¢ =

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕ ДИНЯЙТЕСЬ!

Орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств С м
при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

Ne BI
= of Sen

} ТАК

Soe. ‘BOeHHOM лагере, каким стал
во юз в дни жестоких бов 6
леровскими захватчиками, важное ме-
сто принадлежит Уралу. Недаром за ним
укрепилось прозвище станового хребта на-
шей обороны, Гигантские природные ре-
ae Урала подняты на службу войне.
ое печей освещает  ураль-
и, сталь широкой рекой льбтея

В излоюнины, на сложных станках с03-
м даются детали боевых машин, неумоля-
\, НЫЙ гул орудий стоит на заводских но-
дигонах. В могучем и размеренном ритме
3 бьётся индустриальное сердце страны.

Характеризуя организаторсеую работу
в тылу, товарин Сталин в своем истори-
ческом докладе 6 ноября 1942 г сказал:
«В результате всей этой сложной органи-
заторскей ц строительной работы apeodpa-
зилиеь не только нална страна, но и сами
люди в тылу. Люди стали более подтяну-
тыми, менее расхлябанными, более дисци-
плинированными, научилиеь работать по-
военному, стали сознавать свой долг пе-
ред Родиней н перед её защитниками на
фронте — перед Красной Армией. Рото-
зеев и разгильдяев, лишбиных чувства
гражданского долга, становится в тылу
все меньше и меньше. Организованных и
хисцинлинированных людей, исполненных
чувства гражданского долга, становится
все больше и больше...»

Задача уральской литературы и ис-
кусства—не только правдиво запечатлеть
этот знаменательный процесс, но и уско-
рять еге, помогать укреплению нового,
военного стиля в труле.

Сейчас, когда особенно велико эна-
чение уральского арсенала нашей obopo-
ны, ещё более кипучей стала хуоже-
ственная жизнь Свердловска, Молотова,
Тагила, Челябинска, Магнитогорска. Теат-
ры, кино, концертные залы переполнены.
Ряд стоктаклей в Свердловске дал Мос-
ковский Хуложзственный тезтр, в Челя-
бинске- — Малый театр, в Молотове вы-
ступает. Ленингралекий театр им. Кирова.
Творчески выросли и местные театры, ко-
торые проявляют хороную инициативу В
создании нового сненического репертуара,
Обслуживая части Действующей армия
специазьными бригадами, плодотворно ра-
ботает на Уралз Центральный театр Врае-
АНУ “xpauE, эноказавинй, велела превое=
ходным патристическин спектаклем «Дав-
_ HBIM-TABHO>, интересную постановку пье-
сы «Фронт». В Свердловске создаётся сту-
дия художественных фильмов. i

В будущих летописях отечественной
войны; Нало думать, будет отмечено, что
в ЭБоху жестоких битв и суровых иены-
таний В нашей стране ве только ше ута-
сло художественное творчество, но повею-
ду, Е 8 частности, на Урале — в ти
гантской оружейной мастерской — с не-
бывалой интенсивностью создавались на-
ряду с танками и снарялами новые книги
и спектакли. живопиеные полотна; вели-
чэственные архитектурные проекты, опе-
ры и музыкальные комедии, песни и
, 8 симфонии. ‘ ь ee
Большая и почётная работа ждёт xy-
дожника там, где рождается оружие для
борьбы: тде любой пех завода стал куз-
ницей победы: где, как писал еще Мая-
ковский,

встает...

ломами Свердловска
‚ новый город:
работник
И ВОИН.

Работник и воин — таков сегодня
каждый Город, казвдый завод Урала. Ра-
ботник и воин — каждый из сотен тысяч

. тероев советского военного тыла, который
с гордостью говорит 0 себе — «мы —
уральцы». ибо слово «уралец» стало обо-
значением яростного упорства в труде,
инициативы, готовности отдать весе силы
выполнению заданий фронта.

Урал! Иестаря так повелось, что  060-
бым ночётом были окружены здесь искус-
ные народные мастера —- литейщики,
камнерезы. Мотивами трудовой смётки,

: любви Е мастерству, кстати сказать, про-
    нивнуты полные своеобразного очарования
   ;#-^ народные сказы, собранные и талантливо

ig обработанные Павлом Бажовым... После

(./ Beamkoro Октября жизнь обновленного
AL советского Урала была полна созидатель-

ным трудом, который стал делом славы и

чести и ‘принёс обильные плоды. Но ни=
когда так не пенили на Урале хороптий,
честный труд; никогха с такой самоотвер-
  женностью YPaIbIbI He OTIaBalHCh cBoeil
  работе, Как в час грозной опасности, ког-
  ла немецкие фашистские хищники вторг-

‘лись в пределы любимой родины. Каждый
‘урален знает —0т него, OT результатов

- вго- труда зависит исхол жестоких битв
[Красной Армии с врагом.

Неудивительно, что главная тема ураль-
ских нисателей и художников сегодня —
тема героического труда. Основной герой

engi

Зв

а VA. +

Там, где куют оружие

кусство Урала», преобладают работы
портретного жанра (среди которых выде-
ляются мастерски сделанные углем и ка-
ранданюм рисунки Лембертекого).

Новые творческие задачи
развитию жанра документальной , павести,
Tie писатель воссоздает peasif ae собы-

тяя и Факты. Появляются xg жествен-
‘ные биографии знатных людеК^Урала. К
их числу принадлежит, наприцер, напи-
санная. ВБ. Рябининым книга «Месть

Дмитрия Босого». Нэсмотря на шерохова-
тость формы и небозершенство языка по-
вести, молодому писа“® ю удалось создать
впечатляющий литер ный портрет ра-
бочего-новатора. её

По мере
H  XYIORHHKOB

-„ писателей
знь военного ты-
ла  постэненно EOP в их  творче-
стве вредные тенденйа поверхностного
описательетва. Не ограничиваясь > простым
«запечатлением», мастера» урельского ис-
кусетва хотят активно Вмёшаться в
жизнь и действенно помочь выполне-
нию великой нсторической задачи, кото-
рая выпала на долю Урала сегодня.

Это стремление к действенности вызва-
ло к жизни новые художественные формы,
бъющие в цель «прямой наводкой».

Так родились острые и меткие обозре-
ния на конкретном материале уральских
заводов, сыгранные театральными коллек-
тивами в цехах и рабочих клубах. Не
раз случалось, что люли, резко осмеянные
В этих обозрениях за ротозейство и раз-
ТИЛЬДЯЙСТВо, Туя же выходили на сцену и
давали обешание переломить себя и дей-
ствительно ‘начинали работать по-новому.
Директор одного из крунных предприятий
после выступления театральной бригады
заявил: «Ваш приезд на завод — это де-
сяток танков сверх плана». Можно ли
лучи охарактеризовать действенность ху-
дожественного, труда? _

От деятелей театра ие отстают и живо-
писцы, которые отправились в цехи 3a-
волов, чтобы посвятить свои силы нагляд-
ной художественной агитации. Группа та-
лантливых художников поехала в Нижний
Тагил. В десятках «окон» на местные те-
мы, плакатов-молний они  прославляти ге-
роев--трудевоге фронта, полетэгивали от-

стающих и тобитись прекраюных резуль-.

татов. За успехи в. хужожественной аги-
тации на уральских. заводах хуложники
Дерегус и Нобединский награждены меда-

лями — наряду с лучшими людьми про-
изводСтва.

Хороний почин уральских артистов,

драматургов, хуложников заслуживает нЕи-

рокого распространения.
Боевая зктивность, действенность  ис-
кусства теперь, больше чем когда бы то

венной ценности. Каждый писатель, ху-
дожник держит вуровый экзамен перед на-
родом, который внраве сиросить: а вак
ты помогаешь своим творчеством прибли-
зить нашу победу? ie

Но надо помнить, что действенная мо
искусства определяется прежде всего си-
лой его художественных образов, ©пособ-
вых глубоко влиять на сознание и чув-
ства’ миллионов людей. Было бы неверно,
увлекаясь «мобильными формами», забы-
вать 6 совершенствовании болыного реа-
листического мастерства: Мы ждем ет пи-
сателей, художников, композиторов Урала
полноценных о произведений о советском
военном тыше. Жизнь сегодняитнего Урала
открывает ненсчэрпаемое богатство тем и
вбразов, требующих хуложественного во-
площения. :

В новогоднем письме товарищу Сталину
уральцы обещали вдвое-втрое увеличить
производство вооружения и боеприпасов.
чтобы загнать в могилу фазистекую гади-
ну. В первом полугодни они выполнили
свою клятву.

— «С этой клятвой мы живём и тру-
димея, 6 думой о ней мы ложимея и
ветаём, — говорится в обращении Сверд-
ловского обкома ВКП(б) ко всем  трудя-
щимся области. — С этой клятвой работа
спорится, быстрее делаются танк, само-
лёт, миномёт. Священная клятва вождю—
это наше боевое знамя. С ним мы побеж-
даем у печей, Tle плавятся сталь, медь,
алюминий; под землей, где добываютея
уголь, руда; на паровозе, в лесу, на кол-
хозном поле, в научной лаборатории —
словом, всюду и везде, где куётся грозное
для гитлеровских псов наше  воветское,
уральское оружие». ;

Через несколько дней уральцы будут
рапортовать стране о том, как они сдер-
жали с60ё слово. Мы знаем — у людей
сталинского Урала слово не расходится с
делом.

“Burned Tak же успешно за нашу. побе-
ду — страстное желание советского ху-
хожника-патриота. Биться честно и му-
жественно, яростно и беззаветно, как 60-
рются уральцы, на фронте и в тылу!

Мастера литературы и искусства Урала,
помните: пусть тысячи километров отде-
ляют вас от ‘линии фронта, вы — на пе-
редовых- позициях великой битвы 28 честь
и независимость родины. Работайте, не
щаля сил, так, чтобы иметь право с гор-
достью сказать после войны: я выполнил
свой лолг, я помогал ковать оружие для
нашей побельи

их искусства — стахановец, тысячник,
‹ новатор производства, неутомимый и упор-
Be ный человек сталинского Урала.
зав ‚ Последний год в литературе Урала про-
ма1-> ‘шёл под знаком художественной публици-
шат  стики. Большую популярность нриобрели
SPM: живые, красочные очерки А. Каразаевой,
М. Шагинян. Ф. Гладкова о людях урзль-
‘ ской индустрии. Характерно. что и в жи-
  _ PORCH, представленной на выставке «Йс-
НА СТРОИТЕЛЬСТВО
ТАНКОВ $
wt Уральские писатели провели несколько
ei литературно-художественных вечеров, ебор
4 эт которых поступил В фонд строитель-
ства танков. Ряд писателей передал в
A этот фонд гонорар за свои ЕНИГИ H CTa:
‘A

ЗИ.

ЧИТКА НОВОЙ ПЬЕСЫ
НА ФРОНТЕ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (По tenerpa-
фу от наш. корр.), В редакции газеты «В
бой за родину» на очередной литератур-
ной «пятнице» писатель Юрий Герман про-
читал свою новую пьесу «За здоровье то-
то, кто в пути». Тема пьесы — дружба
советоких и английских моряков,

a

привели;  .

ни было, является критерием его’ общест-

Цена 45 коп.

ЕВ СЕТЕ НЕЕ

«Сборка танков». —

° АРТИСТЫ МХАТ—
КРАСНОЙ АРМИИ

В дни, когда героическая Красная Ар-
мия наносит сокрупгительные удары и
тромит немецко-фапгистскую армию, нални
лучшие, мысли и чуветва, как чувства и
мысли всего советекого народа, обраще-
ны к нашей родной Красной Армин.

За время великой отечественной войны
армии на
фронте и в тылу более 900 шефских кон”

наш театр организовал для

цертов и спектаклей. Е
Близится 25-летие Красной Армии
Военно-Морекого Флота.. В эти внамена-
тельные лни коллектив нашего театра
охвачен, как и весь нашг народ, единой
мыслью и желанием: сделать рентительно
веб; чтобы цомочь Красной Армии окон:
чательно  разпромить и уничтожить #6-
мелко-фашистскую. .яру Е

В связи с 25-летием РККА ‘работники

МХАТ СОСР им. А М. Горького берут на
себя  слелующие обязательства по’ оболу-

живанию Красной Армии и Флота:

1. Послать на фронт в течение янва-

pa— февраля 1943 т. две шефекие брига-
ды велущих мастеров сналиего театра.

9. Перелать сроком. на один месяц в
распоряжение Политического управления
Московского ‘Военного округа’ Opurany
артистов нашего театра лля культурного
обслужнвания резервных частей, распо:
ложенных в пределах МВО.

3. Выделить режиссёрекую бригаду в
составе трёх ‘человек для оказания но-
мощи красноармейской ` художественной
самодеятельности. - и

№ течение января —
февраля 1943 г шесть шефоких спек
таклей, 175 конпертов и 10 творческих
отчетов мастеров нашего театра.

4. Организовать

5. Тщательно подготовить репертуар
концертных выступлений на фронте; в
резервных частях и госпиталях, включив
в репертуал лучшие современные произ-
веления.

Народные артисты СССР Б. Добронравов,
В. Качалов. 0. Книнпео-Чехова, И. Моск-
вин, А. Тарасова, М. Тарханов, Н. Хме-
лев, народные артисты  РОФСР секретарь
парткома М. Прудкин, 0. Андровская,
К. Еланская. В. Ершов. А, Зуева. Л. Ко-
ренева. Б. Ливанов, М. Лилина, В. Стани-
_пын. В. Топорков. заслуженные деятели
искусств М. Кедров, Н. Подгорный, зам.
директора В. Месхетели. руководитель во-
енно-птефекой комиссии Е, Калужский, за-
служенные артисты PCOCP председатель
месткома С. Калинин. Е. Алеева, В. Бело-
пуров, В. Бендина, М, Болдуман, ©. Блин-
ников. `В. Вербицкий. В. Готовцев, А. Гри-
бов, A. Дмоховская. Н, Дорохин. М. Дура-
сова. А. Жильцов, А. Ктаров. И. Кудряв-
цег. П. Массальский. Р. Молчанова, В. Но-
виков. В. Орлов. Б. Неткер. В. Нопов.
В. Попова, Н. Свободин, Н. Соенин.
А. Степанова. В. Тихомирова, А, Чебан,
М. Яншин, Н. Лиятовцева, E. Телевтева,
А. Кардашев, М. Каревич. -

ОБСУЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТА

В течение трёх дней — 16, 16 и 17 де
кабря в Октябрьском зале Дома союзов
происходило обсуждение выставки «Вели-
кая отечественная война», организованное
Комитетом по делам искусств совместно
с Орткомитетом Союза советских худож
HHKOB. з

— Всесоюзная художественная. выставка,
«Великая отечественная война, — сказал
в своём вступительном слове председатель
Комитета по делам искусств при СНК
СССР т. М. Б. Храпченко, — большое и
радостное событие в жизни нашего искус-
ства и культуры.

Характерная особенность выставки, —
отметил т. Храпченко, — глубокое рас-
крытие образа советского человека, ‘Sec-
странного воина и пламенного патриота.
Если в первые месяцы войны были с0з-
даны беглые портретные зарисовки, то
теперь в произведениях В. Серова, М. Ма-
низера, В. Мухиной, В. Яковлева, Кукры-
никсов, IL Кончаловского, В. Одинцова и
др. нашли своё достойное воплощение за-
мечательные черты наших героев — их
мужество и преданность ролной стране.

В картинах Кукрыниксов, Г. Ряжекого,
Ф. Решетникова, А. Пластова, И. Тоидзе,
Т. Гапоненко и других со страстью и не-
навистью показаны враги, вторгигиеся на
Hay землю.

Интересен и значителен отдел графики,
где выставлено много произведений под-
линног и тонкого мастерства.

`В, Беляев. Премьера оперы
‹ Самое дорогое (стихи). Информация. Новые произ:

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

__Т ар. Передовая. Там, где куют оружие. Проф.
«Улугбек». К. Кулиев.

ведения советских композиторов. Обсуждение ху-
‚дожественной выставки «Великая отечественная BOH-
на».

_ 2 стр. М.  Шагинян. Искусство сегодняшнего
Урала. К. Мурзиди. Клятва родине (стихи). Инфор-
мация. В Свердловске создается студия художест-
венных ‘фильмов. ‘Сборник «Говорит Урал». Театр
сатиры в Магнитогорске. Уральский народный хор.
Вечера ‘ англо-американской музыки.

-*3 стр. В. Данилевский. Счастливый глаз. Л. Ско-

школа. Н. Путинцев. Тагильские вечеря. иИнфориа-
ция. Двадцать миллионов. кинозрителей. В Ураль®
ской студии кинохроники. 2.000 самодеятельных
кружков. Г

4 стр. А. Софронов, С. Кац. На линии огня;
С. Кржижанозский. В горах Кавказа. Г. Михайлов.
Американские патриотические песни. Н. Никитин,
«На Балтике было». А, Шишкин. «Знамя предков».
Информация. Советская кинематография в 1943 го
ду. Конкурс на плакаты к 25-летию Красной Армии.
Присвоение почетных званий работникам искусств
Молдавской ССР. Балет «Гаянэ» в Театре имени Ки-
рова. У архитекторов Белоруссии. Опера «Ледовое
побоище». Московская хроника.

`В. Оедотоги А. Новикова:

рино. Рассказы. о современниках. А. Попов. Великая

Из

* *

«На сборке авиабомб»
серии уральских рисунков П. ВАСИЛЬЕВА.

`’ Новые произведения
‚ советских композиторов

Главное управление музыкальных yr
реждений Комитета по делам искусств
при СНК  ССОР организовало цикл про-
слушяваний новых произведений совет-

ских композиторов. Начавшиеся 14 дека-.

бря, вечера эти энажомят вомпозиторекий
актив-и руководящих работников музы-
кальных учреждений с итогами  творче-
окай работы по тосудерственным заказам
на 1942 год. :

В первый день исполнялись сочинения

специально прибывнгих для этой цели в.

Москву из Ташкента композиторов —
симфония народното артиста, Узбекской
ОСРМ- Ашрафи, оратория gaa орке

бетра. хора и солистов «Священная вой-

“wes 710 евитина. бледующине exp > ona
посвящён новой онере Ив. Дзержинского
«Надежда Светлова», третий — песням

Особенно много внимания было уделе-
но в препиях симфонии Ашрафи и опе-
ре Дзержинского, обсуждение которой,
начавшись 15 декабря, заняло также ве-

‘чер 17 декабря. По поводу этих произ-

велений выступали композиторы Р.. Гли-
эр, Д. Кабьлевский, В. Белый, В. Мура-
дели; музыковеды С. Шлифлитейн, Д.Ра-
бинович. Г: Поляновский, И. Мартынов,
начальник Тлавного управления музы-
кальных учреждений В. Сурин, директор
Московской   консерватории композитор
В. Шебалин- и другие.

Симфония М. Ашрафи встретила еди-
нодушную поддержку. Bee выступавитие
отмечали значение самого факта рожде-
ния в узбекском музыкальном искусстве
первого крупного оркестрового  сочине-
ния, построенного но правилам класси-
ческой симфонической формы. — Появле-
ние этого произведения в дни войны и
на темы, связанные с нею‘ (симфония
носит подзаголовок «Героическая»), пред-
ставляется ; ‘особенно знаменательным,
если вспомнить, что ‘имеющая мнотове-
ковую историю музыка узбекского наро-
да всего лишь несколько лет назад вы-
ила за пределы одноголосия и узкой
фольклорной традиции.

Указывая на некоторые недочеты
структурного порядка в первой части и
в финале симфонии, присутствующие от-
метили значительный  TBOPY й роет
Ашрафи, отличное владение иемами
мнотоголосного контрапунктического пись-
ма, превосходную инструментовку, общий
зрелый профессионализм. Особенно
благоприятное внечатление оставила BTO-
рая —^ медленная — часть симфонии,
цельная по замыслу и настроению, ли-
рически напряжённая и исполненная
глубокой поэтичности. = о

«Надежда Светлова» (на либретто
Е. Рысса) также посвящена теме вели-

В числе особенно ’удалных работ этого
раздела т. Храпченко называет рисунки
Д. Шмаринова, Г. Верейекото, П. Василье-
ва, А. Лаптева, Н. Дормидонтова, В. Па-
xomopa, IL Малькова, Л. Сойфертиса и ДР.
В отделе скульптуры т. Хранченко отме-
чает портреты и фигурные композиции
В. Мухиной, С. Лебедевой, Н. Томского,
3. Азгура, А, Рапопорта, А. Грубе.

Наряду co зрелыми и законченными
произведениями Ha выставке встречаются
и незавершённые работы. М. Б. Храпчен-
ко указал. на увлечение некоторых
художников эскизной формой. Эскиз сле-
дует рассматривать только Kak подход
к картине. Вее творческие усилия следу-
ет направить на создание глубоких и зал
конченных произведений. Наптих героев
необходимо показать не только в порт-
ретах, HO и в сюжетных композициях,
изображая их в минуты борьбы, в м6
менты совершения подвига.

>> Недостатком выставки является OTCYT

ствие произведений о жизни и людях н4-
шего героического тыла.

Выставка «Великая отечественная ь---
на» — новая победа социалистического
реализма. Ha языке простом и ясном,
страстном и правливом товорит наше ис-
кусство о великих делах налией тероиче-.

‘ской современности.

В заключение М. Б. Храиченко выразил
уверенность, что на   подтотовляющейся
выставке к 25-летию Красной Армии 60

кветские художники покажут новые 170-

кой отечественной войны. В значитель-
ной мере- произведение навеяно извест-
ным стихотворением ‚К. Симонова «Жди
меня» (романе на эти слова, написанный
Дзержинским несколько месяцев TOMY
назад, в видоизмененном и расширенном
виде вошел в оперу в качестве драматур-
тически важного компонента). Сам Дзер-
жинокий правильно характеризует свое

новое музыкально-сценическое произведе-

ние, как «лирические сцены» с пунктир-
но намеченной линией сюжетного разви-

случае любви двух молодых людей, от-

делённых друт от друта гранью фронта

х тыла, показать нравственную силу с0-
ветской.. молодежи». красоту её чувств,
нетленно пронесённых через тятчайшие
испытания войны. Bcd

Опера вызвала острую дискуссию. По
общему мнению, в «Належде Светловой»
‘есть ряд весьма удачных эпизодов (3а-
мечательная несня бойцов, уезжающих
на фронт, отличные студенческая и пар-
тизанская песни, яркие жанровые сцены
ит д). Привлекают в опере общая ис-
кренноеь и эмоциональность
мелодичность е6, присущее Дзержинеко-
му своеобразие творческой манеры, вы-
пуклость и рельефность в обрисовке бы-
товых характеров, черт, деталей...

Вместе с тем отмечались серьезные де-
фекты либретто и соботвенно музыкаль-

ной. драматургии оперы,  преувеличен-
ность ‘мелодраматического начала в ee
стиле.

Серьёзной критике ‘подверглась и ора-
тория Ю. Левитина. Она интересна по
идейному замыслу и высокому уровню
композиторской техники. Но музыкально-
образное содержание оратории не выра-
жает ее основной идеи. Музыка оратории
неравноценна в отдельных своих эпи“
зодах. Рядом в удачными  фрагмен-
тами, как например, выразительный,
близкий к народно-песенным — интона-
циям, хор а сареПа, в произведении есть
места, где музыка отдаляется от общего
тематического задания, страдает _ наду-
манностью и абстфактностью..

Живой и теплый отклик встретили но-
вые песни, особенно, «Песня мщения» и
частушка В. Cegoro, a также «Пять
пуль» и «Зимушка-бима» Новикова.

В ближайшие лни предстоят прослу-
шивание и обсуждение кантаты Н. Мяс-
ковского «Киров-с нами», оперы Н. Чем-.
берлжи  «Катлутас», новых сочинений
С Прокофьева (опера «Война и Мир»,
кантата «Рассказ о мальчике, оставлием-
‘ся неизвестным», сельмая фортепианная
сонатя), «Славянской сюиты» для хора
В Белого, «Русской увертюры» В: Шеба-
пина и других произведений.

„ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА”

изведения большой силы и высокого ма-
стерства. 5

Живописным работам на выставке, раз-
бору отдельных картин 4H определению
наметивитихся творческих тенденций был
посвящён доклад А. Замошкина. Подроб-
во остановившись Ha картинах Кукры-
никсов A. Пластова, A. Герасимова,
Т. Гапоненко, Г. Ряжекото, А. Куликова,
А. Дейнека, Ba работах ленинградских
художников, докладчик подчеркнул их
высокие живописные достоинства, правди-
вость, оригинальность формы и близость
к лучшим образцам русского искусства.
Как недостаток некоторых работ доклад-
чик отмечает неправильное взаимодейст-
`вие образа и сюжета, мрачность колорита.

Работам скульпторов был посвящен до-
‘клад А. Зотова,

— Создать галлерею живых, наполнен-
ных глубоким внутренним содержанием,
пластически выразительных образов ге-
роев нашего времени — вот почбтная за-
дача, стоящая перед нашими скульптора-
‘ми, — подчеркнул докладчик. В этом
жанре наши мастера достигли зназитель“
ных успехов и дали немало серьёзных
работ. :

Разбирая отдельные, показанные на ВЫ-
ставке произведения, т. Зотов. характери-
зует особенности творческой манеры
В. Мухиной, С. Лебедевой, 3. Азтура,
М. Манизера, А. Грубе, Ю. Слонима и др.

Слабо представлены на выставке, по мне:

тия. Целью композитора было на частном”

музыки,

дов. В

Кайсын КУЛИЕВ

Самое дорогое

Из дыма пепелищ, из пламени войны,
Из этих чёрных дней — нетленной и

живой

Любовь к родной земле мы вынести
: должны!
Как воин, что вперёл клинок выносит
: : свой!

Да! Светлую любовь и прямоту сердец,
Й человечность ту, что вечно высока,
Мы вынесем из битв, как раненый боец
Выносит знамя своего полка!
Поверил в это я, когла взглянул в лино
Друзей и увидал, как сжаты губы их,
И это прочитал на лицах у бойцов
И в слвичутых бровях полковников седых!
Свобода булет жить! Мы выстоим в боях
И вынесём её нетленной и живой,
Как воин, что вперёл выносит красный
5 стяг,
Когда его отряд идёт в .жестокий бой!
Перевод с балкарского
Дмитрия КЕДРИНА.

————$ $

Проф. В. БЕЛЯЕВ

Премьера оперы „Улугевк”
ПИСЬМО ИЗ ТАШКЕНТА :

В Узбекском Государственном ордена
Трудовото Красного знамени тезтре оперы
и балета в Ташкенте состоялась премьера
новой оперы А. Ф. Козловского «Улугбек»,
поставленной в ознаменование ХХУ го--
довщины Великой Октябрьской социали-
стической революции. Либретто оперы на“
писано Г Герус и композитором. —

Главное действующее лицо. произведе-
кия — Улугбек. внук великого завоевате-
ля — Тимура. правитель Самаркавла-

Одна из интереснейших личностей сред-
неазиатского сроелневековья” — гуманист и
ученый астроном, покровитель наук и He:
‘кусств, строитель крупнейшей для своего
времени обсерватории, Улугбек — передо-
вой человек своей эпохи, трагически по-
тиб, став жертвой реакционеров, восстано-
вивших против Улугбека его сына Абл-ал-
Латифа. Улутбек обрисвван в опере, как
сильная и цельная натура; человек без
предрассудков. просветитель Ha троне,
пользующийся симпатиями народа, но Не-
навидимый реакинонерами и клерикалями.
Абд-ал-Латиф — коварный  Честолюбем,
человек метительный в ревнивый Между
отцом и сыном стонт прекрасная китаянка _
Син-Лув-Фан, глубоко и сально любящая )
“Улугбека, но отданняя последним бл-ва“^
Латифу. Узнав о заговоре Абд-ал-Латифа
против своего отца, Сип-Дун-Фан преду-
преждает. Улугбека ин после _ поражения
погибает вместе с ним.

Музыкальный . язык оперы ярок и ВЫ _
разителен. «Улугбек» — произведение зре-
лото художника, глубоко прочувствовавше-
то тему, сжившегося с ней и написавшего
своё произведение, что называется, кровью
сердна. В опере богато использованы мате.
риалы узбекского фольклора и вместе 6
лем соблюлены лучшие тралиции ‘оперного
стиля классики.

Узбекские певны усилили в опере. свое-
образные краски, тот особый напясналь-
ный колорит, который делает это произ-
ведение глубоко национальным.

Постановка «Улугбека» Узбекским тезт-
ром оперы и балета — крупная художест-
венная победа театрального коллектива.

— Прекрасное впечатление оставили испол-
нители основных ролей оперы: народный
артист УзССР. орленоносен Мухатлин. Ка-
ри-Якубов (Улугбек). лауреат Сталинской
премии, наролная артистка СССР, ‹ордено-
носец Халима Насыровя (Син-Дун-Фан) и
артист Мулладжанов (Абл-вл-Латиф). боль
ный танеп народной артистки УзССР. ‘9р-
деноносна Мукаррам Тургунбаевой еще
показал силу хоребграфического Ta-
ланта этой артистки. Трудные хоры опе-
ры были ярко исполнены хором Узбекско-
то театра (хормейстер Д. Б Штейнберг).

Талантливый узбекский лирижер Мух-

тар Ашрафи дал интересную и зрелую

] трактовку сложной и превосходно отшли-

ованной партитуры оперы Хороши деко-
а i А.В. Усто-Мумина-

рации художника
Очёнь удачна постановка оперы в пелом,
осуществленная режиссёром проф. 9. И.

Капланом. Ценные плолы дало `участив в
общем художественном руководстве народ”
ного артиста СССР орденоносца С. М Ми.
хоэлса, помогающего молодому узбевскому
музыкальному театру совершенствоваться
и расти. у

НА ТВОРЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ
ХУДОЖНИКОВ

нию докладчика, фигурные скульптуры #
скульптурные композиции.

С докладом о графике, представленной
на выставке, выступил А. Фбдоров-Давы-
дни великой отечественной войны
трафика обнаружила присущий ей боевой
дух и оперативность. Сохранить для по-
томства правдивую летопись войны и од
новременно участвовать своим искусством
в борьбе с фашизмом — вот две задачи,
которые определяют работу графиков.

Значительное место в своём докладе
т. Фёлоров-Давыдов уделил образам фрон-
товых городов — Ленинграла, Москвы и
Севастополя, талантливо раскрытым В
произведениях наших графиков.

В развернувшихся пс докладам ожив-
лённых прениях приняли участие TT.
Соколов-Скаля. Михайлов, Манизер. Алам-
сон-Эрик. Бескин, Подвойский, Тихоми-
ров, Буров. Шеин. Жидков. Костин и.
Рахманов. В центре обсужления — про-
блема современного портрета. Этой теме
посвятили свои выступления тт. Мани-
ет. Буров, Подвойский. Шеин и Рахма-
нов. П. Соколов-Скаля, обращаясь в ху-
дожникам, в ближайшие дни уезжающим
на фронт. советует не ограничиваться
беглыми корреспондентскими зарисовка-
MH.

Подводя итоги обсуждения, председа-
тель. Оргкомитета Союза советских худож?
ников. А. Герасимов, отметив иоключи-
тельное значение выставки, призвал ху”
ложников к совершенствозанию мастер»
ства для создания произведений, достой-
ных нашего времени. :

te