`партии пролетариев

‚ перехолит к выяснению BOI

РАБОТА ТОВАРИЩА СТАЛИНА

«КЛАСС ПРОЛЕТАРИЕВ
Й ПАРТИЯ ПРОЛЕТАРИЕВ,

Институт Маркса — Энгельса — Ленина
впервые на русском языке опубликовал две
«har
понимает социалдемократия национальный
вопрос» и «Ёласс пролетариев и партия.
пролетариев» (см. «Большевик» № 23—

ранние работы товарища Сталина:

24, 1939. г.).

Эти выдающиеся документы  большевиз-
ма имеют неоценимое значение для созда-
вия научной биографии товарища Сталина
и вооружения кадров советской интелли-
ленции знанием тероической истории на-

шей партии.
Уже из замечательной

работа товарища Оталина как основопо-

‘`ложника ленинско-искровеких организаций

в Трузии и н% Кавказе. Опубликованные
же на русском языке ‘указанные тениаль-

вые труды молодого Сталина еще раз по-.

казывают ту страстную, глубоко принци-
пиальную илейную борьбу, которую вел
вождь напей партии в начале своей ре-
волюционной деятельности против всех
врагов рабочего класса -—— меньшевиков,
эсеров, анархистов и буржуазных национа-
истов.

Статья товарища Сталина «Класс про-
тетариев и партия. пролетариев» (по Поводу
первого пункта устава партии) написа-
ва в 1904 году на трузинском языке и
опубликована в боевом органе большеви-
ков Закавказья «Борьба пролетариата»
1 (14) января 1905 года.

В период назревания первой русской
‘революции наличие единой, организован-
ной партии рабочего класса было особенно
необходимо. Но образовавшаяся на II c’e3-
де Российская  Социал-Демократическая
Рабочая Партия раскололась Ha две
тгруппы-—на большевиков и меньшевиков.
Тлавные разногласия между этими двумя
фракпиями после П с’езда развернулись
по организационных вопросам. В ряде
статей товарищ Сталин  обосновывал
ленинскую линию ua Il cease ma после
nord. Среди них 060б0е место занимает ‘pa-
бота «Власс пролетариев и партия про-
летариев», в которой товарищ Сталин от-
стзивают организационные идеи больше-
виЗма. :

В этой глубокой по содержанию и логи-
‘чески. стройной статье товарищ Сталин,
защищая  ленинское определение  пер-
вого’ пункта партийного устава, само-
стоятельно разрабатывает важнейшие ор-
танизационные основы партии нового ти-
па. (о всей непреодолимой силой сталин-
ской логики подвергает он уничтожающей
критике мартовокую формулировку первого

’ пункта устава партии.

Товарищ Сталин сперва вскрывает 0б’-
ективную диалеклику тогдалиней россий-
ской действительности и устанавливает
тот бесспорный факт, что «ехиной и неде-

лимой» России не существует».

Царская Россия, с естественно-истори-
ческой неизбежностью пошедшая по капи-
талистическому пути развития, раздели-
лась на два противоположных класса—на
буржуазию и пролетариат. Co вступлени-

„ем на историческую арену этих двух боль-

ших непримиримых друг другу армий пю-
явились и соответствующие руководящие
группы, партии.

Товарищ Сталин устанавливает три от-
личительные особенности партии’ рабочего
класса, как боевого руководителя  собетвен-
ного клакса. _

Партия «..во-первых, должна быть г-
раздо меньше’ класса пролетариев по коли-
честву своих членов; во-вторых, должна
стоять выше класса пролетариев по своей
сознательности ‘и по своему опыту; и,
в-третьих, должна представлять из себя
сплоченную организацию».

Создавая партию нового типа, Ленин и

Сталин требовали органической связи пал-
тии с классом и четких граней между
НИМИ.
Известно, что враждебные марксизму те-
чения-——народники, анархисты, эсеры, —
не признавая первенствующей роли мате-
риальной жизни общества, игнорируя
об’ективные закономерности исторического
развития и впадая в идеализм, приходити
к отрицанию необходимости связи авангар-
да с массой. В этом была одна из причин
их падения. Наоборот, Ленин и Сталин,
в полном соответствии с законами обще-
ственното развития, учили, что связь с
массой —- источник непобедимости пар-
тии, ибо массы, народ творят историю,

Оппортунисты — экономисты, меньше-
вики и прочие. игнорируя  суб’ентивные
факторы в истории, не признавая мобили-
зующей, организующей и преобразующей
роли передовых идей и впадая в вульгар-
ный материализм, принижали значение со-

‘знательного элемента в рабочем движении,

отрицали необходимость соединения социа-
лизма © рабочим движением, стирали гра-

’ ни между партией и классом. В этом бы-
ла одна из причин их падения.

Разоблачая  оппортунистов, Ленин и
Сталин, в полном соответствии с законами
политической борьбы, придавали огромное
значение переловой теории и руководящей

‘роли партии. Раз’ясняя необходимость со-

хранения граней между партией и классом,

товарищ Сталин писал, что «...пока суще-

ствует капиталистический порядок, кото-
рый неизменно сопровождается нищетой и
отеталостью народных масс, — весь про-
летариат не сможет подняться до желатель-
ной сознательности, что, стало быть, не-
обходима группа сознательных руководите-
лей, которая социалистически просвещает
армию пролетариев, объединяют ее и руко-
водит ею во время борьбы».

Ленин и Сталин придавали первосте-
пенное значение ортанизадии, ибо в

‘отличие от буржуазии, которая в своей

борьбе за власть опирается нё созданную
в недрах феодализма экономическую мощь,
пролетариат не имеет иного оружия в борь-
бе за власть, кроме организации.

Вкратце выяснив общую физиономию
хак сознательной,
опытной, пореловой и организованной ча-
сти собственного класса, товарищ Сталин
& 0 мм, ко-
го можно называть членом партии.

Три основных условия членства партия

`вытвинул товарищ Сталин: :
Вз-первых, принятие полностью. партий-
ной программы, тактики и организацион-

para тов. Л. Бе-
рия «Ё вопросу об истории большевист-
ских организаций в Закавказье» известна
татантская практическая и ‘теоретическая

обществ, в  социалисяческое,

Иметь

Сталин подчеркивает, что
занные основы строительства
нового ти — программные,

TLOM партии рабочего класса, не признав

марксистской партии, но и прямо было на-

Н -с езде, голосовав за программу партии,
выступали в то же время против ленинских
революционных принципов создания пар-
тии пролетариата. А что значило принять
революционную программу, программу
борьбы за установление диктатуры проле-
тариата, без признания революционных
форм об’единения и действенных стюсобов
борьбы? Это значило быть марксистом на
словах и предателем революции — на деле.
Учитывая коренную особенность оппорту-
низма — расхождение между словом и де-
лом; ясно проявившееся уже на П. с’езде
партии, товарищ Сталин пишет: «Но до-
статочно ли для члена партин только
принятия партийной протраммы, тактики и
организационных взглялов? Можно ли на-
звать такого человека подлинным фуко-
водителем армий пролетариев? Конечно,
нет!» Разяеняя эту мысль, товарищ
Сталян указывает, что на ‘свете суще-
ствует немало болтунов, которые с Удо-
вольствием «примут» партийную програм-
му, тактику и организационные взгляды,
однако эти люди ни на чт, кроме болтов
ни, не способны. Но партии не нужно пла-
тоничеекое принятие ее взглядов. Только
революционеры, самоотверженно борющие-
ся за претворение в жизнь программных,
тактических и организационных взглядов
партии, могут быть в ее рядах. А дей-
ственную борьбу за осуществление пар-
тийной программы можно вести, только
об’единившись в сплоченную организацию.
«..люди сначала объединяются, сначала
организуются и потом уже идут в б0й»,—
пишет Сталин. Организация ‘удесятеряет
силу каждого члена партии, во стократ
поднимает силу партии в целом. От сте-
пени организации зависит . боеспособность
партии. Отбюда второе условие принадлеж-
нобти к партии — вступление в одну из
партийных организаций. «Лишь тогда, —
пишет товарищ Сталин,-— когда мы вету-
пим в одну из партийных организаций и,
таким образом, наши личные ‘интересы
сольем с интересами партии, — IMS тогда
мы сможем стать членами партии и вме-
сте © тем настоящими руководителями 27-
мии пролетариев». :

Товарищ Сталин учил, что слияние лич-
ных интересов © интересами партии де-
лает партию но сбродом одиночек-болту-
HOB, 2 централизованной организацией, спо-
собной обеспечить единую волю и сохра-
нить единство действий своих членов. 910
было тем более необходимо в тот началь-
ный период развития самостоятельной по-
литической борьбы пролетариата, когда
царское самодержавие всячески старалось
развратить его классовое самосознание, &
российская буржуазия — убить его поли-
тическую самодеятельность и добиться над
ним опеки. В этих условиях «..мы дол-
жны быть ктайне бдительными,— учил
товарищ Сталин,— и не должны забывать,
что наша партия есть крепость, двери ко-

Торой открываются лишь для достойных».

Сталинекое учение о партии как нрепо-
сти и © бдительности было важнейшим
условием строительства партии нового ти-
ла, принципиально отличной от. всех .пар-
тий П Интернационала. На всех этапах
истории большевизма последовательное OCY-
ществление лениноко-сталинской бдитель-
ности обеспечило разгром всех вралов вну-
три нашего общероссийского рабочего дви-
жения и внутри партии, обеслечило побе-
ду и успешное развитие Октябрьской co-
циалистической революции.

Выяснив два необходимых условия ячлен-
ства партии — принятие партийной mpo-
траммы и рабогу в партийной ортаниза-
ции, — товарищ Сталин напоминает и ©
третьем условии, которое обязывает членов
партии оказывать ей материальную по-
мощь,

Разобрав ленинокое определение  пер-
вого пункта устава партии и назвав
Ленина выдающимся теоретиком и практи-
ком революционной = социал-демократии,
товарищ Сталин переходит к ражемотрению
предложенного Мартовым определения
членства партии. = О м

Ленинские пролетарские принципы стро-
ительства партии оказались «узкими» и
«неудобными» для носителей мелкобуржу-
азной распущенности — оппортуниетмв.
Они устами Мартова выдвинули свое опре-
деление, согласно которому ° «членом
РСДРП считается всякий, принимающий
ее программу, поддерживающий партию
материальными средствами и оказывающий
ей регулярное личное содействие под ру-
BOBOICTBOM одной из ee организаций»

Товарищ Сталин разоблачает это опре-
деление, как насквозь оппортунистическое.
Прежде всего у Мартова нет единства всех
необходимых условий членства партии.
В его определении выпущено такое обя-
зательное требование, как участие. в ра-
боте одной из партийных организаций.
Формулировка Мартова широко  откры-
вала оппортунизму двери в партию,
Она открывала свободный ° доступ в
партию всяким случайным, неустойчи-
вым, непролетарским элементам, ° всякому
сочувствующему. — «Немножко знаний,
столько же сочувствия, немного матери-
альной помощи и дело в шляпе, вы имее-
те полное право числиться членом . пал-
тии» — так высмеивает товарищ Сталин
беспринципное и безыдейное определение
Мартова. Товарищ Сталин показывает, что
формулировка Мартова и с другой стороны
создает возможность возникновения оплор-
тунизма в партии. «В определении Мар-
това, как мы знаем, — пишет товарищ
Сталин, — речь идет лишь о принятии

ных взглядов. Лартия, борющаяся за ко-
ренное преобразование капиталистического
Должна
«..свою собственную программу
(ближайшие и конечные цели движения),
слою собственную тажтику (способы борь-
бы) и свой собственный организационный
принципи (форму объединения)». Товарищ
все ука-
партии
такти-
Ческие и организационные — внутренне
и неразрывно связаны. Нельзя быть чле-

единства всех ее основ. Это положение не
‘только обосновывало принципи построения

правлено против меньшевиков, которые на

ных и тактических взглядов необходимо. в
такой же мере, как, и единство их программ-
ных взглядов, Нам скажут, что 06. этом
He говорится и в определении тов. Ленина.
Правильно! Но ведь в определении тов.
Ленина и нет надобности говорить 06
этом! Разве не лоно само собой, что тот,
Ето работает в одной из партийных оргз-
‘низаций и, стало быть, борется вместе с
партией, подчиняется партийной дисцип-
лине, не может следовать какой-либо дру-
той тактике и другим ортанизадионным
принципам, кроме тактики партии и орга-
низационных принципов партии».
:  * * x

Два противоположных определения
членства партии —— Владимира. Ильича
Ленина и Мартова — отражали две р8з-
личные ‘тенденции в. рабочем движении:
пролетареко-революционную и мелкобуржу-
азно-оппортунистическую. Формулировка
Ленина отражала пролетарскую революпи-
онную тенденцию и имела целью создать
единую централизованную партию ‘проле-
тариата, способную поднять массы Ha
борьбу за изменение существующего. кати-
талистического строя. Наоборот, формули-
‘ровка “Мартова, отражая ‘мелкобуржуазно-
оппортунистическую тенденцию, имела
целью создать расплывчатую, неоргализо-
ванную, хвостистскую партию, преклоняю-
щуюся перед стихийностью, не опособную

руководить революционной борьбой mpo-  .

летариата,

Как известно, на П с’езде партии про-
шла формулировка Мартова, что в корне
противоречило остальным = решениям
П с’езда, который закрепил победу марк-
сизма над открытым оппортунизиом «эко-
номистов», образовал Российскую Социал-
Демократическую Рабочую Партию, принял
программу партии и создал ее централь-
ные руководящие органы. Оценивая итоги
работы П с’езда, товарищ Сталин со всей
присущей ему смелостью и принципиалть-

ки Мартова в корне противоречит идейному
и практическому пентрализму, которые за-
вещал П партийный с’езд. «Мы считаем
результатом недомыслия решение второго
партийного съезда, — пишет товарищ
Сталин, — который (съезд) принял ompe-
деление Мартова, и выражаем надежду,
что’ третий партийный съезд несомненно
исправит ошибку второго и примет ‘опре-
деление тов. Ленина». Это предвидение
товарища, Сталина вскоре сбылось; Ш.с’езд
партии принял ленинскую формутировку
первого параграфа устава партии. В под-
готовке) Ш с’езда и ‘победе’ на’ нем ленин-
ских идей отроиную роль сыграла работа,
товарища Сталина «Классе пролетариев и
партия пролетариев». -

В своем труде товарищ Сталин” вокрыл
не только отрицательные стороны работы
П сезда, но и его положительные итоги в
создании партии.

«До сегодняшнего дня,— писал товарищ
Сталин, — наша партия была похожа на
гостеприимную патриархальную семью, ко-
торая готова принять всех сочуветвующих.
Но после того, как наша партия преврати-
лась в централизованную организацию, она
сбросила с себя патриархальный облик и
полностью уподобилась крепости, двери ко-

‘Topo откроются. лишь для достойных».

Однако и после П с’езда меньшевики
всячески старались пробить брешь в этой
крепости. Они усилили свою. разнузланную
пропаганду анархистской недисциилиниро-
ванности и тащили‘ партию назад, к ста-
рой кружковщине ‘и кустарничеству: B
этих условиях, чтобы дать отпор. меньше-
викам и обосновать организационные

`основы большевизма, Ленин в mae 1904

года выпустил в свет свой знаменитый
труд «Шаг. вперед, лва шага. назад». Спу-
стя несколько месяцев, в том же году, не
успев еще ознакомиться с этой книгой
Ленина, на основе одних лишь протоколов
П с’езда, товарищ Сталин написал свою
столь же знаменитую статью «Клас mpo-
Летариев и партия пролетариев», посвя-
щенную центральной задаче рабочего дви-
жения в тот период — разоблачению орга-
низационной распущенности меньшевиков
й обоснованию организационных основ
большевизма.

Мысли и выводы Ленина и Сталина о
партии нового типа. по. существу, а ‘ме-
стами почти буквально, совпадают: о’ пар-
тии, как 0 сознательном, организованном
марксиотском отряде рабочего класса, выс-
шей форме ето организации; о партии, как
воплощении связи передового отряда. pa-
бочего класса с миллионными массами
трудящихся; о единстве программных, так-
тических и ‘организационных ^взтлядов
партии, о централизме и партийной диеци-
Tanne. ;

Так, например, о единстве программных,
партии Ленин в книге «Шаг вперед, два
‘шага назад» писал: «Единство в вопровах
программы и в вопросах тактики есть не-
обхохимое, но еще недостаточное условие
партийного объединения, централизации
партийной работы... Для этого. последнего
необходимо еще единство организации».
Развивая.. самостоятельно ту же мысль,
товарищ, Сталин писал: «Единство про-
граминых, тактических и организационных
взглядов является той почвой, на которой
строится наша партия. Титиь единство этих
взглялов можют объединить членов партии
в одну пентрализованную партию».

Полное совпадение мыслей Ленина и
Сталина. 0б основах партии нового типа
было одним из ярких проявлений той
илейной  общности, на’ которой была осно-
вана великая дружба двух гениев: проле-
тарской революции.

Ленин, и Сталин, выражая твердо и по-
следовательно коренные интересы проле-
тариата и в новых. исторических условиях
классовой борьбы, ведя рабочий класс на
решительный штурм калтитализма, впервые
в истории. марксизма разработали учение
о партии как об основном оружии завоева-
ния диктатуры пролетариата и построения
коммунизма. .

ж + *

Статья товарища Сталина «Ёласс про-
летариев и партия пролетариев» — класси-
ческий документ большевизма, жемчужина
сокровищницы марксизма-ленинизма. Изу-
чение этой работы вооружает наши кадры
партийкых и комсомольских работников

программы, о тактике же и  организа-  знанием истории и теории партии
ции — ни звука, в то время как для   Ленина — Сталина.
единства партии единство  ‘организацион- Ц. СТЕПАНЯН.

ностью указал, что принятие формулиров-

HBIX

Стахановец Тульского машинострои-

тельного завода комсомолец тов. Фи-
липпов, работая на трех фрезерных
станках, выполняет норму на 300—340
процентов. На снимке: Г. ФИЛИППОВ
за работой.

Фото В. КОРОТКОВА.

`” БЕРЕЧЬ
ЦВЕТНЫЕ
МЕТАЛЛЫ

ЦЕННЫЙ ПОЧИН КОМСОМОЛЬЦЕВ
ЗАВОДА «ЭЛЕКТРОСВЕТ»

На московском заводе «Электросвет» ши-.

роко применяются медные и алюминиевые
сплавы. Однако здесь не берегли эти де-
фицитные материалы. Рассыпанная на по-
лу стружка втаптывалась в грязь. Латун-
ные отходы смешивались с алюминиевы-
ми. Складское хозяйство не было приспо-
соблено для хранения стружки и лома. На
заводском дворе в кучах хлама валялись
бракованные детали из цветных металлов.

& этой бесхозяйственности Ha заводе
долгое время относились терпимо. Но вот
комсомольцы решили навести порядок. По
инициативе комсомольцев Главного управ-
ления вторичных пветных металлов завод-
ской комитет ВЛАСМ создал специальную
бригаду, которой поручил организовать
правильный сбор отходов. В цехах были
установлены комсомольские контрольные
посты.

Хорошее начинание ‘ поддержали Фрун-
зенский райком ВЛЕСМ, и заводекая много-
тиражка. На ‘заводе состоялось пкирокое
собрание хозяйственного ‘актива. Вместе с
командирами производства’ в нем приняли
участие подсобные рабочие, уборщицы, ра-
ботники складов. `^

Сейчас во всех цехах установлены ящи-
ки для каждого вида; стружки. Возле стан-
ков появились решетчатые настилы, —
благодаря этому стружка не растаптывает-
ся. На заводском дворе лома цветных ме-
таллов теперь не увидишь. Склады при-
нимают отходы только по весу.

«Завод. «Электросвет» сдает сейчас пол-
ноценную, чистосортную стружку, свобод-

`ную от посторонних примесей и мусора.

Это принесло немалую пользу и самому
заводу. Он получает за каждую тонну Ha

1.000 рублей больше, чем раньше. Самые

скромные, подсчеты показывают, что из-3%
небрежного обращения с отходами‘ цвет-
металлов завод ежегодно терял 10
150 тысяч ‘рублей, а государство — десят-
ки тонн дефицитного сырья:
=: Вюмсомольцы ‚ завода «Электросвет» на-
‚Чали важное дело. Вдумчивый подход и
деятельная  рационализаторекая работа,
несомненно, помогут открыть новые, еще
более эффективные пути экономии пветных
металлов.

Е.` БЕЛКОВСКАЯ, К. ДОБРУСИНА;

T. БУЛАТОВА,

комсомольцы Наркомата цветной

металлургии СССР.

ИВО ВИАСВ НИИ

СИЛА ЛИЧНОГО
ПРИМЕРА

‘Or корреспондента
«Комсомольской правды»
по Тульской области

Однажды секретарь комитета комсомола
шахты № 16 треста «Щекинуголь» Ми-
хаил Воскобойников опросил у статистика:
° — Сколько сегодня выдали на-гора?

— А зачем вам это? — ответил уди-
вленный статистик: — У нас сводками по
добыче интересуется только заведующий
шахтой.

— Н5, а теперь будем и мы интересо-
ваться... .

`Комсомольцы настойчиво начали выяв-
лять причины, мешающие выполнению
плана. На шахте у некоторых работников
сложилось мнение, булто из-за сложных
геологических условий в 3абоях нельзя
применять врубовую машину. Из семи вру-
бовых машин более или менее удовлетво-
рительно работала только одна,

Комсомольцы решили личным примером
доказать, что и на тяжелых участках
можно перевыполнять план. По инициа-
тиве комитета была создана молодежная
бригада навалоотбойщиков, в которую во-
шли лучшие стахановцы. Бригаду послали
на первый’ западный участок лавы 27—
28. Этот. участок был на плохом счету.
Уголь рубили здесь по-старинке — вруч-
ную. Молодые горняки попросили у заведую-
щего шахтой тов. Белякова разрешения при-
менять в этой лаве врубовую машину. На
участок пришел знатный врубмашиниет
Василий Горбунов, награжденный  ме-
далью «3& трудовое отличие». Он помог
молодежи наладить дело. Добыча угля рез-
ко пошла вверх. Уже к концу первого ме-
сяца работы вместо 890 тонн. угля по нор-
ме участок давал на-гора 1.007 тонн.

Бригада быстро добилась значительного
увеличения проходки, Например, Василий
Горбунов за смену подрубывает по 100—
115 метров вместо 50 по норме,

Сейчас, в условиях суровой зимы, кол-
лектив шахты самоотверженно: борется 3a
повышение добычи угля. Комсомольцы уме-
10 закрепляют успехи. В январе шахта
et план на 108,3 процента.

x, Wexnno, B. NACHOBCKMA.

`\ косновенности территории

`тролажи девочек за калым, Многие жечщи-

5 фовраля 1840 г,, № 23 (4511)

В НАРКОМИНДЕЛЕ

3 февраля эетонский посланник г. Рей
посетил Заместителя Народного Комиссара
Иностранных Дел тов; В. Il. Потемкина и
передал ему ноту, содержащую сообщение
о случае обстрела 2 февраля эстонского
самолета советскими военными кораблями,
стоящими в гавани г, Таллина. Усматри-
вая в указанном факте нарушение непри-
Эстонской Рес-
публики, правительство Эстонии поручило
своему посланнику в Москве заявить но-
той протест по этому поводу.

4 февраля os. Шотемкии передал
г. Рею ответную ноту Наркоминдела, изла-
тающую об’яснение упомянутого обстрела
эстонского самолета с советских военных
кораблей. Согласно сообщению командова-

ния Краснознаменного Балтийского флота,
вопреки договоренности с эстонским кома»
дованием, что эстонские самолеты не bys
дут летать над портом Таллина и стоящие
мп в кем советскими военными кораблями,
% февраля в Таллине самолет типа «Буи
столь Бульдог», оказавшийся эстонскии,
уклонился от своего маршрута и несколь
ко раз пролетел над советскими военными
кораблями, которые, приняв его за кио-
странный, дали по нему несколько выстре,
лов зенитной артиллерии,

Констатируя, что в данном случае име.
xo место недоразумение, Советское. Правт-
тельство выразило по этому поводу. свв

сожаление.

МОЛОДЕЖЬ ТАДЖИКИСТАНА
ПРОТИВ ПАРАНДЖИ

Положение женщины-тТаджички в прош-
лом не поддаются описанию. Мало сказать:

она была бесправной. Ее продавали, как
вещь. :
Мирзо Юлдаш Бек-Бий долгое. время

издовалея над всем таджикским населением
в верховьях Пянджа. Силою. он забирал у
дехкан девушек для эмира. У эмира бухар-
ского было 76 жен! ;

Пою приказанию бека” прогестовазитих
против этого дикого произвола таджиков
жестоко избивали нагайками и залем под-
вешивали со связанными на спине руками
Ha дерево, пока Мирзо обедал под тенью
AIMCTBES.

Веками мусульманская религия приви-
вала женщине Востока рабскую  прини-
женность, безропотную покорность.

В. Таджикистане 230 солнечных теплых
дней в году. Но таджичка солнца He вихе-
ла — его украла у нее мусульманская ре-
лигия, покрыв лицо женщины лушной па-
ранджой из конското волоса.

Советская власть уравняла таджичку в
правах с мужчиной, открыла ей двери
фабрик, заводов, учебных заведений. 90
женщин Таджикистана, избраны депутатами
Верховного Совета СССР и. Верховного С9-
вета Таджикской CCP. Более 5.000 акти-
висток. работает секротарями райкомов пар-
тии, председателями кишлачных советов и
колхозов, учительницами, медицинскими
работниками, бригадирами и звеньевыми,
Колхозница-огденоносец Tanrap Шарилова
стала председателем Кулябското райнопол-
кома. Она депутат Верховном Совета СССР,
Орленоносец депутат Верховного Совета
COCP Maerypn Авизова избрана mperce-
дателем Исполнительного Ленин-
абадского’ областного Совета. — Секре-
тарь комитета комсомола колхозы имени
Ленина Korrameroro района  Ашурбиби
Нурмалова вырастила невиданный в Тад-
жикистане урожай хлопка — 103 центне-
pa ¢ гектара. В частях Красной Армии х0-
рошю знают политрука санитарной части
молодую таджичку Зейтуну  Шияггабуди-
нову. В республике—12.000 комсомолок.

Олнако неправильным было бы думать,
что ©’ феодально-байскими пережитками все
уже покончено. Дикие обычаи прошлого
живучи. Еще и по сей день бывают случаи

ны верят гадалкам,` знахарках. ‘Релитиоз-
ные обрялы’ зачастую выполняют жены

‘комсомольцеви даже комсомолкм. В Jenn.
абаде, Ура-Тюбе да и в самом Сталин
абаде можно встретить многих женщин в
парандже.

Муллы и байские последыши оказывают
бешеное сопротивление полному раскрепо-
menu женщин. В 1939 году негодяй
Якубших зверски убил комсомолку Шира-
диеву, критиковавшую мерзавца Ha кол-
хозном собрании за то, что OH заставляет
жену и дочь носить паранджу. Этот фахт,
к сожалению, не единичен.

Паранджа мешают работать. От mee mpo-
исходят глазные заболевания.

Й котла орденоносец Мастури Авизозз
остро поставила вопрос © TOM, YN Mops
окончательно уничтожить паранджу и
издать закон, запрещающий ношение nd
ранджи, молодежь Таджикистана единодут-
но ео поддержала.

Женщины Таджикистана с небывалой
активностью обсужлеют предложение №
стури Авизовой, 300 колхозниц горном
Пенджикента единодушно заявили: «Па-
ранажа не дает возможности женщине
активно включиться в общественную жизнь
страны. Паранджа дает всяким мракобесах
возможность держать женщину в Melly
религии. Просим правительство издать 34-
кон, запрешающий носить паранджу». Тут
же на собрании 20 женщия сбросили с с
бя черную сетку. Болез 250 колхозниц
скинули паранджу после собраний в Ko
хозах имени 8 марта и «Коммунист» Пр
летарского ‘района.

В кишлаке Карамитикар с яркой речью

выступила тов. Алиева.
Паранджа,— говорила она,—— мешать
мне свободно ходить по земле. Я сбросила
ев навсегда. Комсомол помог мне получить
срелнее образование и стать учительницей,
Долой паранджу, оскорбляющую  достоин-
ство свободной женшины Востока!

В напю время, в сталинскую эпоху, жен-
ина Востока равна в’ правах с мужчиной,
Женщины сами ‘сбрасывают ненавистную
паранджу и просят правительство излать
закон, который оградил бы их от протз-
вола отсталых, ‘несознательных мужей к
отцов.

Е их голосу присоединяет свой голос вся

икская молодежь. .
т о у Холми: УРУНОВ,

секретарь’ ЦН ‘комсомола
Таджикистана.

НАКАНУНЕ ХХИ ГОДОВЩИНЫ КРАСНОЙ АРМИИ
И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ СТРЕЛЬБЫ

РЕЛОРУССКИЙ ОСОБЫЙ ВОЕННЫЙ
ОКРУГ, 4 февраля.`(По телефону от на-
шего корреспондента). По почину комсо-
мольцев части, Tie секретарем о бюро
комсомола тов. Данилов, в частях Белорус-
ского 0собого Военного округа ширится
ссциалистическое соревнование за достой-
ную встречу славной годовщины.

Замечательными подарками матери-родине
встречают знаменательный день м0ло-
дые бойцы батареи, которой командует
тов. Цыбульников. На-днях здесь состоя-
лись первые боевые стрельбы. Из. семи
стрелявших красноармейцев шесть вышол-
нили задачу на «отлично» и один на «хо-
рошю». На следующий день сдавался зачет
по тактике. Из 11 человек восемь полу-

ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ
ПОХОДЫ

XAPbROB, 4 февраля. (По телефону от
нашего корреспондента). Трудящиеся Харь-
Кова ежегодно отмечают день Красной Ар-
мии традиционными. военно-спортивными
учениями. В этом году в учениях примет
участие свыше 5.500 членов Осоавиахима.
Они изучат технику длительного перехода
на лыжах и боевые действия пехоты в
зимних условиях. Лыжники будут сдавать
нормы на значок ГТО по новому ком-
плексу.

На районных и заводских стадионах
проходят сейчас соревнования лыжников
и стрелков. Победители соревнований бу-
дут участниками предстоящих учений.

чили оценку «отлично», & остальные —
«хороцю». Впереди идут комсомольцы. По
всем видам боевой и политической подго-
товки они имеют только отличные оценки,

В М№-кой части были проведены лыж
ные переходы. В дистанции на 50 километ-
ров первенство завоевало отделение ко\-
сомольца Хрусталева,

В соревновании пулеметных отделений
первенства добилось отделение комсомольца
Титова. 3a 25 секунд изготовил данные
к стрельбе наводчик, комсомолец Малыхин,
Поражены кемь целей из восьми возможных,

В честь ХХИ годовщины Красной Армия
началась традиционная окружная зимняя
спартакиада.

ДЕНЬ ОБОРОННЫХ
ВИДОВ СПОРТА

ЧЕБОКСАРЫ, 4 февраля. (По телефону
от нашего корреспондента), По’ решению
Чувешекого обкома комсомола и республи-
канского комитета физкультуры и сорта,
с 12 по 24 февраля во вбех palionax pec-
публики проводится день оборонных видов
спорта. Состоятся массовые лыжные к№с-
сы, соревнования по стрельбе, военизирю-
ванные походы, сдача норм. на оборонные
значки. Сотни комсомольцев и молодежи
столицы Чувашии примут участие в воен-
но-тактических учениях за Волгой. В карт-
луевской организации Осоавиахима с03д4*
ются кружки штыкового боя; пранатомет-
YHNOB; «ворошиловских всадников».

хх ®< &х >

ив Aa eae Приволжского военного округа братья Стеценко взяли
тво к годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армин и. Военно-

Морского Флота сдать зачеты на командиров машин
Феодосий Васильевич и Сергей

Иван Васильевич,

На снимке (слева направо):
Васильевич СТЕЦЕНКО,

Фото Н. ФИННИКОВА, (ТАСС

а

\—

я
и
и

oH ott oe — ПАЧЕ, жа 4 & а 5 аз a 4

за + о ©

> tet ыы.

ee

oe ie be ee?

Cl РС eae Se Ses