ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

„..наша социалистическая организация хозяйства,
равно как и весь наш советский строй, и его полити-
ческая и военная организация, с честью выдержали
тяжелые испытания, выпавшие на их долю в течение

года войны, и вышли из горнила этих испытаний
еще более прочными и окрепшими“.

Орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств
при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

ВЫХОДИТ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

№ 27   4 июля

ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ

Bes советокая культура, литература и
тсЕтество, формирующие идеслогяю граж-
данина ОССР, неустанно пропаганлирова-
и братскую евязь наролов Страны Cose-
тов, воспитывали ненависть ко якого
рода расистеким бредням, теории и поак-
тике налиональной исключительности.

Чувство дружбы народов органично
для советокей литературы и искусства.
Оно унаслеловано ими от прошлого. Эта
великая традиция в ряду других Becko-
хит к Пушкину, ролонзчальнику — норой
русской литературы. Шущкин гордился
‚тем, что памятник сейе возхвиг не Толь-
Ко в серщшах оусоких людей, ви в
` сердцах сынов всех нарожов «Руси вели-
  5ой> —

И назовет меня всяк сущий в ней
язык,
i И горлый внук славян, и финн, и
5 ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.

С особенной силой это чувство, евиде-
пельствующее % цельности советского Ha-
рола-монолита. 9 нерушимой  прочноста
наптего тыла, проявилось за время вели-
кой отечественной войны. Разве не 906
этом говорят стихи о Москве поэтов брат-
ских народов М. Рыльского, Джамбула,
Самеда Вургуна и многих других, зву-
чавшие ‹ такой проникновенной силой В
те лни, когда враг Уприжал  «етолице
столиц» советското государства.

И разве не знаменательно, что к рус-
скому тению Пушкину обращалась в эти
дни коллективная мысль поэтов-братьев.
С великим поэтом дружбы наролов пере-
вликалея  азербайджанец Самед Вургун:

{дай rm

$

ZS fit tsa

Русский брат —— это гордость твоя и
любовь,
Это ленинский дом, это солнечный
кров,
Это город побельь чей разум глубок
В негасимох сиянии пункинових
строк.

Тавим же близким для воех наших на-
родов стал сегодня Тарас Шевченко. Каза-
хи называют Шевченко своим родным и
«любимым Тарасом». И они глубоко пра-
вы. Шевченко был другом порабощенно-
50 наресмом казахского нарота.

fliwa Кунала, народный near Савет-
ской Белоруссии. недавнюю смерть KoTo-
poro с такой болью переживает весь CO-
зетский Hapoel, начинал свою литератур-
ную деятельность. Как продолжатель
трахиций Тараса Шевченко. В лни. вой-
ны в стяхах Янки Купалы звучал толое
народной совести, призывающий всех че-
стных людей к свяюй мести оскверните-
лям родной земли:

За сестер, за братьев милых,

За сожженный хлеб и кров

Рвите из проклятых жилы,

В пущах ройте им могилы,
Смерть за смерть и кровь за кровь!

Разнообразны Формь взаимного BAUS-
ния и взаимного обогащения культур

братских народов СССР. Известны  фак-
ты, когла русекяе и казахские писатели
совместно созлавали превосходные 12013-

ведения, отображакание — гереняескую
борьбу национальных  маредов за  ©во0и
прогресс, за ©в0ю свободу. В качестве

примера хожно привести пьесу, натисан-
ную русоким писателем Деонилом Соболе-
зых и казахских драматургом MyxTapow
Ауэзовым, — «Абай». Совсем недавно
руеский драматург Н. Погодин вместе ¢
узбекскими писателями Х. Алимджаном,
Уйгуном и С. Аблулль  созлали MYSbI-
кальную драму «Меч Узбекистана» — об
отечественной войне, © успехом илущую
в Узбекском лраматическом театре. Пере-
езт квалифицированных, имеющих  боль-
шой творческий опыт драматических те-
атров в республики Средней Азии сбли-
зил русских режиссеров и актеров с ре-
жиссерами и актерами братских Pecwy-
ли. позволил им ближе познакомиться и
толружиться, что, несомненно, обогатит
творчество и тех и друпих.

Традиция дружбы народов Советско-
то Союза лополняекя ныне  тралицией
неназяети к общему врагу —— вемецко-
фашистских захватчикам. Терманские
похещики в бароны изтавна зарились Ha
упраннские, белорусокие, литоРские, Ka-
рельские зомли. бчж не раз были +#TH

и все-таки 10 сих пер не оставвлв Своих

каглых притязаний. Вот почему, когда
бронированные полчиша гитлеровцев
вторглижь на Нашу землю. тозарии

Сталин в своей исторической речи 3 ию-

я сказал: «Враг жесток и неумолвм. Он

ставит сраей целью захват нолиих  3е-

мель, политых нашим потом, захват на-

его хлеба и нашей нефти, добытых на-

ших трулом. Он ставит своей целью вос-
— oO

БОЕВАЯ СОЛИДАРНЗСТЬ ПИСАТЕЛЕЙ

оюз советских писателей получил. от
Конференции голливудеких писателей из
Лос-Анжелоса следующую телеграмму:

«Мы. присоединяемся к вам в общей
борьбе за победу лемократической куль-
туры. Конференция толливудевих пиеа-
телей». г

Союз советских писателей ответил:

«Советские писатели благодарят голли-
вудских писателей за братскую солидар-
ность в борьбе против кровавого  гитле-
ровского варварства.

Приложим все усилия, чтобы писатель-
ское боевое слово острее разило врага,
поднимало дух бойцов и жгучую нена-
висть к врагу, помогало приблизить сча-
стлнлый день полной победы. Презниди-
ум Союза советских писателей СССР».

становление власти

литовцев,
татар. молдаван, грузин. армян, азербайд-
жанцев и литих свободных народов ©9-

нациовальности,
отечественную войну против гитлеровских

‚украинцев, белоруюсов, поражающих ©в0-.

=

=

помешиков, восстано-
вление царизма, разрущение пациональ-
ной кульгуры и национальной госудавет-
венности русских, украинцев; белорусов,
латьиией, эстонцев, узбеков,

велекого Союза, их онемечение, их пре-
вращение в рабов немепких князей и
баронов». а

Весь советский народ, без различия
поднялея на веливую

мерзавцев. Казахские ‘бойцы целовали
украннекую землю, освобожденную от фа-
птистской нечиети. Красноармейцы-—укра-
инцы и белорусы, русские и осетины
— дралиюь до последней капли крови,
обороняя Севастотюль — легочдарный го-
рот. Такова сила великой и перуптимой
тратиции братства наролов.

Эту традицию мы должны всемерно
развивать. Нужно, чтобы голос поэтов и
писателей всех роспублик  олинаксво
сильно звучал и в казахской и в укра-
инокой степи; и в горах Датеетана, и В
Брянских лесах. № сожалению, твоючест-
BO национальных поэтов не становится
еще всеобщим лостоянием. Как никогда,
зажно сейчас налалить переводы произ-
велений бралеких литератур на русекий
язык, чтобы они смотли сотнями тысяч
экзехзпляров, расходиться ма фронте. Ли-
тературно-худежественные журналы дол-
жны уделять горазло больше места пере-
Bola с. языков братеких нарохов на, рус-
ский язык. Прозилиум Союза советеких
писателей, еще в январе Ha своем рас-
TEBPCHHOM заседании принявший решение
наладить переводы  иапиональных dE
тератур на русский язык, должен, нако-
Hell, осуществить собственные — пожела-
НИЯ.

Руеские театры, находящиеся в в0-
сточных областях ОСОР, должны любовно
и бережно ‘ознакомиться е репертуаром
национальных ‘театров. Нужно взять
здесь все самое лучшее, перевести на
русский язык и воплотить на cmene. A
как богато папиональное оперное и дра-
матическое исклество, мы узнали хотя
бы ро время известных лекад напиональ-
ного искусства, проходявших © неизмен,
ных успехом в Москве.

Плечом к плечу бьются и выручают
{pyr Ipyra сыны нашего  многонацио-
нального Государства. Сводки Информбю-
рю пестрят фамилиями казахов,  Узбеков,

ими подвигами, своей готовностью © OT-
зать жизнь за благо любимой  редины.
Эти замечательные Факты должны найти
отражение в произведениях коветеких ху-
JORHUKOB, писателей, поэтов,  живопис-
цев. графиков.

Искусство, призванное воспитывать
массы, ламено показать в высокоидей-
ных и совершенных по форие произвехе-
ниях ‘неразрывность тыла и Фронта, мо-
нолитноеть советских народов, живущих

елиной мыслью и единой волей. Война
скренляет кровью дружбу миллионов,

сражающихея за общее правое дело.
киё бы трулносте ни ждали нас впереди,
мы с уверенностью тлядим в будущее,
потому что мы знаем дело прочно, котла
его защищают подлинные патриоты, вос-
питанные Лениным и Сталиным в духе
взаимной любви и уважения, зв духе не-
навиети в захватчикам и поработителям.

Над рекой звучит песня. Бережно несут
песню вдаль молодые, дружные голоса:

Эх! да помнить будут.
Эх! да не забудут
Малоярославен, ‘
Мятлево, Медынь...

Затих передний край. Немцы, притаив-
пгиеся в прибрежной осоке, видимо, тоже
слушают.

Пусть слушают! Малоярославен, Мят-
лево, Медынь — вехи славного пути N-
ской армии. Всем и на той, и на этой
сторонё реки памятны имена старых рус-
ских тородов. Песню М-ской армии CO-
чинил красноармеец Чернов, музыку К
ней написал красноармеец Куксин. Сегод-
ня песню для бойнов нервой роты испол-
няет армейский агитансамбль, завтра ее
разучат в полках и на батареях.

Алеет и поблескивает золотом среди ли-
ствы театральный занавес. На передовую
его принесли на плечах и развернули, как
знамя. Склонив голову, прислушивается в.
звукам баяна Куксин. Взмахнул рукой му-
зыкальный руководитель ансамбля, B
прошлом доцент Московской консервато-
рии — А. Шерешевский. Выстроился не-
ред занавесом почетный караул — хор в
красноармейских шинелях. Идет концерт.

За кулисами. в траве около нетерие-
ливо топочущих командирских коней при-
лег автор песни-—художник Чернов. Or-
рываясь поминутно для того, чтобы взтля-
нуть на поляну, где за частоколом ружей
и автоматов сталью  отсвечивают каски
слушателей, он поправляет. рисунок.

Еще утром на командный пункт полка
был вызван лучший минометчик роты.
Прямо Of веселого брадобрея ансамбля он
перешел к Чернову. И вот теперь, пока
свеже выбритый, помолодевитий боец, чув-
ствуя на себе взгляды художиика,  сте-
пенно ‘улыбается остротам конферансье,
Чернов наводит последний лоск на порт-
рет. Внизу под изображением человека в
каске он пишет: «Лучшему минометчику

1942 ГОД   Цена 45 коп.

Sse ПОВЫШЕ

ПИСЬМО КОЛЛЕКТИВА
ЛЕНИНГРАДСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. КИРОВА

РАБОТНИКАМ БОЛЬШОГО

Дорогие товарищи! Исполнился год ©
того дня, когда вероломный враг напал
на нашу родину. Фашистские мерзавцы
задались целью стереть с лица земли
наше мнотонациональное  социалистиче-.
ское отечество. Разрушены  величайние
памятники русской старинной  архитек-
туры. Осквернены музеи тениев русской
художественной мысли — Льва Толсто-
то, Чехова, Чайковского. Но враг просчи-
тался. Наша. доблестная Красная Армия
‘разгромила врага под Москвой, под Тих-
вином, под Ростовом. Год войны был и
Tout. болыних побед на трудовом фрон-
те — на фабриках и заводах, на колхоз-
ных полях, был годом мощного под’ема
производительных и творческих сил
страны, направленных на разгром врага.

Перестроили свою работу на военный
лад и работники советского театра. Наш
театр в новых условиях возобновил весь
свой репертуар, заново поставил две
оперы и один балет, создал два темати-
ческих концерта-спектакля к ХХГ’ ю-
довшине РККА и к 1 Мая, получивигих
высокую оценку советской общественно-
сти в качестве ценного опыта отображе-
ния героики наших дней средствами
оперно-балетного искусства. Работники
советского театра провели отромную во-
енно-шефскую работу на фронте и вты-
лу — в воинских частях, в госпиталях,
на промышленных предприятиях,
тающих на оборону.

В дни решающих боев с врагом, ` ког-
да все отрасли нашей промыпгленности
включаются в социалистическое соревно-
вание с тем, чтобы обеспечить в бли-
жайшее время желанную и окончатель-
ную победу, советский театр должен на-
прячь все силы, чтобы co своей сторо-
ны принять еще большее участие B 06-
щем деле разтрома врата.

Ответственные задачи, стоящие перед
тезтром, еще более возрастают в связи с
подготовкой К 25-летию Великой On-
тябрьской социалистической революции.
В этой связи мы вызываем вас на CO-
пиалистическое соревнование и берем на
себя слелующие обязательства:

1. Организовать подготовку двух но-
вых монументальных спектаклей совет-
ских композиторов — оперного и балет-
ного, посвященных 25-й

волюции, выпустив премьеры их в тече-
ние ноября.

2. Завершить, кроме того, до конца
текущего года подготовку оперного и ба

Директор ЛГАТОБ Е. Радин,
народный артист СССР А. Пазовский,
премии, заслуженный артист РСФСР Б.
в. о. художественного руководителя
В. Пономарев, секретарь
Г. Митрополов.

Коллектив старейшего Ленингралекого
театра драмы им. Пушкина, играющий
сейчас в Новосибирске, принял культур-
ное шефство над зачинателем Всесоюз”
ного бопиалистического соревнования
Кузнецким металлургическим  комбина-
том им. Сталина.

— Оружием
дружбой с
массово-политической °  атитационно-ху-
дожественной работой поможем тому,
чтобы трудовой под’ем, вызванный при“
казом товарища Сталина, воплотился B
новые мощные потоки раскаленното Me-

искусства, творческой

А. БАССЕХЕС

первой роты от ансамбля «Красноармей-
ская зарядка».

После концерта портрет будет торжест-
венно вручен бойцу. На передовой высо-
ко пенят это ставшее уже традиционным
в частях М№-ской армии отличие. Bee
мечтают о том, чтобы послать домой свой

честно выполняемом долге.

Около Чернова собирается кружок лю-
бопытствующих: разведчик в равноцвет-
ных  маскировочных  шароварах,  воен-
фельдшер, артисты Центрального театра
Красной Армии, приехавшие с ансамблем
и ожидающие своего выхода. Встреча с
новыми людьми располагает фронтовиков
в воспоминаниям о старой профессии «на
тражданской», к расспросам о жизни ты-
ла. И хотя военфельднтер и разведчик не-
OTCTYHHO следят тлазами за работой Чер-
нова, в качестве собеседника они сразу
же избирают заслуженного артиста респу-
блики А. НП. Хованского. г 3
на множество вопросов: Как выглядит Мо-
сква? Как работает метро? Что ставят в
театрах? Расспраптивают с теплой заботой,
с участием, как будто не здесь, на фрон-
те, а там, в тылу. человек подвергается
всяческим опасностям и испытаниям.

..Ha эстраде вновь выстраивается хор.
Теперь поют «Закувала та сива зозуля>.
Разговор переходит на «местные» темы.

— Вон тому пареньку в белой новяз-
ке, — говорит военфельдшер, — сегодня
здорово повезло. Верите ли, три пули ухо
пронизали, а ведь цел остался, концерт
слушает.

— По ночам здесь и не такие концер-
ты бывают, — замечает разведчик.

— На ‘этой самой площадке наши ра-
дио заводят. Котда офицеров нет, фрицы,
как крысы, к берегу сползаются. Ску-уч-
но у них. Только мы и даем жизни...
Про «гитлеров» слышали?

— Двастаких портрета у нас было.
Один крючьями уволокли. Другой ctopo-
жим. Прошлой ночью чуем — ползут. Ну,
думаем — есть

‘цертов не менее 300.

‘и уборочная кампании,

на 1942 г.

‚плану Ha 1942 г.

TH Beka. ,
рабо-  .

‘ходимые условия для продолжения твор-

женный заботой и любовью в г. Молото-
-ве, продолжает творчески

‘приказ наркома и

тодовшщине Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-

`ственным ордена Ленина Академическим

главный дирижер, лауреат Сталинской

бюро ВЛКСМ А. Блатова,

ТЕАТР им. ПУШКИНА—ШЕФ КУЗНЕЦКОГО _
КОМБИНАТА

передовиками-металлургами,

`выгорело: столкнулись два фрица перед
‚портретом, друг друга впотьмах не при-
знали, оба выстрелили, оба промахнулись,

Наши потом автоматы подобрали.

жение K Bpary,

немцы,

гортрет с надписью, свидетельствующей о.

Гостю из столицы приходится отвечать’

язык! — Поймался на.
«гитлера», как на поросенка... Только не

ТЕАТРА СОЮЗА ССР

летного спектаклей советских авторов с
тем, чтобы выпустить эти снектакли в
первом полугодии 1943 г.

3. Обеспечить высокое качество ука-
занных спектаклей, соответствующее тре-
бованиям, пред’являемым к академиче-
ским театрам, выделив для этого луч-
ших ведущих мастеров, даже на эпизо-
дические партии.

4. В течение текущего тода дать ты-
сячу военно-шефских. концертов.

5. В течение текущего года обеспечить
работниками театра не менее 5 фронто-
вых бригад с общим количеством кон-

6. В течение текущего года обеспечить
работниками театра пять ‘бригад для 0об-
служивания трудового фронта (посевная
оборонная про-
мышленность, угольная и т. д.).

7. На 10 процентов снизить годовые
расходы против утвержденных по плану

8. На 10 процентов увеличить тодовые
доходы театра против утвержденных по

Никогда никакое правительство ме
уделяло столько внимания искусству, не
заботилось о нем так, как делает это со-
ветское правительство в течение четвер-

Мы, ленинградцы, особенно чувствуем
внимание налней партии к искусству.
Всем крупнейшим ленинградским  теат-
рам созданы на новых местах все необ-

ческой деятельности. Haut театр,

окру-
расти, чтобы
вернуться в любимый великий  тород
Ленина: с новыми творческими достиже-
HYAMH.

Ответим же на все заботы партии и
правительства о работниках искусства в
дни войны таким новым под’емом твор-
ческой и производственной работы, ко-
торый поможет нашей доблестной Крас-
ной Армии еще успешнее выполнить
«добиться того, что-
бы 1942 год стал годом окончательного
разтрома фашистско-немецких войск и
освобождения советской земли от гитле-
ровских мерзавцев».

Мы просим Комитет по делам искусств
и ЦК Рабис быть арбитром в нашем с0-
циалистическом соревновании с Государ-

Большим театром Союза ССР.

премии,
секретарь ‘партбюро, лауреат Сталинской
Фрейдков, главный режиссер Л. Баратов,
балета заслуженный артист РСФСР
председатель месткома

талла, несущего гибель немецко-фаптист-
ским захватчикам! — пишут в своем со-
циалистическом обязательстве работники
Нушкинокого театра.

Шефы направляют в г. Сталинск груп-
‚пу мастеров театра для творческой
встречи с передовиками соревнования
металлургов и оформления шефства. Те-
атр намечает периодическую  организа-
цию творческих отчетных вечеров  веду-
щих артистов для передовиков соревно-
вания, показ отдельных спектаклей, си-
стематическую помощь художественной
самодеятельности и агитбригадам.

оружие побросали и шасть назад в окон...

В словах разведчика сквозит пренебре-
к его подлым и трусо-
ватым повадкам. Как чувствуют себя
изо. дня в день пяля глаза на
карикатуры, выставленные перед окопа-
‘ми, прислунтиваясь к песням и голосу ра-
“MO Ha наем берегу? Не закрадывается
‚ли в их сердце сомнение в своих силах,
хознание своей обреченности? Ширится
пнесня. И когда замирает последний ее от-
звук, военфельдшер как бы про себя го-
ворит: :
— Ладно поют...

Ветром родины, ее теплом повеяло Ha
людей. Перед ними за этот короткий час
прошли видения прошлого и будущего.
На эстраде стояли, фронтовики-запевалы,
на эстраде выступал гость армии — ар-
THCT столичного театра, на эстраде пели
и плясали, разыгрывали скетчи и декла-
мировали, и неведомым путем весь этот
пестрый рой впечатлений отозвался в ду-
шах слушателей одним чувством. Вели-
кий смысл сурового и простого дела вой-
ны ясно предстал перед их глазами. Все,
что отложилось в памяти, все, что питало
жизнь сердца в эти месяцы боев, теперь
слилось с песней и подсказывало — нет!
Не выстоять немцам! Не быть им на Ha-
шей земле!

++
ae

Рассветало, когда 2агудели и трону-
лись в путь вместительные автобусы а
самбля. Зиму и лето бродили они по
френтовым дорогам, увязая в снегу, уто-
пая в грязи, обрастая вмятинами и пят-
нами содранной краски.

В августе прошлого года был создан
агитвавод армейской художественной са-
модеятельности. Базой взвода стал затас-
ный полк. Будущий руководитель ансам
бля А. Виткин рыскал по фронту, отби-
рая в частях плясунов и песельников. Из
тех, кто не терял бодрости при любых
обстоятельствах, было составлено ядро
будущего ансамбля. 29 августа состоялся
первый концерт, и скоро лучшего плясу-
на ансамбля по прозвишу Цыганенок,
баяниста Закожурникова, исполнителя лч-
рических песенок Киропяна уже хорошо

«В освобожденной деревне». Акварель худ. А. А. ПЛАСТОВА.
Из альбома «Великая отечественная война», подготавливаемого
тетом по делам искусств при СНК СССР.

к изданию Коми-
Фото Вл. Котляр.

*

*

Л. СТУДНЕВА

ФРОНТОВЫЕ ЗАПИСИ

Нална бригада — одна из многих, рабо-
тающих в действующей армии концерт-
ных бригад. Как и все актеры, побывав-
шие на фронте, мы возвращаемся, напол-
ненные непоколебимой уверенностью В
скорой победе Красной Армии. Тысячи
фактов свидетельствуют о боевой доблести
бойцов и командиров. Вместе с тем, ве-
роятно, нет на свете таких замечательных
зрителей и слушателей, как фронтовики.

Прибыли мы как-то в одну гвардейскую
минометную часть. Осматриваем «зритель-
кый зал» — поляну молодого березового
леса, тщательно и любовно приготовлен-
ную сцену. Нас уже ждут. К rpynme ap-
тнетов подходит боец с двумя огромны-
ми букетами черемухи.

— Прошу принять от нашего подразде-
ления, обращается он к ним, и мы ви-
дим, как расцветают улыбками  загоре-
лые лица бойцов этого подразделения.

Солнечный яркий полдень, но в первом
ряду, запахнувшись в полушубок, сидит
молодой черноглазый военный инженер.
Он болен. Его знобит. Но он He смог ос-
таться на койке, когда приехали артисты...

После концерта за столом — оживяен-
ная беседа 06 искусстве, о московских те-
атрах. Смех, шутки, раздаются звуки бая-
на, затем удалой свист и вокрики. Лихо
притоптывая, один из бойцов поет сочи-
ненные им частушки... Я вопоминаю
и другую нашу встречу... Громадный кры-
тый сарай превращен в театр. Есть сне
на, свет и даже кулисы, устроенные из
походных палаток. В этой части мы на-
ходимся около двух суток и даем кон-
церты в несколько сеансов. Не успевают
еше отзвучаль аплодисменты предыдуще-
то концерта; а зал уже вновь наполнен
лоотказа. Здесь нас познакомили с Kpa-
сивой, пышущей здоровьем девушкой —
военный фельдшером. Ее запросто и неж-
но зовут Катюшей. У Катюши чудесный
толос. Ее «У колодца» и «Челита» поль-
зуются заслуженным успехом у местных
любителей пения. И надо было видеть
тордость и радость бойцов, когда мы
включили Катюшу в число исполнителей
нашего концерта. Катя вместе с нами
побывала у соседей танкистов, и нема

знали в частях армии. Затем прингли про-
фессноналы искусства — дирижер Шере-
шевский, артист Максимов, художник Чер-
нов, композиторы — сержант Арашкевич
и красноармеец Куксин. Семья артистов-
фронтбвиков росла.

В первое время бойцам ансамбля не раз
приходилось туго. До песен ли было,
когда раскалывалось небо и бушевал
заквальный огонь? Но бойцы пели, даже
пытались плясать в окопах, не разги-
бая спины. Может быть, веего пять-
шесть соседей по окопу их слышали, но
весть о приезде «артистов» разносилась
по передовой и повсюду считалась хоро-
шим прелзнаменованием.

Настали памятные дни разгрома немцев
пол Москвой. Еще горели дома, еще шли
на окраинах городов бои, когда ансамбль
вступал в Малоярославец, Мятлево, Ме-
дынь. Старая смоленская дорога вела на
запад, и по этой дороте все дальше и
дальше продвигались два общарпанных
автобуса.

Они везли алый занавес, два баяна. ор-
кестр домр, булавы жонглера, ружья и
автоматы бойцов. На редких стоянках ра-
гучивался литературно-музыкальный мон-
таж собственного сочинения. репетировал
хор, готовились новые номера для кон-
нертных программ.

Й сейчас та же дорога. Два ‘автобуса
покачиваются на ухабах и натруженно
тудят.

Хуложник выглянул за окно. Неимовер-
ным трудом до самого горизонта были
настланы гати, тяжелыми боевыми маши-
нами были распаханы поля. Как окаме-
невшая река, лежала перед ним Ффронто-
вая дорога — гигантский след войны,
ушедшей на запад.

Знакомая картина. Пригляделся к ней
тлаз, притерпелась душа. В фронтовой
зльбом давно уже занесены и тати, и еле-
ды пожарищ, и дорожные партии, вы-
равнивающие путь.
`И вдруг словно луч овета вспыхнул за
окном. Глубоко уходя древком в землю,
над трудой щебня сияло и пламенело бар-
хатное, распитое золотом знамя. Почет-
ное знамя лучшей дорожной бригады! За
ним были трубы разоренной деревни, под
ним, не разтибая спины, трудились лю-
ди.

Котла знамя скрылось, художник вопом-
HH песню над фекой и алый занавес
ансамбля.

лой долей успеха нашего выступления

мы обязаны ей.

Нам надо торопиться в другую часть.
Добираёемся к вечеру. Местность уже
совершенно иная. Овраги. Ни деревца
Накрапывает дождь. Залезаем в траншею.
Темно. Переодеваться приходится при
электрическом фонарике. Дождь усили-
вается.

Сценическая площадка в лощине, ме-
жду двумя пригорками. Ставим здесь
грузовую машину.  Покрываем верх
плащ-палатками. Потолок оказывается
слишком низким, а так как проводить
кснцерт сидя нельзя, актеры выступают
на «авансцене», делая вид, что дожль их
не касается.

Смеркается. Мокрых, но радостных нас
провожают бойцы. Дождь, словно желая
донять нас, разыгрался. Машины даль-
ше двигаться не могут. Кое-как добираем-

-ся до следующей части. Наш неожидан-

ный приезд доставил, видимо, много хло-
пот и комиссару и бойцам. Сейчас же
появились теплые носки, сапоги.

Начавшаяся за ужином беседа — о ли-
тературе, о Москве, о театрах — зашла
далеко за полночь. Возникает спор о но-
эзии. Слышна орудийная канонада, по
натянутой палатке стучит дождь.

Скоро рассвет, надо немного передох-
нуть и двигаться дальше.

Оставив машины под прикрытием, пети-
ком добираемся к новой части. Площадка
уже готова. Врагу не видны ни зрители,.
ни актеры. Возможно, впрочем, что ему
слышен нал концерт. Что же, пуеть по-
слушает, здесь и про него немало будет
спето и сказано — острого, злого, прав-
дивого.

Новый перехол. Двигаемся в штаб ар-
мии. Дороги еще не просохли от весен-
вей распутицы. Из-за дождя добрались
лишь к двум часам ночи. Узнаем, что нас
ждут уже с 7 часов вечера. Командир
т. Попов, любитель и знаток искусства,
прискакал за много километров.

..Юнова и снова едем по фронтовым
дорогам. Здесь когда-то была деревня. Те-
перь остались только печальные следы,
кое-где торчат черные трубы, остатки 3a-
бора, одинокое дерево со срезанной CHa-
рядом вершиной. Из траншей к нам бегут
бойцы с обветренными загорелыми лица-
ми. Как они рады тостям! Через полчаса
начинается концерт. Актеры выступают в
«полной парадной форме», как в Колон-
ном зале Дома, союзов в Москве. Актри-
сы в концертных плальях.

Каждый номер принимается прекрасно.
Особенно сеанс мнемотехники артистов
Елены и Юрия Розен. Взрыв аплодисмен-
тов раздается каждый раз, когда на за’
ключительный вопрос Юрия Розена «о чем
думают зрители левой части нашего кон-
пертного зала», Елена отвечает: «Они ду-
мают о том, как бы скорее разгромить и

уничтожить проклятых фашистов» —
«Правильно! А правая часть о чем ду*
мает3» — «О том же самом!».

Тлядя на зрителя, страстно хочется ра“
ботать лучше, больше. :

ОТВЕТ ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА
КРАСНОАРМЕЙЦУ

Американский писатель Теодор Драй-
зер получил из Действующей Красной
Армии письмо-поэму. :

Прочитав опубликованное в нашей
прессе высказывание Драйзера © соли-
дарности с Советским Союзом и презре-
нии к фашистским бандам, боец Красной
Армии приветствовал американского пи-
сателя.

В ответ Драйзер прислал Союзу совет-
ских писателей следующее письмо:

«Глубоко тронут этой данью уважения;
разумеется, я вполне оценил ее значение
и искренно признателен. Не знаю, что
еще сказать. Это произведение принадле-
жит к тем прекрасным творениям искус-
ства, которые рождает жизнъ.

Мир знает, как тлубоко я восхищаюсь
русским народом в целом и уважаю его
и все, что сделано им для TOTO, чтобы
жизнь человечества стала более стравед-
ливой и достойной.

То, что такое письмо прислал мне
один из тероических бойцов Советского
Союза, превосходит То, что я васлуживаю.

Я благодарен вам за это письмо и бу-
ду бережно его хранить.

Искренно ваш

Тесдор ДРАЙЗЕР».