8 января 1940 г., №6 (4488)

pee oe

ees ales т

roa Sake ae

Творческий коллектив

Драматический кружок московской школы 38 398 ставит
семодня театрализованный монтаж сказок Андерсена. Зрители,
собравшиеся в этом зале, не замечают условностей спектакля.
(ни зосхищены. и взволновалты тем, что весь спектакль = деко-
рации, роли, мизанспены — сделаны ими самими. Onn сами
выбирали пьу и писали декорации. Они слушали лекцию о
творчестве Андерсена и знакомиляеь с бытом и нравами его
времени, В стенах школы рождался маленький творческий кол-
лектив, который любовно и внимательно вынапивал идею само-
деятельного слевтажля, экспериментировал и творил.

Ребят» узнают в актерах своих старых друзей, Голос легко
выдает Шуру Горшкова, хотя на его лицо искусно наложен грим.
А вот и Лева Барг — секретарь комитета комсомола, один из
инициаторов создания кружка.

Кружок имеет свою историю. С большим успехом пропити па
школьной сцене чеховские водевили «Предложение», «Медведь».
Фоллектив готовит сейчас в постановке, новую пьесу «Соверитен-
полете».

Еще не поднят занавес. Можно обойти школьные классы и
кабинеты, где всюду видны следы детокой инициативы, плоды
худолественного творчества ребят,

Учительница Татьяна Николаевна Добромыслова ведет со
школьниками литературный кружок. В кружке проводятся худо-
кественные читки, занятия 10 стилистике и языку.

Сквозь открытые двери одного из классов доносятся звуки
песен; Это идет очередная репетиция хорового кружка, Большой
пззестностью в школе пользуется ученица Шура Чечеткина, *о-
торая хорошо исполняет песни советских композиторов. Недавно
создали домровый оркестр. Под руководством отытното инструк-
тора ребят разучивмот нотную грамоту. ¢

Систематически проводятся занятия в кружке юных нату-
ралистов, в авиамодельном и автомобильном кружках. Юные
авпамоделисты уже соревнуются друг с другом на продолжитель-
ность полета моделей самолетов. Автомобилисты надолго скры-
ваются в физическом кабинете и там’ кропотливо и ‘усидчиво
сидят над деталями маптины, изучая теорию автовождения.,

Если бы провести в школе смотр художественной самодея-
тельности детей, программа, оказалась бы настолько обиирной,
что заняла бы несколько дней. Ее открыл бы Борис Зуев,
школьный конферансье, неизменный вдохновитель всех вечеров.
Затем выступил бы девятиклассник Болтяяский -— юный скри-
пач. А 38 ним — певцы, чтецы, танцоры.

В школе — 1.200 учеников. Почти вое они занимаются
в художественных или технических кружках. Детям предоста-
влены все условия для широкого развития шх способностей и
дарований. Художественное вослтитание детей стало здесь неот’ем-
лемой частью всей пкольной работы,

„.Уже поднямается занавес.

Юные актеры начинают первый акт представления.
Ю. ДОБРЯНОВ,

ТАЛАНТЫ БЕЗ ПОКЛОННИКОВ

(толью бы вы ни искали в протоколах Калининского
0бхожз ВЛЕСМ решений о детской самодеятельности, сколько бы
мл ирмшивали ‘У работников областного комитета 0 юных
и ‚ музыкантах, техниках и натуралистах — Bee а-
прасно. развитии самодеятельности детей, о руководстве этим
важным делом в обкоме еще не думали. i

В городе есть талантливые ребята, интересные самодеятель-
ные кружки, но ими почти не интересуются директорах школ и
комсомольские работники.

Бралъя Евсеевы — лучшие юные шахматисты, На городском
п областном турнирах они заняли второе и третье места.
В 9-й школе, где учатся Евссевы, шахматного кружка нет. Ди-
ректор ‘и секретарь комитета комсомола школы ни разу не бесе-
ховали с шахматистами, не привлекли их к общественной жизни
ROB.

Средпяя школа № 20 может гордиться своим способным
хонотруктором-авиамоделистом. ПГурой Барановым. Его модели
самолета и плашера побили областной рекорл, пролетев выше и
дальше всех моделей. Сейчас Шура конструирует «самолет»
с бензиновым мотором. Развить конструкторские способности
помогли Баранюву во Дворце пионеров. Руководители школы и
по сие время не знают, з& что получил их ученик звание чем-
пиона области по авиамоделизму. Я

В кружке изобразительного искуства Дома художественного
воспитания детей занимаются ученик 7-го юласс& 14-й школы
Buerop Щукин. Его рисунки по признанию мнюгих художников-
профессноналов заслуживают высшей оценки. В школё видят
слюсобности Щукина к живописи, HO эти способности здесь
используют утилитарно. Почти все лозунги, стенгазеты, плакаты
оформляет в школе Щукин, Это все!

Есть в Калиниве Дворец пионеров, Дом художественного вос-
питания; лехническая станция, музыкальная студия, но они
оторваны от школы, от обкома комсомола. !

Директор Дворца пионеров тов. Устинов говорит:

— У нас работают разнообразные кружжи, в которых зани-
изется Три тысячи ребят. Как руководят кружками детской само-

р RN ITINERANT RLER PE ES

о _

о

We

_ «HESABBI

КРЫЛАТЫЕ
ПОЧТАЛЬОНЫ

Многие ребята дразнят нае «толубятни-
ками». Но это неправильно. Мы не «голу-
бятники», wer тголубеводы. Это совсем раз-
ные люди. Голубятники от нечего делать
гоняют сизарей по крышам. А мы, голу-
беводы, разводим и тренируем почтовых
голубей, птиц особой породы, и не для за-
бавы, а для военной службы, if

Bor летит «почтовый», в рябом опе-
рении, с длинной шеей, с потешным клю-
вом. Вто не раз ся, скажет: «Ну и
забавная птичка, как она мала, как она
слаба!».

Были случаи, когда голубь, раненный
шралтнелью, с пробитым 30бом, с отбитой
ножкой, с запекшейся кровью все же до-
летал до нужного пункта.

Голубями. мы занимаемся давно. У каж-
дого из нас есть своя голубестанция, пти-
ца знает и любит нас, садится на плечо
и на голову и очень ценит ласковое обра-
щение. Пол их деревянного домика мы за-
сыпаем крупным речным песком. Чисто
протираем стекла окон, чтобы солнце иг-
рало в них. Наши подшефные — выное-
ливые, летают быстро и свою голубестан-
цию откуда хочешь разыщут.

Как-то Володя Ладошин поехал в Co-
кольники. Из своих четырех голубей, очень
хороших, сиреневых, крупных, он отобрал
одного и выпустил из садка. Голубов сде-
лал несколько кругов над лесом, будто на-
щупывая правильную тропку, и полетел
на юг. Володя боялся, что голубь не най-
дет дороги. Но птица благополучно при-
летела’ в центр Москвы, среди сотен и. со-
тен улиц отыскала Даев” переулок на Сре-
тенке, дом 16 и села на свою голубятню
на крыше дровяного сарая.

Через несколько месяцев мы получим
звание голубеводов. Мы воспитаем кры-
латых связистов, которым нипочем BEICO-
кие горы, весенние разливы рек.

И еще раз мы хотежи бы сказаль, что
неправильно называть нас «толубятника-

Ученики школ г. Люблино, Моск.
обл.. В. ПЛИТКО, В. ЖИННИН,
В. ЛАДОШИН.

Детское творчество достигло в нашей
стране небывалого расцвета. Нигде, ни в
одной стране мира, нет такого количества
талантливых, одаренных . , kak B Co-
ветском Союзе. Достижения наших юных
музыкантов, натуралистов, художников,
техников, спортсменов вызывают на-
ние и восхищение всего передового, куль-

еятельности в школах, что там делается, мы не знаем. Мы
связаны со школой только через учащихся, посещающих наши
кружки, 2

Практическое и методическое руководотво Школьной caMo-
деятельностью возложено на Дом художественного воспиталия
детей. Но, по словам директора Дома тов. Тэрлик, проведению
этой работы мешает... отсутствие бумаги.

И во Дворце пионеров, и в Доме художественного воспита-
ния, и в обкоме ВЛЕСМ bee ‘время говорят о том, что для руко-
водства детской самодеятельностью «нет катров»,

Можно ли этому поверить?

В Театре юного зрителя почти половина актеров — комсо-
хольцы. ни охотно помогли бы школьным драматическим круж-
вам.
Коть в торое филармония, музыкальная школа, ряд инсти-
тутов, техникумов. Они мотли бы послать в школы способных,
хорошо подготовленных руководителей кружков детской само-
деятельности, методистов. В внешкольной работе обком комсомола
мог привлечь работников искусства, науки, инженеров, агро-
номов. Но и этого здесь не сделали...

Bo Лворце пионеров вспоминают, ках недавно, вдруг, при-
ехал к ним секретарь обкома. комсомола тов. Крылов. Однако он
на поговорил © работниками Дворца ни о связи со школами,
ни о детской ‘самодеятельности, ни’ 0 привлечении к работе
опытных кадров. Оемотрев помещение Дворца, тов. Крылов уехал.

Ееть в Калинине детская техническая станция. Ютится она
в полутемном подвале, оборудование ее нищенское. „В лаборато-
рии станции юных натуралистов свищег ветер, температура
дохолит до нуля градусов. Но это как будто никого «не ка-
саются».

Все эго — тревожные факты. И, несмотря на это, в прото-
колах Калининского обкома комсомола мы не нашли пи слэва
4 детской самодеятельности. Дело, конечно, не в Bea
зв практической работе. Но разве не пора по-серьезному о0су-

дить на заседании бюро обкома вопросы самодеятельности детей,

вопросы внешкольной работы? Разве не пора 10-большевистеки

взяться за работу в школе? Пора, давно пора! ‘
А. ОДЗР.

КАЛИНИН, 7 января. (От. наш. керр.).

турного человечества.

Всем памятны триумфальные выступле-
ния в столицах европейских государетв мо-

лодых советских скрипачей и пианистов,

неизменно завоввывавших первенство Ha
международных конкурсах музыкантов-ис-
полнителей. Работы юных мичуринцев, де-

монстрировавшиеся в истекшем году Ha

Всесоюзной сельскохозяйственной выставке,
пользовались огромным’ успехом у тысяч

посетителей Павильона Юннатов и втюлно

заслуженно тая выюшие оценки. 3a
один только 1939 год. юные строители ле-

тающих моделей установили 11 междуна+

родных рекордов по авиамоделизму. Под-
ростки-физкультурники поставили 26 Ho-
вых всесоюзных рекордов по легкой атле-

‘тике и 17 рекордов по плаванию.

Неверно было бы об’яснять наши успехи
какими-то особенными способностями и ка-
чествами, присущими якобы только совет-
ской детворе. Талантливых, одаренных де-
тей немало воть и за рубежом. Однако
в жестоких условиях капитализма таланты
из народа не могут развиваться. Не полу-
чая никакюй поддержки, помощи, они в по-
давляющем большинстве случаев гибнут,
так и не успев расцвесть. Очень немногим,
буквально одиночка, удается ценой нече-
ловоческих усилий и тяжелых лишений
пробиться сквозь окружающую их камен-
ную стену равнодушия и враждебности и
«ВЫЙТИ В ЛЮДИ».

Только в наше время, в стране социз-
лизма таланты, освобожденные от оков
рабства и произвола, окруженные внима-

‚нием и помощью правительства, партии,

великого Сталина, получили поистине не-
ограниченные возможлюсти для своего ро-
ста и расивета. По меткому выражению
тов. Жданова, «Словно цветы чудееного.
сада расцветают способности и таланты
ребят под солнцем сталинской заботы».

У нас стало традицией — систематиче-
ски проводить показы и смотры художе-
ственной самодеятельности, олимпиады

KOMCO

мя». Мы нё «голубятники», & голубеводые.

MO Jib

_ _ Lhe НЙ и

ВАЕМАЯ ВСТРЕЧА», Репродукция с картины В. Захаркина, получившей первую премию на выставке «Наша
родина в творчестве юных художников Москвы»,

ххх >

РОДИНЕ

Ты юность мою отстояла в бью.
Я вырос, нужды не зная.

За теплую, нежную ласку твою
Спасибо, страна родная!

Я песни пою в счастливом краю,
И ‘должен сказать, распевая:

За песни чудесные те, что пою,
Спасибо, страна родная!

За школы в отрядами шумных детей,
За книги, за праздник Мая

Нельзя не сказать всей душой своей:
Спасибо, страна родная!

И если над славною жизнью твоей
Нависнет гроза боевая,

Тебя защищать миллион сыновей
Встанет грудью, страна родная!

Скажу, свое место заняв в строю:
За радость мою без края,
За чудную, светлую жизнь твою
Буду биться, страна родная,
ВИКТОР ВАСИЛЬЕВ, 15 ЛЕТ.
г. Боровичи }
Ленинградской. области,

‚авы   - -

Юные натуралисты. Кадр из фильма
«Веселый поход», заснятого -загорскими
ребятами. :

БОЛЬШЕ ВМИМААНИЯ ШКОЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ!

детского творчества. Такие олимпиады
происходят в РЕФСР, на Украине, в Бело-
руссии, в Грузии, Армении и в других
республиках, в областях, городах и райо-
пах. На этих смотрах выявляются пелые
талантливые коллективы и одаренные
дети-исполнители,. которые затем напра-
вляютея за государственный счет для
дальнейшей глубокой учебы в специаль-
ные высшив учебные заведения.

`Значит ли это, что у нас с детским
творчеством все обстоит как нельзя лучше
п мы можем успокоиться на достигнутом?

Ни в коем случае. Наоборот, именно в
‚этой области у нас больше, чем где бы
то ни было недостатков. Мы не исполь-
зуем и десятой доли предоставленных нам
возможностей,

Приходится признать, что большинство
так называемых внешкольных учреждений
работает из рук вон плохо. Они обелу-.
 жизают весьма узкий круг ребят, причем
обслуживают ‘зачастую весьма неудовле-
творительно; ‘Совершенно неправильной
следует считать существующую до сих
пор практику, когда почти вся работа по
художественному. воспитанию детей отда-
валась на откуп этим учреждениям.

С этой порочной практикой необходимо
решительно покончить. Не только дворцы
ий клубы, а школа-—вот что должно стать
подлинным центром развития творческой
инициативы ребят. Пора дать рептительный.
отпор попыткам школьных и комсомоль-
ских работников отмахнуться от этой важ-
нейщей воспитательной деятельности, как
от какой-то дополнительной «нагрузки».

Не секрет, что такие «взгляды» получи-
ли широкое распространение. В школах
нехватает опытных, квалифицированных,
любящих свое дело преподавателей музы-
ки, танцев, руководителей драмкружков, и
это почему-то никого нё беспокоит, никого
не волнует, словно так и должно быть.
Больше того, нередки случаи, когда руко-
водители школ прямо враждебно относятся
к попыткам учащихся или преподавателей
организовать тот или иной кружок.

Вот передо мной характерное письмо
учительницы А. Жуликовой. С болыпим
трудом ей Улалось сколотить фортепианный
кружок. Директор школы отнесся к ‚этой
«затее», явно недоброжелатольно и даже’
несколько раз выговаривал тов. Куликовой:

ПЕТЕР УЕ 16

‚стальное внимание,

СКАЯ ПРАВДА

ДЕТИ-
МУЗЫКАНТЫ

Всюду—на олимпиадах, омотрах, из ве-
черах детской художественной  самодея-
тельности, мы видим много талантливых
детей-музыкантов. Й это не единичное яв-
ление, свойственное какому-либо одному
тороду, одной школе. Расцвет детекого му-
зыкальното творчества мы наблюдаем 110
всей стране.

Ha образование музыкально-одаренных
детей в нашей стране обращено самое при-
При наших консервз-
ториях для них организованы специаль-
ные школы-десятилетки. За небольшой пе-
PHO своего существования эти школы да-
ли блестящие результаты. Их воспитан-
ники’ ‘добились значительных успехов,
оказались победителями на всесоюзных и
мюждународных конкурсах, Имена скрипа-
чей Буси Гольдштейна, Марины  Возолу-
повой, Лизы Гилельс, Миши Фихтенголь-
па и пианистов Розы Тамаркиной, Ap-

‘нольда Каплан, Жени Ермоненко, виолон-

челиста Дани Шафран и многих, многих
других— известны всему миру.

Среди учащихся напиих школ-десятиле-
ток сейчас находится чрезвычайно боль-

-  ое количество способных детей, которые

в самом ближайшем будущем дадут налим
‘консервалориям совершенно исключитель-
ные кадры студентов.

Существует предрассудок, будто бы му-
зыкально-охаренные дети ‹ развиты  одно-
сторонне, только в музыкальной области,
Эт» точка зрения абсолютно неверна,
В наши дни, когда все осознали необходи-
мость. для каждого художника будь TO My-
зыкант, живописец, актер—быть не только
хорошим профессионалом, но и культур-
ным человеком, о®бенно важна общекуль-
турная подготовка юных музыкантов.

Я нисколько неё сомневаюсь в том, что
подрастающие музыкальные кадры, уча-
щиеся в наших. школах-десятилетках, В
ближайшем будущем поднимут на недося-
таемо высокий уровень музыкальную куль-
туру нашей родины.

А. Б. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР,
народный артист республики,
профессор-орденоносоц.

«Налраено-де, -—— говорил он, — затеяли
вы это дело, отонь горит, инструмент
портится, опять же двадцать человек
лишний раз оденутся, разденутся,—тарде-
робщину для них задерживать...» Надо ли
доказывать, что такие, с позволения ска-
зать, «рассуждения» директора, ничем 0б-
men He имеют со здоровой, советской точ-
кой зрения на воспитание подрастающего
поколения.

Приведенный выше факт, к сожалению,
це является каким-то исключением. Подоб-

ных примеров можно было бы привести.

MHOTO,
В создавшемся положении несомненно
огромная вина Наркомпроса, не сумевшего
еще правильно ориентировать учительство.
Так было, но так больше не должно
быть и не будет, Художественное воспита-
ние детей, как один из могущественных
методов воспитания будущих сознательных
строителей коммунистическом общества,
культурных, всесторонне развитых людей,
как могучее орудие в борьбе за школьную
дисциплину,  3& успеваемость, — родное,
кровное дело советской школы. Школа, как
того потребовал Х пленум ЦЕ ВЛЕСМ, дол-
жна стать центром массовой детской само-
деятельности.

Школа обязана паладить тесное органи-
ческое содружество с внешкольными учре-
Жждениями, привлекать имеющийся там аж-
тив, использовать опыт и в свою очередь
помогать им. Школа обязана не замыкать-
ся в тесные и весьма ограниченные рамки
имеющихся в ее распоряжении ‘возможно-
стей, а приглашать крупных ученых, 10э-
тов, писателей, артистов, художников, ком-
позиторов, которые обеспечат выкокое ка-
чество воспитания, сумеют удовлетворить
огромную тягу советских ребят к литера-
туре, искусству, науке, привьют ‘им худо-
жественный вкус;х. ’ Ч

Детскому творчеству надо открыть Bee
пути, все дороги, заботливо и любовно вы-
ралцивать талантливую поросль молодого
поколения строителей коммунизма.

Эта большая почетная и ответственная
задача ложится, в первую голову, на ар-
мию советского учительства и будет выпол-
нена в тесном содружестве. с комсомолом.

_ П.А. ТЮРКИН,
Народный комиссар просвещения РСФСР.

$

EL 1

Pitz Ree nn Re >

©

РЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ УЧАЩИХСЯ!

Киностудия в Заюорске

Посреди комнаты стол, на нем табурет, а сверху необычай-
ной формы кинозаттарат. У аппарата хлопочет юный`киномеха-
ник Юра Догинов. К стене подвешен экран, склеенный из боль-
ших листов белой бумаги. В зале гаснет свет. Юрз торопливо
вертит рукоятку аппарата и на экране один за другим возни-
кают кадры веселого фильма.

..Пюследние дни перед летвими каникулами. Горячо 0беу-
ждаются планы и маршруты заманчивых путешествий, походов.
Юные теологи изготовляют лопаты, кирки, делают компасы, из-
мерители. Литкружковцы готовят 0б’емистые тетради, дневники,
oun будут собирать фольклор, записывать сказки, былины, по-
вести. Фотолюбители еше раз проверяют аппараты, заряжают
кассеты, достают пленку, бумагу. Ребят манят голубые дали:
леса, поля, реки.

И вот однажды утром веселой гурьбой они отправляются
в поход. Играет герн, звенят веселые песни. С рюкзаками за пле-
чами, с удочками, Фотозлпаратами идут ребята по цветущим
полям колхозов, пробираются сквозь густые заросли лесов, ка-
рабкаются в горах. i

Каждый занят своим делом. Натуралисты увидели огромную
пчелу, усевшуюся на цветке, и внимательно рассматривают ее
в лупу. Литкружковцы Верз и Надя вотретили пастуха-колхоз-
ника и, усевшись, записывают воспоминания старика. А заядлый
охотник Леня, с ружьем налеревес, мчится к реке. Он заметил
утку, прицелилея... В это время из темноты зала несутся. воз-

_тласы:

— Промажет

— Нет, не промажет!

— Честное слово, промажет! Я сам ДЛеню снимал!

Рокот киноаппарала не в состоянии заглушить звонкий смех
и возгласы юных зрителей, и когда, прицеливигись, Леня неожи-
данно валится с мостика в воду, шум в зале достигает предела.
И неудивительно. В героях фильма зрители узнают себя. Они
сами — артисты, режиссеры, операторы, постановщики. С’ экра-
на на помощь «тебпевшему бедствие» Лене бросаются в воду
«осводовцы». Из зала снова раздается:

— 90 я прыгаю, смотри! .

— Ловко, Миша, ловко!

Фильм «Веселый поход» от начала до конца сделан ребятами
загорском Дома пионеров. Юные кинолюбители об’единены
талантливым ‘руководителем — конструктором Николаем ` Ми-
хайловичем Митрофановым в дружный, творческий коллектив.

aero 1938 года. В распоряжении только-что созданной
Матрофановым киностудии — маленький Фабричный с’емочный
аппарат для пленки в 9,5 мм. У нас же производилась только
стандартная пленка размером в 35 мм. И вот ребята начали
работать над конструкцией приспособления, при помощи которого
стандартную пленку можно было переделать в узкую, размером
в 9,5 мм. Такое приспособление было найдено ребятами.

Вскоре юные кинолюбители приступили к с’емке своего пер-
вого фильма -— «Наш парк». Е

Надо было видеть, с ‘каким усердием делали с’емву юные
режиссеры Геня Галактионов и Валя Нестеров — ученики 5-го
класса 3-й школы Загорска. С каким: вниманием выбирали кадры
операторы Коля Устинов, Боря Зеленов и Коля Калинин.

С волнением погружали ребята в проявитель первые пленки,
радовались успехам, остро переживали неудачи. После несколь-
ких проб операторы овладели мультис’емкой, а режиссеры про-
явили подлинное искусство, удачно смонтировав кадры и надниси
в Ним,

А в это время группа юных конструкторов подготовила кино-

. проектор — маленький, простой в обращении алтарат, дахщий

хорошую проекдию.

Прошло три месяца. И вот в октябрьские дни первый. фильм
детской студии был включен в праздничную программу Дома
пионеров. Работой заторских ребят заинтересовалея ‘комитет
советского павильона на международной выставке в Нью-Йорке.
Фильм «Наш парк» отправлен в Америку.

Е с’емке следующего фильма готовились с еще большей от-
ветственностью. Член литературного кружкх Катя Бомова напи-
сала сценарий о юных изобреталелях «Бузя Шестеренкин».

Фильм «Кузя Шестеренкин», требующий по сценарию зимних
с’емок, студия сейчас заканчивает. Скоро он выйдет в свет.
Вслед за «Кузй Шестеренкиным» были заеняты фильмы «Весе-
лый поход» и мультипликационный — «Медвежонок и утенок».
Еще раньше заснята картина «Филя-рыболов».

Интерес школьников в кинос’емкам настолько вырос, что
единственный с’емочный алпарат не мог Удовлетворить ^ всех
желающих участвовать в детской студии. В кабинете изобретв-
теля Дома пионеров начали конструировать с’емочный алтарат,
который можно было бы построить силами школьных техниче-
ских кружков. После упорных трудов ученик 7-го класса школы
им. КИМ Юра Логинов построил киноалиарат, стоимость кото-
рого вместе с об’ективом не превышает пяти рублей.

С’емки, произведенные аппаратом Юры, вполне удовлетвори-
тельны по резкости и устойчивости кадра. Для с’емки исполь-
зуется пленка «ФЭД», разрезанная в длину на две равные ча-
сти. Проектор хля кинокартин, снятых этим аппаратом, ничем
не отличается от с’емочного аппарата и работает с двенадцати-
вольтовой лампочкой от прибора, «Аллоскоп». (

По примеру Юры Логинова такие аппараты начали кон-
струировать члены технических кружков в других школах За-
горска. Сейчас кабинет изобретателей Дома пионеров зажанчивает
изготовление десяти таких аппаратов. а

Замечалельная иницизтива загороких пионеров застуживает
Салгого широкого распространения.

Г.. АЙЗЕНШТОК,

Загорск Московской области.

Сказка школьника

КАК ЗВЕРИ ПОМОГЛИ ОЙРОТУ

Старый Куда жил плохо из-за шамана и бая. Один раз, когда
жарко светило солнце, он пошел в гору, на которой стоял густой
кедрач,”бить орехи. Шел густым лесом, высокой травой, встютел,
снял шашку; из черных, нечесанных волос бежали ручьи пота.
А с шубой Куда все же не хотел расставаться. За плечами у него
висело большое ружье. Так развез его жар, что он сел на землю
и долго, долго думал: м

— Почто так солнце меня жгет? Все время я мерз, ве был
туман, & сейчас шибко жарко, лучше итти бы быстрее в кедрач,
там кузух (орехи). Ох, боже мой!-—И он поднялся. Скоро вошел
в кедрач, где пели птицы и на ветках висели большие, серые
попки. Захлопал крыльями глухарь, раздался выстрел Куда и
опять — одни птицы. .

Чтобы избавиться от шамана и бая, он захотел жить эдесь,
в лесу. Живо построил себё юрту и начал жить один-одинешень-
кий в лесу, окруженный зверем.

Как ни жил Куда в лесу, & все: же бай узнал и начал было
COBCCM под’езжать к ео юрте, как со всех сторон сбежались
волки, & медведь стал во главе командиром, и с песней прогн
бая. Песню пели они такую:

Мы силой медведя тебя, ойрот,
Избавим от баева гнета,
Й волки, и зайцы, и весь нып народ
Раситибут врагов ойрота—
пел командир-медведь, бросая большие камни в бая.

Пионер Ваня БЕРЕЗНЕВ.

Ойротия,
Усть-Канский аймак,
село Б, Ануй.