ВСЕСОЮЗНАЯ ОЛИМПИАДА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

0 ПОРЯДКЕ ОТБОРА ЭКСПОНАТОВ НА ВСЕСОЮЗНУЮ ВЫСТАВКУ
  ` РАБОТ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

(Утверждено оргкомитетом по проведению Всесоюзной олимпиады детского творчества)

1. Участниками  Веесоюзной выставки
работ юных техников по представлению
областных, краевых и республиканских
оргкомитетов олимпиады детского творче-
ства могут быть учащиеся и коллективы,
которые представили хорошие образць са-
молелтельного технического творчества. При
отборе участников также принимается во
внимание их успеваемость и дисциплина в
школе.

2. На Веесоюзную выставку работ юных

‚ техников отбираются лучшие модели и
другие работы юных техников:

а) модели планеров, самолетов, дири-
жаблей, автожиров и других летательных
аппаратов. всех типов;

6) детекторные и ламповые приемни-
ки; раднопередвижки, звукозатисывающие
аппараты, фадиоуправляемые модели, те-
лефонные и телеграфные установки, бильд-
аппараты;

в) электрические маптины, модели, дей-
ствие которых основано на электричестве;
двигатели внутреннего сгорания, паровые
маптины, ветросиловые установки;

г) модели паровозов, электровозов, тран-
спортных сооружений и механизмов; трам-
ваев, троллейбусов, метро; яхт, катеров,
кораблей разных типов, портовых сооруже-
ний и механизмов, автомобилей, аэросаней,
вездеходов, иотоциклюв;

д) модели разных машин и механизмов,
применяемых в промышленности и сель-
ском хозяйстве;

е) модели танков, орудий, боевых кораб-
лей, подводных лодок, броневиков и т. д.

ж) модели, приборы и учебные пособия
по физике, химии, географии и другим
наукам;

3) самодельные фото- и киноаппараты и
туринадлежинюсти к ним, работы по цветной
фотографии, микрофотоснимки; фотографии
на мраморе, тканях, дереве и другие экепо-
наты по прикладной фотографии, & также
самодельные кинофильмы.

На выставку могут быть прехставлены и

юных техников, которые\ не указа-
ны выше.

3. На выставюу высылаются малериа-
лы, характеризующие работу лучиеих вне-

0 порядке отбора и публикования литературных произведений
участников воесоюзной олимпиады детского творчества

1. Показ достижений учащихся в обла-
сти литературного творчества  осуще-
ствляется путем отбора их лучших произ-
ведений и опубликования в печати.

2. Ha школьных, районных  смотрах,
областных, краевых, рестубликанских и
Всесоюзной олимпиадах детского творчества
могут быть представлены все литературные
жанры (стихи, повести, рассказы, очерки,
пьесы, дневники, сказки, басни и т. д.).

3. учшие литературные произведения
участников осмотров. детского самодеятель-
ного творчества в школах публикуются в
стенных газетах; участников областных,
краевых, иканоких олимпиад — в
комсомольских и пионерских тазетах и
журналах. Областными, краевыми и феспу-
бликанскими оргкомитетами могут быть из-
даны  сборняки произведений детей —
участников олимпиады. 2

Литературные произведения участников
Всесоюзной олимпиады детского творчества
публикуются в тазетах и журналах ЦЕ
ВЛКСМ и издаются Детиздатом.

4. Литературные произведения детей по-
ступают в областной или краевой оргко-
митет олимпиады от комиссий по подго-
товке и проведению смотров детокото са-
модеятельного творчества в школах, а так-
же непосрелственно от самих учащихся.

Отбор литературных произведений для
представления на областные, краевые,
республиканские олимпиады проводят жю-

.

ПРАВДА

И Е ИС ЕС. АК

° ко КАЯ

у тЫ Sete, Е РЕ ЕС А Е и Ser ee

МАСТЕРА ИСКУССТВ, ВКЛЮЧАЙТЕСЬ
В ПОДГОТОВКУ К ОЛИМПИАДЕ

Английское агентство Рейтер, со ссылкой
на сообщение к’”насского корреспондента

ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА! В па в Мрожые
По реикнию Х пленума ЦК ВЛЕСМ в августе 1940 года в Москве проводится а с просыбюй к т. Молотову раз-
школьных учреждений. технических круж-  Всесоюзная олимпиада детокого творчества, ренгить Германии использовать Мурманск и

ков, & Также отдельных учащихся. Мурманскую железную дорогу для перебро-

4. Для отбора экспонатов на Веесоюз-
ную выставку работ юных техников при
оргкомитете создается Выставочный комитет.

Состав Выставочного комитета и его ре-

шения утверждаются Всесоюзным оргкоми-
етом.
5. Отбор экспонатов на Воесоюзную вы-
ставку проводитея областными, краевыми
и роспубликанекими орткомитетами. Opr-
комитет предоставляет празо выставкюму
и местным оргкомитетам отбирать экепо-
наты непосредственно из школ, детаких
тэхнических станций, дворцов пионеров, ©
районных и городоких выставок.

6. К 15 мая 1940 гола областные,
краевые и рестубликанские орпкомитеты
‘направляют в оргкомитет  Воесоюзной
олимпиады, по адресу: Москва, проезд Ce-
рова д. 6, под’езд 4 — Центральная дет-
ская техническая станция.

a) Малериалы на каждый отобранный
экспонат: краткое описание экопюната, его
размеры, фотоснимок и сведения 0б ав-
торе работы (фамилия, имя, ад-
рес, школа, класс, пионер, комсомолец);

6) Материалы на выдвигаемые для по-
каза 8a выставке лучшие технические
кружки и внешкольные учреждения: ха-
рактеристика работы кружка или учреж-
дения, мотивировка выдвижения его Ha
Участие в выставке и намечаемые формы
показа работы кружка или учреждения на
выставке.

7. Оргкомитет Воеосбюзной олиминады
детского творчества рассматривает  пред-
ставленнью материалы и ©в0е решение в
декадный срок сообщает соответствующим
оргкомитетам.

Без разрешения Воесоюзного оргкомите-
та экспонаты в Москву не отсылаются.

за отправку и coxpan-

Оказать активную помощь комсомольским организащиям в подготовке к проведе-
пию олимпиады, еще больше сблизить искусство со школой — почетная задача, каждого
работника искусств.

Кому не известна, огромная роль искусства в воспитании подрастающего поколе-
ния! Потребность напгих детей в литературе, хорошей ‘песне, хорошем спектахле,
фильме необычайно велика. Но то, что мы делаем для них до сих пор, недопустимо
мало.

Залачи художников не ограничиваются только созданием произведений для детей.
Наша прямая обязанность — направлять, развивать детскую самодеятельность. Детям.
нужны пьесы, песни, с которыми они вышли бы на олимпиаду.-Им нужна и помощь
мастера в школах, Домах художественного воспитания и клубах.

Мы призываем работняков искусств и литературы активно включиться в подго-
товку и проведение Всесоюзной олимппады детского творчества.

Драматурги, писатели, тюэты, композиторы! Создавайте полноценный репертуар‘
для детей, организуйте и возглавляйте литературные, музыкальные, хоровыю и танщо-
вальные кружки.

Режиссеры и артисты! Помогите детям в постановке спектаклей, коллективных и
индивидуальных танцев, в их учебе.

Мы призываем художников и скультторов устраивать для детей выставки своих
работ, рассказать детям © своем творчестве, помочь в устройстве выставок юных
художников и скультторов, руководить этими кружками и студиями.

Мастера советского искусства должны найти самые разнообразные формы руко-
водства художественным творчеством детей, a в своем собственном творчестве —
самые влохновенные мысли, глубокие чувства и яркие краски. ©

Всесоюзная олимпиада детекого творчества явитея радостным праздником не
только детей, но и всето советского искусства. Онз еще раз продемонстрирует перед
всем миром огромную заботу коммунистической партии и советского правительства
о напих детях, явится этапом в дальнейшем развитии детской художественной само-
деятельности.

Мы уверены, что мастера советского искусства откликнутея на наш призыв.

j - Народные артисты СССР:
А. ЯБЛОЧКИНА. /С. САМОСУД.
А. ТАРАСОВА, С. МИХОЭЛС.

А. АЛЕКСАНДРОВ.
` Народные артисты РСФСР: °

А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР. Р. СИМОНОВ.

у Заслуженный деятель искусств
И. БЕРСЕНЕВ.

В просторном здании цеха № 13 непри-
вычная ей, Еще мерно тюкачиваются
огромные крюки под’емных кранов, но мо-
торы уже приглушены. Вокруг импровизи-
рованной трибуны тесным полукругом рас-
положилиеь рабочие. Их лица вниматель-
ны, серьезны. ;

Беседу, посвященную  семидесятилетию
со дня рождения Ленина, проводит инже-
нер-комсомолец Константин Старк. Чтобы
рассказать о великом вожде просто ‘и ярко,
мололой атиталор собрал много материала.

Горячие, взволнованные слова атиталора
захватывают аудиторию. И молодежь и по-
жилые рабочие с юдинаковым интересом
слушают ето рассказ.

..1870 год. В Симбироке родился Вла-
димир Ульянов. ¢

Труден, тяжел был путь Ильича. Надо
было обладать именно его, ленинской, во-
лей, смелостью и верой в правоту своего
дела, чтобы выйти победителем в титани-
‘ческой борьбе со воеми врагами табочею
клаюса. Эту силу Владимир Ильич черпал
в народе, в революционном рабочем дви-
жении, в которое вступил еще юношей.

— Замет ‚ как рабочие, знавшие
Ленина, умели сразу выделить его из всех,
чувствуя в нем своего вождя и товари-
ща,— говорит Старк.—Вот что вспоминает
А. М. Горький, участвовавший в У (Лон-
донеком) с’езде палугии:

о Е 7 ` Заслуженные артисты РСФСР: «В Гайд-паркюе ree rts a

о С. ГИАЦИНТОВА. С. ОБРАЗЦОВ. чих, впервые видевших Ленина, -

8. Прием экспонатов на. Всесоюзную вы: С МАН, a ee oe ee e
ся 15 июня 1940 года. Профессор-орденоносец них хараклерно сказал:

9. Приезд в Москву авторов экопона-
тов допускается только пю вызову
митета Всесоюзной олимпиады.

Д. ОЙСТРАХ. — Не знаю, может быть эдесь, в Ев-
я ропе, у рабочих есть и другой, такой m0
умный человек... А вот, чтобы был другой
человек, которого я бы сразу полюбил,
как этого —— не верится.

Другой рабочий добавил, улыбаясь:

— Этот — наш!»

Умело подбирая факты, документы, OT-
рывки из художественной литературы, ри-
сует Старк замечательный образ Ленина.

— Вспомните, — товорит он, — как
лучшие сыны нашего народа, виднейшие
деятели большевистской партии, любили и
уважали Ильича. Руководителем выспюгм
типа, горным’ орлом называл его товарищ
Сталин.

Величайший тений феволюции, основа
тель и вождь партии нового типа, ученый
гигантских  маспегабов, в жизни он был
наредкость обаятельным человеком. Тов.

ри, созданные при соответствующих ортко-
митетах. у
Решения жюри утверждаются оргкоми-
тетом. :
5. Отбор литератутных произведений дл
представления на Всесоюзную олимпиаду
проводится жюри при оргкомитете Beeco-
юзной олимпиады детского творчества.
Решения жюри утверждаются орткоми-
тетом.
6. Устанавливаются следующие сроки
отбора литературных произведений:

Опровержение ТАСС

a) областными, краевыми оргкомитетами
о 15 июня 1940 г.

6) республиканокими оргкомитетами
25 июня 1940 г. `

В оргкомитет Всесоюзной олимпиады ма-
териалы (рукописи и решение  соответ-
ствующего оргкомитета) должны быть
тредетавлены к 1 июля 1940 г.

7. Произведения, написанные на языках
братских народов, должны быть республи-
канокими оргкомитетами переведены Ha
русский язык и присланы оргкомитету
Всесоюзной олимпиады и в подлиннике и
в подетрочном (если нет художественного,
близкого к подлиннику перевода) переводе
на русский язык.

Утверждение литературных произве-
дений для представления на областные,
краевые, республиканокие олимпиады про-
водится без вызова авторов.

3KH3Hb-NOIBHT

К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ М. В. ЛОМОНОСОВА

Знаменитый критик В. Г. Белинский пи-
сал о Ломоносове: «..вея жизнь его была
прекрасным полвитом, беспрерывноюй борь-
бой, беспрерывной победой. Голова ходит
кругом от мысли, что было сделано в Рос-
сии до Ломоносова, и что он должен был
сделать, и что’ сделал».

Не было тахой области науки и искус-
ства, которой бы не интересовался гени-
альный сын великого русского народа Ми-
хаил Васильевич Ломоносов. Он был круп-
нейпим химиком и физиком, талантливым
поэтом и художником-гравером. Он серьез-
но занималея географией, ‘математикой,
картографией, метеорологией,  геологией,
минералогией и другими науками. «©

Рано начались житейские скитания ве-

ликото ученого. В детстве и юности он с0-
провождал отца и других поморов-промыш-
ленников на промыслы в Белое море и de-
довитый океан. От наблюдательного взора
молодого Ломоносова ничего не ускользало
в пути. Позднее все это получило отраже-
ние в его научных, особенно географиче-
ских, работах,
К 15 лам Михайло Ломоносов уже знал
наизусть в книги, какие только мог най-
ти на родине. Он досконально изучил грам-
матику Смотрицкого и сборник разных ма-
тематических правил и сведений по миро-
ведению — «арифметики» Малницкого. По-
пытки устроиться в Холмогорскую школу
не удались, ибо «лицам податного сосло-
вия» поступать в учебные заведения было
запрещено, и в морозную зимнюю ночь мо-
лодой Ломоносов с попутным 06030м пеш-
ком отправилея в Москву учиться. Он не
бежал тайно. В книге Куростровокой во-
лости, где в деревне Ленисовке, близ Хол-
могор, родилея Ломоносов, сохранилась за-
much: «1730 г. декабря 7 дня отпущен
Михайло Васильев Ломоносов к Москве и
к морю». На руках у него был паспорт,
выданный с согласия отца холмогорской
воеводекой канцелярией,

В Москве Ломоносов скрыл свое кресть-
янское происхождение и устроился учить-
ся в Заиконоспасокую славяно-греко-латин-
скую академию. Жить пришлось вирого-
лодь и ютиться где попало. Через двадцать
с липытим лет Ломоносов писал: «Имея
один алтын жалования, нельзя было иметь
Ha пропитание больш, как на денежку
хлеба и на денежку квасу, протчее на бу-

магу, на обувь и другие нужды. Таким o6-
разом жил я пять лет и наук не оставил».
В числе слюсобнейших учеников Ломоносов
был направлен в Петербург, в Академию
наук, а оттуда за границу, где основатель-
но изучил математику, физику, химию и
горное. дело.

По возвращении из-за границы Ломуно-
сов в звании адъюнкта Академии наук
начал читать в академическом университ-
те физическую географию, но 060бенио ув-
лекался физикой и химией. После много-
летних хлопот Ломоносову удалось ноетро-
ить первую в России химическую лабора-
торию. Здесь он читал лекции и производил
многочисленные опыты по физико-химии.
Ломоносов первым в науке высказал мы-
сли о единстве материи, сохранении энер-
гии и 06 атомистической теории. Важней-
шие работы его по химии пролежали в алр-
хивах академии неопубликованными 150
лет.

Ломоносов составил первую руескую на-
учную грамматику. Он положил начало
новой русской литературе. Он ’создал наи
научный язык. В те времена художествен-
ные произведения писали 060бым напы-
щенным стилем, употребляя много древне-
славянских слов. Тоглашний крупнейший
авторитет в области литературы Тредья-
ковский возмущался тем, что Ломоносов
свои литературные произведения писал на
разговорном, народном русском языке, упо-
требляя вместо славянских слов — глас,
око, чело, ланиты, уста -— русские — ro-
л10с, глаз, л0б, щеки, губы.

В тогдашних правящих и официальных
научных кругах считалось, что русский
язык непригоден для изложения научных
вопросов. Против этого решительно восста-
вал Ломоносов, указывая, что российский
язык включает «великолепие испанского,
живость французского, крепость немецко-
то, нежность итальянского, сверх того бо-
гатство и сильную в изображениях крат-
коеть греческого и латинского языка», Ло-
моносов ввел в русский язык такие науч-
ные термины, как: земная ось, огнедыша-
щие горы, удельный вес, кислота и мно-
гое другое,

Наука в ХУШ веке должна была свои
выводы строго согласовывать с библейски-
ми сказками и легендами. В физической
тесграфии писали © земле «до потопа» и

м. в. JIOMOHOCOB.

после; учили, что вс на земле, весь мир
в современном виде,  земн кора — все
«создано богом». Наблюдения Ломоносова
в рудниках натолкнули его на революцион-
ные для того времени мысли о непрерыв-
ной эволюции в природе. В сочинении «0
слоях земных» он пишет о том, что «пе-
ремены произашли на свете’ не за один раз,
но случались в разные времена, несчет-
ным. множеством крат, и, ныне происходит, и
едва ли когда перестанут... Налрасню многие
думают что все как видим, с начала“твор-
цом создано; будто не токмо горы, долы,
и воть, но разные роды минералов про-
изошли вместе со всем светом; и потому
де не надобно иселедовать причине... Тажю-
вые рассуждения весьма вредны прираще-
нию всех наук, следовательно и натураль-
ному знанию шара земного, а особливо
искусству рудного дела, хотя оным умни-
кам и легко быть философами,  выучась
наизусть три слова: бог так сотворил: и
сие дая в ответ вместо всех причин».
Ломоносов не считал нужным серьезно
возражать противникам учения Коперника
© вращении земли вокруг солнца. Один
умный повар, пишет насмешливо Ломо-
Носов, этот спор решал так:
..В том, что Коперник mpap
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Kro вилел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом. жаркого?
К церкви Ломоносов веетда, WICH
отрицательно, В отдельных CBOHX ¢THXo-
творениях он ядовито высмеивал духовен-
ство (например, «Гимн бороде»). Большое,
неудовольствие синода ‚вызвало учение
Ломоносова в множестве миров, о древно-
сти земного шара. Мнение х множестве ми-
ров Ломоносов высказывал на основании
открытия атмосферы около планет.
Ломоносов постоянно занималея метеоро-
логией, климатолегиой, гилрологией, 060-

benno физической географией Ледовитого
океана. HO много высказываний по
метеорологии теоретического и практиче-
ском характера находим в его работе «0
явлениях воздушных от элекрической cH-
лы происходящих». Ломоносов об’яеняет,
как образуются роса и туманы, рассужда-
ет о линии вечного снега, пишет © воз-
никновении конвекционных воздушных то-
ков, © погоде и ее предсказании.

Весьма убедительно Ломоносов обосно-
вал существованию воздушных восходящих
и нисходящих вертикальных токов. Это-
му открытию сам он придавал большое
значение. Через полвека западно-европей-
ские ученые Гумбольдт и Араго вновь от-
крыли конвюкционные вертикальные воз-
душные токи и начали производить над
ними наблюдения. А Ломоносов еще в
1754 г. соорудил машину для под’ема
самопишущего термометра в верхние слои
атмосферы. Правда, при пробе машина не
полетела. Под. Петербургом он устроил ме-
теорологическую обсервалорию, на которой
леиствовал самопиштущий прибор ero cob-
ственной конструкции. Сочинение Ломоно-
сова «0 явлениях воздушных» 70 лет
оставалось забытым. Только в 1831 г.
профессор Московского унизерситета, впо-
следствии академик ОД. М. Перевощиков
первый обратил внимание ученых на это
замечательное произведение.

В. одной из своих работ «Рассуждение
© большей точности морского пути» Ломо-
носов разбирает вопросы: о сыскании лол-
готы и широты в пасмурную погоду и 06
ученом мореплавания. В то время еще не
энали анеропдов, а ртутный барометр на
море применить было нельзя. Для нужд
мореплавания Ломоносов придумал особый
«морской барометр». Но этот прибор не
стало тогда пгироко известным и но был
применен на деле. Более 100 лет спустя

Старк приводит высказывания Н. К. Круп-
ской о Той исключительной заботе и вни-

ной чертой Ильича,

ходят живейший

ции противников революционного марксиз-
ма. Он говорит о величайшем преобразую-
щем значении гениальных ленинских идей,
многие из которых уже  претворены в
жизнь. В траурные январекие дни 1924
года на П Веесотозном <’евде Советов луч-
ший ученик и продолжатель дела Ленина
товарищ» Сталин дал клятву верности его

мании к людям, которые были отличитель-

Каждый штрих, каждая деталь в био-
прафии Ленина, сообщаемые Старком, на-
отклик у слушателей.

Атитатор рассказывают, как Jenn,
блестящий полемист, мастерски громил
в своих выступлениях идей ные поЗи-

15 апреля 1940 г., № 87 (4555

———— ——

ски гермамеких войск в Норвегию т <
советское правительство отклониь „
просьбу. ТАСС уполномочен aap, a
это сообщение Рейтер пе соответствуя y
ствительности, так как Германия ye gy,

к Op,
шалась к СССР с такой проьбий. “)

БЕСЕДА О ЛЕНИНЕ

заветам, Под водительством Сталину
тия’ большевиков  неувлонно
лденинскому пути.

— Верность заветам Ленина — орать.
тельная черт каждото коммуниста, Razy,
го комсомольца. Владимир Ильяч учи ль,
никогда не останавливаться BA oe  ’
том, во всем проявлять свой почин  .
циативу. Наши комсомольцы дезох ть,
чают на это указание Ленина. Стахаи
комсомолец Гриторий Бряков поула»
работает над ‘улучшением промт,
ното процесса. рационазизалорусь
предложения, сэкономив заводу боль
средства, позволили ему система
eee ren на 200 процентов, Ip.
красно алот и ‘Учатся молодые но.
Ню Илюкаев, Сафонов, т

Жизнь Ленина, © Kowa om,
служению народу, — вот образец, х вл,
рому должен стремиться каждый ми
человек. нашей страны. Быть TUREY, ty
Ленин!

Имя его живет в сердцах милиино, }
величии сталинских Пятилеток, в во
победном движении ® коммунизму вот
трудящиеся всего мира продолжение у
налалого ‘им.

Влохновенными = словами
Маяковского, обращенными к соетий 1.
мяти Ильича, заканчивает бест пу
молец Старк: А

«Вашим,

‘товаритц,

сердцем -
и именех

№
Пит в}

боремся
и живем

Взволнованный нахльнувиими pone.
наниялми, слово берет контрольный узо
Александр Апдреевич Кузичев, 25 лот»
работавиий на заводе. Алехеалхр Анил
рассказывает об историческом выстлиет
Ленина на заводе 30 августа 1918
свидетелем которого он был, о злое
покушении на жизнь любимого Иль,

— Honora не забуду той боли и тез
которыю охватили всех нас OPH mem)
что Владимир Ильич ранен, — говорит те
Кузичев. — Мы поняли тогда, чт ву
нужно карать беспощадно.

В каждом слове пожилого paso -
беспредельная любовь к Ленину, ув
К емо памяти, таклю понятные и блох
каждому.

Беседа окончена. Люди расходята т
своим местам, к станкам и машинах
каким-то‘ большим, вовым ‘чувством (1
с особенной тщательностью приступа”
раболе. Сновь тудят моторы, и меш
краны легко тюднимают тяжелые wo
малгии.

А когда кончается смена и рабоч ке
ходят из цеха, они внимательных ве
Дом окидывают завод. Огромные новые
пуса сверкают огнями. Таким стал we
завод имени Владимира Vania, opm
жавший некогда капиталисту Михел

В сквере напротив завода на фоне в
Hero неба четко выступают контуры и
мятника Ленину. Он изображен в су
тельном порывистом движении, BOOT I
вущим только вперед.

М. КАРПОВИЧ,

Москва,

такой прибор ‘вновь был изобретен в За-
падной Европе. Ломоносов предлатал про-
изводить научные наблюдения и путеше-
ствия в международных размерах по об-
щему плану. идеи «научного плани-
рования» в наиболее совершенной форме
получили осуществление только теперь, в
налией стране.

С большим увлечением Ломоносов зани-
мался изучением Ледовитом океана.

Он тщалельно знакомился с отчетами
и судовыми журналами экспедиций в Ле-
цовитый океан и собирал всевозможные
сведения от бывших там русских промьищ-
ленииков. В 1763 г. составляет большой,
обстоятельный труд: «Краткое описание

разных путешествий по северным морям

и показание возможного проходу Сибир-
CKIM океаном в восточную Индию».

Уровень тогдашней науки и ‘техники
не позволил осуществить проект Ломоно-
сова. Проект ученого опередил свое время
на, полтораста лет. Только техника наше-
го времени — десятки  метеорологических
станции, радио, аэроплалы, ледоколы, па-
рювая сила в руках большевиков дала
возможность полностью осуществить сме-
лые мысли гениального русском ученого.

Ломоносов придавал огромное значение
изучению природных богатств России. Он
составил первое описание минералов на
русском языке. Тридцать лет оно было у
нас единственным сочинением по этим
вопросам. Ломоносов  намеревалея  соста-
вить полное описание минералов России.
В сбору коллекций со всех концов страны
он хотел привлечь людей на месте, между
прочим, деревенских ребятишек. Это было

необычно и ново для того времени. Пред-
ложение Ломоносова отвергли. _

В 1757 году Ломоносова назначили ди-
ректором географического департамента
Академии наук. Департамент этот был
учрежден в 1739 году «для рассужления
9 делах, до российской географии касаю-
щихся». Ломоносов энергично взялся за
составление нового географического атласа
России и начал хлопотать © сборе нужных
для этого материалов. Он пишет в Сенат:
«Сколько происходит пользы or географии
человеческому роду, о том всяк имеющий
понятие о всенародных прибытках удобно
рассудить может». Ломоносов добился от

ната указа о рассылке «запросных гсо-
графических тридцати пунктов», а TaKmo

разрешение на организацию
Г >
ских экспедиций. a cee

Ответы на «географические запрос»,
хотя медленно, но поступали. Под рук
ством Ломоносова по этим ответам стр
Илья Абрамов составил 4 тома «olcnt
тельной топографии». Часть обработали
материалов уже после смерти Aomori
Академия наук опубликовала под Hit
нием: «Топографические известия, су
щие для полного географического описи
Российской империя» (1771—1774). №
вестия эти касаются преимуществе
центральной части Европейской Росси,

Тогдашняя Россия не была в сост
осуществить планы Ломоносова, юеити
на их очевидную пользу. broporpir 5
Академии наук придирались ко ка Mt
роприятиям Ломоносова в области гота
фии: не давали разрешения печатать у8
готовые карты, сорвали посылку разрешея.
ных Сенатом экспедиций, па оргализайия
которых Ломоносов потратил хмого сил.

Ломоносов — основатель Московской,
первого русского университеты, КЮ
на-днях исполняется 185 лет,

Ham великий ученый был государст
ный челювек. Он изучал естественные №
гатетва страны, страстно желал преобия.
вания родной страны, В одюй 0 cool
блестящих‘ речей o6 освоении Halle
Севера С. М. Киров вспоминал: «Еще 4
MOHOCOB B свое время звал на (ее 1
смотреть, что там делается. Oro при
тельный человек...».

На смертном одре’ Ломоносов говор ®
варищу своему, академику Я. Я. Шт
ну: «Друг, я вижу, что должен У?
и спокойно и равнодушно смотр
емерть; жалею только о том, 1 He WE,
совершить всего того, что прелириня 1
для пользы отечества, для приращей
наук и для славы Академии и теперь пи
конце жизни моей лолжан вилеть, чт) ”
мои полезные намерения исчезнут B®
со мной».

Полезные намерения Ломоносова ие ™
чезли. Советские люди освогли sei
Северный морской путь и осуществили я
ветные мечтания великого ученого. №
моносов близок и дорог пам. Наш и
© гордостью произносит его пия ис
`достыю повторяет его пророческие (200%

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платт
Й быстрых разумом Невтоноз
Российская земля рожлать.

Профессор М, Г. КАДЕК