Международный дневник

СКАНДАЛ В. ЯПОНСКОМ

ПАРЛАМЕНТЕ:   ^^

Тяжелые послодетвия двух с половиной
‚ ет войны в Еитае` все более дают себя
чуретвовать го внутренней жизни Японии.
В стране остро ощущается недостаток про-
довольствия, в первую’ очередь основного
продукта питания — риса, а также пред-
метов широкого потребления и топлива.
Растут цены. В массах населения ширит-
ся недовольство политикой ия

у =

классов, заведящих страну в тупик.
дущее не сулит ничего хорошего.  —

Последствия войны ударили и по чеко-
Торым слоям так называемого «делового
мира». Закон © «вееобщей мобилизации
Ha
службу войне, подорвал целый фяд нево-
енных отраслей промышленности. Монопо-
лизация военных заказов крупными кон-
цернами разорила сотни и тысячи мелких
и средних нетрестированных предприятий.

В недовольству политикой правительства
и военных кругов, растущему в народных
низах Японии, добавилось и недовольство
некоторой части господствующих классов.
Усилившаяся на этой почве в декабре
1939 тода парламентекая оппозиция про-
тив кабинета тёнерала Абэ привела в пра-
вительственному кризису. Сформировалось

нации», поставивший «в и вся»

новое правительство адмирала Ионай..

Охнако, как недавно писала газета, «Аса-
хи», «разрешение китайского инцидента
является необходимым условием для разре-
‘шения’ всех внутренних и внешних проб-
лем, стоящих перед страной». Поэтому Ha
открывшейся вслех за сформированием но-
вого кабинета 75-й сессии японского пар-

ламента основные дебаты развернулись во-
круг вопроса о «китайской политике» пра-
вительства.

В ходе этих дебатов ‘выступил депутат
Сайто Такао, член партии минсейто. Это

выступление было «подлинным скандалом»
в «благородном семействе» японских пар-
ламентариев. Сайто подверг резкой крити-
Ко «китайскую политику» правительства ий
военных кругов. Ею критика вызвала
столь сильное негодование руководителей
армия, что’ вторая, самая существенная,
часть выступления Сайто быль срочно
из’ята из стенограммы парламентского за-
седания. ;
` Сторонники военщины в парламенте —
депутаты из’ еоциал-демократической пар-
TH сякай  тайсюто,  «обновленческой»
фракции партии сейюкай и реакционной
группировки дзикиоку досикай потребова-
ли лишения Сайто депутатского мандата.
После длительной закулиеной: возни: Сайто
Такао исключен из парламента. Одновре-
менно он исключен и из партии ‘минсей-
то, как говорился. в принятой резолюции,
«в соответствии с выраженным им жела-
нием». «Дело» Сайто Такаю не сходит со
страниц. японской печали. ада
В чем суть выступления Сайто? Поче-
му так резко обрушились на него военные
круги и их сторонники в парламенте?
Дело в том, что критике Сайто подверт-
лась «евятая-святых» японоких милитари-
сетов — заявление князя №н0э © том, что
целью японских военных действий в Ки-
та» является «построение нового порядка
в Восточной Азии», a также вытекающие

иЗ“этого заявления «мирные предложения»
того же Коноэ. Правда, японские прави-
‘тельственные Круги тщательно скрывают
‚от широкой общественности, что же по
существу означает этот «новый порядок»  .
в Восточной Азии. Однако всему миру из-
вестно; что- под. вывеской «нового порядка»
скрывается програмуа полного закабале-
ния Витая и вытеснение © китайского

рынка всех иностранных держав.

ну «инцилентом». На самом деле, подчерк-
нул Сайто, «это — подлинная война, при-

жертвы людьми и материалами, причем
«НИКТО не может сказать, сколько време-
ни! эта война еше продлится». Отсюда де-
путат японского парламента делал вывод
© необходимости отказаться от принципа
построения «нового порядка» в Восточной
Азии, назвав этот PMH «ничего не
стоящей академической теорией». Сайто
предложил начать мирные переговоры с Ви-
таем, потребовав от него уступки соответ-
ствующих территорий и выплаты контри-
буции. Олновременно он рекомендовал уре-
гулировать отношения © Англией и США
и договориться с этими державами 06 их
правах и интересах в Китае. i

Японская печать, отражающая ззгляды
военных кругов, Пюспешила заклеймить
Сайт «либералом». «Эти либералы, —пи-
сала газета «Кокумин»,—выступают про-
тив войны и за урегулирование отношений
с Англией и США».

На самом деле, как это видно из самих
предложений Сайто, его «либерализм» па-
коится,— как и политика сторонников «но-
вого порялка»,—на базь империалистиче-
ских захватов. Суть «либерализма» Сайто
заключается в том, что он и нредставляе-
мые им круги не согласны © военными в
методах осуществления захвалов. Руководи-
тели армии настаивают на проведении до
конца политики ‘построения «нового. по-
рядка» в Восточной Азии, несмотря на

‚рост. недовольства в стране. Между тем

круги, мнение которых отразил Cairo,
опасаются, что авантюристская . политика
военных приведет к дальнейшему ухудше-
нию отношений © другими державами, к
экономическому краху и социальному взры-
ву внутри страны. Поэтому эти круги ечи-
тают более целесообразным несколько ог-
раничить на данном этапе свои захватни-
ческие планы. ИХ

Сайте исключен из парламента 3% ©вое
«крамольное» выступление. Но вие стен
парламента число сторонников изложен-
ной им программы от этого не уменьши-
ось.

Затягивающаяся война в Китае и ев
тяжкие последствия все © большей силой
обостряют борьбу между различными те-
чениями в господствующих кругах Японии.
Обострение этой борьбы отражает полити-
ческую неустойчивость в стране, вызван-
ную провалом японских планов в Китае.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ. _

ТРУДЯЩИЕСЯ АНГЛИИ ПРОТИВ ПОМОЩИ
БЕЛОФИННАМ

ЛОНДОН, 8: марта. (ТАСС). Трудящиеся
Англии на’ многочисленных митингах и
собраниях ‘заявляют протест против подня-
той английской буржуазной печатью и
усиленно поддерживаемой реакционными
лейбористскими лидерами кампании пом9-
щи белофиннам. На собрании лейбористекой
организации в Тотнес (графство Девон) бы-
ла принята резолюция, содержащая  про-
тест против посылки английских «добро-
вольцев» в бело-Финляндию.  В юции,
принятой одним из отделений националь-

ного союза ‘муниципальных ‘рабочих в
Глазго; товоритея, что ‘окружной совет
профсоюза муниципальных рабочих дол-

‚жен принять все необходимые меры, чтобы

не’ допустить реализации антисоветских
планов английской буржуазии. ‘Отделение
профсоюза электриков Фалхэма (Лондон) в
своей резолюции решительно осуждает бит-
рина, который недавно во главе лейборист-

ской делегации ездил в маннергеймовекую:

Финляндию испосле возвращения в Англию
развернул антисоветскую кампанию.

‚ Сайто протестовал против того, что ру-
ководители японской армии, говоря © вой-
не в Китае, до сих пор называют эту вой-

чем величайшая война, какую Японии ко-
гда-либо приходилось вести». По словам
Сайте, Япония уже принесла огромные

ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ

‚ 0 ПАТИДЕСЯТИЛЕТИИ
‚, 60 ДНЯ РОЖДЕНИЯ
‚В, М, МОЛОТОВА

ГЕРМАНИЯ

отиечают пятидесятилетний юбилей това-
рища Молотова. ‘

Газета  «Берлинер  берзенцейтунг» в
‚статье под заголовком «Народный комиссар
Молотов» пишет: «Глава советского прази-
тельства и народный комиссар ‘иностран-
ных дел Молотов празднует свой пятидеся-
тилетний юбилей, который знаменателен
для всего Советокого Союза». Подчеркнув
отромную роль товарища Молотова в заклю-
чении германо-советекого договора 9 друж-
бе и границе, газета пишет: «Для того,
чтобы поставить отношения обеих великих
держав на новую основу, требовались ©ме-
Лость, дальнозоркоеть и глубокое понима-
ние государственных задач. Такими каче-
ствами обладает народный  комисезр
Молотов».

Газета «Фелькишер беобахтер» в номере
от 9 марта опубличовала, статью под 3a-
головком: «Молотову 50 лег»;

Тазета пишет: «Главе советского прави-
тельства и народному комиссару иностран-
ных дел Молотову сегодня исполняется 50
лет. Его заслугой, как предведателя Сов-
наркома и Народного комиссара иностран-
ных дел, является укрепление роли Совет-
ского Союза в международной политике.
Только блатодаря ясным и целеустремлен-
ным установкам, в которых Молотов отра-
зил роль. Советского Союза в кругу евро-
пейских великих держав, были успешно за-
вершены начавшиеся летом прошлого года
германо-советские переговоры».

ЛАТВИЯ,

РИГА. 9 марта. (ТАСС). Сегодня вся
латвийская печать, отмечает пятидесятиле-
тие со дня рождения товарища Молотова.
Во всех газетах опубликованы портреты
товарища Молотова и ето биотрафия. Гаве-
ты “сообщают также © награждении
товарища Молотова орленом Ленина и 0
многочисленных ‘митингах в CCCP, посвя-
щенных пятидесятилетию тов. Молотова.

ЛИТВА

-`КАУНАС, 9 марта. (ТАСС). Все. литов-
ские газеты публикуют сегодня статьи,
посвященные пятидесятилетию CO. дня
рождения товарища Молотова. Газеты. пу-
бликуют на видном месте портрет товарища,
Молотова и его биографию, а также Ука-
зы Президиума Верховного Совета CCCP
© награждении товарища Молотова орле-
ном Ленича и переименовании города Пер-
ми в город Молотев.
^ Газета «Лиетувое айдас» в статье, то-
священной 50-летию 0 дня рождения
В. М. Молотова, пишет: Е
«Сегодня председателю Совета Народ-
ных Комиссаров СССР В. М. Молотову
исполняется 50 лет. Он во многих отноше-
ниях является выдающейся личностью. Уже
10 лет он возглавляет Совет Народных
Комиссаров СССР. Этот человек всю свою
сознательную жизнь работал вместе с пар-
тией, которой суждено было после миро-“
вой войны на фазвалинах царской импе-
рии создать новое. тосударетво».   а

эстония pe

ТАЛЛИН, 9 марта. (ТАСС). Эстонские
тазеты публикуют сегодня статьи и с00б-
щения о пятидесятилетии со дня рождения
главы Советского правительства и Народ-
ного Комиссара иностранных дел СССР
товарища В.М. Молотова. Газеты «Уус
эети»,. «Пявалехт», «Постимеес», «Рахва-
лехт» поместили. портрет. товарища
Молотова. Газета «Уус эсти» публикует
также биографию товарища Молотова, в
которой подчеркивает его революционную
работу в годы паризма и выдающуюся ор-
танизаторокую деятельность по социали-
стическому строительству.

БЕРЛИН.-9 марта. (ТАСС). Вее газеты  -

10 марта 1940 г.,

ри eek ae

№ 57 (453%)

=

i

области, перевыполняющие производственный план,

Мария ИРМЕС, Мирра ЕЛИН, Рива ЦЫПИНА ‘и Хана ДУНСКАЯ,

Фото Б. ИВАНИЦКОГО,

`Подготовка профсоюзных организаций
к весеннему севу

Секретариат ВЦСПС принял постановле-

ние 0 работе профсоюзных организаций

мапгинно-траклорных станций, совхозов и‘

земельных органов в связи’ с подготовкой
& весеннему севу. /

BICHC обязал центральные комитеты
сельскохозяйственных профооюзов и рабоч-
комы МТС и совхозов всю свою деятель-
ность направить на. борьбу за бвоевремен-
HOO выполнение плана фемонта тракторов
И сельскохозяйственных машин,  обратиз
при этом 060бое внимание на качество ре-
монта и снижение себестоимости.

Профооюзные организатии должны шире
развернуть социалистическое соревновалие
среди рабочих и служащих МТС и совхо-
зов, установив систематический контроль
над выполнением заключенных договоров
сопиалистического соревнования. ЦК проф-
C010 предложено организовать „передачу
лучших методов работы широким массам
Через стахановекие школы, производствен-

ee.

$

Вчера Всесоюзный комитет по делам
высшей школы обсудил вопрос © научно-
исследовательской работе’ кафедр  мар-
коизма-ленинизма.

`Профессор Леонов, выступивший с док-
ладом, рассказал о том, какой широкий
разворот приняла в настоящее время на-
учно-исследовалельекая работа кафедр Map-
веизма-ленинизма. Молодые советские уче-
ные ‘уже разработали полторы тысячи лис-
сертационных тем по истории ВЁП(б), фи-
чософии, политэкономии. В. прошлом году
преподаватели  маркоизма-ленинизма защи-
тили докторских и 654 кандилатеких
диссертации. Отмечая 60-летие товарища

СЕМИНАР СЕКРЕТАРЕЙ ЦЕХОВЫХ ОРГ АНИЗАЦИЙ

ЛЕНИНГРАД, 9 марта. (По телефону от
нашего корреспондента). Комитет комсомо-
ла Кировского завода организовал учебу
секретарей цеховых комсомольеких орга-
низаций. Раз в шестидневку секретари слу-

бый «кодекс» для осыльных. Они не име-

ВОЛОГОДСКИЕ СТРАНИЦЫ енаиеых

В Вологде сейчае стоят светлые, лун:
ные ночи. ь

На большой санной дороге, ведущей от
вокзала к городу, отлично видны прямые,
узкие следы лыж и ноздреватая колея,
оставленная колесом автомобиля. Только.
что здесь промчался зеленый грузовик со
штабелем лок, прошел е ночного ученья
лыжный отряд красноармейцев.

Новая, советская Вологда — оживленный
областной центр. В полную мощность ра-
ботают паровозо-вагоноремонтный завод и
завод сельскохозяйственных машин «Се-
верный коммунар». День и ночь идут Е
вокзалу автообозы © буматой, лесом.

По-новому живет советская Вологда, уже
давно позабыв тяжелые страницы своего
прошлого.

Сверстница Москвы, древняя Вологда
вместе: с маленькими городками Ваднико-
вым, Вельском, Устьсысольском, Сольвыче-
годоком была превращена царским прави-
тельством в огромную тюрьму без решеток.
Сюда, в хололные края, ссылались  рево-
люционеры. Снега хоронили их. Жизнь в
захолустных Городишках должна была
угнетать сознание так же, как и тюремные
стены.

Обер-жандарм Бенкендорф собирался вы-
слать в эти ‘месть Пушкина. Народник
Петр Лавров открыл собою вереницу: шед-
ших в Волотду по этапу. Здесь отбывали
ссылку Туначатекий, Воровокий, Урицкий,
Мария Ильинична Ульянова. Через Вюлог-
ДУ этапом в Архантельск шел  луганский
слесарь Клим Воропеилов;

Великий Сталино жил в ссылке. в дале-
вом Сольвычегодске.

В начале июля 1909 года сюда, в Во-
логду, прибыл из’ Казани  ссыльный
Вячеслав Михайлович Молотов. Ему было
только 19 лет. Но уже с 16 лет он состоял
в рядах большевистской партии.

Немало хлопот доставила казанским по-
лицейским властям революционная органи-
зация учащейся молодежи, работавшая под
руководством большевиков. Молодые рево-
люционеры распространили свое влияние

АДРЕС РЕДАКЦИИ: ee ae. a Ленинградское СА 1
пагавды и агитации — -30-69; школ и. пионеров — -30-46; рабочей, железнодорожной и с.
культуры и быта —Д 3-31-71; иностра х И Е

`

L Уполномоченный Главлита № Б—9781.

на города Пензу и Елабугу. Они изучали
Маркса, вели пропаганду ереди. рабочих Ка-
зани, распространяли большевистскую. ли-
тературу, печатали листовки. Вячеслав
Михайлович был членом общегородского
центра этой организации, одним из ее ру-
ководителей. Товарища Молотова, учивше-
Гося тогда в 7-м классе Казанского реаль-
ного училиша, арестовати в самый канун
экзаменов: Юный’ революционер-большевик
стойко перенес свой первый арест. Три ме-
сяца просидел. он в казанской тюрьме, &
залюм его сослали на два года в Вологод-
скую губернию.

В. архивах сохранилась соботвенноруч-
ная расписка «административно-есыльного
Вячеслава Михайловича, Скрябина»
(Молотова) в том, что ему известны
об’явленные вологодеким полицмейстером
«правила» для проживающих ‘Под тласным
надзором полиции. Эти правила He разре-
шали‘ ссыльным отлучаться е места сеыл-
ки, служить в казенных и общественных
учреждениях, учительствовать, даже давать
частные уроки.

запрещалось также вести врачебную и
юридическую деятельность. Разрешались:
физический труд, частная служба. Но даже
такую работу далеко не каждому удавалось
найти, Один из сеыльных в своих MeMya-

‚рах вспоминает, что за долгие годы пребы-

вания в Вологодской губернии он знавал
только трех политических ссыльных, имев-
IHX 0е-какой заработок, — портного, ча-
сового мастера и парикмахера.

Нелегко было, да еще без всяких средств
к существованию, в захолустной лесной
Тотьме, куда губернатор направил товарища
Молотова на жительство. И все же письма,
которые Вячеслав Михайлович посылал из
Тотьмы своим друзьям, были жизнерадост-
ны, полны энергии,

«Как говорится, приехали. Последняя
ин-станция»,—так шутливо начинает свое
первое письмо из ссылки товарищ Молотов.
Люди’ лично знавшие Вячеслава
Михайловича в те годы, рассказывают, что
он всегда был бодр и весел, никогда не па-

ица «Правды»,

дал духом. Он был физически необычайно
крепкий юноша и увлекался плаванием,
лыжами, любил музыку. Скрипка сопрово-
ждала его в этапах сылки.

Сразу же по приезде в Тотьму Вячеслав
Михайлович отправляется на поиски биб-
лиотеки. Он торопится перелистать газеты,
отобрать книжки. Круг его чтения в тотем-
ской ссылке необычайно широк. С увлече-
нием читает он Короленко, интересуется
вопросами театра, ‘штудирует солидный
университетский курсе физики Зилова.
Вокоре вокруг молодого Энергичного есыль-
ного большевика группируются кружки из
ссыльных. Оживает- политическая жизнь в
тотемекой колонии. Читаютея рефераты,
доклады, лекции, организатором которых
является Вячеслав Михайлович.

Сведения 06 активной деятельности
товарища Молотова доходят до’ вологодского
губернатора. И очередная полицёйская
почта привозит в Тотьму строгое распоря-
жение: административно-сеыльного Вяче-
слава Михайловича Скрябина выслать по
этапу из Тотьмы в Сольвычегодек, который
в то время считалея своеобразной «катор-
той» в ссылке.

До наших дней сохранился «Открытый
лист» № 338, п которому товарищ
Молотов следовал из Тотьмы в Сольвыче-
годск. Тяжелый этап длился 16 суто»

Нелегко читать строки «Открытого
листа»: «Следует ли в оковах и в каких
именно?», «Требует ли 9060 бдительного
надэора?». Здесь же записаны и приметы:
«Лицо чистое, глаза карие, брови темно-
русые». С какой необычайной силой вы-
растает за этими строками героический 06-
лик юного, пламенного. революционера, иду-
щего. за дело народа изнурительным этатюм
в далекую ссылку!

Полновластным хозяином Сольвычегод-
ска, куда в октябре 1909 тода прибыл
Вячеслав Михайлович, был выслужившийся
из городовых исправник Цивилев, Его ту-
пая жестокость пользовалась известностью

‚Далеко за пределами губернии. В Сольвы-

чегодске действовал’ придуманный им 060-

д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: ый днем —Д 3-31-72, ночью —Д 3-30-56;

молодежи — Д 3-38-80 35-68; студен

вной информации — Д 3-36-26; литературы и искусств—Д 3-31-33; обзоров .печати

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

заводить знакомства с местными жителями,
собираться числом более пяти, участвовать
в любительских спектаклях.

Сольвычетодский самодур-исправник ре-
гулярно наведывакя к ссыльным и
© опытностью бывшего городового собствен-
норучно производил обыски, без стеснения
выворачивая карманы пиджащюв у своих
поднадзорных.

Несмотря на тяжелые, калоржные усло-
вия, Вячеслав Михайлович продолжает. ре-
волюционную деятельность и в то же вре-
MA упорно занимается, готовясь к сдаче
экзаменов за 7-й класс реального училища.

Наконец в Сольвычегодск пришло долто-
жданное разрешение держать экзамены.

Вологла, Вячеслав Михайлович жи-
`вет на окраине города, в Заречье, в не-
большом деревянном домишке. Время у не-
го расписано до минуты. Дня нехватает. И
белые вологодокие MOU напролот проеижи-
вает он. за/ учебниками. :

Наступили ‘экзамены. Памятные экзаме-
ны в. жизни Вологодокого реального учи-
лища. 3a партой перед’ экзаминаторами
сидел политический ссыльный, революцио-
Hep, большевик. Вместе < Вячеславом
Михайловичем держало экзамены - еще
несколько ссыльных, бывших реалистов.
Для «опасных» экзаменующихся. специаль-
но отвели этаж. Даже направляясь в зал,
где шли экзамены, они не. встретили Ha
лестнице ни одного человека, — напуган-
ный директор запретил учащимся показы-
ваться.

Опасения эти, как показали дальнейшие
события, были не лишены оснований: не
один вологодокий реалист стал впослед-
ствии.зктивным учаютником большевист-
ской организации, созданной товарищем
Молотовым. - Е

Экзамены сданы. И сданы блестяще. Ди-
ректор Вологодского реального училища
торопится сообщить властям 96 окончании
экзаменов, так как вместе. с экзаменами
прекращается и право на дальнейшее пре-
бывание в Вологде товарища Молотова.

Но Вячеславу Михайловичу удается до-
биться некоторой отерочки` якобы для сдачи
экзаменов по латыни. Но это лишь повод

ческой молодежи — Д 3-31-99.
и фельетовов—Д 3-31-97;

‚  Мододые работницы Волковысской швейной фабрики Белостокской
Слева направо:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАФЕД
`МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА 7

отделов внутренней ияформации — Д.
:9*; крестьянской молодежа — Д 8-37-90;
пллюстрационный — Д 3-30-25; `писем — Д 3-31-63;

ные совещания, радио, многотиражки, стен-
ныю тазеты.

Рабочкомы МТС и совхозов обязаны ре-
гулярно созывать производственные сове-
щания рабочих и специалистов для обсуж-
дения хода ремонта трахлоров и. сельско-
хозяйственных малпин, подготовки тягловой
силы и семенного материала и других во-
просов, имеющих значение для успешного
проведения весеннего сева. На этих сове-
щаниях должны рассматриваться также ра-
ционализаторские предложения и изобре-
тения. р

До начала полевых работ центральным
комитетам профсоюзов необходимо органи-
зовать массовую проверку готовности МТС
и 60850308 к весеннему севу. При прове-
дении ee 060606 внимание. следует обратить
на качество ремонта тракторов и сельско-
хозяйственных машин, на подбор квали-
фицированных кадров (трактористы, при-
цепщики, звеньевые).

Сталина, большинство кафедр провело на-
учные сессии. На них было заслушано
около трех тысяч. докладов. В прошлом
году многие преподаватели выступили в
печати со статьями по различным вопро-
сам марксизма-ленинизма.

На заседании ¢ содокладами выступили
профессор Потемкин и доктор экономиче-
ских наук Деборин. В прениях приняли
участие профессор Гуревиш, кандидат исто-
рических наук Галкин и другие.

Комитет создал комиссию, которая наме-
тит мероприятия для дальнейшего под’ема
работы кафедр марксизма-ленинизма.

шают лекции по истории ВВИ(6), © меж-
дународных событиях, беседы работников
комитета и райкома по вопросам практиче-
ской работы. Уже проведено 3 занятия се-
мина а.

СМОТР ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Вчера в филиале Государственного 4.
демического ордена Ленина Большим п.
атра, Союза ССР спектаклем. «Риметь (
начался творческий смотр молодых отец
сил.

Самой ‘молодой участницей cnertayy
была испюлнительница партии Джмын
Г. Немченко; начавлиая свою работу вт.
атре с конца 1936 года. Партию repo
исполнял 0. М. Хромченко, Ригодето-—
А. П. Иванов. Дирижировал оперой A, I,
Чугунов.

Следующий спектакль смотра ов»
«Снегурочка» — 12 марта.
—о—

К СВЕДЕНИЮ ДЕЛЕГАТОВ
MOCKOBCHOA VIN ОБЛАСТНОЙ
И У! ГОРОДСКОЙ ОБ’ЕДРНЕННОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ ВКП(б)

Московский областной и городской №
митеты Всесоюзной Коммунистической nap-
тии (большевиков) извещают, что открыт
Московекой УП областной и УП городок
об’единенной конференции ВЕП(б) состол:
ся 15 марта, в 6 часов вечера, в Колонни
зале Дема союзов.

Регистрация делегатов будет произы-

диться 11, 12, 13 и 14 марта, © 11%:
сов утра до 10 часов вечера, в зале. з106-

даний МК ВКП(б) (Старая площадь, мм
№ 6, 2-й этаж). ,

Телефоны Оргкомиссии: КЁ 5-65-36. 1
В 1-10-83. $

МК и МК ВКП(б). _
—щц°

ХРОНИКА, с

Совнарком Союза CCP назначил №
Артамасова Я. И. заместителем начальниха
Главного Управления „Гражданского В
душного Флоть при СНК CCCP и sper a

в состав коллегии Главного Управления

Гражданского Воздушного Флота. (ТАС),

sD PFS

для того, чтобы остаться в Вологде и в Архантельк в ссылку. В комнаю

теперь уже целиком отдаться революцион-
ной деятельности. Сама латынь в ту’ пору
интересовала Вячеслава Михайловича разве
постольку, поскольку некоторые химйка-
лии, нужные для гектогпрафа большевиет-
ской подпольной организации, носили ла-
тинские названия.

Дом Рудаковой на Большой Петровке,
где поселилея Вячеслав Михайлович, ста-
HOBHTCA боевым тнтабом вологодской боль-
шевистекой организации. Сюда частенько
заглядывают рабочие железнодорожных ма-
стерских. Осторожно, таясь, огородами ухо-
AAT они отсюда, ‘унося с собой за пазухой
нелегальную литературу, листовки. Гекто-
граф, формой для которого служил обычный
кухонный противень, работает на полном
ходу.

Вячеслав Михайлович был тесно связан
с рабочими-железнодорожниками, Окраин-
ные кварталы Вологды хорошю знали моло-
лого большевика Скрябина. Вячеслава
Михайловича считали злось своим, родным.
Когда накануне первого мая ‘мастер Богда-
нов жестоко избил рабочего, весь горох
узнал об этом из гневных строк первомай-
ской листовки, выпущенной большевист-
ским  подпольным комитетом.  Листовку
писал товарищ Молотов. Городовым приш-
лось долго соскабливать с заборов и стен
домов крепко приклеенные большевистские
прокламации, :

За -Вологлой, в кустарниках, близ желез-
нодорожных мастерских Вячеслав Михайло-
вич. проводил массовки, на которых громил
ликвидаторов, ‹

Дом Рудаковой сохранился и по сию по-

ру. Комната, в которой жил ` Вячеслав
Михайлович, выходила  окнами`на оторо-

ды подальше OF полицейского глаза. 0б-
становка комнаты была. более чем скром-
ной: простая кровать, стол с ‘книгами,
скрипка на стене. Вячеслав Михайлович
очень много работал,

Сбиваясь с ног, искали полицейские ор-
ганизаторов большевистского‘ подполья в
Вологде. ‘Арестовали квартирную хозяйку
Вячеслава Михайловича Анну Михайловну
Гурьянову за то, что она отказалаеь да-
вать сведения о живущих у нее политиче-
ских сеыльных. Ora простая женщина,
не пожелавшая стать предателем, идет затем

1-68-94, Д 3-30-60;

физкультуры и

рувоводящих комсомольских органов —
спорта — Д
отдел об’явлений — Д 3-30-12.

у Вячеслава Михайловича, не фаз проиохо-
дили обыски. Но «нодлогодекие нал-пинкер-
тоны» ничего не нашли. Хозяин Хомиа-
ты — невозмутимо спокоен, Который 198
полиция остается в дураках...

Вячеслав Михайлович сменил квартиру,
Он переселился на Зосимовскую улицу, 8
дом Ивановой. Теперь это улица Кара
Маркса. Голубой одноэтажный anes
стоит в окружении березок. В окно комн  ©
ты, где жил в последние дни своего пре
вания в Вологде Вячеслав Михайловну,
сквозь открытую штору заглядывает 0:
це. Опушенный снегом увядший xl
вьется вокруг маленькой веранды. Доме
сохранился таким, каким был в Те времеяа,

В Вологде живет сейчае Павла Васильев-
на Лумбовская., Она была сбедый
Вячеслава Михайловича. Жила в том 8
доме на Зосимовской. Павла Васильевна
хорошо помнит молодого, широкоплечет,
с высокой ‘темной  ппевелюрой, ссыльном
Скрябина. Вячеслав Михайлович холма
тогда в темном пилжако, простой черной
а перевязанной крученым 194-

м. /

Однажды Павла Васильевна видела, как
в комнату Окрябина входили полицейские.

было 15 июня 1911 года, Снова ниче-
по не нашли полицейские ищейки. А #8
завтра, 16 июня, кончилея сток ссылих
Вячеслава Михайловича. Из Воды ви
едет в Петербург, там работает под фуко-
водетвом Ленина и’ Сталина и становятся
вернейптим их учеником и соратником.

..Мимю домика, тде жил Молотов в В
логде, пою улице Карла Маркса, идут, на-
правляясь на прогулку, ребятишки из 60-
седнего детсада. Шюходят школьники ¢ XOK-
кейными клюшками, торопясь на каток.
На экскурсию в Вологодокий музей, раст»
ложенный в древнем соборе, строем идут
красноармейцы.

Мартовекое солнце, отражаясь на снегу,
светит нал новой Волотдой, счастливых
трудовым советским городом,

Евг, МАР.

Вологда.
el

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

Д 3-30-44; про-

3-39-10; военный ‘отдел — Д 3-37-08;

-. Изд. № 256.

$