ВЕЛИКИЙ КИТАЙСКИЙ
РЕВОЛЮЦИОНЕР

12 марта 1925 года в Бейтине — древ-
ней столице Китая — умер великий китай-
ский революционер, крупнейший государ-
ственный деятель и вождь буржуазно-демо-
кратического движения Сун Ят-сен,

Великий китайский народ чтит память
Сун Ят-сена потому, что всю свою жизнь
он отдал борьбе за дело народа, за прекрас-
ную человеческую мечту о народном
счастье.

«Он был нашим сердцем и нашим умом,
Он был нашим сыном и нашим
отцом», —

так в печальной своей. песне крестьяне
Южного Китая, оплакивая емерть Сун Ят-
сена, образно говорят о том, кем был для
них этот человек с болыпим сердцем и
большим Умом.
* *

°Сун Ят-сен вышел из народа. Он родил-
сяв 1866 году в семье нищего крестьяни-
на в жалкой деревушке, заброшенной в го-
рах Гуандуна (Южный Китай). Долгие ro-
ды своей жизни он носил прозвище, дан-
ное ему политическими врагами: «нищий
сын нищего отца».

Вся социальная обстановка, окружавшая
Сун Ят-сена, влияла на формирование его
политического мировоззрения. Рабская по-
мещичья  кабала и безудержная  экоплюата-
ция народа, ограбление страны империали-
стами вызывали резкий протест в душе мо-
лодого Суна и толкали его на единственно
правильный путь — путь революционной
борьбы.

В Вантоне он заканчивает среднюю ме-
дицинокую школу и затем получает выс-
шее образование на медицинском факуль-
тете Гонконгского университета. В универ-
ситете он сближается с революционно. на-
строенными стулонтами, горячо обсуждает
трагическое положение своей родины и
призывает их к борьбе, к организации.

Тах началась активная революционная

работа Сун Ят-сена. Вскоре, во время япо-
но-китайской войны 1894 тода, он дея
тельно создает подпольные революционные
кружки, которые ведут атитащию и подго-
товку к свержению императора и устано-
влению республики. 0 деятельности Сун
Ят-сена узнает правительство, ето конепи-
ративная организация раскрыта, и
участники казнены. Благодаря счастливой
случайности Сун спасается бегством за
границу.
‚ Это было первое поражение Сун Ят-се-
на.‹ Потрясенный смертью своих друзей-
единомышленников, он дает клятву посвя-
тить всю свою жизнь революционной борь-
бе, служению народу. Он демонстративно
срезает свою косу (символ покорности по-
бежденного раба) и тем самым бросает
вызов царствующей в Китае манчжурской
династии Дайцин. Сун Ят-сен об’являет-
ся «опаснейшим государственным  пре-
ступником». =,

В 1905 тоду Сун Ят-сен, проживая в
Токио, организует революционную партию
«Тун Мэн-хуэй». В кратко изложенной
им программе партии он ставит основной
задачей свержение монархии в Китае. Чи-
сло его сторонников быстро растет, уста-
навливаютея широкие связи с Китаем, rie
создаются многочисленные партийные
группы. Сун Ят-сен безоговорочно при-
знается вождем партии, вождем револю-
ционного буржуазно-демократического дви-
жения.

В 1907 roxy Cyn Ят-сен выступает в
Токио ¢ большой программной речью, об-
ращенной к китайским студентам. В этой
речи он впервые формулирует свои знамени-
тые «три принципа»—«Сань Мин Чжу и»,
ставшие впоследетвии основной программой
всей его деятельности. Лозунг «Национа-
лизм. Демократизм. Социализм»  стано-
вится главным стержнем борьбы револю-
ционно настроенной интеллигенции, °мел-
кой и средней буржуазии. Партия Сун Ят-
сена ведет большую и успешную работу
в Китае, подтачивая здание монархии.

Революция 1911 тода положила конец
тысячелетнему монархическому строю в
Китае. Китай стал республикой. Револю-
пия сделала Сун Ят-сена ее первым ` пре-
зидентом (1 января 1912 тода).

Следует отметить, что, несмотря на вею
свою революционность, Сун Ят-сен не по-
нимал роли рабочего класса и крестьян-
ства в революционном движении. 910 050-
бенно сказалось на первых этапах его де-
ятельности. Воспитанный на идеалах за-
падно-европейского и американского либе-
рализма, он, вместо сплочения широчай-
ших трудящихся масс, вместо вовлечения
китайских пролетариев в борьбу, вместо
укрепления своих связей с народом, увле-
кается военными экспедициями, пытается
отделить «дурных» помепиков и милита-
ристов OT «хороптих». Такая половинча-
тость в революционных действиях дорого
стоила и революционному движению и с4-
мому Сун Ят-сену. Именно этим и 9б’яс-
няется новое поражение Суна: 13 февраля
он вынужден добровольно оставить пост
президента и уехать за‘границу. Этому об-
стоятельству способствовало также актив-
ное вмешательство  империалистических
держав, особенно Англии, всячески стре-
мившихея обуздать революцию в Китае,
не дать ей развернуться. В власти в Ви-
та приходит империалистический ставлен-
ник, махровый реакдионер и душитель
Юань Шия-кай. Партия Сун Ят-сена ухо-
дит в подполье.

И все же, несмотря на опибки, борьба
Сун Ят-сена © монархией, © ее мрачной
реакцией и иностранными  угнетателями
китайского народа сыграла огромную роль
в создании и развитии национально-0ево-
бодительного движения в стране. Владимир
Ильич Ленин, давая оценку политической
платформе Сун Ят-#на, писал в 1912
году: \ -

«Перед нами действительно великая
идеология действительно великого наро-
да, который умеет не только оплаки-
вать свое вековое рабство, не только
мечтать о свободе и равенстве, но и бо-
роться с вековыми утнетателями Ви-

тая».

Только в 1916 году возвращается Сун
Ят-сен к активной революционной работе
вс главе своей партии, именуемой ныне
Гоминданом. 12 мая 1916 года он устраи-
вает в Вантоне переворот и берет власть в
свои руки. В октябре 1917 тода Сун из-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское  поссе,
паганды и агитации — Д 3-30-69; школ и пионеров — Д 3-30-46;
f культуры и быта — Д 8-31-71;

Г Уполномоченный Главлита № Б—9784.

*

(К 15-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ
СУН ЯТ-СЕНА)

*

бираетея главнокомандующим кантонскими
войсками и опять увлекается военными
походами, забывая 0 необходимости вести
массовую политическую работу, 06 укреп-
лении связи партии © народом, об органи-
зации народа. И опять он терпит ряд по-
ражений от реакционных сил.

В мае 1921 года Юг провозгласил Суна
президентом Китайской республики. Зимой
того же гола Сун Ят-сен во главе кан-
тонскюй армий выступает на Север для
разгрома реакции. В этот момент ближай-
ший его военный помощник генерал Чен
Цзюн-мин, подкупленный англичанами,
предает Сун’ Ят-сена, устраивает в Ван-
тоне переворот. Так еще раз недооценка
роли рабочего класса и крестьянства в ре-
волюционном движении метит за себя.

Сун останавливается ‹в Шанхае. Bee
свое время он посвящает’ изучению причин
своих поражений. Он тщательно изучают
опыт Великой Октябрьской Социалистиче-
ской революции и особенно роль в ней ра-
бочего класса и крестьянетва, организую-
щую роль партии в революционном двизке-
НИИ.

В феврале 1923 года Сун после пода-
вления ‘мятежа Чен Цзюн-мина возвра-

СУН: ЯТ-СЕН

Щается в Кантон. Он сразу же, с первых
шагов. своей деятельноети, коренным обра-
30M изменяет методы революционной рабо-
ты, широко организует народные силы не
только в Гуандунской провинции, но и в
других частях страны, усиленно развивает
атитацию в народных массах. Вместе с тем
Сун Ят-ен открыто выступает е заявле-
ниями © необходимости сближения с Совет-
ской Россией.

В июле 1924 года в Кантоне созывает-
ся широкая крестьянская конференция.
Многие из делегалув проделали путь в ты-
сячу километров пешком, без обуви. Когда
Сун прибыл на конференцию и ‘увидел
делегатов народа, он воскликнул:
начало победы“ революции!

`Но реакция в ответ на организацию сил
народа готовила ей новый удар. В октябре
1924 /тода, науськиваемые британскими
агентами, тенерал Чен Цзюн-мин вместе
е  предалелем Чен Лин-паком организуют
восстание «Бумажных тигров» (вооружен-

—

ные отряды кантонских купцов). Впервые.

в своей революционной деятельности Сун
Ят-сен отбрасывает свой либерализм, по-
ловинчатость и решительными мерами по-
давляет это. восстание.

В vom же году Сун Ят-сен. созывает
©’езд Гоминдана, который утверждает но-
вую программу партии. Он резко меняет
принципы, методы и‘ формы ее работы. В
основе программы, ках и прежде, остаются
«три принципа», согласно которым партия
обязуется бороться за равноправие наро-
дов, населяющих Витай, против милита-
ризма и империализма, за передачу земли
и средств 9 06 крестьянам, 3a
национализацию крупных промышленных
предприятий. ‘

Народ © огромным энтузиазмом ветреча-
ет эту декларацию Сун Ят-сена. Его имя
произносится © любовью миллионами. Пра-
вительство Суна получает гигантекую под-
держу со стороны широких масс трудя-
щихся. В это же время Сун выступает за
сближение с китайской компартией и ре-
шительным образом сотрудничает с ней во
всех областях политической работы

Но в самой партии, созданной и воспи-
танной Сун Ят-сеном, происходит разме-
жевание сил. Один латерь, правый, напу-
танный революционными мероприятиями
Суна, образует пока еще «молчаливую»
оппозицию. Другой лагерь, левый, горячо
поддерживает своего вождя и учителя. Те-
перь Сун Ят-сен видит, что только в ре-
волюционном  сплочении народа — залог
победы. Он смело проводит свои планы в
жизнь, че боясь не только своих «вну-
тренних» вратов, но и англичан, открыто
угрожавигих ему. Все чаще и чаше он за-
читываются материалами о положении в
СССР, все чалще приводит в евоих выету-
плениях примеры из опыта строительства
& Советокой России. Теперь уж ни «бумаж-
ные тигры», ни европейско-американекие
империалисты не собьют его с правильно-
го пути. И он ставит перед собой неза-
медлительную задачу — об’единить Ви-
тай! В. этом будет первая победа револю-
ционных, освободительных чаяний китай-
ского народа.

С этой целью Сун Ят-сен едет в Бей-
пин, В пути возобнозляется старая, запу-
щенная болезнь. В Бэйпин он прибывает
тяжело больным. Сложные политические
переговоры тю подготовке «Национальной
конференции по 0б’единению Китая» окон-
чательно подкосили силы Сун Ят-сена.

11 марта 1925 тодь ночью он почув-
‘ствовал приближение конца. В эти мину-
ты его мысли, его чаяния и надежды были
устремлены к Москве. Его слабеющий взор
видел огни маяка, огни новой цивилиза-
ции, имя которой — Москва.

За несколько часов до смерти он вы-

лица «Правды»,

д. 24, 6-й этаж, ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:

звал к себе своих учеников, друзей, вы-
звал членов политбюро ЦЕ Гоминдана и
продиктовал им следующее письмо:

«Центральному Исполнительному ^ Ко-
митету СССР.

Дорогие товарищи! В то время как я
здесь лежу в недуге, против которого
бессильны люди, моя мысль обращена
к вам и к сульбам моей страны. Вы

воэглавляете союз свободных респуб-
INK — TO наследие, которов оетавил
угнетенных ’ народам бессмертный

Ленин. С помощью этого наследия жерт-
вы империализма ‘неизбежно добьются
освобождения от того международного
строя, основы которого издревле коре-
нятся в рабовлалельчестве, войнах и
несправедливостях.

Я оставляю после себя партию, ко-
торая, ках я веетла надеялся, будет
связана с вами в исторической работе
над окончательным освобождением Ёи-
тая и других эксплоатируемых стран. от
этого империалистического строя. Волею
судеб я должен оставить свое дело неза-
конченным и передать его тем, кто,
оставаясь верными основам и учению
партии, тем самым будут истинными
моимй последователями. Поэтому я за-
‚ вещал Гоминдану продолжать дело на-
ционально-освободительного движения
вплоть до полного освобождения Китая.
С этой целью я поручил партии быть
в постоянном контакте с вами. Я твердо
верю в неизменность поддержки, кото-
рую вы до сих пор оказывали моей
стране:

Прощаясь с вами, дорогие товарищи,
я хочу выразить надежду, что скоро на-
станет день, когла СССР будет привет-
ствовать в могучем свободном Китаю
друга и союзника, и что в великой борь-
бе за освобождение угнетенных народов
мира оба союзника пойдут к победе ру-
ka 0б руку. Ae

С братским приветом СУН ЯТ-СЕН».

Продикловав это историческое письмо,
Сун Ят-сен подписал его. Окружавшие
его члены политбюро Гоминдана и его уче-
ники поклялись тут же свято соблюсти
ето завещание, неуклонно следовать по пу-
ти, указанному вождем и учителем. Через
несколько часов, 12 марта 1925 года, Сун
Ят-сен умер.

Умер человек, который всю свою жизнь
без остатка отхал делу народа.

в ke *

После смерти Сун Ят-сена Китай пере-
жил крайне тяжелую и длительную полосу
междоусобиц, политических и военных
распрей. Часть учеников Сун. Ят-сена, из-
вратив его завещание, спекулируя его име-
нем, тянула страну к гибели. Это. облег-
чало империалистам дело захвата, разоре-
ния и закабаления Китая. Гнусный. пре-
датель китайского народа японский наймит
Ван Цзин-вей, клявшийся у гроба Суна
в верности ему, продал свою родину. Ви-
тайский народ заклеймил имя предалеля
позором.

Но чають учеников Сун Ят-сена; нашла
в себе мужество вернуться на путь, ука-
занный Суном. В момент смертельной оцас-
ности для Китая, когда японский империа-
лизм охватил страну за ‘горло, Гоминдан
сблизился с китайской компартией. Эти две
решающие политические силы нового Китая
начали совместную борьбу с заклятым вра-
гом китайского народа. В об’единении, в
единстве-—сила, и спасение от пут империа-
лизма. 06 этом мечтал Сун Ят-сен перед
смертью.

Сун Ят-сен жил, живет и будет жить
в Памяти китайского народа и народов
ОССР. Новый, свободный; могучий Китай
бережно сохранит память ©. нем.

Ал. ХАМАДАН.

со-
ревнование пловцов. Представитель
‘спортивного общества «Сталинец» Лео-
нид Мешков установил мировой рекорд,
проплыв стилем «брасс» 400 метров за
5 минут 41 секунду. На снимке: выда-
ющиеся пловцы Семен БОЙЧЕНКО
(слева) и Леонид МЕШКОВ.

oo Sf

На приз

имени Кирова

КИРОВ, 11 марта. (По телефону от на-
щего специального корреспондента). Луч-
шиё мастера конькобежного спорта с’еха-
лись сюда для участия в. традиционных
соревнованиях на приз имени `(. М. Кирова.
Из известных скороходов нет здесь только

На-днях в Ленинграде состоялось

Авифьевой, Капчинекого и Гизгизова.

Соревнования открылись парадом участ-
ников. Затем начались забеги на 500
метров. Константин Кудрявцев снова по-
казал прекрасный фезультат. 500 метров
он прошел в 42,5 секунды. Второе место
занял свердловский спортемен Евгений Со-
пов. Ето время — 44,6 секунды.

Рекордеменка СССР Марианна Валовова,
(Горький) и чемпион Москвы 30я Холщев-
никова пробежали 500 метров в 49,1 ce-
кунды. Это лучшее время сезона. На
третьем месте оказалась москвичка Мария
Кулакова (49,8 секунды). ‘^

Быстрее всех прошет 3.000 метров ленин-
традец Николай Петров—5 минут 3,9 ce-
кунды. У женщин на дистанции в 1.500
метров победительницей вышла Татьяна
Карелина (Свердловск)—2 минуты 43,3
секунды.

Завтра последний день соревнований.

—O- -

: Сдают
нормы по лыжам

Физкультурники завода. имени
Ворошилова развернули широкую работу
по новому -Комплексу «Готов к труду и
обороне СССР». 400 рабочих, инженеров,
техников и служащих сдали уже нормы по
лыжам. В цехе, где начальником тов. Куз-
нецов, комсомолка тов. Кисурина отлично
окончила курсы физоргов. Под ее руковод-
ством контрольное ‘задание перевыполнено
в два с половиной раза. В цехе, где на-
чальником тов. Галкин, 70 процентов ра-
бочих сдали лыжные нормы.

С‚- ШКУРЯТОВ.

‘

Воронеж.

КТО. РУКОВОДИТ ЧУВАШСКИМ
ОБЩЕСТВОМ «СПАРТАК»?

От корреспондента «Комсомольской правды»
por по Чувашской ACCP

В канцелярии Чувашекого совета спор-,

тивного общества «Спартак» хранится лю-
бопытный протокол. В нем записано:
«Выявленную недостачу за зав. спорт.
базами М. Захаровым, как-то: 1. Гольф—
одна пара на сумму 71 рубль. 2. Купон
рубахи— одна штука—18 руб. 25 кои.
3. Значки—49 штук-—73 .руб, 50 коп.
1 Носки—26 пар—207 руб. 51 коп—
взыскать © Захарова».

Несколькими строчками ниже, в этом
же документе, сказано: «Захарова пере-
вести на ‘инструкторскую работу».

Человек проштрафился, & его похлопы-
вают по плечу и передвигают Ha более
ответственную должность.

Этот факт не единичен. Из года в год
растратчики и проходимцы. находили в
Чувашеком совете спортивного общества
«Спартак» теплое местечко. Многочислен-
ные акты ревизионной комиссии с пункту-
альной точностью перечисляют тысячи
рублей, присвоенных жуликами. Бывший
бухгалтер Дмитриев занпутывал учет, 003-
давал благоприятные условия для расхищю-
ния социалистической собственности. 3%
ним вот уже несколько лет числится «за-
долженность» в три тысячи рублей. Около
5.000 рублей растратил другой бухгал-
тер—Русин. Завхоз МЛобышев присвоил
6.000 рублей. Однако никто из них до сих
пор не привлечен к ответственности. Не-
давно совет общества списал 31.000 руб-
лей как «сомнительные долги».

До августа прошлого гола «Спартаком»
руководил Никишев. Пользуясь бескон-
трольностью, он растранжиривал  государ-
ственные средства,  покровительствовал
растратчикам. Не отчитавшиеь перед кол-
дективом физкультурников, Никишев бла-

гополучно ушел с фаботы и сейчас «ууу
водит» обществом «Восход».

Комитет по делам физкультуры и спору
при Совнаркоме Чувалиской АССР реш
«укрепить»  фуководство «Спармка»
послал туда некоего Шеметилло. Шемолих
ле известен молодежи города как пьяни
и разложенец. Это он развалил работу з
обществе «Динамо».

С первых же дней работы в «Спа»
Шеметилло начал разбазаривать споутизни
имущество. Он ‘продал больше трехсот тр
лыж, часть ботинок, трусов. Деньги, пол.
ченные за спортинвентарь, расходовалии
бесконтрольно.

До сих пор в Чувашеком совете «Cap
така» продолжают работать прохолимц,
В бухгалтерии «служит» некий Гуреь
недавно осужденный на принудительнь
работы за хулиганство. Инструктор py.
ботает Захаров, который также не раз пу.
влекалея к судебной ответотвенноети, $
кражу и хулиганство недавно ужи
бывший заведующий базой Карабасов,

Массово-спортивная работа в «Спартаке»
по-насоящему не организована. В 9бще-
стве никто не знает, как. илет сдача any.
них норм на значок ГТО. Лучшие легнит.
леты Чувашии-—Тущина, Bypamanxos 7
Иванов-—вынуждены были уйти пз «Сл.
така». Единственная спортивная (aa sro
общества, — каток — не оборудом,

Срели членов спортивного обществу
«Спартак» свыше 200 комсомиликз, (}.
нако ни райкомы, ни Чебоксаунй pop
ком комсомола работы с ними Ho злу.

В стороне от руководства флэхи
ными организациями стоит. и 0% м.

сомола.
С. МАКАРОВ,

>

‚ ЛЕНИНГРАД, 11 марта. (По телефону
от нашего корреспондента). Сегодня в
Ленинградеком шахматном клубе доигры-
валась одиннадцатая партия матча. Она
была отложена в таком положении: слон
черных боролся против коня белых.

Матч Левенфиш—Алаторцев

Алаторцев пытался выиграть. Однако,
точная защита Левенфиша после разизна
пешек привела партию к ничьей. 91 пи:
изошло на 58-м ходу.

Счет матча 61:41 в пользу Лем.
фиша.

а

о SS MSGS S S .
SEE о

Футболисты деятельно готовятся к предстоящему. летнему спортивному сезону.
На снимке: одна из сильнейших футбольных команд страны—команда Централь:

ного Дома Красной Армии тренируется в спортивном
уе игрок нападения С.

зале. На переднем плане

АПЕЛЬКИН.
Фото А. ГЛИЧЕВА.

ВЕСЕ утро Будрявцев
°_ бродил по лесу.
Нежная, рыхлая лыжня
лежала между соснами.
Очень хотелось побегать на лыжах, но он
скупо берег чудесную бодроеть.

Оставалось ждать вечера, не думать о
том, что произойдет через несколько часов.
Сколько положено труда! Семнадцатилет-
ним пареньком впервые вышел он на лед.
Но настоящая работа началась позже.

а пришло время подумать о вузе,
Кудрявцев предпочел воем Учебным  заве-
дениям Институт физической. культуры
имени Сталина. Там в 1934 тоду в выс-
шей пиколе тренеров раскрылись перед ним
возможности челювеческого тела. Мышцы,
казалось, могли нести человека вщеред co
скоростью, не имеющей предела. Но почти
всегда что-нибудь мешало стюртемену: то
утомление, то неумение, a чаще -— то и
другое вместе. Константин Кудрявцев по-
чуветвовал себя на стадионе, как в ‘сту-
денческой лаборатории. Как заставить тело
работать в полную силу?

вот шелестят анатомические атласы,
пляшут на бумаге охематичные, точно сло-
женные из спичек человечки — чертежи-
ки из курса биомеханики.

Будто впервые лежит передним ледяной
круг стадиона. Все кажется не так. Да
полно — бегал ли он когда-нибудь на 9ст-
рых, словно бритва, «гатенах»? Правильно
ли он бегает? У кото спросить?

Самый молчаливый и самый красноре-
чивый советчик-—секунаомер показывает:
47,7 секунды, 46,9 секунды.” Значит, он
бегает правильно? Но ведь норвежцы уже
и к 44 секундам не дают подобраться
стрелке секунломера. Значит, неправильно?

В разгар сомнений явились собственные
ми персонами норвежцы. Они приехали,
окруженные ореолом мировых рекордов.

Мягко, почти неуловимо отталкиваясь в
стороны, скользит спринтер № 1-—Энгне-
станген. А за ним, мысленно стенографи-
руя бег, катится студент Кудрявцев.

Tak вот почему ни’один русский скоро-
ход не мог побить старенького и слабень-
вого рекорда на 500 метров — 45 секунд.
Ну да, ясно! Если богать, отталкиваясь
назад, никак не пройти больше 30 кило-
метров в час, мышцы просто не успевают
сокращаться. Вот норвежцы и построили
все на эластичном‘ длинном боковом толч-

справочный днем — Д 3-31-79, п. — -56;
рабочей, железнодорожной и служащей молодежи — Д 3-38-80, JL 3-35-68; Я а $31 -92

иностранной информации — Д 3-36-26; литературы и искусств-—Д 3-31-83; обзоров печати и фельетонов--Д, 3-31.97;

ке. Ловко они обошли закон мышечных
сокращений! :

Норвежцы участвовали в соревнованиях.
В бете на 500 метров Энгнестантен и Ву-
дрявцев вместе вышли на crapr, Только
тут и удалось постоять рядом, a потом
норвежец, как рванулся вперед, так и ока-
залея впереди метров на 20. Чего скры-
вать — это здорово огорчило. Bem как
легко удрал!

Гости уехали, и перед ним снова лежал
заколдованный круг пятисотметровки: три
прямых, два поворота. ei

Вотда лед растаял, Константин  Куд-
рявцев занялся легкой атлетикой. Обще-
ство «Локомотив» имело в зависимости от
сезона то конькобежца, то многоборца.

Кудрявцев — легкоатлет и о конькобе-
Mel — был первым учеником Кудрявцева-
тренера. На себе проверялись. расчеты, от-
крытия и новая система тренировки. (д-
ним ‘из первых применил”он новый нор-
вежекий стиль бега и систему легкоатле-
тической тренировки. во конькобежном
спорте.

Зимой 1936 года дипломной работой вы-
пускника школы тренеров был воебсоюзный
рекорд на 500 метров — 43,9 секувцы...

Высокий ‘человек в валенках, пальто,
кругленькой меховой шапке, убыстряя шаг,
шел по лесу. Пора домой! Перед поездкой
в город надо облучиться кварщем. Убы-
стряют бег и мыели. В памяти возникает
Осло, гладкий норвежский лед. Здесь уда-
лось пройти 500 метров ‘в 43;2. Хорошее
время! `С такой скоростью русекие сприн-
теры еще никогда не ходили.

После возвращения из-за границы Вуд-
рявцеву случайно попался рекламный конь-
кобежный плакат. Он узнал в фигуре cKo-
рохода  Энгнестангена. Hoppemen был
снят на повороте. Разглядывая стремитель-
но вытянутое в одну линию тело, Кудряв-
цев понял основную ошибку — свою и мно-
гих товарищей. Вместо прямой линии у
них на повороте получалея крючок. На
этом крючке и застревали секунды.

Для того, чтобы бегать еще быстрее, он
провел следующий год н® поворотах. Все

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

отделов прай информации — Д 1-68-94,
} крестьянской молодежи — Д 3-37-90; из > 5
иллюстрационный — Д 3-30-22; писе лы, в

ГОА ЧЕРТОЧКИ НА ЦИФЕРБЛАТЕ... —-

«Вылечу, как пуля,
или врежусь в трибу-
ны»,— подумал Кудряв

было продумано, проработано... и ничего
не выходило. Никак не удавалось снова
пройти 500 метров хотя бы в 43,2 секун-
ды. Ничего не вышло ни в 1937, ни в
1938, ни в 1939 годах. Приходилось ра-
ботать сразу и над короткими и нах длин-
ными дистанциями; одню мешало другому.
Обидно! Два сезона подряд выиграно
легкоатлетическое первенство по пяти-
борью. ко силы м злости накоплено!
И— ничего! Тренер Кулрявцев был очень
недоволен скороходом Кудрявцевым.

#жжх

Вечер наступил. Флаги на вершине ста-
хиона стоймя стояли под ветром. Желто-
валый свет лампионов преломлялея на ле-
хяной поверхности. Надо. размяться, заста-
вить тело еще раз вепомнить BCIO гамму

движений. В раздевалке слова затлушаег

тупой стук коньков. Острые лезвия «гаге-
нов» упрятаны в кожаные чехлы.

Кудрявцев сошел по трапу вниз, оперся
‘на перила, снял чехлы и выехал на лед.
Сразу порыв ветра ударил в грудь, словно
9т0-то сместилось внутри. «Не протолк-
нусь, — мелькнула мысль. — И обтекалели
не помогут» (обтекателями Кудрявцев наз-
вал свое шелковое трико).

Вызвали на старт. Огни, воздух — вое
пронизано секундами, как острыми иголоч-
ками. Чудится, что в самой глубине про-
зрачного льда ликаюг секундомеры.

Два скорохода Кудрявцев и Кустов при-
сели, вытянув фуки, вытянув шеи, и с0-
рвались разом.

Тикают секундомеры, . раскручивается
метр за метром бег словно по остриям се-
кундных стрелок. Резкими, короткими ша-
гами пройдены первые сорок метров. He
спеша начат поворот. И вдруг Кудрявцева
закрутило, завертело и внезапно, как из
пружины, выбросило на вторую прямую.
Сквозь тиканье и шелковистое потрескива-
ние льда доносится голос диктора: «Первые
сто метров пройдены в десять секунд».
Хорошю, Кудрявцев, это на четыре десятых
быстрее, чем задумано!

Он готовился к повороту второму — pe-

цев, врываясь на вторй
поворот.

Вылетел! И, только успевая ‘переставлять
ноги, пролетел к финйшу высокий, в 1ел-
KOBOM трико, широко размахивая руками,

Засечены секундомеры. Сколько? (орк
два пять или сорок два и четыре? Вытя-
нувшись во весь рост, он тихо катится п
кругу. Когда же об’явят результат? По
зет время, минута за минутой... И sot
над стащионом пронеслась весть:

— Константин Кудрявцев прошел пя
сот метров в 42 секунды ровно.

Стадион молчал, не слышно было 811-
дисментов. Потом тысячи людей ахнул
разом. Кудрявцев неподвижно стоял на Ie
дяной дорожке. Будь 42,5 секунлы, kab
и предполагалось, он принял бы 9% п-
сто, легко. Но 42 ровно не доходило 0
сознания.

42 секунды — это на две десятых иия®
мирового рекорда Энгнестангена. Еще три
десятых, и время норвежца побит. Мг
бы он заставить стрелку секундомер cera
новиться раньше на три черточки? Важег
ся, мог!

# хх *

Кудрявцев должен побить миромй 1
Kop Энгнестантена! Многие сразу Уверова-
ли, что он добъется этого, вот тут же, #8
следующем соревновании.

каждого конькобежца есть какая-т
высшая точка расцвета сил (у Кухрявцева
это бывает в начале февраля). Как трудно
все остальное время удерживать бя 18
этой вершине, выжидая удачи, Нужны 603°
вотреный солнечный день и бодрая (Be
жесть, небо голубое и лед, словно смаван“
ный солнцем, Душевная метеорология!

Константину Кудрявцеву не удалось по-
ка побить мирового рекорда. Но каждый,
кто видел бег этого искусного и умно
мастера, знает, что он так просто не отка-
жется от борьбы. И очерк свой мы закоя-
чим в тот день, когда высокий скоро
пронесется по последней прямой раны,
чем стрелка секундомера пройдет три п-
слефних решающих черточки.

В. ВИКТОРОВ.

PAE NPL ER SE EE ож

шающему. Там предстоит выложить все.   РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Д 3-30-60; руководящих
спорта — Д

комсомольских органов — Д 3-30-44; про-
—Д 3-31-63; отдел об’явлений — Д 3-30-12.

3-39-10; военный отдел — Д 8-37-28;

Изд. Ne 258,