Красной Армии, честно
выполнившим свой долг перед Родиной и

ныне возвращающимея к мирной жизни.   Чая

0бещаем Вам, товарищ Сталин, обеспечить
неукоснительное выполнение закона, подо-

Да здравствует наша родная Советская

оруесия! ›

Да живет и славится в веках нала могу-

Социалистическая Родина — CCCP!
Да здраветвует непобедимая Красная Ат-

мия, Военно-Морской Флот, охраняющие

бающе встретим демобилизуемых из армии   Вали мирный созидательный труд!

воинов, окружих их чутким вниманием и
заботой.

Белорусский народ и впрель будет неус-  дость и слава всех народов — Великий

Да здравствует и живет долгие и долгие
тоды нали вождь, полководец, надежда, тор-
и

танно крепить мощь любимой Красной Ар-’ родной Сталин! ’

Письмо подписали

2.547.360 трудящихся Белорусской ССР.

За образцовое выполнение заданий прави-

тельства и внедрение в серийное производ-
ство авиационных моторов наградить работ-
‘ников завода № 300 Народного: комиссариа-
та авиационной промышленности:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. Базарова Владимира Ивановича — ве-

дущего конструктора.

2. Микулина Александра  Александрови-
ча — главного конструктора.
3. Туманского Сергея Константиновича —

заместителя главного конструктора.

ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И СТЕПЕНИ
Андреенко Василия Петровича — помощ-
ника директора завода.

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Борисова Игоря  Валентиновича —
главного технолога завода.

0 награждении работ

За образцовое выполнение заданий празви-
тельства по производству моторов наградить
работников завода № 45 Народного. комис-
сариата авиационной промышленности:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

1. Аверьянова Григория Александровича-—
строгальщика.

2. Блинова Павла Васильевича — началь-
ника производства.

3. Волынского Бориса Яковлевича — уп-
равляющего трестом.

4. Захарова Ивана Алексеевича — началь-
ника цеха,

5. Комарова Михаила Семеновича — ди-
ректора завода. ,

6, Кононенко Миханла МЛеонтьевича —
главного инженера.

7. Северьянова Ивана Ивановича — стар-
шего мастера.

8. Сошникова Василия Максимовича— зам.
начальника ОТК.

9. Чернышева Дмитрия Ивановича — глав-
ного технолога,

ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ Ш СТЕПЕНИ

1. Власова Дмитрия Павловича — меха-
ника ЭРО,

Заповедник-музей

во-Петровцы, Киевской области, где был
командный пункт генерала армии Ватутина
во время сражения за Днепр и Киев, со-
здается исторический — заповедник-музей
«Поле битвы за Киев»,

Вчера, 7 июля, иностранные учёные —
участники юбилейной сессии Академии на-
yk CCCP — посетили Академию  педаго-
гических наук, где были приняты её. пре-
зидентом В. П. Потемкиным.

В числе гостей находились президент
Сербской академии наук профессор Белич,
член-корреспондент Сербской академии. наук
профессор Станкович, ректор Белградского

Указ Президиума Верховного Совета СССР

КИЕВ, 7. (Корр. «Правды»)/ В селе Но-

0 награждении работников завода № 300
Наркомата авиационной промышленности

2. Булгакова Якова Ильича — бригадира
по сборке,

3. Навроцкого Ивана Гавриловича — глав-
ного инженера. я

4.`Снигирева Василия Алексеевича — на-
чальника цеха.

5. Стечкина Бориса Сергеевича — заме-
стителя главного конструктора,

6. Чижова’ Ивана Ивановича — главного
диспетчера.

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
1. Беленького Александра Михайловича-—
ведущего конструктора.
2. Карповича Вячеслава Владимировича—
начальника производства.

(Продолжение следует).

ников завода № 45

2. Иванова Михаила Ильича — начальни-
ЭРО.
3. Коротун Александра Иосифовича—ин-
женера ЭРО.

4. Кукина Сергея Николаевича — инже-
нера ЭРО.

5. Рябкова Николая Викторовича — ин
женера ЭРО главного управления.

6. Сокольцева Павла Федоровича — инже-
Hepa SPO.

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Александрова Александра Ивановича—
начальника цеха,
2. Болтунова Николая Ивановича — на-
чальника цеха.
3. Брызгалова Апдрея Федоровича — зам.
директора завода.
4. Воронова Ивана Александровича — на-
чальника цеха.
5. Гаврилина Николая Ивановича — на-
чальника цеха.

ка

6. Герасимова Петра Ивановича — на-
чальника цеха.
7. Глаз Моисея Григорьевича — началь

ника цеха.
8. Жолнина Сергея Андреевича — секре-
таря РК ВКП\{б).
(Продолжение следует),

«Поле битвы за Киев»

В центре заповедника будет мемориаль-
ный музей, посвященный исторической бит-
ве. Над проектом заповедника-музея рабо-
Тают киевские архитекторы Елизаров и Си-
доренко.

Иностранные учёные — в Академии педагогических наук РСФСР

университета профессор Неделькович, про
фессор Белградского университета Савич,
член Словенской академии наук профессор
Видрич, профессор Сорбонны Николь и дру-
гие.

Иностранные учёные с большим интере»
сом ознакомились с научно-иселедовалель-
ской работой Академии педатогических на

ук. (ТАСС).

К пребыванию Хьюлет

7 июля председатель исполкома союза
обществ Красного Креста и Красного Полу-
месяца С. А. Колесников дал обед в честь
настоятеля Кентерберийского собора док-
тора Хьыюлетта Джонсона, Председателя
0б`единенного Комитета Помощи Совет-
скому Союзу.

та Джонсона в Москве
Ha обеде также присутствовали секре-
тарь 0б’единенного Комитета Помощи Co-
ветскому Союзу господин Дай и с советской
стороны Народный комиссар ` здравоохра-
нения СССР Г. А. Митерев и др. лица»
(ТАСС).