a

i

ea aA kek

aS = ЗА

Sok ae

— Ss —

ta.

oie

“a

НЕОПРАВДАННАЯ
МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Как необычно и вместе с тем приятно
было увидеть ленинградский балет в Мо-
лотове. Вдали от родного города, на не-
большой сцене, в незнакомых нолусбор-
ных декорациях шло «Лебединое озеро».
В оркестре звучала все та же, с детства

близкая сердцу, лебединая песня, танцо-
вала Уланова... Через несколько дней
снова

ралостная встреча, на этот раз в
Куйбышеве. И здесь в исполнении трун-
пы Большого театра Союза ССР шло
«Лебединое озеро». Театральная Москва,
оказывается, тотовила ту же встречу:

«Лебединое озеро» возобновили и в фн-
лиале Большого театра.

Встречи в разных городах © исстари
знакомым «Лебединым озером» волновали
и радовали. Но постененно эти чувства
сменились тревотой и огорчением. Хоро-
шо, что и «Лебединое озеро», и старень-
кий «Дон-Кихот», и древняя «Тщетная
предосторожность» сохранились и сохра-
нили власть над зрителем. Но почему же
рядом с ними нет ни одного балета, ко-

торый откликнулся бы на события на-
ших дней?

Когда до войны заходила речь об от-
CYTCTBHH Ha сцене хорестрафического те-
атра спектаклей на современные темы,
обычно ссылались на то, что подобные
темы неразрешимы-ле средствами балета.
Без конца судили и рядили. как 503.
дать танцовальный образ советской де-
вушки, спорили о том, может ли она вы-
ражать свои чувства, становясь на пуан-
ты, или ей надлежит обходиться без
оных? И только позже стало ясно. что
проблема эта — вовсе не проблема; что
теоретические домыслы призваны были
Ha деле прикрывать творческую робость.

Еще в недавнем прошлом авторы бале-
тов, как правило, ограничивались mp
стым копированием жизненных явлений.
Красноармеен в балете был для нихточь
В точь таким же, каким они видели его
на улице, на маневрах; комсомолка -—
такой, какой они знали ее на производ-
стве, на отдыхе. Но подобных «фотогра-
фий» быта, естественно, хватало лишь
на минутный сценический эпизод.

Борьба с фашизмом вознесла людей ча
такие высоты любви к родине, самопо-
жертвования, презрения к смерти, что
всем стало очевидно: такую жизнь, та-
ких людей воплощать в искусстве простой
фоторепродукцией нельзя.

Издавна принято было считать, что
современный костюм не годится aA
классического танцовщика, что он начи-
СТО «не балетен». А поглядишь на бойца
и видишь: плащ-палатка развевается Ha
его плечах, как крылья, бурка мечется но
ветру из стороны в сторону. Человек уп-
рямо шагает наперекор буре, вражескому
отню. Он кажется могучей птицей, неукро-
THMOH B CBOeEM гневе, в любви к свободе,
Е отчизне. А разве маскировочные хала-
ты менее образны в танце, нежели тра-
диционный наряд танцовшикя — колет
с плащом или без такового?

Можно ли в танце показать врага?
Практика доказала, что сатирическая
трактовка образа врага букзально просит-
ся на балетную сцену. Конечно, развер-
нуто показаль образ врага неизмеримо
труднее, чем в какой-нибудь балетной
миниатюре Но весь вопрос в том. как
это сделаль. Противопоставить врагу-фа-
иисту советского человека. ноказать ное-
динок высоких человеческих чувств с
подлостью и трусостью людей, павших
ло уровня диких зверей, — вполне в
средствах хореографии.

Незадолго до войны многие представи-
тели балетного искусства страстно. оспа-
ривали утверждение, что «показ совре-
менности в хореографии требует сказоч-
ного, легенларного оборота жизненных яв-
лений>. Опыт последнего времени и опро-
верг и неожиданно подтвердил этот те-
зис. Оказалось, что в находящихся в ра-
боте балетах широко использованы ска-

`ничение выразительных средств хореогра-

‚дения о том, что балет о войне

Ю. СЛОНИМСКИЙ

зочные мотивы. С другой стороны, огра-

фии только легендарно-сказочными сюже-
тами означало бы неспособность вопло-
тить то небывалое и великое, что изо дчя
в день творит советский народ. Подвиги
советских патриотов исполнены той си-
лы поэтического обаяния, которая, состав-
ляя сущность искусства, открывает ши-
рочайшие просторы для фантазии худож-
ника.

Раньше в оправдание
принято было ссылаться на «естествен-
ные» сроки вынашивания балетных мла-
денцев — тод, полтора. Правда; история
балета говорит нам иное. Столь длитель-
ные сроки не так уже законны. Будем
честны — сроки тут не при чем. Ведь
считалась же невозможной одновременная
работа балета ГАБТ на основной сцене и
в филиале. Вель доказывали же нам мно-
го лет, что в филиале ГАБТ, по условиям
сцены, нельзя давать ничего, кроме «Тще-
тной предосторожности» и «Коппелии».
Сейчас неполный состав труппы Большо-
го театра успешно работает в Куйбыше-
Be, a другая часть ее, правда, се большим
напряжением, играет в Москве. на сцене
филиала. При этом оказывается, что здесь
могут итти не только «Тщетная предосто-
рожность» и «Коппелия», но и «противо-
показанные» филиалу «Лебединое озеро»,
«Конек-горбунок», что здесь  тотовятся
«Дон-Кихот» и «Бахчисарайский фонтан».

Деятелям балета можно предложить
другое—тематические концерты. История
учит, что в дни войны балетные концер-
ты на военно-натриотические темы не раз
будили горячие отклики в зрительном за-
ле. Почему же нет полобных концертов
сейчас? Ведь для создания их не нуж-
но ни года, ни даже шести месяцев. Их
могут сочинять и ставить одновременно
несколько сценаристов, композиторов, ба-
летмейстеров

медлительности

Раньше мы привыкли винить в медли-
тельности балета драматургов. Они, ви-
дите ли, не пишут ничего путного. Праз-
да, они писали и пишут мало; в чем;
кстати сказать, вина и тедтров, которые
мало ценят, мало уважают литературный
труд в балете. И все-таки не за сценари-
ями стало дело.

Когла разговариваешь с деятелями ба-
лета, кажется, что все это им понятно.
С тем большим нетерпением ждешь но-
вых балетных спектаклей, появления на
хореографической сцене образов современ-
ности. Но люди балета, видимо, еше че
преодолели прежнюю инерцию. Ведь толь-
KO этим можно об’яснить унылые рассуж-
может
«опоздать». Конечно, если инсценировать
очередной боевой эпизод из сегодняшнего
номера газеты, опоздать легко. За
хроникой боевой жизни искусству боль“
ших форм не угнаться. Да и не к чему:
это не. его задача.

Если бы театры и мастера хореографии
сами уверовали в то, что нет у них дол-
га выше и важнее, чем создание бале-
тов о современности, если бы они вло-
жили в это дело те энергию, труд и во-
лю, какие расходуются, скажем, на
возобновление классических  произведе-
ний музыкального театра — спектакль
о наших днях родилея бы не через не-
сколько лет, а через несколько месяцев.

Тем же, кто. сомневается в осуществимо-
сти этой задачи, можно напомнить совет
одного из деятелей балета прошлого:«Ме-
ня часто спраптивают, как создать произ-
вецение, достойное нашего времени. Я
всегда и: всем отвечаю одно и то же
Очень просто. Прежде всего надо пере-
стать разговаривать и как можно скорее
начинать работать — ставить. Один спек-
такль, второй, третий... Ошибетесь в од-
ном, не дотянете другой, третий вознагра-
дит вас за неудачи первых двух.

Иного пути в искусстве нет».

«ТЕАТР СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ»

2 июля в Московском Доме актера от-
крылась выставка «Театр славянских
народов», организованная Всероссийским
театральным обществом.

Многочисленные экспонаты
русскому. украинскому и белорусскому
театру, театральному искусству Югосла-
вии, Чехословакии. Польши и Болгарии.

На выставке собран обширный фотома-
териал по истории славянского театра.
Представлены фотографии крупнейших
славянских композиторов, драматургов и
актеров, снены из спектаклей. образцы
афиш, русские классические и современ-
ные пьесы, поставленные в Югославии,
Чехословакии, Нольше и Болгарии, рус-
ская литература в переволах на языки
южных и запалных славян, макеты те-
алтральных постановок. Большое место

посвящены

уделено истории и развитию славянското
EYKOIbHOTO театра.

Среди экспонатов выставки — парти-
тура оперы Сметаны «Проданная неве-
cta>, фотографии постановок «Проданной
невесты» в Чехословакии, в Киевском те-
атре оперы и балета им. Шевченко, кла-
BHD оперы «Братья Карамазовы», напи-
санной по одноименному роману Лосто-
евското чешским композитором Оттока-
ром Иеремиаш, редкие гравюры ит. д.

На открытии выставки выступили ¢
речами профессор Пражского универси-
тета 3. Неедлы. югославский журналист
И. Регент, черногорский поэт Р. Стийен-
ский, профессор Московского  универси-
тета, Г. Винокур.

Вечер закончился большим концертом
славянской музыки.

з

Александр РОММ

ПИСАТЕЛЬ—ВОИН

Говорят, что война многое дает писа-
телю, что она обогащает ero драгоцен-
нейшим опытом, как, впрочем, оботаща-
ет и всякого вообще человека. Это верно.
Но прежде всего она требует, чтобы
человек, где бы и кто бы OH HH
был, воевал против фашистов, и кто это-
го не делает, тот никакого опыта, кроме
разве опыта самосохранения, не получит:
Из тех, кто переживает войну, видит ее
не всякий. Человек, который работает в
Средней Азии, потому чтотак нужно для
победы, видит войну; человек, который
сидит во фронтовом городе и думает лишь
о том, как бы уцелеть, войны не видит,
хотя над ним и свистят бомбы. Война есть
небывало тяжелое напряжение всех сил
народа, и тот, кто идет на нее только
«оботащаться», — не сын своего народа.
Поэтому мало сделают те писатели, ко-
торые отправились на войну собирать
материал на заранее задуманную тему,
по заранее намеченной схеме и в этом
видят всю свою задачу. Книгу свою
они, быть может, и напишут, и даже
напечатают, но это будет не та книга,
которой ждет народ. Таких писателей
немного. Но они есть. Фамилий  назы-
вать не стоит: фронт меняет людей.

Можно писать на фронте, можно пи-
сать в тылу. Отгораживаться от войны
можно в тылу, можно делать это и на
фронте. Отгораживаться можно и буду-
шей книгой о войне. Тебя просят опи-
сать лля бойцов только что совершенный
товарищем подвиг, а ты отвечаень: я не
тазетчик, это дело корреспондента.
Надо быть внимательным к бойцам, на-
до быть товарищем. Но бойцам нужны
не только заметки о подвигах. Это верно.

Победить надо скорее. Мы можем вы-
держать дольше, чем враг, но каждый
лишний день войны — это море слез.
Напиши об этом из Москвы, поговори со
старой женшиной, у которой сын ушел
в армию, а внуки эвакуированы в глубь
страны. Напиши, как эта старуха просит
военного: «Уж вы, пожалуйста, поскорее
их побейте», — и сама улыбается своей
просьбе, а все-таки смотрит с надеждой.
Напиши! На фронте прочтут, и если ты
хоропю нанпишенть, то сотни тысяч лю-
дей вспомнят про свою мать и сотни
тысяч бойцов будут драться крепче, чем
дрались вчера. Ты номог этим бойцам,
ты дал им тот под’ем, который без тебя
дался бы им труднее.

Константин Симонов не брезгует ника-
кой работой: еще до войны признанный
поэт, он пишет очерки, как  газетчик, и
напрасно к этим очеркам относятся свы-
сока многие плохие поэты, уж, конечно,
не стоящие хоротпего газетчика. Он вни-
мателен ко всему, что видит, и потому
именно он заметил, о чем надо дать
стихи. Вместо того, чтобы писать пись-
мо, боен вырезывает из газеты «Жди
меня» и посылает его жене или люби-
мой. Симонов помог сказать близкому че-

ловеку самое главное — а это для MHO-

гих очень трудная задача. Симонов по-
мог сотням тысяч бойцов, — он помог
фронту, помог победе. Девушка пишет
бойцу: «Жду тебя, и ты вернешься,

только очень жду». И она сказала бойцу
то самое, что ему больше всего хотелось
от нее услышать. Это Симонов порадовал
бойца, может быть, поддержал его. Он
помог фронту, и за это он, до войны из-
вестный только ограниченному кругу чи-
тателей, стал любимым человеком BO
всех наших боевых частях. Это ему на-
града за внимание к тому, что нужно
товарищам.

Илья Френкель ‘написал песенку «Да-
вай закурим>». Мы прочли ее в «Комсо-
мольской правде» на фронте, на следую-
щий же день она была перепечатана и
в той газете, где я работал, и в армей-
ской газете, в редакцию которой я заха-
живал. Френкель ‘помог сотням тысяч,
миллионам бойцов еще крепче ощутить
ЧУВСТВО товарищества, величайшую ero
силу. Он помог фронту, полсказав лю-
дям. что можно спеть:

Давай закурии
По одной,

Давай закурим,
Товарищ мой!

Надо быть внимательным к тому, что
чувствуют. люди: когда их чувство выра-
жено, им становится легче воевать. Поэт
сказал за них, сказал именно то и имен-
но так, как им хотелось. Он взял на себя
часть их напряжения — он сделал свое
дело, помог фронту. Он был внимателен.

Павел Панченко работал во флотских
многотиражках, он изо лня в день писал
стихи о подвигах летчиков, артиллери-
стов, бойцов морской пехоты. Герои и их
товарищи ходили в бой с вырезанным
из газеты стихотворением Панченко в
грудном кармане. Темы часто давал по-
литотдел части, стихи от этого не стано-
вились хуже. Книга стихов Панченко
будет напечатана, и все убедятся. что
Панченко не засох на газетной работе, а
вырос и окреп. Надо быть внимательныи
к пожеланиям руководства — оно много
знает, оно работает на войну. Боевая
тероика останется прекрасной  поэтиче-
ской темой на века по окончании по-
слелней войны.

Лев Длигач все время сидел в Сева-
стополе, в редакции флотской газеты.
Его обязанностью было — писать о во-
енных моряках, и он оъних писал. Но
он жил в Севастополе и был внимателен.
Недавно в «Правде» мы читали его сти-
хотворения «Парикмахер Жан» и «Мать».
Скоро выйдет ето книга, и больше все-
то в ней будет стихов о невоенных лю-
дях осажденного города. Все увидят, как
Длигач вырос, поднимая в своих стихах
скромных советских людей, рассказывая
фронту о тыле, который работает на
фронт и за который фронт дерется. Дли-
тач помогает фронту.

Все эти люди шли на войну не ‹обо-
тащаться», а приближать победу, бить
немца. В этом им помогла писательская
внимательность.

`Будем бить немца на фронте и в ты-

лу. Будем бить его чем можем — сти-
хом, очерком, статьей, повестью, пьесой,
если придется, — пулей, если нет дру-

того <©1пособа, — прикладом. Это — главное.
А обогащение придет само ко всякому,
RTO ZO конца исполняет свой долг.

* *

Игорь БЭЛЗА

VICTORY

Нью-ИЙоркская филармония открыла в
этом году свой юбилейный сотый сезон
5-й симфонией Бетховена По-особенному
звучит сейчас первый мотив симфонии.
ритмически совпадающий с буквой У в
латинском алфавите азбуки Морзе. Три
коротких, одна долгая нота — три точки—
тире. Это У, начинающее caoBa: Victoria,
Victoire, Victory... V, craBiee символом
победы над фашизмом. В странах, захва-“
ченных гитлеровцами. работают подполь-
ные антифашистские радиостанции, и по
всему миру разносятся их позывные —
первый мотив 5-й симфонии Бетховена...

В Америке и в Англии нашли ©ебе
приют передовые деятели науки и искус-
ства народов, сделавигихся жертвами фа-
тистского разбоя и насилия. Когла Дариус
Мильо прибылв Америку, первое произ-
ведение, созданное им за океаном, —По-
требальное шествие» для симфонического
оркестра (исполненное под управлением
автора в одном из концертов радиовещаг
тельной компании «Колумбия>) прозву-
чало, как плзч над истерзанным телом
Франции, как призывк борьбе и мщению.
В Соединенных Штатах Америки проис-
ходят фестивали ‘чехословацкой музыки,
циклами концертов отмечается столетие
со дня рождения Дворжака, с любовной
заботливостью осуществляются в Поль-
ско-Американском оперном обществе по-
становки опер польских композиторов с
участием польских артистов. и грозно
звучат голоса славян. как бы повторяю-
щих слова русского поэта:

„.Арылами бьет беда,

И каждый лень обиды множит,

Но день придет — не станет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

По лагерям польских легионеров в Ве-
ликобритании раз’езжает хор польской
армии, организованный лейтенантом Ко-
лочковским, и звуки родных песен ‘на’
полняют отвагой и мужеством сердца
бойцов.

Необычайно выросло в дни войны зна-
чение искусства, как трозното боевого
оружия. Укрепилось чувство  солидарно-
сти демокрапических народов. В мощную
антифашистскую демонстрацию  превра-
тился, например, «Фестиваль камерной
музыки союзных наций», состоявшийся
в апреле-мае этого года в Баурнемауте,
в Антлии. Семь концертов этого фесги-
валя были посвящены творчеству анг-
лийских, американских, советских, фран-
цузских, чешских и бельгийских компо-
зиторов, достижениям культуры, которую
прогрессивное человечество залцищает «т
фаптистекого варварства.

Выросла и укрепилась дружба народов
мира, отстаивающих свою честь и куль-
туру. Именно в дни войны появилась
посвященная патриотическому  об’едине-
нию народов Америки «Песня двадцати
одной американской республики» компо-
зитора Гвидо Бандт.

Именно в дни войны созданы патрио-
тические антифалистские песни англий-
ских и американских композиторов — ве-
пиколепная «Песня Британской империи»

В ближайшие дни в Москве открывается выставка «Работы художников в дни отечественной войвыз.
На фото: картина художника П. П. КОНЧАЛОВСКОГО «Где здесь сдают кровь?».

Фото Вл. Котляр.

для хора, солистов и оркестра
Ф_ Филипса (автора популярного «Мариа,

Монтегю

Британской империи») на текст поэта
Джералла Додсона, песни одного из круи-
нейших английских композиторов Раль-
фа Воган-Уильямеа—«Призыв к свобод-
ным нациям» «Англия, моя Англия»
(интересно отметить. что эти песни из-
даны английским излательством «Ох{ог@
University Press», Kak правило, публико-
BaBIIHM до сего времени преимуществен-
но академические издания классики) и
‘многие другие. Особенно много песен но-

`явилось на тексты, связанные с симво“

лом грядущей победы —с буквой У, ко-
торую можно увидеть на обложках ряда
английских и американских нотных 4H3-
даний. Среди этих песен особой попу-
лярностью пользуется песня
(«Победа»),  нанисанная американской
женщиной-композитором Марией-Эстер Со-
ла на текст Флоренса Сетуина и закан“
зивающаяся призывом «показать  врату,
что демократия — это победа».

Растет и крепнет дружба великих на-
родов Советского Союза, Великобритании
и Соединенных Штатов Америки. Эта
дружба освящена служением общим
идеалам культуры и прогресса и пафо-
сом борьбы, в огне которой крепнут и
закаляются чувства дружбы и взаимного
уважения великих демократических на-
родов мира. Одним из доказательств этой
дружбы является почетное место, завое-
ванное советской музыкой в Англии и
Америке. Отзывы — англо-американской
прессы единодушно свидетельствуют о
восторженном приеме, который неизменно
получают в Англии и Америке произве-
дения Прокофьева, Шостаковича, Мясков-
ского, Хачатуряна и других мастеров Cco-
ветского музыкального искусства. В этих
произведениях аудитория всегда чувству-
ет биение пульса нашей великой родич
ны, напряженного пульса борьбы и не-
сокрушимой воли в победе над врагом,
чувствует горение неугасимой жизни, торч
жествующей над смертным тленом фаз
шистокого мракобесия.

В письме, недавно полученном Оргко-
митетом Союза советских композиторов
Союза ССР от президиума руководимой
Аланом Бушем «Ассоциации рабочей му
зыки в Англии» подробно рассказывается,
как на митингах солидарности с совет-
ским народом, созываемых «Обществом
друзей Советского Союза», звучат песни
советских композиторов, исполняемые хо-
рами, солистами, а в случае  необходи-
мости хотя бы в граммзаписи.

Война пред’явила суровые требования
к мастерам искусства, заставила ‘их до
конца осознать ту огромную. ответетвен-
ность, которая лежит на них в деле за-
щиты культуры от ее врагов. Показатель-
на в этом отношении организация в Сое-
диненных Штатах музыкальной секции
Американекого комитета демократии и
интеллектуальной свободы. Основной ва-
дачей секции, как говорится в обраще-
нии президента комитета, профессора
Франца Боаса, является «принятие 960-
бой ответственности за об’единение музы-
кантов для поддержки сил, стремящихся
сохранить и укрепить традиции своболы;
борьба с расовыми, религиозными и дру-
гими формами неравенства как внутри,
так и вне музыкального мира; поддерж-
ка программы воспитания, которое сде-
лало бы музыкальную культуру достоя-
нием всего народа». В первые же дни. в
ряды секции вступило 35 видных обще-
“CTBCHHHIX деятелей и среди них такие,
как Р. Томпсон: 0: Даунес, И. Колодин,
Б. Рубинштейн, Г. Таубман и ‘другие.

Передовая статья последнего номера нью-
Иоркского журнала