oo.

6 января 1940 г., №,5 (4487)

rat -
a Ba

ЗИМНИЕ ЭКЗАМЕНЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ДВА ИТОГА

Or корреспондента «Комсомольской

В вестибюле Лепиятрадского химико-тех-
пологического института висит большая
доска. Ha нее занесены передовые ‹ групты,
целиком сдалоптие экзамены н» «отлично»
х «topomto». Их-много. Студенты ордено-
вобвого шиститута, одного из старейших в
Денинтраде, в массе своей трудолюбивы,
ханы к знаниям, строги к себе. Про-
фесорь дают высокую оценку новому по-
холению  советском студенчества.

(ерызно и вдумчиво относятся студен-
ты В (даче экзаменов по курсу «Оеновы
харксизиа-ленинизма». Целые группы ©да-
т 0 на «отлично» и «хорошо», обнару-
живая глубокое знание самой передовой
зауки. Гомсомольцы 52-й пруппы техноло-
тического факультета получили средний
(им 4,5. Комсомольская группа 5-го кур-
$4 зи экзамен 60 средним бал-
now 4,4. >

(отодня в большой ш светлой аудитории
вали экзамены новые группы студен-
лов Преподаватель тов. Карнач был. строг
и требователен, но. справедлив. Ои оцени
pal знания студентов без малейшего либе-
рализма.

(тудентка Темкина четко и яено, обна-
ружив глубокое энание предмета, изложила
уение Ленина © диктатуре пролетариата.
(туентка Иванова” обстоятельно об’яснила
ужние товарища Сталина © развитии

ПЕРВЫЕ

Началась `экзаменационная сессия в Ви-
ког государственном ‘университете им.
Т.Г. Шевченко. Ма физико-математическом
факультете экзамены принимают члены-
корреспонденты Академии наук УССР
профессора Н.Н. Боголюбов и В. Е. Дя-
ченко, из ‘химическом ‘факультете — ака-
дмик В. ЦП. Яворский. Сдано уже 1.200
экзамойов, из них около 900 на «отлично»

Зимние экзамены в Московском государственном университе
низма» у студентов пятого курса химического

М, Б. МОШИНСКАЯ, готовится 3,

правды» по Ленинградской области

фаз, функций и форм советского тосудар-
ства. Комсомолка Молощинская 6 вдохно-
вениюм рассказывала о значении предисло-
вия Маркса «К ‘критике политической

экономии». Две ‘трети студентов 655-й
группы получили ‚отличные и хорошие
оценки.

В коридоре шумит и волнуется 59-я
группа. Одним из первых в комнату вхо-
дит член. комитета ВЛИСМ технологическо-
то факультета А. Ш. Вначале он. отвечают
бойко и даже немного развязно. Но’ пер
вые же простые вопросы преподавателя
ставят его втупик. Его ответы показы-
вают ‘незнание студентом основных ‘дат
истории партии, Между тем этот комсо-
мольский руководитель произнёе немало
звонких фраз о ‚ необходимости изучать
марксистеко-ленинскую теорию. Поеподава-
тель вручает А. Ш. зачетную книжку o6-
ратню ‘и ставит`в журнале «плохо»,

Вскоре обнаружилась печальная карти-
на. 59-я группа получает общую‘ оценку
3,4. Этот результат отбрасывает группу в
соревновании далеко назад. В чем же де-
no? Из бесед со студентами выясняется,
что некоторые комсомольцы этой группы
во главе с невеждой Ш. считали эту важ-
нейшую учебную дисциплину самой легкой
и не шзучали самостоятельно истории
BRII(6).

: П. КАРЕЛИН.

УСПЕХИ

и «хорошю». Впервые в этом году боль-
шое количество студентов экзаменуется по
курсу «Основы марксизма-ленинизма»,
Между факультетами и студентами раз-
вернулось социалистическое соревнование
з& право получения сталинской стипендии,
з& удержание переходящего красного зна-
мени ЦК ЛЁЬСМУ, завоеванного универси-
тетом -в соревновании вузов Украины.

акультета.

И. МЕЩЕРЯКОВА,

KOMCOMOJIbC

aS ae DD ci

Организованно

ИРКУТСК, 5 января. (Наш Kopp.). Ve-
пеню проходит экзаменационная сессия в
Восточно-Сибирскох  унйверситете. ` Боль-
принство студентов здесь получает отлич-
ные и хорошие оценки. Например, 76 про-
центов студентов третьего курса физико-
математического факультета первые дис-
циилины сдали на «хорошо». и «отлично».

На У курсе университета экзамены уже
закончились. 91 пропент. веех учащихся
получил по всем дисциплинам  «хорютно»
и «отлично». Успешно проходят экзамены
также в горно-металлургическом, ‘сельско-
хозяйственном вурах Иркутска. Всюду от-
мочаются дисциплина и организованность.

ХОРОШИЕ ЗНАНИЯ

ТОРЬКИЙ, 5 января. (Наш корр.); ‚ Зим-
ние экзамены в Институте инженеров. вод-
Word транспорта свидетельствуют © повы-
шении качества учебы. На пятом курсе
механического факультета из 2,1 студента,
славшего экзамены, 8 получил отметку
«отлично», 12 — «хбр» и только
один — «посредственно».

С бюльшим интеревом изучает вузов-
ская молодежь  «Осщвы  маркеизма-
ленинизма». Товарищи самостоятельно ра-
ботают над книгой, ведут конспекты, И 910
дает себя знать. На третьем курсе 24 сту-
дента получили отметку «отлично»; 31
«хорошо».

Хороший пример показывают комеомоль-
ские активисты института. Комеорги трупп
Сергеев, Орлов, Красовский, Тончаров!и
Ермолов, члены комитета ВЛЕСМ. Кочема-
сов; Лехиконен, Яковлев, Коюкурина сдают
экзамены на «отлично».

Вместе в этим экзамены снова похтвер-
MIAWT, что, если студенты на. протяжении
учебного года ограничиваются только, слу-
шанием лекций, у них оказываются очень
низкие знания, Так, студент Комиссаров
сдавал экзамен дважды. Студенты Ермаков
и Матин, также вторично сдававшие  куфе
«Основы маркеизма-ленинизиа» получили
неудовлетворительную ютиетку. 1

Mth
Yi

те. На снимке: экзамен по курсу «Основы марксизма-лени*
Экзаменует преподаватель 3.

А; КАМЕНСКИЙ, отвечает
Фото Б. ИВАНИЦКОГО,

Образ Сталина`‘в` искусстве

Каждый день в картинных галлереях
движется бесчисленная толпа посетителей.
- Йюди собираются в группы, подолгу задер-
хиваются у громадных. многоцветных по-
дотен в тяжелых рамах, пристально pas-
мядывают тонкие. штрихи гравюр и офор-
тов, блистающие золотом и  киноварью
миниатюры по лаку и эмали, радуются
MATKIM TOHAM драгоценных ковровых тка-
ней, гобеленов, вышивок.  Молчаливое
искусство света и цвета, скульптурных. ли-
ний, пластических очертаний, древнее, ве-
ликое и могущественное, здесь оно у себя
loa, Но почему немолчный рокот толпы
зрителей надолго стихает то у одной, то у
лруй картины? Почему с таким напря-
Жением, так жадно, словно боясь упустить
какую-то едва приметную черточку, вемат-
риваются все эти люди в одно лицо, изо-
бражаемое тысячами художников? Почему
в наступившей тишине вдруг ощущаются
страстное волнение, внутренний жал, про-
лизывающий и художника и зрителя но-
BUM огнем, зажигающий краски, согревало-
щий холодный мрамор, вливающий. трепет-
ную жизнь в гранит и бронзу? Что прико-
взывает внимание равно и художника и
зрителя к образу человека, в глазах кото-
Того светятся великий, вособ’емлющий ум
и воля, несокрупимая, как сталь, и во
‚воем облике которого сокрыта. конденсиро-
ванная энергия, сила целого могуществен-
ного народа? ее
Живописед, скульшюр, композитор, поэт,
Драматург, с каким волнением приступа-
ют они к воссозданию средствами’ своего
искусства образа Сталина! Стены  мастер-
ких и студий художников, рабочих ком-
Нат композиторов и драматургов». бывают
нехыми свидетелями. страстной творческой
муки людей, которые давно и полностью
владеют. своим мастерством, HO внезапно
ощущают и недостаточность и прямую сла-
бость средств для того, чтобы в песне или
партитуре симфонии или в скульштуре пе-
редать живой образ человека, олицетво-
ряющего единство целого народа в ето ни-
когда непрекращаютщемея движении’ впе-
Pel. Может, быть, всего. точнее, опреде-
лил великое ‘значение и великую труд-
ность воплощения образа Сталина в искус-
се Анри Барбюс, художник, для которого
уни о Сталине явилась  лебединой
песнью, посдедней и самой прекрасной из

всех. пропетых им в жизни, Подзаголовок
ето книги гласит:   ай
«Человек, через которого раскрывается
новый мир»У— «Оп пюпде nouveau vu a tra-
vers un Вошше», — словно услышав эти
слова, великому французу отвечает вели-
кий казах: mann
«Он разумом выше Памира и. звезд
Й к людям внимателен, ласков и прост.
Он мощью своей превосходит Арал,
Й каждый бедняк  в нем отца увидал,
Как солнце, он ябен, высок и могуч,
Й греет народы теплом его, луч.
Он, как океан, необ’ятно велик...
Обидно `Джамбулу, что беден язык
И слов нехватает, чтоб ‘так прозвенеть,
Чтоб сталинский гений ‘достойно
р воспеть».

nt i и у

Это — признание чистое ш искреннее,
И есть еще.другое, чему должны, поучить-
ся У старого Джамбула все наши худож-
ники: глубочайшее понимание, всей необ’-
ятной огромности, сложности и ответствен“
ности дела воспроизведения образа Сталина
средствами искусства. if

В свов время Горький сказал, что
«...фольклор в наши! дни возвел Владимира
Ленина на высоту мифического героя древ-
ности и равного  Прометею». . Е

Образ Сталина в’ народном творчестве
поднят и такую же высоту; и в народном
творчестве полностью ‘отражена мысль ‘о
неразрывном единстве Ленина и Сталина.
По существу ведь ‘и слова Барбюса
«Сталин — это’Ленин сетодня» есть пря-
Moe, зеркально точное отражение думы,
стократ -повторенной в творчестве почти
всех народов ‘СССР. Мы ‘ежедневно видим
на фронтонах зданий, в произведениях ху-
дожественной промышленности, в помеще-
ниях театров, клубов и концертных УЧ-
реждениях двойные рельефы ~~ медальо-
ны, изображающие Ленина и Сталина. Мы
сами поем и слушаем бесчисленные песни,
в которых всегда и постоянно вместе вос-
певаются Ленин и Сталин, но редко мы 34=
думываемся над тем, что этот двойной и
в то же время единый образ вырос непос-
редетвенно из иФодного ‘творчества, что
этор- результат. колобсальной деятельности
разума народных, масс.

Украинская народная сказка «Два ры-
царя» рисует Ленина и Сталина, как двух

у

неразлучных друзей, богатырей-рыцарей.
Возрожденный эпос, поэтический и пол-
ный драматизма, в форме мерного сказа,
повествует о том, как два богатыря по-
беждают дракона-змея, как извлекают из

счастье, схороненное там змеями-утнетате-
лями. Легенда рассказывает, что «Рицар
Перший эгуртував навколо себе рицарскй
ряди 1 збройно рушив вною на з\!я»,
изловил и убил его, а «людям щастя 1
волю. та ‘золото дав». Но изнёмогший в
борьбе умер Первый Рыцарь. «Та був у
нього, — гласит сказка, — врний  това-
рищ/— Рицар Другий, вн 1 став на-мюце

wit ropi,, i цвигуть дерева кругом, а народ
сшвав славу обом Рицарям», =

Интересно, как тема двух богатырей по-
вторяется.в творчестве самых, различных
народов. В белорусской песне «Дорожень
ка» певец с грустью вопоминает «темную
дороженьку» старого села, но. тут же ра-
достно. поет; .

«Выпала дороженьке

Светлая пора.

Прошли по той дороженьке

Два богатыря.
Широкую дороженьку

Нам Ленин проторил,”

Прокладку той. дороженьки

Нам Сталин завершил»,

В Узбекской ССР; в Ферганской долине,
девушки-узбечки, собираясь на веселую
вечернюю‘ сходку, распевают ‘песни 0
(Сталине. И замечательно, песню они не
только посвящают Сталину, но прославля-
ют великого учителя, как творца пре-
красной песни. Вто: создал чудесную жизнь,
TOT создал и песню © ней,— такова
поэтическая мудрость юных ‘колхозниц
Узбекистана. Но не только Узбекистана.
То же поют и в Таджикской ССР, ив
Киргизии, и в Армении; и в Грузии — во
всей стране,

Поразительно  широк тематический круг
песен, посвященных Сталину. Богатство и
разнообразие их содержания как бы вы-
ражают безгранячную широту дум и инте-
ресов. того; кому’они посвящены. & вели-
кому Сталину обратены и песни о роди-
пе, могущественной и нёпобедимой, в его
лице прославляются адугия большевиков И
ее сталинский ПЕ. Славой Сталину неиз-
менно заканчиваются песни о зажиточной,

КАЯ_ ПРАВДА.

2.

«OPA Mone ДО В».

«Фрам» Pel)

ВЕ экспедиции — две судьбы. В ox-
Ной -— воля талантливого  ученого-
одиночки, решившего пойти наперекор
официальной науке своего времени и. впер-
вые в историй полярных плаваний осуще-
ствившего смелый замысел продвижения
корабля вместо с дрейфующими льдами, В
другой — воля всего народа, пославшего
пятнадцать своих отважных сынов в экс-
педицию на дрейфующем корабле и под-
держивавшего. их на воем протяжении ле-
тендарного пути поистине отеческой заботой.
(бе экспедиции начали дрейф в районе
Ново-Сибироких островов, и обе они стави-
ли одли и те же научные задачи. Тайны
Центрального полярного бассейна в одина-
ковой степени манили` как норвежского
полярного исследователя, так и группу со-
ветских ученых и моряков, возглавляемых
человеком нового социалистического поко-
ления, имя которого еще только входит В
анналы великих арктичбоких завоеваний.
Есть биографии, похожие одна на дру-
гую. И есть деяния человеческого ума,
лости и отваги, тождественные друг
другу. Экспедиция на «Фраме», совершен-
ная сорок пять лет назад, и экспедиция
на «Седове», блистательно заканчивающая-
я в наши дни, имеют между собой не
только географические, но и исторические
параллели.
Но Bee же как
другой! Пе
В один из ноябрьских дней 1892 года
в переполненном зале Лондонского королев-

они отличны одна’ от

транитной скалы ‘народное богатство и

правильного “уразумения художественного
как в неразрыв-

Рицаря Першого. 1 живе Рицар Другий на

`третами И. В. Сталина, говорят 0 том, что

-стилающейся московской панорамой. Здесь
‘есть какая-то закономерная связь персоч

ского Геопрафического общества’ Появился
выкокий, стройный блондин, одетый в мор-
скую’ форму. Он подняля ‘на кафедру,
неловким жестом раскрыл об емистую ру-
копись и, заметно волнуясь, на ломаном

английском языке начал читать доклад.

В первых рядах кресбл шрюйзошло ‘за-
метное движение.

— 910 и есть тот самый норвежец?

— Ла, доктор. Фритьоф Нансен, мечта-
тель и’ -фавтавет... ‘

Логично и последовательно излагая свой
мысли, Нансен развертывал перед аудито-
рией дерзнювенный план новой, полярной
экспедиции. Вспомнив © недавней трагиче-
ской. гибели «Жанетты», обломки. которой
были найлены около Гренландии, ои сделал
смелый вывод о существовании морского
течения от берегов Сибири к берегам Грен-
ландии. Следовательно, пояснял ученый,
намболее простым способом пересечь неиз-
ведашные ‚области Арктики является ел9соб
продвижения судна вместе со льдами © во-
стока на запад к тем широтам, которых
еще не достигали корабли.

счастливой жизни, песни ‘детей и стали-
ков, юношей и девушек, бесчисленное мно-
жество песен о. дружбе` народов:
‘’ «Закон о’ дружбе золотой -
„Нах начертал великий Сталин,
`И мы богаты дружбой той, _
Теперь непобедимы стали!» —
У киргизский акык Алымкух
аев. : , a ara a
Художники всех родов искусства, при-
ступая к работе над образом Сталина, изу-
чат его тениальные творения, изучают
историю Всесоюзной коммунистической
партии, и это совершенно необходимо для

Yee

образа Сталина. Иначе
ной связи 6 партией, со всем революцион-
ным движением, с той почвой, на которой
‘вырос, окреп ий фазвился гений величай-
его человека нашего звремёни, нельзя
изображать Сталина. В‘один Толое худож-
ники и скульпторы, работавшие над пор-

самое понятие «поза» совершенно непри-
ложимо к такой натуре; Она органически
чужда удивительному и единственному «че-
ловеку © головою ученого, © лицом pa-
бочего, в одежде простого солдата» по вы-
ражению  Барбюса. Когда _ московский
скульптор Рындзюнская говорит, что она
увидела в лице Сталина черты гордого
орла, то мы верим ей, потому что и мы
ведь видим эти черты. Орлиный взгляд и
усмешка, прячущаяся в тустых черных
усах, темные ‘брови, сдвигающиеея ‘у пе-
реносицы, тлубокие складки, залегшие у
pra,— eno. me p CCCP, Ja и далеко за
пределами (СССР, не знает этого лица и
не НИ ичит его среди миллионов других
лиц

Трудно, да и невозможно, пожалуй, #а-
звать здесь хотя бы малую часть порт-
ретной галлереи Сталина, созданной нашри-
мн ‘художниками и скульшторами.

По необходимости остановимся лишь на
двух-трех работах художников. Одной из
наиболее удачных нам представляется кар-
тина А. Герасимова «Сталин и Ворошилов».
Товарищ Сталин изображен здесь вместе
0 своим славным соратником во время
ig pe в Кремле, Восхитительный вид
на Москву (Замоскворечье) открывается с
парапета Кремля, и этот. вид’ является
блестящим декоративным фоном картины,
Впрочем, это не очень точно в данном слу-
qac, Фигуры товарищей Сталина и
Ворошилова органично связаны © pac-

;  де-Лониа,

‚= Но льхы раздавят ‘судно? — спрашги-
вал он себя. а

Й снова пояснял, что он етроит такой
корабль, который противостоит. любому
сжатию льдов. На этом корабле он наме-
рен. достичь высоких широт и, если воз-,
можно, полюса,

‚ Через несколько часов Нансен покидал
зал заседаний. Он mex exenka сгорбивикись;
ойустошенный ‘от. ‘той, встречи, которая
была оказана его плану. Отеной равноду-
шия и неверия встретили ето. замысел
представители буржуазной науки; В их па-
мяти еще были живы недавние экспедиции
Нерса; ‚ Грили,  закончививиеся
неудачей. Известный полярный иселедова-
тель ‘адмирал Мак-Клинток считал совер-
шенно несомненным, что грозные полярные
льды раздавят корабль Наноена, и он. нихо-
тда не вернется к родным берегам.

Наноен возвратилея в Норвегию; би по-
yoUpal двенадцать смельчаков и © ними
решил осуществить свой план. Кюгда’ уче-
ный всходил на борт‘ «Фрама», чтобы от-
правиться ‘к восточному : побережью Сиби-

ри, в юго ‘ушах, казалось, еще звучал  .

предостерегающий, зловещий голос амери-
канца Грили (

— Локтор Нанюен, вы ‘идете на само-
убийство!”   И WE

«Фрам» вышел в плавание, и о Нансе-
не забыли. Отныне он был предоставлен
воле случая, воле стихии...

Когда начался исторический дрейф «Се-
лова», через тысячи километров, через су-
ши и моря, к его людям протянулись за-
ботливые руки родины.   1

— Вы идете на трудовой подвиг!
сказал народ.

Страна восприняла экопедицию «Седо-
ва» как свое, государственное дело. Она
позаботилась не только о техническом OC-
нащении корабля, но и 0 меню седовцев,.
Она послала к кораблю самолеты, которые
доставили ua борт «Седова» научные при-
боры и шоколад, книги и овощи. Любопыт-
вю, что Нансен, организуя экспедицию,
вынужден был прибегнуть к частным по-,
жертвованиям, тратил даже личные сбере-

В те дни, когда седовцы мужественно
боролись с суровой природой Арктики, ко-
тда корабль неудержимо влекло все дальше
на север или поворачивало по линии зам-
EHYTOM петли, их родина ни на минуту
He сомневалась в том, что они достойно
встречают тяжелью испытания, что они
даже в. самые- трудные часы продолжают
‘научные наблюдения. Так оно и было в
действительности. =

В первую годовщину дрейфа товарищи
Сталин и Молотов в своей радиограмме
экипажу «Седова» сказали: «Уверены, что
е большевистской твердостью советских лю-
дей вы преодолеете все трудности на. ва-
шем. пути и. вернетесь на родину побе-
дителями». Они возвращаются победителя-,
‘мп. Дерзания совётеких людей, ломающих
всякие нормы и каноны в труде и в нау-
ке, вызваны именно тем, что они черпа-
ют силы и вдохновение из кровной и не-
разрывной связи © народом, который вла-
етнб и решительно говорит: «Дерзай! Тво-
ри! В этом глубина и смысл твоей жизни».

`В один из августовских дней, 1937 10-
да на капитанский мостик «Седова» 3B30-
‘шел моложой моряк, комсомолец  Конетан-
тин Бадигин., Задумчиво глядя на откры-
вавшийся впереди беспредельный арктиче-
ский ландшафт, он. сказал просто и лако-
HAY att i iteoes gna

— Я, покину борт, «Седова» только
тогда, когда он ошвартуется в одном из
советских портов.

Позднее в радиограмме на имя товарищей
Сталина и Молотова он снова заявил: «Ни-
какие невзгоды, опасности, лишения нам

‚ Орджоникидзе, He

не страшны. Чуткое ‘отноление тк ‘пам пар-
тии и ‘правительства и всего великого
народа ‘придает нам твердость, непобеди“
мость»: УВЫ PoE

В продолжение трех ‘лет экипаж «Dpa-

нажей картины & тигантсвим  тородом,
сердцем великой страны. tee

По блистающему, только что промытому
свежим дождем тротуару неторопливо идут
товарищи Сталин и Ворошилов. Художнику
удалось передать тот особенный момент,

„  который. всегда бывает после только что
оконченной, богатой содержанием, плодо-

творной беседы. Уже разговор. прекратил-
ся, наступило молчание, мо’ еще длится
внутренняя, немая беседа, возможная
только‘ между очень близкими; родными
людьми. Вот такой момент уловлен “А. `Ге-
расимовым, ‘и’, уловлен о мастерски:

нас уже много писали о чудной
картине московского мастера Василия Ефа-
“Hosa «Незабываемая“ встреча». dra Kapri-
на изображает встречу ‘руководителей пар-
тии и правительства ‘с ‘Участиицами ©ове-
martina ‘общественниц тяжелой: промышлен-
ности в Кремле; В’ центре картины товарищ
Сталин,  улыбающийся и фадостный,  o6e-
ими ‘руками тпожиизет руку делегатки,
подносящей ему ‹ букет ‘ огненно-краеных
‘цветов. Тепло и свет  разлиты в этой» кар-
тине, ‘словно!’ сотканной ‘из дружеских
улыбок. Весело’ смеется, ’ аплодируя  деле-
таткам, товарищ Ворошилов; ‘улыбаясь, емо-
трит 1. М. Каганович, прямо перед зрителем
стоят В, М. Молотов, слегка откинувшиеь
назад, восторженно аплодирует Серго

лицо А. И. Микояна, рядом. с товарищем
Кагановичем стоят Н. С. Хрущев и С. М.
Буденный. И NUT
Кругом рассыпаны ‘цветы: ‘нежно-голу-
‘бые азалии, желтые флокеы, темно-пурпу-
ровые бегонии, Багряные и белоснежные
розы резко выделяются на’ светлосинем
сукне письменного стола, за которым си-
дит, поблескивая выпуклыми стеклами оч-
ков, Н. К. Крупская и рукоплещет.,ра-
достной встрече М Калинин.

дожник ‘умело и чутко инструментует
картину. Пусть простят нам это невольное
вторжение музыкальной терминологии, ‘но,
право, трудно найти подходящие слова
в применении к живопиеной симфониэтте,
какой является картина Ефанова. Но как
бы то ни было, в центре картины —
Сталин, не только потому, что его изобра-
жение‘ помещено в центре, но и потому,
что образ Сталина главенствует в каргине
как идейная ее основа, _
Очень, многое Можно сказать о картинах
и ‘скульптурах на юбилейной выставке, в
частности 06 очень интересной скульштуре
т. Петрушевич «Сталин — стратег». _ ›

МНОГО, поодаль ‹ виднеется.

В этой картине поражают редкостная’
музыкальность композиции и то, что ху-

‚’ «Седов»

ма» находился вдали от материка и лю>

дей, 0 его судьбе никто не знал, и никто

не интересовалея тем, живы. ли отваж- -
ные мореплаватели. Когда Нансен и его

спутник. Иотансен возвратились. на Землю

Франца-Иосифа и встретились там с ан-

тличанинох Фредериком Джексоном, по-

следний, увидев заросшего волосами 4e-

ловека, воскликнул: я

Хэлло! Уж не Нансен ли вы?

На его родине давно считали ученого
погибшим. Ни один английский, ни один >
норвежекий корабль не отправились Ha
поиски пропавшей экспедиции.

° Ледоколы и самолеты несли бесеменную
вахту, когда дрейфовал «Седов». Родина >
была готова в Любую минуту притти на
помощь своим смелым сыновьям. Их близ-
кие и родные передавали им теплые слова
приветствий через самую мощную в стра-
не’ радиостанцию. Вёликий Сталин следил
за продвижением корабля, вдохновлял ce- , -
довиев на новые трудовые подвиги. р

Когда настало время; флагман арктиче- —
ского флота вышел в тяжелые. арктические
льы, ‘Чтобы вывести «Седова» из ледово-
го плена и, доставить его на Большую 3ем- .
лю. Через каждые два часа происходит
прямой радиотелефонный разговор «И.
Сталин» — «Г. Седов».

„Перед ‘своим -от’ездом Нансен писал:
«..мы отправляемся не для отыскания‘ма-
тематической ‘точки, составляющей север-
ный конец земной оси, так как достиже-,
ние этого пункта само по себе малоценно,
а для исследования большой неизвестной
части земного шара, окружающей полюс, и.
значение этих исследований будет’ одно и
тоже, достигнем ли мы самой точки по-_
люса или же пройдем от него в некотором
отдалении». *

Нансен не смог. полностью ‘осуществить
своего замысла—-он был не. под силу оди-
ночиё-ученому, действовавшему за свой
страх и риск. 4 :

„Через полвека папанинцы и селовцы:
осуществили его мечту. Они внесли неоце-
нимый вклад в мировую науку, разгадали
многие неясные вопросы в жизни Цент-
рального ‘полярного бассейна. .

«Фрам»’ по-норвежеки значит. «вперед»!

Нансен действительно сделал шаг впе>.
ред, ‘опередив научные ‘ воззрения своего’ -
времени. Но ведовцы проследовали ele...
дальше. Они двинули вперед науку, ту
науку, которая ломает старые традиции, .
сдужит ‘народу и прославляет жизнь;

ПВ эти — величие и глубина научного
и человеческого подвига › седовцев. ‘1

И Ю. ДОБРЯКОВ. -

`` Число музыкальных произведений, по-.
священных образу Сталина, колоссально. -
Вряд ли возможен даже простой подечет
таких произведений. не только потому, что.
почти‘ вое композиторы. писали и пишут.
такие произведения, но’ и потому еще, что ^
музыку о Сталине слагают тысячи народ-
ных певцов и музыкантов. Туременокие _
бахиьи, азербайджанские и армянские.
‘ашути, ‘русские певцы, украинские кобза-
ри, сказители народов Поволжья и Ce-
верного Кавказа, Сибири си ‘Дальнего Bo-
стока — все’ они поют. о-Сталине, и песня
© великом‘ вождь так же естественна и
необходима для ‘советского певца, как ‘са-
ма жизнь. Народных песен © Сталине и
песен, созланных профессиональными вом-
позиторами, множество, и’ знают их все,
Отличные песни  Дупаевского, Покрасса, -
известная’ лирическая песня `Блантера,
песни Ревуцкого, Коваля, А. В. Александ-
рва и другие не нуждаются в какой-либо.
специальной аттестации. WIAA OS
“Воть ‘еще ряд симфоний, песен и ора-
ториальных произведений, посвященных
Сталину. Мне еще не довелось услышать.
позму о Сталине Вано Мурадели, лириче-..
скую песню Шехтерь для симфонического
оркестра и тенора-соло, но критика едино-
душно высоко оценивает эти произведения. :
ne известная «Поэма о Сталине» с)
хором на текст ашуга Мирзы из. Тауза —

настоящий музыкальный шедевр. С первых»

тактов ‘этой музыки слушатель ощущает
знойное дыхание‘ эпохи, биение сердца
единого и великого ‘народа, соединившего.
свои голоса в восторженной песнё-поэме
б Сталине. Слушайте, как будто говорит
композитор, слушайте все: вот народы

` Союза поют песнь о самом мудром, 0 самом

отважном, › самом проницательном из всех.
людей. Он прозорлив, как горный орел, оя.
храбр, как лев, он наши старший” брат, он
учитель и отец. народов. 4 :
Конечно, образ Сталина в музыке — 16- a
ма особая и огромная. ен т
Художники живописи, скульптуры, тез
атра, музыки, всех искусств в неоплат-
ном долгу у своего народа. Еще только
наметились контуры великого ‘образа в
драматургии (в пьесах Тренева, Погодина,
Толстого, Шалвы Дадиани), еще только
приблизились мы к этому образу в музыке,
скульптуре и живописи, еще много надо’
работать для того, чтобы принести ‘овет-
скому народу драгоценнейший дар — об
Оталина в искусстве. .

В. ГОРОДИНСКИИ, 8

AX

\