Ч янзаря 1940

7 Ею

г., № Т 14483)

et SE РЕтоИА

ТВОРЧЕСТВО

СВОБОДНОГО

ТРУДА

Настало время, когда в жизнь должны властно ВОЙТИ не десят-
ки, а сотни тысяч мастеров науки, искусства, техники, когда вся
резервная, еще не работавшая нервномозговая энергия миллионов

должна принять активное участие в строении р
рое НОВОЙ
сти, новой истории. оао

Тондонокая консервативная газета «Ньюс
кроникл», стиснув зубы, вынуждена была
признать: «Стахановское движение не яв-
acerca преходящим. Оно пустило корни

зо всех отраслях промышленности. СССР  .

находится на пути к тому, чтобы. стать
зеличайшей в Европе экономической си-
и,

Наша родина уже сталь величайшей
экономической силой. Стахановеское движе-
We способствовало расцвету страны соци-
атизма.

9% наполняет наши сердца гордостью и
счастьем,

Но лвижение стахановцев принесло с co-
{ой нечто более. ценное, чем экономические
побоы. Оно стирает грани между умствен-
ным и физическим трудом, содержит в ‹е-
 зрно будущего культурно-техническо-
то погема рабочего класса, следовательно,
приближает СССР к обществу, © котором
мечтали лучшие умы человечества, — к
коммунизму.

К№тла думаешь 0б этом, захватывает
ayx!

Роетки коммунизма, зарницы сверкаю-
мего будущею мы уже видим сейчас. Как

М. Горький.

выросли мои друзья, первыми начавшие
стремительный и смелый похол против ста-
рых норм и ‘традиций. Обувшик Николай
Сметанин — заместитель наркома, молодой
машинист Петр  Кривоное — начальник
важнейшей железной дороги. Они, вчераш-
ние рядовые рабочие, проявили выдающи-
еся способности организаторов и руководи-
телей.

В зудиториях промышленных академий
страны Стаханов, Виноградовы,  Гулов,
Демченко и десятки пругих зачинателей
стахановского движения лополняют свой
богатейший практический опыт точными
формулами науки, $

Пойлите на любой завод, фабрику, шах-
ту. Вы увилите: в сотнях и тысячах. ста-
хановских школ миллионы людей изучают
математику и физику, химию и тепю-
технику.

Овладев, техникой, они подняли стаха-
новское движение на новую ступень, при-
дали ему более совершенные формы.
Многостаночник — это уже не просто
высококвалифицированный рабочий, & co-
здатель новой организации производствен-
ного процесса. Он уже носит в себе черты
инженера. То же можно сказать и о сов-
местителях профессий. Таких людей у нае
теперь множество. В Горьгом, гле я рабо-
Tal кузнецом, сейчас более трех тысяч
иногостаночников. ‘

Блестящие успехи наших стахановцев—
прекраснейшая иллюстрация ‘гениальных
слов товарища Сталина © культурно-тех-
ническом под’еме рабочего класса. Зерна
коммунизма в недалеком будущем превра-
тятея в буйную, цветущую поросль.

В лень Нового гола, гола новых побед
и успехов, мне хочется сказать стаханов-
ской молодежи: дорогие товарищи и друзья!
Упорней овладевайте сокровищами знаний
и культуры, учитесь строить чудесное зда-
ние коммунизма!

А. БУСЫГИН,

` депутат Верховного Совета СССР.

ПОД.ЗНАМЕНЕМ. КУЛЬТУРЫ
..Европа приедет. к нам не за покупкой пеньки и сала, но за
покупкой мудрости, которой не продают болыше на европейских рынках.

Глядя на советскую молодежь, счастли-
BO встречающую Новый год, я невольно
вепоминаю свое горькое прошлое. Не так
проходили мои детские и юношеские годы!

Только ограниченной кучке богатых лю-
дей было доступно образование. Остальная
масса людей пребывала в стралином неве-
жестве. Возьму для примера свое село
Матвеевское бывшей Тамбовекой губерния
и самого себя. На триста дворов было,
исключая священника, всего лишь шесть
полуграмотных человек. Школы евовсем не
было, а о библиотеке мы не могли и меч-
тать. Я кончил церковно-приходекую шко-
лу в другом селе, и на этом мое официаль-
ное образование закончилось. Когда я вы-
рос, я мечтал определиться в какое-либо
среднее или высшее учебное заведение
пусть Jame сторожем, дворником, только
бы поближе к науке. Очень хотелось мие
почерпнуть хоть крохи тех знаний, кото-
рые выпадали на долю богатых... \

Мною позже, будучи уже матросом
Балтфлота, я занимался самообразованием,
конечно, за счет своего отдыха. Но сколь-
ко при этом ветречалось трудностей, как
тяжело давалась мне наука/..  Мрачное
безвременье старого режима ставило перел
честной молодежью на пути к знанию
столько барьеров, что преодолеть их мож-
HO было лишь нечеловеческими усилиями
Я в непрестанной тяжелой борьбе. .

Великая Октябрьская социалистическая
революция смела эти барьеры. Иной, ни-
Чуть не похожей на прежнюю, стала
Жизнь нашей молодежи.

Недавно я получил. письмо из Ленин-
трала от своего старого сослуживца, быв-
шего матроса, гальванера броненосца «Сы-
сой Великий» тов. Аракчеева. Не могу от
казать себе в удовольствии привести не-
CKOIbKO CTPOK H3 aTOTO DUChMa:

«Коротенько же пишу и про себя: живу
очень хорошю. Старший сын (он теперь
капитан 2-го ранга), что у Вас был, все
также находится на Дальнем Востоке.

рой сын-—инженер. Отаршая дочь кон-
чает элоктролехнический институт, вторая
окончила техникум точной механики и 9п-
тики... Все здоровы и живем отлично...»

Н. Гоголь.

Другой мой старый приятель, бывший
рулевой с броненосца «Орел», тов. Co-
ловьев, пишет мне из Сталино, что сын
его окончил химический институт, дочь —
врач, & остальные дети ‘учатся в средней
школе.

Если бы в пору нашей молодости мы
стали велух мечтать о такой будущности
для наших детей, нас, вероятно, немедлен-
но засадили бы в сумасшедший дом...

Прошлым летом ловелось мне побывать
в родных краях. Не узнать некогда нише-
го, голодного села Матвеевского, ‘не узнать
«темных мужичков», какими знавал я их
в свое время! С радостью и гордостью за
свою страну, за детей земляков осматри-
вал я неполную среднюю школу. Еще
больше я обрадовался, когда узнал, что
здесь вскоре откроется и полная средняя
школа.

‚ Молодым людям нашего Советского Сою-
за все предоставлено. Учись, овладевай
науками, и ты выйлешь в жизнь культур-
ным, образованным гражданином. Только
за последние пять лет у нас построено
4.254 новых школы в городах и 16.353—
в селах. В советских начальных и сред-
них школах обучаются 31,5 миллиона де-
тей.

Решением. исторического XVIII с’езла
большевистской партии к концу Третьей
Сталинской Пятилетки в деревне и во всех
национальных республиках Союза булет
завершено всеобщее семилетнее обучение,
& в городах — всеобщее обучение в об’еме
полной средней школы.

В нашей стране’ насчитывается 602.940
студентов высших учебных’ заведений —
больше, чем во всех крупнейших европей-
ских странах, вместе взятых! В одном
только Харькове обучается больше стулен-
тов, чем во всей Англии. Мы @тановимся
самой культурной, самой образованной

страной в мире. Ng `
Вот в этом и заключается реальное осу-
ществление величайшего человеческого

права -—— права на все блага культуры.
Наша мололежь пользуется этим правом,
начертанным золотыми буквами в Сталин-
ской Конститупии, широко, неограниченно.

Из года в год величественный корабль
нашего могучего советского государства
прибавляет хол на верном курсе к ком-
мунизму. И советской молодежи — юнгам
на вахте этого беспримерного в мировой
истории рейса — я желаю на Новый гол
возможно шире развернуть в УЧебе, в ра-

боте и в обороне все евои способности и’

таланты, чтобы быть полезными гражда-
нами социалистической родины.
А. НОВИКОВ-ПРИБОЙ,

писатель-орденоносец.

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

B _CcTpane commasmema сбылись заветные мечты

т рю и радостно знать, за что бились наши люди и как они добились всемирно-исторической победы. Приятно и радостно
ь, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свой результаты.

человечества

И. СТАЛИН.

СЧАСТЬЯ

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья...

Эти вольнолюбивые, пророческие строки
великий русский поэт написал в своем по-

слании к декабристу Чаадазву. 0 «звезде

пленительного счастья» мечтал не только
Пушкин. Лучшие люди передового челове-
чества веками лелеяли мысль о том, что-
бы перестроить мир. переделать его 0б-
щественный стоой на новых началах.
Политические деятели буржуазных стран
часто козыряют своими якобы «демокра-
тическими» формами управления государ-
ством. Вся эта «демократичность» на-
сквозь лжива, фальшива. Она рассчитана
лишь на то, чтобы громкой фразой, эф-
фектным словом обмануть народ. На обмане
зиждутся вое без исключения KOHCTH-
туции капиталистичееких стран, незавиеи-
мо от того, как часто склоняются в них
такие слова, как равенство, братство, ©30-
бода. Как говорил товарищ Сталин, «одна
группа конституций прямо отрицает или
сводит фактически на нет равенство прав
гражлан и демократические свободы. Дру-
тая группа кон ий охотно приемлет и
Jame афипьирует демократические начала,
но делает при этом такие оговорки и огра-
ничения, что демократические права и сво-
боды оказываются совершенно изуродован-
HBIMH».
История возникновения и существования
буржуазных конституций блестяще под-
тверждает это меткое сталинское “определе-
ние. Чего стоила, например, пресловутая
конституция бывшего польского госулар-
ства, по которой. презилент был «ответ
ственен» за свои поступки только перед
богом? Чего стбит «демократизи» разнуз-

данной финской военной клики, глумящей-  `

А. Пушкин.

ся нал народом? Какая цена кичливым
«свободам» Франции, если там громят ра-
бочие организации, глушат рабочую прес-
су, заточают  в тюрьмы тысячи истинных

поборников свободы? ыы
Только в результате Великой Октябрв-

ской социалистической революции стало

возможным осуществленяю В нашей стране

таких демократических свобод и прав, ©

которых мечтало человечество. \
Октябрьская революция навсегда унич-
тожила старые классовые и сословные от-
ношения и Убтановила такую власть, ко-
торая «в миллионы раз демократичнее са-
мой демократической буржуазной ‘респуб-
лики» (Ленин).
Советский народ живет пол знаменем

лучшей, самой демократической в мире

Конституции, созданной великим Сталиным.
Сталинская Конституция провозглашает
для граждан СССР права на труд, на от-
лых, на социальное обеспечение, на обра-
зование. Эти права обеспечивают. счастли-
вую жизнь советского налюда.:

Сам народ свято хранит и оберегает
свою Конституцию. Именно поэтому он 110-
сылает в верховные органы власти своих
лучших.  достойнейших  предетавителей,
именно поэтому выборы в напей стране
неизменно превращаются Bo всенародный
праздник и завершаются — триумфом
сталинского блока коммунистов и беспар-
тийных.

Люди нашей родины говорят так:

— Сталинская Конституция — name

а ^ 0, ЛЕОНОВА,
депутат Верховного Совета СССР.

НА БЛАГО. НАРОДУ

Посев научный созреет для`жатвы народной.

Рост науки, как и всякой другой дея-
тельности человеческого ‘ума, неизбежно

отражает в себе то окружение, в котором,

этот, рост происходит. На развитие. совет-
ской науки несомненно влияет социалисти-
ческий строй. Не только. моральные идеалы
людей нашей страны отличны, но и запро-
сы и оценки событий У нас свои. Напри-
мер, идеология аскетизма,  веякого рода
затворничества ‘или крайнего инливилуа-
лизма вовсе чужды советским людям. У
нас полноненно и счастливо живет человек
только тогла, когда он тесно- сливается - C
интересами и запросами всей страны и на-
рода. Гордость и обеспечение человека В
стремлении к накоплению личного богат-
ства у нас отсутствуют. Гордость и 0бе-
спечение советский гражданин находит в
той пользе, которую он непосредственно
приносит стране.

Советский ученый является прежде’ все-
го трулящимся гражданином своей страны,
поэтому идеалы его жизни и деятельности
совпадают с идеалами, которыми живут
все граждане его страны. Его научная ра-
бота движется’ той же пелеустремленно-
стью, которой живет вся страна.

Поэтому мы можем говорить о советской
науке, отличной от капиталистической.

970 отличие, конечно, не столько в CO-
держании, так как новое явление природы,
открытое ученым, или его правильное тео-
ретическое 0б’яснение остается постоянен
ным, независимо от места и времени —
тде и когда оно было сделано. Главное от-
личие нашей науки — в ее пелеустремлен-
ности и в оценке достижений.

Основная задача советской науки-—дать
могучее орудие в руки трудящихся, чтобы
наиболее успешно развивалась их духов-
ная и материальная культура. Для этого
нужно, чтобы кажлый ученый с самых
первых шагов своей научной работы не за-
бывал задачу, которой служит наша наука.
А это легко может произойти и, к сожале-
нию, нередко происходит. Оторвавшись от
внешнего. мира. у себя в лаборатории или
в кабинете, ученый может нзчать видеть
в своей научной работе самоцель. Оторван-
ность от жизни для ученого опаснее всего.
Он больше, чем всякий другой работнак,
должен чувствовать запросы страны и на-
рода, Он должен помнить, что. у нас отор-

Д. Менделеев.

ванность ученого от жизни равноценна его

преждевременной смерти. И наоборот, залог

успеха его деятельности в том, чтобы он
чувствовал пульс окружающей его жизни.
Тогла он без усилий будет’ творить на
пользу страны и ‘найдет в ней вое необ-
холимое для полного размаха своей работы.

Эту пользу нало понимать, конечно, не
как узкий практицизм в науке, то есть
так, что каждое достижение сразу же
должно претворяться либо в изобретение,
либо в процесс, которые сберегут те или
иные средства. Это, конечно, один из наи-
более простых способов связи науки и
Жизни.

Но связь эта может быть еще более цен-
ной и глубокой. Крупное научное „достиже-
ние, которое открывает новые перспективы,

_ УРОЖАИ, НЕСУЩИЕ
ИЗОБИЛИЕ

Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где прежде ‘рос:

один, две былинки травы,

ность всего человечества.

0 земле, плодородной и щелрой, © лю-
AMX, нокоряющих землю и заставляющих ее
рожать дважды и’ трижды, мечтал великий
русский даовиниет Климент Аркадьевич
Тимирязев: Французский социалист-утопиет
Фурье мечтал снимать двухкратные уро-
жаи в Тобольске и взращивать ‘винограл-
ные лозы на лальнем Севере;

Or малейшего соприкосновения ‘© суро-
вой дойствительностью эти мечты ‘рассеи-
вались как дым. Жестокие условия капи-
талистического строя сковывали всякий
взлет дерзновенной мысли. 1

...Кютла ходишь по павильонам и садам
Всесоюзной сельскохозяйственной выстав-
ки, кажется, что тебя всюлу и везде со-
провожлают тени великих мечтателей. Вот
наклоняются они над стелющейся кизю-
ринской яблоней, осматривают виноград,
взращенный на берегу Амура, абрикосы
из Забайкалья, восхищаются невиланны-
МИ,
льна, хлопка.

Bee 0, © ‘чем мечтали Тимирязев,
Фурье. и другие мыслители, вею свою
жизнь отдавшие борьбе за лучшее буду-
щее, становится явью на одной шестой
части земного шара-—в стране социализма.

Из недр советского народа растут тысея-
чи талантливых новаторов, подлинных
преобразователей приролы.

Возникшее ‘совсем недавно по почину
сибирского колхозника Ефремова хвижение
мастеров высокой урожайности ширится по
всей стране. Каждый день мы узнаем о
новых рекордах, завоеванных славными
one колхозных и совхозных по-
лей.

ЕКолхозница Алтайского края А. Cep-
геева собрала в 1939 толу 101,1 пент-
нера пшеницы с гектара. Такого урожая
еще не знала земля! Тут уже не лва и
даже не три колоса, о которых говорил
Климент Аркадьевич Тимирязев! А вель
таких новаторов в нашей стране сотни п
тысячи. р

Советскому Союзу, его людям приналле-
жат наивысшие рекорды урожзя по зерну,
лЬну, сахарной свекле. Ло сих пор лучшие
риеоводы мира собирали не больше
40—50 центнеров. А на Кубани, в кол-

КОРАБЛИ

Северный морской путь, пролегалоший
по полярным морям из Атлантического в
Тихий океан, издавна привлекал морепла-
вателей и ученых. Еще в ХУГ столетии
англичане и голландцы в поисках пути,
свободном от испанских и португальских
военных эскадр, пытались найти’ дорогу
в Китай и Инлию через леловитые моря.

Значение этого пути понимал WH Ham ве-
ликий Ломоносов, мечтавнеий о-чгом вре-
мени, когда «Колумбы Росские» проложат
сквозь вечные льды хорогу с замада на

Впервые Северный морской путь был
пройден в 1878—1879 гг. пароходом «Ве-

отношении гол, плавание «Веги» не обош-
лось без зимовки.

Вторично Северный морской путь был
пройден в 1913—1914 гг. «Таймыром»
также с одной зимовкой. Наконец, в тре-
тий раз весь путь прошел Амундсен на
шхуне «Мод». На этот раз путешествен-

новое понимание явлений, происходящих в р никам пришлось зимовать дважды.

природе, хотя непосрехственно и не веду
шее к практическим ‚ применениям, может
рядом многообразных путей оказать исклю-
чительно большое и разностороннее. влия-
ние на нашу культуру как материальную,
так и духовную, влияние. не поллающееся
грубой цифровой оценке. Например, работы
Дарвина 0 происхождении вилов пенны
не столько тем, что помогли в создании
племенного скота, сколько тем, что фунла-
ментально расширили наши взгляды на
теорию эволюции и дали могучее оружие
борцам за передовую культуру.
Начинающий молодой ученый, не ли-
шенный творческой силы, после года-двух
работы над заданной темой неизбежно ста-
новится перел самой трудной и ответствен-
пой залачей: нал чем работать дальше? Он

легко видит, чт0 задач и тм в
науке хватит с избытком для всех
ученых мира. Единственный  правиль-

ный путь выбора лля советского yue-
ного -— это чутко прислушиваться К
запросам жизни, к запросам своей стра-
ны. Тогла Выбор явится сам собой, и уче-
ный не булет испытывать разочарований в
работе, он будет чувствовать себя полно-
ценным советским гражаланином.

`Тлавное, чего мололой еоветский ученый
не должен забывать. это того, что у нас
наука неотделима от жизни и ‘развития
всей страны в целом.

Академик П. КАПИЦА. .

..Завидуем внукам и правнукам нашим, которым
суждено видеть Россию в 1949-м году — стоящею во
главе образованного мира, дающею законы и науке
и искусству, и принимающею благоговейную дань
уважения от всего просвещенного человечества.

`В. БЕЛИНСКИЙ.

Плавания эти, казалось, свидетельство-
вали о невозможности использовать поляр-
ную морскую магистраль в качестве трас-
сы для нормального плавания судов. Исто-
рия освоения полярных морей сохранила.
немало праматических эпизодов гибели от-
важных омельчаков-олиночек, ученых и
исследователей, пытавшихся нарушить
вечное ледяное безмолвие Арктики,

Только в стране Советов не случайны-
ми попытками смельчажов-одиночек, & пла-

‚ номерными усилиями целого народа Се-

верный морской путь превращается в нор-
мально действующую магистраль. .

Поеле успешного плавания ледокольно-
го парохода «Сибиряков», прошедшего в
течение одной навигации из Архангельска
до Берингова моря, по указанию товаришз,
Сталина организуется Главное управление
Северного морского’ пути для освоения по-
лярной трассы и прилегающих районов
Крайнего Севера.

Большевики начали решительный штурм
Арктики. В высокие широты двинулись
лехоколы и самолеты. Советские летчики
проложили трансарклическую воздушную
линию СССР — Америка, дважды пролетев
‘через Северный полюс. На лрейфующей
станции «Северный полюс» проделана
научная работа, меняющая прежние науч-
ные представления 06 Арктике. Эти экс-
педиции и походы облегчили проблему
освоения Арктики.

Решением ХУШ с’езда партии перед
Главсевморпути была поставлена  ответ-
ственная и почетная задача-— превратить
Северный морской путь в нормально дей-
ствующую магистраль, обеспечивающую
планомерную вязь с Дальним Востоком,

невероятными урожаями пшеницы, .

ветские
звеньевая колхоза им. Стали
ского района на Житомирщине Г. Делков-

га». Однако, несмотря на легкий в леловом”

где росла одна, заслужил бы благодар-

К. Тимирязев.

хозе «Побела Первой Конной Ариии» —
В. Батычко вырастил 100 центнеров риса.
на тектаре. —

До недавнего врёмени мировым рекордом

LYS

сбора  льноволокна считался урожай в
15 центнеров. полученный в Бельгии. С0-.
льноводы далеко его ‘обогнали:
на Черняхов-

ская собрала в 1938 г. 23 центнера льна

с гектара. Прошел год, и Дедковская пере-
крыла свой прежний рекорл, собрав 27

центнеров волокна. Но и это блестящее `ло-`
стижение превзойдено ‘звеньевой колхоза
«Перше Травня» Н. Заглалой: она собрала
с гектара 33,09 ‘пентнера льноволокна.

Минувший  сельскохозяйственный” › год
показал, что самые выдающиеся рекорлы“”
немногих вскоре становятся достоянием
всех колхозов. То, что вчера еше являлось
исключением, сегодня преврашается уже,
в правило, в норму. В стране сейчае раз-
вернулось соревнование миллионов 3a HO-
вые урожан. Какой размах, какие перспек-
тивы, какой огромный расцвет сулит это-

му движению наступающий 1940 год!

Академик Н. ЦИЦИН.

УХОДЯТ В АРКТИКУ.

_Колумбы Росские презрев угрюмый рок,
Межь льдами новый путь отворят на’ восток,
И наша досягнет в Америку держава. :

5%

М. Ломоносов.

то-есть сделать его такой магистралью, по.
которой в любом направлении могли бы
курсировать суда без угрозы зимовки.

В 1939 году в операциях по. Северному
морскому пути принимали Участие 104
сулна. В различных направлениях были
перевезены десятки тысяч тонн грузов.

Широко развернутая сеть полярных
станций обеспечивает надежную радио-
связь. Полярные летчики дали в эту нави-

гацию полную вартину состояния. ледового”

покрова. В этом году суда, нроводимые ле-
доколами, плавали не вслепую, а выбирая

среди полярных льдов наиболее выгодный

путь. Наши гидрографы стерли с карты
многие из «белых пятен», лали надежные.

лоции и навигационные карты. Наконец,

героический экипаж «Седова», прозимовав-

ший свыше двух лет там, где никогда не

плавал корабль, ни свободно, ни в лрейфе,

обогатил нашу науку новыми ценнейшими

наблюдениями над морскими течениями и

состоянием льдов.

В различных пунктах побережья, в бас-
сейнах рек, прилегающих к трассе Север-
ного морского пути, идет большое crpon-
тельство. На Диксоне, в бухтах Тикси и
Провидение строятся арктические порты:
Гедлого-разведочные экспедиции на Запад
ном Таймыре, в районе Кожевников, бухте
Угольная, Усть-Порту разведывают угольи
нефть для полярных районов. т

Напряженная работа’ по иселелованию
Северного морского пути, в которой участ-_
вуют моряки, летчики, ученые, строители,
горняки, направлена к тому, чтобы к кон-
цу третьей пятилетки обеспечить нормаль-
ное плавание кораблей при любых ледо-_
вых условиях.

Древний путь с запада на восток, по ве-
ликой системе полярных морей, веками ма-

нивший мореплавателей, принадлежит нам, .
  большевикам.

Академик П. ШИРШОВ,
Герой Советского Союза.