Л. ВИВЬЕН

i = 88 2
Лальний рейс
г „.Парохед «Ворошиловек» подходит к
пристани. Впервые в эти места приехали
артисты одного из старейших театров
страны, впервые в этом нарымском нпо-
селке состоится концерт симфонического
оркестра.

По плану коллектив ленинградского
театра им. Пушкина может пробыть здесь
siHNIS несколько часов. Помещение не в
снлах вместить и десятой части желаю-
цих побывать на концерте театра. Выход

найлен: пароход вилотную пришвартовы-
вается к берегу, где на естественном ам-
фитватре располатается множество зрите-

ней, в том числе пришедиие и приехав-
зние из дальних колхозов. На палубе обо-

рудуется эстрада — подвешиваются бар-
хатные кулисы, устанавливаются прожек-
торы...

В поселке Парабель, rae клубный зал
также оказался слишком мал в сравне-
нии с наплывом зрителей, была ‘построе-
на в течение нескольких часов новая от-
личная эстрада. Театр дал одновременно
два концерта,

Пловучий театр на пути от Новоси-
бирска до Картасока, на север по Оби,
сделал тринадцать остановок.

Артисты работали с большим под‘емом.

Лейтенант Ф. Ниязов.

Рисунок И. ЛУКОМСКОГО из серии
«Бойцы Великой Отечественной войны».

По Советской

Утром — репетиции очередных постано- стране

BOK, вечерами — ‘по два-три концерта. 5
Бывали лни, котда 10. М. Юрьев ВУ ОМСК. С 25 сентября театр им. Вахтанкова
пал по 4 раза в вечер. Героический   приступил к репетициям пьесы А. Корнейчу-
монолог Эгмонта (исполнявиеийся в 60-   ка ке. Роль Горлова играют Алексей Ди-
3 2 кий М. Лержавин, Огнева — А. Абрикосов
провожлении оркестра театра) и сцены   кий и ‘I , :
5 Bee = Мирона, Горлова — H. Бубнов, Колоса —
ИВ Sep Oo «Маскарала» ВА А. Горюнов, Крикуна — Н. Плотников. Поста-
раз звучали у Ю. Юрьева одинаково ©вВе-   новщик спектакля — Р. Симонов, реживеер —

И. Толчанов, художник — В. Рындин:
КАЗАНЬ. Закончился конкуре духовых ор-

RO и сильно.
28 выступлений дал за время поездки

Е кестров Казанского гарнизона. Первое место
наш оркестр, исполнявитий произведения занял оркестр энской части (дирижер — Foie
Чайковското, Рубинштейна, ПИрауса   тенавт М. Дерновой). На заключительном кон-
и др. Репертуар концертов составляли   церте оркестр е больтыим успехом исполнил

тлавным образом отрывки из спектаклей   наряду © другими произведениями клаеснче-

z pete es =i ского репертуара сцену письма из оперы
PERCH Oe Perey yoPs ант (5 «Евгений Онегин» в переложении лейтенанта.
картин), «Фландрия», «Борис Годунов»,   м. Дернового. Профессор Ленииградокой кон-
«Лес»; большое место в программе вы-   серватории композитор М. Юдин, живущий

сейчае в Казани, питет для оркестра новые
произведения, в том чиеле цикл песен о Вол-
ге. Популярноетью пользуется джазовая груп-
та оркестра, в репертуар которой входят ипро-

ступлений заняли современные антифа-
пгистские произведения. В концертах уча-
ствовали лучшие мастера театра.

Зрители, местные партийные и СОВЕТ-  изведения участников красноармейской само-
ские ортанизации TIOBCWAY оказывали деятельноети. 2
ла- КИЗЕЛ. В г Кизеле, круппейтшем птахтер-

театру исключительно радушный и
сковый прием. Приняв культурное шеф-
ство над Нарымеким окрутом, театр вы-
делил одного из ведущих артистов, В. В:
Меркурьева. для художественного руковод-
ства окружным театром в г. Колпантево.

Свой второй сезон в Новосибирске те-
атр открыл, как и сезон пропглого года,
историко-патриотическим спектаклем «Су-
воров». Снектакль был сыгран новым, мо-
лодым составом исполнителей (Суворов—

ском районе Молотовской области, будет ра-
ботать воестанавливаемый Молотовеким отле-
лом искуеств областной театр оперы и балета.
СЕМИПАЛАТИНСК. В Семипалатинске  от-
крыл зимний сезон Киевекий театр им. Ppan=
ко. В репертуаре: «Фронт», «Русские люди»,
«Много пгума, из ничего», «Талан » Старидкого.
Коллектив артистов провел белыную работу.
среди колхозников, во время уборки урожая:
дано свыше ста концертов и енектаклей, ко-
торые посетили тридцать тысяч зрителей.
УЛАН-УДЭ. Государственный Бурят-Мон-
тольский музыкально-драматический театр го-

А_ А Ян, Павел — А. Ф. Борисов, Фо-  товит к 25-летию Октября _ премверу новой
тель — Г. И. Соловьев и mp.). А в Te 3HH, патриотической музыкальной драмы H. Бол-
; Ee дано «Рыбаки Байкала» в постановке народ-

котла тватр показывал «Суворова» в Ново-
сибирске, первые исполнители этого
спектакля. во главе с народным артистом
РСФСР К. В. Скоробогатовым, играли
спены из «Суворова» за несколько тысяч
километров. перед бойцами Северо-Запал-
ного фронта.

Тде бы мы ни находились, в тылу или
на фронте; наше стремление одно: от-
дать все силы, знания, искусство делу
зашиты родины, воспитанию любви к
отечеству и ненавистн к. врагу. Этой свя-

ного артиста УССР А. Крамова. В репертуре
театра вовые пьесы: Н. Болдано «Вимбасу» —
о героях тыла в дни войны, «бын народа»
Г. Пыденжапова на историко-революцион-
ную тему, балет «Счастье» (либретто ТПадаева
и Арсеньева), «Овечий источник» Лопе де-Ве-
га. Театр возобновляет также оперу «Энхе —
Булат-Батор» М. Фролова и музыкальную дра-
му «Счастье» Маляревекого.

SSS
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН
В БАКУ

шенной задаче подчинены и нанти. но-

и. работы — октябрьские спектакли: BAY. (Or Hau. Kopp). В ковом сезоне
«Петр Креюмов», «Фронт» и «Русские теалры Баку покажут ряд больших пат-

ди», риотических спектаклей.
Азербайджанский театр русской драмы
открыл сезон сиектаклем «Фельдмаршал
ГАСТРОЛИ мосновекого Кутузов». Закончена работа над пьесой
ТЕАТРА САТИРЫ «Русские люди». В числе ближайших
премьер — пьеса азербайджанского дра-
В течение последнего тода Московский   матурга Сабит Рахмана «Счастливцы». К

25-й годовщине Октября театр ставит
пьесу А. Корнейчука «Фронт».
Азербайджанский драматический театр
им. Азизбекова открывает сезон новой
neecoi Мирзы Ибратимова, «Мэхеббет» на
темы отечественной войны. Готовятея к
псстановке: «Тавриз туманный» М. Орду-
бады и «Инженер Сергеев» В. Рокк. Бу-
дет показана также пьеса «Бабек» Осма-
на Саривелли — о народном герое, борце
за независимость срелневекового  Азербай-
джана, полководце Бабеке.

Театр оперы и балета им. Ахундова по-
кажет в обновленной постановке геронче-
скую оперу Уз. Гаджибекова «Кер-оглы»,

театр сатиры выстунал в городах Сибири
и Лальнего Востока. Театр побывал в Ир-
кутске, Владивостоке. Хабаровске, Комсо-
мольске-на-Амуре. Коллектив театра об-
служивал части РЕКА и моряков Тихо-
океанского флота, выступал на’ отдален-
ных потраничных заставах.

За время пребывания на Дальнем Во-
стоке театр дал 180 снектаклей, 207 плат-
ных и 82 шефских концерта Помимо
прежнего репертуара, были показаны но-
вые постановки «Дым отечества» и
«Надежда Дурова» (режиссер — 9. Крас-
нянский).

10 октября,

сказал нашему со-

труднику приехавший в Москву засл.  в также оперы «Ашиг-Гариб» Уз. Гаджи-
артист РСФСР В. Хенкин, — новой по-  бекова, «Борис Годунов» Мусоргского и
становкой комедии А. Островского «Же-  другие. Композиторы Гаджиев и Караев
нитьба Белугина> театр закончил СВОЯ   заканчивают для театра оперу «Ветен»
спектакли в Чите. Зимний сезон Москов-   («Родина»). : :

ский = сатиры pene в Магнито- Театр армянской драмы открыл сезон
тореке. лижайшие аботы театра — _ Е И :
ик В. ета B Е пьесой «Алмас Дл. Джабарлы. В  pe-

пертуаре -= пьеса «Фрик» поэта  Гатула
Гурьяна, «Олеко Дундич» Каца и Рже-
шевского. В театре юного зрителя идут
«Дом на холме» Каверина, «Ветен» Абду-
ла Шаика и другие.

Драматурги Азербайджана пишут для
бакинских театров новые пьесы,  носвя-
щенные войне советского народа против
титлеровских захватчиков.

А. Плотникова, «Двенадцатая ночь» Шекс-
пира в постановке И. Шлепянова (глав-
ные роли будут играть: Мальволио —
В. Хенкин. сэра Тоби— В. Ленко, шута
— А. Плотников, Виолы — Н. Слонова).
Вслед за этим театр покажет комедию
М. Слободекото «Новые похождения сол-
дата Швейка».

Работа кикопредприятий

в третьем квартале

На последнем заседании Комитета по
делам кинематографии обсуждались ито-
ги работы кинопредприятий и студий в
сентябре и 3-м квартале 1942 года,

Ероме предприятий, указанных в по-
становлении ВЦСИНС и Бомитета но  де-
лам кинематографии, отмечена хорошая
работа мастерской «МКИП», киностудии
Месфильм, Фабрикн Ффотонечати Госкино-
издата, копировального цеха фабрики
№ 8. Свердловской студии кинохроники,
трупн кинохроники  Воронежекоо и
Сталинградского фронта, семочной груп-
пы учебно-технического фильма «Система
медобслуживания». .

Совершенно неудовлетворительной при-
знана работа в сентябре фабрики № 8,
не выполнившей заданного плана работ
то пленке. He выполнили  сентябрь-
ской программы по производетву  запас-
ных частей к проекционной аппаратуре
Ярославская и Саратовская мастерекие.

Комнтет отметил неудовлетворительную
работу ряда етудий по выполнению то-
зарного выпуска полнометражных кар-
тин. Так, Центральная об’единенная сту-
лия в Алма-Ате из предусмотренных
планом четырех полнометражных картин
и двух киносборников фактически сдала
только один фильм — «Парень из налего
торода». Киевекая студия сдала две пол-
нометражных картины © большим запо-
зланием. Ташкентская студия вместо
лрух выпустила только одну картину —
«Узбекский  киноконцерт».  Сталинабад-
ская студия проерочила сдачу всех на-
меченных к вынуску в 3-м квартале кар-
тия. Центральная студия кинохроники не
слала в установленный срок полномет-
ражного фильма «День войны» H CopBa-
ла выпуск в 3-м квартале картины «На
линии отня». Студии техфильма вместо
33 картин вынустили только 19.

aso mints

528219.

«ГВАРДИЯ ВЫСОТ»

Гослитиздат выпустил в Свердловске
сборник стихов А. Прокофьева и В. Сая-
нова «Гвардия высот», посвященный бес-
страшным летчикам Ленинградского фрон-
та и их боевым подвигам. Книга иллю-
стрирована рисунками художника А. Яр-

Кравченко.

Тонорар за эту книгу внесен авторами

в фонд постройки танковой колонны «Ра-

ботник печати».

Л. НИКУЛИН

Лейтенант Борис Шумекий до призыва
в армию был артистом театра. Его призва-
ли как , командира затаеа в первый же
день войны. ae

Почти пятнадцать месяцев он носил во-
енную форму. Вместе со. своим полком он
прошел тяжкий путь, путь скорби и сла-
вы от западной границы до Волги. Судьба
его берегла, я он впервые был ранен через
тринадцать. месяцев после своего первого
боя и при особенных обстоятельствах.

Нет ничего более грустного, чем уличные
бои в знакомом городе, тем более в горо-
де, который стал тебе родным. Борис
Шумекий три зимних сезона. играл здесь
в драматическом театре; улицы, дома, лю-
ди этото города были. ему знакомы и
близки. Здесь он приобрел некоторую нз-
вестность, здесь, в театре; ему дали первую
большую роль. Это была роль в пьесе сов-
ременного русского поэта, он играл в ней
летчика и впервые прочел свое имя в ле-
стной газетной статье.

Больной, полуразруттенный дом, выхо-
дящий окнами на запад, был хорошо зна-
ком Шумскому. Здесь он жил два года.
Из-за укрытия он видел и комнату, гле
жил, вернее, он видел лве стены с выго-
ревшими знакомыми обоями и чудом со-
хранивииемся зеркалом у стены. Два эта-
жа и подвал дома вапимали напти, в верх-

scununntynnevavvesdesenvensavepveeevannenssxosneexUUpeEUYxOUACUSESUPYURORUNNEVANESUDUNOSENERADSEOESOECECUSEEONENNERYERSESSNNULENUSERDNSUGNSAAUNY NUN NORYSENEAEEYSEEHSSEVDE?EY

ЛитЕРАТУРА И ИСКУССТВО

ети ами тан тат ооо

EX NUBUR SNES EN VUT ES YOY INTRIP ES

«Песню, — rosoput Утесов, — можно
петь голосом, но можно петь и сердцем.
Без голоса обойтись еще можно. Без серд-
ца — никак. Даже самый превосходный
голос не способен восполнить отсутствие
сердца». Слушая Утесова, мы ощущаем в
нем не только одаренного актера, но чело-
века, одинаково с нами чуветвующего, ра-
дующегося нашим радостям, болеющего
нашими печалями.

У. Утесова и ето товарищей  неистощи-
мый запас юмора. ИГутка, остроумие, Be-
селье — они во всем; в анекдотах, кото-
рыми Утесов пересыпает свой конферанс,
в проделках. уморительно-сменгного Самот-
зикова, в режиссерских вылумках и остро-
умных пародиях, в неожиданных тексто-
вых смещениях и столь же неолуиданных
смещениях музыкальных, наконец, в вир-
туозном обытрыважии инструментов.

Публика от дупги хохочет, глядя на тан-
цующую бутафорскую лощадь в сцене с
извозчиком; она заразительно. смеется,
когда в песенке «Гадам нет пощады», в
TCM месте, где поется, как знаменитые со-

ветские «Катюши» расстреляли  фатииот-
ских десантников, вдруг неожиданно в
оркестр врывается мотив из «Катюши»

Блантера; она аплодирует, когда в «Сла-
вянской фантазии» Утесов, а сним и все
участники джаза поют популярную бело-
русскую песню «Будьте здоровы» с новы-
ми словами:

Бойцам пожелаем

Как слелует биться,

Чтоб каждый убил

Хоть по дюжине фрицев.

А если кто больше

Фапгистов затубит,

Никто’ с вас не спросит,

Никто. не осудит. :

Весельчак и шутник, Утесов умеет быть
серъезным и душевно-сосредоточенным. В
такие минуты ето. голос звучит по-обобен-
ному тепло. BE

’ Темной ночью, только пули свистят
+. 2. по степи,

Только ветер идет ›в проводах,
тускло звезды мерцают...

Артист владеет «секретом» не только
сменигть, но и вызывать больптие, сильные
чувства. Достаточно послушать, как ис-.
полняет он песенку о Мишке-одессите;

Лучше всяких слов и ‘критических оце-
нок 06 этом товорит письмо ‘твардейца-
минера Бендерского. Вот выдержки из это:
ге письма: .

‹... Вы вчера исполняли песню «Одессит
Мишка». Не знаю, кто эту песню сочинил
и где он взял материал лля нее, но’ знаю,
что это песня про меня, ибо я последним
ушел из Одессы. Я оставил там мать. Я
оставил там свою любовь. Я оставил все,
что мне было дорото в моей жизни. И вот,
когда я услышал вазни слова, у меня за-
горелись глаза. У меня потекли слезы, я
не в силах был удержать их. Мнотие зри-
тели смотрели на меня с ‘удивлением.
„. Прошу вас выслать мне эту песню, и с
этой песней я буду еше, больше тадов
бить, чем бил до сих пор. Буду метить за
напгу красавицу Одессу...>.

Письмо говорит само за себя. Олнако

своим успехом песня обязана  нс-
ключительно Утесову;, как исполнителю.

Музыкальное содержание песни “автов —
Валовац) незначительно. Это смесь интона-
ций, прочно осевигих в эстрадной комно-
зиторской практике. Ту же самую «Песен-

Вернувшийся из. поездки на Калинин-
ский фронт коллектив Московского театра

эстрады и миниатюр начал ренетиции но-
вой программы, которая будет показана

2 ноября —в день открытия сезона.

Программа начинается -театрализован-
ным прологом, посвященным Москве и мо-
сквичам. Затем будут показаны: комедия
Л. Ленча «Мимолетное видение», обозре-
ние И, Финка и М. Червинского «Уголок

x

‘@. СПИРИДОНОВ Леонид О

тяна, в евоем роде исключительных вир-

„ские темы (народные и заимствованные

‘BEIKIL K затадноевропейским фильмам—1о-

ку о Мишке» с друтой, может быть, еще
худшей музыкой уже исполняли на эстра-
де. Ничего путного из этого не получи-
лось: несоответствие музыки тексту рож-
дало ощущение неловкости и фальши. У
Утесова же это один из наиболее  силь-

ных номеров программы. 0б Утесове мож-

но сказать, что он часто творит новерх
музыки. Своим исполнением он оботашает
музыкальное содержание песни, делает
ее более значительной.

Пееня Жарковского о партизане Морозко
—` обычная куплетная песня, каких суще-
ствует множество; В исполненни Утесова
она обретает значительность и смысл, де-
лающие ее животрепещущей песней намей
сетоднятнёй борьбы: ’

Те той пули не зробили,
Чтобы нас убили,

Надо слышать, как произносит (именно
произносит, а не поет) эти заключитель-
пые слова песни Утесов, чтобы  почув-
ствовать всю остроту их. сетоднянтнето зву-
залия, ;

Значит ли это, однако, что вопросы ка-
чества исполняемой музыки тем самым
снимаются для. Утесова? Оценивая чисто
музыкальные достоинства и недостатки
новой программы Утесова, нельзя не ука-
зать на некоторую однотинность и стили-
стическую  отраниченность, a порой, и
просто недоброкачественность иеполняемо-
то им песенного материала. Это относится
прежде всегочк песням, которые поет мо-
лодая певица Харитонова. Так, «ПЦветоч-
‘нина Анюта» — плохая песня с явным
налетом цытанщины. Музыкально  6ессо-
лержательна и песенка «Гадам нет поща-
ды», которую поет Утесов (эту песню сла-
cae? лишь остроумный трюк с бламте-
роской «Катющей»). Именно. потому, что
Утесов талантлив, что коллектив. его об-
лалает широкими художественными во3-
можностями, необходимо, чтобы концерт-
ный репертуар джаза пополиилея Tyo
ттими образцами песен наших дней, -что-
бы Утесов и е0 коллектив стали носи-
телями не только высокой исполнитель-
ской культуры, но и культуры творче-
ской. 2

Джаз Утесова — удачно полобранный
ий сыгранный ‘ансамбль. Достаточно — Ha-
зваль ‘трубача Ветрова, кларнетиста Мун-

ту080в, обладающих редкостным дыхани-
ем, замечательно красивым. ‘тембром и
блестящей техникой. Очень одаренными
музыкантами кажутся и другие артисты
оркестра, в частности, авторы двух орке-
стровых транскрипций джаз-фантазий ак-
кордеонист Островский и пианист Вало-
Ball. аа

Две их фантазии — одна на славяин-
из произведений славяиских композито-
ров-классиков) и: друтая- — «Фильмиада»
— на темы популярных мелодий из му-

зволяют превосходному оркестру в пол-
зой мере продемоистрировать свои вирту-
озные возможности. Едва ли не самой при-
мечательной чертой исполнительского сти-
ля джаза Утесова является сочетание
строжайнтей ансамблевой дисциплины, вы-
сокоразвитого чувства коллективного ис-
полнения с полнейнтей свободой артисти-
ческого. выявления каждого музыканта
оркестра.

Гастроли Утесова прошли с отромным

‘успехом, И он вполне заслужил ето.

ОТКРЫТИЕ ТЕАТРА ЭСТРАДЫ И МИНИАТЮР

Москвы», сценка К. Линскерова «В сто-
ловой», фельетон Демьяна Бедного, куп-
леты В. Дыховичного и др. z

В программе, об’единенной интермедия-
мин театрализованным конферанеом, за-
няты М. Миронова, Р. Зеленая, JI. Домо-
тацкая, Н. Ушкова, Б. Бельский, Д. Да-
нильский, А. Менакер, Р. Юрьев, Н. Тод-
дес и др. Постановщик — главный pe-
muccep театра А. Лобанов. Режиссеры —
А. Менакер и Н. Тоддес,

*

Летчики гвардейской эскадрильи читают сводку.

ин СЦЕНА И ЖИЗНЬ

них этажах еще держались немцы. Этот
дом был котда-то актерским общежитием,
и через два квартала от него находился
театр —огромное здание; к которому никот-
да без волнения не мог подходить Шум:
ский. Тридцать шесть часов жестоких
уличных схваток понадобились для того,
чтобы пройти по улице 200 метров, отде-
лявших общежитие актеров от театраль-
ного здания.

То, что называлось улицей, давно пере-
стало существовать. Развалины верхних
этажей засыпали мостовую и тротуары.
Дым ел глаза, удушливый трупный ва-
пах из-под развалин, запах гари вызывал
тотиноту. Тридцать шесть часов Шум-
скл, не выпуская из рук автомата, про-
бивался вместе со своей ротой к зданию
театра. Это было капитальное здание с
метровыми стенами, удобно расположен-
ное для обороны. Из окон верхнего фойе
можно было обстреливать три улицы и
площадь. Немцы упорно держалиеь за это
злание, хотя здесь было‘ и уязвимое мес-
то. Из расположенного наискосок дома
били нанги ‘минометы, и пушка спрятан-
ного во дворе; засынанного щебнем, зава-
ленного кирпичем талка била по фасаду
театра.

Ночью шел теплый дождь. Истарения,
омептаятые с дымом, созлали как бы за-

весу, под ее покровом бойцы пересекли
улицу и добралиеь до пролома в стене
театра.

Шумекий отлично знал все ходы и вы-

Адрес редавции:

Москва, Спиридоновка, 2. Телефон К 4-76-03.

Рисунок Н. ПАВЛОВА (Ленинград).

хеды в здании театра и помог бойцам
проникнуть через артистический вход за
кулисы.

Сцена выгорела и напоминала обуглен-
ный ангар. Обрушившиеся железные стро-
нала повисли над подмостками металли-
ческим кружевом. Над головой было об-
лачное небо с колеблющимся заревом. И,
стоя у рампы, на полусгоревигих, завален-
ных железом и кирпичом подмоетках,
Шумекий вдруг вепомнил, как полтора го-
ла назад он стоял здесь же, освещенный
отнями рампы, в мундире руеского гвар-
дейца 1812 года. Актер, игравший тенерала
Багратиона, co знаменем и шнатой в руке,
вел актеров в атаку на наполеоновских
гренадеров, тоже актеров. Грохотал бута-
{ферекий пушечный тром и трещотки имн-
тировали пушечную пальбу. Это было пер-

вое представление пьесы «Фельдмариал
о

Кутузов», и сцена изображала  Бородин-
ское поле. x

Шумскому показалось, что он бредит.
То, что происходило полтора года назад
на сцене, было действительностью. Но что
же, в таком случае, он видит сейчас? И
он ли это, Шумский, етоит с автоматом на
этой сцене и ведет настоящий отонь про-
тив настоящего врага? Да, все это проис-
ходит в жизни и он, в стальной каске,
с автоматическим оружием в руках, уча-
стник великой отечественной войны своего
народа, войны 1941—1942 года.

Со страшным грохотом разорвалаеь
связка гранат в театральном зале, тело
немца-пулеметчика унало откуда-то из ло-

жи ‹бельэтажа вниз, в партер. Лающие

` Вечер литературы и Музыки
Советской Прибалтики

Завтрь в концертном зале им. Чайков»
ского состоится большюй вечер литерату»
ры и музыки народов Советской Прибале
тики. После вступительного слова И. Ва-
реса (Барбаруса) на вечере выступят лат»
вийскяе, литовские и эстонские писатели:
Л. Гира. А. Григулие, А. Упитс, Я. Kap-
пер, _Э. Межелайтис, Я. Судрабкалне, К. Кор-
сакас, М. Рауд, А. Венцлова, А. Купше,
И. Семпер, В. Луке, 9. Хийр, IL Цвирка.
Председательствует на вечере А, Фадеев.

В концерте примут участие артиеты
А. Сташкевичуте; 9. Пакуль Р. Бер-

зиньш, А. Заходник, Р. Мариошус.

СОВЕТСКИЙ ТЕАТР
ЗА 25 ЛЕТ

В конце. октября состоится научно-твор=
ческая сессия Комитета по делам ис“
кусств при СНК СССР, Управления _ по
делам _ искусств при СНК РОФСР и Все
российского театрального общества, посвя-
щенная теме «Советокий театр за 25
лет».

На сессии будут заслушаны доклады
<Советекая. театральная культура и звели-
кая отечественная война», «Основные тен-
денции советской драматургии», «Русская
классика на советской сцене», «Искусство
советского актера», «Пути советского бале-
таз. «Национальные театры Coperckore
Союза», «Мастера советской драматургии»,
«Театр на фронте» и др.

‹Во время сессии организуются. творче-
ские вечера ведущих мастеров советското
театра.

Майор А. Мамиконьян.

Рисунок HW. ПЛУКОМСКОГО - из серии
«Бойцы Великой Отечественной войны»,

Московская
хроника

+* B Московском театре драмы репетиции
пьесы «Фронт» перенесены на ецену. Гене-
ральная репетиция сотоитея в конце месяил.

Творческий рапорт Сергея Балатова
«Мои поездки на Фронт» состоится 19 октаб-
ря в Доме актера.

*\ Репетиции новой сперетты «Девушка из
Барсезонь» Б. Александрова (по либретто
И. Назарова и А. Софронова) заканчиваются.
в Филиале Московекого театра оперетты. Ilo-
становка Г. Ярона оформление худож-
ипков В. Яковлева и Б. Мешкова.

* Пикл публичных лекций но истории рус-
ского зодчества открылея в Московском доме
архитектора лекцией проф. С. Торопова «Ан-
самбли древних русеких городов».

3 Генерал-майор А. Игнатьев прочитал на.
заседании Военной комиссии Союза писате-
лей отрывки из новой, четвертой, книги ме
мтаров «50 лет в строю».

хх Новая симфоническая сюита д. Нтюстако-
вича на тему о Ленииграде войлет в ближай-
ттую программу ансамоля пеени и плязки.
HEBIL iy
* Kennept Д. Ойстраха cocrontes 18 октября
в Большом зале Консерватории. В программе—
произвелелия русских. композиторов _ Та-
неева, Чайковского, Рахманинова, Сгкрябина.

НА ЭКРАНЕ—
ОБЕМНЫЕ ФИЛЬМЫ

Комитет по делам кинематографии при

СНК СССР решил возобновить демонетра-
цию стереоскопических фильмов в кино».
театре «Москва». од руководетвом изо-=
бретателя стереокино лауреата  Сталин-
ской премии С. Иванова производится из-
ресборудование стереоэкрана и проекци-
онной аппаратуры. Эта работа будет за-
кончена к 1 декабря.
_ Режиссеру А. Андриевокому и операто-
ру Д. Суренскому поручено составить
план с‘емок новой программы для стерео-
кинотеатра «Москва». Проверяется воз-
можность приспособления автоматической
камеры «Аймо» для стереос’емок, что поз-
вслит производить стереосконические с’ем-
ки в условиях фронта.

При Научно-исследовательском кинофо-
тоинституте создается группа по дальней-
тему совершенствованию  стереоскопиче-
ской кинематографии. В Центральной сту-
Постановиик — художественный Фуково- дии кинохроники восстанавливается  тех-
дитель театра И. Берсенев, оформление   ническая база производства цветных филь-
художника В. Козлинского. Роль Горлова   мов: устанавливаются копировальная, ви-
сенорые О: Мираниою - Осбева — В 3 ЗАТ И ОН За рю
ловьёв, Колоса — И. Прокофьев, Мирона BY Ereg = OMG ee ye
‘ , т ; : ; В ноябре начнутся ©емки короткомет-
— И. Берсенев, Сергея — В. Блажевич,   ражной документальной цветной карти-
Урипуна — А. Вовен, Гайдара — Ф. За-  ны, сценарный план которой сейчас раз-
славский, Маруси — Н. Кутасина. рабатываетея. К этому же времени нач-

На нремьере присутствовали руководи-

нется печатание новото тиража цветной
тели партии и правительства — Узбекской

картины «Копек-Горбунок».
ССР, командиры и бойцы Красной Армии
и представители общественности. Спек-
такль пронел с большим успехом.

Премьера пьесы «Фронт»
в Самарканде

Московский театр им. Ленинского ком-
сомола показал в Самарканде 11 октября
премьеру пьесы А. Корнейчука «Фронт».

Украинский и белорусский
литературные сборники

«Гневное слово» — так назван сборник
украинской литературы о великой отече-
ственной войне, выпускаемый Гослитизда-
том. В. сборник включены произведения
писателей М. Бажана, А. Корнейчука,
М. Рыльского, Ю. Яновокого, П. Тычины,
П. Панча, Ивана Ле, С. Скляренко, Л. Пер-
рсмайского, С. Голованивского и др.

1812 гоца» — Стихи, рассказы и публицистические
э   произведения, включенные в сборник, да-
ны частично в переводах самих авторов,
частично в переводах П. Антокольского,
А; Твардовского, В. Казина, Н. Ушакова,
Б. Турганова, В. Дынник, М. Алигер и др.

Гослитиздат выпускает” также сборнив

НОВЫЕ КНИГИ

%ж «Живая Литва» — называется ©бор-
ник стихов литовских поэтов, выпускае-
‘мый Государственным издательством Jla-
тевокой ССР. Авторы сборника— Л. Ги-
pa, С. Нерие, А. Венцлова, К. Корсаках,
Э. Межелайтие, И. Шимкуе.

К «Отечественная война
сборник стихотворений русских поэтов
событиях 1812 тода выпущен Детгизом. В
сборник, составленный И. Халтуриным,
включены произведения Пушкина, Лер-
ментова, Дениса Давыдова, Рылеева, Жу-
ксрекого; Майкова, Никитина, Полонского

ин лругих Иллюстрации — А. Ермолаева. ее г м: о великой. оте-
ествен B Sg : :

* «Десантники» — повесть батальон-  русь es es fh советскую Бела
ного комиссара Н. Старостина  издана \ Динькова «Л : eae Статьей
Гослитиздатом. Автор рассказывает о ге-  итература ненависти и

гнева».

В сборнике напечатаны произведения
Янки Купалы, Якуба Коласа, М. Лынько-
ва, П. Бровка и П. Панченко в перевэ-
дах М. Голоднохо, С. Городецкого, Н. Уша-
кова, 0. Колычева, М. Зевкевича и др.

роической борьбе лесантников, действую-
щих в тылу врага.

%* «Библиотека «Огонек» пополнилась
рядом новых книжек. Вышли из печати
стихи В. Гусева, «Песнь о матери» Ондры
Лысоторского в переводе В. Левика, «00-

ловей» — фронтовые рассказы Леонида —_—
Соболева, очерки Ювг- Петрова — «Москва Е °
за нами» и Вл. Беляева — «Ленинград- hk
ские ночи». : x aMati Л. В, Николаева

ЭК «Великий город Ленина» — так Ha- 11 октября 1942 года в гор. Ташкенте
зван литературно-художественный  сбор-

скончалея после тяжелой болезни народ-
ник, изданный Гослитиздатом. него   ный артист РОФСР,
включены лучшие произведения  совет-  градской ордена Ленина Государственной

oor писателей, написанные о МЛенин-  консерваторин Леонид Владимирович Hu-
траде во время великой отечественной   колаев 5

войны. Авторы сборника — Н. Тихонов; Tho
№. Тынянов, Н. Антокольский, К. Чуков-

В профессор Ленин-

лучив музыкальное образование В

ots

ский, Ве. Вишневский, В. Каверин, Д. ПЬ-
стакович и другие,

ж В серии «Массовая библистека» Гос-
литиздата выши первая книжка — рас-
eras Ванды Василевской «Женщина с
винтозкой». Издания библиотечки выпу-
скаются тиражом в 50 тыс. экземпляров.

К «Дмитрий Донской» популярно-
исторический очерк С. Бородина выпу-
щен Гослитиздатом тиражом в 500 тыс.
экземпляров.

—ы LD ALLL,

голоса немцев, хлопанье автоматов, шум
битвы — все это возвещало, что наши ав-
томатчики вели бой в верхнем фойе теат-
ра. Иеступленная ярость охватила вдруг
Шумского — вот дом, где он пережил
столько высоких чуветв, вот стены, освя-
шенные бессмертными стихами Шекспира
и Пушкина, опозоренные, опоганенные
немцами... Он пробежал по знакомому бо-
ковому ходу из кулис по лестнице, веду-
щей в зрительный зал. Часть* лестницы
была взорвана, он пробрался по обвисшим
железным перилам и все-таки проник в
верхнее фойе. В дыму, в пламени горя-
щих снарядных ящиков он увидел трупы
немецких автоматчиков, валяющиеся на
подоколниках и на полу. Сержант Сухо-
вых и боец Трушников стреляли по нем-
цам, ухоливитим в узкий проход на галле-
рею. Шумекий дал по ним длинную оче-
редь, и в это мгновение стена как бы над-
винулась на него и ударила ето в правую
скулу. Он потерял сознание. Через двад-
цать часов его и других раненых в бою
за здание театра вывезли’ из. горящего го-
рода. Там продолжали сражаться за каж-
дую улицу и каждый лом.

Последним видением уличного боя перед
ТНумским встало зарево над театром, над
редным домом, гле он в жизни пережил
то, что уже однажды пережил на сцене.
И, почти теряя сознание от болн, он все-

таки успел спросить у  перевязывающей
его сестры:

— У кото театр?
— У нас, у нас, — ответила сестра.

М. В. Юдина, И. А. Серебряков и др.
С первых же дней существования Ле,

Типография издательства «Московский большевик»,

Московокой консерватории у С. И. Танее-
sa и В. И. Сафонова, Л. В. Николаев se
тридцать с лишним лет своей плодотвор-
ной педагогической деятельности в Ленин-
традекой консерватории создал свою фор-
тепианную школу, воснитав целую плея-
ду превосходных мастеров русского ниа-
низмя. Среди учеников Л. В. Николаева
— Д.Д. Шостакович, В. В. Софроницкий,

нинградекой консерватории, как  совет-
ского музыкального вуза, Л. В. Николаев
возглавлял ее исполнительский факультет
и фортепианную кафедру. В настоящее

время большая часть профессорско-препо-

давательското состава фортепианного фа-
культета Ленинградской консерватория
являются воспитанниками Л. В. Николае“
ва и продолжателями его школы. Sa BEF
дающуюся деятельность в области совет-
ckoro искуества профессор Л. В. Никола
ев- был награжден орденом Трудовогю
Красното Зпамени.

Л. В сочетал свою неустанную работу
не воспитанию кагров пианистов с инте-
рееным композитереким творчеством. Его
скрипичная соната, романсы и фортети-
анные произведения представляют cook
ценный вклад в русскую - музыкальную
литературу.

Смерть Леонида Владимировича Нико“
паева — тяжелая потеря для музыкаль-
ного искусства Советского Союза.

М. Храпченно, А. Солодовников,
Шаповалов’ А. Константинов, х
Владимирский, П. Серебряков,
Александров, А. Гедике, Я. Флиер,
Шебалин, Д. Кабалевсний, Г. Гин-

s6ypr, fi. Ойстрах И. Любимов,

Н. Фишман.

EE ESET SST SRST OE SET TS

Редакционная коллегия: T, 3YEBA,
А. КАПЛЕР, В. КОВАЛЬЧИК, А. СУР-
КОВ, A, COJIONOBHHKOB, A, @A-
ДЕЕВ (ors. редактор).

ai
Б.
А.
В.

Издатель: Госуларственное
зздательство «ИСКУССТВО»

Чистые пруды, 8,

мт

?