ВСЕРЬЕЗ

ИЗУЧАТЬ

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Пять лет изучаем. мы в школе ино-
странный язык —®© пятого по’ десятый
Клао6. Я сделал небольшой подсчет: на

уроки” иностранного языка. ютводитея свы-:
ше Сбуисот часов. В этому надо прибавить.
еще время, которое мы отдаем. (должны

отдавать!) приготовлению домашних зада-
ний... Цолучаются внушительная цифра.

Но когда посмотришь критически, что
же знает большинство из`нас, старшеклас-
сникюв, проучившиеь четыре-пять лет,
нНерольною думаешь: на что потрачены эти
часы? Жак вода сквозь пальцы, прошли
они; почти ‘не оставив следа. Плохо мы
учим иностранные языки, плохо знаем их.

Вак-то обратился я к одному из десяти-
классников с просьбой прочитать и пере-
вести какую-то фразу из одной книги.
Текст был несложен. Мой товарищ  (негло:
хой ученик, между прочим) вдруг стал
наредкость  коеноязычным: OH спотыкался
Ha ‘каждом шату и, наконец, расоердив-
ПЕИСЬ, сказал: .

— №
раз вижу эту книгу. Давай я тебе лучию
из учебника почитаю.

Из учебника он мог читать чуть ли не
с закрытыми глазами -—— все  учено-пере-
учено, жевано-пережевано и запомнилось
наизусть; Ho разве ‘такие нам знания

— Зачем учить ‘иностранный язык, ——
рассуждают многие школьники, — Когда
есть- переводчики? Они’ все ‘переведут. -

Совсем како фонвизинекий  Mmrpopa-
нушка, которому-де незачем учить теотра-
фию, потому что есть извозчики.

Надо признаться, что раньше я сам
примерно Tak же относилея к изучению
немецкого языка. В прошлом тоду мы. <
товарищем решили заняться языком всерь-
ез. Цель у нас сперва была очень скром-
ная: изучить язык настолько, чтобы ‘раз-
бираться в. технической литературе. Ho
когда я занялся языком по-настоящему,
техническая литература отступила на зад-
ний план. Передо мной открылись заман-
чивые перспективы.

Вот, например, «Зимняя сказках Гейне.
Я читал ее в различных переводах. До чето
опи не похожи! Как же писал сам Генрих
Гейне? Я достал немецкий оригинал, . за-
пасся словарем (без него я еще не отва-
Биваюсь пускаться в путь по неведомым
страницам) и прочитал это блестящее про-
изведение. Я перебирался со страницы” на
страницу, кое-где ковыляя, как хромой без
костылей, & кое-где мчась галопом. И ocu-
лил семь тлав.

Никакой перевод не может дать полного
представления об оригинале.

Недаюм Марке стал изучать русский
язык, чтобы в подлиннике прочитать про-

ты от меня хочепть? Я в первый  .

изведения наших великих писателей и пуб-
листов.

Мы с товарищем поставили перед собой
задачу — в окончанию ‘птколы ‘знать’ язык
настолько, чтобы свободно читать. газе-
ты, книги, немного разговаривать. Судя
по ‘результатам прошедшего - года, этото
волне можно достигнуть. Метод занятий
У нас простой: мы внимательно слушаем
все, что говорится на уроках, регулярно
TOTOBUM все домашние задания, .
день читаем понемногу какой-нибуль но-
вый текст и пытаемся разтоваривать друг
с друтом на немецком языке. ‘‹

Недавно мы достали «Фауста» и стали

читать. У нае под. фукой. был. русский.

экземпляр, но мы решили в него не за-
тлядывать, переводили Фами и Только T0-
том ‹сверяли. Текст очень трудный, “HO
хотда нам удавалось точно перевести, мы

чувствовали себя так, как, вероятно; чув-

ствует себя историк, напавший на фед-
чайштий манускрипт. i :
‚ Потом мы достали «Диалектику приро-
ды» Энгельса. Это было, пожалуй, еще
труднее, были такиф абзацы, которые мы
прочитывали mo 15 фаз, пока добиражись
ло смысла.   зы ieee

Мы`тверхо убеждены; что за шесть лет
изучения иностранного языка в школе
десятикласеник может хоропю овладеть
Языком при том условий, если он систв-
матически занимается. к

Мы. плохо используем возможности, ко-
торые ‘нам предоставлены, и, кончая шко-
лу, знаем столько; сколько можно узнать
в течение не шести лет, а пяти месяцев
упорной работы. ;

Комсомольская ортанизащия morn obprd-
не не интересуется тем, как изучают ино-
странный язык. Плохие отметки по этому
предмету, плохая дисциплина на уроках
редко бебюкоят комитет комсомола.

Правда, комсомольская организация под-
держивает хорошие начинания. В середине
тод» Евгения Карловна — учительница
немецкого языка —— предложила нашему
классу поставить спектакль на немецком
языке. Все < жаром взялись за дело, и
через некоторое время наш класс смотрел
сцены из романа Я. Гашека «Бравый ©ол-
дат Швейк». Спектакль понравился.

После испытаний по иностранным язы-
кам многие ребята из своих собственных

ответов сделали вывол, что могли бы знать

больше, отвечать лучше, если бы серьезно
относились к этому важному делу. За
выводами должны последовать практиче-

ские дела. ;
В. КАПИТОНОВ.
Ученик 9-го класса г

617-й московской школы.

СОРЕВНОВАНИЕ. МОЛОДЕЖНЫХ ЗВЕНЬЕВ.

Еще зимой по почину комсомольцев

`Сальекого района в Ростовской области

началось соревнование молодежных звень-
ep. С` 060б0й силой это соревнование раз-
вертывается сейчас на прополке посевов.
-В -звене комсомолки Тани  Болльревой
из колхоза «Ударник» Егорлыкокого рай-
она’ были проведены трехдневные  заня-
тия. Колхозный полевод Петр Беспалов
прочитал несколько лекций 06 уходе 3a
пооевами. Вокоре девушки вышли в поле.
Тщательно они ‘очистили от. сорняков 100
тектаров озимой пиеницы, пропололи за
четыре дня 115 тектаров яровой пшеницы
я. ячменя. Евтения Химичева, Антонина
Сидорова и  звеньевая Таня Болдырева
ежедневно выполняли по две-три нормы.
c= B прошлом году, — рассказывает
Таня Болдырева, — наше. звено собрало
20 пентнеров проса се каждого гектара, а
соседнее звено Канцедаловой—по 15 пент-
неров. Мы. дважды пололи просо, & соседи
ни разу. Вот и вышло, что сорняки от-
няли у них по 5 центнеров урожая с
TeRTapa. .

HL

Во всех молодежных звеньях на про-
полке установлена прогрессивная - одель-
щина. Каждый член звена получает опре-
деленный ‘участок. Это мероприятие. обес-
печивает высокое качество ухода за по-
севами. . ‘ice Е

На 300 процентов выполняет нормы
звено Токаревой в колхозе «Украина»
этого же района. В сжатые сроки зажон-
чило  прополку комсомольско-мололежное
звено Анны Ёюкиной орленоносного кол-
х63а имени ‘1 ‘мая Целинского  района.

Девушки звена Клавдии Бондаренко из
колхоза «Власть Советов» Азовского рай-
она, работая в поле, не прекращают уче-
бы. Они без отрыва от производства на-
учились водить трактор. Члены звена
читают колхозникам газеты, книги, жур-
налы.

` Прюполка посевов на Дону в разгаре.
В первых рядах борьбы за высокий ур0-
жай — молодежные звенья

A. KYUKO.

Ростовская область.

Беседы с призывниками

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА

`В ‘августе 1918 гола Кремль телеграфи-
ровал ‘Вологде:
- «Сколько
работ?

‘Tio Kako линии?

Какие пункты железной дороги обес-
печены подрывниками, чтобы в случае
движения англо-французов большими си-
лами мы взорвали и разрушили серьез-
но такое-то количество (какое именно, на-
дю дать отчет, и где именно) мостов, верт
железных дорог, проходов среди болот
ит дит п.

Достаточно ли обезопасили Волому от
белогварлейской опасности? Непроститель-
но будет, если в этом деле проявите сла-
боеть ‘или нераление».

Телеграмма была подписана, Лениным.
Денин и Сталин всегда учили команли-
ров. Врасной Армии встречать врага во все-
оружии техники, учили военачальников
владеть в совершенстве инженерным ис-
кусством. Классический образец инженер-
ной подготовки полей сражений — форти-
фикационные сооружения Царицына и Ва-
ховки, созданные по замыслам великого
Сталина.

Военно-инженерное искусство — это в

полном емыюле слова искусство побеждать
врата малой кровью.
„Рост военной техники, усложнение
стратегического и тактическом искусства,
неизменно сопровождались развитием воен-
но-инженерного лела. Современные войны
потребовали обстоятельной инженерной под-
головки не только при обороне, и в
наступлении. Вея современная боевая тех-
ника армий не может быть эффективно ис-
пользована для действия на нужных участ-
вах борьбы. если не будут проведены не-
обхолимые инженерные работы. Нужно про-
ложить люроги наступающим пехотным ча-
стям. боевым обозам, тяжелой артиллерии,
танкам, обеспечить им переправы через
волные преграды, прохол через естествен-
ные препятствия и болота, пропасти, устра-
нить‘ искусственные загражления, устано-
венные противником.

3Ивхотинцы, кавалеристы, танкисты, аф-
тиллеристы с помощью имеющегося у них

слелано фортификационных

инженерното инструмента выполняют зна-
чительную часть ‘работ пю оборухованию
местности для боя сами. Но чтобы руково-
дить инженерными‘ работами” войск, про-
изводить взрывные работы, & также вы-
полняль операции, требующие использова-
ния сложных инженерных средств и меха-
низмов, в составе каждого общевойскового
соединения должны быть специалисты-са-
перы. Саперные части являются основны
ми частями инженерных войск. ‘

Большое значение имеют понтонные ча-
сти, организующие переправы через вод-
ные препятствия. Понтонеры наводят мо-
CTOBLIC переправы с помощью специальных
сулов. называемых понтонами. Их работа,
требует большой физической выносливости,
самообладания, находчивости.  Понтонер
доажен уметь отлично плавать, грести,
управлять моторной лодкой, работать в во-
де в непромокаемом плавательном костюме,
а под водой — в вололазной одежде.

Высокие требования претявляются к
бойцам инженерных  электротехнических
частей. В современных. армиях широко
применяются  электроосвительные сред-
ства, а также электризация проволочных
препятствий током высоком напряженля,
смертельным для человека. Саперы-электри_
ки должны уметь обнаружить и 9безвое-
дить эти препятствия. Для этого они снаб-
жены специальными приборами и костюма-
ми из медной сетки. В таком костюме мож-
но смело касаться наэлектризованной про-
волоки. Ток по сетке ухолит в землю.

Во время войны даже в местности,
богатой реками и озерами, войска могут
оказаться без воды. На помощь им при-
дут гидротехнические части. Если против-
ник заразил водные источники,  саперы-
гидротехники лобудут е помощью ‘специ-

альных 1 свежую волу, годную для
ПИТЬЯ.
Мнотогранна специальность саперов.

Вроме перечисленных есть еще специали-
сты-мостовики. При помощи пневматиче-
ского и электрического инструмента они
строят мосты, восстанавливают разрушен-
ные и прокладывают ‘новые дороги, без

ЕВ РЕ Е ee een Me aed

KOMCOMO JBC

АЯ ПРАВДА

eee es ЗИ ee КЮ

Артек. Экскурсия на Горное озеро.

e+ 2? хх

Фото В. ГОРШКОВА.

НАВСТРЕЧУ ВСЕСОЮЗНОЙ ОЛИМПИАДЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

НА СМОТРЕ В БАКУ.

От корреспондента «Комсомольской

правды» по Азербайджанской ССР

«Салам тебе, родной ата *), от сыновей   неплохие танцы, ‘но, увлекшись ими; учз-

твоих привет.

стники олимпиады ‘забыли’ © прекрасных

Пусть вечен будет этот мир — великой   народных ‘азербайджанских танцах.

радости расцвет.

Koro ни спросишь — молод, дед — он

гордо скажет, саг олсун *).

Нам Сталин дал простор и cBeT,— он

гордо скажет: саг олеун.

Эти стихи из письма бакинской интел-
лигенции товарищу „Сталину с большим
чувством прочла ученица 91-й средней
школы Сайкина в первый день олимпиады
шеольников Баку.

Теплые, от сердиа идущие елова приве-
Ta родному и любимому Сталину часто
повторяли юные. бакинцы,‘. участники
олимпиады. Они благодарили вождя за ра-
достное, ‘счастливое дететво. Когда слу-
шаешь юных певцов, музыкантов, декла-
маторов, смотришь веселые танцы, чув-
ствуешь, что очень много поработали дети,
прежде чем выйти на а :

В районных юмотрах детского творчества
приняли участие 22 тысячи ребят, На го-
i олимпиаде выступает 5.000 ле-
тей.

Большинство детоких коллективов хоро-
шо подготовилось. Однако в первые же дни
вскрылись серьезные ‘промахи, допущен-
ные организационным комитетом по’ прове-
дению городской олимпиады. Олимпиада
началась © опозданием на час © лишним.
Мнотие выступления, указанные в про-
TpaMMe, He состоялись. Так, не явился ни
один Участник из 54-й школы, потому
что им... забыли сообщить время выступ-
ления. :

Несерьезно полошли и к подбору репер-
туафа. Плясуны до бесконечности танцуют
«яблочко», гопак или  лезгинку. Это

1) Отец.
2) Пусть здравствует.

——

которых немыслимо организовать движени
войск. в

Большим опытом должны обладать сапе-
ры-подрывники. Эти не только устраняют
различные фугасы, мины с пути движения
своих частей, но и устанавливают все“ви-
ды инженерных подрывных препятствий на
путях движения противника. Войсковые
саперы в совершенстве владеют искусством
полевой фортификапии. Они умеют строить
блоктаузы, блиндажи, капониры, скрываю-
щиеся огневые точки.

В царской России саперные войска не
имели почти никакого технического осна-
щения. Чаще всего сапер орудовал одной
лишь лопатой. В нани дни инженерные
войска имеют специальные плуги-окопоко-
патели и экскаваторы.

Инженерные войска Красной Армии не
раз показывали на деле, как они владёют
свойм искусством. Известный журналист,
сотрудник буржуазной газеты «Дагбладет»
Аксель Къелланд, которого трудно заполю-
зрить в симпатиях к Красной Армии, пи-
сал недавно:

«Мы, свидетели русбкого молниеносного.
прорыва, стали на многое емотреть иначе.
Даже люди, не имеющие никакого пред-
ставления © военной технике, могут юце-
нить силу Ерасной Армии, наступающей с
фантастической быстротой, несмотря на то,
что территория ее противника была усеяна
минами. С Красной Армией действительно
шутить нельзя. Мы видели минные поля
финнов. Но мы видели также и русские
инженерные войска. Мы вилели русских,
отремонтировавигих совершенно разрушен-
ную дорогу в течение 15 минут. При этом
движение войск не останавливалось ни на
секуниу».

Выполняя священную волю советского
народа, салеры лействовали в боях с бело-
финнами смело‘и мужественно. Боец My-
равьев шел вперели пехоты и танков, ли-
квилируя минные поля.

Лейтенант Карапетянц обнаружит и
обезвредил 497 мин.

Млалший лейтенант Павел Усов, комсо-
молец, молодой команлир взвода понтонеров,
показал себя подлинным героем при пере-
праве через реку Т. Вокруг рвались вра-
жеские снаряль. Но Усов, устанавливая
понтоны, трижлы под ураганным огнем пе-
ресек реку и обеспечил переброску пехоты.

Красноариеец-салер Николай’ Никитин
неоднократно под’ пулеметным огнем проле-
лывал проходы в заграждениях. Не меныше

Вообще показу национального искусства
почти не отведено мест» на олимпиаде. Ни
один из участников не подготовил для де-
кламации бессмертных стихов Низами,
НИКТО Не вспомнил стихов Сабира, народ-
ных юмористических‘ рассказов © ‘мулле
Наср-Эдлине. :

Стяхи Пушкина, Лермонтова, Некрасова,
Маяковского не нашли ‘исполнителей на, ба-
кинском смотре. Это тем более’ странно,
что бакинские ребята зачитываютея сти-
хами классиков русской и азербайджанской
‘литературы. Очевидно, ‘здесь дело не в де-
тях, & в руководителях.

Досадно, что ни на олимпиаде, ни на
выставке Технического творчества не бы-
ли отражены славное революционное про-
шлое Баку и его замечательное сетод-
ня (исключение — монтаж «20 лет Азер-

Йджана», с которым выступили воспи-
танники второго детокого дома Дзержин-
ското района). : ‘

OcoSeHHo TI0X0 TOITOTOBIeHa выставка.
Работ, юных нефтяников представлена
двумя-тремя моделями качалок и вышек.
Заслуживающая внимания модель промыс-
ла, в сожалению, попала на выставюу
незаконченной. Большинство же экспона-
тов этого отдела устарело. Например, «под’-
емный лифт на вышку» был сделан пять

лет назад’ на детской технической станции.

Сталинского района. С ex пор эт
лифт — непременный экспонат всех вы-
ставок. Вместе с лифтом путешествуют ©
выставки нА выставку макеты: «валильный
инструмент в буровой». «механически от-
крывающиеся двери» и другие. Неужели
из работ юных техников нельзя было 0то-
брать новые экспонаты? i
П. ГЕЛЬБАХ.

мужества проявил он при наводке моста
через реку П. ‘Будучи фамен, герой-са-
пер продолжал и, только закончив
сооружение моста, он позволил увести ‹ебя
на медицинский пункт. Правительство вы-
соко оценило заслуги Павла Усова и Нико.
лая Никитина. 0боим присвоено ‘почетное
звание Героя Советского Союза.

Блестящие результаты отваги, мужества
и высокого сашерного мастерства показали
наши инженерные войска при прорыве так,
называемой «линии Маннергейма». Вме-
те в пехотой, артиллерией и авиацией
красные саперы сделали немало для унич-
тожения этих современных военно-инже-
нерных укреплений,

Любимцы всёх родов войск и многомлл-
лионного советского народа, саперы заслу-
жили всеобщую признательность. За ге-
ройские подвиги при защите советских
границ наиболее отличившиеся части ин-
женерных войок напраждены орденами Врас-
ного Знамени. Инженерные части дали
стране немало. героев. Среди. награжленных
правительством за инженерное обеспечение
успешных операций Герои Советекого Сою-
за комбриг Хренов, капитан Коровин,
младший лейтенант Кучеров, младший
лейтенант Усов, понтонер, водитель специ-
алькой машины тов. Артюх, сапер Никитин
и ряд других, доказавших ‘на деле ‘свою
преданность родине, советскому правитель-
ству и великой партии. Ленина — Сталина.

Великая честь служить в инженерных
войсках выпадают на долю лучших, поли-
тически и технически наиболее грамотных
призывников, способных в короткие сроки
освоить сложную военно-инженерную тех-
нику.

Боец иабенерных войск должен  0б-
лалать ‘большими знаниями. От личного
поведения бойца-сапера, его выучки, му-
жества, самообладания зависит часто суль-
ба боевого подразделения.

Во время предстоящего призыва в Крас-
ную Армию призывные комиссии отберут
для службы в инженерных войсках самых
и выносливых, грамотных товари-
щей.

Готовьтесь, товарищи призывники, стать
canepama! Гортитесь честью ‘быть в рядах
геройских бойцов инженерных войск!

Генерал-майор ‘инженерных войск

m4) ’И. ПЕТРОВ,
начальник Инженерного управле-
ния РККА.

ДЕКАДА БЕЛОРУССКОГО

a

июня 1940 г., № 134 (4616)

ИСКУССТВА В МОСКВЕ

«ПОСЛЕДНИЕ»

драматический теалр. показал московскому
зрителю свою новую постановку—«По-
следние» М. Горько. = =
Самое название «Последние» говорит о
том, что Горький изображает здесь поелед-
них людей старого, прогнившего строя, Е
которым стремится вызвать отвращение и
ненависть как ‘к ‘уродливым представите-
лям  разлагающегося  собственнического

Огромную разрушительную силу тамла
в. себе эт» пьеса в эпоху царской реажции,
Не значит ли это, что драматургия Горько-
то уже сыграла свою роль, и теперь, когда
у нас в стране сметены все устои катита-
листического общества, пьесы великого 2б-
личителя бесправия и гнета устарели?

Ничуть. Советские режиссеры и артисты
с большим творческим наслаждением под-
ходят к драматургии Горького, по-новому
читая его пьесы. раскрывая глубину идей
и мыслей писателя-реалиста. В ‘том-то м
заключается мощь Горыкого-драматурга, что
давно отжившее и пережитое с прежне
силой волнует нас, вызывает различные
эмоции, начиная от презрения к негодяям
и утнеталелям и кончая теплым сочув-
ствием к жертвам произвола и насилия.

Горький показал семью бывшего поли“.

цеймейстера Ивана Коломийцева. Это— раз-
ложившаяся иворянокая семья, члены ко-
торой ненавидят и презирают друг друга.
Стралиная, безотрадная картина! Но такой
жизнелюбец, как Горький, и здесь, Ha эту
скулную почву себялюбия. карьеризма и
разврата, сумел заронить зерна оптимизма,

дать надежду, что все эти люди——«послед-

ние», что вслед за ними придут настоя-
щие люди, честные и прямые строители
новой общественной жизни.

Режиссер спектакля М. Зорев в сотруд-
ничестве с режиссером МХАТ И. Раевским
дал правильную трактовку. пьесы. Горько-
TO, Hailed. JI нее то звучаяие, при кото-

ром неповторимая музыка  гофьковского
текста легко, доходчиво проникает в сердца
зрителей. О 2

Самое ценное в спектакле — хороший,
сыгранный ансамбль. Есть  иополнитети
сильнее и слабее, ножникто из них не вы-
ходит из общего стиля, и все дают прз-

вильные, занюминающиеся фитуры «по- страстей и мыслей.

следних».

va вич),

` полнителях,

Народный артист БОСР В. Владомиретлй
играет отставного полицеймейстора Иран
Коломийцева. Уже в конце первого ло.
ствия, когда полицеймейстер неожиданно
приезжает домой, артист прекрасно, в yp,
многих словах горьковокого ‘текста дает
нам понять, что ©0бой представляет №.
мийцев—с виду властный и почтенный
человек, а на деле-фухлядь, слабоволь.
ный истерик, карьерист, хвастун, деслот
в семье.

И дальше Владомирекий © болыши
искусством ведет свою роль, приковыва
а зрителя к образу Weare Toyo.
мийцева, символизирующему гниль стау-
го мира.

И от того, что центральная фитура pa
скрыта реалистически просто и убедитеть-
но, становятся люнятными и страдания
жены  Коломийцева, Софьи (заслуженная
артистка БОСР 0. Галина), и бескрыли 7
романтические порывы ее дочери, Верн
(заслуженная артистка БОСР И. Жлан-
и жестокая строгость Люб
(Е. Ермолина), и цинизм пругих детей [о-
ломийцева-—Александра (Б. Кудрявцев) т
Надежды (Л. Шинко).

И. Жданович тонко сыграта Веру и г
бенно хорошю провела сцену об’яенения с
мерзавцем Якоревым (артист И. Шатилао),
тюднявитиеь до высот подлинного драма.
тизма.

Нелегка роль Любови. В этом «теми
царстве», по замыслу Горькото, она долд-
на быть «светлым лучивом». Несчаютная,
изуродованная физически,  иокалеченная
морально, она отличается прямой н
правдивостью, она выступает как пров.
pop против всето отвратительного, чт в1-
дит вокруг. Артистка На Tent

изобразила Любовь и, давая. интересный
рисунок роли, провел» ее просо т
искренне.

Можно было бы оказать и © друпих м:

отметить их вдумчивый,
серьезный подход к горыковской yin.
Блатодаря этой серьезности в твортевя
работе спектакль «Последние»  погаза,
что Первый государственный Белорусский
драматический театр-—ильный ахтерский
коллектив, умеющий передать  брыу

М. ЗВЕРЕВ,

Белорусский государственный театр
драмы ставит пьесу «Гибель волка»—
единственное драматическое произведение
талантливого белорусского писателя Эдуар-
да Самуйленка, умеритего в расцвете твор-
ческих сил. Тема пьесы-—противопостав-
ление новых человеческих  взаимоотноше-
ний, утверждаемых в социалистическом
обществе, гнуснейшему закону капитализ-
ма: человек человеку волк. Эта тема ра-
скрывается автором на конкретном мате-
риале.

1937 rox. Колхозный строй победил. В
Советской Белоруссии, как и во всей стра-
не, колхобное крестьянство зажило куль-
турной и. зажиточной жизнью. В колхоз-
HOH семье устанавливались отношения,
основанные на любви, братстве и дружбе.
Но из-за деревянной арки, отделявшей
СССР от. панской Польши, тлядели злоб-
ные и жадные глаза польской шляхты,
мечтавшей вернуть отнятые у них по-
местья. Через границу засылалиеь пигио-
ны. и диверсанты, которые должны были
наносить удары из-за угла, нарушать мир-
ный труд, подрывать мощь. Советской
страны. Голодными волками рыскали эти
выродки, ища’ пособников среди кулацких
последьншей ‘и. всякой  троцкистской
контрреволюциюнной нечисти. И на той
борьбе, которая возникла в связи © этим
в одном из белорусских пограничных кол-
хозов, писатель показал столкновение двух
миров, двух моралей —социалистической
и капиталистической.

Целую волчью стаю, все разновидности
этой гнусной звериной породы вывел
Эдуард Самуйленок в своей пьесе.

Автор показал, как строили свой козни
враги и как их усилия разбивались о не-
сокрушимую волю монолитного советского
народа, преданного идее социализма, вер-
ного партии Ленина-—— Сталина. С глубокой
любовью нарисованы им образы бывшего
политкаторжанина Мирона Андреевича и
бывшего партизана Рябички. Ярко наме-
чен образ Насти, дочери пиона Харкеви-
ча. Живыми предстают и второстепенные
персонажи ‘пъесы-—колхозники Язеп,. дед
Анисим, Степанида и другие. И если авто-
ру не удались фигуры председателя колхо-
за, комсомольца Михася, секретаря райко-
ма партии Добрынина, начальника погран-
заставы Усенко, он все же сумел создать
илейно насыщенную пьесу, говорящую о
том, что на советской земле нет места
волкам, нет возврата волчьим законам ка-
питализма,

Постановщики спектакля. режиссер К. Н.
Санников и режиссер МХАТ СССР И, М.
Раевский ^ сделали многое, чтобы‘ донести
до зрителя идею пьесы Самуйленка, пре-

Сцена из 3-го

акта пьесы «Гибель волка»
государственного драма

«ГИБЕЛЬ ВОЛКА»

одолев ее драматургические недочеты-—
некоторый схематизм, риторичность, рыг-
лость и вялость композиции. Они сконцен-
трировали игру актеров на выражении той
идеи, которая лежит в основе этом пи
изведения и определяет его значимость,
Режиссура поступила совершенно правиль-
но, освободив пьесу от длиннот, в частн-
сти от всей второй картины, рисующей
встречу диверсантов Шабинского и Ботда-
на Харкевича.

Белорусокий театр драмы еще раз д-
казал, что он обладает талантливым ante)-
ским коллективом. Заслуженный артист
БССР В. И. Дедюшко с больной внутрен:
ней. силой передает юбраз. Мирона Анд
вича, сдержанного, но стойкого, и волею-
то сына белорусското народа. Скупыми, но
выразительными штрихами нарисовал хо-
лоритную фигуру старого партизана Ря-
бички В. А. Кравцов. Талантливо исто
няет роль Насти заслуженная артистка
БОСР И. Ф. Жданович. Очень удались ви
ростепенные роли рыбака Анисима васлу-
женному артисту БССР Г. Ю. Гринио,
Язепа—А. А. Барановокому, Степаниды-
В. Н. Полло.

Народный артист БОСР В. И. Владомир-
ский своей игрой выразительно подчерк-
нул вое ничтожество и тупость разложив.
шегося отщепенца Абабурки. Прекрасная
сцена, в которой Абабурка мечется, слов
HO пойманный трусливый зверек, кома

узнает © провале своего «шюфа», однако,
слишком затянута. Заслуженный зртист
БССР Г. If. Глебов, играющий Харкевича,
стоял перед опасностью пойти № пи
штампа, но не соблазнилея этим детвих
путем. Он сумел обнажить рабекое «нут-
ро». Харкевича, показать злобу и жест-
кость его. Сцену об’яснения Харкевича ¢
дочерью ‚Глебов провел мастерски. Местат
подчеркнуто, чуть переходя в шарж, и-
полняет роль Сильвестра Вырвича артист
В. В. Былинский, но в целом он наше
правильный рисунок роли.

Оформление спектакля И. М. Ушаковых ^
обнаруживает, что художник знает, чув- j
ствует и любит белорусский пейзаж. Яр-
кие краски весеннего цветения Waller of
для финальной сцены колхозного праз-
ника.

Спектакль «Гибель волка» заслуженио
занял прочное место в репертуаре Первого
Белорусского государственного драматиче-
ского театра, все увереннее идущее №
реалистическому отображению жизни и
борьбы белорусского народа, к созданию
подлинно национального искусства, -
никнутого великими идеями социализма.

М. ЖИВОВ.

и
в постановке Первого Белорусского
тического театра,