“ao

Haye.
кок
А,

Noay.
Уи.

ANT),
H of.
ath 1
i) up,

COR.
‘buoy
OMOm,
LYayh.

38D a.
рас
ут.

И у
, №
ди

произ.
ЛЯ Kile
ОЖНОТ

OBADOB
aprare
TOPE

труд
‚ оверт

те
(0B 3a

oi

‚04
‚ 3480
ПИКА
м, Ра-
ерили
ире-
Wu OF
Tou
lA

А

ELLIE
огра
BOM:
Ш:
Ию @
иле
но 01°
Merpos
Уб0]-

Г 42 ИЮЛЯ 1945 г, № 165 (9936)

3.

ri Pes a ee ee

ПРАВДА-

И ЕЕ ЕЕ Е ЕЕ ЕЕ РЕ ЧЕ УЛ = СЕЛЕ

Берлин. 10 июля отправился в Советский Союз первый поезд с демобилизованными бойцами Красной Армии, участвовавшими

в штурме германской столицы. На снимке: демобилизованные бойцы едут из Берлина домой, на родину.

Фото В. Темина,

Колхозы Украины накануне уборки урожая

(Беседа с наркомом земледелия УССР тов. Г. П. БУТЕНКО)

В Херсонской, Николаевской, Измаиль-
ской, Одесской и других южных областях
Украины многие колхозы начали уборку

ных работ продвигается все дальше на 6е-
вер и захватывает новые районы и области.
В:я Украина находится накануне уборки
урожая, который подведет итоги огромной
работы по возрождению социалистического
землетелия и еще раз продемонстрирует ве-
ликую силу колхозного строя, выдержав-
шего суровые испытания войны.

Уже в прошлом году, несмотря на труд-
пости военного времени, колхозы Украины
добились больших успехов в восстазовле-
нии земледелия. Вееной 1944 года они за-
сеяли две трети довоенного ярового клина,
хотя имели тогда живой и механической
тяпловой силы в три раза меньше, чем до
войны, намного меньше рабочих рук и дьу-
тих возможностей. Успешно справилиеь в
1944 году колхозы Украины и © 06я3а-
тельствами перед  государетвом, доерочно
выполнив планы сдачи хлеба и других
сельскохозяйственных продуктов.

B arom году весенний сев основных кулЬ-
тур проведен в‘сроки более сжатые, чем в
прошлом году, и па более высоком агро-
техническом ‘уровне. План сева ранних ко-
лосовых культур был выполнен к 1 мая, &
всего колосовых засеяно Ha 7,2 проц. оль-
ше, чем проедуематривалоеь планом. Пере-
зыполнены задания по посеву сахарной
свеклы, подсолнечника, кукурузы. значи-
тельно расширены посевы других культур.

Чтобы представить себе, с каким налря-
жением надо было работать колхозникам и
колхозницам, работникам МТС Украины в
этом году, достаточно иривеети следующие
цифры: по плану сельекохозяйственных
работ посевная площадь в колхозах респуб-
лики на 1945 гол увеличена по сравнению
с прошлым годом на 1.952 тыс. гектаров,
в том числе плошадь, посева яровых кУлБ-
тур на 1.434 тыс. гектаров, или HA
проц. Колхозам надо было поднять 6.400
тые. гектаров весновопашки. Общий об’ем
всех посевных работ был на 16,4 проц.
больше об’ема весенних работ предвоенчого
1940 года. А наличие тягловой силы со-
ставляло всего лишь 39,3 проц. к товоен-
ному периоду. В связи с увеличением 00’-
ема работ нагрузка Ha тягловую единицу
в 1945 году оставалась такой же, как и
в прошлом. году— В три раза выше до-
военной.

Ход весеннего сева и состояние посевов в
Киевской, Полтавской и других областях го-
ворит о том, что колхозы и МТС неплохо
справились с большими задачами. Наряду
с колхозниками и колхозницами хорошо
потрудились и работники МТС. В 1 июля в

ров, Сталинекой

в 1944 году на атот

МТС Одесекой области
1 июля на 15-сильный трактор 287 гекта-

тор Всесоюгного социалистического сорев-
нования  машинно-трактооных — стзаций
страны. 5 июля Ol выполнила годовой
план тракторных работ, выработав на каж-
рый 16-еильный трактор 444 гектара и
сэкономив 36 тонн жидкого топлива. Сев
занних культур в колхозах, обелуживае-
мых этой МТС, проведен в 6 рабочих дней,
сахарной свеклы — в 5 рабочих дней.

В прошлом голу, еразу же после 0свобо-
ждения районов и областей от немецких за-
хватчиков, многие передовые колхозники и
колхозницы с энтуэназмом начали Bospo-
ждать славные традиции украинеких кол-

среднем по Укралне было выработано на  принимаются из ремонта государственными
каждый 15-сильный трактор 221 гедтар   комиссиями, в которые входят председатель
условной пахоты;
колосовых. С каждым днем фронт убороч-   день было выработано по 143 гектара.
выработали к также комбайнер или машинист, которому
передается машина.
области — 254 гектара,   шины
Днепропетрозокой — 265 гектаров. Замеча-
тельные образцы работы показала Лохвиц-

райисполкома или секретарь райкома пар-
тии, директор и етарший механик MTC, a

Bee остальные Ma-

принимаются по актам комиссии,

состоящей из директора и старшего механи-
ка МТО, а также бригадира тракторной
кая МТС, Полтавской области, — инициа-   бригады, за которой они закреплены на вре-
мя уборки урожая.

В колхозах прием из ремонта уборочных
ухашин и инвентаря производится также
комиссиями, в которые входят представи-
тель райисполкома или райземотдела, пред
седатель колхоза и бригадир полеводческой
бригады, в чье распоряжение перелаетея
этот инвентарь.

В целях бесперебойной работы веех убо-
речных машин тракторные бригады и убо-
рочные агрегаты обеспечиваются необходи-
мыми ремонтными орудиями, инетрументом
и заправочным инвентарем. Созданы и г0-
здаютея передвижные ремонтные мастер-

хоэных мастерев высокого урожая. Многие   ские. В некоторые МТС обкомы партии и

из них в 1944 году добились почти саких
же показателей, какие были у лучших мае-
теров урожая в довоенлые годы.

Следуя их благородному почину, в этом
тоду в социзлистическое соревнование
вотупили десятки тысяч колхозников Укра-
ины. Плодотворно работалот тысячи звеньев
высокого урожая сахарной свеклы, карто-
феля, овощей и других культур. Они немало
потрудалиесь в период подготовки и проведе-

облисполкомы направляют на период убор-
ки передвижные мастерские на автомаши-
нах с промышленные предириятий городов,

Состоявитийся в начале июня пленум
ЦЕ ВПСб)У, веесторонне обсуждая задачи
подготовки и проведения уборки урожая и
заготовок сельекохозяйственных продуктов,
ocodoe внимание уделил вопросам четкой
организации работ и использованию всех
возможностей МЛС и колхозов. Эти указа-

ния весеннего сева и настойчиво работалот   ния легли в основу при составлении кол-

на своих участках сейчас. .

Близится страдная пора, которая решает
сульбу веех замыелов и планов тружеников
деревни. Урожай зависит теперь от того,
как булет проведена уборка, а это в евою
очередь зависит от подготовленности кол-

хозов и МТС к уборочным работам.

В этом году наличными уборочными ма-
шинами в колхозах Укранны можно убрать
больше половины веех зерновых культур, в
том числе 8—9 проп. комбайнами. Многие
МТС и колхозы еще в мае и июне закончи-
ли ремонт машин и хорошо подготовилиеь
к уборке урожая. Но есть и тажие МТС п
колхозы, которые с опозданием начали и
притом затянули ремонт уборочных машин.
Партийные, советские и земельные органы
принимают сейчас необходимые меры, что-
бы быстро завершить подготовку всех ма-
шин к уборке.

Ocodoe внимание в этом году обращалось
и обращается на качество ремонта. Для всех
МТС и колхозов устаповлены строгий учет
и порядок приема из ремонта комбайнов,
молотилок, жаток, двигателей и

хозами рабочих планов уборки урожая. В
своих планах колхозы стараются преду-
смотреть всё, чтобы правильно расставить
и мажеимально использовать все свои ©и-
лы и средства, потому что %коло половины
посевов зерновых культур им придется
убирать вручную. Учитывая опыт прош-
лого года, пленум ЦЕ КП(б)У дал яечер-
пывающие указания как лучше оргатизо-
вать все уборочные работы, в частности
скирдование хлебов. Важнейшей залачей
партийные. советские и земельные оогани-
зации, а также колхозы Укравны ставят
дружную сдачу зерна государству, чтобы
все колхозы республики выполнили планы
заготовок не позднее 1 ноября.

Еще весной, старательно засевая свой
поля, колхозники Украины назвали урожай
1945 года урожаем победы. Вее мысли,
чувства и стремления колхозного крестьян-
ства и работников МТО Советекой Украины
подчинены сейчас одному — провеети
уборку урожая Гысегро и без потерь, дать
стране как можно больше хлеба, сахара,

других   картофеля, овощей и других продуЕтов

малиин. Комбайны, молотилки и двигалели  сельского хозяйства.

Не медлить с силосованием трав

В марте были снегопады. Апрель не
только не принес облегчения, но еще б9-
лее ухудшил и без того тяжелое положение
скота. Слежавшийся снег таял очень мед-
ленно. Плотная ледяная корка легла на
выпасы, закрыла достуи к прошлогодней
траве. Угроза падежа от бескормицы на-
висла над общественным стадом.

В те трудные весенние дни, когда в ок-
реетных хозяйствах раскрывали соломенные
крыши и скармливали животным измель-
ченный пересохший камыш, в колхозе «Но-
вый путь»,  Иссык-Бульского района,
вскрыли большую траншею с силосом. От
сочной зеленой массы шел приятный, на-
поминающий моченые яблоки, запах. №и-
вотные жадно набразывалиеь на корм и
поедали его без остатка. Мастер социали-
стического животноводства республики Але-
ксандр Спиридонович Щетина, на попече-
нии которого находится артельная ферма,
приглашал заглянуть в кормушки то одно-
го, то друтого члена правления.

— Ну как, пригодился летний запа-
cen?

Энтузиаст тов. Щетина не раз выручал
колхозное стадо. Если бы не силос, трудно
сказать, что сталось бы со скотом в «Но-
вом пути». Расположенный в полупустын-
ной западной части Иссык-Кульской кот-
ловины, на жестких и бедных почвах, кол-
х0з не имеет ни естественных сенокосов,
ни зимних выпасов. На силосе, в иной год
занимающем до 70 проп. кормового балан-
са артели. и держится ферма. Силосные
сооружения здесь редко пустуют. Летом в
траншеи идет люцерна, смешанная с по-
лынью и другими сорными травами,
осенью—ботва и отходы огородных культур,
остистая мякина, мало пригодная в сухом
виде. Сдобренная сквашенным обратом, она
превращается в траншее в питательный

корм. Недавно тов. ШЩетина разработал
способ силосования сочных кормов в цель-
ном виде. Опыт увенчался успехом. Для
колхозов, в которых нет  силосорезок
(а в Киргизии редко где опи есть), это
очень важно.

Мы поинтересовались в Киргизском на-
учно-иселедовательском институте живот-
новодства, знают ли они 0б опытах тов.
Шетины. Да, знают и живо интересуются
его работой. В печати несколько раз упо-
миналось имя колхозника-поватора. Ho по-
настоящему опыт артели «Новый путь»
еще не распространен. По сути он даже не
вышел за пределы свеего. района. В той же
Иссык-Кульской области, где родились но-
вые приемы силосования, заготовку соч-
ных кормов на зиму ведут из рук вон плохо.
Несмотря на строгие директивы, напоми-
нания и предупреждения Наркомзема pec-
публики, несмотря на утвержденный Сов-
наркомом и ЦК КП(б) Киргизии пятиднев-
ный график, план силосования в области
выполнен к 1 июля всего на 6 процентов.
В Тюпском, Ново-Вознесенском и Прже-
вальском районах, как раз в тех местах,
где минувшей весной потеряли много ско-
та от бескормицы, где сейчас стоят густые
заросли трав, недопустимо медлят с сило-
сованием.

Повторяетея старая история. Из года в
гот республика не выполняет государетвен-
ных планов силосования. Ныне план сило-
сования снова под угрозой срыва. Уборка
началаеь, & в траншеи и ямы заложено
пока немногим больше 30 тысяч тонн зе-
леной массы — 15 процентов плана.

На что надеются руководители колхозов
й с03х0зов? На что рассчитывают, напри-
хер, в Кеминском, Чуйоком и некоторых
зругих районах Фрунзенокой облаети, где
силосовать по сути еще не начали? Вот, де-

GRATb, через месяц-полтора появится бот-
ва огородных культур, сахарной свеклы, то-
гда и набъем траншеи.

Надо учитывать, что силос потребуется
не только зимой, но и осенью. В автуете—
сентябре выпасы в Киргизии частично вы-
горают, и продуктивность молочного скота
вразу снижается. Чтобы не допуетить сни-
жения удоев молока, передовые хозяйства
применяют зеленую подкормку на фермах.
В этот период хороший эффект дает под-
кормка силосом.

В колхозах республики всего 75 силосо-
резов п 390 соломорезок, но и этот неболь-
шой парк мапгин полностью не использует-
ся. Одни из них разукомплектованы, дру-
гие вовсе вышли из строя. Нужно немед-
ленно привести все малпины в Порядок и
пустить их в ход. Там, где нет силосоре-
зок, можно закладывать молодые травы в
нерезанном виде.

В хороших хозяйствах люди прекрасно
знают кормовой баланс. Вот колхоз «Новый
путь». Он закладывает сейчас не 50, как
в прошлом году. а 200 тонн зеленого’ си-
лоса! Товарищ Шетина просто 0б’яеняет
это дело: 40 гектаров люцерновых нмолез
вынуждены были распахать под зерновые,
на 27 гектарах в силу необходимости пасли
скот, с оставшихея соберут 300 тонн лю-
цернового сена — всего треть потребности.
Если пустить в ход всю солому, все равно
мало будет. Прифермокий участок дает толь-
ко 200 тонн кормовой свеклы. Значит, не-
достаток в грубых и сочных кормах надо
покрыть силосом. Поэтому колхоз уже сей-
час закладывает три новых траншеи.

К сожалению, таких хозяйств в Киргизии ]
очень мало.

А. КРИВИЦКИЙ.
(Корр. «Правды»).
Киргизская ССР,

a

ПИСЬМА
ИЗ ЮГОСЛАВИИ

Сердце подоказывало, что нае, советских
делегаток, приглашенных на 1-й антифа-
шистокий конпресе женщин свободной Юго-
славии, ветретят душевно. Но то, что мы
узидели и пережили, превзошло вее пред-
чувотвия и ожидания. Прямо из самолёта
мы попали в горячие об’ятия югославеких
женщин. Тут ‘были сербки, черногорки,
хорватки, женшины из Боении и Герцего-
вины. Нас пеловали в глаза, в щеки, обли-
вали слезами радости наши лица. Старые,
седые женщины в трауре — их сыновья
погибли в битве — прижимали нае к серд-
цу, как дочерей, а юные девушки в ярких
национальных нарядах гладили наши руки.

— Вы — наши матери! — порывието
восклицали они, улыбаясь и плача.

Белград был украшен знамёнами и цве-
тами.

У входа в здание, гле проиеходия кон-
гресе, стояла яркая толиа нафода. С тру-
дом проникли мы в здание, потому что лю-
ди нас окружили, всячески выражая свою
любовь к нам — гостям 13 Советского Сою-
за. Нам протягивали красные розы. Нам
протягивали детей и верили им: «Дети!
Это — ваши  освободители. Это — совет-
ские люли!»,

Kiro-ro из нае поднял на руки омуглого
ребёнка. Улипа рукоштескала.

— Живео Советский (Союз!

— ТЖивео Сталин!

— ИМЖивела Црвена‘ Армия! — гремела
улица. `

Конгрессе уже работал, когда мы вопли
в зал. И тут произошло что-то совершенно
необыкновенное, чудесное. Весь зал встал,
не встал, а сорвался © места. Со веех кон-
цов слышались страстные, полные искрен-
ней любви возгласы приветствий Советеко-
му Союзу. Сталину, Красной Армии, совет-
ским женщинам и дружбе народов.

Й снова нас горячо целовали, гладили
Наши щеки, приговаривая:

a

не видела таких красивых старых женщин.
Особенно выделялись своей красотой старые
черногорки — гордая посадка головы, ор-
хиный взор и лицо, слозно высеченное из
куока скалы,

В зале присутствовали делегации из
прупих стран; многие из них тоже приеха-
ли в своих национальных нарядах. Тут
были гости из Болгарии, из Албании. Тут
были итальянки, француженки, венгерки
и отна англичанка.

Мы, делегатки из Советекото Союза, си-
дели в первом ряду, и воякий раз, когда
мы появлялись в зале, весь конгресс вета-
вал и аплодировал. Ча конгрессе выступали
самые деятельные женщины — антифани-
стки Югославии: Цана Бабович — депутат
Антифапгистекого Веча Народного 0свобо-
ждения Югославии, Митра Митрович — ми-
нистр народного просвещения Сербии, Ольга
Ковачич-— член ПА Антифипиетекого жен-
ского комитета, редактор. газеты . «Женщи-
на сегодня», Вида Томмиич — министр co-
циальной политики Словении. Их доклады
пыли посвящены укреллению бралетва и
единства женщин всех народов Югославии.
В обсуждении локлалов приняли горячее
участие все женщины.

Запечатлелось в памяти выстугление б9-
санки из Дрвара -— Мики Летьянец. Ha
трибучу вышла крестьяпка в ситцевом бе-
лом платке, в чёрной простенькой безру-
кавке. Лицо ве было бледно от волнения,
3 глаза метали искры. Окинув отненным
взором собравитихея, она векричала:

— Смерть фаптизму —— свобода народу!

Она очень убедительно говорила об уча-
етии женщин в 60ръбе с фамтистами и пре-
дателями югославских народов. Усмехнув-
шись, она сказала:

— Многие из нае научились за эти го-
ды не только читать и писать, но великую:

— Вы — pyecrue,
вы — наши сестры!

— Живео Сталин!

— Museo Tuo!

— Сталин — Тит, Стазин — Тито,
Сталин — Тито! — хором запел вдруг весь
конгресс.

— Смерть фашизму — свобода народу!

вы — созетокие,

политику править!

Слушая речи югославских женщин, мы
с восторгом думали о том, как закалилиеь
они в огне и страданьях борьбы. как поли-
тически выросли. На этом конгрессе: зримо
чувствовалось, как полнимаетея, расправ-
ляет плечи дочь Югославии. И самое глав-
ное: чувствовалось, что жеящимы поняли

Очень долго копгреее не мог успокоить-
ся. И очень долго ваволнованная до глуби-
ны души Марья Васильевна Сарычева,
руководитель советской делегации, не мог-
4a начать своё привететвенное слово —
губы её дрожали.

Высокая седая черногорка в тёмном по-
крывале. Мара Лепичич, лёгкой походкой
поднялась на трибуну и протянула Ма-
рии. Васильевне великолепный националь-
ный костюм. Она просила передать этот

подарок товарищу Сталину. Марья Ваеить-

евна и старая Мара попеловались.

--— Братство — единство, братство —
адинство! — снова хором запел. загрохо-
тал конгресс.

Но вот веб стихло. Вонгреес продолжал
работу.

Читателю будет интересно узнать, как
выглядел этот первый ‘антифашистский
женский конгрессе свободной Югославии,
кто присутствовал на нём и о чём здесь
говорилось.

Это было незабываемое зрелище. Это бы-
о подлинное торжество дружбы югослав-
ских народов. В зале, украшенном цветами
и гирляндами лубовых лиетьев, сидели сот-
чи женщин со всех концов Югославии. Тут
были сербки, хорвалки, черногорки, ма-
кедонки, словенки, дочери Боснии и Герце-
мвины. Виервые в истории Югославии они
встретились все вместе и сидели рядом, ках
родные сёстры. Да они и есть родные сбет-
ры! Достаточно было только взглянуть в их
лица, в их глаза, удивительно похожие
друг на друга, чтобы понять: это — ебет-
ры по крови, это — одна семья... Какой
дикой, страптной нелепостью были их преж-
ние раздоры! Братетво и единство — вот
что принесло побелу, вот чего больше всего
боялись фаптистекие захватчики и подлые
их приопешники — Драже Михайлович, Па-
велич, Недич, Льотич, которые натравли-
вали друг на. друга народы Югославии.

Крестьянки приехали в своих нащиональ-
ных праздничных нарядах, изумительно
красочных, искусно вышитых, сверкаю-
щих всеми цветами радуги. Среди них вы-
делялись женщины, одетые во всё чёрное
и с чёрными шалями на голове. Это были
вловы ютославеких воинов и матери, у ко-
торых погибли в битве сыновья. У многих
женщин. даже очень старых, на груди пар-
тизанокие ордена.

В президиуме сидели локоть Ев WORT
женщины веех федеративных единип Юго-
славии. И это было прекрасно, что женщи-
ны, которых извечные враги славян хотели
посоорить друг © другом, теперь сидят
локоть к олоктю. В самом центре —
седые партизанки и матери партизан.
Трудно было отвести взгляд от их гордых
бронзовых лиц, от сверкающих юным блес-
ком глаз. Скажу откровенно: я еще никогда

значение и силу дружбы югоелавеких на-
родов. Они говорили 0б этом убеждённо и
радостно.

Хорватка Ката Говорушич сказала:

— Когда была борьба с фашистами п
изменниками, когда мы в дни войны помо-
гали раненым воинам ПОгославии, мы не
спралиивали: кто серб, кто македонец, кто
хорват. Bee наши мужчины дрались, каз
братья, и мы помогали им, как сестры.

А черноторка заявила:

— Никакие фалтистские козни не. нару-
шат единства народов наших. Мы теперь
всё поняли! Женщины Черногории хватают
в горах бандитов — предателей родины — и
приводят их к представителям народной
власти.

Konia выступала хорватка, рукоплескали
сербки, макелонки, черногорки,  <ловен-
ки, босанки. Во время выступления сербки
раздавались дружные возгласы всех осталь-
ных: «Живеле женщины Сербии!» Во вре-
мя речи черногорки все другие делегатки
восклицали: «Живела Чернотория!».

Женщинам Дурвара, которые  060бенно
героически проявили с6бя в партизанекой
борьбе и помогли сохранить жизнь Тито,
конгресс устроил: овацию.

— Живеле женщины Дрвала! — крича-
ли сербки и хорватки.

Общий восторг вызвало братанье жен-
щин Боении и Черногории.

На сцену вышло нескольхо женщин Бе-
лопольекого района Черногории и хелегаткя
Петровацкого района Боснии.

Черноторки передали босанкам замеча-
тельный ковер ручной работы — подарок
3& то, что босанки Петровапкого района в
трудный чае помогали оаненым партиза-
нам-черногорцам, лечили их. кормили,
принимали в свои семьи.

Под рукоплесканье всего конгресса чер-
ногорки и’ босанки обняллеь и поцелова-
лись. Никогда в истории Югославии ничего
подобного не было. ;

Нерушимое единство и братетво всех Ha-
родов Югославии и закренление этой друж-
бы — вот основная мысль всех докладов
и выступлений на конгрессе. Этому же
было посвящено и выступление маршала
Тито, встреченного конгрессом с исклю-
чительной любовью.

— Теперь я могу спокойно умереть —
я увидела Тито, — сказала старая седая
женщина-македонка.

— Что ты, нана, — горячо схватила ее
за руку соседка, юная сербка, — теперь
надо жить, долго жить в нашей Югосла-
вии! .

Любовь югославоких народов к маршалу
Тито огромна. На домах, на дорогах, на де-
севьях и камнях — везде написано.
«Тито! Тито!»

Торжество Оружбы

И есть в Югославии только одно слово,
которое вызывает ‘еще боле? пылкие чуз-
ства. Это слово — Сталин. Имя нашего

вехикого Сталина мы ветретили тоже и на’

жилищах, и на дорогах, и на скалах. Ма-
лые дети на улицах кричали нам велед:

—- Иоздрав Сталину! Пдздрав Сталину!-—
Этс значит — привет Сталину.

— А ты знаешь, кто Сталин? — епро-
сили мы черноглазого мальчугана,

— 0!! — ответил он и сверкнул свои-
ми глазищами. Надо было слышать это его
«0!», надо было видеть его спяющее лицо.

А когда М. В. Сарычева выступала на
конгрессе с докладом о советских женщи-
нах, бесконечное количество раз раздава-
лись возгласы:

— МЖивео Сталин!

— Сталин! Сталин! Сталин!

— ИЩивела Црвена Армия на челу 6
другом маршалом Сталиным! а

Ha конгрессе нашей делегации вручили
множество подарков с просьбой передать
товарищу Сталину. }

Национальные костюмы, полотенда, ру-
башки, л1обовно вышитые для него крееть-
янками, куклы в национальных костюмах,
цветы ручной работы. Уже всея сцона была
заполнена этими дарами любви, а сербки,
хорватки, босанки всё еще поднимались
на трибуну и протягивали все новые и но-
вые подарка. Женщины © острова Корчула
принесли золотую звездочку

— Передайте маршалу Сталину от жен-
щин Ворчулы — пусть он будет здоров и
счастлив! — сказали опи.

После окончания конгресса, на котаром
были подведены итоги участия женщин в
борьбе за рождение свободной Югославии и
намечены пути укрепления дружбы народов
и восстановления разрушенной Югославии,
ряд делегаток, а также гости из других
стран поехали в город Крагуевац на митинг.

Крагуевац — это сердце Сербии. Здесь
газдалея первый выстрел против угнета-
телей Югославии. Здесь дрались с фаши-
стами и четниками до последнего вздоха.
Здесь немецко-фашистекие извергя п из-
менники югославского народа расстреляли
7.000 славян, из которых было много гим-
назистов, детей. Мы вищели эту страшную
могилу.

Когда мы, советские делегатки, вышли
из своих машин и направились на пло-
щадь, где должен был состояться митинг,
нам устроили встречу, которую пронесешь
в сердце до конца жизни.

Плотной стеной по обе стороны дороги
стояли женщины, мужчины, дети. Нас и
дорогу, по которой мы шли, забросали ро-
зами, полевыми цветами, ветками вечнозе-
леных растений. Старики и старухи кла-
нялись нам ‘в пояс, женщины‘ целовали
нас, плача такими же слезами радости, как
и женщины в Белграде. :

— Русские, советские, милые, сладкие
наши, сестрицы наши! — кричал изрод,
называя нае сотнямп ласковых имени не
зная, как еще выразить свои чувства. Мы
понимали, что в нашем лице югославские лю-
ди приветствуют Советский Союз. Красную
Армию, наших бойцов, павших ‘в. борьбе
за освобождение ПТОгославии. И корда co-
вершенно засыпанные розами мы подня-
лись на балкон и взглянули на площадь,
Tie стоял народ, мы увидели протянутые
к нам руки, увидели портреты Сталина и
Тито, увидели сербских детей, которые бро-
сали в воздух зеленые ветки и звонко кри-
чали:

— Да здравствуег советская земля!

И мы не могли говорить...

Приехавшие в Крагуевац хорватки, сло-
венки, босанки, гости из Болгарии и Алба-
нии ‘обнимались с сербками.

На наших ‘глазах совершалось нечто ве-
лике.

Братство и единство пародов — вот имя
великого! Оно скреплено кровью погибших
сербов, хорватов, словен, черногорцев, оно
скренлено кровью лучших сынов Югосла-
вии. Югославекие народы поняли: только в
дружбе их спасение, их сила. Не может
быть сильной Сербии, сильной Хорватии,
Словении, Македонии, Черногории, Боснии

и Герцеговины без кренкой, сильной Юго-.

славии. Не будут счастливы сербы, если
будут страдать хорваты или какой-либо
другой югославский народ.

Особенно важно, что это хорошо уже по-
няло большинство женщин. Й как бы ни
пыжились фашистские выкормыши, сколько
бы они ни посылали в Югославию банд не-
дпчевцев. льотичевцев. четников. Михайло-
вича и других головорезов © целью
цоссорить народы Югославии и помешать
ее возрождению, — ничего у них не вышло
и не выйдет: ютославокие народы прозрели.

..Солнце пекло невыносимо. Сербки
повели гостей в дом, усадили рядом, и ста-
рые сербские матери разносили холодное
пенистое питье в кувшинах. И потом все
вместе пели славянские песни.

Елена КОНОНЕНКО. _

Первые демобилизованные

Просторные, светлые комнаты с балкона-   которой сражался тов. Чумаков, не раз

ми, окаймленными листвой тополей и вя-  удостаивалась

зов. Сколько любвн и заботы вложено,
чтобы придать этому помещению нарядный,

благодарности Верховного
Главнокомандующего. В военном билете
тов. Чумакова записано, что ему, в числе

праздничный вид! Оно украшено вазами и  других воинов части, об’явлена благодар-

коврами, цветами и картинами. Под скре-
щенными етягами с портретами Ленина и
Сталина — изображение ордена «Победа» и
надпись на кумачевом полотнище:

— Наше дело правое, мм победили.

Приветливо и радушно встречают побе-
дителей в пункте для демобилизованных,
который организован при военном комис-
сариате Киевского района Москвы. Вчера
здесь был первый «рабочий день»: зареги-
стрированы 20 прибывших в столицу вои-
HOB, демобилизация которых предусмотрена

законом, принятым Верховным Советом
СССР на ХП сессии.
К столу военного комиссара, заметно

волнуясь от встречи с Москвой, с земляка-
ми, один за другим подходили вчералтние
фронтовики, воины Московского округа. У
каждого из них — большой боевой путь.

— Какая славная боевая жизнь! — го-
ворит военный комиссар района подполков-
ник А. К. Чухланцев, вручая новый доку-
мент демобилизованному старшему сержан-
ту Михаилу Сергеевичу Чумакову.

Маленькая книжка отмечает эталы боль-
шого пути войны, который смело и муже-
ственно прошел простой москвич, эконо-
мист по образованию и стрелок по специ-

ность товарищем Сталиным:

— За взятие Могилева;

— За взятие крепости Осовец;

— 38а прорыв обороны немцев на Pere
Buena; 7

— За прорыв обороны немцев на реке
Одер;

— За взятие Берлина.

Ратный путь воина, прошедшего с боя-
ми путь от Сталинграда до Берлина, отме-
чают орден Красной Звезды, медали «За
боевые заслуги», «За оборону СОталингра-
да» и «За взятие Берлина».

Военный комиссар беседует с демобили-
зованным, узнает о его нуждах, о положе-
нии семьи, о работе, которую желает полу-
чить тов. Чумаков, и, крепко пожимая ему
руку, говорит:

— Поздравляю Bac © честным выполне-
нием воинского долга, с напрадами, с побе-
oi! :

Демобилизованный отвечает:

— Буду выполнять свои обязанности на
фронте труда так же, как выполнял их и
на фронте борьбы против немецких захват-
чиков

В этом же заверяют подиолковника, от-
вечая на поздравления, и другие демобили-

альности, приобретенной в армии. Часть, В зованные москвичи, боевые заслуги кото-

в Москве

рых также ярки и выразительны. Новые
документы здесь получают А. Г. Или-
сов— питомец дивизни, удостоенной награ-
ждения орденами Ленина, Суворова и Врас-
ного Знамени, зенитчик А. А. Боков, радио-
инженер Г. В. Китай и другие.

Работников военного комиссариата осаж-
дают телефонными звонками. Предетавите-
ли предприятий и учреждений, родные и
знакомые справляются о сроках прибытия
демобилизованных з Москву. За справками
мнотие приходят сюда сами. Руководитель
промысловой артели «Киевекий транепорт-
ник» встретил здесь бывшего рабочего ар-

тели, демобилизованного гвардии ефрейто-,

ра Василия Ивановича Дралова; который ¢
первых дней войны служил в Красной Ap-
мии. Руководитель предприятия сообщил
тов. Дралову, что коллектив с нетерпением
ждал его прибытия в Москву; ему подго-
товлена торжественная встреча.

..№ услугам демобилизованных— буфет,
фотоателье, комната отдыха с книгами,
журналами, газетами, пгахматами, палика-
ми, домино. Но никакой комфорт не может
Удержать их здесь долго. Оформив доку-
менты, они слешат к родным очагах, до-
мой, к мирному труду...

+ & *

Первые демобилизованные зарегистриро-
ваны также в Краснотвардейском, Железно-
дорожном, Советском и одрутих районах

Москвы.
Л. КАПЫРИН.