x
_ ДУДОЖЕСТВЕННАЯ   ser
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [лоты обе отм и

ца живет любовь к природе, к несне, к
художественной книге...

Когда на каком-нибудь участке фронта
наступает затишье, люди © радостью от-
дают свой короткий досуг песне, пляске, са-
модеятельному концерту. В нашем соеднне-
нни, например, почти каждая крупная часть
имеет свой небольшой ансамбль художе-
ственной самодеятельности. Участники
этих ансамблей в свободное время дохо-
дят до самых передовых позиций, и здесь
в каком-нибудь укрытом местечке высту-
пают перед товарищами, крепко держанки-
ми оборону.

Художественной самодеятельностью гор-
дятся командиры частей и всячески ей
помогают, ее любят и ценят бойцы... Не-
давно мне довелось присутствовать на вы-
ступлении одного такого ансамбля. Он ра-
довал довольно высокой культурой ис-
полнения, интересными и доходчивыми
номерами программы. На следующий день
я побывал в твардейском №-ском артилле-
рийском полку и когда я поделился 3
командованием своими впечатлениями, мне
сразу же сказали:

— А наша самодеятельность лучше...

Я подумал, а нет ли в этих словах
пристрастия к «своим»? Ho вое мои
сомнения рассеялись, когда я послушал
твардейцев-«артистов».

В какую бы часть вы ни приехали, вы
обязательно встретите клуб из плаш-па-
латок или с дощатым навесом. В одной
части я видел клуб с зрительным залом на
1200 мест. Первые ряды были «мягкие», ме-
жду проходами стояли большие колонны из
стройных сосен, словно люди сознательно
стремились создать лесное подобие Колон-
ного зала Дома союзов.

Неистошигмо стремление советских бой-
пов пользоваться теми духовными ботат-
ствами, которыми располагает советекий
народ и Ha которые покушается враг.

Всякому работнику ДКА известна эта
тяга бойцов к искусству и литературе и
он всячески хочет помочь им. Но здесь мы
встречаемся с рядом серьезных трудно-
стей. :

Начать хотя бы с вопроса о песне. Пес-
ню в армии любят. Пеют в походеой ко-
лонне, у костра, в засыпанной снегом зем-
лянке. Но поют’ все старое: русские _ Ha-
родные песни, матросские, вроде «Раски-
нулось море широко». или написанные за-
долго до войны. Новых песен знают ма-
ло. Чем это об`яснить? Ответ очень прост.
Пути, но которым песня может проник-
нуть в армию, вообще говоря, немногочис-
ленны. Это — кинофильмы. радионереда-
чи, нотные сборники и художественные
ансамбли. К сожалению, кинофильмы: пос-
леднего времени ничем не оботатили пе-

`В КРАСНОЙ АРМИИ

Красноармейская художественная само-
деятельность имеет давние и почетные
традиции. За время отечественной войны
она приобрела огромный размах и стала
ие только любимым развлечением в часы
досуга, но и мощным средством идейно-
политического воспитания бойцов и комам-
диров. Красноармейское  самодеятельное
искусство делает важное дело, оно учит
всей душой ненавидеть немецко-фангиет-
ских оккупантов, славит отвагу и муже-
ство тероев великой отечественной войны,
оплачивает людей, поднимает боевой дух
ВОЙСК. :

Десятки тысяч воинов Красной Армий
— Участники художественной самодея-
тельности. Мы не ошибемся, если скажем,
что нет такой воинской части, где в том
илн ином виде не развивалось бы крас-
ноармейское художественное творчество.
Укажем для примера, что самодеятельные
коллективы одной только Н-ской армии
(Северо-Запалный фронт) насчитывают
2500 участников, причем 400 человек из
них — старший и средний начеостав и
500 — младшие командиры.

Участники художественной самодеятель-
HOOTH,— как правнло, смелые, при-
мерные бойцы. Многие из них награжде-
ны за боевые заслуги на полях сражений
орденами и медалями. В Н-ской армин
функционирует хор, руководимый Героем
Советского Союза т. Емельяновым.

Самодеятельные артисты выступают на
передовых линиях, в окопах, блиндажах.
Интересны материалы недавнего смотра
художественной самодеятельности Северо-
Западного фронта. Один из лучших само-
деятельных коллективов этого фронта
(под художественным руководством стар-
шего лейтенанта Гречанинова) дал за
время своего существования 230 концер-
тов, в том числе 205 — на передовых по-
зициях. Семь лучших коллективов Н-ской
армии, насчитывающие 142 человека, вы-
ступали 484 раза. Из этого чиела 428 кон-
WepTa состоялись на переднем крае.

Фронтовая обстановка вызвала к жизни
новые формы работы красноармейской са-
модеятельности.

Практика показывает, что выступления
красноармейских самодеятельных арти-
стсв все чаще насыщаются местным ма-
териалом. Это очень важное обстоятельет-”
BO, OHO делает репертуар самодеятельно-
сти более конкретным, а следовательно,
придает ему еше большую силу агитаци-
онного воздействия. ЁК. такой конкретно-
сти художественной пропаганды должны
стремиться, кстати сказать, не только кол-
лективы красноармейскей самодеятельну-
сти, но и выезжающие на фронт брига-
ды профессиональных артистов.

Очень остра для красноармейской ca-
модеятельности проблема репертуара; ‚в
первую очередь драматургии малых форм.
Художественных и политически актуаль-
ных произведений слишком еще мало. На
красноармейской самодеятельной эстраде
все еше фигурируют давно - устаревшие
скетчи, вроде «Рядовото Шульца» и «Ду-

рака», представляющие  злобноо и
жестокого ° врага смешным и  жал-   сенный репертуар. Песни, передающиеся
им. Произведения же  красноармей-  по радио, нам не всегда приходится слы-

ских авторов, как правило, злободневные,
насыщенные патриотическими чувствами,
не всегда стоят на достаточном ‘художе-
ственном уровне. Прямой долг писателей,
поэтов, драматургов, композиторов нри-
нять участие в создании политически
значимого, разнообразного репертуара для
самодеятельности. РВозглавить это деле
дслжны Центральный Дом Красной Ар-
мии им. Фрунзе, Союзы советских писа-
телей и композиторов.

Другой серьезный вопрос — о конеуль-
тативной и практической помощи опеци-
алистов красноармейской художественной
самодеятельности. Кое-что в этом нанрав-
лении делается. В последнее время Ito-
митет по делам искусств при СНК СССР
и ЦДКА им. Фрунзе начали направлять
в Действующую армию инструкторские
‘бригады, состоящие из режисеера, балет-
мейстера и хормейстера. В сентябре, на-
пример, для этой `работы было послано 47
человек, в том числе засл. артист РОФСР ди-
рижер Ленинградской филармонии Н. Шка-
ровский, главный балетмейстер Ленин-
гралекого Малого оперного театра В. Вар-
ковицкий, режиссер Хромов-Крамской и op.

Но армии нужны сотни подобных ин-
структоров. Недопуетимо, что наряду с хо-
polio работающими инструкторами Ha
фронте порой оказываются люди творче-
ски бэспомощные и к тому же плохо
прелставляющие себе свои задачи.

Необходимо тщательнее  подготовлять
фронтовые выезды инструкторских бригад.
Комитету по лелам искусств следует но-
думать над организацией хотя бы крат-
ковременных выездов в армию крупней-
их советских режиссеров, дирижеров,
балетмейстеров.

Помошь красноармейской самодеятель-
ности должна стать делом веех работни-
ков искусства советской страны.

шать. Нот мы, как правило, не получаем.
Остаются художественные ансамбли. На
Калининском фронте есть один фронтовой
ансамбль, есть онии в соединениях. Отонт
приехать ансамблю в часть, и обязатель-
но прививается какая-нибудь новая пе-
сенка. Но репертуар ансамблей не очень ве- _
лик, и, к сожалению, «новинки» — дело
редкое.

Почему же создалось такое странное
положение? Разве нет у нас новых совре-
менных песен? Из множества газетных
сообщений мы внаем, что композиторы и
поэты создали немало хороших песенных
произведений разных жанров. Но их, ви-
димо, издали в порядке «модельном». А на-
до бы запустить серийное производство...
Нужно, чтобы издательства, призванные.
обелуживать песней, отрешились от CBOHX
старинных представлений о потребности в
их продукции. Песни вужно печатать сто-
тысячными тиражами, в форме листовок,
маленьких плакатиков — так, чтобы их
можно было повесить в землянке и вы-
узить слова.

И. НЕСТЬЕВ

«Никогда, нигде не поют с таким глу-
боким волнением, как на фронте», запи-
cal в своем литературном дневнике
1914—1917 гг. писатель-фронтовик Л. Вой-
толовекий.

«Никому так спасибовать не надо, как
тому, кто солдатам песни придумал», го-
ворили русские бойцы, участники первой
мировой войны.

Уже в гражданскую войну бойцы и
командиры Красной Армии, не ожидая
Тото, кто «придумал» бы для них новый
революционный репертуар, сами создава-
ли десятки боевых ‘песен, с которыми за-
щинали родную страну и побеждали вра-
гов. Многие красноармейские песни рож-
дались на полях сражений, в дыму атак,
в часы недолгого фронтового досута, как
непосредственное отражение происходив-
тих боевых событий. Рассказывают, что
после одной удачной операции на Северэ-
Восточном фронте (1919 г.) поэт Ребров-
Денисов вместе с. обычной оперативной
сводкой прислал в штаб фронта два поз-
тяческих документа: стихотворение «Бой
под Усть-Кутом» и похоронный марш
«Героям, погибшим за Усть-Кут». Песня
и марш выразили то, чего нельзя было
сказать деловым языком сводки,

Прекрасные поэтические традиции моло-
дой Красной Армии вновь, с умноженной
силой, проявились в дни великой отечест-
венной войны. Песенное творчество на
фронтах 1941—42 тг. приняло такие ши-
рокие масштабы, каких, можно с уверен-
ностью сказать, не знали ни одна эпоха,
‘ни одна армия мира.

Рядовые красноармейцы, командиры
всех родов оружия успешно выступают
как поэты-песенникн и - самодеятельные
композиторы. Они рассматривают этот
свой труд, как боевое дело, необходимое
для фронта. И тут они совершенно пра-
вы. «Наше время, как в порохе, нуж-
дается в хорошей, динамичной и вооду-
иевляющей песне», —пишет в своем пись-
ме сержант Михаил Максименко. Никакие
трудности He останавливают этих людей
в их творческом воолуптевлении. «Мне тя-
жело было, так как в то время я лежал
в постели раненый, —пинет о своей ком-

Северо-Западный фронт.

участницы коллектива хуложественной

самодеятельности т, Даниловой, награж-

денной за самоотверженную работу по

выносу раненых с поля 60я орденом
Красной Звезды

Выступление

AGEPRAeSOUNGaucecureenetesrseeenrantueey staneno sess eseeatQeseePsentoaanuPateuesuedsndcnnssaaveaceatessoureeencancendsetenseeeanyatestmascsracarseraeoeriyresynsenanventenets

о ЛитекРАТУРА и ИСКУССТВО 5

MEGS RARSPAARGAA RAR AAA SRAARAASARGSSESES DALARAN SASZASAR ES

pare

9 OC,

Beene

Ww к

ЦЕННОЕ ОРУЖИЕ

зуются произведения, в которых разговор

реживаниям, Стихотворение Михаила Иса-

ковекого «Крутится, вертится шар
толубой», о том. как раненый боец при-

вызвало очень бурную реакцию.

бойцу, который видел разрушенные, с0-
жженные дотла деревни.

до сердца солдата, авторы песни идут на
заведомый компромисс с собой. Вот на:

ли ваши чувства. Ho еше через куплет

] ней приписали один куплет, о существо-

Но это только одна сторона вопроса, так

сказать, количественная. Есть и более
важные проблемы — характер самой цес-

ни,
ца.

ее способность ответить запросам бой-
Наименьышим уснехом на фронте поль-

идет &в 206%, без веякой попытки за-
тронуть сокровенные чувства бойца, Та-
кие песни быстро забываются. Иная судь-
Ga у стихов и песен, обращенных нено-
средственно к бойцу, к его мыслям и пе-

шел в деревню на побывку и увидел, что
«все поразграбили, хату сожгли, Настю,
невесту, с собой увели», как он решает,
что «рано, как видно, пришел я домой»,
и отправляется обратно на фронт,— это
стихотворение, прочитанное с эстрады,
Здесь
было непосредственно

BCE адресовано

Но бывает так, что в стремлении дойти

пример, песня К. Листов на текст
А. Суркова «В землянке». Начинается пес-.
ня так:

Вьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слева,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Напевая эту. грустную песенку и на-
ходясь, действительно, в землянке, у пе
чурки, думая о жене или любимой, вы
ощущаете, что поэт и композитор вырази-

начинается другая «музыка»:
Ты сейчас далеко, далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.

Смерть, разумеется, близка от мест, где
поется эта песенка. И однако, зачем же
думать о смерти, когда поешь о самом
сокровенном, и, тлавное, зачем мириться
с ней? Ведь Сурков ` сказал и другие
слова, ставшие крылатыми в армии:
«Смелого пуля боится, смелого штык не
берет!» Песенка «В землянке» прими-
ряет со смертью, как с чем-то неизбежным.

Бойцы почувствовали ошибку авторов
песни. И они г2ами решили написать дру-
той текст несни. Вот эти стихи:

Но суровое время пройдет,

Наше счастье с тобой впереди.
Пусть же вьюга сильнее метет —
Не затмить ей стремленья MOH.
Снова встречусь, родная, с тобой,
По дорогам победы пройдем. ^
И мы снова; как прежде, вдвоем
Песню счастья, любви запоем.

Велика потребность на фронте в шу-.
точной, веселой песне. У нас ансамбли

исполняют песенку «Все равно» Ю. Ми-
лютина нз слова Ц. Солодаря. Бойцы и к

звании которого автор,
дозревает.

вероятно, и непо-

Кунлет этот неизменно вызывает гром-
кий смех. Bes преувеличения, это —
единственная шуточная современная ипее-
ня, которую я могу назвать. Больше мы
не знаем. Между тем, ничто так: не ра-
дует бойцов, как удачная острота, метко
подмеченный штришок. И отсутетвие та-
ких песен — серьезное упушение комно-
зиторов и поэтов. Е

+*
-*

Это лишь беглые заметки работника,
ДКА. Много вопросов волнует Hac. И
во. многом мы ждем помощи от товари-
щей, находящихся в тылу. Каждый
день и каждый свой час мы. отдаем вос-
питанию духа и воли бойца. Книга, пес-
ня. картина, спектакль — все это надеж-
ное оружие, которым мы пользуемся для
достижения своей цели. И мы хотим, что-
бы это оружие было всегда исправным,
острым, действующим безотказно. Мы
хотим, чтобы ето было много. Тогда Ona
лучше и сильнее поможет нам  разить
врага. =

Калининский фронт,

Боеп слагает песню

позиторской работе старший политрук
И. Красов, автор «Песни ставропольских
партизан», но задуманное сочинение
я все же написал и мечтаю, чтобы ето
узнали и запели славные ставропольские
партизаны-конники>.

В суровых условнях фронта люди, ни-
когда не занимавшиеся композицией, ов-
пладевают сложной техникой записи нот.
«Композицией я стал заниматься только
три месяца назад, — пишет о себе крас-
ноармеец Александр Краснов. — Скоро мы
разобъем фашистов и тогда я постараюсь
хоть сколько-нибудь восполнить свое му-
зыкальное образование».

Среди авторов фронтовых песен
встречаем знатных людей армни, заме-
чательных тероев, чьи подвиги сами —
материал для военного эпоса. Так, на-
пример, оба автора песни «На широких
просторах Кубани», популярной в одном
из гвардейских полков Западного фронта,
поэт Ф. Луцевич и композитор А. Поли-
доров — прославленные строевые коман-
диры, орденоносцы. Творчество для та-
ких людей — продолжение их боевой
деятельности.

Важнейшая особенность лучших фрон-
товых песен — их партийная заострен-
ность, горячий боевой дух. Они выража-
ют чувства и надежды воинов Красной
Армни — их священную ненависть к вра-
гам и волю к победе. Прекрасным обрав-
WOM такой поэтической публицистики —

мы

гневной и сконцентрированной — может
послужить песня «Убей!», созданная в
одной из частей Карельского фронта

Брасноармейцем В. Орловым (на музыку
А. Олейника):

Помни, товарищ, фашисты — не люди,

Зверя-бандита убей, не пусти.

Пусть твой удар грозной молнией будет.

Бей! Опрокидывай! Мсти!

Многообразию жанров, культивируемых
фронтовыми песенниками, могли бы поза-
видовать профессиональные авторы. Здесь
мы находим все — от простейттей по-
ходной песни до хоровой поэмы, oT Bece-
лой частушки или джазовой пародии до
больших вокальных форм. Широко изве-
стные в М-ской армии красноармеец-ком-
позитор В. Локтев и красноармееценоэт
М. Никандров создали недавно  кантату
«На фронт>, успешно исполняемую хоро-
вым ансамблем зрыни.

t

Н. БОЛБЕРГ

Тварлии политрук

Людям, не бывавшим у переднего края,
может показалься странным даже самый
разговор о развлечениях на фронте. Слов
нет, бывают у нас тяжелые минуты — и
у целого подразделения, Korda гибнет
‘любимый командир, и у отдельного бойца,
когда рялом падает, обливаясь кровью,
лучший друг. А ведь друг на фронте —
это гораздо больше, чем друг в мирной
обстановке, это часто больше, чем брат.
Но такие минуты только закаляют, дела-
ют нас тверже, злее, разжигают чувство
ненависти к фашистским бандитам.

И если после боя нашим бойцам хо-
рошо прочитано стихотворение Суркова
«Мститель». Михалкова «Нисьмо», или
исполнены «Песня смелых»  Белото, «В
бой за родину» Компанейца, или проде-
монстрированы боевые киносборники, та-
кие фильмы, как «Оборона Царицына»,
«ПШорс», — еще крепче становится, ренти-
мость бороться до последней капли кро-
ви, мстить ненавистному врагу.

А как оживляются лица и блестят гла-
за, когда хор под аккомпанемент баяна
запевает русскую народную песню или
начинается лихая красноармейская иляс-
ка! Оптимизм, бодрость, уверенность в
своих силах ощущают бойцы, &  вель
это тоже играет не последнюю роль в ув
реплении боеспособности части.

В нашей борьбе © немецким фашизмом
клуб — такое же боевое подразделение,
Rak и все остальные; только действует он
другим оружием — оружием искусства,
Приведу несколько примеров и цифр.

За 3 месяца клубом М-ской части про-
ведено 70 киносеансов, на которых при“
сутствовало до 30.000 человек.

В феврале этого тода, ко Дню Красной
Армии, при клубе был создан ансамбль
красноармейской художественной самоде-
ятельности. За несколько месяцев он дал
73 концерта, обслужив своими выстунле
ниями около 20.000 бойцов и командиров.
Нередко перед концертами проводятся
политические доклады.

У нас нет концертного зала. Выступле-
ния ансамбля происходят в самых раз-
нообразных условиях. Бывает, что на кон-
перте присутствует одновременно до 2.000
зрителей, но чаще аудитория (в землян-
ках, в блиндажах) составляет всего 15—
20 человек. Нередко концерт кончается
стихийным митингом, на котором бойцы
клянутся не щадить своей жизни для

НОВЫЙ АНСАМБЛЬ

В армейском ДКА, тде начальником
т. Шабатовокий, организован ансамбль ху-
дожественной самодеятельности.
`В настоящее время ансамбль наочиты-
вает более 70 участников. Коллектив ра-
ботает над литмонтажами, хоровыми и
сольными произведениями советских ком-
позиторов, драматургией малых форм.

Больнюе внимание уделяется местному
материалу — отображению боевого опыта
лучших людей армии, предоктябрьекому
соревнованию снайперов, пропаганде но-
вого вооружения, теме «краоноармейской
смекалки». Сейчас готовится театрализо-
занная программа к 25-летию Великого
Октября. х

— *

— aaa annnnnmnanel

Весьма примечательно желание авторов
драматизировать свои песни, внести в ких
элементы театрализации, живого  дейст-
вия. В одном из госниталей лейтенант А,
Лимонов нанисал лирический дуэт «За
счастье» в виде диалога, рисующего про-
щание бойца с его возлюбленной. ИЮще
интереснее песня самодеятельного поэта
Чухварина «Неожиданная встреча» (na-
мотив «Эх, ты доля») — вокальный диа-
лог между старой колхозницей и ее еы-
ном-бойцом. пришедшим в родную дерев-
ню. только что отбитую у. немцев.

Неисчислимо количество песенных тек-
стов, сочиняемых на старые, популярные
мотивы. В первые месяцы войны этот тип
песен казался самым распространенным в
красноармейской среде. Десятки рав пе-
рефразировалиеь на новый лад «Катюша»,

«Шар толубой», «Кто его знает», «Тучи
над городом встали», «Три танкиста»,
«Синий платочек» и даже  утесовская

«Прекрасная маркиза». При этом старые
песни приобретают новый смысл, наде-

ляются совершенно иным сюжетом: Ha
мотив «Каховки» восневается  теройский
подвир левунгки-санитарки, на MOTHB

«Катюши» рассказывается о молодой ка-
зачке, проводившей друга на войну, а
под любимую мелодию «Кто ero знает»
зло высмеивается бесноватый фашистский
«фюрер»:

Невеселый Гитлер ходит

Возле дома своего,

Помортает волчьим глазом”

И не скажет ничего.

Песенным текстам фронтовых поэтов
присуща конкретность, живая списатель-
ность, почти документальность. Очень ча-
сто в них звучат названия сел, рек, озер,
городов, где формировалась или действо-
вала воинская часть. Это особенно харак-
терно для произведений, созданных в Ka-
честве собственной «песни нашего полка»
или «нашей дивизии». Так, в «Песне эн-
ской стрелковой дивизии» младший по-
литрук Н. Пойдененко поет о «валдайской
лесной стороне», упоминает высоты
«Лысую», «Плешивую», «Перчатку», sa
которые велись бои. Старигий лейтенант
А. Черенков в своей «Боевой сибирской»
воспевает «чудесный вуровый Алтай», а
поэт одной из частей Карельского фронта
Г. Тюваев в нежностью рисует холодные
пейзажи Карелии.

Сплошь и рядом в песнях воспеваются
напги знатные бойцы -и командиры —
герой той или иной части. Есть песни,

“HATH,

Скрипач Большого’ театра, ныне гвардии санитарный инструктор,
`няет-перед бойцами произведения Чайковского.

СНЯ, И СТИХ-ЭТО БОМБА И ЗНА

ххх

Наш клуб

полной побелы над врагом. Если позво-
ляет обстановка, организуется _ общая
пляска, массовое пенне; тут уж нет раз-
ницы между артистами и зрителями —
все одинаково активные участники и слу-
шатели программы. —

Бывает, что концерт прерывается в
самом начале: получен боевай приказ, и
подразделение  отиравляется его вынол-

Репертуар нашего ансамбля разнообра-
зен. Основу его составляют боевые и са
тирические произведения Ha темы отече-
ственной войны, но не забыта и русская
народная песня, произведения классиков.
Пушкин, Лермонтов. Чайковский, Шуберт,
Моцарт, Верди.. Большое внимание мы
уделяем. и местному материалу —— произ-
ведениям о лелах ин днях нашего соеди-
нения, о наших героях. Таких произведе-
ний у нае создано около трех десятков.
Тут и песни. для хора и сольного исполне-
ния. ‘и стихотворения и частушки.

Частушки пользуются особенной попу-
лярностью. Их любят и многократно «бис-
сируют>: в них отражены основные эта-
пы пути нашего соединения, упоминают
ся всем известные населенные пункты, из
которых мы вышибали Ффрицев.

Работа ансамбля не ограничивается кон-
пертами. Часто ансамбль разбивается на
мелкие труппы и расходится по подраз-
делениям, организуя там, в часы досуга,
разучивание новых строевых песен, по-
могая ротной красноармейской  самодея-
тельности. г

Недавно наш художественный арсенал
пополнился еще духовым оркестром. На-

_кануне вручения нам твардейского знаме-

ни шефы-ярославцы привезли в подарок
клубу 15 духовых инструментов. Уже на
другой день были собраны люди, и ор-
кестр начал играть.

Вручают ли ордена героям, собирает-
ся ли боевой актив или бойцы отдают
последний долт погабшим товарищам, ни

Gino событие не проходит без наше-
то участия.
Работа’ клуба неоднократно отмечалась

командованием, Многим участникам аы-
самбля была об`явлена благодарность, вы-
даны награды. Это внимание и система-
тическая помощь, дают нам возможность
творчески расти и улучшать художествен-
ное обслуживание бойцов.

Действующая армия.

«Окопная живая газета»

В частях Северо-Западного фронта боль-
ой популярностью пользуются «окопные
живые тазеты». «Окопная живая газета»
— небольшой коллектив, состоящий из
5—3 человек. Они переползают  по-пла-
стунски из одного блиндажа в другой,
РоЛОЧа за с0бой скромный реквизит и
непременный баян.

Программы «живых тТазет» разнообраз-
ны: здесь и литературный монтаж, и пе-
‘ние, и пляска, и скетч. В значительной
части репертуар строится на злободнев-
ном местном материале и посвящен те-
мам, актуальным для епределенното уча-
стка фронта. t

Ge

Рузинов испол-

Кадр из Союзкиножурналь

посвященные отдельным смельчакам, про-
славивиим свой полк боевым подвигом
или геройски потибщим в боях с вратами.
Популярная песня на мотив «В бой,
за родину» создана в честь знаменитого
снайпера Максима Брыксина (новый
текст А. Хазана). Тротательная песенка
«Наш капитан», родившаяся в одной из
частей Карельского фронта (слова стар-
шего политрука В. Заводчикова, музыка
П. Полудницына), повествует о безгранич-
ной преданности бойцов любимому коман-
диру, вернувшемуся после ранения в род:
ную часть. В песне «Тринадцать» Г. Тю-
ваева (музыка старшего политрука
А. Олейника) дана картина гибели грунп-
пы бойцов из М-ской части: ценою
жизни тринадцать героев не пропуетили
на обороняемый рубеж взвод озверелых
белофиннов-автоматчиков.

Еще одно качество отличает тексты:
слушая их, вы ясно ошущаете, что автор
сам пережил pucyemoe событие. Если
фронтовики создают песню, paccun-
танную Ha бойцов какого-либо рода opy-
жия, то в ней наверняка проявится дос-
кональное знание материала. Картинно
изобразил ход современного боя воентех-
ник П. Горев в своей «Кавалерийской
песне». В «Артиллерийской песне» ураль-
ца Д. Симонова наряду < волнующим
сюжетом (раненый наводчик не покинул
своего поста в торячую минуту боя) есть
подлинная эрудиния артиллериста:

Тридпать ноль поставил он на
угломере,
Довернул правее, глядя в окуляр...
фаптистов дальность на-глазок
< измерил,
Сняв чеку, взрыватель вывел на удар...
Среди просмотренных вещей преобла-
дает тот хорошо знакомый нам тии ма-
жорных маршеобразных несен, который до
войны пгироко культивировалея бр. По-
красс, отчасти Блантером, Дунаевским.
Но в отдельных песнях можно заметить
и какие-те новые стилистические устрем-
ления. Есть тенденция сильнее выразить
в мелодии русский или украинский на-
циональный колорит. Так, уноминавшая-
ся уже «Песня ставропольских партизан»
старшего политрука И. Красова кажется
живым отзвуком старого задущевного на-
нева украинского лирника. В «Артилле-
рийской походной» Г. Гольдберга благо-
родная былинная ширь запева сопостав-
ляется © активно звучащим припевом в

Окутанная хлольями
Огромная передо мной встает

*
Красноармеец Н. СИЛАЕВ

Сталин

Суровою войной нам не дано покоя,
Но в памяти живет родимый уголок:
Я вижу утро светлое такое,

Над мирной крышей стелется дымок.
Кругом прозрачные синеют дали,
Знакомый сквер весь в клумбах и
А посреди на черном ‘пьедестале
Фигура Сталина:
Откинута пола простой шинели,
Заботы полон, смело он идет у
К своей мечте, к своей великой цели,
И взор спокойно устремлен вперед.

И этот шаг в мевя вливает бодрость.
Залягу с автоматом на снегу,

цветах,

армейский твердый шаг,

Пойду ли в б0й, — я вижу этот образ,

Его в луше, как песню, берегу.

И в дни войны, в дыму, в огне шрапнеля,
метели,

Фигура Сталина в простой шинели,

Уверенно идущего вперед.
{Красноармейская газета

«За родину»).

И. МИШЕНКОВ
ый

Старий политрук

КОНЦЕРТ В ХАТЕ .

Суровая тизм’ана просторной избы вы“.
Бот тревожный вопрос: где хозяин, Зал
ботливый. и трудолюбивый? Кло заврепит
покачнувшийся столб у ворот? Кто зато-
пит давно остывшую печь?

В трагической пустоте деревни, ха-.
жется, все кричит: «Убей немца:>.

Бойцы идут к дому © тесовой крышей.

Они осторожно шагают по сврипучему
крыльцу. Слой давней пыли покрыл сте-
ны, пол, лавки. На окнах, как скелеты,

цветы. Через

астопырились засохшие
poe стекло метнулся одичавший кот
и скрылся в крапиве. ;

Дон пробуждается. Бойцы с автомата-
ми, с карабинами, с гранатами за поясом
заполняют его. Расторопные взбираются
на холодную печь, на хрупкие перекла-
дины кровати. Опоздавшие рассаживаются
на полу. Сюда пришли люди из окопов,
На их сапогах засохла красная глина.

Сурово время войны. Но ничто не мо
жет отнять у русского человека любовь 5,
песне. о

Молодая, энергичная девушка выступа
ет в роли концертмейстера, исполнителя =

и конферансье на «вечере самодеятельно=

сти». Ласковая и стротая Шура Полторад-
кая. В вешнее половодье, по пояс провая
ливаясь в воду, она, нод разрывами мин,
вытаскивала раненых. В июльскую жару
опа облегчала страдания истекающих кро-
вью бойцов. За что ‘бы она ни взялась,
все у нее получается ловко, ладно, как у
человека, всю жизнь делавитего только этэ
дело. Здесь, на вечере, она читает письз
мо русской девушки, уведенной зв рабство.
А зрители все прибывают. Вот только
что прибывшая в часть группа узбеков.
Черноволосые, подвижные, они пришли нй
фронт, чтобы на смоленской земле защи-
тать родной Узбекистан, всю. советскую,
родину. >
`Мололой боеп сочным тенором поет CO+
ветские боевые песни. Поэт-санитар чиз
тает. свои стихи. Наивные по форме, но
проникновенные и искренние по содержа
нию, они вызывают восторг. se
В круг выходит боец-волжажин. Простые,
немудреные народные несни уносят слу-
шателя в мир русской деревни. Песнь
несется на поля Смоленщины. И кажется,
она затлуптила взрыв мины, только чте
упавшей в крапиву на отороде.
Шура уже вышла об’явить 06 окончая
нии концерта. Но вдруг выходит на ce
редину высокий боец. Он заявляет, чта
есть еще желающие петь и  танцовать:
Выступают узбеки. Высокие, звенятщие таз
лоса их ввучат здесь совсем необычно.
Горьковские, калужские, казанские, 684

кинские, тапткентские люди впервые
встретились в этой избе. И отсюда у них
один путь — на запад,

Я слушал концерты в Москве, в Jie
нинграде, в Доме союзов и в Консервато _
рии. Но никотда еще так не действовал&
на меня музыка. Здесь творческую силу

таланта исполнителя дополняет сила
фронтовой дружбы, сила ненависти в
врагу.

Тинеина. Оличавший пестрый кот прово*
жает людей. Он пришел на звук песни #
теперь сидит в разбитом окне и, кажется;
ждет хозяина. .

Западный_ фронт.

—— 4

духе народных хоров из  корсаковской
«Снегурочки». Взыскательный вкус, тар
моническое чутье, верное чувство мате
Prana обнаружил красноармеец Дм. Хол-
лер, участник одного из’ фронтовых ан“
самблей песни и пляски. Две его песни
— «Клятва» на слова Уткина и «Танях
(с собственным текстом) удачно воспроивя
водят манеру широкой, неторопливой, го*
родекой русской песни. «Таня», поветст“ .
вующая о подвиге Зои Космодемьянской,
— несомненная” художественная удача. i,

В большом ходу на фронте лирическая’
песня, развивающая традиции преслову=&*.
того «Синего платочка». Это очень те ^ >,
лая, сердечная, во несколько слащавая -
И  старомодная вальсообразная музыкы
Такова «Карточка, вложенная в посылку»;

красноармейцна А. Маркелова (текст
С. Шипачева), очень напоминающая ста
рую городскую песню  «Стежки-дорожя
ки». Таков и «Платок» красноармейца

Б. Игнатьева.

‚ Но рядом с этими наивными и ‘сердече
ными «солдатскими романсами», помогаю
щими скоротать окопный досуг, все чаще
создаются песни активные, мажорные, наз
пористые, воскренаюние песенные тради
ции революционного фольклора. Эти черз 4
ты можно обнаружить и в «Боевой кавач *
лерийской» воентехника Il Горина, я в
«Сибирской» И. Кравцова, и в песнях
старшего политрука А. Олейника, неплохое
владеющего техникой хорового письма.

м

Творчество фронтовых поэтов и компо\“
зиторов заслуживает самого пристальнога
внимания. Было бы полезно, если бы Ry’
этому массовому художественному движе-
нию зорче приглядывались и наши про-
фессиональные мастера песени. Ибо имев-- №
но здесь, на фронте, в несовершенных с084 ’,
ланиях самодеятельных песенников подчаб ь
интуитивно  нащупываются какие-то но
вые черты советского песенного: стиля, :

Тщательно собирать, записываль,

изу а
чать фронтовую песню, публиковать yd
ние ее образцы — задача огромного зна-
чения. Эти пеени — ярчайшее есвидетель=

ство высокой идейной устремленноети и
нвугасимой веры в победу, ‘свойственных
советскому бойцу.- По ним будущие поко-
ления станут судить о том, чем жил; о
чем мечтал и что чувствовал рядовой рус-

ский боец, герой великой отечественной
ВОЙНЫ.