i

$

> же

i
Калр из фильма «Александр Пархоменко». Производство Киевской и Ташкент-

ской киностудий. Сценарий

Вс. Иванова,
e А. Хвыля в роли

режиссер Л. Луков. На фото: артист —
А. Пархоменко.

№

_0. ЛЕОНИДОВ

„Александр Пархоменко“

Среди полководцев и героев гражданской

Звойны одно из почетнейших мест принад-

лежит Александру Пархоменко. Сын бед-
няка-крестьянина, рабочий наровозострои-
тельного завода Гартмана, он прошел слав-
ный путь от рядового  революционера-
подпольщика до начальника дивизии
Красной Армии. Ем первыми шагами в
подпольных большевистских кружках ру-
ководил луганский слесарь Клим Ворошни-
лов. Вместе обучали они рабочих в Вер-
-тунском лесу стрельбе из револьверов,
тактике уличного боя и формировали дру-
жины для баррикад пятого года.

Взращенный н выпестованный партией
большевиков, Александр `Пархоменко драл-
ся на фронтах гражданской войны под
непосредственным руководством гениаль-
ного полководца и стратега нашей энохи
Сталина, он выполнял лизные дирек-
тивы Ленина.

Весной 1918 г. на молодую, неокреншую
еще советскую республику двинулись пол-
зища германских интервентов.

Белое казачество,  контрреволюционное
офицерство всех мастей, кулацкие банды
Махно и других черносотенных атаманов
были союзниками интервентов в их заго-
воре и борьбе против Советской России.

Захватив Чертково, Миллерово, Луганск,
терманские войска шли к Царицыну, что-
бы создать единый фронт контрреволюции
от Дона до Волги и перерезать связь Мо-
сквы с Югом.

Фильм «Александр Пархоменко» начи-
нается со сцены в штабном немецком ва-
тоне. Германский генерал и троцкистокий
агент Быков разрабатывают план совмест-
ного удушения России.

— Украина служит прекрасным допол-
нением к нашей территории... Мы устано-
зим здесь порядок африканской колонин...

Ярко и убедительно показана в фильме
ввериная свора неменкой военщины — от
Этого генерала до автоматически печатаю-
ших гусиный шаг кайзеровских солдат,
KOTOPHIE во весь рост, с винтовками на-
перевес, словно на параде, шагают в ‹пси-
хическую> атаку под звуки тупого гин-
денбургского марша.

Малочисленным, почти необученным,
плохо снабженным отрядам Красной гвар-
дии под командованием Пархоменко при-
шлось встретиться с мощной военной
машиной.

Но велик был народный гнев, безгтранич-
на ярость против убийц, грабителей и на-
сильников!

— А ну, братцы, русские мы или не-
русские! — кричит раненый врасноармеец
и увлекает бойцов в контратаку.

А Пархоменко уже мчится со своей кон-
ницей в обход, налетает на неприятель-
скую батарею и, захватив ее, поворачива-
ет немецкие пушки на немцев.

Главное препятствие интервентов и бе-
погвардейцев — непобедимая пролетар-
ская крепость на Волге, «Красный Вер-
ден? гражданской войны «Царицын, теро-
ической обороной‘ которого ‘руководил то-

варищ Сталин. Сюда с боями пробивался

от Луганска Клим Ворошилов, сюда шел
Пархоменко, сюда стягивались все револю-
ционные силы юга России. Здесь ‘бьется
сердце страны, здесь формируются отря-
ды, полки и дивизии Красной Армии, от-
сюда направляет Сталин удар за ударом
по белому казачеству, клин за клином
вбивает в рвущиеся на соединение вой-
ска белых армий.

На экране Сталин (арт. С. Гольдштаб)
раз’ясняет Пархоменке (арт. А. Хвыля)
расположение сил на фронтах. Не скрывз-
вт сн, от командиров и от бойцов, не
окрывает от народа, что Царицын. может
оказаться отрезанным от центральной Рос-
син.

Трудное создалось, серьезное положение,
HO HH на минуту не теряет Иосиф Висса-
рионович веру в победу. :

Образ Сталина с большим мастерством

® воплощен в фильме артистом С. Гольд-

штабом. Ему удалось передать не только
внешнее сходство, но и характерные ста-
линские интонации, его умение мгновенно
схватывать и, оценивать обстановку, ©
предельной четкостью и простотой форму-
лировать принятые решения.

Сталин возложил на Пархоменко ответ-
ственнейшее поручение — пробраться в
Москву и передать лично Ленину насто-
ятельную просьбу фронта об оружии, о
боеприпасах. Пархоменко с честью. выпол-
Нил это задание и доставил царицынско-
му фронту все необходимое.

Гражданская война кончилась победой
трудового народа. Но еще долго полыха-
лю пламя на родной земле. Еще замыш-
лял свои гнусные козни бандит Махно и
в борьбе с ним сложил свою голову Пар-
хоменко.

3 января 1921 г. он попал в окруже-
ние. Бандиты уже торжествовали победу,
но Пархоменко дорого отдал свою жизнь,
и многие из нападавигих врагов. пали в
этот день от меткой пули героя.

. Александра Пархоменко играет увкраин-
ский артист А. Хвыля.

Мы видим Пархоменко — А. Хвылю и
бойцом, и командиром, и стратегом, и да-
дипломатом, ведущим, чтобы выгиг-
рать время, переговоры © парламентерами
от генерала Деникина. бесстраанен В
бою, смел в решениях, личным примером
вдохновляет и заражает бойцов, увлекает
их за ссбой на самые рискованные  бое-
вые операции и выходит из них победите-
лем. С необычайным хладнокровием разо-
ружает он анархистов, захвативших бро-
непоезд, хотя их много, а OH олин и
связан по рукам и ногам. Но ловким ма-
невром ему удается добиться оевобожде-
ния, переарестовать всю  2ту взбунтовазв-

шуюся банду и привести броненоезд на

Царицынский фронт. Один на один идет

кова за его обаятельного
оказалось,
душ Чирков также ‘остается исключитель-
ным мастером киноискусства.

Пархоменко. Выросли

лей и берет в плен весь бандитский

штаб.

Артист №. Хвыля создал волевой, вол-.

нующий образ, полный обаяния и внут-
ренней силы.

Картина пользуется большим успехом
у широкого зрителя. Но фильм этот мог
бы прозвучать с еще большей политиче-
ской и художественной силой, еще зна-
зительнее было бы его эмоциональное
воздействие, если бы создан он был на
более крепкой драматургической основе.

Эпизодов в фильме слишком много, они
мелькают -в быстрой смене, между ними
нет сюжетной евязи. Часто -предшествую-
щий эпизод просто склеен с последую-
щим, а если между ними смысловой раз-
PBIB, пустоты восполняются пояснительны-
ми надписями. Зритель согласился бы
увидеть меньше сцен из жизни Пархо-
менко, во чтобы каждая была развернута
гораздо полнее. Несколько персонажей и
даже несколько сюжетных линий только
упомянуты в фильме, и зритель недоуме-
взет, к чему они (Гайворон — Лиза, же-
на и дети Нархоменко, Быков — Махно,
Махно — Григорьев и т. д).

Увы, такой же недостаток присупг боль-
ятинству налних фильмов-биографий, но
пример «Чапаева» или «Депутата Балти-
ки» указывает мастерам кино правильный
путь, и нельзя не посетовать, что автор
спенария — Вс. Иванов и режиссер —
Л. Луков этим путем не пошли.

Большая доля успеха должна быть от-
несена за счет актерского и с’емочного
коллектива (операторы А. Панкратов и
А. Лаврик, художники М. Уманский и
В. Каплуновский, композитор Н. Богослов-
ский). Из актеров, кроме уже отмеченных
выше; следует выделить Н. Боголюбова
(К. Е. Ворошилов), ПЛ. Алейникова (Гай-
ворон), С. Каюкова’ (Ламычев), И. Ново-
сельцева (Быков). 1

Хорошо играет бандитского атамана
Махно арт. Б. Чирков. Мы любим Б. Чир-
Максима, HO
что и в изображении черных

ke
*

Два десятилетия прошло со дня смерти
и стали бойцами
сыновья героев гражданской войны.

Вероломно и подло напавший враг вновь
творит свое кровавое темное дело на бе-
регах Тихого Дона, в рабочих городах Дон-
басса, на нолях Украины. И в этой само-
отверженной великой борьбе нашего Ha-
рода с фашистскими захватчиками слы-
шат сыновья голоса  тероев-отцов, и
среди них могучий толос легендарното
начдива Александра Пархоменко.

Это он всем примером своей жизни
учит, как надо стоять на-омерть, как вы-
хсдить из самых трудных положений,
как сокрушать и гнать назад превосходя-
щие силы HRA.

Фильм «Александр Пархоменко» вселя-
ет в сердца советских людей уверенность
в победе.

Так побеждали русские люди двадцать
три года назад. Так они победят и Te-

перь!

И. КРУТИ

Ал. Бруштейн написала пьесу о совре-
менной Чехословакии. Это вместе с тем
пьеса 0 всех странах,  свободолюбивые
народы которых ведут патриотическую
борьбу с гитлеровцами. «День живых» —
произведение, во многом близкое жанру
условной, символической‘ драмы. В пьесе
— чуть ли не подлинные факты суровой
действительности, а наряду с ними то и
дело возникает сказочное и почти фан-
тастическое. :

Первый акт происходит в 1938 г, в
момент захвата фашистами Чехословакии.
Второй и третий акты — в 1941 г. в уду-
шенной и умученной Чехии, преврашен-
ной в германский «протекторат». Сюжет
пьесы прост. Радиодиктор Кашпарек увз-
рен, что правительство его страны даст
Гитлеру достойный ответ, что «эта война
состоится» и Что «это будет счастливая
война». Старый Кашпарек торопится в pa-
диостудию, чтобы никому не уступить че-
сти передать в эфир столь желанный на-
роду гордый и независимый ответ прави-
тельства. Но диктору вручают сообщение
о капитуляции. Старое сердце не в си-
лах ‹прокаркать беду» родной стране —
Кашнарек теряет сознание.

Прошло три года Кашнарек, каки
раньше, работает в радиостудии, но теперь
нод охраной штурмовиков он вынужден
ежедневно читать фальшивые реляции
германской пропаганды. Он уже зваёт о
героическом  отпоре, который дает Кряс-
ная Армия фашистскому нашествию. Он
уже слыхал о том, что еще не дошло до
слуха народа, — о союзе СССР, США и
Великобритании. Он уже уверен в TOM,
з чем должен получить уверенность его
народ: фашизм погибнет и недалек
час освобождения Чехословакии. Это
добрые ` вести, они зовут к действию.
Кашпарек знает и то,- что «добрые вести,
которые нужно ‘таить про себя, — ох, ка-
кая это свинцовая радость!..» А что надо
делать —— этого он еще не знает.

Только встреча с легендарным Порт-
няжкой, который «был и пастухом, и ко-
чегарди, и наборщиком, и учителем», лю-
бящим день, «который еще не пришел»,

Пархоменко на махновского атамана Мак-   ВЫВОДИТ Каштарека из состояния poner
ewry, pasar ero бьющей без промаха пу- 1: Яенности, Портняжка вдохновляет Канна

<

Л. ОЗЕРОВ

ВОЕННАЯ

ИЛЬИ СЕЛЬВИНСКОГО`

Подлинный поэт в каждом новом сти-
хотворении как бы рождается заново. И
Boe же по новым стихам ето мы сразу
узнаем знакомого нам „автора. Стихотво-
рец (а это, как известно, не то же са-
мое, что поэт), который имел счастье
найти однажды свою тему, свои интона-
ции, раз и навсегда утверждается в них.
Боясь потерять себя, он пишет многочис-
ленные дубликаты. Количественно это но-
вые стихи, фактически же это бег на ме-
сте. У стихотворца — манера, у поэта —
мировоззрение, стиль.

Илья Сельвинокий — один из круп-
нейптих русских поэтов, автор многих
книг стихов, поэм, романов в стихах,
энопей и трагедий. В дни войны Илья
Сельвинский нашел в себе силу и муже-
ство начать овою работу. как бы заново.
Будущие исследователи творчества Сель-
винского, безусловно, докажут, что к глу-
бокой простоте последних стихов поэт был
подготовлен всей своей предыдущей рабо-
той. Нас же, только’ что прочитавших эти
горячие и сильные строки, радует моби-
лизующая страстность поэзии Сельвин-
ского, беспредельная любовь к родине, к
России, и столь же глубокая ненависть к
© врагам, то молодое кипение сил в по-
эте, которое Белинский удачно называл
«игрой жизни». Отихи эти еще не собра-
ны в отдельную книгу. Они публикова-
лись во фронтовой печати, а затем в га-
зете «Красная звезда», журнале «Ок-
тябрь». Такие вещи, как «России», «Я. это
видел сам», «Баллада о ленинизме», ‹Се-
вастополь—Балаклава», открывают для
нас нового Сельвинското.

Поэт, выросший в Крыму, сказался там
в трудные дни крымской эпопеи 1941 —
1942 года. Он был очевидцем, свидетелем.
участником великих событий. «Я это ви-
дел сам» назвал он одно из своих сти-
хотворений. И Сельвинский добился того,
чтобы его поэтическое слово стало аббо-
лютно правдивым, прямым, убедительным.
Это педлинный рассказ очевидца о ви-
денных им фашистских зверствах:

Можно не слушать народных сказаний,
Не верить газетным столбцам.

Но я это видел! Своими глазами!
Понимаете? Видел! Сам!

Скрытое от внешнего взгляда мастерст-
BO этого стихотворения заключено в том,
что, почти не прибегая к посрелству ме-
тафор и иносказаний, поэт передает ‹«го-
лый`-смысл» виденного, говорит 060 всёх
фантистоких злодеяниях горячо, с непо-
средетвенностью и документальностью оче-
видца. Он вилит ров, наполненный трупа-
ми мирных жителей:

Бабка. У этой мональе отребье.

В левой орбите застыл сургуч.

Но правое око — глубоко в небо
Между разрывами туч.

А горло таким насыщено карком, :
Такие в нем клокочут слова,

Что тронь — рванется с хрипением

жарким
Ss ;

Неподалеку от, этой старухи лежит труп
женщины, которая незадолю до смерти
повязала теплым кангне шею сына, лежа-

0, материнская лревняя сила!
Идя на раострел! Под пулю’ идя!
За час! За полчаса до могилы
Мать от простуды спасала дитя.

На протяжении всего стихотворения поэт.
рассказывает © том, что видит, дыхание
его становится с каждой строкой все 60-
лее прерывистым и, наконец, прорывает-
ся, как громкий призыв к ненависти и ме-
сти: <

Pos... Позмой ли скажешь о. нем?

7000 трупов... Евреи... Славяне...
Да! 06 этом нельзя словами: =
Огнем! Только огнем!

Стихи эти предельно лиричны. Они да-
же биографичны в том смысле, что каж.
дая строка пережита поэтом, выстрадана.
Большой ` поэтический темперамент Сель-
BYECKOIO всегда подспудно ошущалея в
его стихах. Но в прежние тоды очень уж
не подходил этот зычный и тлубокий го-
лос К стихам 0б одиночестве и отчужден-
ности. Между поэтическим характером и
темой было явное несоответствие. Каза-
лось: этим бы рукам, да настоящую ра-
боту. И такую работу находил поэт:
«Уляллаевщина», главы из «Челюскиниа-

«День живых»

река на героический поступок. Во время
очередной радиопередачи диктор, несмотря
Ha то, что он окружен фашистскими ох-
ранниками. вместо геббельсовской Ффаль-
шивки посылает в эфир свои добрые ве-
‘ти. Выстрел штурмовика обрывает речь
старика. Он умирает.

$ ненависть Кашпарека к’ поработите-
лям и мечту о свободе родины свято
хранит его внучка — Либуша. И она по-
верила в правду Портняжки. И она 6y-
дет жить как Портняжка. Она станет
пругом помощника Портняжки — Тонды.
А когда Тонда уйдет в Россию, она будет
ждаль его.

Кроме Катпарека, Либунги, Портняжки
и Тонды, в пьесе действуют профессор
истории Водичка и диктор Ружена, про-
званная Тростиночкой, хозяйка пивного
погребка, кладбищенская сторожиха, зже-
лезнодорожный машинист — герой Крей-
за, обжора полицейский Карличек. Следу-
eT, однако, сказать, что не драма Кална-
река и не судьба Либуши определяют
идейный замысел пьесы.

Кашипареку и маленькой Либуше, конеч-
но, не дано поднять на свои плечи тя-
жесть народной борьбы. Историк Волич-
ка, чулак и скептик, даже когда ‘он ста-
новится активным учзастником освободи-
тельного движения. не играет в нем ве-
дущей роли. Портняжка — любимый ге-
рой старой легенды — не является тем 0©б-
разом, в котором сконцентрированы все
черты народа-борца, хотя автор и утверж-
дает, что «Портняжка — это честь народа
и душа его». Но все персонажи пьесы
принайртежат к демократическим слоям
населения. Все они кровно заинтересова-
ны в судьбах родины. Автор, таким об-
разом, сделал попытку“еоздать пъесу, все
частности которой слились бы в единый
Романтический образ живого и борющего-
ся с угнетателями народа. Этот образ и
есть главный терой пьесы.

При первом же чтении бросается в тла-
за необычность основного места дейст-
вия пьесы. Это — кладбище. Здесь начи-
мается жизнь пьесы и отсюда возникают
тлавнейшие в ней события. Нал этим
клалбищем витают великие тени Яна Гуса
и Яна Жижки. Его населяют мечтатели и

ученые (Кашпарек, Водичка). Оно xpa-

ЛИРИКА

НЫ», «Тихоокознские стихи», «Рыцарь
Иоанн». Сегодня в военной лирике, под
влиянием трудных жизнеиных исмыта-
ний, поэт, что называется, работает Ha
полную мощность.

Сегодня лирика—это проверка того, глу-
боко ли поэт вобрал в себя всё то, что
‚мы называем родиной, или для него это
всего лишь географический термин. Дру-
зья нознаются в трудный час. Сегодня ли-
рика показывает, как глубоко веришь ты
в победу Росоии, как помогаенть ты до-
бывать эту победу. Она все покажет, не
солжет, потому что нельзя имитировать
‘поэтическую страсть.

Презиравикий ямбы Илья Сельвинский
ныне обратился к ним. Пусть не радуют-
ся любители хрестоматийной класоичности,
— эти ямбы могли появиться только по-
сле Блока, Хлебникова, Багрицкого, Па-
стернака и прежних стихов самого Сель-
винокого. Однажды, лишь в последних сво.
их стихах оступился Сельвинский в оди-
ческую архаику (стихотворение «Орлам
Крыма»), но зато как свежо зазвучал
ямб в прекрасном стихотворении

orax 6 Склонность некоторых авторов ел3-
» saglik Nee ernie щаво-сентиментальному приукраптевачитю

. в
творческая инертность и беспо ость. нь
ne по крайней мере, п takes utah Se и ae
матографии °на пе = ре a6 об’ясняется недостаточным знанием жиз
Pe тЫ Hal) on xe абстрактно-умозрительным  врел-
короткометражными лентами для боевых .
ое Boe ставлением о человеке. :
H Мелодраматическая  слатцавость харах-
ельзя сказать, что наш аритель oc- x o-
тался равнодушным к киносборникам.   ТЕРН& не только для многих военных
Запомнилея и полюбился седьмой ` сбор-  Роткометражек. Обнаружить ee можно,
ник с0 Швейком, ленинтрадская картина   например, в недавно вышеднтей киноновел-
a gi aga eg pe a м Анто-   ле «Бесценная голова», поставленной pe-
ыбкине, новелла Леонида еонова -
«Пир в Жирмунке» в постановке Вс. Пу- ware м ВБ. Барнетрм. И. адебь чело»
довкина и др. Но большинство киноно-  ВНенЕне описательный чередуется со«сло-
Belt из боевых сборников неудачны. Они   ем» сверхсентиментальным. Центральная
не Выросли в прямую, откровенную НУб-   сцена ‚фильма — мнимое предательство
матери не может вызвать волнения у

лицистику — быстро сделанный,  свое-
временно выпущенный короткий, броский

Jes р ne зрителя. Еще до того как маль направи-
лась к немецкому патрулю, чтобы якобы

плакат На самую важную тему дня; они
не приобрели образной тлубины, много-

получить пять тысяч марок, за голову ан-
тифапгиста, зрителю хорошо известно, что

тональности, краткости, действенности
penne новеллы. Возникла аморфная,
езжанровая, внешнеописательная opMa, 3
т фор женщина не можег совернгить такой пол-
лости. Она это говорит Владиславу. Это
вытекает из всего ее поведения. Неуди-

нечто среднее между очерком и беллет-
вительно, что весь энергично подчеркну-

ристическим повествованием.
Не обязалельно, чтобы короткий  рас-
тый музыкой длинный прохол матери по
‚лестнице не производит сильного эмоцио-

сказ обладал парадоксальностью Амброз
нального воздействия и даже кажется за-

Бирса или Генри: даже американская

кинематография с ее классической сюжет-

ностью шла скорее от мелодраматическо-

го рассказа Брэт Гарта (картины с уча-

стием Мэри Пикфорд) и „романтической   тянутым: ситуация и заланный характер

ыы = Д. Лондона, нежели от 0. Ген- работают несинхронно. Вот почему, что-

ри. но есть ведь и другой тин новеллы, А эмоцией ар ‚ режиссер
вынужден «нажимать» на такие безотказ-
но действующие кадры, как изображение
матери у постели умирающего ребенка.
При всей внешней эффектности картины

о котором не следует забывать, — есть
«Осада мельницы» Золя, «М-ль ‹Фифи»
Мопаоссана, рассказы Мериме и собствен-
но русская традиция в военной новелли-
crake. Почему кинематографическая но-

Белла не может использовать именно

этот литературный прием? и отдельных режиссерских удачах она
Дело, однако, не в выработке универ- остается в ряду произведений, которые

сальной рецептуры, а в том, чтобы 0  лишь слегка затрагивают чувства зрителя.

войне, о жизни и смерти, о борьбе и по-
беде, о нашем бессмертном народе кино-
работники говорили со зрителем языком
художников — участников борьбы, а не
языком торопливых и суетных регистра-
торов событий. Только тогла будет най-
дена качественно новая киноновеллисти-
ческая форма, как уже найдены в наши
дни в публицистике памфлет-фельетон
Эренбурга или короткий тазетный очерк-
рассказ («Таня» Лидова, например); как
в Крымскую войну возникли «Севасто-
польские рассказы»; как 1812 rom поро-
дил великолепную форму партизанских
записок. Это памятники времени, и это
оружие в борьбе — произведения искус-
ства, которые приносят читателю горячее
ощущение жизни, обогащают духовный
мир, закаляют волю.

Как раз этого качества недостает мно-
гим новеллам боевых киносборников.

В нашем киноискусстве есть внутрен-
ние силы, способные преодолеть ложный
сентиментализм, создать новеллистические
произведения, лостойные времени.

Уже первые попытки привлечь  пол-
линных художников к созданию коротких
фильмов показали, как велики возможно-
сти советского кино в этой области. Для
примера можно остановиться на сцена-
рии «Зимняя новелла» М. Большинцова,
отличающемся единством темы и драма-
тургии. В новелле скупыми пгтрихами яр-
ко очерчены характеры, в ней строгая
собранность формы. Одной реплики до-
статочно, чтобы запомнить солдата не-
мецкой армии Мюллера, который с капи-
таном Гюльке решили, что они нопали в

В кинооборниках выработался трафарет,   окружение.
нехитрая механика которого заключается   «— Нужно сдаваться—в отчаянии г-
приблизительно в следующем: поверхно- ворит Мюллер, — я не хочу подыхаль...

<тно-описательные, безусловно — нелоку-
ментальные (и в то же время внесю-
жетные) батальные куски перемежаются

Вам-то все равно каюк... Вы начальство...
А меня они могут не тронуть.. Я что?

с наредкость искусственными сентимен-  Я простой соллат и ничего не знаю, и

тальными сценами, в которых терой не- кроме того, я австриец и моя мать из

пременно обрекается на вынужденное без- Чехии... Я, в сущности, славянин. a
ЯВ Е ‘s

действие и молчание—то погружается в
бессознательное состояние, то оказывается
опрятанным в запертой комнате от прес-
ледователей, то ‘полузарытым ов укрытии,
то овязавным и т. п. «Драматургия» же
заключается в том, что к финалу mepco-
наж тем или иным способом блатополуч-
но выводится из неприятного ‘состояния.

В сценарии H. Шчиковского «Именем

так и скажу им — я славянин.

— Молчать, трус! — сквозь зубы TOBO-
рит Гюльке. eS

Выстрел. Мюллер повернул автомат и
бессмысленно выпускает очередь в дру-
тую сторону.

Гюльке и Мюллер. Некоторое врёмя оба

родины» (режиссер Ю. Тарич) тяжело   лежат, вслушиваясь. Вдруг Мюллер вы-
раненный в голову командир Коломий-  паливает:
нев лежит без сознания. Врач безуспешно   — К чорту! — и, вокочив, кричит:—

Эи!..

Гюльке стреляет ему в спину. Мюллер
валится, падая прямо на капитана».

° Убив Мюллера, Гюльке лжет, изворачн-
вается, маскируется перед лицом своего
невидимого победителя. :

«Гюльке с поднятыми руками:

— Не стреляйте... Я славянин.. Моя
мать из Чехии... Я только что убил свое-
го. офицера... Я сдаюсь...

Спокойный белый лес.

Гюльке швыряет в сторону
автомат падает в онет. _

— Выходите! — кричит Гюльке, —я
безоружен... Я убил офицера...

Спокойный белый лес».

*

Лев Толстой писал о русских солдатах:

«То, что они делают, делают они так
просто, так малонапряженно и усилен-
но, что вы убеждены, они могут сделать
во сто раз больше.. Они все могут еде-
лать» («Севастопольские рассказы»).

Показать эту особенность, эту необы-
чайную, теперь еще неизмеримо вырос-

пытается привести его в чувство, но ни-
какие, даже сильно действуюнтие средет-
ва не помогают. Больной в бреду: Тогда
Завьялов несжиданно предлагает принять
Коломийцева в партию.

Во время речи Завьялова Коломийцев
открыл глаза, «вытянулся как бы по
номанда «смирно» и затих, слушая гром-
кие, торжественные слова... Врач напря-
женно смотрит...» Излишне  раз’яснять,
Что эта «мотивировка» — ‘пример спеку-
лятивного отношения к таким фактам на-
шей действительности, которые затраги-
вают самые священные чувства советско-
го человека — его верность, преданность
партии больнтевиков. Реальное, жизненное
событие — прием в партию воина, бой-
па, огромное решающее влияние этого со-
бытия на всю жизнь человека, на его

азтомат,

порабощения Чехословакии, он мудро ве-
щает о том, что «самыми несчастными бы-
ли те войны, которые следовало веоти, но
которые почему-либо не состоялись». Он
великолепно знает и то, что «не было еще

несостоявшейся войны, которая бы в кон- шую силу человека нашей страны, соз-
це концов не состоялась». И как только дать образ советского воина — задача,
Водичка убеждается в том, что эту