’ 6 марта 1940 г., 3 54 (4535) ^

РАСТРАТЧИКИ ВРЕМЕНИ

От специальных корреспондентов
«Комсомольской правды»

«День прошел обычно. Был на лекции.
Слушал плохо. Ныли ноги от вчерашних
танцев. Чертовеки хотелось спаль. Вече-
ром ничего ве делал...» Так примерно
выглядела бы запись в дневнике стулента
Воронежского инженерно-строительного ин-
ститута Леонида Смоловича.

Студента Смоловича не веволновала ни
Oya лекция—он слушает их безучастно,
не конопектирует. Его нельзя увилеть 38
ЕНИТОЙ в читальне, в библиотеке, Но зато
он завсеглатай всех бальных вечеров,

Результаты безответственного отношения
К учебе сказались: на последней сессии
Смолович получил неудовлетворительные
оценки по математике, сопромату, теоре-
тической механике и физике,

Разгильдяи, подобные Смоловичу, не на-
холят в институте решительного осужде-
ния, лохырей здесь не развенчивают, не
создают вокруг них общественного мнения.
Числятея такие люди в списках вуза,
нехотя посещают лекции, порой даже полу-
чают государственную стипендию. Выйдут
ли из них инженеры-строители? Над этим
цока никто не задумывался,

‘A между тем таких, как Смолович, —
не мало. Часть учащихся Ияженерно-
строительного института в начале полуго-
дия ограничивается лишь слушанием. лек-
ций, & систематически, изо дня в день
над собой не работает. Вее откладывается
на предэкзаменационную неделю.

На-днях комитет комсомола проверил,
Kak студенты организуют рабочий день.
Обнаружилась неприглядная картина. Из
10 человек только один вечером готовился
к предстоящим занятиям, читал литерату-
ру, делал чертежи, решал задачи. У
остальных студентов время ушло на пу-
стые разговоры, на беспельное хождение
по общежитию.

Вот, например, первокуреница Селихова.
Днем она невнимательно слушала лекции,
разговаривала © соседом. После занятий
Селихова несколько часов провела у зна-
комых, В общежитие вернулась поздно. За
книгу так она в этот день и пе села. А
потрудиться Селиховой было над чем:
У нео большая академическая задолжен-
HOCTD.

На ‘лекции по основам  марксизма-
ленинизиз студент Зубков но записал ни

b

Егоров не читаот пи специальной, ни
художественной литературы, Характерно,
470 88 два года он ни разу не посетил
библиотеку.

К услугам студентов — прекрасный чи-
тальный зал. `Здесь богатый выбор техни-
ческой литературы, много справочников,
журналов, словом, все, что необходимо для
плодотворной работы, Но странно, зал сей-
час пустует. В нем можно встретить
не большое десяти-пятнадцати человек.

‚ — Большой спрос на литературу быва-
ет только перед сессней, Тогда в зале
трудно отыскать свободное место, — говорит
‘библиотекарь,

В институте много растратчиков учеб-
ного времени. 3& первое полугодие здесь
пропущено больше пяти тысяч. учебных
Часов. Прогулы, плохая дисциилинирован-
ность привели к тому, что в зимнюю за-
четную сессию из четырехсот экзамено-
вавшихся студентов около ста получило
«неудовлетворительно»,

Во втором семестре ничего но изшени-
лось. Только за одну шеетидневку февраля
учащиеся пропустили 600 часов! Дирек-
ция института либеральничает с прогуль-

щиками, потворетвует им,

«В Воронеж приехала седьмого, & по-
была на занятиях», — пишет
студентка Влючкина, совершившая  про-

этому He

гул. На заявлении Влючкиной выведено:
«Считать уважительным». Такая же резо-
люция красуется еще на иножестве полоб-
ных «оправдательных» документов.

Комитет комсомола глубоко не вникает
в работу института. Его не тревожит, что

больше половины студентов учится по-
средственно.
ежедневно уделяли два-три часа самостоя-
тельной работе, то многие из. них имели
бы хорошие и отличные опенки.

В комитете комсомола даже не знают,
какие комсомольцы имеют академическую
задолженность и как’ они сейчас ее лик-
видируют. У секретаря комитета ВЛЕСМ
тов. Макарова изобилие различных сводок,
Но что могут сказать голые цифры? Тов.
Макаров, видимо, забыл, что за каждой
цифрой стоит живой человек, требующий
К cede пристального внимания.

Хорошие часы с испорченным «механизмом»,

у

слова. Он провел эти два часа в полудре-
моте, старательно выводя на квадратном
листке бумаги пронзенное стрелой сердце.
После занятий в институте, как всегда,
Зубков ие дотронулся ни до одной книж-
Ен, не заглядывал в конспект, Весь ве-
чер, не разуваясь, он пролежал на койке.

Студент Егоров своевременно не выпол-
HUA задания по сопротивлению материалов
и теоретической механике. Однако в этот
день OH самостоятельно не занимался,

Рис. И. СЕМЕНОВА.

В Инженерно-строительном институте.

нет настоящей борьбы з& рациональное
использование каждой’ минуты учебного
времени. Общественные организации не ве-
дут повседневной воспитательной работы,
не раз’ясняют учащимся, что отлично и
хороню учиться — государственный долг
каждого студента.
А. КОНЕВ,

ф. БАРСУКОВ.

Воронеж.

А ведь если бы эти люди

Капитан. Краснознаменного Балтийского
орденом «Красное Знамя» за’ образцовое выполнение боевых заданий командова-

ния на фронте борьбы с
доблесть и мужество:

Маленькие и юркие тральщики при-
званы охранять жизнь пловучих гиган-
тов —— линкоров, крейсеров и мелких ко-
раблей — стремительных миноносцев и
вездесущих подводных” лодок. Малая ‘осад-
Ra судна позволяет тральщику безнаказан-
HO прохолать над минными полями, где
другой корабль неизбежно погиб бы. В глу-
хие штормовые ночи он незаметно подби-
раетея к неприятельским. берегам, разы»
скивает и ‘уничтожает минные поля,
Тральщик ставит-мины на вероятных кур-
сах противника, охотится з& подлолкой и,
настигнув ©, уничтожает глубинными
бомбами, несет дозорную службу. Обладая
хоротим ходом, остойчивостью, имея даль-
нобойную артиллерию и пулеметы, эти ко-
рабли представляют могучую силу на море.

Отвата, смелость и знание своего дела

отличают состав экипажей советских воен-

ных тральщиков. Безаварийный переход
черноморских тральщиков на Дальний Вэ-
сток протяженностью в 12.000 миль бле-
CTAMO продемонстрировал эти качества. —

..Звонки аврала прорезали морозный
воздух. Командир корабля быстро поднялся
по металлическому трапу нз мостик, спе-
циалисты заняли свои боевые места. На
баке и юте краснофлотцы выполняют пред-

ными из каната грушеобразными кранца-
ми, предохраняющими борты от поврежде-
ний. На шлиле, лебедке. и руле уже жлут
приказаний,

Содрогаясь всем
ленно отходит от стенки, За ним другой,
третий... Тральщики в кильватерном строю

_ направляются в открытое море; .

Звучит сигнал боевой тревоги. Ключом
забила жизнь на корабле. С орудий и пу-

Г леметов снять” брезентовые ‘чехлы. Emre

и еще раз проверяются механизмы. По тв-
лефонам ‘и. пероговорным трубам, связы-

вающим каждый уголок» корабля с коман-

лЕреким мостиком: с постов слелуют локлая
ды © готовности к 600; Уже подан Goesa-

Tal, вставлены в пулемегы ленты, усилено”

наблюдение за воздухом и морем.

варительную работу с концами и сплетен-.

корпусом, корабль мед-

Ч Де ORAL iS

`флота П. Г. АРТЕМЬЕВ, награжденный

финской белогвардейшиной и проявленные при ‘этом

Фото Н. ЯНОВА.

$ ® > + >.

ТРАЛЬШИКИ В ПОХОДЕ

мольский!), соревнуясь © идущим рядом
тральщиком, развивают кипучую деятель
HOCTR. ;

Тральцик бросает из. стороны в CTO-
‚рону. Огромные волны перокатываются че-
рез борты. Невозможно удержаться на 0б-
леденелой палубе, Скользят ноги. Венцы
вырываются из окоченевших пальцев. Каж-
дый работает одной только. правой рукой,
& левой держится за протянутые вдоль борта
стальные тросы —- штормовые леера...

Установка тралов, наконец, закончена.
Она провелена в рекордно короткое время.
Особенно ‘проявили себя минор. Никитенко,
моторист. Ситулин. п боцман Bapanos.
Командир об’явил благодарноеть им и все-
му тральному расчету в целом.

Где-то здесь, в морской глубине, скрыты
смертоносные мины. Установленные в не-
‘сколько линий или пелой группой, они
поджилают Фвои жертвы — корабли. При-
крепленные к якорям с помощью специ-
альных канатов-—минреюв, покачиваются
в глубине огромные шары, начиненные
взрывчатыми. веществалии.

Векоро минное поле было обнаружено,
мины — уничтожены.

Ветер крепчал, волны ударялись © бор-
та, обдавая стоящих на палубе брызтами
й пеной. Выбросили 3& борт вехи-поплав-
ки, ‘указывающие безопасный, протрален-
ный путь. sh Hey

` Тральшие пюелов строю справа. Дально-

1 мерщик Борисенко приник к окулярам on-

тического прибора. Через некоторое время
Борисенко, почти одновременно с вахтен-
ным счгнальщиком, команлиром отделения

Отрюковым, доложил:

—= Справа вижу пловучую мину!

Ноднят сигнал Зано приказание артилле-

ристу открыть огонь. Снаряд’ разорвал-
ся в нескольких метрах от нырявшей ша-
рообразной мины. Второй выстрел... И воз-
дух потряс страшной силы взрыв. Чал во-
Aol полиялел. огромный столб’ ла, -оскол-
ки разбитой мины падали вокруг. Столб
постопенно оседал. растворялея. Волна за-

лизала только что бурливший участок м0-

По сигналу с флагмана приступают Ki pg, И лишь густые клубы дыма еще долго
постановке тралов-—есложных приспогобле-  ‘стелились над водой.

ний для вылавливания мин. На обдаваю-

` мой потоками ‘ледяной воды’ корме и в ма-

шинном отделении, где’ особенно жарко и
душно, кипит напряженная ‘работа. У ме-
ханизхов, кранов и лебедок комсомольцы
(a экипаж корабля почти целиком комсо-

Тральцики дригались тем me курсом.
Переваливаясь с борта на борт, шли они
вперед.

` Капитан-лейтенант Д. БАРАНОВ.

Черноморский флот.

‚КАК ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ,

Шекспировский спектакль в театре имени Ермоловой.

Комедию «Как вам это понравится»,
написанную Шекспиром в 1599 rozy, B
шекспировелческой критике и на сцене
мирового’ тезтра обычно толковали как
праздничную пастораль. Беззаботная  по-
весть о двух принцессах и молодом дверя-
Нине, совершающих веселую прогулку в
Арлениекий лес и встрочаюлюхея там с
«эфирными» “существами — фарфоровыми
пастухами п пастушками,

Разумеется, о комедии писали с ува-
жением (имя автора обязывает), во уож-
ду строк сквозила мысль, что пьеса отно-
ситея к весьма второстепенным произве-
дениям великого драматурга. Конечно,
указывали исследователи, и в этой ко-
мехии чувствуется гений Шекспира. Но в
чем именно выражаются этот тений, в чем
отличие шевепирювской комедии от доволь-
но бесцветной, изысканно-артстократиче-
ской пасторальной новеллы Томаса Лоджа,
у которо Шекспир заимствовал сюжет,
оставалось неизвестным.

ИЯ вот эа пьесу (в мастерсоком переводе
Т. Л. Щепкиной-Куперник) взялся мотохой
актерский коллектив тезтра имени М. Н.

. Ермоловой. Под руководством постановщи-

тов спектакля Н. П. Хмелева и М. 0. Ене-
бель театр раскрыл перел зрителями глу-
бокую по мысли, обаятельную комедию
Шекслира. Образы этого спектакля не во-
площают  идиллические о абстракции, но
действуют Kak живые люди.

Перед нами произведение Шекспира, &
не Лолжа. Орландо (Корчагин) — но сла-
щавый, изнеженный «любовник», & физи-
чески сильный (недаром ведь он побеждает
силача Чарльза), жизнерадостный и— в
этом вее обаяние образа—наивно-застенчи-
вый юноша. Он возмущен тем, что стар-
пгий брат лержит его в черном теле, что
все привилегии принадлежат старшему
брату. Негодование Орландо доносит до нас
эаветную мыель великого гуманиста 0
прирохном равенстве людей.

Орландо встретился © Розалинлой. Он
сразу влюбился в нее, он с трудом сдер-
кивает нахлынувшие чувства, И до само-
о конца спехтакля Корчагин нигде не впа-
дает в тот пустой и внешний пафос, B
который так легко впасть, играя Орландо.
Орданская (Розалинда) играет, как нам ка-
жется, недостаточно ярко одну из лучших
женских ролей шекспировского репертуара.
Зал Николаевой несомненно удалась за-
дорная и лукавая Селия.

Остро и тонко исполняет роль Жака
талантливый актер Якут. Жак — мяту-
щаяся, беспокойная, «проблемная» нату-
pa Ренессанеа. Он видит убожество окру-
жающей действительности и не находит
выхода, Его протест перерождается в пес-
симизм, в признание тщеты существова-
ния, Жак — отчасти эскиз к образу Гам-
лета. Но в еще большей степени, в интер-
претации Якута, он предвосхищает мелан-
холическую и желчную сатиру таких лю-
дей, каким был, например, знамениты
английский писатель ХУ века Джонатан
Свифт — автор «Путешествий Гулливера».

Верно играют в театре шута. Актер

о НУЖДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

й   думается,

Физейский уловил и еберег мысль этого
умного наблюдателя жизни: ке случайно
сказано B комедии, что глупость шута —
лииь прикрытие для ето уха. Радуют в
спектакле и «лесные люли» (уж никак
не «отпхадокие пастушки»!); и благодуш»
ный Корин (Рюмин), который значится в
комедия под именем «природного филосо-
фа», и Олри (Кириллова), ужасно некраеи-
вая, но непосредственная и обаятельная
CECA нопюсредетвонностью, и пышащая
страстью, «етихийная», неистовая пастуш-
ка Феба (Зонони).

Хочется похвалить и других итрающих -
в спектакле молодых актеров, похвалить
весь замечательный’ ансамбль. -

Хорошо оформление спектакля, Заслута
Н. А. Шифрина не только в большом мд-
стеретве худовника, в благородство фак-
туры, но и в том, что он умеет взглянуть _
на люлей, ка веши глазами драматурга; °
Оформление, созданное им,  SBIMCTCA
не иллюстрацией к произведению, a ху-
ложественно воссоздает его и поэтому оргз=
НиИчоски вливается в спектакль. yj _

В сожалению, мало музыки (композитор
Бирюков). Она лишь аккомпанирует- спек-
таклю, HO HS дополняет ero. A зритель
вправе получить от музыки впечатление
зеленого премучего леса, услыхать звуки.
рогов Робина Гуда и его веселых товари-
щей. Ведь все время чувствуешь, что она
то-то близко за сценой. Робингудовская
тема старинных антлийеких. народных бал-
лад лежит в основе: спектакля. Конечно же,
это не Арленнский лес во Франции, это—
шервудекий лее Робина Гуда.

Напомним, что сюжет комедии через
изысканную новеллу Лоджа восходит к
старинному сказанию o Гамелине, близ-
кому к легендам ‘о Робине Гуде. Да и в са-
мой комедки говорится, что  изгнанниви
живут в лесу, «как з старину Робин Tyt
антглийекнй». Te, кто толковал комелию
как веселую прогулку в ле, как нарял-
ную пастораль, очевидно, забывал, чо“

трое главных действующих лиц пьесы — \^

изгнанники: герцог, у которого отнял про-
стол брат-захватчик, изгнанная послелким ‘
под страхом смерти Розалинла и Орланто,

которого хотел убить ето брат. ‘

Орландо бежит в лес. Здесь бушует
непогода, в отличие от безоблачной пасто-.
ральной «природы». Здесь живут пасту-
хи, чьи руки вымазаны дегтем, в. отличие
от пасторальных «паютушков», Здесь раз-
рывалотсея цепи несправедливых отноше-
ний, каждый сбрасывает с себя вое ис-
кусственное, наносное, случайное. Здесь
торжествуют любовь и радость. Робинту-
довский лее был лля Шекспира не уходом
OT жизни, но мечтой о друюй и лучшей
жизни, созданной на иных основах.

В этом правдивом спектакле мы ощу-
щаем корни шекспировского гуманизма,
глубоко уходящие в наролную почву. И
970 это не просто замечатель-
ный спектакль, & выдающееся бобытие в
жизни налиего тедтра.

Проф. М, МОРОЗОВ.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

В дни зимних каникул я приехал в род-
ное село Иваново Белевекого района Туль-
ской области. Зашел в Школу, в которой
когда-то учился. Теперь это, уже He Ha-
чальная, & средняя школа. Триста пятьде-
сят Учеников посещают ee, большинетво
из них прихолит мз соседних деревень. В
IKONS хорошая лисциплина, ребята, учател
прилежно. ие

Олнако нельзя умолчать о крупных не-
остатках, которые следует устранить.

В школе мало учебников. Например, в
8-м классе на каждую группу приходится
всего по два учебника немепкого языка,
такое же положение и с учебниками 10

географии, Как можно разделить эти кни-
ги, когда ребять приходят из разных лере-
вень, а в школе нет даже читальни? По-
чему наши торгующие организации, в дан-
ном случае райп юз, так плохо за-
нимаются снабжением. сельских школ
учебниками? р

Недопустимо, что в морозы и вьюгу де-
ти идут в школу пешком за несколько
километров, Кондратовокий сельсовет, нз-
пример, вовсе не лает лошалей, чтобы под-

везти ребят.
Евг. ФИЛИМОНОВ.
с. Иваново
Белевского района
Тульской области.

_ РАЗОЧ

Какая мать, склонившиеь над люлькой,
но мечтает о будущем своего ребенка? Она
хочет, чтобы ее дитя росло здоровым, ум-
ным и обязательно чутким. Мысленно она
наделяет его геякими добродетелями и вме-
сто с молоком старается передать ему луч-
шие качества своей души. А сколько гор-
дости и сознания исполненного лолга пере-
живает женщина, когда мечты ее осуще-
ствляютея, и взрослые лети. почтенные в
обществе, окружают ее вняманием и 3a-

ботой! Но каково же самочувствие мате-.

ри, убедившейся в том, что сын-—расчет-
ливый и безразличный к ее судьбе чело-

тех? Вакие мысли волнуют женщину, по-

зналяпую одно из самых тяжелых чувств—
чувство материнского разочарования?
Степановна молча и неподвижно сидела
на скамье. Он» сильно волновалась, по,
как это случается с простыми людьми,
прожизшими долгую и тяжелую жизнь,
внешне была спокойна. Она безразлично
смотрела в глаза люлей, изрелка покашли-
зала. Худенькая, опрятная старушка из
тлубинного села Рязанской области, она
впервые попала в столицу и несколько
растерялась. Да и получилось ве очень
неожиданно. Ехала в гости к сыну, кото-
рый почему-то не плсал ей более двух
лет, а попала в здание народного суда.

Слушалось дело инженера Григория Лу-
чинина, двадцати восьми лет, женатого,
боспартийного, несудивиетося. Ве это бы-
ло понятно Степановне, но в чем ero o6-
виняли, она так и но догадывалаюь. Сулья,
Корепастый, пожилой человек, соблалея на
сталью. Поли там, разберись в этих стать-
ях! Старушка, собственно, и не хотела до-
пытьваться. Она ` непрестанно думала о
том, что выбило ее из колеи обычной д-
ревенской жизни, и гадала: Е xXYAY, Е
добру ли это? Болыше всего беспокоило ве
то, что села она на эту скамью не по
собственному желанию, & по совету пле-
мянниды Дуни — девицы  неглуюй, но
рисковой. у

Не верить племяннице тоже было нель-
aa. Она так добра и ласкова. Встретила x0-
рошо, кормит вкусным и чуть не вое сво-
бодное вромя отдает гостье. И соседи по
вартире уважают старушку, Особенно

АРОВАНИЕ

внимателен к ней веонушчатый, худенький
паренек Миша Проскуров, что. живет в уг-
ловой комнате. Не было еще такого дня,
чтобы он не навестил старушку, не спра-
BUICA 0 ее здоровье, не угостил чем-ни-
буть. И все-то лелают искренно, © отмен-
пой простотой. Вчера, например, принес ей
ъонфету. Обычную конфету в розовой
обертке, & передал с улыбкой. Потом, под-
сев рялом, рассказал. У него тоже есть
мамаша, которую он любит, которой шлет
и посылки, и деньги, но ему очень тя-
Жело, что не может оц выполнить свое
обещание — показать столицу. Живет
старушка далеко на северо и тяжело боль-
На — не выдержит утомительного пути.

Зато Степановна пользуелся его услу-
гами, Они ходили на Красную площадь, в
мавзольй Ленина, в кино, на метро ка-
тались, а однажды заглянули в какой-
то большой шатер, и старушка лишь ру-
вами развела: лнем увидели звездное небо
и луну. Скажите, пожалуйста, совсем как
в Сосонках перед покосом! Окончательно
растрогалаеъ старушка. когда Миша, о ши-
карно одетый мололой человек, шел с ней,
простой рязанской бабой, и все раз’яе-
HAI, BCO показывал: .

— Вы меня извините, бабушка, я возь-
уу вас под руку. Улица Горького—люд-
нал, могут зашибить.

И, на минуту забыв мучительный путь
В этот зал, старушка лумела © том, каЕ
изменилаеь жизнь, сколько добрых люлей
в большом, чулном городе. Вепомнила ми-
лиционера, несколько pas козырнувшего
ей, шуетрых школьников, учтиво кланяв-
WHXCA, девушку в бане, напросивигуюся
потереть спину. СОтенановне почему-то
вдруг стало легко на сердце, потянуло в
(Сосенки,—ведк и там отзывчивых сельчан
не перечесть. Председатель колхоза Егор
Понурин, провожая старушку в Москву,
поручил конюху заложить тележку с pec-
сорами, & за околицей наказал;

— В случае чето‘ не расстражвайся,
Степановна. Телеграфируй; Коня на стан-
цию вышлю. Может, и ехать-то не сле-
ховало бы? Ну, допустим, упрекнули тебя
no cpoeh необразованности бабы,  что-ле
вын — инженер, а мы понимаем твою
ЖиэнЬ,

ответила Степановна, —
вов-таки сын оно мне.

— Hy, как знаешь.

Молодость свою Степановна провела в
деревне в лютой нужде, Лапти, онучи, зи-
пуны и кусок хлеба — BOT что нё лава-
Jy покоя влово в бессонные ночи. Три
тяжкие доли русской женщины, воспетой
Некрасовым, — это биография Отенановны.
Жена безземельного крестьянина, она OT
зари до зари трудилась на помещичьих
полях. Семерых родила, шестерых пох0-
ронила. Овдовела. Последний сын, pom-
денный в копне помещицы Алтаевой, уце-
лел. Пришла революция. И вее, что было
у матери заветного, она вложила в сына.
С помощью колхоза он учился. Мать ни-
чем но беспокопла его. Посылала пышки
Ha масле, а летом «отпаивала» молоком.

Но вот сын стал инженером, жения и

забыл про мать. Й Степановне приниюеь
обратиться в это, прямо скажем, неприят-
ное ДЛЯ ©@ возраста учреждение. Шестьде-
сят, пять лет прожила Степановна, ни разу
не судилась, а теперь пришла на суд.

< кем? С рюлным, едииственным... сыном.

Он стоял перел судом, высокий, одетый.
в модный костюм, в галстуке, с золотыми
часами на руке, и часто пожимал плеча-
ми, Доводы его были. направлены к тому,
что он признает себя виноватым, но так
уж сложились обетоятельства — «ие мог
выкроить денег», В зале было ‘мното нз-
рода: В сторонке, выделяясь олеждой, си-
дела, его мать, и он, видимо, из чувства
етыдь ни разу не оглянулся. Степановна;
понимала Это и чувствовала себя непри-
ятно. Сын отвечал на. вопросы сула, а
мать не сволила глаз © ого широкой ени-
ны, не замечая, как одна за другой ка-
тятея по щекам слезы,
RTM эта женщина в темносиней
одежде, что сидит к нам `слиной? Не но-
ветка ли?’—наклонивигиеь ‘в племяннице,
спроспла Степановна. ух
Конечно, разве не видишь?-——ответи-
ла девушка.— Я же тебе товорила, что она
He доверит ему, сама явится.

Й Степановна, утпрая глаза, припоми-
пала унизительную. для
невосткой.

II.

Вышо это на второй‘ лень после 6 при-
езда в Мосцву. Она долго стояла в коридо-
ре. Наконец дверь открылаксь, и старушка

‚ себя встречу с
1 другой раз.

— Нетуж, я поеду,—   увидела высокую, не по годам располнев-

Яйкой дома, видела там много хорошем.

ую даму с болыними серыми глазами,   Ona радовалась за сына, забыв обиду, но

ярко накрашенным лицом. Дама была оде-
та в розовый халат, расшитый цветами.

— 9% вам нужно?

— Мне... мне ничего, — растерялась
старушка:— Я ищу Гришу, из деревни я,
из Сосенок,

о Дама высокомерно и вместе с тем Ha-
стороженно окинула незнажомку взглядом,
кутаясь в мягкий шелк халата. Приперев
спиной дверь, она продолжала разговор,
тлядя куда-то в сторону: ~ и.

— А вы кто ему будете? я

— Мать.

— Ах да, он мне говорил, что у него
где-то есть... мать. Ну, что ж теперь де-
лать... Григория Петровича нет; on Ha
службе. Проходи в комнаты, полж-
дите,

`ИЙ лишь Степановна переступила тюрог,
дама небрежно придвинула ей стул у вхо-
да, ‘а сама исчезла в собедней комнате.
Степановна тем временем принялась осмат-

`ривать квартиру.

Оранжевая люстра освещала обетавлен-
ную мягкой мебелью гостиную. На стене
висели два крупных портрета. Внимательно
земотревшись в портрет женщины, Сте-
TAHOBHS нашла в нем сходство с лицом
дамы так холодно  вотретившей ев. Не
ускользнули от глаз тостьи и зеркальный
тарлероб, и рояль, занявший с0б0й пол-
комнаты, и трюмо, и ‘многое другое. Мать
решила, что сын живет на квартире у с-
стбятельных людей, «Добилея-таки своего,
востроносый!›— подумала она и улыбну-
лась, глянув на дверь, куда вышла дама.

Хотелось расспросить © сыне, узнать,
как OH жигот, здоров ли, HO внезално
раздавигивея звуки заставили е6 вздрог-
HyTb. Подобно пастушьему рожку, звугя
‘неслись откуда-то из угла. В комнате сно-
ва появилась дама, во уже в черном
платье и еще более важная. Бросив на
старушку равнодушный вэгляд, ona до-
стала телофонную трубку из-за занавески
и заговорила Ha непонятном языке, меняя
тон и капризничая, Окончив разговор, ока-
зала:

— Я извиняюсь, мне нужно срочно по-
ехать в одно место. Может быть, зайлете

‚ Позлно ночью, когда племянница, рд-
ботница трякоалий Фабрики, веонулась
6 работы, Отепаневна рассказала ей, что
была на квартире у сына, толковала с хо-

радость оказалась короткой. Богатая ввар-
тира, как пояснила Дуня, принадлежала
He хозяйке, а ее сыну  — Григорию. И
выпроводила старушку не кто иной, как
ето жена Глафира Аркадьевна. Дуня на-
помнила, как ходила к нему несколько
фаз, просила помочь матери, а он ив ус
не дует.

Старушка плакала всю ночь, однако не
‘теряла надежды, что сын придет и при-
ласкает ее. Но он но шел. Лишь на тре-
тий день с домашней работницей он при-
‘слал тридцать рублей и запиову с изви-
нением, что не может выбрать времени п-
видаться. Отепановна вернула деньги. To-
тда-то и налисала Дуня заявление,

Ш.

Суд заканчивал разбор дела. Председа-
тель суда, очень тактично обращавитийся
с ответчиком, наконец возмутился юрод-
ствующим поведением инженера. Он на-
помнил ему обязанности детей перед пре-
старелыми родителями.

— Но у нас есть неписаный закон, —
внушительно подчеркнул судья,/— это за-
мечалельные традиции дружбы и береж-
ного отношения отцов к летям я детей к
родителям. Я хочу, чтобы вы это поня-
ли, гражданин Лучинин. Вы еше совсем
молодой человек.

Переполненный зал затих. Григорий Лу-
чинин чувствовал, что на него смотрят
pee, И © старалея спрятать срое лицо.
Степановна заметила это; и ей опять стало,
стыдно. «Ну, что оп ‘упирается, —лумала
ona.— Вот упрямый. Пусть согласится, a
Я и без его денег проживу». Но как раз
в это время заговорил сын, посматривая в
ту сторону. где сидела его жена:

— Я прошу суд учесть следующие 0б-
стоятельства, Мы ‘недавно обзавелись квар-
тирой. Знаете, обстановка, расходы на
Театр и все такое. Кроме того, жена у ме-
HA не работает, а мой заработок неболь-
шой.

— А именно?

— Не более полутора тысяч,

— ПШеплохо! — как бы мимоходом заме-
Tal председательствуюнщий.—Совсем непло-
х0... Нет! Нельзя забывать своей матери:

— Мо ведь она в колхозе, Там теперь
хорошо. Всего много, требования У нее
скромные. Вот что я прошу учесть. Может

быть, она согласится (он даже не назвал
ее матерью) на 70, чтобы мы ежемесячно’
платиля ей тридцать рублей. Я думаю,

вполне хватит, ;

Й в простой душе бывают минуты Be-
ликого прозрения. Степановна привстала, ^
Слова сына оскорбили ее. Они принижа-
ли е6 достоинство. ЕЙ захотелось крикнуть
что-то злое, но она сдержала себя. Она
ждала, что сын, наконец, поймет. Но ин-
женер. молчал. Степановна выпрямилась,
суровая, спокойная.

— Прошу не обижать меня при честном
народе, —6 дрожью в голосе оказала ona.—
Я не нищая, я—колхозница. Я честно жи»
ла и много работала. А в нем, — она ука-
зала на сына,—в нем... не сбылась моя
належда. —

Аплодисменты  заглушили ее слова.
Сулья был озадачен` неожиданным оборотом

ку, Степановна, провожаемая  воглядами
изумленных слушалелей, покинула зал.

В коридоре ее подхватили под руку ка-
вие-то рослые парни и бережно помогля
спуститься 6 крутой лестницы ‘третье
этажа. :

ly.

На этом слеловало бы закончить. Суд
вынес. свое решение. Старушка вернулась в
деревню. Инженер < женой продолжали
устраивать личное благополучие. Правда,
месячный бюджет лх уменьшился, но это
не причинило им большого ущерба. Как
товорят, на Шипке все спокойно.

Спокойно ли? Старушке часто не спит.
ся. Ее самолюбие оскорблений незаслужен-
по, грубо. Зато легко забыла инцидент мо-
лодая чета Лучининых. Встати, никто и не
напомнил им о нем Когла мы обратились
по месту работы инженера, нам ответили,
что они ничето не знают.

Напрасно. 06 этом стоит говорить нв
только в народном суле, Врял ли можно
согласиться с доводами людей, которые
обошли это событие молчанием лишь по-
TOMY, что такие случаи редки. Да, ong
релки. И е каждым голом становятся еще
и еще реже. Тем. не менее нельзя про-
ходить мимо них с закрытыми глазами,
Даже в то время, когда эти поступки ета-
нут ликовинкой. как останки мамонта, 0
них все равно будут писать, говорить, их
будут осуждать.

He так ли, читатель?
В. МУХАНОВ.

дела. Но пока его рука тянулась в звон- -