Речь тов.

Товарищи физкультурники ‘и физкуль-
турницы!

От имени Всесоюзного Комитета по де-
лам физической культуры и спорта при
Совнаркоме Союза ССР приветствую и
поздравляю вас с Всесоюзным днем физ-
культурника!

Недавно столица нашей Родины Москва
чествовала доблестных советских воинов,
одержавших великую победу над гитлеров-
ской Германией. Эта псторическая победа
завоевана героической Красной Армией на

фронтах и самоотверженным трудом рабо-  .

чих, крестьян, интеллигенции. Советский
парод своей беспримерной борьбой. против
германского империализма отстоял честь,
независимость и свободу нашей Родины,
спас от фашистеких захватчиков цивили-
зацию Европы. Сейчас перед нами постав-
лена новая историческая задача — завер-
шить вместе со своими союзниками разгром
империалистической Японии, чтобы обеспе-
чить скорейшее окончание войны и восста-
новление мира в интересах всего человече-
ства.

Товарищи участники Всесоюзного пара-
ла! От лица миллионов юношей и девушек,
рабочих и работниц, колхозников и коялхоз-
ниц, советской интеллигенции вы демон-
стрируете здесь свою боевую готовность,
сплоченность, несокрушимую дружбу и
единство народов Советского Союза, безгра-
ничную преданность Центральному Коми-
тету большевистской партий, Советскому

Всесоюзный парао

(Окончание. Начало см. на 1-й стр.) `

Pomanoea

правительству, нашему вождю товарищу
Сталину.

Партия, правительство, лично товарищ,
Сталин неустанно заботятся 0 развитии
физической культуры и спорта. Физкуль-
турное движение в нашей стране стало
исдлинно массовым. Наша задача — шире
вовлекать трудящихся в занятия физиче-
ской культурой, изо дня в день вовершен-
ствовать мастерство наших  спортеменов,
воспитывать физически крепкое молодое
поколение, готовить его к труду и службе
в Краеной Армии,

От имени участников парада и всех физ-
культурников разрешите заверить Цен-
тральный Комитет нашей партии, Совет-
ское правительство, товарища Сталина, что
советские физкультурники и физкультур-
ницы, готовые всегда выполнить любой
приказ Родины, будут и впредь неустанно
крепить военно-экономическое могущество
нашего Отечества.

Да здравствуют советскае физкультур-
ники и физкультурницы! Да здравствует с0-
ветская молодежь!

Да здравствует великий советский  на-
род, его Красная Армия и Военно-Морской
Флот!

Да здравствует Всесоюзная Коммуниети-
ческая партия большевиков, партия
Ленина—Сталина -— вдохновитель и орга-
низатор победы над немецко-фашистекими
захватчиками!

Да здравствует наш вождь -—— Генералис-
симус Советского Союза товарищ Сталин!

жжх

Начинается торжественный марш учает-
ников парада. Его открывает колонна зна-
меносцев. 500 человек несут Государствен-
ный флаг Советского Союза и государетвен-
ные флаги всех союзных республик, пор-
треты товарища Сталина и руководителей
партии и правительства, флаги всех спор-
тивных обществ. В обрамлении красных
знамен движется по площади огромный ма-
кет ордена «Победа» — символ сталинско-
fv полководческого искусства и умения по-
беждать.

Одна за другой перед трибуной проходят
делегации физкультурников всех союзных
республик. Непередаваемо красив и слажен
ц вместе с тем ипеполнен глубочайшего
смысла этот торжественный марш. Марш
открывает делегация РСФСР — цвет моло-
лежи великого русского народа. Юноши в
вышитых шелковых рубанках, девушки в
белых платьях. Масса цветов. Идут без ма-
дейшего напряжения, но так слаженно и
четко, что с трибун, не умолкая, гремят
аплодисменты. В середине колонны —
огромное полотнище, на котором начертаны
слова нашего Государственного гимна —
слова, раскрывающие великий источник
силы и крепости советского государства:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Вот они — представители замечательно-
го, молодого сталинского поколения вели-
кой Руси — молодежь Москвы и Ленингра-
да, еталинградцы, уральцы, туляки, ива-
новцы, горьковчане, сибиряки — сыны и
дочери русского народа, чье безграничное
доверие родному советскому правительству
воплотилось в героические дела на фронте
и в тылу и явилось решающим фактором
нашей победы!

Марш участников парада служит как бы
живой иллюстрацией к тем прекрасным
словам нашего Государственного гимна, ко-
торый начертали на своих знаменах рус-
ские физкультурники, Это — воистину де-
монстрация нерушимого союза и братской
дружбы свободных народов свободных рес-
публик.

Велед за делегацией физкультурников
РСФСР идут физкультурники Украины. Де-
вушки в васильковых венках, юноши B
ярко расшитых рубашках. В их рядах шага-
ют молодые гуцулы и представители Закар-
патской Украины. Последние впервые уча-
ствуют в параде, Только что осуществи-
лась вековечная мечта, народа: Закарпатской
Украины — он воссоединилея CO Ссвоимл
братьями в едином Украинском советском
государстве, и вот здесь, на параде, сыны
и дочери обревшего, наконец, свою Родину
царода Закарпатской Украины увидели воо-
чию, какая дружная семья приняла их В

`свои братские об’ятия.

Герой Советского Союза ЧЛивенцов воз-
главляет колонну белорусских физкультур-
ников. Залечивающая тяжелые раны вой-
ны, Советская Беларусь, восстанавливаю-
щая свои заводы и фабрики, отстраиваю-
щая на месте развалин и пепелищ города
и села, возрождает и свое физкультурное
движение, возвращает своей молодежи то,
что у нее отняли немецкие оккупанты.

Изумительно красив марш физкультурни-
ков советских республик Закавказья, По-
блескивая большими металлическими ше-
стами, идут чемпионы Грузии Токашвили
и Рухеладзе, как легкую трость, несет на
вытянутых руках тяжелое древко знамени
армянских  физкультурников известный
спортемен Серго Амбарцумян.

Красочны и нарядны колонны физкуль-
турников среднеазиатских республик. Они
идут в живописных национальных костю-
мах, сопровождаемые своими музыкантами.
Колоритным национальным орнаментом об-
рамлены портреты руководителей партии и
правительства.

Знамя физкультурников Карело-Финской
ССР несет известный гимнаст Дробышев-
ский. За подвиги в Отечественной войне
он награжден орденом Красной Звезды.
Еще в декабре 1941 года он вел свою роту
в атаку под Волоколамском. Таких, как
он, — многие тысячи в марпирующих пе-
ред трибуной колоннах. Недаром на значке
советских  физкультурников  начертаны
слова «Готов к труду и обороне». Сила,
ловкость, сноровка, прививаемые спортом,
как нельзя лучше пригодились советской
молодежи в годы Великой войны за свободу
и независимость Родины.

После делегации Молдавской ССР вету-
пают на площадь Ффизкультурники Литвы,
Латвии и Эстонии. Они впервые участвуют
во Вевсоюзном параде. На последнем пред-
военном параде — в 1940 году — их пред-
ставители присутствовали как гости. А на
следующий год они уже были в оядах
Красной Армии и в партизанских отрядах,
сражались с воковечными и самыми лю-
тыми врагами прибалтийских народов —
с немецкими захватчиками.

Тепло встречают трибуны колонну

Они — прежде

школьников и учащихея школ Главного
Управления трудовых резервов. Многие из
них побывали в лагерях, окрепли, загоре-
ли, ‘набрались сил для того, чтобы еще
лучше и усерднее учиться. Их отличная
спортивная выправка, крепкие мускулы,
лица, пышащие здоровьем, наглядно и
красноречиво говорят о том, что епорт
прочно входит в быт советской учащейся
молодежи. становится ее излюбленным за-
нятием,

Дружными аплодисментами выражают
зрители свое восхищение. когда мимо три-
бун проходят студенты  орденоноеных
институтов физической культуры: Москов-
ского — имеяи Сталина и Jenwarpayeno-
го — имени Лесгафта. В каждом шаге, в
каждом взмахе руки чуветвуется мазтер-
ство, высокий спортивный класс. Но они
не только первоклассные  спортемены.
всего патриоты своего
Отечества. Для них спортивное мастерство
не самоцель, а лишь средство для вылэл-
нения самого священного и великого дол-.
та-_ защиты Родилы. Вогда загремели
пушки, студенты этих институтов почти
поголовно ушли на фронты Отечественной
войны и на полях сражений покрыли селз-
вой и свои имена, и воспитавишие их учеб-
ные заведения,

На площадь вступают многотысячные
колонны ‘спортивных обществ профсоюзов.
Их возглавляют  спортемены общества
«Крылья Советов» — молодежь советских
авиационных заводов, строители Hallux
истребителей, бомбардировщиков. штурмо-
BHKOB. «Слава советскому оружию» начер-
тано на знамени спортивного общества «3е-
нит»—рабочих промышленности вооруже-
ния. Идут металлурги. железнодорожники,
работники автомобильной промышленности,
пищевики, медики, строители, электрики,
представители всех отраслей советской
индустрии, всех профессий. Это те, кто
своим самоотверженным трудом добыл на-
шей Родине экономическую победу над
Германией. кто вооружал, одевал, кормил
снабжал всем необходимым Врасную Армию.

Не одиночкам из «золотой молодежа» и
немногим профессионалам, а миллионам
людей доступен спорт в нашей стране.
В их услугам — великолепные стадионы,
площадки, бассейны. Советский строй, со-
циалистическая система превратили спорт
из привилегии одиночек в достояние народа,
и 910 с исключительной выразительностью
было продемонстрировано на вчерашнем
параде. :

Из таких вот рядовых людей, для кото-
рых спорт является любимым занятием
после плодотворного труда, вырастают вы-
дающиеся мастера, творцы замечательных
спортивных рекордов, люди, завоевавшие
мировое признание и имя. В колонне спор-
тивного общества «Пищевик» идут абсо-
лютный чемпион по боксу, партизан 0те-
чественной войны Николай Королев и зна-
менитая лыжница Болотова, среди спорт-
сменов общества «Сталинец» =— прослав-
ленный пловец Леонид Мешков. На катке
с настоящим льдом (как это неожиданно и
необычно в жаркий августовский день!),
который везут на огромном грузовике спорт-
смены общества «Большевик», ‘демонстри-
руют фигурное катанье известные конько-
бежцы Т. Гранаткина и С. Глязер. Невоз-
можно перечислить всех выдающихся мд-
стеров, украшавших ряды профсоюзных
спортивных обществ. Массовость физиче-
ской культуры и спорта в Советском
Союзе — вот главная и решающая пред-
посылка их роста и совершенствования.

Тепло ветречают на трибунах спортеме-
нов общества «Динамо», Их приветствуют
не только за высокое спортивное мастер-
ство, но и за славные подвиги на фронтах
Отечественной войны. Знамена «динамов-
пев» несут пограничники — все они участ-
ники войны, герои боев з» независимость
Родины. Возглавляет колонну  генерал-
майор Пияшев — кавалер 11 боевых орде-
ков и медалей. В рядах «динамовцев» —
более шести десятков выдающихся масте-
ров, немало способствовавитих спортивной
славе нашей Родины. Здесь — чемпион
СССР по вольной борьбе Арсен Моколишви-
ли, чемпионы по конькам М. Исакова,
3. Холщевникова и Кудрявцев, лыжник
В. Смирнов, выигравший в нынешнем году
первенство почти на всех дистанциях, по-
пулярная динамовская женская хоккейная
команда.

Четким военным шагом проходят физ-
культурники Красной Армии — 2.500
спортеменов, сильные, ловкие, молодцы—
один к одному...

На несколько минут опустела площадь,
ий вот от Исторического музея мчатся 600
велосипедистов. Они ведут свои машины
е таким искусством, соблюдают такое
безукоризненное равнение, что вызывают

ПРАБДА

РЕ КР

aa

физкультурников

белоснежными кустами хлопчатника. Си-
нева костюмов узбекских физкультурников
напоминает лазурь арыков, приносящих
плодородие полям и. садам. Быстры и гра-
циозны движения девушек вокруг кустов

всеобщее восхищение и долго не смолкаю-
щие аплодисменты зрителей.

++

Торжественный марш Закончен, и на
площади возникает чарующее зрелище. В
радужной россыпи цветов, возле белоснеж-
лых палаток шумно резвятся дети. Перед
зрителями проходит день пионерского ла-
геря. Занятия гимнастикой сменяются дет-
екими играми и илясками, трудом на’ ого-
роде. Веныхивает пламя пионерского коет-
ра. Неужели в самом деле на площади
заполыхал огонь?- Нет, это красные и оран-
жевые косынки в быстрых руках юных
участников парада. Но кзк искусно это
сделано, — с первого взгляда не отличишь
от настоящего. пламени.

Дети веселой гурьбой подбогают в мав-
золею. Они обращаются в товарищу
Сталину. Как колокольчики, звенят дет-
ские голоса: Е

— Спасибо за победу

Советские дети за себя, за своих отцов
п матерей, за весь народ и за грядущие

танцев.

На Красной площади возникают знако-
мые всей о етране контуры прославленной
Пушкиным «адмиралтейской иглы» и зна-
менитых ростральных колонн. Чудесные
очертания любимого всей страной города,
города-героя, нашего славного Ленинграда!
На этом фоне выступают студенты физ-
культурного вуза — Института имени Лес-
гафта. В суровые дни обороны Ленинграда
они сменили турники и трапеции на вин-
товки и пулеметы, прославили свои имена

смелость п ловкость — качества, привитые
спортом,— они принесли в Красную Армию
и использовали их там умело и разноето-
ронне, Сегодня лесгафтовцы снова верну-
лись к учебе, Но, первое свое «мирное»
выступление они открывают упражнениями

хлопчатника, стремителен темп народных’

в боях за Родину, за город Ленина. Силу, .

13 АВГУСТА 1945 r.,

№ 193 (9954)

О самом прекрасном

денно отилясывали вокруг своего плонер
ны мы вопоминали этот любимый наш   евого костра. И как потом три малыша 6
праздник? Яркий, словно перья жар-ити- букетами цветов вскарабкались HO мавзо-
цы, свежий, как роса Утра, радостный,   лей — к родному Сталину, к рукове-
точно улыбка ребенка. Мы вспоминали его,   дителям партии и правительства. (ни
п сердца наши жгла боль. — Kak aro было   стояли = Ha крыле мавзолея, фядом ¢
красиво, звонко, — говорили мы друг дру-   товарищем Сталиным, трепеща от волне
гу, — ты помнишь? С’езжалась молодежь   ния, как золотые рыбки... И потом пуети-
из воех советских” республик... В. нацио-   лись во весь, дух бежать, дотоняя. свою ко.
нальных нарядах, в разноцветных спортив-   лонну, которая уже покидала’ Красную
ных костюмах... Красная площадь была   площадь.
акая веселая, На крыле мавзолея стоял Дети приняли He только самостоятель»
талин... Он улыбался. : вое участие в параде. Вот прошло спортив.
— Мы победим, мы должны победить, и   ное общество «Пищевик». В центре возвы-
веб это вернётся к нам, — говорили мы/—   шалась огромная корзина, наполненная
еще лучше будет, красочней, звонче,.. цветами и детьми, Тукаво посмеиваясь,
Ц так помечтав, освежив себя радостны-   ребятишки, силящие в корзине, невозму-
ми этими мечтаниями, упорно шли вперед.   тимо лакомились конфетами и шоколад.
Одни — в бой, другие — к станкам, на  ными бомбами. Когда проходило общество
которых ковалось оружие, третьи — в Бол-   «Буревестник», девочки в воздушных
хозную борозду, четвертые — к своим чер- платьях .танцовали, Kak стрекозы на
тежам, микроскопам и книгам... ручьем. Вогда шли могучие ряды «Дина-
И вот он вернулся в нам — праздник   мо», мальчуганы торжественно промча-
молодости и силы, торжество радости духа   лись мимо мавзолея на самокатах, Молодые
й радости тела. И вновь встретились На   матери-спортеменки пронесли на плечах
Красной площади юноши и девушки всех   маленьких дочек и сыновей, Матери 6e-

Помните, как в самые тяжелые дни вой-

поколения благодарят великого полководца.
Трое самых маленьких взбегают на трибу-
ну мавзолея и вручают товарищу Сталину
букеты цветов. Бесконечно доброй, отече-
ской улыбкой озаряется лицо Сталина. Он
поднимает детей и ставит на парапет три-

с винтовками. Винтовки сменяют клинки.
Rak зачарованные, смотрят
мастерскую «работу» лесгафтовцев на тур-
виках и шведских стенках. Над площадью,
превратившейся в гигантский

зрители НА

гимнасти-

наших республик. И Сталин стоял на кры-
ле мавзолея, улыбаясь, как пять лет на-
зад...

Только всё было еще прекраснее, еще
сильней и ярче.

Когда грянули барабаны, запели фанфа-

режно несли свою драгоценную” ношу, а
младенцы так величественно махали ручон-
ками и так высоко вздернули носишки,
что невозможно было глядеть на них 083
смеха. Тихо, тихо было в эту минуту Ha
Красной площади, так тихо, что слышно

ческий зал, возвышается блестящий шести-
метровый  турник, на котором лучшие
ленинградекие гимнасты проделывают са-
мые головокружительные упражнения.

Каждая делегация проявляет много вы-
думки и художественного вкуса. Разносто-
ронние упражнения  продемонстрировали
спортсмены Армении. Точно из стали, от-
литы мускулы юношей, стройны и краси-
вы девушки, пришедшие сюда с кувшина-
ми — такими высокими и узкогорлыми,
с какими армянки ходят на берега Аракса
и Арпа-чая. Маетерски упражняются на
турниках мужчины. Всеобщее восхищение
вызывает выступление детской акробати-
ческой группы. Врасочно исполнение на-
родного танца «Зурна трнги».

В сверкающую гамму цветов сливаются
вымпелы, с которыми вступают на пло-
щадь физкультурники Грузии. Они упраж-
няютея с шестами, которые затем, подня-
тые сильными руками, превращаютея в
брусья и турники; на них лучшие гимна-
сты проделывают разнообразные упражне-
ния. Демонстрируется на ковре грузинская
борьба, пляшут «лезгинку», кружатся в
популярном народном танце «Лекури».
КАрасивы выступления грузинской делега-
ции! Их можно характеризовать так: ра-
дость победы! Она сквозит во всех движе-
ниях, буквально брызжет из каждого учает-
ника этого замечательного показа.

Теннис был раньше спортом «избран-
ных». Теперь он, как и другие виды спор-
та, прочно вошел в быт физвультурников
всех народов нашей страны. С теннисными
ракетками вышли на площадь девушки
Азербайджана. Колонна этой республики
выстроилась вдоль сверкающих золотом
изображений нефтяных вышек, олицетво-
ряющих богатство республики. Юноши по-

буны и вместе с ними наблюдает веселье,
песни и пляеки юных физкультурников.

Веселой гурьбой дети покидают площадь.
Их сменяют спортсмены Эетонии. Зрители
узнают их по пурпурным щитам, на Ko-
торых пламенеет слово «Еез@». Эстония—
республика широко развитого водного
спорта. Любовь к нему физкультурниви
подчеркивают искусными упражнениями
в веслами, имитацией состязания на яхтах.
Послушны большие кремовые мячи в про-
ворных руках девушек. Недаром эстонви
считаются сильнейшими баскетболистками,

Наредкость слажены и красивы гимна-
стические упражнения спортсменов Лат-
вии. Кверху поднимается стройный лес
байдарочных. весел. Разноцветные шарфы
в руках латышских девушек  превращают-
ся то в радугу, то в золото осеннего листо-
лада, то в сверкающую синеву весеннего
неба. i

Столь же успешно прошли и выступяе-
ния литовских спортеменов. Их гимнастиче-
ские упражнения, спортивные игры завер-
шились массовым народным танцем «Коса-
ри», исполненным с исключительной выра-
зительностью и грацией. `Литовцы покинули
площадь, высоко подняв исполинекий пше-
ничный сноп — символ плодородия 0евобо-
Жжденной литовской земли.

3.500 физкультурников вывело на Врас-
ную площадь спортивное общество «Трудо-
вые резервы», об’единяющее учащихся ре-
месленных училищ и школ $30. Юноши и
девушки, одетые в голубые костюмы, высту-
пали с голубыми вымпелами, с синими зна-
менами. И это еще более усиливало очаро-
вание зрелища. Казалось, сама сверкающая
бирюза неба спустилась на землю, Юные
физкультурники отлично проделали вольные

ры и над Краеной площадью поплыли цвет-   было, как журчит фонтан. И у многих, кто
ные знамена — от багряного, как восход   смотрел сейчас на эту праздничную детво-
солнца, до нежно-голубого, словно лазурь   ру, невольно подкатывали к горлу слезы
моря, когда локоть к локтю гордой по-  умиления. Слава Советскому Союзу, слава

ря, 4
ступью вышли на площадь русский, украч-   нашим воинам, слава Сталину, защитив»
nem, белорусе, азербзйджанец, грузин, уз-   шим наших детей, вернувшим им радости
бек, армянин, латыш, эстонец, литовед,   детства!
таджик, киргиз, казах, — все, все совет-  Пусть растут,  крепнут,  здоровент,
волнения. :

© oie лавина вехиколепной моло-  [OTkS DDOXOAMAN физвультурники совет.
дежи — крепкой, мускулистой, улыбчатой, ских республик, со своими гербами, в-на-
в высоко поднятыми головами, © таким   ЧИональных нарядах, ‘ ПЕРНЯМИ; © Ва
блеском в глазах, что штыки воинов, етоя- ав Ан

a + ’

оне  СЛОВНО На НИХ чо танповали «молдаванеску» смуглые

Глядя на этот марш молодого сталинско- oe и девушки Молдавии. Какой эт
о паомени невольно думалось: да неужели   СЫд ЦВетистый хоровод, как papweranges
or) 49 самые ‘люди, которые Nepemusn   A°BUTEH KOCH, 8 широкие. малиновые Ter
ee ILR) cakerHx испытаний и лишений в   РаСЦВеди, словно пионы и тюльпаны. Пер.
ie pola? Tenyoka Ves tan heme, вый раз я видела «молдаванеску» в только
словно они Bee эти той ТОЛЬКО я занимз”   То’ обвобожденной „Брасной Армией Молла-
лись тем, что дышали чиетым воздухом на pitts ANAS а, ee Fie ya ed
лоне природы, купались, играли в волей- RosHe at
ние Юноши были так бод.   CM Гремели TANK, aysRIaTH caMozers.
ры, точно вся их жизнь была песней. Дети Па измученных липах mee ее
были так резвы, словно не знали, что та- ЧАТЬ вчерашних страдании. И вот сейча

они, возмужавшие, похорошевшие, танцу-

кое бомбежка, эвакуация, горе в семье,
и va ae dea shaun ды- ют свою «молдаванеску» прямо на Красной
: ! олошади в Москве!

шащее радостью жизни юное племя? Или
оно, как в сказке, спало все эти годы глу- Горячая «молдаванеску», лукавый укра-
гопак, задорная белорусская «ляво-

боким сном и пробудилось, вепрыснутое   инскии
живой водой? ниха», огневая грузинская лезгинка, пол-
Но нет... Это шел именно тот молодой че-   ный неги армянекий танец «Зурна трнги»,
ловек, который в дни борьбы нёс на своих   бурный туркменский «Надиляр», добуо-
плечах очень тяжелую ношу. душный литовский танец «Косари» — да
Вот эти в васильковых спортивных ко-   Разве перечислишь все народные танцы
стюмах, с булавами и цветами в руках —-   Советских республик, которые мы увидели
ремесленники, вот эти в белых майках   Ha Красной площади.
трусах — школьники, вот — студенты, А нана неуемная «русская», от которой
РОТ — рабочие, вот — медики.., Мы зна-   камни стали горячими!

ножию Тянь-Шаня, перенесло воображение
зрителя выступление спортсменов Киргизии.

ным солнцем тела послушно подчинялись
труднейшим гимнаетическим упражнениям,
Силу и ловкость продемонстрировали они в
нацинальном

упражнения с гантелями, булавами и цве-
тами. Движение одного с синхронной точ-
ностью повторяли тысячи.

Сверкающей пестротой национальных во-
стюмов, стремительным темпом народных
танцев «Бакурия» и «Молдаванеска» вызва-
ли всеобщее восхищение юноши и девушки
Молдавии — хлеборобы и виноградари, го-
рожане и крестьяне, посланцы республики,
успешно восстанавливающей разрушенное
врагом народное хозяйство.

Напротив мавзолея появилось огромное
панно с кружевом тончайших узоров, Это —
национальный орнамент Карело-Финской
республики. Точно герои «Калевалы» —
красочные и сильные — предстали перед
зрителями физкультурники этой самой се-
верной республики. Они безукоризненно
упражнялись с веслами — сыны и дочери
«края озер», — великолепно исполняли пла-
стические движения, отлично сплясали на-
родный танец «Сапо».

В плодородную Чуйскую долину, к под-

Их красивые, опаленные степным и гор-

состязании  «Виргиз-ку-

рес».

В следующую минуту площадь превра-
тилась в гигантский стадион. Лучшие лег-
коатлеты страны состязались здесь в быст-
роте бега. Заслуженными аплодисментами
наградили зрители победителей состязаний
на дистанцию в 100 метров — московских
спортеменов «Динамо» Сеченову и Караку-
лова. Большой спортивный интерес вызва-
ли эстафеты для мужчин и женщин с уча-
стием сильнейших спринтеров Советского
Союза.

Легкоатлетов сменили спортсмены Турк-
мении. Их узнали сразу же по пушистым
бараньим шапкам. Такие шапки можно
встретить в Ашхабаде и в Красноводеке, в
песках Кара-Кумов и на полях Чарджоу,
Туркменские спортсмены познакомили мо-
сквичей с национальными играми, борьбой,
упражнениями с клинками, с народным
танцем «Надиляр». Уходя с площади, турк-
мены высоко подняли огромный иомудекий
ковер изумительной работы. На нем вы-
ткан портрет товарища Сталина,

Зычно затрубили ‘многометровые тру-
бы — те самые трубы, эхо которых гулко
раздается в ущельях Памира. С хлопковы-
ми кустами в руках нз площадь вышла
делегация Таджикистана. Грациозны и лег-
ки движения девушек. Это был подлинный
«хореографический гимн» хлопку — бело-
му золоту таджикеких полей. Мужчины уп-
ражнялись с гимнастическими палками, по-
казав высокий класс спортивного мастер-
ства.

После прекрасного выступления физ-
культурников спортивного клуба Москов-
ского энергетического института им.
Молотова, под чарующую музыку Чайков-
ского, на площадь вступили спортемены
Казахстана. Из нарядно украменных юрт
выбежали джигиты, вышли девушки. Зри-
тели с интересом наблюдали популярные
вациональные игры казахского народа —
состязание в силе и ловкости, Как и пред-
ставители других народов, казахи закон-
чили свои выступления здравницей в честь
товарища Сталина:

— Джасасын Сталин!

Ярко блестит в лучах солнца пурпурное
полотнища, на котором написано:
«УзССР». Площадь мгновенно покрывается

ступление

казывают себя замечательными мастерами
фехтования. В звон рапир врывается мело-
дня зурны, под’звуки которой спортсмены
закружились в народном танце «казахи».

1.300 гимнастов добровольных спортив-

вых обществ профсоюзов заполняют пло-
щадь. Все виды спорта предетавлены в их
выступлениях. Гимнасты упражняютеся на

турниках и лопингах. Стремительно проно-
CATCH четыре мотоцикла со знаменами, на
которых начертаны слова: «Привет вели-
Ему родному Сталину!» Быстро мчащиеея

мотоциклы точно служат площадкой для

упражнений гимнастов. для построений ис-
вкусных пирамид. Ha пути мотоцикли-
стов — трамплины. Машины описывают в
воздухе дугу и, совершив прыжок, мчатся
дальше. Словно из-под земли, вырастают
11 турников.. На самом высоком масте-
ра спорта Финогенов и Суриков проделы-
вают сложнейшие упражнения, вызывая
заслуженное восхищение зрителей, Четы-
рех’ярусная живая пирамида венчает вы-
спортсменов профсоюзов. Ha
ез вершину поднимается знамя с изобра-

Жжением товарища Сталина.

Перед зрителями возникает белорусский
пейзаж — молодая березовая роща. Над

березами поднимается герб Белорусской
ССР, макеты ордена Ленина и медали «Пар-

тизану Отечественной войны». Белорус-
ские спортсмены показывают вольные
движения, бой, упражнение с клинками,

образуют огромную живую пирамиду и за-
канчивают свое выступление знаменитым

народным танцем «лявониха».

: Украинские физкультурники выходят
под сенью государственных флагов, вымпе-

лов спортивных обществ и развевающихся

по ветру огромных орденских лент.
Это — символ высоких наград, которыми

отмечены многие тысячи сынов и дочерей

украинского народа—отважных советских
патриотов, покрывших свои имена неувя-

даемой славой в битвах против  немецко-

фашистских захватчиков. Физкультурники
приближаются к мавзолею и привететву-
ют руководителей партии и правительства.
Плавны и грациозны упражнения девушек
с венками и лентами, Выступают акроба-
ты. Виртуозны мастера турника. Делегация,
состоящая из 400 человек, заканчивает
свое выступление украинским танцем «го-
пак».

Спортивно-гимнастические выступления
завершают студенты Московского инетиту-
та физической культуры имени Сталина.
Они работают на гимнастических снарядах,
проделывают разнообразные вольные дви-
жения,

Парад окончен, Все его участники од-
ходят к мавзолею и еще раз восторженно и
горячо приветствуют говарища Сталина.
Тысячи звонких молодых голосов поют Го-
сударственный гимн Советского Союза.

* ok

4 часа 40 минут продолжался этот заме-
чательный парад молодости и силы, незь-
бываемая по своей мощи п выразительности
демонстрация великой любви и преданности
советской молодежи своей Родине, совет-
скому правительству, большевистской пар-
тии, великому Сталипу, лемонстрация го-
товности и умения советской молодежи са-
моотверженно грудиться п беззаветно защи-
щать свою отчизну, честь, свободу й неза-
висимость своего народа.

Свыше 23 тысяч человек привяли у9%-
стие в параде. Он транелировался по радно.
На вею страну «Последние известия но ра-
дно» беспрерывно сообщали 0бо гоем, что
происходило на Красной нлощади.

вм, как они героически трудились, что они

‘расная площадь казалась гигантекля

пережили: И знаем, что война оставила   цветущим садом, и сад этот всё время менял
рубцы не только на их ладонях, но ИВ ИХ   свои краски — то он был розовым,
душах. Многие из тех, кто’ так задорно зеленый, то малиновый, то толубой, то
прошел через Врасную площаль, были на   оранжевый... ;

фронте, мокли в болотах, ходили в развед-
ки, в атаки...

Молодежь закалилась в страданьях вой-
лы. Она отала еще крепче и выносливее.
А радость победы ее окрылила. Вот почему
так светлы были лица.

Что было самым красивым на параде? —
спросили меня, когда я вернулась с Врас-
nol площади. И я, не смогла ответить на
этот вопросе.

Всё было самым красивым.

Дети! Как хороши были дети, которые
расположились на Красной площади, слов-
но на полянке в березовой роще. Дети —
емели и бабочки, дети — фиалки и крас-
пые маки, дети — румяные редиски, мор-
ковки и золотые репки. Они тут раскину-
ли пионерский лагерь и ловко показывали
спою работу в поле и на огороде. Они друж-
но ворошили сено, а сено изображали тоже
ребята. Эти карапузы так ловко и с таким
увлечением перекатывалиеь под граблями,
что все, кто был на трибунах, не могля
не улыбаться и не рукоплескать. От души
смеялся Михаил Иванович Калинин, наб-
лиедая этот необыкновенный сенокос. .

А какой они потом зажгли костер, каза-
лось, что ветер раздувает языки самого на-
стоящего пламени. Й как они непринуж-

Юноши и девушки шли с цветами, с вин-

товками, с шестами, рапирами, © клинками,
с ветками миндаля и кустами хлопка, с вес-
лами, с баскетбольными мячами, теннис-
ными ракетками, с разноцветными шарфа-

ми, с кувшинами, У одних девушек на го-
ловах — венки, у других — кокошники,
у третьих — пестрые тюбетейки, у четвер-
тых — пышные локоны, перевитые лента-
ми, а у пятых — темные косы и золотые
обручи. Киргизы шли в мохнатых барзньих
шапках и тут же на площади показали свою
искусную борьбу. Трудно представить, кд-
кое это было живописное зрелище!

Что же было самым красивым на параде?

Самым красивым было единство воли,
мыслей, чувств. Это был праэдник, дружбы
советских народов-победителей. Вместе 00’
ролись, вместе разгромили врага, вместе
празднуем. Одна семья. Под одним знаме
нем.

Уходя, все — русские, украинцы, 13-
тыши, молдаване, киргизы, все, все протя-
гивали сильные мускулистые руки к лениЕ:
скому мавзолею, к великому Сталину...

Вот это и было самым красивым,
Елена КОНОНЕНКО.

Александр ЖАРОВ

На Красной площади
Круговорот

Сказочных красок,

Узоров нарядных...

Здесь собрал богатырский народ
Девушек статных,

Юношей ладных.

Они принесли,
Стройны и сильны,
Загар золотой

На лицах довольных —
С фронта труда

И с фронтов войны,
С теннисных кортов,

С полей футбольных,

Подняты флаги —
За рядом ряд.
Солнечен блеск

Праздник. радости

Оркестровой меди.
Нынешний

Праздничный спорт-парад
Юность страны
Посвящает Победе.

Движется ярких знамен река.
Bee цвета окрыляет алый...
Плещут, как волны,

Шелка о шелка,

Славя героев

Войны небывалой,

Вспыхнули песни,

Теплы и светлы.
Загрохотало, подобно грому,
Слово. -

Самой сердечной хвалы
Нашему Сталину дорогому.

Спортивный праздник

Болышной спортивный праздник состоялся
12 августа на московском стадионе «Дина-
мо». Задолго до начала соревнований ты-
сячи москвичей разместились на трибунах.

Начинаются соревнования сильнейших лег-
коатлетов Советского Союза, Участвуют за-
служенные мастера спорта Н. Думбадзе,
Ф. Ванин, Н. Озолин, мастера спорта
М. Барылова, С. Кузнецов, С. Пржеваль-
ский, А, Тюленев и другие. В программе —
бег, прыжки, метание диска и копья, толка-

ние ядра,

Остро проходит борьба в беге для муж-
чин на 100 метров. Первым рвет ленту Сер.
гей Кузнецов; его время 11,1 секунды. В
метании диска высокое мастерство проде-
монстрировала заслуженный мастер спорта
Н, Думбадзе; ее результат — 49 метров
52 сантиметра.

Огромный интерес вызвал матч между
«Динамо» и «Торпедо». Обе команды име-
ют хорошие показатели, завоеванные в пре-
дыдущих встречах с другими футболистами.
После 14 ‘игр динамовцы набрали 26 очков

на стадионе «Динамо»

из 28 возможных. Команда «Торпедо» 10
сле 14 игр набрала 22 очка и вплотную 1
дошла к лидеру.

Перед началом футбольного матча в
Правительственной ложе появляются тепло
встреченные собравшимися Маршал Совет
ского Союза Г. К. Жуков и генерал арм!
Д, Эйзенхауэр.

Игра закончилась со счетом 2:0 в 10
зу «Динамо». Таким образом, лидер“
команда «Динамо» прочно закрепила сво
успехи,

После футбольного матча продолжали»
соревнования по бегу. В забеге на 8
метров вперед вырывается Пржевальский
Через несколько кругов его начинает o6ro
нять Ванин. Казалось, что соревнование
выиграет он. Но в последнюю минуту  P%
игошло неожиданное. Вперед вырвался №”
стер спорта Тюленев, который и вышел по
бедителем. Его результат-—14 munyt 47,6
кунды. На втором месте оказался ПрЖе
вальский, на третьем — Ванин, (ТАСС)

=

f

In
aA

Щ
kon
все

№9’

АНИ
ROW

ТЕЛЬ

}
Ц
aa

ta]

wea
ap)
Mt
uN
aM

Л

и
ley
NO}
Hi
it
py
We
hy

val

ik

Me

№