1 марта 1940

Pa

ТРИ ДНЯ

В ОДНОМ ГОРКОМЕ

3. ЗАМЕТКИ

Дверь открыта настежь. В комнате ни-
хого нет. На окне валяются протоколы

О КУЛЬТУРЕ

— Кое-что читал.
Оказываются, Матвеев больше трех ме-

помсомольского собрания машиностроитель-  сяцев не брал в руки книти. Его багаж
ного завода, совещания комооргмов завода   энаний крайне незначителен. Ему мало что
имени Орджоникидзе. Они покрыты пылью.   говорят имена Шекопира, Гете, Бальзака,

Их, вероятно, никто не читал.

он давно не был в тезлре и кино, не слу-

На столе заведующего оргинструкторским   шал оперы. i

отлелом pasdpocanhl личные листки по

Он откровенно признается: `«Разэговари-

учету кадров; резолюция закрытого комсо- ваю с комсомольпами только по делу».

мольского собрания механического завода,
бланки удостоверений горкомов.

Полдень. Уже два часа, как Постников
старательно составляет форму отчетности
для первичных организаций. Читаем: «Се
кретарю комитета комсомола. ГК ВЛЕСМ
предлогаит дать ло 20 февраля в военный
отдел ГК ВЛИСМ свединия по прилогаемой
форме... Сколько молограмотных...
в организалии комсомольцев изних сколь-
ко членов 000». Хорошо, что машинистка
взяла да потравила ошибки.

Тов. Постников когда-то заведывал от-
делом  атитащии и пропаганды,  сейчаю
возглавляет военный отдел. Он товорит, что
серьезно изучают историю ВЁЛ(б), что
«илет вперед», и не понимает простой ве-
щи: He дликвихируя  малограмотности,
невозможно по-настоящему итти вперед.

На одном из совещаний комсоргов мы
слушали речь Постникова. Он говорил
больше 30 минут. Говорил скучно, decco-
держательно:

—- Тогарищи! Hawa принято соответ-
ствующес репюние и спущено в первич-
ные организаии—вот вам директива (?!).

— Товарищи! Я думаю, что если мы
займемся ликвидалией борьбы с хулиган-
ством, то работа будет на высшей точке
уровня! (?):

Не есть ли это признак неуважения к
хомсомольской зудитории, нежелания по-
думать, поработать над словом, безразли-
Wig к теме речи? «Выступил и ладно».

Мало заниматся овоим самообразовани-
ем, расширением своего кругозора и ADY-
гие горкомовские работники. Заведующий
отделом чета тов. Васин, У которого
остается больше, чем ‘у кото-щибо, сво-
бодного времени, почти ничего He чи-
тает. В отделе школ и пионеров никто
не следит за вновь выходяшей детской ли-
тературой.

Однажды в заведующему оргинструвтор-
ским отделом тов. Матвееву обратились за
советом:

— Скажите, кто бы мог сделать локлад
© творчестве Максима Горького для слуша-
телей курсов трактористок? Вы же знаете
тородекую интеллитенцию.

Матвеев стал перебирать имена инже-
неров, учителей, техников, литературове-
дов, но так ми на ком и не остановился.

— Но этому вопросу вам лучше 0брз-
таткя & Горбалову,—

Матвеев.

«Говорить по делу» — это, по мысли
товарищей из горкома, значит: выявлять
в школе неуспевающих, установить, сколь-

„  60 человек самостоятельно изучает исто-

рию партии, узнать, как комсомольцы BEI-
полняют нормы. А почему бы не справить-
ся у человека о его здоровье, спросить, что
он делает” вечерами дома, посоветовать

СКОЛЬКО   прочесть новую книгу, предложить вожа-

тым отряда новые игры, песни? Разве это
не входит в круг обязанностей комсомоль-
ского работника?

Узкий круг знакомств, отсутствие лич-
HOH связи с комсомольцами—инженералми,
техниками, ‘учителями, стахановцами —
приводят к тому, что торком плохо обве-
пдомлен о нуждах и интересах молодежи
города.

Очевидно, поэтому в торкоме не услы-
шишь споров © книге, о картинах хуложе-
ственной выставки. Не поэтому ли так
редко идут в торком люди поделиться ус-
пехами, потолковать о событиях дня? Впро-
чем, и ‹ теми, кто порой заглядывает сю-
да, беседуют неохотно, лениво. у

В кабинете секретаря горкома — моло-
Rol парень в рабочем костюме. Он пряпел
прямо с и, видимо, устал. Нереши-
тельно оглядывается на свободный стул и
так же нереппительно начинает фазтговор:

-- ee Меня эта работа не
уловлетворяет. Хочу поступить на завод,
получить квалификацию. Посоветуйте,
мно эт® сделать.

— Какое образование?

— Семилетку кончил. Товарищи мой
стали хорошими токзрями, слесарями, а я
BOT истопник.

— Квартира есть?

— Her.

— И не знаю, что сказаль.. Зайди
вечерком.— Секретарь горкома не попросил
товарища сесть, не поинтересовался даже
ето фамилией. :

В торкоме считают мелочью не предло-
жить посетителю стул. Никого не бесто-

PORT, что иные комсомольские работники

ходят небритыми. Никто не слелает заме-

чания тому, кто в коридоре горкома бро-

сит окурок на пол. Уже привыкли, что
на столе секретаря горкома стоит грязный
графин с водой.

Комсомольский работник прежде воето—
воспитатель юношества. К нему идет мо-

Мы ‘поинтересовались, пойдет az aa ory   TCR), У него учится она, получает под-

лекцию сам Матвеев.
— Некогда, знаете.
— А читали вы произведения Горь-

держку, от него ждет она радушного, . веж-
ливого приема.

Культура комсомольского работника

должна. чувствоваться во. всем и. всюду,.

— Да, читал. смутижя Матвеев.-—  Где работает, отдыхает, веселится моло-

«Мать» читал... Вот и вов, пожалуй.
— С какими произведениями Пушжина
вы знакомы?

дежь.
Р. БЕРЛИН,

Ф. КУДРЯВЦЕВА.

«Я—гражданин Советского Союза»

ДРОГОБЫЧ, 29 февраля. (По телефону в прошлом пытался бежать из панской

от нашего корреспондента). Началась вы-
дача населению советских паспортов.
Это—большое, радостное событие в жизни
трудящихся города нефти. Во втором mac-
HOPTHOM отделении городской милиции
` граждане с радостным волнением один за
другим подходят к столу. за получением
паспорта. Получившие elle и еще раз пе-
релистывают страницы паспоргной книж-
ки, внимательно вгляльтваясь в очертания
советского государственного герба.
Начальник отделения тов. Римар вручают
паклюрт худощавому, стройному молодому
человеку в милицейской форме. Его фами-
лия Леперт. Он был освобожден Красной
Армией из тюрьмы. Леперт несколько раз

Польши, мечтал стать гражданином СССР.
Теперь, получив паспорт, Маке Леперт pa-
достно улыбается, и на глазах у ного BE
ступают слезы,

Получает паспорт  рабочий-нефтяних
Иосиф Малинко. Он--украинец и, как ты-
сячи других, был лишен каких бы то ни
было политических и гражданских прав,
Малинко боролся 3& лучшую жизнь и за
это на долгие годы был заточен в каземат,
полвергалея пыткам, гонениям. ;

Получают паспорта юноши и старики.
Они бережно и аккуратно прячут драто-
ценные документы. Люди поздравляют друт
друга и с гордостью произносят: «Я—
граяханин Советского Союза».

bC

Sar

PABA

“=. ae ee

Комсомольский танковый экипаж братьев ТКАЧУК (Киевский особый военный

округ). Слева направо: МИХАИЛ — башенный стрелок,

танка и МОИСЕЙ — мехводитель.

СЕРГЕЙ — командир
Фото И. ШАГИНА и Б. КУДОЯРОВА,

>-> хх хх < >= Om

ДЕСЯТИТЫСЯЧНИКИ

От корреспондента «Комсомольской правды»

‚по Сталинской области

Участок № 3 шахтьь вмепи Димитрова
треста «Краснозрмейскуголь» из месяца в
месяц не выполнял государственной про-
траммы добычи утля. Единственная врубо-
вая машина работала плохо.

Комсомолец Иван Гулак давно знал из
тазет о мировых рекордах врубмашини-
стов-—орденоносца Николая Кретова и Ан-
тона Гуры. На совещании в Центральном
комитете союза угольщиков Гулак позна-
хомился с Гурой. Знатный врубмашинист
подробно рассказал Гулаку о своем методе,
дал много ценных советов молодому това-
рищу.

Приехав домой, Гулак взялся 3a работу
по-новому. Раньше на одной врубовке ра-
ботали два машиниста, два помощника, два
бурильщика. Комсомолец Гулак создал
сквозную бригаду в составе врубмашиниста
и трех помощников. Труд был организован
так: один помощник убирает отходы, дру-
гой бурит. Гулак обучил своего помощни-
ка — мололого шахтера Ивана Мележика
самостоятельно управлять врубовкой.

Новый метол оправдал себя. В декабре
прошлого года Гулак вырубил 9.740 тонн
утля. Впервые 3-й участок me только
выполнил, но и перевыполнил месячную
программу.

Знатные машинисты орденоносной max-
ты имени Сталина обратились с призывом
ко всем шахтерам Донбасса. организовать
в 1940 году массовое соревнование вруб-
машинистов.

Призыв сталинцев нашел горячий отелик
й на орденоносной шахте имени Димитро-
ва. На собрании, где обсуждалось обраше-
ние десятитысячников, Иван Гулак дал
слово не отстать от знатных врубмашини-
стов. В январе он вырубил утля 10.453
тонны. Но опыт передовиков. становится
ценнее тогда» когда им овладевают массы.
Гулак предложил десятитысячникам взять
шефство над отстающими. Результаты бы-
стро сказадись.

Растут ряды десятитысячников. - Комсо-
молец Яков Копачинский с шахты имени
Сталина треста «Снежнянантрацит» в ян-
варе вырубил десять тысяч тонн угля. Мо-
лодой врубмашинист этой шахты Запоро-
жец дает в смену по четыре нормы.

В соревнование десятитысячников вклю-
чились комсомольцы шахты «Щегловка»
треста «Макеевуголь» Александров и Лаза-
рев. Они вырубают 6.200 тонн утля вместо
4.400 по норме. Комсомолец-врубмалиинист
шахты имени Дзержинского Давыдко совме-
щает две профессии: он сам отбивает и ру-
бит уголь. Производительность увеличилась
BABOe. Ib a

Молодые шахтеры Донбасса и нефтяники
Баку соревнуются между собой. Одно из
главных условий договора — повышение
производительности труда. Выполняя взя-
тые обязательства, молодые угольщики до-
биваются новых успехов в социалистиче-

ском соревновании.
А. МОРГУЛИС.

описания

джаНГАР

Великий эпос калмыцкого народа

В 1940 году калмыцкий народ отмечает

пятисотую годовщину своего героического
эпоса «Джангар».
‹ «Джангар», возникновение которого мож-
но отнести ко временам глубокой древно-
сти, сложился и оформился, как единое
‚произведение, в сороковых годах ХУ
столетия, когда калмыки впервые собрали
достаточно сил для разгрома династии ки-
тайских императоров и преемников Чингис-
хана.

В эпопее, состоящей из двенадцати пе-
сен, описываются подвиги и приключения
калмыцкого хана Джангара и его двенад-
цати богатырей. Джангар — лицо вымыш-
ленное, но в его образе намечены черты
некоторых исторических личностей, Напри-
мер, подобно знаменитому хану Темучину,
яровозглашенному Чингисом, т, е. Вели-
ким, Джангар рано осиротел и воспитывал-
ся в доме одного из феодалов.

Калмыкам пришлось в своих обширных
перекочевках видеть много земель, стал-
киваться с племенами Китая, Средней
Азии, Ирана и Кавказа. Как и другие мон-
гольские племена, они подверглись влия-
нию буддийской, тибетско-индийской куль-

ee
е эти условия жизни калмыков отра-
зились в их национальном  героическом
произведении. «Джангариада» начинается с
страны — Бумбы — обетованного
края, где нет смерти, где люди ‘после
двадцати пяти лет не старятся, живут в
довольстве.

И ничего не деля на мое и твое,
`Славят в молитвах радостное бытие,

Удивительна фантазия коллективного ав-
тора эпопеи. Он заставляет своих героев
путешествовать по аду, подвергаться
неслыханным опасностям, попадать в са-
мые невероятные положения, и вместе с
тем сюжет повествования остается порази-
тельно стройным, а все это волшебство
начинает казаться скорее гиперболой, чем
волшебством, и многоголовые чудовища —
‚мангасы, с которыми непрестанно борются

богатыри, превращаются в обычных, хотя
и могучих врагов.

Самым любимым героем эпопеи является
‘богатырь Хонгор, по своему  характе-
ру — родной брат Ильи Муромца. Говоря-
щий правду в глаза ханам, смелый и силь-
ный, он готов один драться с чудовищным
войском за независимость своей страны;

В образе Хонгора, Джангара, Алтана Цед-
жи, которому открыто все, что происходи-
ло в мире 99 лет назад, и все, что прои-
зойдет через 99 лет вперед; в образе всех
двенадцати богатырей воплошены лучшие
черты калмыцкого народа — храбрость, си-
ла, ум, самоотверженность, преданность
народному делу.

Эта эпопея стала священной в сознании
калмыцкого народа. Угнетаемый князька-
ми — нойонами и царскими чиновниками,
обреченный на вымирание, калмыцкий на-
род черпал в своем творении надежду на
лучшее будущее, веру в свою победу. И
недаром, когда калмыцкая беднота во
время гражданской войны отправлялась на
фронт, воинов напутствовали народные пев-
цы — джангарчи, исполнители «Джангара».

Сотнями лет эта эпопея, насчитывающая
свыше 13.000 стихотворных строк, переда-
валась из уст в уста, и до сих пор труд-
но найти калмыка, который не знал бы ‘не-
большого отрывка из «Джангара».

Идея перевода «Джангара» на русский.
язык принадлежит А. М. Горькому. Во
время первого с’езда писателей Алексей
Максимович, беседуя с калмыцкой деле-
гацией, выразил свое восхищение «Джан-
гаром». Тогда же было решено предпринять
издание эпопеи на русском языке, положив
в основу перевода запись, сделанную со
слов  талантливейшего джангарчи — Овла
Эляева.

«Джангар» будет издан Гослитиздатом и
издательством Академии наук СССР. ко
дням юбилея—в мае 1940 г. Издание офор-
мляется цветными гравюрами художника
В. А. Фаворского.

хх +*

Весть, говорят, за горами Бумбы страна.
Под восходящей зарею лежит она
И ветичавой белой горой издавна
Эта земля с небесамя соединена. _
Тело земли отразил океан голубой.
Каждое утро выбрасывает прибой
На бесконечно-темнеющие берега
Золота слитки, куски серебра, жемчута.
Если глотнет. океанской водь человек, —
Станет бессмертным и юным пребудет
вовек.

Землю изрезало множество шумных рек,
Вечно пгуршит в каменистых руслах вода,
Вкусная, не замерзающая никогда.
Мчится четыре времени года она,
Истинное богатство народа она,
Реки, подобно водопроводу, текут !
Около юрт, ко всякому входу текут,
Влалой снабжая тысячи тысяч людей.
Если посмотришь на темные берега,
Глазу предстанут пастбища для лошадей,
В зиму и лето травой покрыты луга,
Вечно-зеленой, раскачиваемой слегка
Нежным дыханием авежего ‘ветерка,
Точно молитва, читаемая нараспев.
На срехоточии мира, в кругу дерев
Баня, увенчанная очиром  ), стоит
Bama Borgo *), cama над миром, стоит,
Светится, как марево, издалека.
Сказывают: ухолила она в облака,
Точно картина, красуется в небесах,
Краски меняются У тебя на глазах.
Средние вое купола горят изнутри, —
Релкими раковинами цвета зари,
А десяти боковым даны вуполам

-1) Очир — скипетр.

3 АН (Богдо-хан).

Стены из камня е пламенем пополам.
Семьдесят тысяч как бы живых орлов
Десять наружных украсило куполов, —
‚ Что для полета выберут день!
Правая сторона поражает резьбой:
Наперегонки $ тушканом бежит олень.
Слева посмотришь, — возникает перед тобой
Бадеа © гиеной увековеченный бой.
На расстояньй выстрела выстроен мост,
Сходный по цвету с отблеском северных
звезд,
Прямо ® порогу ведет он, 2 там, ‘у дверей,
Этой обители славных богатырей
Каменные столы зеличаво стоят,
Золотом блещут, слева и справа стоят,
Около ставни, раздавшейся в глубь и
В ширь,
Выветшена, товорят, на копье цыфирь:
Возраст нойона *) и тод рожденья ето.
Богатыри со всего влаленья ето,
Чао поклялись на священном белом мире *)
Жить, как один человек, веегла и везде,
родимый край от вратов,/—
В башне расселись, и было их семь
кругов.
В этой стране обитает счастливый народ,
Bee родовиты, не знают совсем сирот.
В мире, в покое пребывает страна,
Где неизвестна зима, тде всегда весна,
Где и дожди подобны сладчайшей рфсе,
‘Tye неизвестна смерть, где бесомертны вое,
Где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды Bre,
Яя, сильных людей страна,
Благоуханная богатырей страна.

Перевел С. ЛИПКИН.

3) Нойон — князь, титул Джангара.
*) Мирде —талисман, носимый на шее.

Кинофильм «Богдан Хмельницкий»

ЕИЕВ, 29 февраля. (По телефону от на-
шего корреспондента). Киевская киносту-
дия приступает к с’емкам большого
исторического фильма «Богдан Хмельниц-
кий» по сценарию драматурга-орденоносца
А. Корнейчука. Фильм посвящен героиче-

Подтотовительные работы в с’емкам за-
кончены. На территории студии строятся
три города эпохи Богдана Хмельницкого.
Изготовлено 3.600 костюмов и 15.000 раз-
ных предметов реквизита. В фильме пря-

ской борьбе украинского народ» за свое   мут участие 120 актеров. В массовых спе-

освобождение из-под ига польской шляхты.

нах будут заняты 2.500 человек.

В реакцию пришла молодая женщина
< умным, симпатичных лицом. Предупре-
дила: «Еели У вас мало времени — ска-
жите. Разговор у меня долгий».

Судя по всему, женщина много и глу-
боко думала, прежде чем начать этот раз-
товор. И все же ее речь была сбивчивой,
взволнованной.

До замужества она жила со своей стар-
шей сестрой. У сестры был ребенок, един-
ственный сын, которого обе они без памяти
любили. Гришенька ре смышленым и, как
им казалось, необыкновенным ребенком.
Шалости ето вызывали восхишение окру-
жающих. «Прелестный шалунишка» —
так называли мальчика:

Тришеньке исполнилось пять лет, когда
она, выйдя замуж, покинула ©естру. При
встречах сестра, бывало; нет-нет да и по-
жалуется на сына: такой шалун, что сла-
ду нет. Нои в этих жалобах звучала ско-
рее  тордость, нежели озабоченность:
«Разобрал весь будильник и говорит, что
сам соберет. Ну, что ты с ним станешь
делать!»

Восьми лет Гришенька пошел в школу.
Мать с восторгом рассказывала, как он
радует учителей своими способностями, ка-
кая у него замечательная память, как он
декламирует и рисует. Учительница гово-
рит, правда, что он большой шалун... Но
что это за ребенок, если не шалит? На то
нам и лететво дано.

— Однажды, когда Гриша был уже во
втором классе,— рассказывала женщина. —
приходит ко мне сестра в слезах и с воз-
мущением бросает на стол записку. Писа-
ла учительница: «Прошу зайти в школу.
Гриша начал озорничать — надо принять
меры». Грилпа, озорничает! Никак не укла-
дывалось это в нашем представлении.

Впрочем, это оказалось лишь началом
большого, настоящего горя, которое при-
шло потом. Гриша учился ве хуже и ху-
же и, наконец, в пятом классе остался на
второй год. Сестра винила учителей, учи-
теля винили мать. Она часто бывала в
школе, и всегда возвращалась  расстроен-
ная: к мальчику там придираются, не учи-
хывают его нервности, впечатлительности.

Однажды Гришу — ему уже пюл пят-
налцатый год — привел домой милицио-
нер. Мальчика вместе с двумя товарищами
поймали в ресторане вокзала, гле они ме-
няли сторублевую бумажку. Мать открыла
ящик письменного стола и остолбенела:
денег там не было...

У меня сейчас растет свой сын/—
продолжала женщина,—чудесный мальчик.
Хочется воспитать его новым, цельным ч6-
ловеком — не только без пороков, HO и
без слабостей. И я пришла посоветоваться.

— Но ведь ошибки вашей сестры...

— Да, да, конечно !-—горячо перебила
женщина.— Вот 00 этом я и расскажу вам.
Я все передумала, вое припомнила, до ме-
лочей. Но знаете... не вое мне понятно.
Так ли я думаю?

Как-то сидела я у сестры. Гриша вер-
нулея из школы, наскоро поел и стал пи-
сать «палочки». То было его первое ло-
машнее задание, Не стряхнув чернил, он
сразу посадил на тетрадь большую клякху.
Мальчик растерянно посмотрел на мать, на
меня. На глазах навернулись слезы. Мать
кинулась к сыну: р

— Ч ты, что ты, Гришук! Вот пу-
стяк какой! Я дам тебе чистую тетралоч-
Бу. А это будет черновая.

Через минуту Гришенька весело улы-

ся, старательно выводил в чистой те-
тради свои «палочки», и мы вое трое
были очень довольны. Сколько раз потом
я наблюдала, как он швырялея грязными,
истрепанными тетрадями, бесконечно тре-
буя новых, чистых. Мать же никогда” ни в
чем ему не отказывала.

Теперь вот сама я... Не знаю, вы по-
нимаете, нео знаю! В чём отказать? Когда
отказать? Иной раз кажется, ты правиль-
но поступила. А бывает, что ребенок пла-
чет, злится. Ты и думаешь: может быть,
здесь-то и надо ему уступить?

Вспоминается такая мелочь. Однажды с-
стра при мне слегка ущекнула сына за
то, что он вечером не убирает со стола
книги; а утром ей самой, в спешке, при-
ходитея уклалывать их в ранец. Гриша
«резонно» заметил:

На то ты и мать.

—
‘

_ ‚Сестра ответила птут-

ROH:

b -— Ну, ладно! Зато,
мы когда я буду старень-

кая, ты будешь за мной убирать.

Тогда мы посмеялись... А недавно мой
Шурик вдруг говорит: «Мамочка, ты обя-
зана купить мне велосипед». И мне не.бы-
ло смешно. «Обязана!» Откуда он взял это
слово в свои. семь лет?

Помню, как Гриша впервые открыто на-
грубил учителю. Мать вызвали в Школу.
Мальчик должен извиниться перед ‘учите-
лем, а при повторном случае будет исклю-
чен. Гриша не хотел извиняться ни за
что. Директор настаивал. Мы с сестрой
встали, что называется, на лыбы. Нало
считаться © самолюбием мальчика, ведь
это ребенок. Вырастет — осознает. Нако-
HOM, сестра заявила, что станет жаловать-
ся. Дело замяли.

Гриша болел. После выздоровления мать
несколько дней удерживала его дома. Как
бы не простулилея, пусть уж окрепиет по-
лучше. В нему приходили школьные това-
рищи, рассказывали уроки, приносили за-
дания. Гриша ничего не хотел делать, хотя
мог заниматься. Мать 0б`ясняла это болез-
ненным состоянием.

Раз ‘вечером сестра’ вышла к соседке.
Примерно через полчаса она вернулась, —
Гриши дома не было. Сестра заметалась,
начала звонить в школу, к знакомыи.
Нет, никто не видел мальчика. Сестра, зво-
нила в отделения милиции, умоляла по-
мочь. В половине двенадцатого ночи Гриша
вернулся... с катка. Обрадованная мать ни
одним звуком не упрекиула сына. Тогда
мно и в голову не приходило осуждать ce-
стру.

Теперь же, Ибребирая в памяти эти эпи-
золы, я спрашиваю себя: как надо посту-
пать, чтобы не упустить момента, чтобы
во-время разглядеть грань, за которой ша-
лость ребенка превращается в озорство, а
озорство в хулиганство? Ведь мы должны
это знать.. Понимаете? Должны непре-

менно!
жж

Молодая мать подняла большой,  серьез-
ный вопрос, Как «прелестный шалунишка»
превращается в шалуна, затем в большюо-

то шалуна, потом в озорника и, наконец, в

хулигана?,

. Ученик садится готовить уроки. Он по-

лон самых лучших намерений. Но вот в брат

открытое окно из соседнего сада врыва-
ютея звуки музыки. Минута колебаний и...
книга захлопнута. Бабушка рассказывает
родителям, что мальчик бегал по улице и
урока не учил. Отец читает газету. Мать
укоризненно качает головой и шепчет:
«Ну, сались скорей, посиди полчасика.
Папка спросит». Но папка не отрывается
от тазеты. А мальчик, набегавшись, через
десять минут уже клюет носом. Мать ук-
ладывает ето в постель. \

Из школы сообщают; «Ваш сын сиете-
матически не выполняет домашних зала-
ний — просим зайти в школу». Дома на-
чинается перепалка. Отец упрекает мать:
она избаловала сына. Мать ’бранит отца:
он не обращает на ребенка никакого вни-
мания. А хам ребенок забыт. Он без поме-
хи слушает перебранку родителей.

В конце четверти сын приносит днев-
ник © плохими отметками. Мать сует его
отцу. Тот начинает фаслекать сына. И
вдруг слышит: «А ты бы побольше обра-
щал на меня внимания». Ошеломленный
  отец смотрит на сына так, словно впервые
видит его. И вот только тенерь начинается
воспитание. Всерьез. А почему бы раньше
не заняться ребенком?

Мальчику-подростку запрещено дотраги-
ваться ло охотничьего ружья, которое ‘брат-
студент повесил у себя в комнате. Маль-
чик давно мечтает о стрельбе, воображает
себя ‘тероем, полководцем Красной Армии.
Дома никого нет. Соблазн велик. Мальчик
колеблется. Потом достает ружье, заряжает
(патроны он выемотрел в ящике на книж-
ной полке) и, ни 0 чем не помня, но ду-
мая © последствиях, бежит во двор, начи-
нает палить в галок. Сосед отбирает ружье,
3 вечером говорит брату: «Знаешь, нало
бы припрятать... Молодец какой! Без про-
маха трех галок уложил». Гнев брата осты-
вает. Он ворчит для приличия: «Если еще
раз...» Ружье остается висеть на старом
месте. «Шалость» забыта.

Но мальчик о ружье не забыл. В дру-
той раз он взял его уже без колебаний.
Не зная, что ружье заряжено, он пугает
сестренку: «Хочешь ‘ пристрелю? Хочешь? ».
Оя спускает курок. Раздается выстрел, на

пол сыплются осколки разбитого ей

ка отделалась испугом. Возвратившийся
разражаетея бурей гнева. Прячет
ружье. Запирает патроны,

Через несколько месяцев родители 0б-
наруживают у сына деньги. «Откуда у те-
бя дленьги?»—«Я копил понемногу».—«На
9т0?»—«На ружье». Собирается семейный
совет. Начинается воспитание.

А почему бы не \раньше? Не спрятать
ружье? Не запереть патроны? Не погово-
рить душевно с мальчиком? ‘Не увлечь ето
делом, не менее интересным, но доступ-
ным возрасту?

Еще один пример. Сын учится в девя-
том классе. Хороший комсомолец. Отлич-
ник. Смел. Здоров. Любим товарищами. Во
всех соревнованиях—лыжных, конькобеж-
ных, ‚футбольных — зсегда впереди. Отец
в душе тордится отважным сыном.

- Однажды сына привозят домой с забин-
тованной головой. Перепуганный насмерть
отец узнает: сын держал пари, что про-
скользнет на коньках между двумя ветре-
чающимися машинами и не запепитея. И
вот зацепилея — разбил голову. Отец по-
ражен: ео сын — и такое легкомыслие.

}

#Жжх

Грань! Сложное и трудное дело. Злоро-
вый трехлетний бутуз вдруг падает живо-
том на пол, начинает стучать ногами и
кричать. Мать в испуге бросается к ребен-
ку, сама чуть не плачет, тащит ему все,
что он просит, лишь бы ребенок успоко-
илея. Испуг матери каким-то образом от-
кладывается в сознании ребенка, и «фокус»
входит в привычку, пока ребенок не «изо-
бретает» ‘новый, более сильно действую-
щий. Не это ли грань? А может быть
раньше? Может быть позже? Может быть,
эту грань начертила «чистая тетрадочка»
после первой кляксы? Может быть, гор-
дость отца, забывшего, что отважный сын
должен’ обладать и другим неот’емлемым
качеством настоящего человека — скром-
ностью? )

Когда же шалость перешла в DCTBO,
смелость — в дерзость, отвага —зв бес-
цельное, неуместное бравирование? Точно
этого установить нельзя: не назовешь ни
дня, ни часа. Но несомненно одно: вос-
питалели обязаны следить за каждым ша-

Horo трюмо. Мальчик промахнулся: девоч- гом ребенка, направлять их незаметно для

него самого, не ущемляя его самолюбия,
не унижая ето личного достоинства, не
сковывая инициативы.

Не прохолить мимо шалости, настора-
живаться, если в ней промелькнуло что-
то новое. Сказывается ли перемена в воз-
расте? Влияние ли товарища, книги, ки-
нокартины? В каком направлении разви-
вается мысль ребенка?

Советские дети живут  многообразной
жизнью. И не только в стенах школы.
Каждый день несет им мно ярких, раз-
нообразных впечатлений. Бывает, что в
один день они захвачены и полвитом по-
лярников, и результатом футбольного мат-
ча, и шахматным турниром, и лыжным
пробегом, и парадом на Красной площади,
и героями на фронте... Детекое воображе-“
ние не перестает работать ни на олну ми-
нуту. Направление этого воображения pe-
шает воспитатель.

Заниматься с ребенком не от. случая к
случаю, & изо лня в день, упорно, тер-
пеливо, влумчиво. Знать, чем дышит ребе-
нок. Вырабатывать систему в воспитании.
Не такое уж стралиное слово — система.
С маленьких вещей, с пустяков надо начи-
нать. Прогулял, не\ выполнил урока —
садись и выполняй. А лучше лаже сра-
зу: пока не выполнил задания, гулять
нельзя. Насорил на полу, испачкал ме-
лом парту — убери, вытри. Оторвал пу-
товипу у пальто — пришей. Нагрубил —
извинись, немедленно, сейчас же.

Прежде чем сказать ребенку «нельзя»,
воспитатель должен сам продумать, поче-
му «нельзя», добиться, чтобы ребенок по-
нял, если не теперь, то постепенно, что
«нельзя» — это не каприз, не самодур-
ство взрослого.

Каждый ребенок. требует особого полхо-
да. То, что нельзя олному, можно лруго-
му (© учетом индивидуальных особенно-
стей). То, что полезно олному, может быть
вредно другому. То, что лоступно в воз-
расте четырнадцати лет; ‘недоступно ле-
сятилетнему. Но есть общие принципы,
которым нужно следовать всем, занимаю-
щимся воспитанием детей. Из них тлавз
нейший — сочетание требовательности с
подлинной чуткостью.

А. ПРОТОПОПОВА.