ГЕ ИБ ЕЯ

СЯ

ET

НАВСТРЕЧУ ВСЕСОЮЗНОЙ ОЛИМПИАДЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МЫ В ДОЛГУ ПЕРЕД ДЕТЬМИ

Все эти дни зал Казахской тосударствен-
ной филармонии был переполнен. Общег-
родекой смотр детского творчества привле-
кал писателей, артистов, музыкантов,
представителей общественности — были
дни, когда в зал собиралось до 1.500 эри-
телей. Замечательные. номера пения и пля-
сок показали коллективы детской хуло-
жественной самодеятельности 36-й и 12-й
школ Алма-Аты. Приятно было слущать
вопросы многих зрителей: «Откуда приеха-
ли эти артисты?»

Высокую оценку жюри и эрителей по-
лучили хор, балетный и музыкальный
кружки казахокой школы № 12. Сильное
впечатление произвело Ha воех присут-
ствовавших исполнение «Песни о Сталине»,
национальных танцев «Айшан-кыз» и
«Кюи-копан». „

Но не все выступавшие на смотре де-
ти показали столь высокие образцы твор-
чества. Были и просто слабые выступле-
ния. Вот о причинах этих неудач и хо-
телось бы поговорить.

Опыт подготовки олимпиады показал,
что в работе ес дегьми не было систе-
матической. заботы of. ux росте. В Ал-
ма-Ате и в областных центрах, не To-
воря уже о солах и кишлаках, никто
из професеноналов артистов, ‘музыкантов,
литераторов и художников не руководит
детской самодеятельноетью. Детям пюмога-
ют от случая к случаю, только когда воз-
никает необходимость организовать гле-ни-
будь показ детского творчества, Помогают
люли весьма малоквалифицированные: oT-
сюда — разнобой в методах художествен-

ДУРНО

ното воспитания детей, случайность в вы-
боро репертуара, неумение увлечь и заин-
тересовать широкие массы школьников.
Смотры. детского творчества показали
также отсутствие детокого репертуара на
казахском языке. Дети поют арии из опер
и песени, не подходящие к их возрасту.
Мало пригоден репертуар иногда и по со-
держанию. В Казахстане много писателей,
поэтов, композиторов, но они почти ничего
не пишут для детей. Сейчас, когда тысячи
детей включаются в самостоятельное твор-
чество, юэты и комиюзиторы не имеют пра-
ва стоять в стороне от этого большого и
важного в жизни детворы движения. На
помощь детям должны притти лучшие мз-
стера искусств. Они должны воспитывать

художественные вкусы подрастающего по-

коления,

Встречи с детворой тюказали нам, рафот-
никам искусств. как велико тяготение де-
тей к театру. Однако даже дети столицы

Казахстана не имеют своего детского. теат-.
1 ра. В репертуаре столичных театров нет

ни олной детской пьесы.

В текущем году трудящиеся Казахстана
будут отмечать 20-летие своей республи-
ки. В эту славную тодовщину надо в Ал-
ма-Але создать театр юного зрителя. Он
поднимет интерес детей к самодеятельно-
сти, осуществит художественное руковол-

ство дотеким творчеством республики. Дет-  -

ский театр поможет педалюгам и родите-
лям в деле коммунистического- воспитания

детей.
КУЛЯШ БАЙСЕИТОВА,
народная артистка Союза. ССР.

ВКУС

От корреспондента «Комсомольской правды»
по Тульской области

Пол знакомый украинский мотив они
мчатся в огненной, лихой пляске, захваты-
вая и чаруя стремительностью движений;
детским задором. Но впечатление от та-
лантливого исполнения пропадает, когда
ребята, опьяненные рукоплесканиями зри-
тельного зала, множество pas выбегают
на сцену и расшаркиваются с заученной и
деланной улыбкой на загримированном
лице,

`Пунцовые щеки и крашеные губы стали
обычным делом у школьников Тулы, участ-
ников смотра художественной самодеятель-
ности;

«Казаться артистом!» вот девиз, кото-
рый тяжелым грузом довлеет над кружка-
ми детской самодеятельности. Балетный
кружок выразительно исполнил вальс с
цветами, балет Чайковского, танец «Крас=
ная шапочка». Тепло встретили ребята
юную балерину Свешникову, мастерски
танцовавшую вальс Шопена.

Но манера держаться, позаиметвованная
У «взрослых балерин», заискивание перех
публикой, театральность и’ ‘стандартные
улыбки -—все о это производило грустное
впечатление.

Вася Александров и Шура Легасов пред-

составляют жанр циркового искусства.
- — Акробаты - эксцентрики! — об’явил
конферансье.

Свободно и непринужденно проделывали
мальчики в воздухе «сальто», «двойной
кульбит», летали «ласточками» через ето-
лы. Но от исполнения веяло чем-то нанюс-
ным, эстралным. Яовкость, сила и еноров-
ка были затемнены дешевым KACYHCKUM

кривляньем и ужимками. Одеты ‘ребята
были как «всамделишные» акробаты.

А если бы руководители помогли Васе
Александрову и Шуре Легасову отбросить
все наносное, их исполнение было бы еще
ярче, красочнее, приятнее. Чувствуется,
что над выбором репертуара для юных ис-
полнителей думали мало.

Детская самодеятельность клуба оружей-
ников популярна. в Туле. Свыше тысячи
ребят занимается в хореографическом, ру-
кодельном, акробатическом кружках, в ду-
ховом и струнном. оркестрах, в пионереком
ансамбле песни и пляски. Проходивший
смотр показал, что в этих многочисленных
кружках отсутствует кропотливая педато-
гическая, воспитательная работа. Руково-
дители кружков смотрят на участников
детской самодеятельности как на будущих
артистов. И, как ни странно, они имеют
единомышленников в организационном ко-
митете по проведению городской олимпиа-

ды детского творчества. Член оргкомитета’

тов. Ульянова, выступая на заседании
жюри, выразила пожелание = тульской
эстраде «черпать из школ .артистические
кадры для гастролей». А юной певице Оле
Сидоровой, обладательнице. звучного кон-

тральто, она предсказала будущность...
«исполнительницы цыганских таборных
несен». : .

He это надо ребятам. Надо избавить их
от назойливых  поклонов и «ослепитель-
ных» улыбок, начать борьбу © теми, кто
прививает им дурные вкусы, развернуть в
кружках’ педагогическую- работу, упорно

учить ребят.
В. ЛЯСНОВСКИЙ.

Театр детской самодеятельности

(Семь лет существует в гореле Гусь-
Хрустальном самодеятельный театр юного
зрителя. Вначале это был обычный дет-
ский драмкружок, который организовала
учительница Агринпина Ивановна Кура-
кина из ребят своей школы.

Фабричный клуб имени Ленина охотно
предоставил молодой «труппе» помещение,
декорации, реквизит. Агриппина Ивановна,

проявила, себя способным организатором и

талантливым режиссером.

За год работы драмколлектив вырос и
окреп. Фабричные организации решили

преобразовать ero B постоянно  действую-
щий самодеятельный театр юното зрителя.

Прошло шесть лет. И сейчас Агриппина
Ивановна Куракина возглавляет хороший
творческий коллектив из учащихся стар-
ших классов и фабричных комсомольцев.

Художественное оформление спектаклей
проводится = детеким изобразительным
кружком. Руководит им художник-самоуч-
ка Степан Черкасов. Музыку к постанов-
кам пишет местный композитор — слу-
жащий фабрики «Красный Профинтерн»
Вениамин Серебряков,

И. ВОЙТЮК.

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Е р ВИНЕ 7 eae

STEER ВЕНЕ

Pee ce ae ee eee

В изостудии жуйбышевского Дворца пионеров. Рисование с натуры.

<. +

Фото, А. БИЛЕТОВА.

КРЕЙСЕР, УХОДИТ В МОРЕ...

Редеет дымка утреннего тумана. Погасли’

ночные огни. Звонко и мелодично бьют
склянки. Весенний‘ крымекий лень вету-
пает в свои права. На рейде, чуть пока-
чиваясь на волнах, стоят грозные корабли
Черноморского флота. Вот один из них —
‘крейсер «Красный Врым». Построенный на
‘отечественных заводах, из советских мате-
риалов, руками советских людей, он 60че-
тает в себе быстроту хода и дальнобойность
орудий.

Крейсер выходит в море. На сигнальном
мостике командир отделения Сорокун вни-
малельно слелиг за поверхностью моря,
покрытого белыми пенистыми барашками.
Комениюры с нетерпением ждут появления
«противника». У артиллеристов вое нато-
тове. >,

Замечательные люди выросли нз крей-
сере. Все они горячо любят. море, Boil
боевой корабль, ставший для каждого род-
ным. Bor их имена. Бывший рабочий
сталинградского завода «Красный Октябрь»
комсомолец Игнатов — командир зенитного
поста. 910 — подлинный мастер своего де-
та: воздушную цель OH поражает с первого
залпа. Левченко — любимец корабля. На
корабль пришел он рядовым краснофлютцем.
Упорно учился, целиком отдаваясь 0свое-
нию сложной военной науки. В настоящее
время Левченко — командир орудия.  Пре-
восходно изучив специальность, он учит

и других бойцов мастерству артиллерий-
ского огня. Шод ‘его руководством комен-
лоры Башко и Авдеев в трудных условиях
блестяще выполняют боевые задачи, 663
промаха поражают цель. у ‚

В. сердце корабля — машинном отделе-
нии-——работают опытные специалисты Ша-
деев, Елохов, Антонюк, комсорг малшинной
пруппы Колесниченко. Они искусно управ-
ляют сложными машинами и агрегатами.

..Далеко на горизонте показался еле
заметный дымок. Вскоре стал виден и си-
луэт корабля «противника».

Боевая тревога! Крейсер ожил. Задраены
люки и горловины, наглухо закрыты ил-
люминаторы. ‘Опустела верхняя палуба.
Личный состав ‘занял места у механизмов.
Корабль лег на боевой куре. Размеренно
вращаются орудийные башни. Наступил
решалощий. момент. Быстрота и точность
решают сейчас успех «боя». Командиры
отделений  дальномерщиков Трофименко,
Митриченко и краснофлотец Юдин за не-
сколько секунд измерили расстояние до
цели. Бойцы Божко, Петров, Шиленко
установили прицел.

Накрыв цель с первых выстрелов, упра-
вляющий огнем лейтенант Кириченко пе-
решел на поражение. Несколько’ метких
залпов, и «противник» был «уничтожен».

Краснофлотец Г. КОПТЯЕВ,

Черноморский флот.

КРУПНОЕ ОТКРЫТИЕ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Молодой советский ученый Л. И. Гутен-
махер, работающий в Энергетическом ин-
ституте Академии наук СССР, создал но-
вую теорию решения задач математической
физики. На основе этой теории он“ скон-
струировал аппарат (электроинтегратор),
позволяющий крайне простыми спёсобами
решать сложные диференциальные уравне-
Вия.

Вчера тов. Гутенмахер сделал на засе-
дании президиума Академии наук подроб-
ное сообщение © своем открытии. › Вы-
` ступившие академики Крылов, Шенфер,

Соболев и другие указали, что открытие
является могучим средством ^ научного
исследования и решения сложных практи-
ческих задач.

Президиум Академии отметил большое
научное и практическое значение работы
Гутенмахера. Новый метод найдет широкое,
применение в работе научно-иселедователь-
ских институтов, втузов и заводских лабо-
раторий. Ученому ‘совету Энергетического
института предложено обеудить вопрос ©
присуждении Гутенмахеру ученой степени
доктора технических наук.

Бет neh

ИЕН Е Ри ИИ ОЕ БА
7 р 5 os
не or

№ 102 (4584)

re SS ey

5 man 1940 r.,

Ors

BPADKECKAS BbIJIASKA

по Запорожской области

В селе Бонстантиновке
района совершено наглое преступление.
напряженные дни весеннего сева, вразкдео-
ными элементами, окопавииимися в колхозе
имени Фрунзе, были выведены из строя
два трактора женской комсомольской брига-
ды, обслуживающей колхоз. «Радянський

У. ,
P Barsaanteneete этого вродительского акта
является бывший бритадир соседней  трак-
торной бригалы, активный церковник ее
тант, выходец из кулацкой семьи А. Коб-
зарь, его соучастниками — припешцики
И: Момот и В. Бессараб.

“foun в поле работали трактористки
Катя Зинченко, Катя Перемета и Ольга
Строкань, Внезапно пошел сильный дождь.
Строкань успела увести свою машину на
базу, а машины ее подрут забукоовали.
Пришлось оставить их на свежевелаханном
участке далеко от стана. 3

Чаком раньше комсомольцы  тражлорной
бритадь» в колхозе имени Фрунзе открыли
свое собрание. Непогодой, юобранием, ©т-
влеклиим внимание людей, воспользовались
врали. Момот и Бессараб подкрались к
оставленным без присмотра тражлорам, сня-
ли < них свечи, разбили фары, испортили
механизмы, рассчитывая  дезорганизовать
работу женской тражторной бригахы, дис-
кродитировать ее в глазах колхозников и
макоимальню затянуть сев.

Материалы предварительнюго следствия
раскрывают тнуснью замыелы кулацких
‘последышей и ясню указывают, что пре-
‘ступники тщалельно готовили предатель-
ский удар, выжидая лишь удобного слу-
чая.

Появление в колхозе. «Радянський степ»
женской тракторной бригады зарь и его
подручные встретили с нескрываемым не-
JOBOIBCTBOM. « ли кому доверить ма-
шины!» — шептали они всюду. Особенно
негодовали Момот и Бессараб, которых ди-
рекция Мелитопольской “МТС задолго до
этого дисквалифипировала, за, неспособность
управлять трахтором. Они затамли в себе
злобу, еще более усилившуюся с приходом
трахториеток. Вюгха же до них дошли слу-
хи 00 успехах комсомолок, недовольство пе-
решло в ненависть. Это низменное чувство
искусственню разжигал кулацкий последьии
Кобзарь, подбивая прицепшиков на, престу-
пление.

Надежды кулацких приспешников на
провал трактористок не оправдались. Жен-
ская тракторная бригада, состоящая из де-

Мелитопольского

сяти девушек, большинство которых тольхо
в этом году окончило курсы, хорошо сп.
влялась с полевыми работами. 3a четыь
дня она подготовила почву и засеяла’ 24)
тектаров ранних зерновых культур, закон-
чила сев хлопка, подняла 140 rewrapos
весновспашки и провела культивацию Noy
яровые на площади 350 гектаров,

Девушки проявляют исключительную
обовь к своей новой профессии. Они ne-
прерывно совершенствуются в технике в.
ждения трактора, продолжают детально в
изучать. Недаром так успетино соревнуются
они с ENE TPARTOPUCTOK Koro
«Партизан». Многие из них дневные Hop-
мы, tae правило, выполняют на 110—120

центов.

о какой пгирокий размах пу-
нялю в’ наапей стране движение женщин-
траклористок, горячо откликнумпихея Ha
призыв родины овладеть трактором. В лице
трактористок колхозы приобрели новую
огромную смлу. Из события в селе Кн.
стантиновке не трудно заключить, чт к-
где враждебные элементы всячески пы-
таются преградить дорогу этой новой силе,
Подобные попытки обречены на провал,
Но тем ‘не менее сам факт осуществления
диверсии. свидетельствует о неблагополучия
в колхозе «Радянський степ» и в его KON-
сомольской организации. По вине преже-
дателя колхоза тов. Слепканя и секретаря
комитета комсомола тов. Сивеца, исполняю-
щего в то же время обязанности помощни-
ка бригадира женской тракторной бритады,
не была организована охрана машин в
поле. Нет ве и сейчас. Девушки требовати,
чтобы для них соорудили передвижной вд-
гон, но под разными предлогами им в этом
отказывали. Между тем преимущества та-
кого колхозного стана очевидны. Во-пер-
вых, девушкам по окончании работы не
нужно былю бы итти за несколько кило-
метров в стан, во-вторых, они всегда нз-
ходились бы близко от своих мамин,

Мелитопольский райком ЛЁАСМУ и ero
секретарь тов. Волющук, зная ой этих итра-
ведливых требованиях тракториеток, от.
вили их запросы без внимания.

В ближайшие дни группа Вюбзаря пред-
станет перед судом. Дело будет слушаться
выездной сесеией областного суда.

Колхозникя и траклюристы . Мелитополь-
щины возмущены наглой вражеской вы-
лазкой и требуют в своих резолюциях cy-
рового наказания виновных.

М. МИНЬКОВ.

ТЕАТРЫ ЛЕНИНГРАДА

ЕДУТ В

Декада ленинтрадеких техтгров в Москве
откроется 10 мая спектаклем Ленинград-
ского Государственного Академического ор-
дена Трудового Краюного ‘Знамени театра
драмы имени А. С. Пушкина. Будет пока-
зана, пьеса А. Н. Островского «Лес».

Хуложественный руководитель театра,
заслуженный артист республики орденоно-
cer J. C. Вивьен в беседе с корреспюнден-
том «Комсомольской правды» сообщил: .

— За 107 лет своего существования
наш театр предпринимает подобную поезд-
ку впервые. В-Москву выезжают не только
группа артистов, но и весь коллектив тез-
тра-—околю 300 человек. Это позволит со
хранить вое детали оформления и показать
москвичам полноценные спектахли.

«Лес» Островекого, поставленный  не-
сколько лет назад— один из налних  луч-
ших спектаклей. В нем налили свое продол-
жение реалистические традиции театра. Мы
старались не просто реставрировать клас-
сический спектакль, но каж-то заново про-
честь пьесу гениального драматурга.

Ведущие роли в спектакле распределены
между стафейпгими артистами нашего Tea-
тра. В «Лесе» заняты: Мичурина-Самойло-
ва, Корчагина-Александровская, Юрьев, Г9-
рин-Горяинов. В спектакле участвуют Tak-
же актеры второго и третьего поколений:
Ралтевская, Борисов, Янцат.

В мар 1917 года был впервые
показан на сцене теалра «Маскарад» Jep-
монтова. С тех` пор неоднократно в030б-
новлявшийся спектакль прочно вошел в ре-

МОСКВУ

пертуар. «Маскарад» идет в оформления
художника Головина. Музыка написана
композитором Глазуновым. Московские зри-
тели увидят бессменного исаюлнителя роли
Арбенина —- артиста Юрьева, афтистов
Вольф-Израэль, Тиме, Малютина.

Пьеса «Фландрия» Сарду— одна из на-
ших последних. постановок. Нам предстояло
донести до зрителя основную тему. пьееы—
тему борьбы свободолюбивом народа’ иро-
тив своих угнеталелей. На, фоне мелодрама-
тической интриги мы стремились ка мож-
но ярче показать смелых, салоютверженных
героев Фландрии. Центральную в пьх®
роль графа Де-Ризоора исполняет артист
Симонов. В ведущих ролях заняты также
артисты Тиме, Крлогер, Малютин.

Четвертый наш _ спектакль — «Ленин»
Каплера и Златогоровой. Если в ряде лру-
гих советеких пьес Ленин выведен лишь в
эпизодах, здесь он — центральное дейст-
вующее лицо. Чем больше трудностей. воз-
никало в работе над спектаклем, тем радо-
стнее было их преодолевалъ. Роль Ленина
исполняет артист Скоробогалюв, роль Tops:
кого-—— Черкасов. В последние дни нами из-
менена 5-я карина пьесы. Мы показываем
Ленина-оралора, выступающего перед рабо-
чими завода Михельсона,.

Мы paccMaTpuBaeM наигу поездку как
своеобразный творческий отчет орденоносно-
го театра, перед паргией и празительством,
Вот почему с таким волнением  тотовится
весь наш коллектив к выступлению в см.
лице.

АЕ

A LA ALLO AANA AN AR RAE AAR RAR

, Ee =a
ПРОТИВ
Мальчики «взбунтовались». Это было не-
ожиланностью; хотя при некоторой пронл-

цательности можно было бы предвидеть

заранее, что так случится.

На отрядном сборе-они шумели, хлопали
крышками парт, неестественно громко хо-
хотали по поводу каких-то совсем не смёш-
ных вещей. Они вконец измучили вожатую
и разозлили ребят. Когда пришло время
делиться ‘на звенья, мальчики. пошепта-
лись, и один от имени всех сказал: :

— Нас можете никуда не вписывать.
Мы в ваши звенья не пойдем.

Й мальчики поднялись, чтобы уйти.
Что случилось?— тая растеря-
лась. — Почему вы не хотите в звенья?
Куда вы уходите? Может, вас совсем из
пионеров выписать?

— Почему это выписать? Мы только
на звеньевые сборы не будем ходить, a Ha
отрядные будем. Надоели нам ваши
звенья. Вышивать. не хотим, танцевать
не хотим... А чего еще там делать?

Девочки возмутились:
ите, пожалуйста, они не хотят!
Да вы умоляйте нас, ла вы ‘хоть на колени
станьте, мы. вас не примем. Только про-
цент’ ‘успеваемости порлите. р
А мы к вам и не просимся, не вол-
нуйтесь.,. — >

— А мы вас и не примем, не беспо-
койтесь... :

Й мальчики ушли. В сущности, это были
совсем не плохие ребята. Просто даже хо-
рошие ребята, хотя опасения девочек на-
счет процента успеваемости имели серъез-
ные основания.

На сборе они действовали по испытан-
ному принципу: нападение — лучшая: за=
щита. Они открыли ‘наступление, прежле
чем начались старые разговоры © том,
910 вот всетда эти мальчики всем меша-
ют и как бы их распределить, чтобы ни-
‘какому звену не было ‚обидно.

Ho тлавное — им, действительно, налое-

_

. ли звеньевые сборы, которые никогда не

приносили никаких неожиланностей и про-
холили по тажому незыблюмому стандатту,
что один пионер даже сложил песенку:

СТАНД

АРТА

Что сегодня, что вчера:
Все беседа и игра,
Песни, танцы и шитье.
Ох, и скучное житье!

Теперь это «скучное житье» стало для
них необязалельным, Они жили сами по
вебе. В третий день пестидневки’ котда
все ребята оставались на звеньевые сборы,
они могли WD, Kyla им вздумается. Так
продолжалось некоторое время. Но это бы-
л0 что-то не очень весело. Потом они при-
шли к вожатой; нельзя ли им организовать
свое звено, только из мальчиков. Вожатой
H самой было страшно интересно, что из
этого может получиться.

Таж появилось на свет это независимое
звено. Их девизом было: никаких танцев,
никаких вышивок, заниматься только ин-
Тересными делами! И название они выбра-
ли себе мужественное — «Снайпер». Е

Мы попали’к ним на ©бор через три
месяца после. того, как все это произошло.
«Снайперы» собирались по цепочке. На
листке, который они передавали друг дру-
гу, были нарисованы три кружочка. Ус-
ловный знак: «Беги во весь дух». Ребята
мчалиеь. по тихим улицам Мурома и собра-
лись за 10 минут. Выстроившиеь на ли-
нейку, они стояли запыхавшиеся и немно-
го усталые, но видно было, что они готовы
хоть десять раз подряд совершить этот путь.

Почему они так любят свое звено?

Один из них ответил:

— Потому, ч10. здесь можно делать
очень интересные вещи — все, что душе
Yroino. a
_ Эй мальчишеской душе больше всего
хотелось заниматься морским делом, на-
Учиться стрелять, совершить дальнее пу-
тешествие, слушать рассказы © Красной
Армии, делать фотоаппараты и... сочинять
стихи.

Это, примерно, и делает звено. Они
изучают морское дело, уже знают классы
военных кораблей, морскую сигнализацию и
мечтают о большом путешествии на шлюп-
ках вниз по Оке. Они занимаются топогра-
фией. Учатся стрелять и хотят сталъ чемпи-

онами пиколь пю стрельбе. Часто mo выход-
ным дням отправляются на дальние трогул-
ки. А иногда собираются просто для того,
чтобы послушать стихи. В звене— два, по-
эта: Володя Александров и Костя Балилин,
Володя пишет поэму об Александре Невском.
 Поэма еще не натисана, но отрывки из
нее звено знает чуть ли не наизусть. Те-
перь звено проектирует начать постройку
электрической железной дороги. Да они и
учиться стали гораздо лучше.

И, честное слово, ему весело живется,
этому звену «Снайпер»! А то, что ребята
из других звеньев пожимают плечами, ко-
Ta их спрашивают 0б этом звене, озна-
чает не что иное, как зависть, обыкновен-
ную человеческую зависть.

Тут опасливый читалель может затюдоз-
рить автора в том, что он в целях укре-
пления пионерской организащии хочет от-
делить мальчиков от девочек, предоставив
девочкам шить и стряпать, a воинствен-
ным мальчикам стрелять и охотиться. Ни
в коем случаю! Однако стоит подумать, чем
об`яснить появление этого автономного
звена. Случай этот, конечно, исключите-
лен, но он характеризует явление совсем
не исключительное — неудовлетворенновть
ребят монотонной жизнью звеньев.

Мы были во мнопих пионерских звеньях
Мурома. Какой однообразный пейзаж! В од-
ном-— беседа, песни, игры, в другом-— игры,
песни, беседа, в третьем, четвертом, пя-
TOM, двадцатом—то же самое. Энергичным,
жаждущим деятельности ребятам из гола в
год предлагается одна программа.

Пионерские работники Мурома давно
привыкли к этому уцылому’ стандарту.
Скверная штука— такая  привычка, она, ме-
шает видеть, что делается вокрут, мешает
смотреть вперед. Мы попросили у муром-
ских вожатых вспомнить, что нового по-
явилось в пионерской организации их то-
рода за последнее время. Ничего не могли
вспомнить они, кроме альбомов. «Раньше
альбомов у нас не было, — сказали они,—

их по всякому поводу. Альбомы-—дело не
плохое, но нельзя же до бесчуветвия!..

Надо сказать, что сами ребята так при-
выкли К этому стандарту, что с недоверием
встречают все, что выходит за его рамки.

Мы вотретились с одним звеном. Очень
славные ребята, чем-то похбжие друг на
друга. То ли это бкающий говор, непри-
вычный для московского уха, делает их
похожими... ‘У них одинаковые интонации
и какие-то свои особые словечки. Так, ко-
fla OHH слышат что-нибудь новое, непри-
вычное, неожиданное, они как-то особен-
но говорят: «Чтой-то?». Это удивленное и
недоверчивое «чтой-то» мы слышали много
раз, покуда длилась беседа.

Ребята слыхали, что в Муромеком райо-
He есть денные ископаемые. Некоторые из
них весной целыми днями бродят по окре-
стностям, чтойы найти что-нибудь интерес-
HOG.

— A почему бы вам, ребята, не отпра-
виться на поиски всем звеном?

— Чмй-то!..

Олин из членов звена умеет переплетатъ.

— А Ч, если бы вы Bee научились
переплетному делу да и привели бы в
порядок школьную библиотеку?

— Yroii-re...

Многие мальчики в звене не умеют пить
и штопать. Им вое чинят мамы и ба-
бушки. :

`— Девочки, а вы попробовали бы на-
учить мальчиков чинить свою одежду.

— Чтой-то!..

Эти бебконечные «чтой-то» навели на нас
уныние, До чего же усерлно надо было
приучать ребят к стандарту, чтобы все,
что выходит за его пределы, казалось им
чуть ли не. крамолой!

Мы жили в Муроме восемь дней. Все
эти дни стояла мягкая, безветренная по-
года И ни разу в эти хорошие дни
не видали мы на улицах Мурома ни
одного пионерского звена, которое прошло
бы строем под командой вожака, чтобы

& вот уже гота три как пионеры их очень   веселю развевалея треугольный звеньевой
много делают». Действительно, производ-  флажок, чтобы по громкой песне прохожие

ство альбомов в пиюнерской организации   издали узнавали,

Мурома поставлено на широкую ногу; Нет

что идет пионерское
звено, Мы сказали об ‘этом одному из ста-

отряла и звена, которые не мастерили бы рых пионерских работников.

— Да, вы можете тут хоть TOX IEpO-
жить и ни разу не увидите звена в строю.
А вот раньше... и

Люди, которые были ‘пионерами, любят
вспоминать о своих пионерских тодах, ©
«добром старом времени», когда сборы про-

ходили у настоящих костров, у огня, ко-

торый светил и грел, на котором можно
было стечь картошку; когда собирали
утиль, когда распевали песни, которые
давно уже отошли в историю, — «Бакла-
жечку» и «Картопгку».

Многим людям свое детство’ кажется
особенным и неповторимым. И песни, ко-
торые он пел, — звучней и задушевней, и
картошка, которую он ел, — вкусней. 0д-
ним словом, все кажется необычайно хоро-
шим и даже, пожалуй, привлекательней,
чем это было в действительности,

И может статься, что нынешние. вионе-
ры, став взрослыми, будут с неменьшим
энтузиазмом вопоминать и свои пионерские
‘боры, и костерье развеовающимися кфас-
ными ленточками вместо пламени, и ветер
вентилятора вместо вольного лесного ветра.

Но даже если сделать скилку на это
свойство человеческого характера, надо
признать, что у пионеров. лервых поколе-
ний было много хороших традиций, ^ кото-
рые незаслуженно ‘забыты, и ‘стоит’ поду-
мать © TOM, чтобы кое-что вернуть в пио-
нерокую организацию.

Раньше, как правило, в отрядах и зве-
ньях пионеры обучались маршировать,
командовать. Сейчас в школах введено во-
енное обучение. Тем более элементы его
должны быть в пионерской организации.

Раньше каждое звено вело обществем-
ную работу. Дело иногда даже доходило 10
абсурда — общественная работа вытесняла
все, вплоть до учебы. Но общественная
работа в „определенных пропорциях — не-
обходимый элемент восшитания; у нас об
этом подчас забывают.

Раньше каждое звено имело свой уголок
и небольшое хозяйство: библиотечку, игры,
инструменты, компас, походную аптечку
ит. д. В звене учились мастерить. Сейчас
есть дверцы и Юма пионеров —тем легче

с их помощью перенести часть работы ‘в
звено.

Теперь © главном — об учебе, В одной
из муромоких пькол классная руководитель:
ница очень хвалила работу олното звена:

— На каждом сборе они проверяют or
метки, обсуждалот, кто как учится. Иногла
лаже прямо на сборе готовятся к урокам.
Я бываю у них в звене довольно част, 1
мы обычно беседуем 0б успеваемости,

Этот пелатог в своей работо с пионе-
рами исходил из совершенно правельной
мысли: главное дело ребят — учеба, Но,
сам того не замечая, он поступал точь в
точь, как диккенсовокая миссис Джо, ко-
торая ‘так ревностно заботилась © чистое
и опрятности своего дома, ‘что превра-
тила их в“пугало для всех домочадцев.

Учительница не задумывалась, почему
именно в тот день, на который назна-
чен сбор звена, у одних вдруг начинает
болеть голова, у других — зубы, третьим
мать сегодня велела притти пораньше,

Чеба, — увлокательнейшее  лело. Пио-
нерская. организация должна, прививать
детям вкус к учебе, учить их упоретву,
разбудить в них жажду знаний, Как
жет педагог помочь в этом пионерской 97-
танизации! Но, иногда случается, что пе
даног, придя к пионерам с самыми лучи:
ми намерениями, превралцает сбор в ур%,
беседу — в нотацию, звено — в маленький

Karace,

Бесслюрно, помогать отстающему TORI
ищу, воздействовать на лентяя — прям
дело и пионера. и звена, и всего отряля. №
пионерская организация должна бюротья
за учебу еще и своими особыми способами,
всем солержанием своей многообразной рз-
боты приучать ребят \ к тому, чтобы зна:
ния искать всюху: не только в учебних
по алгебре и физике, но и в окружающей
жизни, и в книге о путешествии, и в BI
вом рассказе.

* ke &

Звено. Маленький дотский коллектив в
10—12 человек. Коллектив подвижной,
любознательный, требовательный. Какая
интересная и разнообразная жизнь открые
вается перед ним в том же городе Муром,
да и в любом городе, поселке, деревне!
нельзя искусственно обеднять её, втискя-
вать в тесные рамки стандартных планов,

H. MBAHTEP.