часто захаживал к Макарову.

‚ лиотеке, в кинотеатрах, в здании бывшего реального училитиа

16`ионя 1940 г., 1 137. (4615)

*

ЛЕСНОЙ БОГАТЫБЬ, .

В контору начальника лесотуткта вбежал, залыхавиись
цастер. Вид его говорил © том, что он очёнь спешил, Не успев
що же прикфыть 9% собой дверь, он быстрым движением ру-
каза стёр обильно струившийся по лицу пот и срывающимся
лео4 скоромворкой выпалил:

— Опять номер выбросил... Всю Yoprony дачу, как бритвой
срезат.. Виданнюе ли дело — восемьдесят четыре кубометра!

Лейстительно, повостгь из ряда, вон выходящая. Восемьдесят
четыре кубометр» за день—= да ведь это больше десяти норм!
Качальнию лесотункта Мазацоиз ваволновался: правла ли? Как
это произошло? Не подшутил ли над ним мастер? Но нет, ма-
(тёр говорил вполие серьезно. i

Роли нь участке происходят Такие дела, нужно только ра-
доватья. Но лю мастеру No видно было, чтобы он очень обра-
дозался случившемуся. Наоборот, мастер был явно огорчен
я расстроен. Начальнию лесопункта недбумевал:

— A обижаться-тФ тебе зачем? Обидного для тебя ничего
ву лот... 3

— Как кот?— удивился Mactep.— Члю ж это выходит? Если
anu будет столько леса рубить, так мно хоть под землю
же. Машита я, что ли? Тут ‘доляикио отвести не успеень
не то что такую уйму древесины принимать. Как хотите, а та-
хой работой они меня ©0 света живут...

«Доводы» мастера развеселили Макарова. Потом он сразу
стал серьезных и тихо, HO веско об’яенил мастеру:

— № так. Не тах ты смотришь на вещи, Лукич. Тяжело
1668 одноиу-— возьми помощника. За этим дело не. станет,
Мюред схотеть надо, Лукич. Как ты представляешь себе, куда
шатнех мы, если все станут так работать? Далеко шахнем.

B oro вреия открылась дверь, и вошел гам виновник про-
испествия — высокий молодой парень с мужественным, загоре-
лым лицом. Это был лесоруб, комсомолец Петр Готчиев. Он

— Знаю, знаю,— приветливо встретил ето Макаров и по-
хлопал по плечу.— Лукич тут на тебя уже нажаловалея, Сиегу,
Говорит, по горло, и так еле передвигаетщься по лесу, веоего
це вывезеь; & ты ещо добавляет

„Люшаю несколько дней, и о Готчиеве знала чуть ли не вся
Перелия. На Возрицкий пуйкт потянуливь делегации. Разные
чувства были у людей. Одни ехали с горячим желанием пере-
HATH замечательный опыт, поучиться у молодого лесоруба, дру-
е —с явным недоверием. \

Но сопло тостям побывать па тотчисвокой делянко, с чае —
уой понаблюдать его работу,— и всякие сомнения развеива-
Ach B ABIM.

.. Bexope Toranena pprnarm в Петрозаводек. Его, комсомоль-
1g, простого лесоруба, пригласили на пленум обкома партии.

(екретарь Карельского обкома тов. Куприянов вкратце расека-
за1 плонуму о новом методе, примоненном Готчиевым, & затем
предоставил слово лесорубу.

трудом подбирал он слова. Его не перобивали, слушали
внимательно. р

(бкох партии и Совнарком Карелии приняли специальное пю-
становление 6 растрюстранении методов Готчиева.

_В Карии пачалоеь замечательное соревнование работник
PCH 84 выгокую ппюизводительность труда. о, ры
; АЛ :1 нь

В (емчегораком колхозе работал Павел Алексеевич Готчиев—
отец Петра. Весть о рекордах сына дошла и до него. Обь испу-
fared!

— № может человек так просто нарубить столько. Как бы
не надорвалея Петр. Предупрелить надо.

He юлто думая, етарик отправилея в дорогу — в тбетя
к сыну. му не териелось. Он даже отказался отдохнуть после
долой дороги и сразу Me Dower Ha делянку.
_ Опасения оказались напрасными. ‘Сын, видимо, и не думал
падрываться. Работа шла у. него удивительно легко, без вся-
лото напряжения. Не было и намека на усталость. Пот выету-
пил на лбу не у сына, & У отца...

— Хороший инструмент;— восхищался старик, обнимая сы-
14—и руки у тебя золотые. Не пила, a tyro!

Вю вой раз Павел Алексеевич приехал. па  лесопункт
в конце прошлого гола. Петра Готчиева не было на делянке—
он пошел в ряды Рабоче-Крестьянской Врасной Армия‘ запи-
щать родину. Лучковую пилу он сменил на винтовку ив боях
с блофиннамия орудовал ею так же ловко, как пилой в лесу.

(ларик приехал на лесопункт для того, чтобы заменить сы-
на, работать на затотовке леса. В бригаде Готчиева-сына. рабо-
Tact Гогчиев-отец и тоже перевыполняет нормы.

Кома в республике пачалась избирательная кампания, тру-
дящиеся Возриикого механизированноо лесопункта выдвинули
кандидатуру Готчиева в депутаты Совета Национальностей Bep-
ховного Совета СОСР. +

Cerotun избиратели Медвежьегорского сельского избиратель-
ного округа единодушно отдадут свой голоса за верного сына
‘карело-финского народа, знатного лесоруба республики,, коисо-

М. ПОКРОВСКИЙ.

В ГОРОДЕ СОРТАВАЛА

На северном побережье Ладожского озера расположен совет-
ский торол Сортавала. Он связан железнодорожными линиями ©
Суоярьй и Петрозаводеком, с Кексгольмом, Выборгом и Ленин-
градом. Поссейные и волные пути связывают город с самыми
отдаленными местечками Карельского перешейка. ‹

Красив и уютен новый советский город. Ровной асфальтированной
лентой протянулась Карельская улица. Здесь расположены Jyd-
Шие многоэтажные дома, утопающие в зелени садов. Около мо-
‘ст, соединяющего берега узкой бухты. высится белое миого-
этажное здание отеля. Его фасад обращен на центральную пло-
Mats, нз которой стоит памятник известному герою «Калевалы»,
мудрому певцу Вейнемейненух

Старый город живет по-новому. На его площади и проспек-
ты ворвалась кипучая творческая жизнь. У типографии, в биб-

„мольца Петр Готчиева.

трудятся каменщики, плотники, стекольщики, слесари. Здания,
‘убирают в кумач, вывешиваются лозунги, транспаралты, пор-
треты кандииалов в депутаты Верховных Советов СССР m Ka-
рело-Финской республики,

День выборов жители Сортавалы встречают новыми побехазаи
Ha трудовов фронте. В строй действующих предприятий всту-
пили фанерный, пивоваренный заводы, кожевенная фабрика,
электростанция и городской водопровод. Накануне пуска мель-
ничный комбинат, лесопильные заводы.

Сегодня жители Сортавалы явятся на избирательные  УЧа-
стки, чтобы голосовать 3» своих избранников. У206 Bee готово
к встрече избирателей. Наступил радостлый час в жизни ота-

‘ром города... в. ЧЕРНЫШЕВ:

‘  na большом грузовике Аймо

ых

вх.

TE СУЧА

К

Кандидатами в депутаты Верховного Совета СССР и Ро Совета Карело-Финской ССР выдвинуты лучшие люди
молодой республики. На снимке: знатный лёсоруб А
ного Совета Карело-Финской ССР, среди молодых избирателей‘ Кондопоги.

МО ВАПОЛА (четвертый справа), кандидат в депутаты Верхов-
и Фото Б. ИВАНИЦКОГО.

ОБРЕТЕННАЯ РОДИНА

_В это утро, как и обычно, ,

* > a *

ли своей

борьбы. Забастовали
рабочие  лесозавола  «Фрейсо-

* ка

МОЛОЛЫЕ ПАТРИОТЫ

С великой радостью ветретила молодежь нашей республики
закон % преобразовании Автономной Карельской Советской (4-
пиалистической Республики в Союзную Карело-Финскую Совет-
скую Социалистическую Республику. Перед молодой феспубли-
кой в результате мудюй ленинско-сталинокой нащиональной
‘политики, в результате побед героической Красной Армин и
Военно-Морского Флота открылись широкие возможности для ее
дальнейшето хозяйственного и культурного развития.

«В новых формах своего национально-государственного су-
ществования карело-финский народ еще более развернет все б9-
гатотво заложенных в нем творческих способностей, еще бы-
стрее, с еще большими успехами пойщет вперед пох знаменем
Сталинской Конституции», говорил тов, Жданов на У1 Сессии
Верховного Совета СССР. 7

Когда финская белогвардейщина попыталась нарушить мир
на северо-заладной границе Советекого Союза, на, защиту социа-
листической родины встали Ераеная Армия и Ерасный Флот.

В эюй борьбе активное участие принимали комсомольцы и
молодежь налпей республики. В боях за социалистическую ро-
дину они продемонстрировали образцы феззаветного героизма,
доблести и мужества, вписав еще одну страницу в теторию
комсомола Карелии. В рядах доблествых частей Ленингралекого
военного округа сражались лучшие представители молодежи рес-
публики, более 12 процентов состава областной комеомолвской
организации. Секретарь Прионежского райкома BIRCM тов.
Андреев, заместитель секретаря Кемского райкома ВЛЕСМ тов.
Еряжев, заместитель секретаря Беломорокого райкома ВЛЕСМ
тов. Денисов, член бюро обкома ВЛЕСМ тов. Самознаев, зав.
отделом крестьянской молодежи 9бкома ВЛЕСМ тов. Багаев и
другие героически защищали рубежи великой родины, отдали
свою жизнь за то, чтобы еще ярче пвель наша страна, еще
успепинее шло строительство коммунизма.

В составе делегатов 1-го ©’езда ЛЕСМ нашей республики
было 53 комсомольца, натражденных орденами и медалями
Союза ССР: орденом Ленина— 1 человек, орденом Ирасного
Знамени — 12, орленом Красной Звезды — 11. Среди делегатов
с’езда было 6 комсомольцев Героев Советского Союза. Военные
подвиги М. Новикова, Д. Диденко, А. Маминова, П. Крылова,
Ф. Коренчука, И. Хватова являются блатородным примером для
Harel молодежи.

Тысячи молодых патриотов бамоотверженным труюм на с0-
циалистических предириятиях ковали победу нашей доблестной,
Красной Армии в ее борьбе с белофиннами.

Около 500 комсомольцев, командированных областным к0-
митетм ВЛЕСМ, работало на строительстве железной дороги
`Петрозаводек— Суоярви. В глубоком снегу, под обетрелом фин-
ских самолетов, в 40-градусные морозы комсомольцы показые
вали образцы высокой производительности труда. На строитель-
стве работало 95 комеомольоко-молодежных бригад.

В дни избирательной кампании комсомольская организащия
республики под руководством партии вела большую агитацион-
ную работу за кандидатов сталинского блока коммунистов и бес-
‚партийных. 4.500 комсомольцев и больше тысячи из нессюзной
молодежи работали агитаторами среди насвления. В `избиратель-
ных комиссиях работали 1.136 комсомольцев.

`Комсомолец-лесоруб Аймо Вапола — кандидат в депу-

таты Верховного Совета Карело-Финской ССР — рас-

` сказывает молодым избирателям, как он ездил. за

океан, в «страну счастья», как узнал там цену бур-

жуазной демократии, как нашел родину и счастье
Я в Советской стране:

*. * *

Вапола вмоете с товарищами-.
лесорубами направлялся в 16.
Сзади осталея молодой город
Кондопога. Справа лежало си-
нее-синее озеро Онега. До-
ехав до места работы, лесо-
рубы разошлись по участкам.

В числе кандидатов в депутаты Верховного Совета Карелю-
Финской республики—12 комсомольцев, воспитанников комсо-
мольской организации республики. Среди них-—зав. отделом
школьной молодежи и пионеров райкома ЛЁСМ райюна Калева-
лы тов. Потапова, 1919 года рождения, натражденная медалью
«За трудовое отличие», председатель Виданского сельсовета При-
онежекого района тов. Морозина, 1920 тоха рождения, член ЦК

рин». Мы дежурили у ворот,
чтобы не допустить н& завод
пигрейкбрехеров. Эта забастов-
ка закончилаеь победой рабо-
чих, заводчик вынужден был
уступить. Я был выбран пред-
содателем ‘уличного комитета

В полдень прошел короткий ве-

сельй дождь, Сильнее запахли травы и

свежие листья. Аймо работал ¢ удоволь-
ствием. Он полхолил к дереву, делал не-
сколько ударов топором, потом брал пилу,
наклонялся к стволу, и, сраженное точной,
сильной рукой. дерево падало.

Днем из Кондопоги пришла Matra.
Аймо Вапола-канлидата в депутаты Вер-
ховного Совета Карело-Финской Советской
Социалистической Республики — просили
приехать на встречу с молюдыми избира-
телями.

В райкоме комсомола Вапола ждали.
Злесь были комсомольцы, работавшие на
предприятиях и в учреждениях Кондопоги,
принли и школьники.

Вначале беседа не клеилась. Аймю не-
много смущалея. Ребята смотрели на него,
ожидая. И рышили так: ведь каждый чело-
век бывает маленьким, у каждого бывает
детство. Пусть Аймо расскажет © своем
детстве.

‚ РАЗВЕ ЭТО_ ДЕТСТВО?
Счастливейшая пора — детство! Присут-
ствовавшие на беседе школьники много мо-
тут рассказать о замечательных делах и
событиях этой поры. Аймо ничего не мог
бы прибавить к их рассказам.

— 0н, Аймо Вапола, родился в 1911 roxy

в Финляндии, в Ваасенокой губерний, в
Херевне Марвнтайстен,
крестьянина. Мать умерла через три меся-
ца после его рождения. Через десять лет
умер отец. АйЙхо хотел учиться. Ученье
стоило денег. Денег не было. АЙмо пошел
работать возчиком к кулаку. Когда ему не
было полных 12 лет, он работал уже на
лесозаготовках ий на сплаве.

ПАРОХОД_ИДЕТ_В_КАНАДУ

Но кто не мечтает в молодости? Аймо в
мечтах своих вилел другую жизнь. Его po-
дина — Финлянлия — не могла дать ниче-
то, кроме нищенекого существования.

Аймо было 17 лет, когда он вступил на
пароходную палубу. Цароход шел за окези.
Вместе © группой товарищей Аймо в 1928
году уехал из Финляндии. В Бремене груп-
па. разделилась-—часть ‘поехала в и-
лию, часть-—в Канаду. АЙмо выбрал Кана-

никто не знал английского языка.
И вот путь окончен. Пароход пришел в

город Квобек. Под когами твердая земля.

На остатки денег сняли комнату на две

недели. И встал острый. вопрос:
— Как жить дальше?

ЧТО ТАКОЕ. БАСС
И АЙГА-ПОЙГА?
` Очень скоро мечты © том, что. за океа-

ном, в «стране счастья», будет другая, ‘хо-
рошая жизнь, развеялись.

ком в.банк, а там и говорят, что у фир-

в семье бедного  .

ду. Из пяти человек, ехавших ©’ Вапюла, A

лучшей, передовой части рабочих.

безработных...

— Странная организация, — заметил
Кто-то из слушателей.

‚ — Для советекой молодежи это, конеч-

1ю, звучит странно, в буржуазной стране

такая  организамия -—— обычное явление.

СНОВА ЗА ОКЕАН

И в далекую Ванаду приходили вести ©
Советском Союзе. Рабочие’ ¢ жадностью
слушали сообщения © том, как живет пер-
вое в мире государство, гле рабочие взяли
власть в CBOU руки и под руководетвом
коммунистической партии строят социз-
лИЗМ.

У Аймо Вапола с новой силой возникли
мечты © другой жизни. Он стал хлопотать
0 разрешении поехать в Советский Союз.
Виза, была получена.

Прежде Beero «искателей счастья» в
Канаде оказалось ‘очень много. АЙмо видел.
китайцев; ^ негров, ` шведов. только.
‘счастья, но и работы, дававшей. возуож-
ность нищенеки существовать, всем нехва-
тало. ‚

—= Поработав’ лва месяца на ферме, —
вспоминает. Валюла,, —— я © трудом устроил-
ся на лесозавод, г в янваю 1929 тода
уехал на лесозалотовки. Там попался очень
злюй басс... Рабочие терпели от Hero много
неприятеостей; он ме признавал ни малей-
шего. возражения. Стоило рабочему оказать
слово, как баес выгонял его © работы.
Много страданий доставлял рабочим и
айга-пойга.

— Подожди, Аймо! Кто такой басс и
хто — айта-пойга? -

— Bice — это представитель фирмы в
лесу, воде управляющего. Айга-пойга
производит рабчеты с рабочими, вроде кас-
сира. Но он выдают не деньги, а чек.
С чеком нужно притти в банк. И часто
бывает, что приходит рабочий е таким че-

вый раз вступил на советскую землю.
РОДИНА

Из Ленинграда Аймо Вапола поехал ра-
ботать в леса Карелии. Замечательный ле-
соруб, он не только хорошо работает сам,
по и учит работать других. Аймо стано-
вится ‹бригалиром: С удивлением и -ра-
лоетью он. узнает, что труд может прине-
сти человеку почет и славу. В декабре
1932 тоха Аймо Вапола вступил в коме-
мол. Через два года его избрали секретарем
комсомольской организации. Одновременно
ето избрали и членом сельского совета.

Кажлый год жизни Аймо Вапола в Co-

мы. на текущем счету ничего. нет.

— Но это же безобразие!-—возмутились
слушатели; raf

— Да, во это один из приемов пред-
принимателей увеличивать свои доходы.

_ ГДЕ ЖЕ. ВЫХОД?

— К 1932 году стало вовеем плохо, —
вспоминает Аймо.-—-В Канаде лесорубы на-
рубили столько леса, что он лежал огром-
ными кучами: А покупать лес никто ке
хотел. Один за другим закрывались л16с0-
пильные заводы. Плохо было и в осталь-
ных отраслях аи. Плохо бы-
ло и фермерам. Наступил кризис... ,

‚0 капиталистическом кризисе слушате-
ли — молодые траждане Советского Сою-
за — знали лишь по школьным урокам.

И вот перед ними сидел человек, испы-
тавший Ha себе опустошительные дей-
ствия катиталистического кризиса.

. — B Канаде я прожил четыре года, —=.
Вопоминает Вапола, — из них работал я
одиннадцать с половиной, месяцев. Осталь-
ное время скитался безработным; В. одном
Ванкувере тогда было 10 тысяч безработ-

достные события. Росла и слава о нем
Kak о замечательном лесорубе. Работой. за=
воевал он доверие у молодежи, у всех ра-
болих. Аймо Вапола изби членом.
пленума райкома комсомола, делегатом: об
ластной комсомольской конференции, чле-
ном пленума Карельского обкома комсомо-
ла. Рабочие избирают ег председателем
рабочкома, лесопунклта,.

Котда финская белогвардейщина попыта-
lath нарушить мир Ha северо-западной
траницо Советского Союза, Валюла ветупил
добровольцем в Ирасную Армию и пробыл
в Ней с начала военных действий до 7 ап-
феля 1940 roma.

Рабочие, инженерно-технический персо-
нал, служащие кондопожекого лесхоза и
леспромхоза, колхозники Вороновекого, Co-
noxckoro, Кондопожеког и Новинекого
сельсоветов, выдвинувшие ‘кандидатуру
Аймо Вапола, считают, что он будет ло-
ойным представителем в Верховном Со-
pete Карело-Финской ССР:

Сотодня Аймо Вапюола вместе с лучши-
ми представителями карело-финокого нафо-
да баллотируется в депутаты парламента
мололой Карело-Финской республики.

? Ник. МАРКЕВИЧ,

Какой же был выход из этого положе-.

ния?

Борьба! Борьба против капиталистов,
борьба против лживого лемократизма, дав-
но превратившегося в угодливого слугу ка-
питализма. Аймо Вапола примкнул к

ДА; НУЖНО БОРОТЬСЯ!

— Нажим на рабочих становился все
сильнее, — говорил Аймо.— Меры, приме-
наявшиеся против рабочих, становились все

более суровыми. Но рабочие не прекраша-  Петрозаводск.

2 сентября 1932 тода Аймо Вапола пер-

ветеком (Союзе приносил ему новые, ра-.

ЛЕСОМ Карело-Финской республики, паровозный малпинист депо
ст. Масельская Кировской железной дороти Зоя Тяпкина и дру-
THe.

На территории Карело-Финской ССР находятся богатые иеко-
паемые, леса. Пуск новых пеллюлозно-бумажных предприятий
поставит нашу республику на первое место в Советском Сотозе
по производству бумаги. Уже в этом году должны быть пущены
в эксплоатацию 11 лесозаводов. `

Задача комсомольских организаций состоит в том, чтобы 10-
мочь быстрее пустить в ход эти предприятия.

На территории Барело-Финской ССР вводится, как государ-
ственный, финский язык, на котором будет вестись преполава-
ние в школах. Финский язык прошел большой исторический
путь и является вполне сложившимся ‘литературным языком.
Овладеть ‘финским языком—обязанность каждого комсомольца
налней республики.

Над разрешением этих ‘задач работает сейчас наша комео-
мольская организация. Нет сомнений, что комсомол двенадцатой
союзной республики с Чеетью оправдает ховерие большевистской
партии и на: &. j :

! ти И. ГРИШКИН,
секретарь ЦК ЛКСМ
Карело-Финской ССР.

eee

НАШ КАНДИДАТ

Избиратели нашего окрута вымвинули кандидатом в депу-
таты Верховном Совета Карело-Финской ССР `Илмари Андрее-
puya Пеухкури. Мы гордимся своим кандидатом — преданным
сыном трудового народа; знатным человеком Петрозаводска.

В раннем детстве Илмари притшлюсь бросить школу, чтобы
зарабатывать на жизнь. В Териоках юноша стал носильщиком.
В годы гражданской войны он вступил в Красную гвардию.
После подавления революции в Финляндии белофинны заключили
тов. Пеухкури в тюрьму. Он вышел оттуда со справкой о том,
‘что отбывал тюремное заключение 3a участие в революции.
С такой «рекомендацией» никло не хотел взять ето на работу...

Пеухкури мечтал о первезде в Советский Союз. После дол-
тих мытарств он становится советским гражданином. С этих
пор начинается новая жизнь финского юноши. На социалиети-
ческом предприятии он — стахановец, рационализатор. В 1930
тоду тов. Пеухкури вступает в коммунистическую партию. По-
следние годы тов. Пеухкури работает начальником отдела тех-
нического контроля на Петрозаводской лыжной фабрике. 1

Нали кандидат самоотверженно работал на своем посту
в дни боев с белофиннами. За 0с0бые заслуги в деле укрепле-
ния оборонной мощи страны правительство наградило его орле-
ном Красной Звезды.

Мы как агитаторы спраиваеи наших избирателей:

‹ — Достоин ли товарищ Пеухкури избрания в народный
парламент респубхики?

Избиратели единодушно отвечают:

— Да, достоин! з
  А. МЕШКОВА, А. СУХАНОВА,

} агитаторы-комсомолки,
Петрозаводск.