»),

R0-

He.
Kos

AW)

Rt
py!
CTH
ТБ
‘OHI
Ip
}, Tl

Te
Ht
у
prop

cmp ©
enol
pall
азии
Ав
тру

0, Bi
‚С
ony
пул
ут
ит
et (i
Apa

10 АВГУСТА 1945 г., № 190 (9961)

КСК СЕ ИЯ

`колхозников и колхозниц, работников совхозов и МТС,

ПРАВДА

специалистов сельского хозяйства Калининской области
о досрочном выполнении государственного плана хлебозаготовок из урожая
1945 года и о своевременном высококачественном проведении озимого сева

Мы, колхозники и колхозницы и все
работники сельского хозяйства Калинин-
ской области, горячо поддерживаем патрио-
тический призыв колхозников Кубани —
досрочно выполнить государственный плая
хлебопоставок 1945 года, своевременно я
зысококачественно провести эзимый сев.
Мы знаем, что этим мы поможем пашей
родной Красной Армии быстрее ликвидиро-
рать японский очаг агрессии на Дальнем
Востоке.

На всем протяжении Отечественной вой-
ны с гитлеровской Германией наши колхо-
зы неустанно помогали Родине. В этом го-
ду мы раньше установленного срока вы-
полнили план весенне-полевых работ и
распгирили посевные площади по сравне-
нию с прошлым годом на 22 тысячн гек-
таров. Малиинно-тракторные станции зна-
чительно перевыполнили “лан .везенне-
тракторных работ, а Брасноармейская, 1-я
Капитнская и 1-я Враснохолуская МТС ужа
выполнили свои годовые производетвенные
задания.

На наших полях созрел богатый урожай.
№ силы мы отдаем тому. чтобы отлично
зытолнить указания партни я правитель-

ства — убрать урожай быстро и без по-
терь и досрочно выполнить свою первую
заповедь — государственный план сдачи
сельскохозяйственных продуктов. ибо обес-
печение страны продовольствием и про-
мышленности сырьём является общенарох-
ным делом. от которого зависит быстрей-
шее уничтожение последнего очага згрес-
сии, дальнейшее укрепление могущества
нашей Великой Родины и улучшение бла-
госостояния нашего народа.

Включившись во Всесоюзное социали-
стнческое соревнование по почину колхоз-
ников Краснодарского края, мы берём на
себя следующие обязательства: :

1. Проведём уборку урожая быстро п
без потерь. Полностью используем все
тракторы и конные уборочные машины, в
каждом колхозе добьёмея бесперебойной
работы молотилок — не менее 20 часов в
сутки.

2. С первых же дней уборки организу-
ем вывозку хлеба государству, в каждом
колхозе создадим транспортные бригады.

Обсуждено и принято в колхозах,

Государственный план хлебозатотовок вы-
полним. досрочно — к 15 октября.

3. Сев озимых проведём по хорошо обра-
ботанным, удобренным парам не позднее
1 сентября, а под’бм зяби закончим не
позднее 25 октября.

Товарищи колхозники и колхозницы,
работники МТС и совхозов, будем работать
по-военному, сделаем веб для того, чтобы
образцово убрать урожай, досрочно выпол-
нить все обязательства перед государством,
своевременно провести озимый сев н под`ём-
зяби и тем самым помочь Красной Армии
разгромить японских агрессоров.

Да здравствует великий советский на-
род — народ-победитель!

Да здравствует славная партия
Ленина — Сталина — организатор наших
побед! :

Слава героической Красной Армии — ар-
мии-освободительнице!

Слава великому вождю и полководцу;
Генералиссимусу Советского Союза това-
рищу Сталину!

МТС и совхозах Калининской области.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

колхоЗниЕов и КолХозниц, работников совхозов и MTC,
специалистов сельского хозяйства Тульской области‘

о досрочном выполнении государственного плана хлебозаготовок из уроная

фашиетами, и сделать свою страну еще и бесперебойно будем проводить её вилоту

Дорогие товарищи!

Советский народ под руковолством гени-
ального. вождя и полководца товарища
(Сталина отстоял честь, свободу и, незави-
симость своей любимой Родины. Героиче-
ская Красная Армия разгромила разбой-
ничьи фашистекяе полчища, зодрузила нд
Берлином знамя Победы и сейчас. выпол-
няя мудрое решение советского поавитель-
ства, приступила к ликвидации янонекого
очага агрессия на Дальнем Востоке.

Колхозники и колхозницы, рабэтники
МТС и совхозов, специалисты сельского
хозяйства Тульской области вместе се все-
ми трудящимися нашей великой страны в
тоды войны © гитлеровской Германией
беззаветно ковали победу нах врагом, еазмо-
отверженно трудясь на помошь фронту.
Теперь мы приложим все усилия к тому,
чтобы помочь Красной Армии быстрее рАз-
громить врага, залечить раны, нанесенные

Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 награждении генералов орденами буворова и Кутузова

За успешное выполнение заданий Верхов-

ного `Главнокомандования. на`фронте борьбы   Савельевича.

с немецкими захватчиками наградить:

ОРДЕНОМ СУВОРОВА 1 СТЕПЕНИ.

Генерал-полковника Корчиц Владислава
Викентьевича.

ОРДЕНОМ КУТУЗОВА 1 СТЕПЕНИ

1. Генерал-лейтенанта танковых войск
Мостовенко Дмитрия Карповича.

2. Генерал-лейтенанта авиации Полынина
Федора ‘Петровича.

3. Генерал-майора авиации Тельнова Кон-
стантина Ивановича.

4. Генерал-лейтенанта артиллерии Чарняв-
ского Болеслава Болеславовича.

ное

более мощной.

работники совхозов и МТС, специалисты
сельского хозяйства Советского Союза! Мы

горячо призываем вас поддержать предло-
жение кубанских колхозников и колхоз-

ниц, работников совхозов и МТС развернуть

социалистическое соревнование за тосроч-
выполнение государственного плана
хлебозаготовок и успешное проведение ози-
мого сева. В этом соревновании мы берём
на себя следующие обязательства:

1. Полностью и досрочно — не позднее
25 октября выполнить государственный
план хлебозатотовок по каждому району,
колхозу и совхозу, а план заготовок карто-
феля не позднее 5 `ноября. ae

Вывозку хлеба в счет поставок rocy-
дарству начнём с первых дней обмолота

Принято на общих собраниях колхозов, совхозов и МТС Тульской области.

5. Генерал-лейтенанта Шатилова Сергея

ОРДЕНОМ КУТУЗОВА 2 СТЕПЕНИ

1. Генерал-майора авиации Агальцева Фи-
липпа Александровича.
2. Генерал-лейтенанта Красильникова Сер-
гея Николаевича.
3.’Генерал-майора инженерных войск Ли-
совского Станислава Игнатьевича.
4. Генерал-лейтенанта интендантской
службы Логинова Ивана Михайловича.
5. Генерал-лейтенанта технических войск
Румянцева Петра Ильича.
6. Генерал-майора Сенчилло Сергея Яков-
левича.
7. Генерал-майора
Ивана Алексеевича.

войск связи Юрина

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М, КАЛИНИН.

Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 9 августа 1945 года.

Верховного Совета СССР А, ГОРКИН.

—— тие

ДЕКАДА ИСНУССТВ В ЧЕСТЬ ПОБЕДЫ

ВИЛЬНЮС, 9. {Корр. «Правды»). В сто-
лице Советской Литвы проводится декада
литовского искусства в честь нашей Побе-
ды. В декаде принимают участие государ-
ственные художественные коллективы рес-

публики, народные ансамбли песни и пляс-
ки, государственный хор.

Одновременно с декадой искусств начал-
ся кинофестиваль на тему «Комсомол и
молодежь в борьбе и труде». В репертуаре
кинофестиваля — кинофильмы «Зоя», «Ма-
шенька», «Поединок» и другие,

до полного завершения плана. Для этого
в каждом колхозе создадим транспортные
бригады, используем ‘все имеющиеся транс-
портные средства— автомашины, лошадей,
крупный рогатый скот.

2. Провести сев озимых КУЛЬТУР Ha ВвЫ-
соком агротехническом уровне в сжатые
сроки, . чтобы заложить прочную венову
для получения выюокого урожая в буду-
‘шем году.

Да здравствует наша любямая Родина!

Па здравствует великая партия Леняана—
Сталина — влохновитель и органлзатор
наших побед!

Да здравствует героическая Красная
Армия — армия-победительнииа!

Да здравствует гениальный вождь наро-
ла. наш учитель и друг, Генералиссимуе
Советского Сотоза товарищ Сталин!

Восстанозлен курорт Балдоне

БАЛДОНЕ, 9. (Корр. «Правды»). В 33
километрах от столицы Латвийской ССР рас-
положен в живописном сосновом бору не-
большой населенный пункт Балдоне. Здесь
некогда был второй’ после Кемери курорт
Латвии. Гитлеровские оккупанты его разру-
шили. Сейчас курорт восстановлен. К ус-
лугам лечащихся — серные ванны и лечеб-
ные грязи,

—о—

Домик-музей имени Дзержинского

КИРОВ, 9. (Корр. «Правды»). В селе
Кай, Кайского района, 46 лет назад нахо-
дился в ссылке Феликс Эдмунчдович Дзер-
жинский. В небольшом старом доме, где
жил Феликс Эдмундович, сейчас создан му-
зей его имени. Трудящиеся села передали
в музей все вещи, которыми пользовался
Дзержинекий,

—_—O—

Концерты хора имени Пятницкого
в Ростове-на-Дону

¢

РОСТОВ-на-ДОНУ, 9. (Корр. «Правды»).
Сюда приехал на гастроли русский народ-
ный хор имени Пятницкого. Концерты хора
пользуются большим успехом. Чтобы по-
слушать его, в Ростов приезжают казаки и
казачки из хуторов и станиц Дона, рабо-
чие и специалисты предприятий Таганрога,
Новочеркасска и ближайших рабочих посел-
ков.

Хлеб —государству

РОСТОВ-на-ДОНУ, 9. (Керр. «Правды»).
С первых же дней Всесоюзного социали-
стического соревнования за досрочное вы-
полнение государственного плана хлебо-
заготовок колхозы и совхозы Дона значи-
тельно усилили вывоз зерна на элеваторы.
Первенство в области занимает Багаевский
район, выполнивший годовой план: на 31
процент. Большую часть sepua здесь вы-
везли на коровах; принадлежащих колхоз-
никам. Ремонтненский район годовой план
выполнил на 30 процентов, Развиленекий
район — на 29 процентов. ;

B передовых сельхозартелях пироко раз-

вернулось. соревнование транспортных
бригад Умело организована вывозка хлеба
в колхозе «Большевик»,  Чертковекого

района, где на живом тягле доставляется
на элеватор по 120 центнеров в день.
Руководитель. транспортной бритады тов.
Свешников из сельхозартели «Путь в со-
циализму», Октябрьского района, на коро-
вах уже вывез 2.600 пудов. Выполнил
годовой план хлебосдачи Ростовский совхоз
№ 2. Коллектив его обязался сдать сверх
плача 6 тысяч пудов.

= *

ХАРЬКОВ. 9. (Норр. «Правды»). Колхо-
зы Харьковщины горячо откликнулись нз
обращение кубанских хлеборобов. В Са-
винском районе колхоз «Парижская Ком-
муна» вывез на заготовительный пункт

*

около двух тысяч пудов отборного зерна.
Сотни центнеров хлеба сдали государству
артели «Врасное Знамя», «Красноармеец»,
имени Сталина.

а ¢

АЛМА-АТА, 9. (ТАСС). Наступившие
жаркие дни в Вазахстане ускорили созре-
вание зерновых культур. К уборке присту-
пили колхозы и совхозы всех областей
геспублики. Хлеб убран уже с  площахи,
превышающей 600 тысяч гектаров. На
пожя Павлодарской области вышло более
140 безмоторных комбайнов, подготовлен-
ных силами МТС.

Темпы хлебосдачи нарастают с каждым
днем. Государству сдано несколько милли-
онов пудов зерна нового урожая. Впереди
Алма-Атинская и Талды-Курганская обла-
сти.

Молдавия закончила
косоБиму колоссвых
КИШИНЕВ, 9. (Норр. «Правды»). Мел-
давия закончила косовицу  колосовых

культур. Сейчас идут обмолот и сдача
хлеба государству.

Картофель и озощи—госудерству

РЯЗАНЬ, 9. (Керр. «Правды»). Кслхо-
зы центральной части области приступи-
ли в сдаче картофеля и овощей rocyzap-
ству. В Мервинском районе колхоз имени
Молотова вывез на затотовительный пункт
9 тысяч пудов раннего картофеля, пере-
выполнив план поставок. Всего в Мервин-
ском районе вывезено в счет. поставок. го-
сударству 30 тысяч пудов картофеля п
свыше тысячи пудов свеклы и овощей.
Около 25 тысяч нудов раннего картофеля
сдали государству колхозы Рязанского
района.

—oO—

Воронежский театр

ВОРОНЕЖ, 9. (Корр. «Правды»). В: 1942
году гитлеровцы, отступая из Воронежа,
сожгли и разрушили театр, здание которо-
го было построено в 1846 году. В прошлом
году театр восстановлен. Он стал значитель-
но лучше и благоустроеннее, чем был рань-
ше. т

С 1 января Воронежский драматический
театр возобновил работу в родном городе.
За. полгода театр показал спектакли «Горе
от ума», «Без вины виноватые», «Женитьба
Фигаро», «Великий государь», «Так и будет»
и другие.

Сейчас Воронежский театр работает над
пьесами «Вишневый сад», «На всякого муд-
реца довольно простоты» и «Мещане». Го-
товится к постановке для детей «Сказка об
Иване царевиче, о земле родимой и матуш-
ке любимой». :

По решению Совнаркома РСФСР, Воро-
нежский театр включен. в группу театров
республиканского значения и именуется. Во-
ронежским государственным драматическим
театром.

И Е em ЕЕ Е ann ae Cain Dae Я TS Se ee 1

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Сэкономим 500 миллионов

киловатт-часов

Экономия электрической и тепловой
энергии — явление не кратковременное и

преходящее, а постоянно сопутствующее
техническому протрессу. Ни про одно
предприятие, даже имеющее наилучшие

результаты в экономии энергии, нельзя
сказать; что оно достигло в этом отноше-
нии «потолка». То, что сегодня является
пределом или близко к нему, завтра, в ре-
зультате более: совершенного ведения про-
изводственного процесса, становитея недо-
статочным. Не случайно нормы раеходо-
вания электроэнергии в каждой отрасли
промышленности подвергаются пересмотру
дважды в году и каждый раз выявлуются
возможности дальнейшего их. снижения.

Великая Отечественная война, потребо-
равшая строжайшей экономии во всем, да-
ла немало поучительных уроков, как мно-
го можно сделать сравнительно простыми
мероприятиями для экономии. энергии и
как велико еще, с другой стороны, расто-
чительство на многих предприятиях. Рас-
ход энергии является ‹ верным зеркалом
технической культуры предприятия. Мож-
но с уверенностью сказать, что из дБух
заводов, одинаково оснащенных, выпу-
скающих одну и ту же продукцию, тот,
на котором удельные расходы энергии ни-
же, является передовым, хозяйственно и
технически. лучше организованным. Вот
несколько примеров.

Кировский танковый завод благодаря
теплоизоляции электропечей, применению
комбинированного режущего инструмента,
сокращению машинного времени добился
экономии около 2 миллионов киловатт-ча-

электроэнергии!

замена малозатруженных двигателей, уп
рядочение освещения, мелкие отганизаци-
онно-технические мероприятия, Теперь
источнике экономии надо искать в более
сложной сфере — за счет рационализации
производства, установления наивыгодней-
ших режимов работы оборудования, 3%
смет внедрения наиболее экономичных ме-
тодов технологического процесса. В этой
области резервы еще мало затронуты. Сюда
должно быть направлено главное внимание
энергетиков и контрольных ортамов,

Государственный Комитет Обопоны 102
ставил перед промышленноетью и работ“
никами энергосбытов важнейпгую задачу—*
сэкономить в 1945 году 500 миллионов
киловатт-чаеов электроэнергии. Вакое это
имеет значение для народного хозяйства,
вино из следующего: с таким количеством
энергии можно добыть 50 миллионов тонн
угля или выплавить 15 миллионов тонн
чугуна; это столько энергии, сколько Boa-
ховокая гидроэлектростанция хает за 20
месяцев, или столько, сколько расходует
Москва в течение 7 месяцев на освещение
и бытовые нужды. Экономия полумиллиар-
да киловатт-часов электроэнергии фравно-
сильна экономии 400 тысяч тонн донец-
кого угля.

Государственным Комитетом Обороны
указаны и конкретные пути экономии
энергии. Они илут не только по линии раз
ционализации технологии энергоемких проч
изводетв, но и в значительной степени
определяют направление технического про-
гресса.’ Например, частичный перевод
азотации гильз дизельмотора Ha поверх-

сов электроэнергии в год.

Горьковский автозавод имени Молотова
за счет внедрения скоростных плавок на
электропечах, применения вместо песко-
струйных ` аппаратов других методов для
обработки: деталей и другими подобными
мерами сэкономил за год более 13 миллно-
нов киловатт-часов.

И на ряде других предприятий энерте-
тики и технологи провели серьезные меро-
приятия по повышению загрузки производ-
ственного оборудования, улучшению техно-
логических режимов, внедрению техниче-
ских новшеств и усовершенствований и до-
стигли существенных результатов. Во вто-
ром полугодии 1944 года предприятия
Наркомтанкопрома сэкономили 35 милаио-
нов киловатт-часов элеклроэнергии, пред-
приятия Наркомсредмаша — 23 миллиона
киловатт-часов, Наркомата восоужения —-
22 миллиона киловатт-часов, Наркомэлек-
тропрома — 12 миллионов киловатт-часов.

В то же время многие предприятия не
только не уложились в установленные для
них нормы, но значительно превысили’ их,
перерасходовали десятки миллионов кило-
ватт-часов электроэнергии. В частности,
предприятия Наркомтекстиля СССР пере-
расходовали за второе полугодие 1944 года
около 17 миллионов киловалт-часов, шахты
«Челябинекутоль» — 265 миллиона кило-
ватт-чаюов, Челябинский цинковый завод—
около 5 миллионов киловатт-часов. и т. д.
Всего по предприятиям 28 промышленных
наркоматов перерасходовано во втором ио-
лугодии пропилого тода около 150 миллио-
нов киловатт-часов электроэнергии. Это
стало возможным вследствие совершенно
нелосталочного внимания руководителей
наркоматов и предприятий к вопросам
экономии энергии, а также недостаточного
контроля со стороны работников государет-
венной инспекции по промэнергетике и
знергонадзору и работников энергосбытов.

В текущем roxy борьба за экономию
энергии проходит более организованно. За
первое полугодие сэкономлено 335 миллио-
нов киловатт-часов. Однако нельзя успоко-
иться на достигнутом. Ряд отраслей иро-
мьниленности переходит с военного на гра-
жданское производство, и этот переход. мо-
жет вызвать снижение темпов экономии.
Этого нельзя допустить. Затем, и это самое
главное, надо иметь в виду, что экономия
электроэнергии была достигнута в основном
за Yer наиболее легких зозможностей:

ностную закалку токами высокой частоты
должен обеспечить годовую экономию
электроэнергии только на Кировском заводе
в размере 4 миллионов киловатт-часов; пе
ревод двух сталеплавильных электропечей
на Уралмашзаводе с основного на кислый
ироцесс даст 900 тысяч киловатт-часов
экономии: внедрение нового метода пайки
(брезингпроцесс) на одном из авиационных
заводов позволит сэкономить больше 2 мил-
лионов  киловатт-часов электроэнергии
ит. д. у

Автоматическая электроеварка по методу
академика Патона, помимо экономии энер-
гии, позволяет в несколько раз увеличить
производительность сварочных агрегатов и
значительно улучшить качество сварного
шва. Проведение электроплавок на кислой
подине дает возможность сократить продол-
жительность плавки в среднем с 12 часов
до 9 час. 45 минут, значительно повышая
при этом стойкость печей. Бесспорна так-
же необходимость широкого применения
трубчатых нагревательных элементов в се-
литровых ваннах, что почти на 40 про-
вентов сократит расход электроэнергии,

даст значительную экономию нихрома,
обеспечит устойчивый и равномерный тем-
пературный режим и взрывобезопасность
ванн.

Подобные мероприятия утверждены по
107 предприятиям, и они одни должны дать
экопомию в 180 миллионов киловатт-часов
электроэнергии.

Экономить электроэнергию можно и
должно не только в промышяенности, но и
в быту, везде, гле она потребляется. Эво-
номия является патриотическим долгом
каждого советского гражданина, на какой
работе он бы ни нахолился. Сейчае об’яв-
лен Всесоюзный конкурсе Ha лучшее пред-
ложение по экономии электрической и теп=
ловой энёргии. Установлены 83 премии от
1.000 до 15 тысяч рублей. Этот конкуре
открывает пигфокий простор для инициа-
тивы изобретателей, рационализаторов,
для работников любых отраслей промы-
тленности, коммунальных и ‘бытовых
предприятий,

Электрическая энергия нужна в боль-
ших. количествах для восстановления и
дальнейшего под’ема народного хозяйства.
Экономия полумиллиарда  киловатт-часов
явится серьезным вкладом в энергетиче-

ский баланс страны.
А. МАКСИМОВ.

Письма с полей

Вы у тихого затененного ивами озера.
Отеюда начинаютея поля «Ёраеного знаме-
ни»— заволжекого степного колхоза. Шумят
дикие утки, льются сладкие запахи донни-
ка, луговых цветов, свежескошенных трав.
У старого осокаря сомкнулись, точно в бы-
лине, три дороги — они ведут в глубь кол-
хозных владений. Вы выбираете ту, что
идет на юго-восток. Едучи по ней, вы уви-
дите не только нивы, но и паровые взметы,
и июльскую степную зябь, и сенокос на за-
ливных лугах. № сумеркам вы доберетесь
до межи, за которой лежат земли соседнего
колхоз» «Красный ижорец». По здешним
мерам это «не больно далеко»: от озера до
межколхозной межи двадцать семь километ-
ров. Такие тут просторы!

Миновав восхитительный ‘утолок лесо-
степи, вы в’езжаете на поля. До небоскло-
на волнуются то желтеющие, то еще зеле-
ные нивы, чернеют, чуть дымясь, только что
прокультивированные взметы, и будто зла-
тоцветные ситпы лежат под полуденным
солнцем подеолнуховые поля.

Говорят, что такой «ломкой злой погоды»,
как в минувшую весну и в это лето, не было
в Заволжье давно. Посмотрите на запад: на-
плывает грозовая. лавина, енова быть бур-
ливому дождю. Дня не проходит без лив-

«  is ss
И  ней. Прохладный ветер волнует степь. А

от века в заволжеких здешних местах в
эту пору стоит зной, в небе—ни облачка.
Ман был тоже необычайно дождлив и про-

po хлален. Деревенские старики перебирают в

памяти девяностые годы прошлого века,

т! чтобы припомнить, когда еще была такая

и

qi

всвьма знойных декады.

at

весна. Зеленя поднимались и крепли мед-
лительно. Холодная непогодь пришла ках бы
затем, чтобы задержать развитие хлебов и
отдать еще неокрепшее, еще молочное зер-
но палящим, сухим ветрам, а те-пришли в
положенный рок, между перволетним не-
настьем и нынешними ливнями легли две
Полдули мерт-
вящие ветры, и тут сгореть бы хлебам до-
Ta, если бы стояли они не на отменных
паровых и зяблевых взметах, поднятых
трактористами, колхозниками и колхозня-

цами в лето и осень сорок четвертого года.

В земледельческом Заволжье ничего нет
торше адекого сплетения холода и знойных
ветров, — послушайте деревенских старн-
ков: они расскажут, как в такие лета «без
дыхания лежала степь от края до края».
А нынче хлеб! Дважды и трижды про-
культивированные пары, глубокая авгу-
стовекая и сентябрьская зябь, старательно
налаженное семенное хозяйство, точнейшие
сроки весенних работ взяли свое:
хлеба выстояли против сжигающих, страш-
ной силы ветров. Ито сеял дремучую
эту рожь? Трактористка Шура Бело-
усова. Она пахала на всю глубину, триж-
ды культивировала эти взметы, и полюбо-
пытствуйте, какой тут непобедимо могучий
ржаной корень! В холодную непогодь он по-
давал и подавал по стеблю живоносные с0-
ки любовно парованной этой земли, убыст-
pax’ poct зеленей: А по чьей зяби золотым
полымем разметалаеь эта spb? Это зябь
тракторной бригады Ивана Уткина. Был
еще авгует, еще стояли знойные дни, а Ш
этому участку и по тому тоже уже шли
тракторы. P

И теперь вы видите взлелеянную Pd-
дость, веселящую людей победу: хлеба,
хлеба! Почти тысяча тектаров пшеницы,
восемьсот гектаров ячменя, овса, проса, че-
тыреста гектаров елисеевекой ржи и еще
большие поля подсолнухов, овошей, таба-
ков и картофеля и суданских трав...

Медвяные ароматы белых и желтых Ез-
шек и степных р0з, зреющих пшениц пере-
мешались с запахом бараньих шей. Вол-
хозные поварихи готовят обед: через час па
привал придут тракториеты. Они поднима-
ют июльскую зябь, и вы понимаете, почему
люди вышли на зяблевую пахоту двумя не-
делями раньше, чем в прошлом году: доб-
ротная, глубокая зябь, соединенная с ины-
ми агрономическими мерами, уберегла поч-
ти две трети яри от страшной и по всем
прежним понятиям неминуемой беды.

А вот нивы, которыми восхитились бы
и кубанские. хлеборобы. Это-——семенные уча-
стки артели. Тут «саррубра», «золотой

ДОЖДЬ», «елисеевка»... Эту землю пахали,
бороновали, культивировали на тракторе,
но еще больше вложили в нее ручного тру-
да, кропотливого и тяжелого, унаваживали,
подкаруливали, много раз пропалывати. И
правление, и партийная организация недрём-
HO следят за этими Учаестками. Ведает ce-
хенными делами молодая колхозница Катя
Воробьева. Вы видите ее, она сейчас обхо-
дит семенники. Тут могла бы начаться 0е9-
бая статья или, быть может, целая книга об
этой русской женщине, еще четыре годз
назад ничем не примечательной: надо было
вязать хлеб — вязала, надо было доить ко-
ров—доила... В перзую военную весну Вэ-
робъева стала бригадиром. По деревенско-
му выражению, это была «плакучая пора»:
все росли и росли нехватки в людях, маши-
нах, тягле, а в колхозе одной только паптня
3.600 гектаров. Что ‘делать? Некоторые
приуныли было...

До войны «Ирасное знамя» поставляло
каждый год тосударству около 9 тысяч
центнеров хлеба. Мужики и парни пгли вое-
вать, колхозницы гнали к железнодорож-
ной станции лошадей, МТС грузила на плат-
формы тракторы: «На фтронт!..»

А как теперь вырастить государстзу
9 тысяч центнеров хлеба?

Где-то на стороне &то-то скуломысля-
щий рассуждал: надо, мол, поставлять 399-
но государству уже не со всей артельной
пашни, а только © тех тектаров, которыз
действительно возделаны и засеяны. Вы-
ходило, что в войну-то, когда мужья, отцы,
сыновья в несказанной страде обороняют
милую жизнь советских людей, колхоз ста-
нет давать тосударству уже не 9 тысяч
центнеров, а сколько придется, по осилен-
ной площади глядя: пять тысяч—та пять,
три—так три...

Председатель колхоза Иван Курбалтнов,
секретарь партийной организации Федор
Соснин и все деревенские коммунисты от-
неслись в бедным таким мыслишкам, ках к
комарам, норовящим усесться на лбу: хлоп
рукой — раздавил... Сегодня Федор Соснин
скажет вам: «Нат тезис ко всем людям был

такой: не только не уменьшать заготовки,
а так как это вопрос жизни и смерти —
еще подбавить хлеба государетву...»

В этом духе и воспитывали артельные во-
жаки молодых бригадиров, звеньевых, взех
людей. Они поднимали их на небывалое:
малыми силами. скудными средетвами вы-
ращивать столько хлеба, сколько выращи-
вали в самые удачливые тоды довоенной
поры.

В самоотверженном артельном труде Ека-
терина Воробьева была среди первых. Она
вела полевую бригаду. Она же восетанови-
ла, чулеено наладила семенное дело.

Сейчас, показав вам превосходные свои
семенники, она проговорит:

— Хоть ответственность У меня больно
большая, — ведь ращу семена для всего
колхоза, — но вернутся мужики — не хочу
им отдавать этого дела. Полюбилось мне,
понимать стала. Ко мне селекционеры сю-
да приезжают...

Вы слышит8 голэса, шум брички. Едут
артельные вожаки: Иван КВурбашнов —
коренастый и осанистый, уже пожилой, и
\ секретарь партийной организации Федор
Совнин—кроткий, ласковоглазый, улыбаю-
щийся старичок.

Встреча, знакомство, не очень стройный,
немного ебивчивый разговор 000 всем: 0 ce-
менниках, о дегятиполье, о том, что «война
совсем было поломала, севооборот, но во-вре-
мя спохватились, и хоть-—что грешить! —
прорех в севообороте еще много. Вот не-
хватает семян трав. Ho плодосмен возлюла-
ем самым строгим образом, по неподходя-
шим прелшественникам не сеем. Вот это да
свои сортовые семена, да первейшие пары
и зябки и позволили нам нынче уберечь
хлеб. Иначе бы беда! А в ослове всего,
конечно, машина»...

Вы слушаете рассказ 0 делах вамеча-
тельнейших, о том, как колхоз, где всего
только 17 рабочих коней да 25 пар быков,
выращивает урожай, равный довоенному, и
поставляет тосударетву уже не 9 тысяч
центнеров, как бывало, а 11.

— В основе всего, конечно, мащина.
У нае трактористки, комбайперы — орел
в орлу. Вот Белоусова, вот Валулин, вот
Кистенев Иван Афанасьевич. Пригонят один
трактор, а надо считать (мы так и считаем)

за два либо три. Придет комбайновый сцеп,
а мы считаем, что в сцепе-то не два кам-
байна, а 6—7. Кистенев убрал пропетым
летом двумя-то комбайнами — шутка ска-
зать! — 2.120 гектаров. И как убрал: на
Жжнивье ни трынкл, ни колосочка. На\моло-
THE сто тысяч пудов хлеба, сто тысяч,
уважаемые! А теперь... Вы у нем еще не
были?.. Он тут недалеко: и километра от-
сюда не будет... Теперь он со своими ребя-
тами дал обязательство — убрать не мень-
ше двух с половиной тысяч гектаров. И
уберет. Такой он человек. Й вое ребята
У него такие. Характерные.
Старичок Соснин заговорил тасково:

— Ведь как оно было... Комбайнеров,
трактористов воспитывают МТС, райком
партии, воспитывают их по той линии, что-
бы каждый сработал на машине по-стаха-
новски, как уж нельзя лучше. Но какой
бы первейший мастер на машину ни сел,
он нипочем не сработает во всю силу, если
ему мы, колхоз, не поможем. И вот в 1942
году, да ив 1943, соберем, бывало, napruii-
ное собрание или актив, или вообще народ
сойдется, и мы все толкуем, внушаем в ча-
сти помощи трактористу, комбайнеру. Ведь
как оно у нас раньше было! Скрывать не
приходится: большое невнимание к малтине
было. Даже воды во-время не подзезем. Ла:
Ke будки для трактористов или комбайне-
фэв как следует не оборудуем. Приценщи-
ками, бывало, посылали кто на глаза по-
падется. Мишка -— Мишку, Матрена —
Матрену, а приценщик-—он урожай делает.
Or прицешщика — качество. Какой при-
цешцик, такая и пахота. Если бы послать
к прицепам не Мишку, а, скажем, Настасью,
урожай-то был бы © гектара на центнер или
полтора больше, потому что одно качество
работы у Мишки и совсем другое у На-
стасьи.`Она, Настасья-то, понимает, она 60-
леет за работу. А тракторист, каким бы ор-
лом он ни был, за каждой бороздой, за ка-
Жждым рядком следить не может. У него на
затылке глаз нету. Его тлаза вперед емот-
par. Y wero стахановская мыель — дать
две нормы или три, или пять. Он машину
большой скорости He по асфальту ведет, а
по жнивью или по пашне. Ему надо гля-
деть да глядеть перед сбой да мотор слу-
шать, & к качеству он затылком сидит,

если оглянется и увидит, что Мишка ведет
заделку семян неправильно ‘или лемех у не-
го только царапает землю, тракторист 59
своего сиденья дела не поправит, потому
что у него в руке не семь метров и не де-
вять. Он кричит —— поправь, а Мишка win
не умеет поправить, или поправит, а потом
зазеваелея. и У него опять брак на всю
борозду. Трактористу приходитея остано-
вить машину, чтобы наладить диски, леме<
ха, сошники. Раз остановился, два остано-
РИЛСЯя, и уже темл Y него пошел вниз.
Сталю быть, колхоз должен ставить к при-
пепам самых старательных, болеющих за
работу людей. Они намного повысят уро-
жай. А оплата труда прицепщика пока
низкая. «Так давайте, — говорит, — по-
ошрение всякое прицепщикам делать», —
вот так мы с народом все толковали, по
каждому пункту толковали: и о воде, и о
будках, и о возчиках и прицепщиках, и
о щах. И так со своей стороны мы обеене-
чили машину, чтобы она как по маслу шла.
Вот уборку взять. Почему пропотым летом
мы хлеб государству до срока поставили?
Й не 9 тысяч центнеров, & 11? И почему
опять-таки до срока засыпали все фонлы
и распределили между людьми большой
доход? Конечно, тут причина не одна
И МТС етала получше работать © комбайке-
рами и с трактористами, и запасных раз-
ных деталей теперь намного больше, чем
раньше: обком партии наладил это дело пря-
мо на-диво. И добавочно к этому большое
внимание с напюей <стороны к комбайнерам
и трактористам. Взять, допустим, Кистене-
ва. Мы все сделали, чтобы сцеп ‘у него
как по маслу шел. А по Вистеневу, по его
работе и весь колхоз равняется: и лобо-
трейщики, и молотильщики, и возчики.
Уборка, как музыка, прошла...
..Люпрощавшись с артельными вожака-
ми, вы спешите на участок, где стоит у
дозревающих хлебов сцеп Ивана Афанасье-
вича Кистенева. :
_A. КОЛОСОВ, И. РЯБОВ,
Е. КИСЕЛЕВ.
(Спец. корр. «Правды»).
Колхоз «Красное Знамя»,
Балаковского района,
Саратовской области.