В. БОТОВ

Секретарь Воронежского обкома ВКП(б)

БОЛЬШЕВИСТСКУЮ

„’ ПОМОЩЬ

Сейчас, когда после ХУШ с’езда ВЕП(б)
прошло уже значительное время, особенно
видны глубокие изменения в существе
комсомольской работы.

Ленинско-Сталинский комсомол развер-
нул разнобтороннюю государственную дея-
тельность, активно помогая партии в
решении важнейших вопросов строитель-
ства -коммунистического общества. Вырос
авторитет комсомола, укрепились его твор-
ческие силы. Эти перемены наглядно вид-
ны ив ‘Воронежской организации комсомо-
ла, принимающей энергичное участие 30
всей жизни области. :

Можно привести много примеров, пока-
зывающих инициативу комсомольцев, их
горячее стремление осуществить задачи,
поставленные ХУШ с’ездом ВЕП(б), оправ-
дать высокое доверие партии.

Волхозники области поддержали заме-
чательное движение стопудовиков, начатое
мололыми бригадирами Сталинградской 00-
ласти. Инициатива в этом принадлежит
комсомольскому звену секретаря первичной
организации ВЛЕСМ колхоза «Ударник»
тов. Заико. Широко применяя последние
достижения агротехники, молодежное звено
собрало по 18,7 центнера пшеницы с гек-
тара. ‚

Следуя этому примеру, колхоз «Kpac-
ный герой» OcrporomcKoro района, в0з-
тлавляемый комсомольцем Байдиковым, не-
смотря.на небладоприятные климатические
условия; собрал © гектара п 156 пудов
шпеницы.

В начале прошлого года молодые пал-
риотки нашей родины, депутаты Bepxos-
ного Совета СССР тт. Ангелина, Ковардак
и Бахолдина обратились с призывом под-
тотовить 100 тысяч женщин-тракториеток,
без отрыва от производетва.

Призыв этот нашел торячий отклик В
Воронежской области. Однако первое вре-
ия развертыванию лвижения патриоток не
солействовали земельные органы, а K0e-
тле и комсомольские организации не поня-
ли значения этого призыва. После вмеша-
тельства ЦК ВЛЕСМ положение измени-
лось. Областная комсомольская организа-
ция при поддержке обкома ВКП(б) приня-
ла лейственные ‘меры, обеспечивающие
нормальную подготовку трактористок. Сей-
час в кружках занимается свыше трех с
половиной тысяч женшин. Боле» 600 трак-
тористок уже сдали испытания и получили
право управлять малпиной. Колхозная де-
ревня обогатилась новыми кадрами спе-
циалисток.

Стахановской работой на полях комсо-
мольцы завоевали авторитет колхозников.
65 комсомольпев вылвинуты председателя-
ми колхозов, 500 товарищей — заведую-
щими животноводческими фермами.

Активная государственная деятельность
оказала огромное влияние на рост кадров,
их выдвижение. Можно назвать десятки и
сотни членов ВЛАСМ, заслуженно выдви-
нутых за послелнее время на руководя-
щую работу. Предселалелем  Медловского
сельсовета недавно была избрана Клавдия
Афанасьева. Этот сельсовет стал одним из
лучших в районе. Финансовый план сель-
совет выполнил досрочно. Полностью вы-
полнили °свои обязательства перел госу-
дарством и весе колхозы, находящиеся на
территории” сельсовета. .

Сокретарь Архангельского райкома
ВЛЕСМ тов. Савин избран председателем
райисполкома. Бывший секретарь Садлов-
ского райкома комсомола тов. Костенко ра-
ботает секретарем Верхне-Хавского райко-
ма ВКП(б). .

Но в деятельности воронежекой комсо-
мольской организажии есть. серьезнейшие
недостатки, заслуживающие самой резкой
критики и требующие немелленного испра-
вления. Прежде всего это относится к ра-
боте комсомола в школе.

Во многих школах области низка ‘успе-
ваемость, слаба дисциплина, есть случаи
хулиганского отношения к учителям. В
воронежекой школе № 33 успеваемость
за первое полугодие составила веего-на-
все .53 процента. Но и. эта тревожная
цифра не заставила никого из комеомоль-
ских руководителей заинтересоваться п9-
ложением дел в школе. Комсомольские ор-
ганизации до последнего времени считали
возможным не обращать внимания на эти
порочные явления. В Избиенской непол-
ной средней школе Велугского района ус-

‘певаемость составляет лишь 78 процентов.

Х пленум ЦК ВЛЕСМ, созванный по
инициативе Центрального Комитета пар-
тии, потребовал поворота к школе ‘веего
комсомола. Это  жизненно-необходимое
большевистекое решение подняло широкие
массы учительства и учащихся вместе с.
комсомолом на борьбу за» высокую  успе-
ваемость и образцовую диспиплину.

Решения пленума оказали огромное
влияние на воспитательную деятельность
комсомола. Они подняли массы учитель-
ства, заставили комсомольские  организа-
ции глубже вникнуть в школьную жизнь.

Воробъевская средняя школа за пюслед-
нее время благодаря дружной работ ком-
сомольцев с педагогическим коллективом
добилась повышения успеваемости. Здесь
организована взаимная товарищеская по-
MOIS отстающим ученикам, проводятся
дополнительные занятия и консультации.
Комсомольцы позаботились о досуге уча-
пихея. Созданы драматический, хоровой,
литературный, шахматный и оборонный
кружки. Из 111 комсомольцев этой школы
102 учатея на «хорошо» и «отлично».

То же можно сказать и о борисоглебской
пестой- средней школе. Совсем недавно
злесь было 150 неуспевающих учеников.
Теперь эта цифра резко сократилась.

Правда, далеко не все комсомольские
организации  перестраивают свою работу
в соответствии с решениями Х пленума.
Кое-где еще существует нетерпимая  мед-
лительность. Люди чего-то ждут. Некото-
рые райкомы партии мирятся с этим по-
ложением, не поправляют организации,
оставаясь в стороне от руководства этим
важнейшим участком комсомольской дея-
тельности.

Козловский, Водопьяновский, Грибанов-
ский райкомы партии не обсуждают на
бюро вопросы работы школы. В Водопья-
HOBCKOM районе во-время не позаботились
6 завозе топлива, в результате в некото-
рых школах были срывы занятий.

Рял партийных организаций Воронеж-
ской области еше слабо помогает комсо-
молу пю-большевистеки перестроить рабо-
ту в школе.

Воронежский горком комсомола даже
после Х пленума ЦК ВЛКСМ плохо руко-
водит школьными комсомольскими органи-
зациями, не интересуется вопросами успе-
ваемости и дисциплины учащихся. Ничего
не сделал горком для того, чтобы комео-
мольские организации заводов. по-настоя-
щему помогали школе.

В нашей стране созданы все условия
для внедрения всеобщего семилетнего обра-
зования в селах. Между тем, по данным

только десяти районов Воронежекой обла-
сти, не посещают школы 4.990 детей.

Школа — важнейшее государственное
учреждение. Забога о ней есть забота о
коммунистическом воспитании подрастаю-
щего поколения, забота о будущем нашей
страны.

Областной комитет партии и все пар-
тийные организации области окажут ком-
сомолу всемерную помощь в важнейшем
государственном деле — под’еме советской
школы.

Лекторий для комсомольского актива

БАРНАУЛ, 3 февраля. (По телеграфу
от нашего корреспондента). В городе орга-
низован лекторий для комсомольского ак-
тива. 120 слушателей — секретари’ пер-
вичных организаций ВЛКСМ, работники
райкомов, горкома и крайкома комсомола.

Уже прочитано восемь лекций. Две лек-
ции были посвящены работах ‘Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм» и
Сталина «Марксизм и национальный во-
прое».

‚ Депутат Верховного Совета СССР академик Н. В. Цицин на-днях приезжал в
Сибирский научно-исследовательский институт зернового хозяйства в Омск для
ознакомления с новыми работами по пшенично-пырейным гибридам. На снимке:
тов. Цицин беседует со. своими воспитанниками—аспирантами института о выпол-
нении ими диссертационных работ по пшенично-пырейным гибридам. Слева на-

право: комсомолец-аспирант Ф. И. ГЕРАСИМЕНКО,

академик Н. В. ЦИЦИН

и аспирант Г. Ш. ЕНИКЕЕВ.
< хх < ®х >

ГОТОВИТЬ ТРАКТОРИСТОК!

На полях нашего края работает более
500 девушек-трактористок. Они в совер-
шенстве владеют новой сложной техникой
сельского хозяйства. Многие трактористки
прославили себя замечательным стаханов-
ским трудом. В Корфовекой МТС Тамбов-
ского района третий год’ держит ‘первен-
ство двадпатилетняя комсомолка Екатерина
Кочкина. Она-—участница Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставки. Молодая пат-
риотка избрана депутатом Тамбовского’ рай-
онного Совета.

«На трактор, девушки!» — этот клич бы-
‘стро облетел все’наши колхозы, совхозы
и МТС, нашел горячий отклик у молодых
дальневоеточниц. Крайком ВЛЕСМ решил
тогда подготовить. 810 траклористок, но в
кружки записалось 1.500 девупек.

Тде ‘комсомольские руковолители оцени-
ли политический смыел и важность этого
замечательного движения, там без шума и
трескотни организовали ‘учебу, продумали
все до мелочей, там имеются хорошие pe-
зультаты. Примером является Ивановский
райком ВЛЕСМ Амурской области (секре-
тафь райкома Елена Стогний). Здесь, в Ер-
ковецкой МТС, 22 девушки уже закончили
учебу и получили право на вождение трак-
тора. Колхозницы артели «Красный пар-
тизан» Пелагея Степанина и Дарья Л0-
Mako хоропю работали в пюолеводческой
бригаде. Они давно мечтали стать тракто-
ристками. Теперь их желание осуществи-
лось. Подруги изучили малпину Ha «отлич-
но». На Сахалине обучаются тракторному
делу 35,.а на Камчатке—113 молодых
KOUXO3HHIL.

Но все же многие комсомольские органи-
зации края плохо выполняют‘ свои обяза-
тельства. Достаточно сказать, что из по-
лутора тысяч девушек, пожелавитих учить-
ся, занимаются только 750. Некоторые
комсомольские работники недооценили зна-
чения подготовки трактористок, отделались
пустыми разговорами, декларациями.

Секретарь обкома ВЛКСМ Еврейской ав-
тономной ‘области тов. Стычков ховольно
много говорил о том, чтобы девушки овла-
дели трактором. О0бком комсомола обязался

Фото М. АНАНЬИНА.

и

«ПОСТЛОТРИТЕ

От корреспондент

— Агитация у нас идет хоропю!
— Много ли комоомольтев работает

агитаторами на бывших избирательных

участках?

— Точно не скажу. Впрочем, посмотри-

те мою доклалную записку. В ней все из-
ложено...
На столе появляется 0б’емистый трут,
именуемый «докладной затиской». В нем
много написаню о мнимых успехах в аги-
тации и слишком мало фактов о живой
работе комсомольцев. ‚

— Есть у наз замечательные агитато-
ры. Сейчас назову их фамилии, — сказал
Кандауров и вышел в соседний кабинет.
Оттула послышался его звонкий голос:

— Алло! Сулоремонтный? Шевченко?
Сейчас же сообщи фамилий лучших аги-
таторов! ]

Через несколько минут секретарь 1
пропаганле возвратился:

— Bam фамилии агитаторов? Пожалуй-
ста! Они у меня всогта в блокноте (?!).
Запишите: товарищи Качан, Попков, Ду-
пин. Вы без труда найдете их в первом
цехе сулоремонтного завода. Исключитель-
ные ребята!

У секретаря горкома комсомола нехва-
тило мужества признаться, что он не знает,
каж идет агитационная работа среди насе-

организовать учебу 155 девушек, но фак-   ления. Лучшие агитаторы города ему не-
тически здесь занимались только 63 чело- знакомы. А названные им товарищи ни

века. А обучено тракторному делу... двое!
Эт— результат бездушного отношения ком-

разу не были после выборов в общежитиях
рабочих

сомольского руководства к важнейшему   В торком пришел  секретазь комитета

государственному делу. Бурейский райком   тузуеомола,

сулоремонтного завола тов.

ВЛЕСМ Амурской области сообщил в свод-   Шевченко. Кандауров встретил его недру-
ке, что 87 девушек якобы обучаются трак-   желюбно:

торному делу. При проверке оказалось, что

— Что же ты мне очки втер? Люди-то,

там учится только 40 человек. Свободнен-   которых ты мне рекомендовал, оказывает-
ский райком послал сводку 0б учебе 65 сл, не работают!

мюлюдых колхозниц. На самом же деле уче-

Как? — удивился Шевченко.— Мне

ба в районе совершенно не была организо- же комсорг цеха Розман сообщил, что они

вана.

Сильно тормозит подготовку трактори-
сток отсутствие необходимой помоши и
внимания со, стороны директоров МТС и
совхозов. Восточном совхозе Амурской
области девушки не освобождаются от
работы на часы занятий кружка. В Биро-
биджанской МТС бесконечно меняются ру-
ководители кружка, для занятий нет по-
мещения, учебников, бумаги. Одиннадцать
девушек Серебрянокой МТС Свободненского
района из’явили желание изучать малгину,
но директор МТС не выделил руководителя,
и занятий до последнем времени не было.

Совершенно в стороне от подготовки
трактористок стоят многие земельные от-
делы. Плохой пример в этом отношении по-
казывает краевой эемотдел. Злесь не толь-
ко не оказывают помоши МТС и колхозам,

Налии успехи были бы значительными,
если бы краевой комитет комсомола во-

время потребовал от комсомольских орга-   ТОРами являются

низаций боевого выполнения обязательств,
постоянно проверял, как реализуются наши
решения.

Сейчас ‘крайком комсомола’ исправляет
недостатки, добивается выполнения ука-
заний ЦК ВЛКСМ. Работники крайкома
посланы в колхозы, МТС, совхозы, чтобы
помочь организовать семинары и сдачу ис-
пытаний трактористок.

М. ОРЛОВ,

секретарь Хабаровского краевого
комитета ВЛКСМ,

— НОВАЯ ДОРОГА

От корреспондента «Комсомольской правды» по Винницкой области

Замечательный опыт колхозников Узбе-
кистана и Таджикистана, построивиих Фер-
танский канал, воодушевил  колхозни-
ков и мололежь Дашевекого района Вин
ницкой области.

Дапевский район — один из отдаленных
в области. Отсюда нет хорошей дороги к
областному центру и ближайшей железно-
дорожной станции.

Комсомольцы внесли предложение соеди-
нить шоссейную дорогу и построить такую
дорожную магистраль, которая, пройдя по
территорий пяти районов, ‘связала бы
десятки колхозов с сахарными заводами,

железнодорожными станциями, районными
и облактным центрами.

Тщательно подечитав свои силы и в03-
можности, представители колхозов рейгижи
в 1940 году проложить 10 километров
шоссейной дороги н& территории Дапюв-
ского района.

Строительство дороги началось. В рай-
оне открыто 17 каменоломен, на трассу
вывезены первые 800 кубометров камня.

Начатое по инициативе дашевских ком-
сомольцев строительство дороги становится

Л. ДЯДЕНКО.

‘общеколхозным делом.

работают...

Й вот Кандауров принялся распекать
провинившегося секретаря комитета. Он
предложил ему немелленно взгреть Розма-
на, сейчас же отстранить его от руковол-
ства и даже... изгнать из рядов ВЛЕСМ.

— Только этим мы спасем положе-
ние, — продолжал поучать секретарь гор-
кома.— Пусть на этом примере научатея
остальные комсорги, пусть они поймут, на
какую принципиальную высоту поднимаем
мы вопросы атитащии и пропаганды!

Тов. Кандауров оторвалея от жизни и
первейших своих помощников — ком5о-

Е

`ДОКЛАДНУЮ ЗАПИСКУ.

а «Комсомольской правды» в Комсомольске-на-Амуре

Секретарь Комсомольского горкома
BIKCM no пропаганде тов. Кандауров 1о-
хвалился:

уольских активистов. Оп привык судить
© работе агитколлективов по сводкам, го
торые ‘не соответствуют действительности,

В лни избирательной кампании Koy.

мольцы города ¢ честью  выхрхам
экзамен Ha политическую зрелость,
1.600 членов ВЛЕСМ хорошо вып:

няли почетную обязанность атиталив,
435 товарищей были членеми ‘окрух-
ных и участковых избирательных коми».
сий, 62 комсомольца работали ловереннымх
лицами, Трудящиеся города оказали боль.

ое доверие Ленинско-Сталинскому коме:

молу. Они избрали двух комсомольнев ле
путатами Хабаровского краевого Совета 1
пюстьдесят = депутатами Комсомольском
горовета,.

Чао же предпринял горком ВЛЕСМ для
зактепления агитационной работы по
выборов?

‚— Ро-первых, — перечисляет тов. Кал-
дауров;— мы обсудили итоги агитациоя.
ной работы на заседании бюро горкома и
поиняли фазвернутое решюние; во-вторых,
вопрос о закреплении агитации `обеуждалел
на воех комсомольежих собраниях.

Оказалось, на этом горком ВЛЕСМ и пн
ставил точку, считая свою миссию залов.
ченной. И вот результат: больтиногю
агитаторов прекратило. работу среди пин
ления. На судоремонтном заводе, папр-
мер, из 350 агитаторов только двенадцать
проводят беседы в домах рабочих.

Всю ответственность за бездеятельноль
агитколлективов Кандауров пытается св-
лить на секретарей комитетов и комеоргов,
На самом же леле в этом повинен прежу
всего торком ВЛЕСМ и в первую ое
тов. Кандахуров. .

Комсомольцы-атитаторы ослабили coon
работу не потому, что они утратили ву
в атитации. :

— Мы хотим работать, но не знаку, в
какие дома и общежития итти,— говорят
комсомольцы  сулоремонтного завода тт,
Чернявский и Громов, нал _ ком.
тет решил закрепить за агитаторами во т
лома и кварталы, тде мы р м
время выборов, & другие.

Эта ненужная затея некоторых кохит-
тов ВЛЕСМ внесла путаницу в рабу
агитколлективов, оторвала агитаторов or
прежних участков их работы.

Комсомольск — молодежный город. Здыь
крупнейшая в Хабаровском крае организ-
ция ВЛЕСМ. Руководители горкома ком-
мола должны по-деловому развернуть ат:
талриюнную работу комсомольцев среди нд-

селения.
Ф. КУЛИКОВ.

ДЕВУШКИ ОВЛАДЕВАЮТ ШОФЕРСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ

ОРДЖОНИКИДЗЕ (Северная Осетия), 3  вали при техникуме курсы  девушех-
но и не знают положения дел в районах.   Февраля. (ТАСС). Среди девушек Северной поферов. Такие курсы уже начали рабо-

Осетии развертывается движение за овла-
Jenne шоферской специальностью. Инипиа-
студентки-комсомолки
Орджоникихзевекого горно-металлургиче-
ского техникума. Они первыми организо-

тать при 2 других техникумах, 3 пре-
приятиях и 5 МТС. На них занинаются
без отрыва от производства и учебы 383
девушки.

хх... +

Белостокский горком партии организовал при

10-дн

ках. На снимке:

ЯР

доме партийного просвещения

ые курсы агитаторов, выделенных для работы на избирательных участ-
лектор. Белостокского горкома
К. Г. КУЧЕВСКИИ читает лекцию для агитаторов

КП(б) Белоруссии тов. .

Фото Д. ЧЕРНОВА,

_КОМСОМОЛЬСКИИ БИЛЕТ

Люстры ярко освещают зал © массив-
ными колоннами. Еще недавно в этой ре-
зиленции Львовского воеводства звенели
тенеральские шпоры. Подагрические. стари-
ки, олетые в мундиры петушиной яркости,
разгуливали по блестящему паркету.

& сейчае злесь деловито проходит ком-
сомольское собрание первичной организа-
ции при Львовском обкоме комсомола.

В зале — молодежь фабрик, заводов,
железной лороги.

Начинается прием в комсомол.

Председатель собрания зачитывает ан-
кету, затем об’являет:

— Слово имеет товарищ Глязер.

Со скамьи поднимается девушка и то-
ропливо подходит к столу В напряженной
тишине звучит. ее взволнованный голос.
Мелькают лни, события, эпизоды мужест-
венной жизни...

Дрогобыч. Город нефти, миллионеров и
нищих. Главные улицы имеют приличный
и даже шикарный вил. Дальше, на окраи-
не, ‘тде- лымятся  нефтеперетонные  заво-
ды,  блекнут краски, меньше зелени,
покосившиеся домишки, страшные бараки
безработных.

На одной из таких улиц жила семья
Глязер. Oren — столяр. Один сын —
слесарь. другой — чернорабочий, две 10-
чери — портнихи. Соня Глязер, самая
млалшая в семье, училась в школе.

Как-то вечером Соня возвращалась из
школы. На пороге ее встретила мать.

— Наша соселка уехала в Злочев и
просила тебя ночевать в ее квартире. Вот
она и ключи оставила. \

— Хорошо, мама, — ответила Соня.

Вечером к домику, где жила соседка,
пробирались одинокие фигуры.

Уже лавно подпольный комитет комсо-
мола- искал места, где бы можно было от-
печатать ‘листовки. И вот нашлась квар-
THD.

Собралось человек пять. С тгектографа
быстро слетают прокламации. Соня © по-

другами на красном полотне пишет ло-
зунги.

В утру из калитки, неспеша, по одному
выходят юноши и девушки и, оглянув-
шись по сторонам, исчезают.

Стучат. Bee вскакивают. В полутьме
прячут бумагу, краски.

Тук. тук... hy

— di, nro ram?

Маленькая Соня идет к двери.

— Вто?

— Прошу пани. Полиция!

Ночью их провели по пустынным ули-
aM,

В камере Соня шепчет подруге:
Милая, научи, что мне говорить?
— Ничего, Соня. Надо молчать,
А если будут бить?
— Тоже молчать!

За дверью тяжелые шаги. Щелкает 3a-
мок. Карманный фонарь освещает полуле-
жащие фигуры, испуганные лица, распги-
ренные глаза.

Соня идет по длинному корилору. ЕЙ
страшно. Кажется, что этому пути нет
конца,

— Налево!

Большая комната. Девочка медленно об-
волит © взглядом и видит шефа поли-
ции-—Шульца, атента охранки Букса и
еще кого-то третьего. «Молчать, надо мол-
чать».

Первым заговорил Шульц.

— По чьему заданию
листовки?

Молчание...

— В палки ее!

Соню толкают, рвут ей волосы. Ona
хочет подняться. Кто-то сильно держит ее
плечи. Больно сжимают ноги. Букса, весь
багровый от напряжения, низко  нагиба-
ясь, бьет резиновой палкой. Она очну-
лась. когда ее проносили мимо какой-то
комнаты. У открытой двери лежала подру-

вы печатали

та Сони с разбитым лицом. Из горла
текла кровь.

Что передумала в этот лень Соня Гля-
sep? За эти часы она стала взрослее,
словно прожила rol. Всеми мыслями,
всем сердцем уносилась в далекую Мо-
скву. Как ей хотелось, чтобы в этом
счастливом гороле знали, что есть такая
маленькая Соня, будущая коммунистка,
тотовая отдать жизнь за то, чтобы изба-
вить народ от ненавистных палачей. Ей
хотелось рассказать Кремлю, сколько горя-
‘чих друзей он имеет на свете, готовых
пожертвовать всем ради одного великого
дела — освобождения трудящихся,

Утром снова допрос. Соню не били. За-
то на ее глазах били ни в чем не повин-
ную мать. Шники хотели ценою материн-
ских страданий вырвать у девочки  при-
знание.

Только через пять месяцев она вышла
из. тюрьмы. ‘

С восхищением смотрела на весеннюю

землю, подолгу стояла у деревьев с рас-
пустившимися почками,

Весна. Прикарпатские ‘холмы манили
туманной дымкой. Много перенесла Соня
в эти памятные месяцы. Особенно тяжело
было дома. Мать всячески умоляла ее бро-
сить комсомол, но девочка сопротивля-
лась.

...Замер рабочий Дрогобыч. Не дымят
заводские трубы. На каждой улице уси-
ленные наряды жандармов, на площадях—
соллаты. Дрогобыч бастует. Соне и ее то-
вариму  Владеку поручили  развеши-
вать плакаты,

Брали длинную веревку. С одной ето-
роны прикрепляли плакат, © другой
привязывали камень. Веревку с камнем
перебрасывали несколько раз через теле-
фонные провода. С раюсветом такой плажат
привлекал всеобщее внимание. Снять та-
кой плакат полиции было нелегко.

Однажды, в дождливый вечер Соня и
Владек перебросили веревку через провод

высокого напряжения. Как только камень
‘с веревкой упал на землю, раздался треск,
и весь район погрузился во тьму. Произо-
шло короткое замыкание. Воспользовав-
шись темнотой, они накрепко  замотали
веревку.

Утром собралась огромная толпа рабо-
чих. Красное полотно мерно колыхалось
в воздухе, на нем горели буквы:

«Да здравствует Советский Cowal»:

В разгар забастовки охранка в порядке
«профилактики» арестовала десятки рево-
люционных рабочих. Соня Глязер была
брошена в узкий мокрый каземат. В по-
лусгнившей соломе шуршали крысы, окна
не было, лышать трудно. Только через
двенадцать дней ее выпустили из этой
дыры. Лицо девушки потемнело. Под гла-
зами появились опухоли.

Она идет медленными неуверенными
шагами. И вдруг в одном из переулков
знакомый товарини:

Соня, ты откуда?

Он был доотказа нагружен листовками,
призывавшими рабочих не поддаваться
уговорам. предателей-пепеэсовцев и стойко
держаться против хозяев. Вдвоем они пепе-
ходят от олной. группы рабочих к другой.
Прокламапии быстро расходятся среди за-
бастовщиков. Один ‘из рабочих сказал:
’— Ребята, удирайте, пока не поздно.
Это за вами.

По улице прямо на комеомольцев мча-
лось двое здоровенных жандармов.

Я уже раздала вое, а ты нет. Беги,
& я их задержу, — крикнула Соня това-
рищу.

В ту же минуту кто-то схватил ее за
плечо. Свистки полиции. Крик. Движение
собравшейся толпы.

Так проходили тоды в ожесточенной
борьбе. Не раз сидела Глязер в тюрьме,
ве били, мучили, ей угрожали смертью, но
никогха она не изменила великому делу.
А сейчас ее можно видеть на фабрике
имени Кирова, у папиросниц «Анды», в
клубе рабочей молодежи. Всеми силами
помогает она комсомольской организации
строить новую жизнь.

В зале бывшего Львовского воеводства

было совсем тихо, когда девушка окончи-
ла свой рассказ. Каждому хотелось горячо
пожать ее руку. Соня Глязер принимается
единотлаено в ряды Ленинеко-Сталинского
комсомола,

В их глазах нетриязнь.

Они пристально смотрят друт на друга.

— Здесь частный дом, — говорит жен-
щина в черном.

— Простите, этот дом тенерь принад-
лежит государству. Здесь, кажется, поме-
щается приют. р

Молодая смутлая девушка с тонкими
бровями, в синем. берете и синем пальто
легко обходит монашку и устремляется
в глубь кварциры.

В одной из комнат она застает группу
девочек.

Глаза Марийки Соляк,
строгие,
ками.

— Милые девочки, — сказала она, —
пойдемте в детекий дом. Там у вас будет
много подруг, интересные игры. Будете
учиться музыке, песням, рисованию.

Девчурки собирают свои узелки и ве-
селой гурьбой идут по коридору. Их про-
вожает взглядом, полным тоскливой злобы,
женщина в черном.

На лругой день Марию Соляк навестила
гражданка Моровская — жена сапожни-
ka, нее к советской власти большая
просьба:

— Сами знаете, как жили у нас са-
пожники. Когда было особенно трудно, мы
и отдали свою Елену к монахиням
в приют.

Не вера в бога, а нужда заставила Мо-
ровских отдать свою единственную дочь
в монахини.

— Кома муж получал заказы, я при-
ходила к ним и просила: отлайте мне
дочь. Но монахини угрожали проклятия-
ми, говорили, что я -безбожница.

Моровская вытирает слезы:

— Теперь муж работает, Я хочу взять
девочку из детдома и отдать ее в совет-
скую шкоду.

всегда такие
даже суровые, HCKPATCA  отонь-

Дочь возвращается к родителям,

Марийка Соляк — депутат Народное
Собрания, работает инспектором детских
домов Львовского областного отдела народ
ного образования.

Сейчас приюты, заброшенные и 06ез1-
ленные в панской Полыше, превралцаются
в подлинные культурные детские учрежде-
ния. Целые лни Марийка Соляк провотит
в детских домах. Достает белье, продукты,
помогает найти педагогов.

С молодых лет Марийка Соляк испы-
тала тяжелый удел бедной украинской’
батрачки.

— Я сказала себе,
нельзя.

И вот у ловушки началась повая
жизнь, полная борьбы, лишений, героизма
и глубокой веры в счастье грядущей сво-
боды. Мария Соляк пронесла эту веру
сквозь тюрьмы, пытки, е ней она ла
в первых рядах демонстрантов, но сгиба-
ACh под свистом жандармеких пуль.

В кабинете секретаря Львовского обкома
комсомола силела группа молодежи. Среди
них бойко прыгала забавная левочка лет
четырех. Это была Ярославна — малень-
кая дочь Марии Соляк, родившаяся втюрБ-
ме. С нею Марийка Соляк делила тяжелые
тюремные ночи.

— Мама, покажи, что эю у “Я
такое? .

— На, смотри.

Девочка взяла в руки маленькую кни-
жечку стального цвета. На внутренней
стороне обложки ярко’ горели оттиски двух
орленов. В огненном цвете их были Е
кровь, и борьба, и героизм бесстраиных
сынов гражданской войны, и звуки node
ды, и отблески доменных печей и электро-
станции, и мерная поступь непобедимых
полков Ерасной Армии, и пени, и ВЯ
наша счастливая, горячая жизнь.

То был комсомольский билет, только 979

что так жить

полученный Марией Соляк, —= первый
комсомольский билет, выданный в Львов-
ской области,

А. БУЛГАКОВ.

Львов.

ПВ, ‘То -

ани ие я

ee ОИ

— py oo

=> >

}