ть дрейфа

°холинатый, покрытый снегом лёд.

В ПОЛЯРНУЮ НОЧЬ

13 января 1940 года. Трудно передать
чуктва, охватившие нас, когда флагман
совотском арктического Ффлоть ледокол
«И. Сталин» подошел ® нашему скованно-
зу льдами кораблю. Даже не верилось, что
ухе окончился дрейф и мы скоро вернемся
fd POLY...

(ойчак, когда мы уже в родной
Москве, невольно в памяти снова и <нова
вотзют долгие месяцы жизни и работы в
дейфующих льдах Северного Ледовитого
океана. 3.300 миль продрейфовал ‘нали ко-
plas ov Новосибирских островов к Грен-
ланискому морю. 812 дней провела на нем
дружная семья советских людей.

Астрономические наблюдения показыва-
it, такими путями носят нас ветры и т6-
ния в бесконечных просторах океана.
Пювучий лед, в воторый вмерз наш ко-
рабль, совершенно скрывал от глаз наше
охвижение, Вов те же торосистые гряды
д рвные ледяные поля, среди которых
начался дрейф, сопровождали нас до camo-
0 КОНЦ&,

Только под влиянием времени картина
‘ановилась все более и более однообраз-
wil, Там, тде в начале дрейфа были беспо-
PAMELA нагромождения наторошенного ` в

тряды льда, остались невысокие холмы и

ательныю, сильно округлившиеся ропаки.
уз ни вглянешь, буквально негде оста-
повиться глазу — до самого торизонта идет

Однако ни это однообразие окружавшей
вас природы, ни холодное солнце, круглые
сутки НИЗКО вИсевшее над льдом, ни про-
дижающаяея несколько месяцев  похряд
бипрсветная пюлярная ночь нисколько He
талались на здоровье и самочуветвии
colonies, всегда бодрых и жизнерадостных.
(инте того, что вместе со всей семьей
читких полярников мы выполняем на-
‘уаз партии и правительства о превращении
(етом морского пути в нормально дей-
‹тующую водную матистраль, помогало
ам переносить все трудности и тщатель-
но вести многочисленные научные нафлю-
дания,

Дахлый отлично понимал ответствен-
ность задачи, возложенной на наш коллек-
тив, п, не жалея сил, не считаясь со вре-
уелем, стремилея отлично выполнить тпюру-
ценную ему работу.

Нами собран обширный и ценный мате-
‘ад тю льдам, метеорологии, земному ма-
тнетизму, гидрологии и. океанографии Ce-
верно Ледовитого океана. Нам удалось
‚утановить границы материковой отмели и
‚натерикового склона к северу or Новоси-
биохих островов. На широте 86 градусов
‚36 иинут и долгое 44 градуса 56 минут
‚в ложе океана мы обнаружили впадину 60-
‘13 5.070 метров глубины. По пути дрей-
`бх тораддя мы выяснили весь рельеф хна
‘Шюзитом океана,

Вльшое число астрономических наблю-

дений вместе в данными о ветрах (наблю-

ни за которыми проводили через каж-
ibe два часа) дает интереснейший  мате-
риал ля установления зависимости между
ROMAN и выэванным ими дрейфом льдов.

Чрезвычайный интерес также предетав-
а  изультаты наблюдений $4 самими
‘ааами, Они нё` только дают ясную ‘карти-
„ВУ склояния льдов, дрейфующих от Ново-
сибирских островов ю Гренландекому морю,
HO H указывают на изменения, проясттед-
пи в климате. Состояние льда, изменение
ащины ем, продолжительноеть’ зимнего
намермния целиком связаны’ ©’ климати-
ческими условиями. Поэтому по отличиям
в характере льда, полвека назад сопут-
ствовавшег дрейфу «Фрама» и сопровож-
шею ныне ледокол «Седов», можно
сеалать ряд выводов 0б изменении  гидро-
хоморологических условий в Северном Ле-
ховитом окезне;

10 обстоятельство, что продолжитель-
«Седова» оказалась Ha
ола меныпе продолжительности дрейфа
«Фрама», указывают в частности на зна-
чительно увеличившуюся циркуляцию ат-
икры в приполюсной области.

Отюжный интерес представляют мате-
излы, собранные нами по земному’ маг-
нотизму. Они подтверждают предположение,
Челанное на основании магнитных  изме-

Ronni во время дрейфа «Opava», 9 ве-
роятности существования второго. магнит-
a полюса в северном полушарии земли.
ы регулярно производили  ИЯ
ускорения силы тяжести, м vy
ма совершенным маятниковым прибором.
После окончательной обработки материалов
данные этих измерений позволят решить
ряд наиболее трудных вопросов геофизики.
Чтобы дать представление 06 условиях
о aon прих OCb  ВЫНЮЛНЯТЬ
наблюдения, я при

р из своего д be PEt
«23 января 1939 тода. Во мат
нитгных наблюдений ай
OT ледяного домика, в котором я обычно
работал, прошла большая трещина. 0бра-
зование ев сопровождалось оглунгитель-
ным треском, похожим на пушечный вы-
стрел. Мне показалось, что это рушится
крыша домика. Мелькнула ‘мысль, что

сейчас на магнитометр пюсыплются куски

льда.

Покрыв затылок руками,
над прибором, но; к счастью,
‚лела, и, ee остается. в
безоп у из домика.
Матрос Гаманков, который был co мной,
указал ‘на световые сигналы, которые
нам подавали с борта судна. Видимо, и
вблизи корабля тоже происходили подвиж-
ки льда.

Пришлось прекратить наблюдения и от-
правиться на Фудно. Мы возвращались
привычной дорожкой, mo по пути ле
успел уже сильно потрескаться. Одна из
трещин была неширока, на других  пла-
валю много ледяных обломков, и мы пре-
одолевали их 663 060бых затруднений,
Только самая последняя трещина, OTI6-
лявшая нас от судна, оказалась прода-
тельской. Перебираясь через. ное, я чуть
был не провалился: это была слегка
схваченная морозом ледяная калпа, ‘вся со-
стоявшая. из ‘мелких обломков льда, пе-
ремептавигихся со. снегом. В темное я
не заметил ‘эгото.

В одной руке я нес фонарь, который,
кстати сказать, давно захдуло ветром, & в`
другой держал хронометр. На плечах. у
меня висели карабин и два ящика с су-
хими элементами, Чтобы не ветряхнуть
хронюметра и этим не ислюртить сделан-
ных наблюдений, я должен был ‘избегать
резких движений.

Почувствовав вдруг, что лед подо мной
расползается в стороны, я отбросил фо-
нарь и, вытянувшись на пгуге, свободной
рукой ухватился за выступ льдины. По-
хоспевший ко мно Гаманков принял xpo-
нометр, & затем помог выбраться на кроп-
кий лед и мно самому». :

Много неприятностей доставляли нам
морозы и темнота полярной ночи. 0собен-
Но чувствовалось эт при выполнении
астрономических и магнитных наблюдений.
Вю время больших морозов достаточно бы-
вало неосторожно дохнуть на прибор, как
окуляр и лупы моментально покрывались
изморозью. Тогда уже нало снимать пер-
чатки и тщательно протирать прибор. Тем
временем руки тах замерзнут, что, не ото-
грев их, продолжать работу вообще невоз-
можно. И, бывало, что этот «дик
протирания прибора и следующего за тем
оттирания рук повторялся несколько pas,
прежде чом удавалось приступить к на-
блюлениям.

Но всё это уже позади! Мы старались
честно выполнить свой долт и бесконечно
гордимся тем, что нала скромная работа
получают такую высокую оценку родины,
партии, родного и любимого товарища
Сталина.

Сталинская ласка, сталиноюоо тепло
согревали нае в хожолных льдах Аретики,
Любовь, внимание и забота воей страны
придавали нам новыю неиссякаемые силы.

Й вот о йчас, когда мы в столице, изо
воех сил, на весь мир хочется крикнуть:

— Здравствуй, родина!  Злравствуй,
Москва! Пятнадцать твоих питомцев, пят»
налцать граждан Советской страны рапор-
туют о том, что Слалинское задание ими
выполнено с честью!

Виктор БУЙНИЦКИЙ,
гидрограф ледокола «Г. Седов».

я пагнулея
‹ крыша ‘уце-

/ комсомол

«Седов» К. С. БАДИГИН с женой

Д. Г. ТРОФИМОВ с женой: и! матерью.
>

Hi \
Седовцы по пути в Кремль. На снимке: в автомашинах—вверху—капитан ледокола

И отцом, внизу — помполит ‘‹ ледокола

Фото ВБ. ВДОВЕНКО.

ШЕСТЬ КОМСОМОЛЬСКИХ
‚’ БИЛЕТОВ

Среди тороическою экипажа ледокода
«Седов» шесть комсомольцев. Эго — капи-
тан ледокола Константин Бадигин, гид-
ропраф Виктор Буйницкий, ралист Николай
Бекасюв, старший машинист Николай Ша-
рыпов, кочегар Иван Гетман и повар зи-
мовки Паша Мегер. Правда; за время зрей-
фа ‘капитан начал несколько выходить из
комсомольского возраста — ему пополни-
лось 29 лет. Во внутреннем кармане киге-
ля Константина Бадигина рядом © комео-
мольским билетом находится билег члена
Воесоюзной коммунистической партии боль-
шевиков. Но комсомольцы «Седева»  при-
выкли считать капитана всегда в своих
рядах.

..Это было в Мурманоке. В 4 часам
дня комсомольцы «Седова» собрались’ в
политотделе Мурманского управления  Се-
верного морского пути. Они приехали сюда
прямо изликол, гле` беседовали © ребятами
от студентов техникума, от своих избира-
телей.

Секретарь Кировского райкома комсомо-
та Макаро» в последний раз просмотрел
список. Молодые сёловиы оживленно де-
лились впечатлениями о горячей  вегрече
на Большой Земле. ^

— Ты знаешь, кого я оетодня ветретил

У пионеров 3-й школы? — говорил Ваня  ,

Тетман, -— Волкова! Понимаешь, того Вол-
Кова, с которым мы училась в Москве в
школе ФЗУ Мосхимпрома... Вопохнили, как
вместе готовили зачеты и как вместе гоня-
au B волейбол... Волков теперь учитель
химии. Говорит — интереснейшее дело,

— Ая думал, что прямо не вырвусь из
об’ятий своих маленьких друзей, вставил
Коля  Bexacos. Засыпали  вопроса-
ми... Й вое самые неожиданные, самыю ди-
ковинные. Решительно все интересует ре-
бят, малейшие подробности. «Вак вы та-
шили на борт убитого медведя? Он очень

—

тяжелый был?», «А какая рыба ловится

за 86-й параллелью, и, хорошо ли. там
клюет?» 3
Но вот. Макаров пригласил седовцев &

столу, началась замена билетов  комсо-
мольской организации, только что прибыв-
шей из самого сердца Северкюго Ледовитого
окесна,. 1

Палю Мегеру первому быт выпиван но-
вый комсомольский билет. Велэд за ним
подошел к столу Буйницкий. Он д-
стал из каюмана старый, заметно потре-
павигийся бллег. Восемь лет назад его
вручили в Троицке-на-Амую молодому
работнику Леспромхоза Виктору  Буйниц-
кому. В кармане его’ гимнастерки этот би-
лет пересек весь Советский Союз — or
Тихого окезна до Балтийском моря. Не-
сколько лет он хранилея в кармане ту-
журки студента Буйницкого.

Заведующая учетом Кировского райкома
Шура Смирнова заполнила личную  каф-
точку члена ВЛЖСМ В. Х. Буйницкого. Сек-
ретарь райкома тов. Макаров вручил би-
лет его эладельцу и крепко пожал Руку
отвалиного седовца. Буйницкий прочел
задтись нз перрой странице билета, спря-
тал его глубоко в карман и бегом спустил-
ся по лестнице. Внизу ждала машина —
надо было спешить на корабль перевозить
приборы на поезд, уже поданный на. за-
пасные путя. Ведь сегодня же ночью даль-
ше-—на Ленинград, Москву...

Новые комсомольские билеты вручаются
остальным. седовцам—-комсомольцам.

‚Последним к столу пошел Коля Ша-
рыпов — самый. молодой селовец. В комсо-
мол Коля вступил na «Седове» три © поло-
виной года назад. ‘Тогда корабль шел
в далекую полярную экспедицию. Сфроди
Карского моря, принимая в союз нового
члена, -—— кочегара Шарытова, собрание BH-
разило уверенность, что он сумеет поднять
свою квалификацию.

Сейчас новый билет с достоинством при-
нял старший машинист легендарного
«Седова» Николай Шарыпов.

Bor и всё. Замена билетов в самой се-
верной дрейфовавшей первичной организа-
ции ВЛЕСМ окончена.

eva И. СЕВИН.

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ _ i

ЛЕТИ НАШ

Раньше я как-то не’ замечала, что \Xe-
лают дети нашего дома, придя из школы.
Я работала, была много занята. В 1937 году
по болезни мне пришлось оставить работу
м заняться домашним хозяйством, тт я и
увидела, что творится во дворе.

Прямо под моей  квартирой-—красный
Уголок, сюда приходила детвора со. всего
дома. Туг’ сами ‘ребята были хозяевами,
никого из взрослых рядом не было, и ени
развлекались как умели: курили, ругались,

Я но могла сювойко наблюдать эти
«развлечения» детей и решила что-набудь
устроить для них. Легче. всего мне каза-
лось организовать бяблиотечный кружою
(я сзма-—библиотечный работник), потом
начал работугь хоровой кружок, DoTou—
рукодельный, Ребята охотно приходили раз-
учивать новые песни, послушать инте-
ресный рассказ. ..

Я подобрала в бибтиотеках литературу,

и скоро у Hat появилась своя передвиж-
‘ная’ библиотека. Дети уже могли брать
5НИГИ на дом,
_ Ребят становилось все болыше и боль-
ше. Я обратилась за помощью в торком
вомсомола (котати оказать, он находится
налррютив нашего дома), мне пообещали вы-
делить комсомольца из музыкального учи-
‘ища для руководетва хором. Но руковохи-
теля так и не прислали, и хоровой кру-
жок перестал существовать,

Как-то на собрании попросила я домо-
хозяек помочь мне в работе с рукодельным
кружком, но охотников не нашлось. Сама
Яя ню умела как следует рукодельнячать,
поэтому пришлось учиться вместе © мои-
ми кружковцами. Достали. в домоуправле-
нии денег, вупили виток, и пошла у пас
дружная работа. Но некоторые дети ме-
Шаля ном, шалили на ‘занятиях, демон-
страливно уходили. домой или, наюборот,
‘нарочно отаздывали; К дезорганизаторам
я относилась строго: шалишь на занятиях,
мешаешь товарищам — иди домой, опазды-
ваешь на занятия, ‘значит тебе неинтерес-
HO © нами--можешь не приходить. Проще
всего было, конечно, сразу исключить
озорников, это был бы самый легкий, но
самый неверный путь. Я хотела сделать
так, чтобы фебята отучились от озорства
и чтобы ни один . человек не ушел из
кружка. . и

`Постепенню ребята привыкли к дисцип-
длине. У нас в кружке занимались не толь-
ко девочки. Рядом с ними так же усердно
вязали, выпивали, плели салфетки и маль-
чики. Первыми храбрецами, не постесняв-
шимися сказать, что им нравится рукоде-
тив, были Мита  Куприячов и Миша
Исаев. За ними записалиеь и друтие.

ЕГО GBOPA..

№ октябрьским праздникам мы утро
ли первую выставку работ кружка. Вы-
ставка привлекла внимание детей‘ и
взрослых. = К
Еружок пбодолжал расти. У нас было
уже 70 ребят, из них 12 мальчиков. У
меня нашелся хороший помощник-—обще-
ственница тов. Макарина. Во время подго-
товки к выборам в местные Советы депу-
талюв трудящихся домозяйки вылвинули
меня членом участковой избирательной ко-
миссии. меня уже нохватало. времени
для работы © кружком, и это была пго-
верка хля ребат--справятся ли они. без
меня. Кружок разбили на’ пять бригад,
каждой бригадой руководили наиболее 5пю-
собные из кружковцев. Справилась ребята
Боликолепно. В помещении избирательного
участка они устроили выставку, выпусти-
ли стенгазету «Рукодельница», На выстаз-
ъе было представлено 108 лучших работ,
Теперь у ребят уже есть вожатая Шеля
Сафронова и ‘большой актив домохозяек —
Николаюнкова, Ронкина, Яльцева, Волкова
и другие. Недавно нас пригласили. принять
Участие в районной олимпиаде .хулоко-
ственной самодеятельности. Кружок пок&-
зал лучшие свои работы и получил первую
премию. Через несколько дней мы узнали,
что наш присудиля первую премию и на
тороледой. олимпиале-почетную  трамоту
торсовета и деньги. , РЯ
На выставках ‘наш кружох обычно xna-
лят, женщины записывают мой адрес, что
бы притти и поемотреть, ках мы работаем.
Организовать детей во дворе — большое,
важное дело. Но почему же до сих. пр
У нас еще так мало домохозяек занято
этим? Sheree
Необходимо начать пгирохое движалие
общественниц, домохозяек, направленное. к
лучшему воспитанию детей. В каждом 10-
ме есть точно такие же возможности, - гак
и в нашем. И рукодельный кружок, ко-
нечно, не единственный, который можно
организовать в домах. нас, например,
обязательно надо организовать кружки
шахматистов, моделистов и другие, потому
что дети интересуются но одной только
вышивкой, а Клубы пионеров и школы не
могут охватить всех ребят внешкольной
работой. НИ
Я обращаюсь ко воем  домохозяйкам:
приомотритесь, чем заняты дети во лво0е,
организуйте их, помогите нашей партии
воспитывать детей в коммунистическом
духе. Ваш. труд окупится сторицею. г...
За свою работу в кружке я получила
лучшую награду -=— любовь и уважение лв-

тей. : uz
1’. Домохозяйка Е. ГОЛУБЦОВА:
Иваново. err

УЧАЩИХСЯ ОТРЫВАЮТ ОТ ШКОЛЫ

В поселке Чернорамениа Балахнинекого
района есть клуб торфяников имени Ди-
митрова. Товарищи, руководящие клубом,
довольно странно понимают свою роль в
руководстве детокой самодеятельностью.

Учащиеся, состоящие в’ клубном драм-
кружке, превращены в каких-то кочую-
щих артистов. Они раз’езжают CO своими
постановками по всем участкам «Гидро-
торфа», часто возвращаются домой далеко
за полночь. Кстати, репертуар этих дет-
свих постановок — далеко не детский.
Школьники ставят, например, пьесу Арбу-
зова «Таня». к iz

В вознаграждение за такую «артисти-
ческую деятельность» ребята получают
контрамарки на просмотры всех кинокар-
тин и клубных спектаклей. Их, например,
пригласили на новогодний бал-маскарад,
длившийся до самого утра.

Духовой оркестр клуба почти сплошь
состоит из школьников. Оркестр играет на
всех клубных вечерах и постановках, a
они, как правило, начинаются не ранее
половины десятого вечера. В качестве ком-
пёнсации юные музыканты тоже получают
бесплатные контрамарки.

Удивительно ли, что эти школьники’ от-
стают в учебе. Впрочем, это нимало не
волнует руководителей клуба. Недавно
произошел такой случай. В 11 часов. ве-
чера я встретил в клубе ученика JV клас-
‘са и попросил его уйти домой. Но тут в
разговор вмешался руководитель духового
оркестра: 5 yak аи

— Uro Bn, Kyla вы ero отеылаете?
Ведь это мой музыкант, он обязан играть
во время антравтов! ane

Так я и не смог добиться, чтобы один-
надцатилетний мальчик ушел домой; ‘зоне
работал в клубе в то время, как 8 поЯа-
гается спать. .   Sh ek

Фажт этот — не исключение, а. правило
в клубе имени Димитрова. Родители и-пе-
дагоги возмущаются подобными явлениями,
но вое остается по-старому. Удивительно,
что председатель правления клуба комсо-
молка тов. Миридонова культивирует такое
возмутительное отношение к детям, поощ-
ряет отрыв их от школы. .

К. АНАНИЧЕВ,
директор средней школы № 10. ^
Горьковская область. Е

ДОРОГА СЛАВЫ.

Как мать принимает своих сыновей, как
Хвушка встречает любимого, так раскрыла
тия родина пятнадцати богатырям, пят-
HIT славным седовцам.

Весь путь героев — от льдов ПШлицбер-
TeHa до триумфального в’езда в Времль—
9 водикое, незабываемое шествие самой
беды, самюй Славы. Это’— дорога про-
«ых совотеких людей, исполнивших свой
лот, как подобает большевикам. Они дрэй-
Фи и не сдрейфили. Они победили
Арктику. Они исполнили наказ товарища
Сталина, и теперь пятнадцать героев че-
ствует гордая их победой страна.

deem десяток дней назад «И. Сталин»
ввел «Седова» в холодный Айсфиорл. Лег-
№ ломая тонкую пленку молодого, недав-
Но схватившетося льда, корабли шли к Ба-
енцбургу. Мимо плыли силуэты заснежен-
ных остроконечных гор. Вот и Грингарбур.

Эй уютной, закрытой бухте седовцев
дали горняки-стахановцы = заполярной
кочегарки, :

«И, Сталин» убрал буксир. «Седов»,
няв призетственные флаги, самостоя-
тельно двинулся к расцвеченной празднич-
ЗЫХи огоньками пристани. Давно, еще ла-
1еко в бухте мы вилели на ней сплошную
человеческую стену... х

— Ура мрюях! Ура великому Сталину! -—
Трянуло ‘навстречу легендарному кораблю.

«Седов». пришвартовалея к причалам
Барюнибурга,

— Умль есть, —рапортовали горняки. —
Ы стали па стахановские вахты имени
зашего дрейфа. Лучшие бригады — Шалае-
ва, Герасименко, Мовчана — сейчас дают
на-гора влвое больше угля, чем предусма-
Тризают нормы. Уголех есть, товарищи,
берите. Ролные наши! Ну что, всё живы,
Ве здоровы, вое хорошо?..
_ Мурманск. Столица Советском  Затю-
Лярья ветретила своих избранников —— де-
Путалов областного и городекого Советов.

eM пятнадцати, чья силы, упорство, во-
1я были испытаны в ледовой борьбе, из-

биратели ¢ радостью доверили почетные
посты в органах советской власти, впер-
вые избранных ими на основе Сталинской
Конституции.

) Седовцам вручают манлаты депутатов.
Пионеры надевают им на шело алые косын-
ки. Девушки подносят букеты цветов. Их
приглашают на завод, на бывшие избира-
тельные участки, в техникум, школы... В
каждом ломе, каждой квартире рады при-
нять дорогих гостей...

— Ты вель наш, мурманский, оставай-
ся!-—говорят друзья Ефрему Гаманкову.—
Ну, на немного, на два дня!

Но Ленинград уже торопит выхох по-
езда. Город Ленина ждет отважных. И уже
не «мурманский» Гаманков, не  «архан-
тельский» Токарев, не «ленинградские»
Недзвецкий и Буйницкий. Они принадле-
жат ролине, всем её селам и. городам, всем
станциям, раз’ездам, полустанкам.

Мчится поезд. Он пролетает среди сугр-
бов. елей в снегу, каменистых бугров (0-
роки и бесконечных петрозавохских болот.
На каждой станции — люди. Они ветреча-
ют нас еще у семафора, бегут з& поездом
тю путям, стараясь разглядеть в морозных,
заинлевевших окнах Патанина, Бадигина.
На каждой станции, где на минутку маши-
нист приостановит скорый бег, площадки
окружают человеческие толпы. Машут
красными галстуками пионеры. Люди вы-
соко поднимают портрелы седовцез, укреп-
ленные Ha шестах. и ветер въет, по-
лошет перед окнами вагонов кумачовые
полотна ‘со словами привета и любви.

Чло-из того, что Ваня Гетман с трудом
узнает себя в молодом пареньке с боль-
шим красноармейским шлемом, — таким
изображен он на большинстве портретов.
Что из того, что доктор Соболевский толь-
ко по подписи под портретом определяет
свое место в. кругу друзей, —время и ма-
лоопытные художники одинаково потруди-
лись нал тем, чтобы сходство героев с их
портретами, нарисованными © фотокарто-

чек, оставленных на Большой Земле мно-
го лет назад, оказалось довольно малым...
Не в этом дело! Гетман видит, 910 изо-
бражение Молодого паренька в красноар-
мейском шлеме школьники увили вырезан-
ными из бумаги цветами, доктор Соболев-
ский различает свой портрет, который под-
нимает над головой пожилой колхозник, и
у них невольно подступают к горлу слезы
счастья, признательности и любви...

Как коротки наши стоянки, кок хочет-
ся не две минуты, а два часа, целый
день провёети на каждой остановке! Но
нас торопит Ленинград, нас ждет, Москва!

Й снова короткий гудок, снова поезд
срывается 6 места; ‚набирая скорость, он
проходит сплошным коридором из челове-
ческих тел. Кончается станция, но еще
долго по сторонам за составом бегут груп-
пы лыжников в белых фуфайках...

Идель. Медные звуки оркестра. ударяют
в распахнутую дверь. Из вагона наружу
‘вырываются клубы: морозного пара. Здесь
много холоднее, чем в Мурманске, чем в
Баренцбурге, чем там, где встретились ча-
ши корабли. На площадке вагона n0-
является доктор Соболевский. Он говорит
о дрейфе, о научных работах, о, тяжелых
авралах во льду и 0 знаменитом горохе,
носителе витамина «С», который он про-
рашивал в каюте между двумя компрес-
сами.

И каждого слова Соболевекого жадно
ждут железнодорожники, школьники. Вот
он кончает. Старший весовщик Егоров or-
вёчает ему от имени коллектива малень-
Кой станции Илель, от имени всего наро-
да. Он волнубтся, путает много раз. пе-
ред встречей повторенные слова, но его по-
нимает каждый. И от всего сердиа, от
всей души с платформы вслед ‘уходящему
поезду несется:

— Героям-седовцам слава!

— Ура товарищу Сталину!

Станция Сегежа. Здесь от имёни всех
седовцев держат речь Полянский и Merep.
«Снова установлена «круглосуточная вах-

та», шутят седовцы.—Вак’ на ‘корабле!».
Это—вахта почета, вахта славы,

Вот и Ленинград. Седовцы не вышли,
их буквально вынесли из вагона об’ятия
толпы. Так, порой ке ощущая под ногами
земли, они совершают и путь к машинам.

`— Оказывается, снова в дрейфе!м—
смеясь. кричит Ефремову капитан.
сжатие — так сжатие! — Bot-
клицает Иван Дмитриевич Шапанин.

Но что делать, если еще ¢ расевета
прилегающие к вокзалу улицы заполнили
десятки тысяч людей. Говорят, что 1 фев-
раля резко понизилась посещаемость рас-
положенных в этом районе школ... Разве
можно винить ребятишек, которые не емог-
ли оторвать своих глаз от трибуны, укра-
шенной разноцветными морокими флажжа-
ми, разве можно сердиться на то, что всем,
решительно всем, хоть одним глазком за-
хотелось взглянуть на героев?

Й сразу же после завтрака седовцы раз’-
ехались тю фабрикам, заводам, отправи-
лись в учебные заведения—ко воем.

Гидрограф Буйницкий и кочегар Гет-
ман — в Высшее военно-морское  гидро-
графическое училище имени Орджоникилзе.
Молодые моряки долго не лают овоим ‘го-
CTAM начать речь: гремит оркестр, крас-
нофлотцы стоя приветствуют отважных.

Наконец, утихает буря оващий. Облоко-
тиритись» на трибуну, Виктор Буйницкий
начинает свой расеказ. Он во всех подроб-
ностях разбирает сложный комплекс науч-
ных работ, проводившихся на’ «Сёдове».
Будущим военным гизрографам это 000-
бенно интересно. Но после этого Буйнип-
кий говорит и о всей жизни, © быте ко-
рабля. : un

— Лво crpamubte болезни, бич всех
полярных экспелиций былых времен, мы
знали только по книгам,— заявляет он,—
это цынга и склока. Цынги не могло быть
там, где дороже всего на свете ценятся
злоровье, жизнь людей, & склока никогла
не может угрожать советокому колаек-
THBY. 5

Долгими аплодисментами . все моряки
присоединяются к’его словам.

Буйницкюий уступает место Гетману. За-
таив дыхание, слушают краснофлотцы ето

расеказ о ледовом доке, в котором был ис-
правлен исковерканный руль, об аврале в
кочегарке, 0 спуске водолазов за борт...

Никто неё заметил; как пролетели два
часа. Нало прощаться — седовцев ждут ра-
бочие «Электросилы»: и

‚Вуйницкий и Гетман обходят цехи. Их
встречают аплодисментами. На секунду
отбрвавшись эт станка, люди провожают
тёроев восторженными тлазами. Вот Гетма-
ну горячо пожимает руку старейший рабо-
чий «Электросилы», стахановец-о К
Mypames.

-— С приездом, родные! — восклицает он.
” Настройщина Евдокия Кирилловна Op-
лова, расталкивая окружавших  сёдовцев
людей, пробирается на самую середину.

— Го они, ‘ге они? — салтивает
она.— Позвольте, дайте пройти!

Евдокия Кирилловна обнимает Буйниц
Koro.

— Дай я тебя поцелую, сыночек ты
molil—rosopuT онз, и радостные слезы бе-
гут по ее лицу. — Так мы все ждали, все
радио слушали: вот приедут, вот скоро
приедут... Ну, тёперь вы дома, родные, лю-
бимые мои! ре

Митинг собирается в громадном новом
корпусе отдела среднего машиностроения.
Здесь сосредоточено несколько пехов. До
шести тысяч человек заполнило просторные
пролеты ‘корпуса. Й потом все они, не вы-
пуская седовцев из круга, идут вместе с
ними к машинам.

Но ближе всех к дорогим гостям-—детво-
ра. Ребятишки уцепились за руки, держат
Буйницкого з& пальто, захватили обе руки.
Гетмана и не позволяют селовцам прохо-
дить вперед. :

— Вы к нам в школу придете?—епра-
шивают они.—Придете к нам в школу,
взаправду, да?

— А как вы учитесь? — спрашивает
Гетман.

— Отлично!—огвечает ему хор детских
голосов.—Придете? Py

— Нало притти,——сдается Буйницкий.

— Значит, школа номер...

— Номер десять!—кричат со всех сто-
рон.
— Й номер один, дяденьки, и номер

ча, обращается к седовцам белобрысый,
маленький пионер. о АМ
Они придут, ребята! Они непременно
придут ко всем, раз они уже. дома, “C Hawy,
на родиню. Ser tad
Вечером—в Смольный. Селовцев принял
руководитель ленингралских большевиков,
верный соратник товарища  Сталина-=-
Андрей „Александрович Жданов. И
..Глубокой ночью от перрона  Москов-
ского вокзала отошел знакомый состав. о-
следний участок путина Москву! Сюда,
в столицу мира, ведут все дороги советских
ен Сюдз ведут пути славы, маршруты
побед.
И снова мелькают” за окнами. ровные,
одетые снегом поля, одинокие ели и густыю
леса. Снова море’ знамен, буря привет-
ствий, оркестры и радостные крики. г.
Бологое, Калинин, Клин... ИУ
Последние, уже самые последние Кило-
метры великого пути, что начался 23’ октя-
бря 1937 года у маленького острова’ Бель“
ковского, на севере моря Лаптевых, -ерели
тяжелых льдов. ‘ в
Вы дома, товарищи! Уже совсем, окон
чательно дома! Вот ‘и Подеолнечная, Хим-
ки, Ховрино. В
Взлетев на виадук, поезд стрелой. перея
сежает замерзшую гладь канала Москва
Волга. Видите его, товарищи? i
-— Бадигин, Трофимов, Шарытов, Бу
Торин, ” смотрите Ha  МоскоРекое” мора!
И так ощутимо, реально, явно, все’бти-
же и ближе подходит Москва. Москва-=ото-
лица мира, лучший город лучшей на  све-
те страны. Она вбегха была с вами, ве го-
payee дыхание  хостигало  дрейфующих
льдов. 3% восемьдесят шестой параляелью
вы слышали” бой кремлевских часов. Туда,
в холодную Арктику, к вам трижды при
шли огненные слова сталинского привет&.
Вам желал успеха товарищ. Сталине
его именем непобелимы большевики! 7
Последние километры, последние иину-
ты... Москва! г
Кремль! Встреча со Сталиным! ^^^”
В. ИОРДАНСКИЙ.
Баренцбург— Мурманск, м
Ленинград—Москва;