КОЛХОЗНАЯ ВЕСНА

<   (ЗАДЕРЖАТЬ ТАЛЫЕ ВОДЫ

Руководитель стахановокой школы кол-
х03& «Новая жизнь» Ореон Ткач позна-
хомил слушателей с новым способом со-
хранения влаги на полях. На склонах по-
лей ломаной линией укладываются хорошо
утрамбованные снежные валы. Чтобы они
таяли медленнее, их покрывают навозом.
Весной, койта с возвышенностей воды устре-
мятся вниз, они задерожатся у этих валов.

Такой способ сохранения влаги на по-
лях сейчас применяют волхозники Заче-
пиловокого района Харьковекой области.

Толстым покровом, доходящим в отдель-
ных местах ло метра, лежит в поле снег.
Успешно завершить снегозадержание —
smear обеспечить миллионы пудов доба-
вочного урожая. Но накопить Ha полях
снег — это еще полдела, надо полностью
сохранить влагу. Даже при небольшом
уклоне поля значительная доля снетового
покрова может быть. унесена первыми же
вешними ручьями. Вот почему ефремовцы,
проводя снетозалержание, не считают эту
работу законченной до тех пор, пока вся
талая вода не останется в почве, С этой
целью они делают запруды, борозды, ене-
говые валы.

Комсомольцы колхозов Сталинградской
области решили применить этот опыт на
своих полях, 15 февраля они провели день
снегозалержания — на поля вышло свы-
ше 25.000 молодых, колхозников. Сегодня,
15 марта, по инициативе комсомольцев в
колхозах будет проведен день водозадержа-
ния. В этой работе привлекаются агроно-
мы, научные работники. Урюпинские ком-
сомольцы, например, в этот день соору-
IAT HB полях большие запруды, проведут

‘бороздования снежного покрова. Таким ©5-

разом только в одном районе будут задер-
жаны талые волы на 8.900 тектарах,

Сталингралекий обком комсомола под-
держал эту инициативу и предложил рай-
комам и первичным организациям пгироко
раз яснить колхозной молодежи значение
задержки на полях талых вод.

Весь Колхозный комсомол должен пюд-
хватить это большое начинание. К подго.
товительным работам надо приступать не-
медля: сейчас же установить места для
сооружения валов и запруд, подготовить
необходимый инвентарь, познакомить мо-
лодежь и всех колхозников © техникой

1 задержки талых вод.

СТЕННАЯ ГАЗЕТА

>

Весна 1939 года; Горячая пора полевых
работ, но в колхозе села Богдановка
Шосткинского района Сумской области де-
ла идут плохо.

И вог в селе выходит очередной номер
ежедневной стенной газеты «Колос». В
ней рассказывается 06 отставании колхо-
за, о необходимости использовать ‘на по-
левых работах всех лошадей; о руководи-
теле третьей бригады Тихоне Галиче, бес-
печно относящемея к своим обязанностям,

Корреспонденты «Колоса» ‘узнали, что
трактористы бригады’ Авраменко живут в
ненормальных бытовых условиях, что для
рабочих не построен вагончик. Налечатали
0б этом в газете. Не помогло. Напечатали
вторично. Подействовалю. Через несколько
дней «Колос» сообщил, что ватончик для
трактористов оборудован.

Так изо дня в день стенная газета кол-
хоза села Богдановка боролась з& больше-
BUCTCROG проведение весеннего сева.

Рассказали мы 0б этом для того, чтобы
напомнить комсомольским организациям о
том, как много может сделать стенная га-
зета в колхозе. Боевая колхозная или бри-
гадная газета—лучший агитатор, пропа-
гандист и организатор, верный помощник
коммунистов и комсомольцев в борьбе за
высокий урожай.

_ Комсомольские организации обязаны
оживить работу стенных газет колхозов,

Ф хх © ® >

наладить регулярный. выход стенновок в
бригадах, & если нужно—и в звеньях. Чем
заниматься тазетам, что печатать — под-
сказывает сама жизнь. Главное — ближе
стать ‘к производству, не оставлять без
последствий ни одного факта плохой рабо-
ты, не мириться © лодырями, разгильдяя-
ми, бесхозяйственностью, поднимать чест-
ных, добросовестных колхозников, показы-
вать опыт передовых.

‘ Неотложные дела редколлегий. стенных
газет — проверить,  тотовы ли звенья,
бригады, колхоз к выходу в поле, хоропю
ли отремонтированы машины и инвентать,
очищены ли семена, завезено ли горючее,
оборудованы ли полевые станы, правильно
ли. расставлены люди,

Хороший пример показывает стенная
газета сельхозартели «За колхоз-миллио-
нер» Еотельничекого района Кировской 0б-‘
ласти. Готовясь к весне 1940 года, она
рассказывает на своих страницах об опыте
передовиков, критикует недостатки, помо-
гает колхозникам завоевать 100 пудов зер-
на с гектара.

Tam, где полевые работы уже начались,
Болхозные и бригадные тазеты призваны
широко освещать ход сева, бороться за
проведение весенне-посевной кампании В
сжатые сроки, на высоком агротехническом
уровне.

На’ строительстве Катта-Курганского водохранилища в Узбекистане. На снимке:

“комсомолец Абдуваит УМАРОВ, колхозник сельхозартели имени Сталина Ак-
``Дарьинского района Самаркандской области, ежедневно выполняет норму выра-
ботки на 815 процентов. Тов. Умарову вручено красное переходящее знамя рай-
. она, присужденное колхозу за стахановскую работу на стройке.
Фото

О ЯЗЫКЕ АГИТАТОРА

“Ha одном собрании председатель через
определенные промежутки времени обра-
щалея к аудитории © просьбой встать. На
нелоуменный вопрос оратора, зачем это
делается, председатель ответил: «Для того,
чтобы товарищи крепко не засыпали».

Приводя этот эпизод, Михаил Иванович
Калинин остроумно заметил: «Усыпить
аудиторию ничего не стоит». Для этого,
оказывается, не нужно обладать даром
гипнотизера.

«Наша, задача, чтобы то, что мы гово-
Тим, было воспринято; восприятие же в
значительной степени зависит от формы,
в которую мы облекаем наши  выступле-
ния... Форма — величайшая вещь»,
(М. Калинин. Отатьй и речи. 1919 —
1935 гг., стр. 205).

-_ В сожалению, многие агитаторы искрен-
но убеждены в том, что форма — вещь
второстепенная или ненужная «роскошь».
Комсомолец Г. (2-й Московский часовой
завод) так и говорит: «Было бы что ска-
зать, & как сказать — это не столь важ-
HO».

«Нал формой своих выступлений я ни-
когда не задумывалась», — чистосерлечно
признается работница того же завода ком-
сомолка Ш. И, как бы оправдываясь, она
говорит: «Я не помню такого семинара,
на котором ставили бы вопрос © языке
агитации. Вот если б нам помогли...»

Правяльно! Вопрос © языке агитации
нужно ставить и обсуждать на  <емина-
рах. Его нужно освещать и в печати. Но
овладение культурой речи; усовершенетво-
вание языка агитации требуют большого
внимания и упорного трула самих агитзто-
POR,

”Товорят многие агитаторы бледно, язык
их белен, в нем нет образности, речь их
лишена простоты, а зачастую грешит. не-
достатком элементарной грамотности.

Мололой агитатор М. (Москва, фабрика
«Парижекая Коммуна») свою полезную
информацию о межлународном положении
Мог бы слелать более лохолчивой, если бы
он не относился к форме своего выступле-
ния так. беззаботно. «В части этого вопро-
C2 мы имеем на сегодняшний день такое

А. КУЗЬМЕНКО.

положение». «06 этом я уже остановился (1!)
-в прошлый раз...» Такими выражениями
густо насышена, его речь.

В живой беседе большое значение имеет
то, как слово произносится, какой интона-
цией оттеняет его оратор. М. говорит то-
ропливо, что называется, не переводя ды-
хания. Паузы почти отсутетвуют. Интона-
ция уныло-однообразная.

В сожалению, этим недостатком  стра-
лают многие агитаторы. Вместо четкой и
выразительной речи они преподносят слу-
шателям маловнятную скороговорку.

«Вопрос этот надо согласовать и, разу-
меется, увязать».—иронизирует Маяков-
ский по адресу ‘тех. кто предпочитает жи-
вому слову холодный, бездушный язык
канцелярских «входящих» и «исходящих».

«Если «декабрь», то прибавят ме-
вяц, — как будто декабрь может быть не
месяцем, а вороной. Или «целый ряд

ораторов», — как ‘було бывает половина
ряда».

Автор этих строк М. С. Ольминекий
критиковал язык некоторых наших газет.
Но его справедливые замечания Могут
быть отнесены и ко многим агитаторам.

Не украшают нашу речь и такие не-
уклюжие слова, как «проработка», «нело-
дача», «недопонимание», или навязчивые
словечки: «так сказать», «значит», «таким
образом», «видите ли», «понимаете ли»...

Великое лело— простота! Однако  про-
стое и «простецкое» далеко не одною и TO
же. Иная простота хуже BopoBcTBa—raa-
сит народная пословица.

К сожалению, многие понимают требо-
вание простоты весьма примитивно и ©во-
дят его в упрощенчеству, к вульгарному
сюсюканью. Такие люди очень напоминают
героя романа Малышкина «Люди из 3ax0-
лустья».

«— Трактор, это значит  по-наше-
му — тягач, — так начал он урок. — Bwr,
значит, до чего люли лоперли, до какой
жуткой механики! — Он препотавал впер-
вые, и, как горожанин. наверное, лумал,
Что с такими слушателями надо загибать
попростонароднее, поядренее».

Известно, как оживляют доклад или бе-

Слушатели Военно-Морского авиационного училища имени Сталина в го

за индивидуальными занятиями по изучению «Краткого курса
> Фе хх +

_ ПОЧЕМУ НЕ РАСТЕТ ОРГАНИЗАШИЯ

От корреспондента «Комсомольской правды»
. по Белорусской ССР ;

Нерешительно открыв дверь, в кабинет
секретаря Оршанского райкома вошел ком-
сомолец Александр Воронков.

— Товарищ, я к вам за советом.

— НУ, в чем дело, говори,— ответил се-
кретазь.

И Александр Воронков начал рассказы-

вать:
— На последнем собрании комсомольцы
колхоза «Красный берег» избрали меня се-
кретарем. Первым секретарем у. нас был
Николай Кондратенко. Его сняли за 6e3-
деятельность. Затем мы избрали Нину
‘Алантьеву, но и при ней дело не пошло
лучше, Теперь Алантьева уехала на кур-
сы тракториеток, и секретарем стал я. Op-
ганизация в колхозе новая, молодая, опыта
но имеет. Сам я тоже только начинаю...
Посоветуйте, как работать.

Секретарь порекомендовал  Воронкову
больше интересоваться производственными
делами колхоза, обсудить вопрос о полити-
ческой и военной учебе комсомольцев, со-
здать кружок политграмоты, организовать
сдачу норм на значки «ворошиловекий
стрелок», ГТО и ПВХО.

— Насчет руководителей кружков не
беспокойся — пришлем. :

Поблагодарив секретаря и записав лл
памяти все его наставления в тетраль,
Александр Воронков покинул кабинет. Уже
на другой день комсомолеп Ласкин, по за-
данию Воронкова, спрашивал молодых кол-
хозников, желающих заниматься в кружке
политграмоты. Записалось больше 20 че-
ловек. Надя Костюкова провела запись в
кружок ПВХО, Николай Кондратенко — в
кружок «ворошиловеких стрелков», — Гер-
ман—в физкультурный кружок.

С тех пор прошло четыре месяца. И что
же? Ни один кружок в колхозе не рабо-
тает. Обещанные райкомом руководители
так и не приехали.

Олнажлы на Комсомольском собрании
долго спорили о кружках. Наконец, реши-
ли: «Ввиду того, что ответственный за
оборонную работу тов. Солтанов © этим
делом не знаком, & помощи не «было, про-
сить райком комсомола оказать помошь’ в
этом деле». Вышиеку направили в райком.
Но там ее даже не посмотрели, И лежит

ры. Но вот выходит агитатор
и говорит: «Приведем некото-
‚ рые цыфирки для показа на-

ших достижений в этой области». Цифры—

величавые показалели наших побел-——пре-
вращены в какие-то жалкие «цыфирки».
Еще хуже получается, когда агитатор,
подлаживаясь к культурной ототалости от-
дельных слушателей, сдабривает свою речь
вульгарными и натуралистическими  сл0-
вечками. М. Горький со всей резкостью
осудил подобный языковый хвостизм.

«С. величайшим огорчением приходится
указать, что в стране, которая так успеш-
`Но-—в общем-—восхолит на высшую сту-
пень культуры, язык речевой обогатился
такими нелепыми словечками и поговор-
ками, как, нашр.: «мура», «вуза», «волы-
нить», «шамать», «дай пять», «на боль-
пой палец е присыпкой», «на ять» ит. д.,
ит. п.

Мура — это черствый хлеб, толченый в
ступке. или протертый сквозь терку, еме-
шанный с луком, политый  конопляным
маслом и разбавленный квасом; буза—
опьяняющий напиток; волынка — музы-
кальный инструмент, на котором можно
играть и в быстром темпе; ять, как из-
вестно, — буква, вычеркнутая из алфави-
та. Занем нужны эти словечки и поговор-
ки?» (М. Горький «0 языке»).

Серьезный порок в речах многих аги-
Таторов — обилие готовых фраз и так на-
зываемых общих мест, ничего не говоря-
щих ни уму, ни сердцу слушателя,

«...Первое, что требуется от учителя,
это собственный, матерью данный стиль
речи. Изучай грамматику, чтобы речь бы-
ла правильна, HO говори естественным,
обыкновенным языком»,

Эти слова М. И. Калинина, алресован-
ные советскому учительству, имеют прямое
отношение к агитаторам. Затасканные вы-
ражения и ходячие обороты, которыми
пользуютея многие агитаторы, оставаяют
влушателей холодными и равнодушными,

«В ваших словах не чувствовалось ду-
щи. Этим я вовсе не хочу сказать, что у
вас души нег.. Я хочу сказать только вот
что; то внутреннее состояние, которое у
вас действительно есть, вы стремитесь
выразить ходячими формулами... Поэтому

_ На берету. Глухой Шексны ОНА
село Городище. Здесь великолепный Е
библиотека, школа, хоропю оборудованный
родильный дбм, ясли, кооператив, масло-

1й завод, маслерекие. -
в село, Арте Какая благодарная те-
ма для советского журналиста! Сколько
ярких, вдохновенных слов И образов мож-
не найти, чтобы рассказать © чудесном пе-
ревоплющении некогда нишего, темного се-
ла, о его изумительных людях!

Но вот в Горолише приезжает очеркист
вологолекой комсомольской газеты и, OC-
мотревшиеь вокруг, начинает писать. Сухо
и бесстрастно, как судебный исполнитель
составляет опись имущества,   перечисляет
он достижения села Городище,

Покончив © перечнем новых зданий и
сооружений, очерклот переходит к «описи»

местного актива?
«Колхозник В. Власов и А. Шарыпина

окончили районную колхозную школу,

упорно работают в колхозах над разви-

тием социалистического животноводства,

Колхозник `Колотилов, окончив район-
ную колхозную школу, стал заведующим
молочно-товарной фермой.

Курсы огородничества и пчеловодства
кончила тов. А. В. Шарыпина.

Колхоз растит свои собственные кадры
колхозного строительства». (№ 115).
Других, более теплых, искренних слов у

автора не напмоеь.

Можно было бы простить газете это по-
верхностное выступление, если бы в дру-
тих материалах трудовые будни, учеба, от-
дых сельской интеллигенции находили б0-
лее полное и верное отражение. А писать
есть о чем и есть о ком!

В Вологодской области около 6.000 мо-
лодых учителей. 325 комсомольцев име-
ют среднее медицинское образование. В
деревнях работают 700  агрономов и
_зоотехников, библиотекарей, колхозных
опьтников.

Эти люди отдаюТ все свой силы и зна-

‚ Ейске
истории ВКП(б)».
Фото Б. ВДОВЕНКО.

она вот уже три месяца в папке

техниче-
ского работника.

‚Обзор печати

`БЛЕЛНЫЕ СТРОКИ

«СТАЛИНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ» — Вологда

`Райком не помог вновь созданной кол-
хозной комсомольской организации. Впро-
чем, это не мешает райкомовцам время от
времени удивляться: почему не растет ор-
ганизация, почему мало в селе интересных
комсомольских начинаний? .

А “удивляться, собственно, нечему. Ком-
сомольская организация «Красного берега»

ния` ролному селу, повышают его культу-
ру и благосостояние. Колхозники любят
свою интеллигенцию и гордятся ею. А вот
редакция газеты «Сталинская молодежь»
весьма равнодуцна к молодым строителям
новой деревни. 0 них она вспоминает
веъма и весыма, редко.

Зима, как известно, самая благоприят-

ная пора для массовой агро-зоотехнической
учебы колхозняков. В передовой статье на
эту тему газета сообщала, что в отдельных
колхозах уже созданы кружки. Комсомоль-
ские работники, по утверждению газеты,

предоставлена, самой себе. Райком ‘очно
не ведает о ее существовании.

Больше года назам комоомольцы колхоза
«Юный творец» исключили из рядов IRCMB
секретаря первичной организащии Вюнотан-

седу умело подобранные циф-

тина Сиверина. Исключили, как, говорится

врешении, «за развал комсомольской pabo-

ты, за антикомоомольекий поступок». С 27
января 1939 гола это решение лежит в рай-
коме в ворохе неразобранных анкет и за-

явлений о ветуплении в комсомол. И кто

сейчас возглавляет комсомольскую органи-
зацию «Юного творца», как она работает—
сектетарь райкома Пайкин но знает.

Оршанский райком ничего не сделал для
укрепления вновь‘ созданных первичных
организаций. Райкомовцы здесь — редкие,
случайные гости.

За год с лишним райком так и не на-
шел воемени потробно обсудить вопрос о вос-
питании новых комсомольцев, о приобще-
пии их к активной работе. Неудивительно,
что оршанская организация растет очень
плохо, что в 88 колхозах района нет
комсомольских организаций.

ЦК ЛАСМ Белоруссии знаком е положе-
нием в Орше. Но и только. Товарищи
из Центрального комитета не реагируют
на то, что некоторые райкомы  искус-
ственно преграждают молодежи дорогу в
комсомол.

Во многих райкомах анкеты -вступаю-
щих в рялы ЛЕСМБ тодами лежат неразо-
бранными. В Чаусском райкоме таких
анкет более ста, из них двадцать три
с 1938 гола, в Оршанском райкоме—110.
Затягивают райкочы на долгие месяцы и
выдачу комсомольских билетов вновь при-
нятым товарищам, В одном только Оршан-
ском районе не получили комсомольских
билетов 448 человек, В. ФЕСЬНО.

когда грамотный человек прочтет вашу
стенограмму, то он ‘’полумает — искусст-
венность... Нет естеутвенного внутреннего
состояниях (М. И, Калинин. «0 загачах
советокой интеллигенции»).

Далеко не весгда употребление готовых
фраз означает, что агитатор не умеет хо-
рошо говорить или что язык ем беден,
словарь ограничен. Когда выступление
апитатора глубоко им продумано, пронизано
живым и ярким ошущением жизни, насы-
щено конкретными фактами и примерами,
более выразительным и красочным . стано-
вится и его язык. Исчезает начетничество;
скованноеть речи. Она начинает звучать

и убедительно.

ана М. Кириллина (Москва, 38-
вод «Каучук»), делясь опытом своей рабо-
ты, говорит:

— Плохо, если слова агитатора не
идут из его нутре. Убеждают и заряжают
горячие слова, хорошю  прочувотвованные
тобой; Я и стараюсь говорить проетым,
понятным для каждого языком. По-моему,
каждый агитатор должен почаще трениро-
ваться, побольше выступать: Это дает
спыт, ораторокие навыки. Я стараюсь
возможно чаще выступать на  теоретиче-
ских конференциях и на общих собраниях.
Конечно, этого мало. Нал» мно читать.
Я выписываю «Роман-газету», читаю пе-
реводную беллетристику, бываю в театре.
Очень много лают мне лекции, проводимые
в нашем клубе. Послушаешь хорошего,
высококвалифицированного лектора, и са-
мой хочется лучше, красивее выражать
свои мысли. Недавно я с большим  уло-
вольствием прослушала доклад «Образы
Ленина и Сталина в художественной ли-
тературе». Я проконепектировала почти
весь доклад, подобрала литературу по этому
вопросу. Проводя беселу о жизни и леятель-
ности товариша Сталина, я воспользова-
лась рассказами  Байлукова, Чкалова, а
также материалами народного творчества.

Тов. Кириллина далека от мысли, что
работа ее свободна of недостатков. Но
она отлично понимает, что работа агита-
Тора есть творческая работа, что каждый
агитатор лолжен преляваять к себе серь-
езные требования и в области культуры
слова.

Излишне распространяться о том, что
каждый агитатор должен изучать речи

‘Сталина.

не возглавили этой инициативы, ибо сами
не приобрели еще вкуса к агрономическим
знаниям. :

Может быть, в. этому делу праложили
руки агрономы и зоотехники? Оказывается,
тоже нет. Отметив, что среди них «много
комсомольцев и молодежи», газета спраши-
вает: «Почему бы им не возглавить тех-
ническую учебу колхозников?». «Сталин-
ская молодежь» при этом не привела ни
одного примера настоящей работы сельских

15 марта 1940 г. № 61 (4543)

ИТ ИВИС

интеллитентов. hak, злюсь, так, и в. дру
статьях тазета не подчеркивает, YT) 4
учебе колхозников и подготовке к весеньь,
му севу специалистам сельского’ хозяйств
принадлежит огромнаягортанизующах роль,

Если иногда и промелькнут на стран.
пах газеты корреспонденции © труловы
буднях сельского интеллигента, то читал.
ля они, прямо скажем, не особенно-то у.
дуют. Рецепт тажих творений весьма пе.
сложен: несколько мелких штрихов «6 на,
туры», ‘перечень биографических фактов,
изрядная порция цифр — и «портрет» г.
тов. Пишутся очерия языком сухим п
неудобоваримым. Вот, например, как №.
сказывается ©. работе зоотехника Шуры
Салтыковой:

«И днем и вечером Шура на скотном
дворе. Присутствовала на дойках, пров».
дила зоотехучебу, проверяла рационы,
вела племучет. Весь день занят, Нужю
все учесть, усмотреть (!—Ред.), чтобыво
время были запущены коровы и после
отела поставлены на’ раздой для’ получе,
ния максимального удоя» (№ 12).
Выступления самих активистов в газ:

те до того бывают литературно приглале
ны, что в нах не найдешь ни_отной ем
med мысли, ни одного яркого слова. Па
наоборот, к отдельным письмам редакция
совершенно не приклацывает рук и пе
подносит читателю явное литературе
сырье. вроде такого:

«По своему личному желанию я по
желала пойти учиться на курсы санита-‹
ров и`акушерок. Просьбу мою удовлетво-
рили сразу, как только из’явила жела:
ние» (№ 19).

Мы привели несколько выружек пз
очерков и заметок, рисующих работу mores
лигенции. Что же касается бытовых те,
то редакция их совершенно не зтагиы-,
ла. Учеба, отдых, культурные мзвече-
ния, по мнению вологодских журнал —
«роскошь», . сельским  интеллатентах п
позволительная.

Впрочем 06 учебе кое-что было.

В тголовщину постановления ЦЕ BRI)
© пропаганде газета напечатала две M-
деньких замотки самостоятельно изучал
щих «Краткий курс истории ВЕП(б)» к
большую статью. секретаря обкома комеомо-
ла по пропаганле тов. Никитина. 0 мному
писал тов. Никитин: © комсомольских ра-
ботниках, © выдвиженцах, © достижениях,
06 одном только забыл он. рассказать—%
интеллигенции. Ей посвящено несколько
строк:

«Десятки тысяч комсомольцев и м№0-
лодой советской интеллигенции засели
за учебник ин взялись за самостоятельное
изучение марксизма-ленинизма» (№ 116),
Где примеры, где факты? Автор их, в1-

димо, не знал, поэтому и не привел в сва-

ей статье. Так относятся руководители 09-

ластной комсомольской организации к 4

ному из основных вопросов работы с ин

теллигенцией—к © политическому вост“
танию. Уж не с них ли берет плохой при.
мер газета «Сталинская молодежь»?.

10-летие АКАДЕМИИ ИМЕНИ СТАЛИНА

` ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЮБИЛЕЙНОЕ СОБРАНИЕ

12 марта, в клубе им. Кухмистерова,
состоялось торжественное собрание, посвя-
щенное десятилетию Академии железноло-
рожного ` транспорта имени товарища

На собрании присутствовал народный ко:
миссар. путей соббщения TOR. : 4
Каганович;  встреченный бурной, долго
несмолкавшей овацией.

В зале — профессора, преподаватели,
студенты академии, командиры и стаха-
новцы Московского железнодорожного узла.

Доклад о пути, пройленном академией за
10 лет, сделал т. Зубков.

После доклада с приветствиями юбиляру
выступили заместитель народного комис-
сара, начальник политуправления НЬПС
т. Орлов, заместитель  предеедателя Ко-
митета по делам Высшей школы при СНК
СССР тов. Суханов и другие.

великих и непревзойденных мастеров ком-
муниетической агитации и пропаганды —
Ленина и Сталина, ‘речи наших  замеча-
тельных народных трибунов — С; Кирова,
В. Молотова, К. Ворошилова, Л. Катанови-
ча, М. Калинина, А. Жданова.

«Я ничего так не желал бы, ни о чем
Так много не мечтал, как © возможности
писать для рабочих», — писал Владимир
Ильич в письме из сибирской ссылки  ).

Презрение к громкой фразе и ложной
«красивости» отличает все выступления
Ленина. Как часто он клеймил пеевдоуче-
ную тарабарщину, напыщенную фразеоло-
гию и литературщину!

«Это звучит «ужасно учено», но на са-
MOM деле представляет из себя пустейшую
игру словами» *),; — пишет Ленин о Стру-
ве в статье «Еще одно уничтожение — co-
циализма». По поводу одной громоздкой
цитаты Ленин замечает: «Язык: запутан
так, как клубок ниток, © которым давно
играл котенок» *).

Агитаторы лолжны читать и перечиты-
вать статью Сталина о Ленине, в которой
дана непревзойденная по глубине оценка
Ленина-оратора:

«Необычайная сила убеждения, просто-
та и ясность аргументации, короткие п
всем понятные фразы, отсутетвие рисов-
RH, отсутствие головокружительных жестов
и эффектных фраз, бьющих на впечатле-
ние, — все это выгодно отличало речи
Ленина от речей обычных  ‹«парламент-
ских» ораторов» *).

Товарищ Оталин говорит так, чтобы
словам было тесно, мыслям — просторно.
Ясность, сжатость — отличительные черты
его стиля.

«Попробуйте, — говорит М. Калинин, —
изложить короче какую-нибудь мысль, вы-
сказанную Сталиным». ;

Будучи простыми и строгими по стилю,
речи товарища Сталина отличаютея выюо-
кой образностью. Величавая простота, про-
зрачный, кристально чистый язык, замеча-

*) Ленин. Соч, т. ХХУШ, стр: 17.

:) Ленин. Соч, т. ХУИ, стр. 270.

3) Ленин. `Соч., т. XVI, стр. 313.

*) И. Сталин. «О Ленине», стр. 40, Гос-
политиздат, 1939’ г,

В конце собрания выетущил, вотречен-
ный бурной овацией, народный комиссар
путей сообщения тов. Л. М. Каганович, Or
имени коллегии HRIIC on приветствовал
участников юбилейного собрания,

Свою яркую, образную речь наумм 3а-
кончил здравицей в, честь лучшем друт&
железнодорожников— велико и MYIDON
вождя товарища Сталина.

Эти слова собрание покрыло бурей апло-
дисментов, восторженных. возгласов «ура»
в честь товарища Сталина,

С большим воодушевлением собрание
приняло приветствие ‘товарищу  Сталяну,
товарищам Молотову, Л. М. Кагановичу 1
бойцам, командирам и `политработникам
Ленинградского военного округа.

После торжественной части ‘состоялся
большой концерт.

, (TACC).

тельная образность и стройность компози-
ции характеризуют выступления товарищ
Сталина. Речи Сталина. перед колхозника-
ми -—— ярчайший образец живого и ясною
изложения, не имеющего ничего. общето 6
упрощенчеством и дешевым «популярнияа-
нием». Так может говорить лишь тот, к®
творчески переработал богатое наследие
русской классики, кто чутко прислуши-
вается к народной речи. Сталинская п-
етота — плод гениально четкой работы
мыли.

Своей неувялаемой славой, свойм могу:
чим авторитетом «великий, правдивый и
свободный русский язык» обязан Пушее
ну, Лермонтову, Гоголю, Белинекому; ТУ’
геневу. Толстому, Чехову, Горькому.

Произведения классиков русской литера
туры —. сокровищница русского языка.
Яености, классической правильности и
чистоты  реча добиваются те ам
таторы, которые ведут дружбу © художе-
отвенной книгой, которые вчитываются в
творения великих классиков. Ооновной
источник обогащения языка агитатора. —
художественная литература — прививает
вкус к образному, поэтичеекому слову, 018
приучает говорить ясно и просто.

Конечно, одного количественного знания
слов недостаточно. чтобы. научиться ясной
правильно излагать свои мысли, Богатство
языка, изобразительных срелетв ‘тесно CBA
зано с илейным богатством, с богатством
содержания,

Чем ярче мысль свою ‘сам автор pel
ставляет,
Тем тоньше он ее ‘и чище выражает,
Нетрудно высказать, что понято глубоко,
Не ищите слов тогда-—они бегут’ легко,
(Буало).

Эта истина относится не только к п
извелениям искусства. Она целиком приме“
нима и к устной речи, а значит и к речи
агитатора. Нужно хоропю знать то, © чех
говоришь. Нужно работать нал свойм MI
ровоззрением, овладевать большевизмо,
приумножая свои знания и в области язы-
ка. Творец образного. прекрасного языка-=
наш народ—любит живое. меткое слово.

‚это слово должны нести в массы больше

вистские агитаторы,
Mux, BEHHEP.