д

ies ne See

ee ee ee Е See eee a ee ee ee СЕИ ЗВ Lot ee aS

Международное обозрение

Врупнейшим событием не только минув-
шей недели, но и всего периода, отделяю-
щего нас от разгрома гитлеровской Tep-
мании, явилось об’явление Советским Сою-
зом войны Японии. Именно так расценила
и вся мировая печать ветупление Совет-
ского Союза. в войну на Дальнем Востоке.
Весть об историческом решении Советско-
го правительства с молниеносной быстро-
той облетела весь мир — она была встре-
чена с удовлетворением в Соединённых
Штатах и Великобритании, во всех свобо-
полюбивых странах, она вызвала смятение
и растерянность в Токио.

Тейтмотив подавляющего большинства
зарубежных откликов на ветупление  0о-
ветекого Союза в войну против Японии—
это уверенность, что японский империа-
лнам будет разгромлен в кратчайшие сро-
Би, что человечество будет избавлено от
японекой угрозы, как оно уже избавлено
от германской опасности. Цередают, что
председатель американской сенатской ко-
миссии по иностранным делам Коннели,
узнав об об’явленпи войны Советским Сою-
зом Японии, воскликнул:  «Благодарение
богу! Война уже почти окончена». Амери-
канский радпокомментатор Вернан 3a-
явил, что вступление Советского Союза в
войну против Японии является величайшей

и решающей мерой, принятой против Япо-
нии. «Это, -—— указал он далее, —несомнен-
на, является гарантией того, что Япония
не сможет долго сопротивляться. Акция Co-
ветского Союза подобна нокауту».

Английская «Дейли геральд», привет-
слвуя «ужасный удар, обрушившийся на
японский ‘милитаризм», расценивает 0б’-
явление ‘войны Советским Союзом, как по-
следний этап мировой войны против фа-
пизма.  Фондонская «Таймс»  подчер-
кивает, что вмешательство Советского Сою-
за окажется решающим. «Этим, — пишет
далее «Тайме», — разрушаются надежды
Японии Ha ведение длительной  оборони-
тельной войны на материке, такой войны,
которая могла бы подвергнуть испытанию
ресурсы и выдержку Америки и Англии».
Липломатический обозреватель той же га-
зеты заявляет: «Советская декларация яв-
ляется самой яркой демонстрацией союз-
ной солидарности, которая только может
быть дана всему миру».

Первые оперативные сводки, поступаю-
шие с Дальневосточного фронта, красноре-
чиво товорят о силе наносимых Красной
Армией ударов по врагу. Советские войска
неизменно продолжают победоносное про-
движение в глубь территории Маньчжурии.

0 силе ударов советских войск и 0 том
впечатлении, которое они производят в То-
кно, можно судить уже по тому фавту, что
в Японии возникло движение за капитуля-
пию. Это нашло ввоё выражение в обра-
щении японского министра иностранных
дел Того к правительству СССР и прави-
тольствам других еоюзных держав. В пра-
вящих кругах Японии идёт борьба. Япон-
ская военщина возражает против капиту-
ляции и стоит за продолжение войны, не-
смотря на всю её безнадёжность и беесмыс-
ленность. Японские милитаристы, вопреки
разуму, вопреки интересам японского на-
рода, упорно идут по стопам своих немец-
ко-фашистеких союзников, стремясь веяче-
скп затянуть войну на Дальнем Востоке.
Безумная политика японских милитаристов
принесла человечеству и в первую очередь
народам Азии неисчислимые бедствия и
страдания. Японская угроза должна’ быть
устранена. Очаг_ агрессии на Дальнем Во-
стоке должен быть ‘уничтожен. Красная
Армия заставит японских захватчиков раз-
делить участь их — уже поверженного в
прах — германского союзника.

Ее Be

Несмотря на то, что в центре политиче-
ских событий-— вступление Советского Сою-
за в войну против Японии, ‘мировая пе-
чать, а особенно европейская, продолжает
уделять много внимания историческим ре-
шениям Берлинской конференции трёх дер-
жав. Больше того, выступление СССР про-
тив Японии, предвещающее резкое сокра-
щение сроков войны на Дальнем Востоке и
близкое восстановление всеобщего мира,
придаёт  0с0бую значимость решениям
Берлинской конференции, содержащим кон-
коетную программу разрешения герман-
ской проблемы, подошедшим вплотную к
вонросу мирного урегулирования.

В свете этих решений весьма важное
значение придаётся заявлению Советского
правительства 0б установлении нормаль-
ных дипломатических отношений с Румы-

нней и Финляндией. Этот шаг Советского

(Союза, который первый приступил к кон-
кретному претворению в жизнь решений
Берлинской конференции, был встречен с
громадным удовлетворением как в Румы-
нии, так и в Финляндии. Так, румынская
газета «Либертатя» пишет: «Предложение
Советского правительства вызвало в серд-
пах румын безграничную радость, ибо оно
нз только обеспечивает добрососедекие от-
пошения, но и прочную и искреннюю
дружбу между СССР и Румынией. Восста-
нсвление дипломатических отношений ме-
жду нашими странами является врупным
шагом в нормализации международной
жизни».

Финская газета «Хельсингин саномат»
подчёркивает прямую связь между решения-
ми Берлинекой конференции трёх держав и
заявлением Советского правительства о его
готовности установить нормальные дипло-
матические отношения с Финляндией.

Решения Берлинской конференции име-
ли, как принято выражаться за рубежом,
«очень хорошую прессу». Однако наивно
было бы думать. что эти решения вызвали
радость ве всех кругах общественного мне-
ния даже союзных стран. Вруги, которые
связывали определённые расчёты с сохра-
нением под той или иной фирмой герман-
ского военного потенциала, явно ме устраи-
вает демократизация и демилитаризация
Германии. Позицию этих кругов весьма от-
чётливо выражает английский журнал
«Экономист», который в приливе жёлчи до-
шел до того, что, говоря об экономических
принципах обращения с Германией, приня-
тых Берлинской конференцией, об`явил их
«гитлеровским методом».

Неленость этой чудовищной клеветы на-

столько очевидна, что в полемике нет ника-
кой необходимости. Однако слова «гитле-
ровский метод» не случайно сорвались ©
языка не владеющего своими нервами авто-
ра из редакции «Экономиста». Гитлеров-
ский метод— за, пазухой у самого «Экономи-
ста», который проговаривается, что его. ни-
как не устраивает единство политики всех
союзных держав в отношении Германии.
«Экономист» предпочитает деление этой
политики на восточную и западную и прп-
зывает ‘союзников отмежеваться от того,
что «может произойти в русской зоне».

Шила в мешке не: утаишь. Антисовет-
екое шило в рассуждениях «Экономиста»
выскочило наружу. И претендующий на
звание «ревнителя мира» журнал предстал
в своём истинном виде — противника того
сотрудничества великих союзников, которое
нашло своё яркое выражение в решениях
Берлинской конференции.

ЖЖ

В одном из международных обозрений
«Правды» уже отмечались антисоветские
выпады некоторых мексиканских реакцион-
ных газет. Видимо, отпор клеветникам по-
пал не в бровь, а в глаз. Так, очень нервно
реагировал на выступление «Правды» co-
трудник реакционного мексиканского жур-
пала «Тодо» Канту Корро, который разра-
зился рядом новых статей. Содержание этих
статей не представляет никакого интереса,
и на них не стоит останавливаться. Любо-
пытно другое. Корро об’являет, что ни-
какой запрет вести антисоветскую про-
паганду, если бы такой последовал со сто-
роны мексиканского правительства (кстати
сказать, такого запрета нет), не остановит
его. «Пока мне не отрежут язык, —
заявляет Корро, — я буду говорить, и
пока у меня есть руки, я буду писать».

Эти слова, надо полагать, адресованы
тем, кто оплачивает грязную клевету Вор-
ро и ему подобных тангетеров пера, кто
раздувает антисоветскую кампанию He
только в мексиканской печати, но и в нпе-
чати других латино-американских стран.

А что такая кампания поощряется и раз-
дувается, ясно вядно из выступления Кар-
денаса, лидера кубинской республиканской
нартии, который, несмотря на своё высо-
hoe официальное. положение вице-прези-
xenta Кубы, опубликовал в реакционном
журнале  «Картолес» такую грязную
антисоветскую клевету, которой может по-
завидовать даже Корро. Достаточно  ска-
зать, что в основу своей статья Карденас
положил цитаты, заимствованные из дрян-
ненькой книжонки американского фашист-
ского писаки Уайта.

Трудно сказать, какому хозяину служит
Варденасе — тому ли, которому служит
Корро и В°, или другому из того же реак-
ционного лагеря. Одно несомненно, Варде-
нас никак не служит интересам  своёй
страны, несмотря на то,’ что он занимает
в этой стране высокий государственный
пост.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Пятое заседание союзной комендатуры Берлина

БЕРЛИН, 10 августа. (ТАСС). 9 августа
под председательством генерала. Паркс
(США) состоялось пятое заседание комен-
дантов города Берлина.

Союзные коменданты рассмотрели под-
робные данные о потребностях в угле горо-
да Берлина и утвердили план снабжения
углем берлинской промышленности и ком-
мунального хозяйства по декабрь 1945 г,
включительно.

По докладу культкомиссии союзные ко-
мёнланты ‘установили, что контроль над
зрелищными предприятиями будет осущест-
глятвся комендантами американской, анг-
лийской, франчузской и русской зон на
контролируемой ими территории. Кино-
фильмы, выпущенные в союзных странах,
демонстрируются без предварительной цен-
зуры. Через специальные прокатные конто-
ры допускается обмен кинофильмами с тем,
чтобы иметь возможность демонстрировать
в кинотеатрах всех зон’ оккупации любые
фильмы, выпущенные союзниками. Союзная
комендатура дала указание бургомистрам,
чтобы артисты ведущих театров Берлина
получали продовольственное снабжение по
наивысним нормам.

По предложению советского коменданта
генерал-полковника Горбатова союзные
коменданты решили издавать официальный
орган союзной комендатуры — газету на
немецком языке, Все практические вопросы,
связанные с выходом этой газеты, будут
подготовлены специальной комиссией
внесены для утверждения союзных комен-
дантов на очередном заседании.

Учитывая важность широкой инициативы
городского самоуправления в деле заготов-
ки овошей для населения Берлина, союзные
коменданты поручили специальной комис-
сии изучить этот вопрос и внести свои пред-
ложения на следующее заседаниз.

Союзные коменданты утвердили подробный
план продовольственного снабжения, опре”
делили доли сторон в продовольственных

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА:
Д 3-35-82; Иностранного —

Г813193.

и!

поставках и систему взаимных расчетов
между союзниками. Так как переселение
немецких граждан из одной зоны оккупации
в другую вносит путаницу в учёт населения
н выдачу продовольственных карточек,
союзные коменданты категорически воспре-
тили всякое самовольное переселение из од-
нсй зоны в доугую. Лица, ранее переехав-
шие на территорию другой зоны, не будут
обеспечиваться там  продовольственными
карточками и будут возвращены на прежнее
место жительства.

Согласно постановлению союзных KO-
мендантов, немецкому населению  запре-
щшается ‘появляться на улицах с 23.00 до
05 часов по официальному времени во всех
зонах оккупации Большого Берлина. Это
распоряжение имеет ‘силу до 31  декабря
1945 г.

С августа каждый из союзных комендан-
тов будет исполнять обязанности главного
коменданта не в течение двух недель, как
это было установлено ранее, а в течение
месяца. В связи’ с этим генерал Паркс будет
главным комендантом до 31! августа, а ге-
нерал Лайн — с 1 по 30 сентября. Генерал
де Вошен приступит к исполнению обязан-
ностей главного коменданта с 1 октября.

Союзные коменданты утвердили приказы
о конфискации ценностей у немецкого насе-
ления и о порядке обращения денег в горо-
де Берлине. Принято также решение о по-
\ рядке регистрации городских автомашин и
выдачи специальных пропусков городскому
автотранспорту, которые будут опублико-
ваны.

Главный комендант генерал Паркс об’-
явил, что с 12 августа французские войска,
согласно достигнутому соглашению, зани-
мают отведенную им зону оккупации го-
рода Берлина и с этого дня французский
комендант генерал де Бошен приступает
к исполнелию своих обязанностей комен-
данта Берлина на равных правах с осталь-

Д 3-37-50;

ными союзными комендантами,

Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 2
Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Информации —Д 3 15

ПРАВДА

ЕЕ ee ee re ee ИЕ

`Заседание Антифашистского Веча

Народного Освобождения Югославии
Доклад маршала Тито

БЕЛГРАД, 11 августа. (TACC). Ha co-
стоявшемся 8 августа заседании Антифа-
шистского Веча Народного Освобождения
Югославии (АВНОЮ) был заслушан доклад
председателя совета министров маршала
Тито. }

Тито отметил, что ‘в период между вто-
рым.и третьим заседаниями АВНОЮ произо-
шли весьма значительные не только воен-
ные, но и политические события. Кратко
охарактеризовав сложную военную обста-
новку, в которой происходило второе засе-
дание АВНОЮ, Тито рассказая о работе,
проделанной образованным на этом заседа-
нии Национальным Комитетом Освобожде-
ния Югославии.

Упомянув о встрече с Черчиллем в Ита-
лини, Тито сказал, что «эта встреча была
связана с ускорением создания единого
правительства и при этом были рассмотре-
ны некоторые вопросы, касающиеся коор-
динации операций. Тогда же был разрешен
вопрос о передаче военного флота Югосла-
вии, но, к сожалению, по вине некоторых
людей» не расположенных к нам, это согла-
шение могло быть реализовано лишь на-
днях. Теперь этот вопрос окончательно снят
с повестки дня, ибо нашему представителю
в Италии удалось договориться с союзны-
ми властями о том, чтобы югославский флот
немедленно прибыл в наши порты».

Далее Тито подробно ознакомил депута-
тов со своей поездкой в Москву в сентябре
1944 года. Он рассказал, что по его прось-
бе было достигнуто соглашение о переходе
крупных частей Красной Армии на терри-
торию восточной Сербии с тем, чтобы со-
вместно с частями Народно-освободительной
армии Югославии освободить Сербию и Бел-
град. «Кроме того, — заявил Тито, — Со-
ветский Союз предоставил нам большое ко-
личество самого разнообразного современно-
го вооружения, начиная от винтовок и кон-
чая танками и авиацией. Мы смогли, таким
образом, вооружить много наших дивизий н
сделать их способными выполнить тяжелую
задачу, стоявшую перед ними. С помошью
славной Красной Армии были быстро осво-
бождены Белград и Сербия, а с помощью
болгарской армии была освобождена Маке-
дония. Кроме того, советская речная фло-
тилия доставляла в Белград топливо и про-
довольствие». Тито отметил также усилия
Англии и США по снабжению югославских
войск, особенно в Далмации, Словении и
Боснии. «Мы, — заявил Тито, — признатель-
ны великим союзникам за их помощь в борь-
бе. Это’ была оправданная помощь, ибо от-
ветственные руководители великих союзных
стран убедились в том, что в Югославии
только народно-освободительное движение
является движением бескомпромиссного от-
пора оккупантам, а всё остальное было
ложью, посредством которой Драже Михай-
лович и его единомышленники за границей
обманывали мир».

Тито указал далее, что после освобож-
дения Белграда 350-тысячная югославская
армия выросла вдвое. Были созданы силь-
ная артиллерия, авиация, танковые части.
Всё это дало возможность весной текуще-
го года перейти в общее наступление по все-
му фронту от Срема до Далмации и очи-
стить от оккупантов всю страну. В этом
последнем наступлении были полностью
разгромлены не только все немецкие, но Hi
навеличевские войска, насчитывавшие бо-
лее 200.000 солдат. В руки югославской ар-
мии попало более 200 тысяч пленных и ог-
ромные трофеи.

Затем Тито, изложив историю формирова-
ния единого правительства, сказал: «Окку-
панты и предатели народа оставили глубс-
кие следы во всех порах нашей обществен-
ной жизни: экономической, культурной и
политической. Правительство прилагало и
прилагает огромные усилия для того, что-
бы устранить все недослатки и как можно
быстрее обеспечить нормальную работу го-
сударственного аппарата и всего народного
хозяйства. Многие злопыхатели не поняли и
до сих пор не хотят или не могут пенять
всех трудностей, с которыми вынуждено бо-
роться правительство. Они используют эти
трудности для своих реакционных целей
против народно-освободительного движения
и властей».

Касаясь вопроса о репарациях, Тито ука-
зал, что общая сумма ущерба, нанесенного
стране в результате войны, достигает
61 млрд. долларов и что главными винов-
никами опустошения страны являются Гер-
мавия и Италия, которые еще ничего не сде-
лали для возмещения нанесенного ущерба.
Венгрия уже начала погашать свою долю из
общей суммы в 70 млн. долларов репараций,
причитающихся Югославии. Поскольку
болышая доля вины за нанесенный ущерб
падает на Италию, сказал Тито, «особенно
поражает дерзость тех реакционных элемен-
тов, которые сейчас из виновников превра-
щаются в обвинителей и клеветников на
наши народы, потерпевшие от них столько

жженные села
что ограблено в этих областях, всё это
должно быть возмещено за счет этих реак-
ционеров, и об этом должен позаботиться
итальянский народ».

политике Югославии.

Югославии, — продолжал
подписание в Москве 11 апреля 1945 года
договора о дружбе, взаимной помощи и
послевоенном сотрудничестве с Советским
Союзом. Этот
с воодушевлением приветствовали все наши
народы. Этим актом осуществлено то, к чему
веками стремились наши народы. Но лишь
через 26 лет после возникновения Югосла-
вии, лишь после этой большой катастрофы,
которая постигла нашу страну в 1941 г.,
лишь после того, как народы Югославии
благодаря своей освободительной борьбе
взяли свою судьбу в собственные руки и
устранили
с советским народом, — только после всего
этого окончательно осуществились вековые
стремления наших народов и была установ-
лена неразрывная связь с Советским Сою-
зом, которая будет гарантией безопасности
и принесет большую пользу нашей стране».

и
ношения крепнут и развиваются к большому
удовлетворению народов Югославии.

‘зла и горя. Мы понимаем, что никогда не

удастся вернуть жизнь десяткам тысяч на-
ших женщин, детей и мужчин, убитых и
расстрелянных в Словении, Далмации, Чер-
ногории,` Герцеговине, Лике и т. п. Ho co-
и разоренные города, все,

«Вопрос о выплате фепараций нашей

стране со стороны Германии, — продолжал
Тито, — дело безотлагательное, Рассматри-
вая этот вопрос реально, надо сказать, что
наша страна может быть компенсирована за
нанесенный ущерб только натурой и глав-
ным образом путем получения
манских предприятий, необходимых для вос-
становления Югославии.

наша делегация выдвинет
ками». {

целых гер-

Такое требование
перед союзни-

Затем Тито перешел к вопросу о внешней
Он подчеркнул, что
как Национальный Комитет, так и правитель-

ство «старались и стараются, чтобы наши
отношения с союзниками были как можно
лучше. Больше того, в интересах устране-
ния
внешней политике нашей страны в прошлом,
Национальный Комитет и правительство
твердо решили протянуть руку примирения
тем странам, которые были вовлечены в вой-
ну против нашей страны профашистскими
правящими кругами».

всего отрицательного, что было во

Говоря об отношениях с Албанией, Тито

отметил, что «совместная борьба за свободу
связала обе страны. Отношения между на-
шими странами исключительно
и попытки врагов омрачить их напрасны».

сердечны,

«Самым значительным актом в истории
Тито, — было

великий исторический акт

всех, кто мешает сближению

Говоря затем об отношениях с Польшей
Чехословакией, Тито отметил, что эти от-

«Что касается наших великих COIO3HH-

ков — Америки и Великобритании, то с ни-
ми наша страна также имеет нормальные
дипломатические отношения. Я уверен, что
выражаю мысли каждого из вас, если го-
ворю, что мы хотим и будем стараться,
чтобы наши отношения с этими двумя вели-
кими странами были такими же прочными
вс время мира, какими они были во время
войны. Больше того, мы хотим, чтобы они
были более сердечными. Имеются попытки
со стороны некоторых реакционных элемен-
тов из побежденных стран при помощи
клеветы вызвать у наших союзников небла-
гоприятвое отношение к Югославии. Стра-
дания и жертвы, вклад народов Югославии
в общесоюзное дело настолько велики, что
мы с основанием глубоко верим, что наши

справедливые требования на мирной конфе-
ренции не будут оспариваться».

С освобожденной Францией, продолжал
Тите, наша страна устанавливает сейчас
нормальные дипломатические отношения. С
соседней Румынией и Венгрией, во главе
которых стоят сейчас демократические пра-
вительства, Югославия установила хорошие
отношения, которые будут всё более и бо-
лее укрепляться.

«Наша страна,—сказал в заключение Ти-
то,—вышла из этой войны хотя и разорен-
ной и материально обнищавшей, но в TO
же время духовно переродившейся, готовой
к великим созидательным усилиям. Из вой-
ны вышла об‘’единенная и умиротворенная
в братстве новая демократическая федера-
тивная Югославия. И за неизмеримые жерт-
вы и страдания наших народов в этой вой-
не мы вознаграждены величайшими завое-
ваниями, одержанными нашими народами:
сорван адский план оккупантов и преда-
телей воспрепятствовать созданию сильной
Югославии. Создано нерушимое братство
и единство народов Югославии, создана
народная власть, являющаяся гарантией
справедливого социального порядка и де-
мократии. Создано сильное государство,
об’единение равноправных народов Югосла-
вии».

Прения по докладу маршала Тито

БЕЛГРАД, 10 августа. (ТАСС). Вчера
на вечернем заседании АВНОЮ закончи-
лось обсуждение доклада Тито. В прениях
выступило 12 депутатов. Раде Прибичевич,
выступая от имени сербского клуба депу-
татов Народного Собора Хорватии, заявил
о полном согласии с докладом председа-
теля совета министров Югославии. Оратор
говорил об укреплении братских связей и
единства хорватского и сербского населе-
ния в Хорватии, иллюстрируя это рядом
фактов.

С болыной речью. выступил генерал-лей-
тенант Пеко Дапчевич. Значительная часть
его выступления была посвящена помощи,
оказанной Красной Армией и Советским
Союзом югославским народам в освобожде-
нии страны и создании своей армии.

Депутат Кризман от имени депутатов —
членов независимой демократической  пар-

БЕЛГРАД, 10 августа. (ТАСС). На сего-
дняшнем заседании АВНОЮ по предложе-
нию президиума единогласно приняло ре-
шение впредь именоваться `Временной На-
родной Скупциной Демократической Феде-
Ративной Югославии. По предложению клу-
ба депутатов-—членов Народного фронта за-
седание единогласно приняло обращение к
югославской армии, в когором Скупщина
выражает благодарность всем бойцам,
офицерам и генералам армии за ‘их  самоот-

верженную борьбу за освобождение Юго-
славии.
Затем заместитель председателя совета

министров Кардель огласил заявление юго-
славского правительства, принятое на сего-
дняшнем заседании по поводу заявления
короля о том, что он лишает регентов пол-
номочий и снова принимаег на себя коро-
левскую власть.

Б заявлении югославского правительства
указывается, что на основе соглашения ме-

жду маршалом Тито и председателем со-
вета министров королевского правительства

4. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочвое бюро — Д 3-15-68;
89; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63;

тии заявил о полном согласии с основными
положениями доклада маршала Тито. С
аналогичным заявлением от имени депута-
тов-членов земледельческой партии высту-
пил Бранко Чубрилович,

По докладу Тито выступили также ге-
нерал-лейтенант Авшич, премьер-министр
Боснии и Герцеговины Чолакович, премьер-
министр Сербии Нешкович и другие. Каса-
ясь сделанного недавно королем Петром
заявления о том, что он лишает регентов
полномочий представлять королевскую
власть, Нешкович заявил, что этим поступ-
ком король окончательно лишил себя пре-
стола.

АВНОЮ`одобрило доклад маршала Тито;

Затем были произведены выборы нового
президиума. Председателем президиума
единоглёлцо избран доктор Иван Рибар.

Решения АВНОЮ

доктором Шубашичем королевская власть
была передана регентам и вопрос о возвра-
щении короля Петра в страну отложен до
пешения учредительного собрания. Юго-
славское правительство указывает, что CO-
глашение было одобрено также и прави-
тельствами великих союзных держав —
СССР, Англии, США и самим королем. В
заявлении цитируется указ короля, в кото-
ром он говорит о передаче регентам до ре-
шения учредительного собрания королев-
ских полномочий. Югославское правитель-
ство заявляет, что до окончательного реше-
ния учредительным собранием вопроса о
форме государственного устройства страны
король не может ни вернуться в страну, ни
принять на себя снова королевскую власть.

После оглашения заявления ’правитель-
ства слово взял заместигель председателя
президиума АВНОЮ Моша Пьяде, предло-
живший, поскольку заявление ‘короля не
заслуживает обсуждения, перейти к повест-
ке дня. Предложение Пьяде было принято
под. бурные, долго не смолкавшие аплоди-
сменты.

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

ЕЕ: 278

Tea

12 АВГУСТА 1945 г., № 192 (9963)

Boe Cees ee ЕЯ eT. no

Приём В. М. Молотовым г-на Свенто

11 августа Народный Комиссар Ино-
странных Дел СССР В. М. Молотов принял

Второго Министра Иностранных Дел Фин:
ляндии г-на Р. №. Свенто.

Война на Тихом океане

молёты, базирующиеся на авианосцы, атаз

ЛОНДОН, И августа. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, штаб командования
сухопутными ‘силами союзников на Тихом
океане сообщает, что 300 американских бом-
бардировщиков и истребителей, базирую-
щихся на остров Окинава, подвергли бом-
бардировке японские аэродромы на остро-
вах Хонсю, Сикоку и Кюсю. Уничтожено на
земле много японских самолётов.

За 8 и 9 августа самолёты американской
армейской авиации потопили или. повредили
90 японских судов, в том числе один неболь-
шой авианосец, один эсминец, 5 грузовых и
52 десантных судна.

ВАШИНГТОН, 11 августа. (ТАСС). Штаб
командования тихоокеанским флотом США
сообщает, что 10 августа американские са-

ковали район, простираю:цийся на 400 миль
севернее Мокогамы. По неполным данным,
на земле уничтожено 60 и повреждено 43
японских самолётов, уничтожено 11 парово-
зов, 5 железнодорожных составов и повре-
ждены 1 эскортный эсминец и 4 грузовых
судна. В этом налёте активное участие при.
нимали английские самолёты, уничтоживщие
на земле 9 и повредившие 14 японских са:
молётов.

Как сообщалось, 9 августа американские
и английские корабли подвергли интенсив.
ному обстрелу город Камаиси. Среди амери-
канских кораблей, обстреливавших Каманси,
находились линкоры «Массачузетс» и «Ив,
диана», 2 тяжёлых крейсера и 4 эсминца,

Массовые митинги протеста против оттягивания

наказания виновников

ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. (ТАСС). 9 ав-
густа в Хельсинки состоялся митинг, орга-
низованный Демократическим союзом наро“
да Финляндии, обществом «Финляндия —
Советский Союз» и другими демократиче-
скими организациями по вопросу о предании
суду виновников войны. На митинге при-
сутствовало около 30.000’ человек.

Участник митинга Парккари отметил
неспособность нынешнего высшего судеб-
ного аппарата Финляндии выполнить волю
народа о наказании виновников войны.

Член общества «Финляндия— Советский
Союз» Хаапаниоми отметил, что время дис-
куссий о необходимости наказания виновни-
ков войны проигло. «Теперь, — сказал он,—
мы требуем от правительства и сейма немед-
ленных действий. Имущество виновников
войны и военных преступников должно
быть конфисковано и обращено на покры-
тие расходов по ликвидации последствий
BOHHBI>.

Рабочий Мартикайнен заявил: «Мы тре-
буем пригласить судьями по делу виновни-
ков войны таких людей, которые смогут
найти не только необходимые законы для
их наказания, но которые будут в состоянии
уважать демократию. Я заявляю от имени
рабочих-металлистов: если правительству и
сейму нужна в этом деле помошь, мы го-
товы предоставить себя в любой момент
в их распоряжение».

‚ Представитель
Хельсинки сообщил. что рабочие депо трей»
буют немедленного ареста виновников вой-
ны. Если правительство не найдет’ закона
для обоснования этого’ мероприятия, TO
нужно немедленно издать соответствующий
закон,

Перед выборами в болгарское
Народное собрание

Заявление Кимона Георгиева

СОФИЯ, 11 августа. (ТАСС). В своём за-
явлении, сделанном вчера по радио,
премьер-министр Болгарии Кимон Георгиев
сказал:

В речи от 29 июля я заявил от имени пра-
вительства, что мы обеспечим полную сво-
боду предстоящих выборов в болгарский
парламент. Министерство внутренних дел и
министерство юстиции, а также другие ин-
станции уже дали категорические указа-
ния на места о соблюдении полной свободы
предвыборной агитации и, самих выборов.
Все эти распоряжения проводятся и будут
проводиться беспрекословно. Оппозицион-
ным кандидатам предоставляется возмож-
ность печатать любые выборные бюллетени.
Во время предвыборной кампании они име-
ют право печатать обращения, листовки и
все другие материалы, связанные с выбо-
рами, а также созывать различные собра-
ния. Дано распоряжение, чтобы все жалобы
рассматривались немедленно и чтобы по
ним принимались меры, обеспечивающие
свободное проведение выборов. Все органы
власти или лица, которые ограничивают
свободу во время предвыборной кампании,
должны быть строго наказаны. Органы вла-
сти понесут ответственность, если они неё
смогут обеспечить полной свободы во вре-
мя выборов.

СОФИЯ, 11 августа. (ТАСС). Опублико-
вано решение софийского областного суда
по кандидатским спискам, выставленным
Областным комитетом Отечественного фрон-
та и оппозицией. Тщательно рассмотрев воз-
ражения и контрзозражения и представлен-
ные оправдательные документы, суд решил
утвердить все кандидатские списки по
первой и второй избирательным коллегиям,
выставленные Софийлким областным коми-
тетом Отечественного фронта и оппози-
цией. В списках оппозиции не утверждены
только кандидатуры Асена Павлова, Иоси-
фа Алкалаи и Ивана Панчева, которые сами
заявили себе отвод. Решение суда предо-
ставляет оппозиции возможность  участво-
вать в выборах на общих условиях с Отече-
слвенным фронтом.

25-0:

На с’езде Народного фронта
Албании

БЕЛГРАД, 11 августа. (ТАСС). На с’езде
Народного фронта Албании присутствовало
свыше 400 делегатов. С докладом о поли-
тическом положении и задачах фронта вы-
ступил секретарь Народного фронта про-
фессор Малешов. В прениях по докладу
приняло участие большое число делегатов.
Известный в стране профессор Скендер
Луарся, находившийся в заключении в фа-
шистском концлагере и лишь недавно вер-
нувшийся на родину; выразил своё восхи-
щение крупными демократическими преоб-
разованиями в Албании. Оратор особенно
отметил заслуги молодежи, принимающей
активное участие в восстановлении экономи-
ки и в организации общественной жизни
страны.

Как сообщает газета «Башкими», с’езд
обсудил вопрос о предстоящих всеобщих
выборах в учредительное собрание.

—-O—-
Приговор по делу главарей
банды Михайловича

БЕЛГРАД, 11 августа. (ТАСС). 9 августа
был оглашен приговор высшего военного
суда по делу членов так называемого «цен-
трального национального комитета» Драже
Михайловича. Бывшие командиры Boopy-
женных банд четников Лукасевич, Kecepo-
вич, Войнович, террорист-диверсант Гаспа-
рович приговорены к расстрелу. Обвиняе-
мый Джурович осужден на 20 лет заклю-
чения. Остальные обвиняемые . приговорены
к заключению на сроки от   до 15 лет.
Приговор окончательный и обжалованию не
подлежит. Приговоренным к расстрелу пре-
доставляется право в течение суток обра-

Партийной жизни — Д 3-35-42: Пропагавды — Д 3-33-88;
Секретариат — Д 3-15.64; Отдел об`явлений -—

титься в президиум АВНОЮ с просьбой
о помиловании. Публика, присутствовавшая
при оглашении приговора, встретила его

бурными аплодисментами.

войны в Финляндии

Рабочий судоверфи в Хиэталахти Ланке:
нен отметил, что ряд газет северных стран
много шумит о соблюдении так называемых
правовых норм в деле наказания виновников
войны. Но эта печать никогда не упоминала
об этом тогда, когда финская реакция же
стоко расправлялась со многими тысячами
рабочих Финляндии.

Представитель рабочих коммунальных
предприятий Хельсинки сообщил, что ком
мунальные рабочие города требуют немед:
ленного ареста названных в сейме пят
ВИНОВНИКОвВ ВОЙНЫ.

Участник митинга Луотсинен сказал:
«Соглашение о перемирии обязывает Hac
выявить.и наказать виновников войны. Мы
должны выполнить и выполним это важ-
нейшее условие перемирия».

Рабочий Харвпойнен выступил со сле
дующим требованием: «Виновники войны
должны быть немедленно водворены в

тюрьму и привлечены`в течение двухнедель-
ного срока к судебной ответственности»,

Участница митинга Саара Туоминен за:
явила: «Из-за виновников войны многие
женщины лишились своих мужей, сыновей
и братьев. Наши женщины готовы вместе
с мужчинами оказать любую помошь левым
демократическим организациям в деле при-
влечения к ответственности и наказания
престулников войны».

Рабочий Мерканто внес предложение об
явить в стране однодневную всеобщую 34

железнодорожного депо бастовку протеста в связи с недопустимым

промедлением разрешения вопроса о нака-

зании виновников войны. Это предложение ”
вызвало аплодисменты и общее одобрение. и

В принятой резолюции участники митинга
потребовали немедленного ареста и преда-
ния суду виновников войны.

Суд над Петзном

Прокурор потребовал

смертного приговора обвиняемому

ПАРИЖ, 11 августа. (ТАСС). Сегодня
на суде по делу Петэна генеральный про-
курор Морне произнес обвинительную речь,
которая длилась более 5 часов. Он обви-
няет Петэна в предательстве. Пелзх, гово-
рит Морне, унизил Францию, хотел пофа-
ботить её, подчинить победителю, назязахь
ей его законы. Нация не может прост\?
ему этого. В течение четырех лет Пет
совершал преступления против республика

bi

it
cE bop
—

В

и

us

Th

К

ny
ALAS
CORR

ского строя, против внутренней безопасно ya

сти государства.

Петэн воспрепятствова, л„ зу

непобежденному французскому флоту Le
должать войну на стороне союзников. [в es
тэн является непосредственным виновники
гибели французских кораблей. Он переда ЧТо:
немцам базы в Сирии; он приказал фра М
цузским солдатам сопротивляться союзни-0КИе
кам в Северной Африке; он создал спеш-ины
альные суды, которые приговаривали ки под!
смерти французских патриотов; он вдохнозиц, 7
лял создание французского «легиона доб из 1
ровольцев» для борьбы на стороне Герм, це
HHH. \
Предательство Петэна, заявляет Морне-= rub (
это десятки тысяч расстрелянных заложни- spas
ков, сотни тысяч высланных французских И
рабочих, тысячи политических заключенных 1 1
это — погибший французский флот и 06% №\уу
чещенный французский народ. 0s (
«Я требую, — заканчивает свою =P изн
прокурор,—вынесения смертного приговом ми,
тому, кто именуется маршалом Петэном». =

—_—O-—,

Награждение советских офицеро?
румынскими орденами м

BYXAPECT, 11 августа. {ТАСС). Газем   lh
опубликовали указ короля о награжден
румынскими орденами большой группы с
вегских офицеров. Командорским орденом 1
«Звезда Румынии» с мечами и лентой «В
енная доблесть» награждены 18 полковни’
ков и 14 подполковников; офицерским орде
ном «Звезда Румынии» с мечами и лентой
«Военная   доблесть» — 35 майоров и 24 к
питана; кавалерским орденом «Звезда Py-
мынии» с лентой «Военная доблесть -—
3 старших лейтенанта, 7 лейтенантов & *)
б младших лейтенантов. 4]

Медалью «За военную доблесть» второгз
класса награждены 2 сержанта.

——с--

Назначение Стеттиниуса
ВАШИНГТОН, 11 августа. (ТАСС). Пе
зидент Трумэн об’явил о назначении Стег
тиниуса представителем (в ранге посла) Co-
единенных Штатов в подготовительной К
миссии Об’единенных наций.

—_—Oo—

Арест бывшего редактора
официоза гитлерозской партин

ЛОНДОН, 11 августа. (ТАСС). Лонд’
ское радио передает, что близ Берхтесгале
на арестован бывший глабный редактор 1
леровского официоза — газеты «Фелькише?
беобахтер» Вильгельм Вейс. Вейс был п
жде председателем «Германского союза Mt
чати» и имел чин СА — обергруппенфюр:Р*

м

J

От Управления милиции
г. Москвы

В связи с проведением Веесолозного п”
рада физкультурников движение трансп
та и пешеходов с 9 часов 30 минут У
12-го августа 1945 тода в пределах це
тральной части города будет ограничено,

Пропуск на Красную площадь лиц,
щих по специальным билетам, прекращает
ся в 11 часов 45 минут.

Начальник Управления милиции

г. Москвы, комиссар милиции 2 ранга
РОМАНЧЕНКО.

а они

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Сельскохозяйственного — Д 3-10-85; Эк Го — ==
Д 3-30-85 м Л 3-39-00. Экспедиция — Д 3.34412 а

‚Изд. № 513.