ом

АПРЕЛЬ

СРЕДА

1940 год
№ 83 (4565)

ЦЕНА 10 КОП.

`ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ ` СТРАН,

Abe

СОЕДИНЯЙТЕСЫ

С

Ор ГАЯ

ЦЕНТРАЛЬНОГО
и московского

КОМИТЕТОВ
BNR CM

ЗАДАЧИ КОМСОМОЛЬЦЕВ
СЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ржизни колхозного села  потребитель-
км кооперация занимает большое и по-
чине место, Кооперации ‘передана вся
пувля из селе. Она отала основным ка-
али развертывания товарооборота между
тим и деревней. За последнию годы
иителыню возросла торговая сеть в
„ммких местностях. Открыты сотни но-
  ys магазинов, мелких торговых точек.
‘Jon увешичилея товарооборот, .
Путя и правительство проявляют
‘ую заботу © развитии, культур-
wit сооетской торговли. Потребительская
  роерация имест все возможности для то-
  № чобы изо дня в день множить свой
  улахи, воемераю “увеличивать торговлю.
стиочно сказать, что по плану Третьей
(ахиновюй Папилетки предусмотрено упе-
  дезе обе» госудафютвенню-коотералтив-
  лозооборота в 1942 тоду до 206
  дов рублей.
  ррешениях ХУШ партийного с’еэда на-
учета программа улучшения вюего торго-
уго ль па селе, указано на необходи-
yom PROTBAT в «быютро растущих сель-
потчайственных файонах сети лавок и
узолв © товарами, ‘обслуживающими
] выевиие бытовые, ремонтные и строи-
} уаъшые вуххы крестьян»,
  Теме мо богатыю перспективы  хля
Мец cone  орговги, для дальней-
его погеиз кооиерациги!

C шлцым годом меняется лицо колхюз-
пой дезни. Жизнь колхоэника сталтовит-
ч м маю и богаче, Колхоэник хочет
диеть в своя доме мяткую мебель. Он да-
в  операции заявки на пою мото-
цива, пиалиию, художественной алилералту-
ры, Ую залешие стало обычным в юол-
ой деревню, Оно, ках в зеркале, отра-
гит улучшение момеризаьтого  благосо-
(мания широких колхозных Mace,

Работники сельской кооперащии пе всег-
в ланняют свою деятельность полному
т вестороннеху удовлетворению  затросов
охения. В работе потребительской коо-
цих еще много существенных — недо-
TaTROB,

(ред работников сельских коопераливов
жыыо людей, которые считают, что их

чи найдешь в нлх следы обсуждения во-
просов деятельности комсомола в сельской
кооперащии.  Комсомольские организации
селью, райпотробсоюзов, торговых 623 по-
чему-то считаются «пасынками» у райко-
мов. В этих организациях редко бывают
комсомольские руководители.

Нечего и говорить, что подобная прак-
тика глубоко ошибочта. Она исходит из
неправильного понимания фоти и значения
потребительской кооперадтии.

«Советская торговля, — говорил товарищ
Сталин,—есть наше, родное, большевиеть
ское дело, а работники торговли, в TOM
числе работники труелалюа, если они толь-
ко работают честно,—являютея проводни-
ками нашего, революционного, большевист-
ского дела».

Улучшение работы сельской кооперации
должно быть всегда предметом постоянного
внимания и заботы сельских комсомольцев.
Этото, повидимому, не понимают и поныне
комсомольцы села овокого Пет-
ровокого района Орлжоникидзевекого края.
В селе построен атрекрасный магазин. Но
в нем часто не бывает предметов первой
необходимости — иголок, ложек, посуцы.
Из-за неповоротливости сельпо колхозники
вынуждены выезжать в город за каждой
мелочью. В селе копда-то было развито
производство гончарнюй посуды. Теперь это
производство забыто.

В любом месте можно начать производ-
ство товаров шириютреба. Взять к примеру
торовлю строительными материалами. По
сущеслву ею не занимаются. Сейчаю в
восточные области переселяется много
колхозников из маловемельных  файонов..
Всюду строятся клубы, школы,  детекие
ясли, из хуторов колхозники сселяются в
блалоустроенные поселки. Почему бы ком-
сомюльским организациям не проявить по-
чин в офтанизации производства, скажем,
черепицы? ^

В (таро-Оскюльском районе Курской об-
лакли сельская кооперащия продала более
чем на миллион рублей различных товадюв,
полученных от промысловых  артелей ‘и
местных предприятий. Немалую помощь
оказали в этом комсомольские организации

К 70-летию

СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

НА колхозных полях

Зорко стоят на страже границ‘ нашей родины моряки Каспийской военной флотилии. Военный корабль, которым командует капитан-лейтенант Климов, после учебного
плавания вернулся в гавань. На снимке (слева направо): комсомольцы-отличники боевой и политической подготовки тт.

А. МАМОНОВ, Б. ЧУБРИК (помощник коман-
дира корабля), В. АБРАМОВ, Ф. ВОЛОДИН и М. ЕВСТРАТОВ. rae : x и

Фото Б. ВДОВЕНКО.

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО
ПОЭТА

ДРУЖНАЯ РАБОТА

От корреспондента «Комсомольской правды»

райюна; Такие возможноети имеются в
каждом районе, их-то и надо полностью
HCIOIEGOBAT,

0 только ромлизовать фондовые товары.
(и no проявляют заботы об улучшении

В. И. ЛЕНИНА

В январе 1930 года рабочие Электроза-
вода обратились к Маяковскому с if

soopTMeHTS.
№2 ионее сорока процентов необходимых
ONS деревенские потребители покупают
1 шетнох рынке. Понятно, что работники
хиперации полжны заботиться © распиире-
i производотва таких товаров. № сожа-
LN, многие кооператоры завозят  под-
1% т, что можно IOTKO изготовить У
eit ma месте, Между тем «этот вид тор-
вх представляет собою один из самых
шщных двигателей в развитии не только
(avo торговли, но и производства, & так-
23 кей культуры напюго наюеления», —
мищил Михаил Иванович Калинин. На
Щстах мечало талантливых людей, кото-
poe мля бы создать ряд ориги-
  нальных помыклов. Но этих люлей сель-
  chad воперлия еще плохо использует.
Bement в кооперации растраты и хище-
ная. (пюшь и рядом плохо поставлен
учет материальных ценностей. Нередко 3a
прилазов магазина пробиралюлея жулики и
поры, В сельпо, районных, областных, крае-
ых и республиканских потребсоюзаих еще
(110 палалены учет и изучение кадров.
мять, например, Таджикистан. Здесь в ря-
№ рвов кооперативные кадры  подби-
Мия случайно. И не удивительно, что
ITH B потребкооперации республики
титают десятков миллионов рублей.
, Tame явления нетерпимы, Долг комео-
` помочь потребкооперащии устранить
итатки, окончательно „. ликвидировать
траты п хищения.
№ сих пор многие сельские комсомоть-
в ортанизащим считают, что они He
  маны вмешиваться в’`работу кооперации:
jan Cyry6o Боммерческое дело»,— рассуж-
М иные комсомольские руководители.
Ио на комсомольском собрании или на
тете комсомола села ставят доклад
  \июольна, работающего в селыю. Кюм-
  OXMBIN, Kak правило, не устанавливают
  земавного общественного контроля в ма-
  ще, Если просмотреть протоколы боль-
Tita райкомов,  обкомов, то вряд

КОНФЕРЕНЦИЯ КОМСОМОЛЬЦЕВ УРАЛЬСКОГО
ВОЕННОГО ОКРУГА у

СВЕРДЛОВСК, 9 апреля. (По телефону
нашого корреспондента). Закончила
on работу вторая окружная конферен-
 \4 ВЛКСМ Уральского военного округа.
Чегтами ее были избраны лучигие люди
‘лей и подразделений округа.
ждал © состоянии и полити-
} Wmok подготовки и задачах комсомоль-
 ит оргинизащий сделал на конференции
Лальлих подитуправления окрута бритад-
НЫЙ комиссар тов.

Почти два дня продолжались прения по

Излиу. Выступило 42 человека.

Даегаты рассказывали © х ра-
fine, всгрывали недочеты, остро критико-
Ш комсомольских руководител
— слова еше часто расходятся © де-
Ем,

до

СОБРАНИЕ АКТИВА

Вчера открылось собрание актива Нар-
боле участвуют
Представители‘ местных органов налюдного
разования, научно-исследовательских УЧ-

тугроса РСФСР. В его фа

Радений, вузов, библиотек, учителя.
ыогупавшию Ha

ей, у ко-

собрании подвергли
‘pies критике деятельность Нарком-
пуха. Наркомат уделял школе недостаточ-
19 витиание, Слаба связь школы © 06-

Президиум Академии наук СССР утвер-
дил программу апрельского общего собра-
ния Академии, посвящаемого 70-летию ‹о
дня рождения В. И. Ленина.

Будут заслушань доклады: «Проблема
государственного управления в трудах
В. И. Ленина» — академика А. Я. Вышин-
ского; «Литературное наследство В. И.
Ленина» — академика Митина;
«Ленин и строительство большевистской
партии и Коммунистического Интернацио-
нала» — академика Е. М. Ярославского;
«Ленин 0б империалистической войне» —
члена-корреспондента Академии наук И. И.
Минца; «Ленин и развитие производитель-
ных сил СССР» — академика А. Е. Ферс-
мана. (ТАСС). yt

САРАТОВ; 9 апреля. (ТАСС). Трудящие-
ся города деятельно готовятся отметить
70-летие со дня рожлония  воличайцего
тения человечества В. И. Ленина.

С 21 по 24 апреля в университете име-
ни Чернышевского будет гпровепена науч-
ная сессия, посвященная В. И. Ленину.
Доклад на тему — «Ленин 06 исторической
науке» сделает член-корреспондент Акаде-
мии наук СССР А. М. Панкратова. Доцент
тов. Зевин прочтет доклад — «Ленин
основах внешней политики советекой вла-
сти». Научные работники и студенты
сделают на сессии до 20 докладов. Науч-
ная библиотока университета организует
большую выставку. —

ЯРКИЙ СПЕКТАКЛЬ

`Вчер» в Московском художественном

театре имени Горького начался творческий
смотр молодых актеров. На основной сцене
был поставлен «Трудовой хлеб», перенесен-
ный сюда из филиала МХАТ. a:

Еше в 1936 году К. С. Станиславокий
подсказал молодым актерам идею пюстанов-
ки редко исполняемой пьесы А. Н. Отров-
ского «Трудовой хлеб». Через три тода с
большим ‘успехом прошла премъера этото
спектакля. который прочно вошел теперь
в основной репертуар театра.

Вчералиний спектакль был радостным со-
бытием не только для участников и поста-
новщиков его, но и для зрителей. Успех
молодежи-—это ‘успех всего МХАТ, успех
художественного руководства театра, вости-
тывающего свое «третье поколение» на
славных мхатовских традициях: х

Молодые актеры показали вчера, что они
отлично овладевают замечательной теат-
ральной культурой. Н. Курочкин (Корте-
лов), 3. Цильман (Потрохов), так же как
Т. Варзер (Наталья Петровна), Е. Петрова
(Евтения Львовна), А. Георгиевская (ключ-
nama), М. Баташюв (Трунцев) и В. Санаев
(Чепурин), сумели проникнуться идеями
пьесы Островекото, внести в свое исполне-
ние большую теплоту и лиризм.

а

ТИРАЖ ЗАЙМА 1938 ГОДА

Завтра в Москве состоится одиннадца-
тый тираж выитрышей займа 1938 года.
Будет разыграно 11.360 выигрышей на
7.668.800 рублей, в том числе: 8 выиг-
рышей — ю 25.000 рублей, 40 выигры-
пей — по 10.000 рублей, 240 выигры-
пей -— по 5.000, 2.400 — по 1.000 руб-
лей и 8.672 выигрыша — тю 400 рублей.

В связи © тиражом в сберегательных
Kaccax увеличился в последнее время
спрос на облигации займа 1938 года. По
тиражам выигрышей этого займа, состояв-
щимся в 1939 году, сберегательные каосы
только по крупным выигрышам (от 10 ©
25 тысяч рублей) выплатили населению
более 13.200.000 рублей. (ТАСС).

Не везде выполняются планы расптире-
ния и строительства новых торговых TO-
чек. Кому, Kak He сельским комсомольцам,
надо взяться за это дело, добиться, чтобы
было завершеню в ближайцюе время 0б0ру-
дование новых магазинов и лавок.

В системе потребительской кооперации
работают тысячи комсомольцев и кюмеомо-
лок. Оня призваны показывать образцы
честного огношения к порученным обязан-
ностям, глубоко вникать в вопросы ‘тортгов-
ли. Между тем, комсомольские организации
сельпо, райпотребсоюзов еще недостаточно
интересуются тем, ках распределяются то-
вары по торговым точкам, часто проходят
мимо фактов растрат и хищений,  непра-
вильного подбора кадров, ню помогают
изыскивать новые виды товаров на местах,
мирятся с бюрократизмом в аппарате.

А какой простор для самодеятельности
комсомольцев в сельской кооперации! С
каждым днем в стране ширится pour
посевных работ. Колхозники на продолжи-
тельное время выезжают в поле, в табо-
ры. Комсомольцы сельской кооперации
обязаны добиться культурного обелужива-
ния колхозников в поле. Для этого тре-
буетея, чтобы каждое сельпо организовало
походные и выездные ларьки € товара-
ми широко потребления. Почти 8
каждом сельском магазине есть отделы ли-
тературы. Как правило, книги здесь раз-
бросаны, их He берегут. А разве трудно
организовать саюциальные витрины, ы
каждый мог посмотреть и выбрать нужную
книгу, привлечь для  фаопроспранения
литературы пионеров, книгонош, коробей-
ников? Сколько можно привести таких
примеров,” где мопли бы развернуть свою
деятельность комсомольцы сельской коопе-
рации.

Работу сельской кооперации необходимо
поднять на высшую ступень. Надо по-
стоянно помнить, что советекая торговля
есть важнейший участок государственной
деятельности коусомола.

— В комсомольской организации, rie
секретарем бюро тов. Галянацин,— сказал
тов. Свиридов, — не организована передача
опыта отличников боевой и политической
подтотовки, бюро плохо руководит учебой
комсомольцев. В работе этой комсомольской
организации нет должной плалювости.

Выступивший с речью начальник Штаба
округа комбриг Захаров призвал комсомоль-
цев стать отличными стрелками, в <овер-
тенстве овладеть  искусством  ближнето
боя.

На конферениии выступил член Военно-
то совета округа дивизионный комиссар

Леонов. ь
С огромным под’емом делегаты конфе-

послали приветствия товарищам
Сталину, Молотову, Ворошилову.
и

НАРКОМПРОСА РСФСР

щественностью, родителями. Неудовлетво-
рительно поставлена подготовка педагогя-
ческих кадров.

С большим вниманием актив выслушал
речь заместителя председателя Совнаркома
CCCP тов. А. Я. Вышинского, подробно
остановившегося на недостатках в
Наркомпроса РСФСР.

по Орджоникидзевскому краю
Ранним утром в полевой ватончик траж-   жов. Эти собоседования помотают бритадам

ториетов- приехал .бритгадир-молоделеной по-
леводческой бригады Алексей Бражников.

‚ Он зашел в общежитие, побывал в красном

уголке, заботливо осмотрел матрацы, поин-
терееовалея, есть ли газеты, журналы, хва-
тает ли пищи. —

В ватончике было чисто и уютно. С. по-
левой кухни доносился вкусный запах бор-
ma. На плите жарилось мясю с картофе-
лем. Из степи скоро должны были приехать
трактористы, и повариха Анна Новикова
слешила приготовить обед. Ее командиро-
вали сюла, к траклористам, колхозники по-
леводческой бригады.

Дружба двух бригадиров началась еще
зимой. Молодые хозяевх вместе наметили
план работы, подготовили участки, мапти-
ны и репеижи в этом тоду получить с каж-
лого гектара по 130 пудов зерна. Колхоз-
ники полеводческой бригады хоропю пони-
мают, что без содружества с тракториета-
ми им не выпюлнить своих обязательств.
И бритадиры часто ооветуются друг © дру-
ом, обдумывают, как лучше помочь кол-
хозникам и трактористам производительней
работать в степи, правильно использовать
машины, живое тягло. .

Накануне сева комсомольцы ‘полеводче-
ской бригады выяснили, что трактористы
нуждаются в припотпциках. Этот вопрос
был обсужден на собрании первичной орга-
низации ВЛАСМ. Лучшие молодые кюлхоз-
ники Гавриил Колобов, Алексей Отупников,
Павел Гольцев были рекоменлованы при-
цепщиками. Доверие комоомольцев они оп-
равдывают.

Бригадир трахтористлов—пожилой казах
Егор Егорович Филимюнов. Вечерами он co-
бирает водителей, передает им свой опыт,
советует, как лучше беречь машины. Ча-
сто на этих беседах присутствуют колхоз-
ники полеводческой бригады, агроном Вюж-

лучше организовать труд, повыюить произ-
водительнюсть.

№ комсомолке Бухтияровой тракториеты
питают 0с0б0е уважение. Девушка много
читают, любит землю, делает много инте-
ресных опымюв, держит связь © кубанеки-
ми сельскохозяйственными лабораториями
и нередко радует свой колхоз какой-ни-
будь научной новинкой.

На олном из производственных совеща-
ний комсомолка Бухтиярова заявила: -

_ — Места у нас суховейные, надо сде-
лать диатональное боронование, лучше бу-
дет сохраняться влата.

Трактористы © охотой выполнили этот
совет.

Молодые колхозники вместе с водителя-
ми усовершенствуют машины, внедряют
агротехнику. Перед севом пропалных куль-
тур колхозник Алексей Бражникоюв м трак-
ториет Иван Новиков фасставили по пяю
колышки, указавшие прямюй путь трак-
тору. Konia настало время сеять подеол-
нух, трактор пошел по прямой борозде. Та-
кой порядок засева позволит лучше -yxa-
живать за подеюлнухом, уменьшит потери
во время уборки.

ли спросить молодых ‚бритадиров, что
дает им содружество, они вместо ответа
полводут ваю к необычайно пгирокой матеи-
не. Эта двухлисковая сеялка сделана по
чертежам тракториста Ивана Новикова.
Коллективно изготовленный в колхозной
кузнице атрегат блестяще показал себя на
севе. Он дал экономию горю\ето, отличное
качество сева и вдвое увеличил произво-
дителыьность трахтора. Плодотворное содру-
жество полеводческой и траклорной бригад
обеспечит успешное проведение сева».

Г. ЛИПШИЦ.

Колхоз «Опытно-показательный»
Ново-Александровского района.

ЕТ

Массовый сев хлопка

в Узбекистане

ТАШКЕНТ, 9 апреля. (По телеграфу от
нашего корреспондента). В Узбекистане
установились теплые солнечные дни. Кол-
хозы начинают массовый ев хлопка. По-
левые работы ведутся повсеместно. Уже
засеяно 11.069 гектаров.

Дружню начали сев колхозы, обслужи-
ваемыюе Комсомольской МТС Пекентского
района. Трактористы, работающие в кол-
х0зе «Коминтерн», в полтора раза перевы-
полняют нормы. С особой тщательностью
обрабатываются участки стахановцев-сто-
центнеровиков.

Весенние дни

в Сибири

НОВОСИБИРСК, 9 апреля. (По телефону
от нашего корреспондента). Весна в Сиби-
ри наступила необычайно раню. В южных
районах области начались весенние поле-
вые работы. Передовые колхозы ЁКупин-
ского района «Коллективный пахарь» и
«Красные орлы» боронуют зябь выбороч-
ным путем. Колхозы «Заря» и «Искра»
Чистоозерского района уже забороновали
около 100 тектадов. В Здвинском районе
началея сев зерновых.

\
\

ЗАСЕЯНО 15

ОДЕССА. 9 апреля. (По телефону от на-
шего корреспондента). Весна на юге ка-
призная. Редко выдаются теплые, солнеч-
ные дни. Хололные ветры, дожди, замороз-
ки задерживают тюлевые работы. Невзирая
на неблагоприятную погоду, колхозы про-
водят ‹ев. Область уже закеяла свыше 15
тысяч тектаров яровых. забороновала 68
тысяч тектаров зяблевой вспашки. На пло-
щади в 36 тысяч тектаров подкормлены
озимыю посевы, произведена весновопашка,
на 22 тысячах тектаров, культпивация зя-
би—чта 19 тыкячах тевтаров.

ТЫСЯЧ ГЕКТАРОВ

Там, где руководители колхозов, не ожи-
дая милостей природы, используют каж-
дый день, каждый час, быстро ориентиру-
OTe сообразно © погодой, тало тюлевые ра-
боты проходят успешно, на высоком алтро-
техническом уровне. Колхозы имени
Topproro, имени Ворошилова, имени Po-
зы Люксембург Беляевското района, имени
Ленина, имени Сталина и «Искра» Ови-
диопольского района уже закончили сев
ралитих яровых.

помочь в проведении десятидневника борь-.
бы с потерями. eee

- — С удовольствием помогу 3aBoxy,—or-

ветил Masxopcrnii.—He cmorpute на мой _
отдых или сон, тяните с постели.

И он выполнил свое обещание. Приехав
в электрозаводцам, Маяковский написал
ряд лозунгов, зовущих на борьбу © потеря-^
ми на. производстве.

Завод автотракторного электрооборудова-‘
ния, бывший в то время в системе Эле-
ктрозавода, проводит сейчас общественный‘
смотр качества продукции. И снова, как
10 лет назад, с прежней силой зазвучали
в цехах и мастерских призывные слова
Маяковского. ;

Каждая фаботница, _
Каждый рабочий,

материактья,
Борись © порчей!
Лентяев и разгильдяев
Сметайте начисто.
Даешь

высшего качества!

Эти и другие лозунги поэта, размножен-
ные в сотнях экземпляров, помогают заво-
ду бороться с браком и бракоделами.

Сейчас коллектив завода готовится до-
стойно отметить десятилетие со дня смер-
ти любимого поэта. В библиотеке организо-
вана  фотовыютажка, посвященная MABE
и тоорчеству Маяковского. Здесь же прово-
дятея консультации по отдельным его про-
изведениям. Состоялась лекция о творче-
стве поэта. Ведется тпюдготовка к большо-
му общезаводекому вечеру, посвященному
памяти В. В. Маяковского. i

(TACC).

Интересная выставка

Сегодня в Государственном литератур-
ном музее открывается выставка, посвя-
щенная В. В. Маяковскому. На ней пред-
ставлено много новых документов о жизни
и творчестве великого пролетарского поэта.

Впервые посетители увидят некоторые
записные книжки поэта, в частности
книокку с текстом поэм «Владимир Ильич
Ленин», «Во весь голос» и др. Впервые
выставляются многие «Окна Роста». Текст
их и сегодня не потерял своей актуаль-
ности. Bor, например, плакат Роста
№ 858:

«Каждый прогул
радость врагу,
& терой труда —
для буржуев удар!»

Исключительный интерес представляет.
собрание афиш Маяковского. Среди них —
афиша о выступлении Маяковското, Бут-
люка и Каменского 19 января 1914 гола, ~
афиша Белоглинского политпросвета © по-
становке «Миютерии-буфф» 11 сентября
1921 года, афиши: «Воем-всем», «Левей
Лефа», «Олушай новое» с тезисами вы--
ступлений Маяковского и др.

На выставке показаны книги, вышед-
шие при жизни поэта. Привлекает внима-‘
ние автограф Маяковокото на книге «O6-
лако в штанах», посвященный Максиму
Горькому — «Алексею Мажсимовичу с лю-
бовью. Вл. Маяковский».

В одной из комнат выставлены иллю-
стращии к произведениям Маяковского и
проекты музея поэта, разработанные сту-
дентами Московского архитектурного тн-
ститута.