€

_ilyrarse,

© прискорбием извещает © смерти артиста

М.М.

В Тбилиси на 62-м голу жизни умер
один из крупнейшнх мастеров русского
театра народный артист Обюза ССР Миха-
ил Михайлович. Климов.

Свыше 40 лет отдал М. М. Климов ro-
рячо. любимому им русскому сценическо-
му искусству. На заре своей ‘театральной
деятельности: Климов принимал активное
участие в. организаций любительских CHeK-
таклей рабочих Путиловского завода. На-
чав свою профессиональную актерскую
деятельность в одном из театров Одессы,
М. М. Климов в 190& году переходит в
московский театр. Корша. С 1309 года
М. М. Климов беспрерывно работает в ста-
рейшем русском Малом театре:

Советские зрители, свыше 20 лет 3a-
полнявшие Малый театр, высоко ценили
и любили замечательного актера. Творчест-
во М. М. Климова отличалось большой

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СНН СССР

‚МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА НЛИМОВА,
последеваешей 9 июля с. г. в Тбилиси.

ИИ ЕВЕ БНЕЕАНЕЕЕТИЕ

HANMOB

JIE!

Малого театра, народного артиста СССР

В ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Ежедневно почта доставляет сюда боль-
шие пакеты, на бандеролях и обертках
которых — почтовые штемпеля и марки
различных стран, названия разнообразней-
птих городов.

Несмотря на войну н блокаду Ленин-
трада, ‘не прекратился поток книг, жур-
налов и тазет, со всех концов мира сте-
кающихся в хранилища орденоносной
Публичной библиотеки имени Салтыкова»
Щедрина.

За первые месяцы 1942 года в отдел:
комплектования библиотеки поступили
тысячи экземпляров печатной продукции
СССР, сотни книг и журналов по всем
отраслям знания из США, Англии, Ка-
нады, Швеции, Индии, Швейцарии, Ав-
стралии, Южно-Африканского Союза и
других демократических стран мира.

Срели книг, присланных из США, —
«История философии», написанная проф.
Фуллером, роскошно изданный в Нью-
Йорке, красочно иллюстрированный ху-

терства М. М. Климов добивался в 003-
дании образов русской классической дра-
матургии. Его игра в «Горё от ума» Гри-
боедова, в «Ревизоре» Гоголя, в mbecax
Островского, в «Растеряевой улице» Г. Ус-
пенского всегла была праздником для ари-
телей.

М. М. Климов являлся одним из выда-
ющихся продолжателей лучших традиций
русского реалистического театра, ето круп-
нейшим мастером и представителем.

В 1928 году М. М. Климову было при-
своено звание заслуженного артиста
РСФСР, в 1933 тоду звание народното ар-
тиста РСФСР и в 1937 году звание `народ-
ного артиста Союза ССР. За выдающиеся
заслуги в деле развития русского и совет-
ского театра М. М. Климов был награж-
ден орденом Трудового Красного Знамени:

Смерть М. М. Климова — тяжелая утра-
та для советского театра. Его сценическая

яркостью, сочностью и глубиной. Надолго, дожником В. Ногани перевол на англий-
останется в памяти неподражаемый сце-  деятельность всегда будет примером для ский язык пушкинского  «Волотого пе-
кический юмор Климова; Особенно мас-  молодых поколений актеров. тушка» и «Преступление и наказание»
М. Храпченко,. А. Солодовников, А. Константинов, Н. Беспалов, В. И.   Достоевското.
Немирович-Данченко, А. Яблочкина, В. Рыжова, В. Пашенная, О. Книппер- Читальные залы библиотеки открыты
Чехова, П. Садовский, А: Остужев, В. Качалов, И. Москвин, М. Тарха- для посетителей. Сотни ленингралиев
нов, И. Судаков, Р. Рейзен, В. Массалитинова, Е. Турчанинова, Е. Гого- ежедневно приходят сюда читать, зани-
лева, Н. Яковлев, М. Нароков, М. Ленин, Е. Любимов-Ланской, Н. Свет-   маться, изучать сокровища мирового
: книгохранилища.

ловидов, А. Васенин, Г. Фалковский. .

МАСТЕР РУССКОЙ СЦЕНЫ

` Телеграф принес печальное известие,
что 8 июля в Тбилиси от. кровоизлияния.
в мозг скончался народный артист. СССВ,;
алин из старейших аклеров Малого театра
Михаил Михайлович. Климов. Ему было
62 тода, из котарых он ‘отдал театру. с9-
рок asa. Ha сцене «дома. Щепкина» он
провел, с небольшими перерывами, трид-
цать с лишним лет. а до 1909 года играл

в Ленинграде. Одессе и у Корша в
Москве. о
Климов начал свою. артистическую

жизнь с ролей «любовников». но очень
скоро понял, что его настоящее призва-
ние — область комического. Его комизм
был особото порядка. Актер строгой реали-
стической школы. художник, верный заве-
там Шенкина, Климов никогла не уходил
от жизненной правлы Но каждый созлан-
ный им образ всегла был осложнен 0с0-
бой. климовской, одному ему свойствен-
ной. ‘глё-то в самых тлубинах мастерства
впрятанной. очень тонко через роль про
веленной и поэтому тем более злой и
острой иронией. «Смешное». Климова Ча-
сто бывало страшным. а страшное или
смятчалось этой иронией или ею гневно
убивалось.

Ето Фамусов был медлителен и ленив,
вкрадчив и мягок и вместе с тем жесток,
как крепостник. и сентиментально” угод-
лив. как льстецн. Его Звездинцев («Плоды

НОВЫЕ

* «Александр Невский» брошюра
проф. В. Данилевского выпущена Госто-
литизгатом в серии’ «Великие борцы 38
русскую землю». В этом же издательстве
вышли отдельными изданиями историче-
ский очерк В. Панова «Пётр Первый» и
книжка М. Рожковой «Денис Давыдов —
партизан 1812 Г.> р Е

* Книги стихов Mux. ` `Матусовского
«Фронт» и. С. Шипачева «Фронтовые сти-
хи» выпущены издательством «Советский
писатель» вторыми ‘изданиями. В библио-
теке «Отонек» вышли фронтовые стихи
Сертея Васильева — «Война» и ``стихи
С. Шипачева. т

* Книжка етатей Мариэтты Шагинян
«Отечественная война и советская интел-
литенция» излана Гослитиздатом.

* «Пульс жизни» — книтаФ. Шинкле-
ра выпущена  ПНрофиздатом 8 серии
«Бойцы трудового фронта». Книжка
представляет собой записки телеграфиста-
патриота о его работе в дни великой
отечественной войны.

* «Люди большого сердца» — Hasbl-
вается книжка рассказов и очерков
Л. Аргутинской, изданная «Советским

писателем». Один и8 рассказов посвящен

ПО СОВЕТСКОЙ.
СТРАНЕ `

САРАТОВ. Саратовский областной дра-
матический театр им. К. Мазкеа показал
премьеру пьесы В. Каверина «Дом. на холме»
в постановке. режиссера Jl. Датиковского.
Ближайшая постановка «Русские люди»
К. Симонова. Театр работает над пьесой oO
ь летёнларном  терое. гражданской
войны. Коллектив театра принял шефетво
нал колхозом «Сигнал. революции» Вороши-
`ловского района Саратовской области. B
колхоз выезжают две ‘бригалы артистов.
НОВОСИБИРСК. Ленинградский театр им.
Пушкина подготовил премьеру комедии
АС Н._ Островского. «Горячее сердне» в поета-
‘зовке В. Кожича. режиссер А. Даусон. оформ-
ление худ. А. Самохвалова. В главных ролях
заняты: К. Скоробогатов  (Гралобоев). Я. Ma.
лютин (Куросленов). Ю Толубеев” (ХльЕнов),
Tl. Митрофанова  (Язраша). А.
{Матреша), А. Борисов (Гаврила);
нис. (Вася), Г. `Осипенко. (Силан),
(Аристарх). А  Чекаерский (Наркис) и др.
Ближайшая постановка  тсатра «русские
люди» К. Симонова (режиссер Л. Вивьен, ху-
дожник А. Константиновский).
САМАРКАНЛ. ‹ Работающая здесь Bee-
российская академия художеств открывает
выставку произведений проф. `М. Бобышева.
На выставке будет показана большая серия.
работ художника, изображающая город Ленина
зв лни великой отечественной войны. В ав-
густе в_ академии открывается отчетная 3ы-
ставка работ ‘стулентов института Академий
художеств и срелней хуложестренной школы...
Акалемия открыла прием учащихся в UE
ститут, и на подготовительные курсы.
ТБИЛИСИ. В театре . оперы и балета
им. Палиашвили ‹ состоялось обтлественное
прослуптивание олноактной оперы «Беглеп»
и либретто-

„Белоусова
:К. Кали-
Г. Колосов

(по Лермонтову).` Автор музыки

хомпозитор Б. Аветисов. Опера принята к
постановке.

АРХАНГЕЛЬСК. Архангельский болыной

праматический театр дал за гол отечествен-
ной войны 348 спектаклей, обслужив 253.990
зрителей. Финансовый план театра перевы-
полвен на 14. проц.

ТАТИКЕНТ. B торжественной обстановке
соетоялся 18-8 выпуск Ленинградской KOH-
серватории. Дипломы `вручены 32 студентам.
3 человек получили дипломы с отличием.
Педагоги и учаштиеся зедут большую шеф-
скую работу. На ошной, только стройке ce-
верного Талшкентокого канала силами студен-
тов и професеуры было’ дано свыше 100 кон-
ертов.

aT ADIT. Обком союза Рабис’ Кабафли-
но-Валкарии полвел итоги ефской работы
артистов республики: за год войны работ-
ники искусств КБАССР доли более 1000 шеф-
ских спектаклей и коянертов, в TOM чиеле
овьшие 4% концертов в госпиталях.
ФРУНЗЕ. Из двухмесячной поездки по об-
‹пуживанию частей Красной Армии Средне-
азиатского военаого округа во Фрунзе вер-
нулея Государственный хор Союза ССР (<у-.
дожественный руководитель засл. артист
ГСФСР Свешников). Проведено более 60 ‚кон-

пертов. После непродолжительного отдыха 1  -

подготовки нового репертуара коллектив Го-
хора Союза  ©СР . продолжит

сударственного
свою поездку.

ЛитеЕРАТУРА И

ла никчемность,

(«На всякого мудреца»), бездушный жуир

Е ленин

Зидан:

‚ ИСТОРИЯ АНГЛО-РУССКИХ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ_

Ленинградский ученый, проф. М. Il.
Алексеев в течение мнотих ‘лет pa-
ботал над трудом по истории англо-
русских литературных отношений. В
1937 г. он закончил первую половину сво-
его исследования (охватывающую ХГ —
ХУИП вв.) и защитил диссертацию на уче-
ную степень доктора филологических наук.
Окончательное завершение труд получил
в лни войны. Несмотря на блокаду Ле-
нинтрада и трудности, связанные <
жизнью в осажденном городе, М. Алек-
сеев в зимние месяцы 1941—42 года за-
кончил свое исследование.

Труд профессора М. Алексеева  пред-
ставляет выдающийся интерес. Автором
изучены богатства многих частных и
тосударственных архивов и книтохрани-
лиш, значительное количество неизвест-
ных доселе и неопубликованных MaTepH-

просвещения») был, как тего требовал Тол-
слой, «свежий мужчина, мягкий, прият-
ный человек», и вместе с тем барская
ласковость его манер тэлько подчеркивал
глупость и душевную
пустоту этого человека.   ;
Среди лучших сценических созданий
М. М Климова — трусливый лицёмер и
ябедник Земляника, фанфарон Городулия

Телятев («Бешеные деньги»), омерзитель-
вый Толоконников («Растеряева улица»),
лвурушник и. предатель Елисатов («Лю-
бовь Яровая»), глупый тенерал Печенетов
(«Враги») и еще и еще.

Климов полымался в этих ролях AO
больших художественных и социальных
обобщений, и критика по праву говорилз:
о. щедринском. зерне в сатирических соз-
ланиях этого большого мастера сцены.
Именно sto свойство таланта дало в03-
можность Климову создать в роли Петры-
тина («Скутаревский» Л. Леонова) страш-
ный образ непримиримого и подлото
врага. - :
`Русский. теалр потерял в лице Климова
превосходного художника, . оригинального
истолкователя многих ролей нашего. на-
ниональното репертуара, создателя. ‹ ряда
современных сатирических образов. Умер
большой мастер, сценические создания кэ-
торого навсегда останутся в истории рус-
ского театра.

медсестре — комсомолке Ольге Звягиной,
вырвавшейся из фашистского плена и
вернувшейся в ряды Красной Армии.
* «Войну и мир» Л. Топстого 109.068
тиражом. выпустило Ленинградское
отлеление Гослитиздата. В первый же
день `` экземпляры, поступившие в
книжные магазины, были раскуплены
ленинградцами. На-днях выходят из Te-
чати лве книги новых стихов Веры Ин-
бер «Душа Ленинграда» и Александра
Решетова «Ленинградская доблесть».

МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИЗДАНИЯ

Государственное музыкальное издатель
ство выпускает ряд новых изданий. Сре-
ди них: симфония-баллада ор. 54 № 22
Н. Мясковского, кантата для оркестра, хо-
ра и солистов «Родина великая» Д. Ка-
балевского, кантата «Русскому воинству»
В. Энке в трех частях: «Во всех веках
над нами веет слава», «Лесные ветры ве-
ют над страной» и «То не буря к долу
дубы гнет», сборники песен М. Блантера,
К. Листова, марши С. Чернецкого и др.

Готовится. сборник отрывков иа музы-
кальной драмы «Гроза» И. Дзержинского,
в который вошли рассказ Катерины, дуэт
Катерины и Варвары, песня Кудряша и
заключительный монолог Катерины.

В печати находится много. новых песен:
«Украина» Д. Васильева-Бутлая, «В доб-
рый час» и «Девушка ждет меня» Д. Ка-
балевского, «Боевая железнодорожная» и
«Гварлейская песня» Дм. и Дан. Покрасс,
«Уральцы бьются здорово» Т. Хреннико-
ва, «Песня о любимом друтё» А. Лепина

и др.

В Комитете по делам кинематографии
при СНК СССР. разработан план обслужи-
вания кинопередвижками сельского насе-
ления в период подготовки и проведения
уборочной кампании 1942 г.

Восстанавливаются и направляются в
деревню все бездействующие киноперед-
вижки. В сельские местности посылаются
на время уборки все кинопередвижки, на-
ходящиеся сейчас в городах и’ районных
центрах. Маршруты будут пересмотрены с
таким расчетом. чтобы они обслуживали
и полевые станы. Городские кивотеатры
выделят для обслуживания села. в AHH
уборки необходимое количество квалифи-
цированных киномехаников.

Для демонстрации в селах выделяются
лучшие копии художественных картин,
все номера боевых киноеборников, пое-
ледние выпуски. «Союзкиножурнала» и

«Артиллеристы».

‘ОДНОАКТНАЯ
ПЬЕСА

Никогла еще одноаклная пьеса He
имела такого птирокого распространения,
Kak B дни отечественной войны. Ее иг
рают тысячи самодеятельных кружков
на фронте и в тылу. Ее приняли «на во-
оружение» многие театры страны. Почет-
ное место занимает она и в репертуаре
концертных и театральных бригад, вы-
езжающих на фронт. Не проходит ни од-
ного эстрадного концерта без  скетча,
сценки, водевиля. Это обязывает Hac
пред’являть к одноактной драматургии
всю полноту художественных требований.

Одноактная драматургия в наши дни
He могла остаться такой, какой она была
в мирное время. В первую очередь из-
менились ее темы, появились новые пер-
сонажи: бойцы и командиры Красной
Армии, партизаны и партизанки, врачи,
доноры, медсестры, поднимающиеся на
борьбу с оккупантами французы, чехи,
поляки.

Олноактная пьеса коснулась  волную-
щих народ вопросов и явлений действи-
тельности, она избрала своими героями
участников современной борьбы, и, есте-
‚ственно, что перед одноактной драматур-
тией. возникли определенные трудности.
Героическую действительность и героиче-
ские леяния нарола надо было выразить
в лаконичной и трудной форме сцениче-
ской. новеллы.

туртов к этой теме
Нодавляющее

y HHO.

открыть
большинство  одноактных
пьес, как две капли воды, похожи
одна на другую. Терой или ге
роиня, поставленные в необходимость вы-
бирать между долгом и семьей, неве-
стой, любовью, находят в себе силу по-
жертвовать личным. Драматург  стара-
тельно подчеркивает сомнения и колеба-
ния героя в момент его вынужденного
«быть или не быть». В одних случаях
слезы проливаются в меру, в других —
авторы не скупятся на всяческие сенти-
менты. Таковы пьесы «Честь» Галицкото,
«Гражданин» Сапожниковой, «Дети Фран-
ции» Зорича и многие другие. Порази-
тельное сходство ситуаций выдает но-
пытку авторов этих пьес подотнать ста-
рый мелодраматический ключ к новому
замку.

Но существует много пьес, в которых
в жертву занимательному сюжету при?
носится абсолютно все, вплоть до элемен-
тарной жизненной правды. В небольшой
пъеске Ялунера «На старой даче» дейет-
вующие лица (она шпионка, он —
работник НКВД) поочередно © равной
убедительностью выдают себя то за +че-
CTHOTO советского гражданина, то за аген-
та гестапо. Персонажи здесь — только иг-
ральные карты. Высший закон для ав-
тора хитросплетения сюжета, выдум-
Ra «вообще», выдумка, «как таковая».

Поклонников подобното метода в одно-
актной драматуртии много, и все они,
стремясь сохранить видимость ` правды,
вынуждены все же делать ряд допуще-
ний, которые начисто разрушают с боль-
шим трудом возведенное сооружение...

Многие драматурти упрощенно’ изобра-
Чаще всего

нету

’

жа ay San. тав=

К сожалению. немногие авторы справи-  АТ ПАФтизан В
wach © этой задачей. Удивляет одно   ПИТ СРО героя наедине с немцами,
обстоятельство: больше всею  напи-   ОТОРых партизан всегла очень сулачно

проводит за нос. Вот пример: враг зани-
мает деревню; старик, школьный сторож,
внепгне радушно встречает немецкого
офицера, и` последний немедленно про-
никается к нему ловерием, расспраиги-
вает с местонахождении партизан и по-

сано пьес на тему борьбы © гитлеровна-
ми в оккупированных странах Западной

Искусство 4

НГРАДЕ

(От нашего корреспондента)

КИНО-В ДНИ УБОРКИ УРОЖАЯ _

- Из фронтовых зарисовок художника Л. БРУНИ.

алов. В частности, во второй части сво-
его исследования, представляющей собою
анализ истории англо-руоских литератур-
ных отношений ХГХ века, М. Алексеев
приводит полностью и цитирует неопуб-
ликованные рукописи и письма Байро-
на, Диккенса, В. Скотта, Карлейля и др.,
обнаруженные им в Москве, Ленинтраде,
Киеве, Таликенте и других городах СОХР.
Громадный интерес представляют  пере-
писка Вальтер-Скотта с Денисом Давы-
довым (1813—1820 гт.), в которой вели-
кий антлийский классик значительное
место уделяет отечественной войне
1812 года, письма Диккенса к переводчику
и пропагандисту русской литературы в
Англии Рольстону, дающие  характери-
стику Крылова, Соллогуба, русского на-
родного эпоса; архив «Лондонского сало-
на» 0. А. Новиковой (70—80 тт. ХГХ ето-

летия), в котором имеются письма
0. Уайльда, Джордж Мередит и других

видных деятелей литературы, искусства
и политики Англии, неопубликованные
письма и стихотворения- Байрона, пере-
писка Герцена и Карлейля ит. д.

Специальный раздел исследования
М. Алексеева посвящен истории литера-
турных связей России и США. Здесь, в
частности, приводятся письма Фенимора
Купера к княгине Голиныной и в pyc-
скому посланнику в Константинополе
князю Долгорукому и нисьма Бичер-
Стоу к 0. А. Новиковой.

Очерки по истории англо-русских ли-
тературных отношений будут изданы
Академией наук СССР. р

‚АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНКУРС

Ленинградский союз советских архитек-
торов провел конкурс на тему «Город
Ленина в дни отечественной войны». Рабо-
ты, представленные на конкурс, должны
были трафическими художественными
средствами запечатлеть архитектурный
облик Ленинграда в наши дни. .

Первую премию жюри конкурса прису-
дило архитектору „В. Каменскому, вторую
премию разделили архитекторы В. Камен-
ский и М. Шепилевский, третью премию
получил архитектор М. — Шепилевский,
четвертую — архитектор И. Явейн. По-
четная грамота присуждена архитектору
А. Грушко.

Свъыше 100 работ, выполненных для
конкурса, демонстрируется на выставке в

Доме архитектора.
А. КЛЯЧКИН.

агротехнические фильмы. Все новые филь
мокопии во время уборки будут  носы-
`латься в первую очередь в деревню.

Главкинопрокат ` составил  ‘рекоменда-
тельный список фильмов для показа на
селе во время уборки. Сюда вошли луч-
шие произведения советской кинемато-
трафии: «Чапаев», «Ленин в Октябре»,
`«Ленин в 1918 году», «Александр  Нев-
ский», «Богдан Хмельницкий», «Валерий
Чкалов», «Великий гражданин», трилогия
`о Максиме, «Оборона Царицына», «День
‘нового мира», «Разгром немецких Bolick
под Москвой» и другие. if

Всем студиям кинохроники дано указа-
ние о производстве  <’емок уборочной
кампании. Снятый материал будет регу-
лярно помещаться в местных киножурна-
лах и в «Союзкиножурнале».

Европы. Секрет приверженности драма-  путно обстоятельно рассказывает о чи-

сленности немецких войск, занявших
деревню, о расположении других фапшги-
стских частей и т. п. Все эти сведения
передает нашим войскам девушка-парти-
занка путем сигнализации двумя яркими
тряпками, которыми она якобы моет
большие зеркальные окна новой школы.
Узнав все, что ему нужно, старик-сторож
в заключение ударом бутылки убивает
неменкого офицера («Зеркальное окно»
А. Афанасьева).

Вот другой пример: молодой партизан
встречает в лесу немецкого солдата, обе-
зоруживает и связывает его. Солдат ое-
вобождается, ранит партизана. Стоит,
однако, партизану притвориться мертвым,
как солдат с готовностью этому верит,
спокойно закуривает, и тут-то партизан
вновь его обезоруживает («Первый немец»
А. Савельева). Авторы этих пьес стре-
мятся показать партизан, как храбрых,
сметливых, сильных людей, но почему-то
враги у ‘них всегда недогадливые и неу-
клюжие. Победить такого врага — не ве-
лика честь.

Стоит, однако, автору перенести свое

внимание на человека, на характеристи-

ку персонажей, как исчезает искусствен-
ность давно использованного положения
(«Русская душа» 0. Литовского), как воз-
никают живые эпизоды борьбы и стра-
даний народа (‹Хозяин вернулся» Евг.
Пермяка).

Очень часто авторы пытаются «умо-
зрительно» показать, как воюют наши
бойцы и командиры. В этих случаях пи-
шется «боевой эпизод», в котором слы-
шатся только выстрелы и слова коман-
ды. Это, собственно, не жизнь фронта, а
схематичная иллюстрация К решению
простейшей тактической задачи. Подчас
авторы прослаивают «боевые эпизоды»
многочисленными разговорами на всевоз-
можные темы: о любви, о семье, о не-
весте и т. д. Иногда «любовь» персони-
фицируется, и тогда в окопе появляется
медсестра или девушка, связист или
партизанка, которая обязательно оказы-

КУНЛЫ ОБ

Сертей Образцов справедливо утверж-
дает, что важнейшими мобильными свой-

ствами кукольного театра являются лег
кость, портативность, театральная зарази-
тельность, доходчивость и острота. Но

из вполне понятной скромности он умал
чивает о главном качестве своего театра
о его талантливости. Талант — это не толь-
Ко «хорошо», «ярко», «умело», «искусно».
Талант — это еше и беспокойство, по-
стоянная неудовлетворенность и неустан-
ные поиски нового. Не случайно мы B
давней книге С. Образцова «Актер и кук-
лаз» прочли афоризм: «Искусство театра,
а следовательно, и театра кукол — 910
непрерывные искания».

Сейчас Центральный
дал концертную программу, которую по-
вез в Действующую армию. Фронтовой
зритель будет от ‘души хохотать и одно-
временно наслаждаться чудесным иекус-
ством театра. Одноактная оперетта «На
крышах Берлина» (текст Арго и Сернин-
ского) — едкая шутка на тему любовно-
To соперничества  «сверхкотов»,  чванли-
вых ‚коричневых мещан. В маленьком
фельетоне Л. Ленча «Сон фюрера» leper
Гитлером встают видения битых русским
народом магистра псов-рыцарей, Чингис-
хана и самого Наполеона, которые пред-
сказывают ему неизбежную расплату за
все его злодеяния. «Радиэперехват»
«телевизорной» передачи из Берлина де-
монстрирует конференцию гитлеровских

ПРЕМЬЕРЫ В КУЙБЫШЕВЕ

Вслед за «Евтением Онегиным», пока-
занным во второй половине июня. Боль-
шой театр Союза ССР возобновил в Куй-
бышеве балет «Бахчисарайский фонтан».
$ июля состоялось первое предетавление.
Среди исполнителей — И. Тихомирнова
(Мария), Г: Петрова (Зарема), А. Мессерер
(Нурали), А. Царман (Вацлав), П. Гусев,
А. Радунекий, В. Галецкая, Б. Борисов
и др. Спектакль поставлен Р. Захаровым,
дирижер Ю. Файер.

Свою новую постановку — «Ромео и
Джульетта» Шекспира показал 7 июля и
Куйбышевский лрамтеатр им. Горького.
Постановииик спектакля В. Вильнер, ху-
дожник П. Вильямс. Джульетту играет
3. Чекмасова, Ромео — В. Буро.

Обе премьеры прошли с болыним усне-
хом.

театр кукол соз-

НОВЫЕ ОПЕРЕТТЫ
НА МОСКОВСКОЙ СЦЕНЕ

Московский теалр оперетты готовит но-
вую оперетту «Девушка из Барселоны»
Текст нанисан И. Назаровым и А. Саф-
роновым. Музыка композитора ВБ. Алек-
сандрова. «Девушка из Барселоных —
музыкальная комедия, действие которой
развертывается в среде кубанского каза-
чества в дни великой отечественной вой-
ны. Героиня новой оперетты — испанская
девушка, назшелшая в СССР свою вторую
родину. «Девушку из Барселоны» ставит
Г. Ярон. Спектакль оформляют художни-
ки В. Мешков и В. Яковлев, дебютирую-
щие этой работой в качестве театральных
художников. Премьера состоится во вто-
рой половине августа.

К этому же времени в Государственном
музыкальном театре им. Станиславского и
Немировича-Данченко будет  осуществле-
на постановка оперетты И. Штрауса «Цы-
танский барон» с новым текстом В. Шква-
ркина. Сиеклакль ставит И. Туманов,
оформляет Б. Волков, дирижер Е. Акулов.

вается знакомой, или невестой; или же-
ной кого-либо из сражающихся.

Только тогда, когда авторы делают по-
пытку раскрыть характер героя, все
становится на свое место. Тотда уже не
нужно специально нанизывать «случай-
ности», чтобы действующие лица могли
с честью выйти из создавшегося положе-
ния, не приходится нажимать на мело-
драматические педали и отлушать зри-
теля канонадой.

Фабульная» изобретательность драматур-
та достигает цели лишь в том случае,
когла она оплодотворена знанием жизни,
вниманием к психологии человека. Тогда
сценическая новелла становится емкой и
интересной по содержанию. Горький в
статье о рассказе Чехова «В овраге» за-
метил: «Я не стану излагать содержания
его рассказа — это одно из тех его про-
изведений, в которых содержания гораз-
до больше, ‘чем слов». Вот принцип, ко-
торому должен следовать драматург од-
ноактной. пьесы.

Успех лучших одноактных пьес, 06’-
ясняётся тем, что их авторы сумели ра-
скрыть характер героя. И этой задаче
они подчинили все остальное. В малень-
кой миниатюре В. Суходольского «Зато-
ворил» нет острых и неожиданных  по-
воротов действия. Девунгка-партизанка,
чтобы заставить говорить пленного He-
мецкого офидера, ведет разтовор по’ теле-
фону. В этом коротком, по сути дела,
монологе девушки много живой наблюда-
тельности, юмора, изобретательности, рас-
крывающих незаурядный характер.
«Опасный . мальчик» Бертольда Брехта—
сатирическая картинка из жизни средней
тородекой немецкой семьи: родители го-
товят собственного сына к роли атента
тестапо. Автор не делает никаких сиеци-

альных обобщений, но в каждом слове

ньесы звучит обвинительный акт гитле-
ровской Германии.
Чем ближе

Е драматурги олноактной
пьесы подойдут к жизни, тем лучше они
сумеют ответить на требования времени

2 5

тем скорее они создадут произведения
на большие. темы современности.

Адр

ес редавции: Москва, Спиридоновка, 2

телефон K 4-76-02.

Типография издательства «Московский большевик»

Центральный театр кукол. «Кавказский танец».

июля

Фото Е. Явно.

х-
РАЗЦОВА
собак. В отсутствие «хозяина» Тихо ску-

лит старый облезлый пес Петэн, прослу-
женным басом осмеливается иногда тявк-
нуть на соседа барбос Муссолини, воет
втихомолку Антонеску и старчески врях-
тит битый Маннертейм, но все они, раб-
ски поджимая хвосты,  забиваются B
дальний угол и лязгают зубами, как
только раздается бешеный лай и хрить
тошей, прожорливой овчарки — Гитлера.

Так театр  заразительно и
смеется над врагом, метко его обличает.

Наряду © актуальными  военно-поли-
тическими спенками и некоторыми ста-
рыми номерами своего репертуара, театр
показывает еще три крошечных танпо-
вальных премьеры — «Кавказский танеп»,
«Русскую подмосковную» и «Чечетку».
Специалисты-кукольники скажут, вероят-
но, о замечательной технике этих нови
нок театра. Мы же можем только засви-
детельствовать, что пластичность и рит-
мичность танцующих кукол восхищает
зрителя.

— Нужно ли сейчас налие искусство

‘народу, стране, армии? — этот вопрос—

рассказывает С. Образцов, — встал перед
театром е первых же дней войны.
Программа, которую Центральный
театр кукол показывает ныне фронту,
дает на этот законный для каждого ху
дожника вопрос не оставляющий сомне-
ний ответ. =
: и. К.

ПЕСНИ АШУГОВ

БАКУ. (Наш xopp.). Азербайджанский
Дом народного творчества и научно-ис-
следовательский кабинет музыки собрали
свыше 130 популярных произведений
аптугов. Ашуг Мирза Байрамов из Тауза
сложил две больших поэмы (натылы) о
Героях  Советекого Союза -— азербайд-
жаннах. Здесь в сказочно-эпической фор“
ме рассказывается о жизни и борьбе ге
роев, об их необычайных подвигах. Боль

lee сюжетное повествование  сопровож»
дается яркими музыкальными иллюстра-
ЦИЯмМи.

Новые патриотические песни сложили
аптуги — орденоносцы Асад Рзаев и
Авак Азарян, заслуженный деятель
искусств Азербайджана Ислам Юсуфов,

Теймур Гусейнов. Гумай Аскеров, Кара-
Мовлаев и другие.

Сейчас по азербайджанским  колхозам
раз’езжают 14 ашутских ансамблей. Ашу-
ти быстро откликаются на все происхо-
дящие события. они обращаются в кол:
хозникам с призывом активно участво-
вать во Всесоюзном социалистическом 09-
ревновании, усилить свою помощь роди-
не и Красной Армии.

МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА

* Премьера спектакля «Pyecrme люли»
К. Симонова в Московском драматическом Te
атре им. Ленсовета состоится 12 июля. По.
становка ЧН. Горчакова и Е, Страдомской,
художник Б. Волков, музыка подобрана, из

Heap cei ae ele те ПТостаковича, В главных
лях ваняты: . Аржанов (Сафоно: Л. je
лова (Марфа Петровна), в oe Wien
Р. Плятт (Васин), Н. Литвинов (Козловский),
Д. Орлов (Глоба), М. Орлов (Манин), Н. Ас-
ланов (Харитонов), А. Богданова (Мария Ни-
колаевна), А. Кисляков (Розенберг), Л. Титов

(Вернер) и др.

\ Жюри выставки «Великая отечественная

война» на очередном заседании приняло
‚ окульнтурный портрет JI. Шостаковича pa
боты И. Слонима. Утверждены эскизы и 3а-

казавнлы: скульнтору М. Бабурину —

«Отечественная война», В. Гранди картина
«Командир на оттыхе», WO. Пименову 4
В. Васильеву — картины на темы «Совре.
менная Москва», А. Гончарову картина
«Клятва партизан» и др.

* Фронтовой музыкальный
сийского театрального
июля в Доме актера
гин». 13 июля театр
тину «Пиковой дамы»
февичек», 15 июля —
Л; Васильева.Вуглая
слектакли TeaTp
фронт,

горельеф

театр Всерос
общества показал 10
оперу «Евгений One.
покажет вторую кар.
и третий акт «Че.
олноактную оперу
«Тетушка Марья». dim
подготовил для поездки 18

*ж «Сказки русских цытан» — этой теме бы
ло посвящено сообщение  А. В. Геруано в
секции народного творчества /Осюза советских

писателей. Более” восьмидесяти сказок зали
сал т, Германо, собирая для словаря цытая
ского языка «позабытые» слова. ПТесть бы:
товых, сатирических и современных сказок
были зачитаны на заседании. Б обсуждения
зказок приняли участие фольклористы, пис
тели и критики.

* В театр Северного’ флота

С налтравлены
Комитетом по делам искусств режиссер А. Mo
банов и труппа московских артистов.
и «РОССИЯ Грозная» называется новая
тературно-музыкальная композиция Е. По
я М. Зиссельман, которую Вл. Яхонтов
исислняет в первыв раз М ‘июля в Matow
зале Консерватории.

® «Артист на астраде». Творческое core.
щание работников эстрады на эту тему про
ведет в июле Веесоюзное гастрольно-концер“
BOC об ‘единение. С докладами о манере 3
па исполнения, репертуаре, постановке
аня номеров выступят А. Самарин

олжекий, Е. Орленева, М. Лыесковский идр.

*ж Альбом репродукций лучитих художест
венных произведений выпускает Государет*
венная Третьяковская галлерея.
one Первый московский областной xyAome.
нный театр (худ. руководитель И. Ар
лью после гастролей в Подольске играет
о час в московском саду им. Баумана. 1.
Тр показал «Накануне» А. Афиногенова, «Пз-
рень из нашего города» К. Симонова, «Даму
невидимку» Кальдерона.

*& Творчеству Шекспира посвятцается 12 70-
oe повторный вечер в концертном зале WM
ie yee koro, В нем принимают участие

У и А. Орочко, Н. Ханаев и др.
м р — Убитый» Л. Ленча принят ®

зтановке Московоким драма

х драматическ театром

им. Ленеовета. т р a г

* Балет «Лон-Кихоть покажет в серед
Филиал Больитого театра Союза ССР.

LN RRS Lette роке ниц

Редакционная коллегия: Т. 3YEBA,
А. КАПЛЕР, Е. КОВАЛЬЧИК, А. СУР*
KOB, А СОЛОДОВНИКОВ” А 9А-

AEEB (отв. релактор).

Издатель: Государственное
издательство «ИСКУССТВО»

=

Se

Чистые пруды, 8,

весело

о

= =

yee ugg