ДВА СПЕКТАКЛЯ.

Ташкент сильно изменился за год вой-
ны. Он стал неузнаваем, этот утопакиний
в зелени город с прамыми улицами-ал-
леями, с неутомонно товорливыми арыка-
MH, © небом, бездонно-лазурным днем и
тустосиним, звездным ночью. Злесь вагу-
дели новые фабрики и заводы. Город
стал кузницей боевых резервов ‘чалней ге-
роической Красной Армии, люди принес-
ли сюда новые темпы жизни, труда, твор-
чества.   :

Московскому театру Революция выпала
ответственная задача показать зрителю
изменившегося с войной Ташкента свое
искусство. Только на-днях показал он
премьеру пьесы А. Гладкова «Давным
давно», идущей здесь под названием
«Питомты славы».

Постановщики спехтакля ©. Майоров и
М. Бабанова стремились пронизать спек-
такль веселым юмором и увлекательной
романтикой. Может быть, режиссура боль-
те, чем следует, акцентировала комедий-
ные моменты пьесы, превращая порой
тероическую комедию в водевиль Но
театру все же удалось создать подлинно
патриотический спектакль.

Уснех ослектаклю принесла игра акжте-
ров, в первую очередь — М. Бабановой,
‘исполняющей роль Шуры Азаровой. С
подлинным артистическим темпераментом
‘передала Бабанова юноптеский задор, ду-
чпевную искренность, чарующую  скром-
ность этой девушки-бойца.

Очень интересный обрез Кутузова cos-
дал 0. Абдулов. Именно таким представ-
ляется нам старый фельдмаршал —
хренким стариком, чуть-чуть сутулюватым
под тяжестью прожитых лет, с живыми
тлазами, с доброй улыбкой на лице, ко-
торое становится строгим и  трозным,
когда надо решать вопросы войны или
осудить того, кто действиями своими ме-
птает ‘борьбе за независимость русского
народа.

} А. Лукьянов, игражжщий поручика Дмит-

ep

‚Небо Москвы“.

Москва...

Раздвитается занавес театра Руставели,
и з глубине сцены мы видим Красную
плошаль, Кремлевокую стену, Спасскую
балтню, заснеженные главы Василия Бла-
женного. Волнение охватывает не только
‘меня, коренного москвича, но-и моих со-
‘селей-грузин, может быть, никогда не
бывших в Москве. Котла старый учитель
истории из пьесы Георгия Мдивани взвол-
нованно говорит о судьбах древнего и
вечно юного города, он выражает чувства
каждого зрителя, кажлого советского че-
ловека. А когда Мливани перебрасывает

Е доступными театру «батальными» эффек-
действие своей пьесы «Небо Москвы»   тами. ahs
(трузинское затлавие — «У врат Моск- в

: е ий образ спектакля — старо
вы?) из московского дома в блиндаж лет- Asie sed ae о

чиков, вновь подтверждается это единет-
во фронта и тыла.

Строго говоря, «Небо Москвы» — не
ньеса, а только рял картин, евязанных
елиной темой борьбы за Москву. Видимо,
это обстоятельство побудило театр Руста-
вели (которому принадлежит первая по-
‘становка пьесы) и автора внести измене-
нин з эту ‘драму при ее перенесении на
сцепу. Некоторые из этих изменений по-
шли на пользу, но. добавление двух пое-
ледних картин оказалось лишним. Пьеса,
естественно, кончается четвертым актом:
‘летчики и их гости в обстановке настун-
ления Красной Армии радостно встреча-
ют новый, 1942 год. Добавленныекартины
кажутся взятыми из какой-то другой
пьесы, настолько они отличаются от пре-

и волнует зрителя. И в этом ето ‹ цен-
дыдущих своим содержанием, стилем и  ость.
составом действующих лиц. } 2
Народный артист СССР А. Хорава, ках А. ФЕВРАЛЬСКИЙ .
режиссер, внес в спектакль тот темпера-  Тбилиси.

re eT er eee

ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ ВТО

После полуторамесяного пребывания
Ha Западном фронте в Москву вернулся
Второй фронтовой театр Всероссийского
театрального общества, состоящий в ос-
новном из артистов театра им. Вахтанго-
ва (художественный руководитель И.
Минский).

На фронте театр дал около 80 снектаж-
лей и концертов. В Москве артисты про-
будут до 1 августа, а затем снова вые-
дут в действующую армию.

Сейчас в Москве создается Шестой
фронтовой театр Всероссийского театраль-
ного общества, репертуар которого соста-
BAT олноактные пьесы советских драма-
тургов.

По решению Комитета по делам  ис-
кусетв, из студентов Г курса актерского
факультета Государственного ` института
театрального искусства им. Луначарского
будет сформирован новый фронтовой те-
атр ВТО.

1 парка ПДКА.

рия РжевокоРо, создал образ увлежаютие-
тоея молодого гусара,  порывистомо и
безудержного, порою опрометчивого, во
всегда ренгительного и отважного. Хорозно
еытрали роли генерала Балмашова А. Ха-
ков, Лавылова-Васильева — А. Благонра-
вов, графа Нурина, oo Г. Кириллов.

Е

Театр Красной Армии Среднеазиатского
воевното окрута показал пьесу К. Симо-
нова «Русские люди». Режиссёр Н. Экк и
зесь коллектив театра осуществили по-
остановку в рекордно быстрые сроки —
в двадцать дней.
_ Снектакль о патриотизме и тероизме
русских людей, об их ненависти K Bpary,
стойкости в борьбе и тотовности пожерт-
вовать всем для победы волнует и вдох-
‘новляет зрителя. Наибольшая актерская
удача в спектакле — образ капитана Са-
фонова, созданный Н. Кувшиновым. Ак-
тер сумел передаль внутреннюю обаятоль-
ность этого русского человека,  привле-
кающего своей прямотой и мужеством,
сочетающимися с душевной мягкостью,
нежной юношеской влюбленностью. Жиз-
ненно правдиво сыграли А. Балаев роль
военфельлшера Глобы и А. Фомин —
роль начигтаба Васина. Молодая актриса
В. Бахчисарайцева © большой  искрен-
ностью воплотила один из наиболее ярких
в пьесе образов — шофера-разведчика
Вали Анощенко.

Некоторые роли тхороню намечены, но
нуждаются в дополнительной разработке.
Это в первую очередь относится к ролям
матери Сафонова ( артистка Л. Баршева)
я жены Харитонова (артистка Е. Лихо-
вич).

Спорны ‘в спектакле некоторые добав-
ления и изменения в тексте пьесы. Со-
верхненно неоправданным кажется нам
введение в пьесу нового персонажа —
украинской девушки Марины, по сущест-
ву, ничем не помогающей более глубоко
раскрыть идею пьесы.

М. ЖИВОВ

Тазижент.

мент, ту страстность и силу, которые
характеризуют его’ как актера. В спек-
такле много музыки: злесь и популярные
‘песни советского народа, и музыка, спе-
циально написанная заслуженным деяте-
лем искусств И. Туския.

Хорава норой  доститает в спектакле
сосредоточенноети, достойной серьезной и
ответственной темы. В этом сила спек-
тажля. Но, к сожалению, кое-где на пер-
вый план в постановке вырываются при?-
мы внешней выразительности, и тотда
текст заглушается грохотом боя и всеми

учителя Стрельцова—мастерски воплошен
наролным артистом CCCP А. Васадзе.
Убежденность и бесстраигие благоролного
‘патриота совмешаются в его игре со ста-
риковокой мягкостью и небольшими при-
чулами. Роли мужественного воздушного
воина, сына Стрельцова-—Ильи и комис-
сара Ладо Чачибая нашли достойных ис-
полнителей в лице артистов С. Джапа-
ридзе и Г. Сагарадзе.

Гранлиозная эпопея героической оборо-
вы Москвы многие годы будет  вдохнов-
лять мастеров искусства. Появятся про-
изведения, проникнутые большим BHYT-
ренним единетвом, чем пьеса -Мдивани.
Но спектакль «Небо Москвы» товорит о
событиях наших дней с тем непосредст-
венным чувством, ‘которое идет от сердпа

500 КОНЦЕРТОВ
НА ФРОНТЕ

В Москву приехал фронтовой джаз-ан-
самбль Ленинградского дома Красной Ар-
мии им. Кирова под художественным ру-
ководством К. Шульженко и В. Коралли.

Ансамбль с первых дней войны обелу-
кивает бойцов и командиров Ленингралд-
ского фронта. В Ленинграде театр ‚подго-
товил и показал новую программу, в ко-
торую вошли и несколько песен, напи-
санных бойцами и командирами. В репер-
туаре — «Синий платочек» с новым тек-
стом лейтенанта Максимова, «Родная сто-
рона> (текст политрука Петрова) и др.

В Ленинградском доме Красной Армии
им. Кирова ансамбль дал недавно свой
500-й концерт, отметив им годовщину ра-
боты на фронте. :

28 июля выступления
начнутся в Москве, в эстрадном

джаз-ансамбля
театре

Музыкальная общественность Англии и
США заинтересовалась седьмой симфони-
ей JI. Шостаковича еще в то время, ког-
да композитор работал над партитурой.

Интерес к симфонии возрос после’ ее ис-
полнения в Куйбышеве и Москве, носле
того, как радиослушатели во всем мире
услышали новое произвеление композито-
ра, уже завоевавшего себе пиирокое при»
знание за рубежом.

Крупнейшие дирижеры мира  обрати-
лись к композитору е просьбой выслать
партитуру седьмой симфонии для иснол-
нения ее в Англии и Америке.

В середине июня партитура симфонии
была доставлена на самолете в Лондон.
Оркестр Лондонской филармонии немедлен-
но приступил к ренетициям под руко-
BOACTBOM ‘знаменитого ‘дирижера Генри
Вуда. 22 июня 1942 теда в Лондоне co-
стоялось первое исполнение «Ленинтрад-
ской симфонии» (под этим названием
седьмая симфония Шостаковича известна
в Англии и США). На концерте, co6pan-
шем, по выражению английской прессы,
рекордную аудиторию и транслировав-
шемся по радио, присутствовал советский
посол Майский, и овации после исполне-
ния симфонии превратились в овации в
честь советского народа; вступившего в

Много новых изданий — книг, бро:
шюр, сборников — тотовитея издательст-
вами к 25-летию Великой Октябрьской
социалистической революции. Среди этих
изданий значительное место должен за
нять сборник под условным названием
«Оталинское племя».

На очередном заседании
Союза советских
тель ЦК ВЛКСМ т. Осипов рассказал о
намеченном плане этото сборника.

В сборнике «Сталинское племя» надо в
художественных очерках показать моло-
лых людей нашего времени, воспитан-
ных партией Ленина — Сталина и ком-
сомолом, — Героев Советского Союза и

президиума

ВЫСТАВКА ивоПИСИ ЗАКАВКАЗЬЯ

В помещении Грузинской картинной
таллереи в Тбилиси открылась выставка
новых полотен, посвященных отечествен-
ной войне. На выставке представлены
работы художников трех братских рес-
публик Закавказья —
и Азербайджана.

На выставку прислали свои картины
и художники Краснодарского. и Орджо-
никидзевского краев. Свои новые работы
выставили здесь также русские мастера
живониси, проживающие сейчас в Тби-
лиси: И. Грабарь, Чернышов, Сварог, Ра-
лаков, Файнберг и другие,

Эм. МИНДЛИН

-

Яхонтов предваряет, что над своей но-
вой композицией «Россия грозная» он
‘работал в киргизской столице Фрунзе.
Извеетную  символичность этого обстоя-
‘тельства мы оцениваем уже по ознаком-
лении с новым произведением Яхонто-
ва. Так хорошо знакомые строки «Моск-
ва! Москва! Как много в этом звуке для
сердца русского слилось!» обретают вдруг
новый смысл, отнюдь не утрачивая ста-
рого. Понятие «родина» стало еше mupe,
сложнее и значительней.

Композиция состоит из двух частей:
«Отечественная война 1812 тода» и «Оте-
чественная война 1941 тода». Образы
1812 тода и образы нам современные op-
танически об’единены в ней.

Герои первой части композиции «Рос-
сия грозная» — Денис Лавыдов и Куту-
зов, оставаясь истинно и прекрасно рус-
скими национальными образами, во вто-
‚рой части воспринимаются как прелтечи
тероев всех народов СССР, отважно от-
стаивающих родину от фашистов.

Моментами чтение Яхонтова носит
почти декларативный характер. Это не-
что большее, часто нечто иное, нежели
просто художественное чтение. Horna
Яхонтов читает стихи Дениса Давылова,
он как бы лелится с нами своим восхи-
шением образом Давылова. On пленен
им, национальными чертами его характе-
ра — волей, удалью, отвагой, бесстраши-
ем, прозорливостью. веселостью.

Яхонтов прибегает к внешним средет-
вам выразительности только в редких
случаях. Письмо Наполеона к Кутузову
он читает нарочито замедленно, тщатель-
HO OTTCHAS кажлое слово и даже отяже-
aaa ето.

Почти единственный раз он лвижени-

ритм прерван, Полный достоинства голое
— чей? Кутузова или нашего современ-
ника? — звучит в зале: <Я был бы про-
клят потомством, если бы меня сочли
первым зачинщиком какой бы то ни бы-
ло сделки: такова. действительная воля
нашего народа». Слушатели с блаторол-
ным, патриотическим волнением реагиру-
ют на ответ Кутузова Наполеону. Они
вилят в этом. ответе выражение своей
собственной воли — воли русского на-
рола в 1942 году, воли, что победила
Наполеона и побелит Гитлера.

Цитатами из Дениса Давыдова, Пун-
кина, Лермонтова и Льва Толстого Яхон-
тов подготовляет своего слушателя ко
второй части композиции,  литературно-
художественный материал которой соста-
вляют произведения Леонида Соболева,
Твардовского, Суркова и Симонова.

В центре второй части—речь Сталина,
посвященная 24-й годовщине Октябрь-
ской революции. Истинное искусство
чтеца-художника в том ведь и заклю-
чается, что отлично ведомые нам слова
он доносит до нашего сознания Бак бы
только что  произнесенными впервые.
Фрагменты выступлений Сталина Яхон-
тов читает просто и вместе с тем со
скрытым волнением. Перемежая выска-
зывания Сталина эпизодами ‘из сводок
Информбюро или выразительными кор-
респонденциями «Красной звезлы», Яхон-
тов перебивает газетное сообщение о раз-
троме немцами музея в Бородине, уже
читанными в первой части строками:
«Ребята! Не Москва ль за нами?» Это

не литературная реминисценция. Яхонтов
сознательно подчеркивает ощущение ор-

Новая композиция Яхонтова.

Тот же прием повторен в описании ды-
‘мящейся, подожженной немцами библио-
теки Ясной Поляны. «Я ноднял вырван-
ный из книги лист на полу и прочел...
И вновь раздается уже знакомый гнев:
ный голос, повторяющий слова Кутузова,
обращенные к Вольцотену: «Вы. видели!
Вы видели!». Нет, это не видения прош-
лого возникают в дыму пожаров нашей
отечественной войны. Это в ряды борю-
щихся с Гитлером вступают все великие
русские люди, когда бы, в какие бы вре-
мена ни жили они, — и Пушкин, и Тол-
стой, и Чайковский, и Павлов, и Суво-
ров, и Кутузов — все тении, которы
выковал народ-колосс. ;
В лирических военных стихах поэтов-
фронтовиков Твардовского, Суркова и
Симонова Яхонтов раскрывает героиче-
ский эпос войны.

как лирические стихи. Известное лириче-
ское стихотворение Симонова «Жди
меня» в чтении Яхонтовым неожиданно

словно
что искусство

автор. Яхонтов хочет

нае,

петь. Личная лирическая
стает в эпически-философскую.
Яхонтов нашел  благодарную

образом «России грозной».
вает свою композицию

сней» Пушкина, которую вслед

щенных к нам — людям
ликого времени:

тьма».

Бюст Д. Д. Шостаковича. Скульптор И. Слозиия.

Седьмая симфония Д, Шостаковича в Англии и США

стательную оценку симфонии.

В СОЮЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ

„СТАЛИНСКОЕ ПЛЕМЯ“

нисателей  представи-

Трузии, Армении

Героические эпизоды
из сводок Информбюро он читает порой

обретает смысл, быть может, горазло бо-
лее широкий, нежели имел это в виду
: убедить
побеждать—это в то
же время искусство ждать, верить и тер-
тема перера-

ауднто-
рию. Он воодушевил ее художественным
Он заканчи-
«Вакхической пе-
затем
повторяет в музыкальной интерпретации
Чайковского вокальный квартет. И взвол-
нованный слушатель ошущает вею силу
и великий злоболневный смысл вдохно-
венных пушкинских строф, словно обра-

прозното и ве-

«Ла здравствует солнце. Да скроется

Исполнилось пятьдесят лет 60 RHA
смерти одного из популярнейших поэтов
латыпгского народа Эдуэрда Вейденбаум-
ea (pox. B 1867, ум. в 1892). Латвия, вре-
менно захваченная немепко-фашистскими
оккупантами, не может достойно отме-

бавумса давно уже принадлежат народу,
и никакие зверства оккупантов ве в си-
лах заглуигить их могучий, зовущий на
борьбу с угнетателями напев.

Творчество Эдуарда Вейденбаумса пада-
ет на. 80-е годы пропглого. столетия, кот-
да в жизни Латвии явственно уже ощу-
щались нарастание и обострение борьбы,
направленной и против давних притесни-
телей — немецких баронов и против соб-
ственных «национальных» угнетателей и
.аконлоататоров латышекого народа. В Ри-
те, Лепае, Вентспилсе и других городах к
тому времени образовались крупные про-
мышленные предприятия с десятками
тысяч рабочих. Рабочве об’единялись В
кружки; назревали первые конфликты;
вспыхивали первые забастовки.

Летом 15888 тода в Дернте образуется
неофипиальное студенческое общество
«Нийн-колония». В нем об’единяется про-
грессивно мыслящее латышское студен-
чество тото времени, горящее желанием
помочь своему страждущему народу.

Эдним из организаторов «Пийп-коло-
нии> был Эдуард  Вейденбауме. Он ро-
дился в бедной крестьянской семье, хо-
рошо знал жизнь рабочих и крестьян,
сам испытал нужду и лишения. Эти об-
стоятельства придали его критике 0осо-
бую остроту и реалистичность, хотя он
еще не вполне ясно представляя себе
настоящие пути борьбы за новую жизнь.

Вейденбаумс выступал с докладами на
острые по тем временам темы: «Иеториче-
ское развитие и философская основа сво-
да законов», «Частная и общая собствен-
ность», «Дуэль в наше время», «Больше
света» и т. д.

Несмотря на то, что нодлинная нище-

*

этот день во второй год войны © гитяе-
ровекой Гермаичей.

На следующий день в автлийской прес-
се появились реценаии, давтие высокую
оценку новому произведению Шостакови-
ча, а 24 июня Британокая радновещатель-
ная компания организсвала передачу от-
рывков из всех четырех частей симфонии
с нояснениями известного дирижера и
композитора Алана Буша.

В начале июля, после прибытия эк-
земпляров партитуры симфонии в США,
}Постакович получил телеграмму от Toc-
ванини. Он сообщал, что с радостью  го-
товитоя 19 июля исполнить симфонию,
которая произвела на него глубокое впе-
чатление еще‘ во время просмотра парти-
туры. .

‚В назначенный лень оркестр Нанио-
нальной радиовещательной компании США
(МВС) в Нью-Йорке, в составе 150 чело-
век, впервые в Амернке исполнил седь-
мую симфонию Шостаковича. Концерт
транслировался многими американскими
радиостанциями.

Американская пресса также дала бли-
На имя
композитора продолжают поступать из-за
границы многочисленные поздравления от
виднейших музыкальных деятелей.

На книжном
базаре

В Москве, на Тверском бульваре, oT-
крылея традиционный книжный базар. У
киосков и прилавков,
MH, идет оживленная торговля. Много
книг в отделах политической литературы.
Отсюда книги уносят стопками: новые то-
мики сочинений В. И. Ленина, книг
И. В. Сталина «О великой отечественной
войне Советского Союза», брошюры, блок-
ноты агитатора... За два дня здесь рас-
продано книг на 8.000 рублей. Как всег-
да. хотошо раскупается техническая и
специальная литература. Больнюй спрос
в этом году имеют книги по сельскому хо-
зяйству. особенно по отородничеству. —

Среди посетителей базара—много BoeH-
ных. Они любовно и подолгу выбирают
книги, колеблются, какой из них отдать
предпочтение — много с собой на фронт
не возьмешь — потом укладывают книгу в
вещевой мешок вместе с самыми необхо-
димыми на войне вещами.

Оживленно у киосков букинистов. Здесь
собираются знатоки и коллекционеры кни-
ти. Они готовы часами рыться в книж-
ном развале, перебирать потершиеся не-
реплеты,  перелистывать пожелтевитие
страницы, Интересная’ находка привлека-
ет всеобщее внимание. Книга переходит
из рук в руки, ее разтлядывают, о ней

Героев Социалистнческого Труда. лучших говорят. . f

представителей молодежи в науке, ие- Много здесь и школьников. Они уносят
хусстве, литературе. с базара произведения Лермонтова, Шек-
Принявшие участие в обсуждении   спира. Мольера.

плана С. Маршак, Л. Сейфуллина, П. Ско-
сырев, В. Шишков, 0. Резник, А. Гурвич
и др. подчеркивая значение этого юби-
лейноге, издания, говорили о том, что
авторский коллектив должен со всей лю-
бовью взяться за создание книги. Книга
будет писаться на фронте, в Москве, в
Ленинтраде, в Свердловоке, Алма-Ата
для того, чтобы показать лучших ипред-
ставителей советской молодежи, сражаю-
лцихся и на фронтах великой отечествен-
ной войны и на трудовом фронте. °

На Московском книжном базаре — свы-
me 150 тые. томов книг. За первые два
дня продано около 24 тыс. томов.

Искусство в дни
уборочной кампании

Управление по делам искусств’ при СНК
РОФСР утвердило план художественного
обслуживания уборочной кампании зре-
лищными прелприятиями. 896 театраль-
ных и концертных бригад дадут в код-
хозах, совхозах и MTC 33.470 выступле-
ний.

Комитет по делам искусств при CHE
СССР предложил направить в колхозы и
ссвхозы для обслуживания колхозного се-
ла в период уборочной кампании все’ те-
атры третьей и четвертой трупп, включив

По Советской
стране

ЕРЕВАН. Армянскый государственный театр

оперы и балета им. Спендиарова подготовил  В Репертуар лучшие спектакли. Реснуб-
первую постановку ма армянской сцене из-  ликанские, краевые и областные театры
вестной героической дперы азербайджанского

выделяют специальные бригады для 06-
служивания колхозного села В периэд
уборки урожая. Учащиеся художествен-
ных учебных заведений привлекаются к
участию в концертных н театральных

бригадах, выезжающих для обслуживания
ксахозников.

композитора Уз. Ганжибекова «Кер-оглы». Опе-
ра идет в ностановке В. Аджемяна и оформ-
лении худ. Арутчяна. Дирижер Будагян.
Заглавную роль исполняет нар. артист pev-
публики Шара Тальян. ©

ТБИЛИСИ. Русский драматический театр
им. Грибоедова закончил работу вад новой
остановкой «Барвары» М. Горького, предна-
зваченной для показа в будущем сезоне.
Спектакль поставлен режиссером А. Ридаль,
оформление худ. В. Иванова.

БАРНАУЛ. Коллектив Алтайского краевого
концертно-встрадного бюро отказался от за-
планированной дю конна 1942 г. государствен-
‘ной дотации в сумме 275.000 рублей и передал
ее в Фонд обороны страны.

ФРУНЗЕ, 2 июля при переполненном зале
Тосударственным симфоническим оркестром
Союза CCP впервые в Киргизии была иенол-
нена седьмая симфония Д. Шостаковича. Ди-
ртижировал Натан Рахлин, Концерт прошел е
огромным успехом.

Киргизокий государственный театр пока-
зая пьесу ФБахтерова и Разумовского «Пол-
ководен Фуворов> (перевод К. Эштмамбетова).
Постановка   режиссера А. Айдаркулова, xy-
дожник Я. ПНоффер. Роль Оуворова исполня-
ет нар. артист республики К. Ешимбеков.

ТАШКЕНТ. В Союзе писателей состоялся
творческий вечер поэта Мих. Голодного. Поэт
прочел стихи из своей новой книги «Дорога в
Запорожье», выпускаемой в Танкенте изда-
тельством’ «Советский писатель». В Госизлате
Узбекистана въипла книжка етихов М. Голод-
ного: «Несни и баллады отечественной войны».

АШХАБАД. В Ашхабадекой студии нача-
лаеь Подготовка к семкам художественного
‘фильма «Партизаны в степях Украины» по
“мотивам одноименной пьесы А. Корнейчука.
Ностановка фильма поручена режиссеру
И. Сазченко.

СТАЛИНАБАД. Режиссер В. Юренев оннмает
в Сталинабадокой киностудии фильм ‹Желез-
ный ангел» по сиенарию Н. Богланова ни
А. Каплера. В фильме показан боевой эпизод
из жизни летчиков в дни великой  оте-
чественной войны.

ЛЕНИНГРАД. В Ленингрылоком раднокоми-
тете состоялось совещание писателей, созвач-
вое отделом агитации м пронаганды Горкома
BRO(6) н редакцией литературно-драматиче-
екого вещания. Участники осовешания o6cy-
дили тематический план заказов писателям
произведений, специально предназначенных
дня радно. 00бо отмечалась потребность в
создании произведений на ленинградокие те-
‘мы, © моральном облике советского человека,
© HalllHX военных комиссарах и командирах.

ГРОЗНЫЙ. В Чечено-Ингуеком драматиче-
ском театре начались репетиции комедни Голь-
Roun «Слуга двух господ». Постановка — васл.
артиста республики Овободина. Труфальлино
играют засл. артисты республики Бадуев мн

Музеи и отечественная война

21 июля в Москве открылась
Научно-исследовалельского института му-
зейной и краеведческой работы,

кой отечественной войны.

ред работниками музеев: сохранение
куированных музейных ценностей и
материалов 06 отечественной войне.

чальник Музейно-краеведческого
Наркомпроса А, Маневский.

работе лекторов Исторического музея

ках
клады руководителей
щениями о разрушениях,
фапеистскими варварами
стою в Ясной Ноляне
Ц. Чайковокого в

порнин и А. Данилова.

музейного хранения культурных

солисты Иващенко ин Колодуб. Зрители тен-

ло принимают спектажль. © краеведческой работе.

тить эту годовщину. Но песни Вейден-

заваленных книга--

сессия

ноевя-
щенная деятельности музеев в дни вели-

Открывая сессию, зам. наркома просве-
щения РСФСР тов. Н. Гаврилов подчеркнул
две основные задачи, стоящие сейчас пе-

oe
С большим, насыщенным интересными
фактами докладом о перестройке” музей-

ной работы во время войны выступил на-
отдела

На сессии были заслушаны доклады о
в
частях РККА, о лекционной работе Дар-
виновокого музея, о выставках--нередвиж-

Литературного музея, & также соло-

Серпуховского,
Дмитровского и Шуйского музеев. С сооб-
причиненных
музею Л. Тол-
KH домику-музею
ну, выступили
С. Толстая ин М. Риттих. 0 ны
Hun Калининского краеведческого музея
и Истринского музея рассказали А’ То-

На сесони обсуждаются таклке вопросы
ценно-
стей в. военное время (докладчик М. Ко-
марова) н подчинення краеведческой pa-
боты задачам обороны страны (докладчик
И. Кряжин). Несколько докладов посвя-
щено охране памятников культуры и нс-
кусства в условиях войны. С сообщением
об обследовании и фиксации разрушения

ссобщения директоров областных музеев

ПЕВЕЦ БОРЬБЫ И СВОБОДЫ

та неоднократно принуждала поэта пре
рывать занятия в университете, Вейден»
баумс был образованнейшим человеком
своего времени. Он изучил около десят
ка иностранных языков и переводил ня
латышский язык классиков мировой ли»
тературы —- Горация, ПТиллера, Гейне
Мопассана, русских писателей.

Судьбы поэта глубоко трагична. Голод
я лишения’ сделали .cBoe дело. Вейден-
бауме умер очень рано —— всего 25 лет
от роду. Но ‘творчество его оставило глу»
бокий след в  латышекой литературы
Каждая строка поэта насъицена тлубо»,
кой мыслью и подлинной страстью,

Лучшие стихотворения Вейденбаумса— 4
«Нет справедливости на нашей земле»,
«По горам и долам Латвии», «Опять
явился Новый Род, но все по-старому оо-
талось?», «Проснись проснись же, дух
свободный», «Словно лебеди, белые ту»
чи» и др.

Это был сильный духом человек) era
работоспоеобность была изумительна,
‘равно как и его твердость в отстаивания
свонх идеалов. Враждебный поэту мир
жестоко ему мстил за себя. Ни одно из.
стихотворений Вейденбаумса. за исклю-
зением переводов, не пало в печать
при жизни поэта. Несмотря на это, поэ-
зия  Вейденбаумеа сыграла етромную
воспитательную и боевую роль в жизни
латьпиского народа. Стихи любимого по-
эта переписывались от руки,  заучива-
лись наизусть, распространялись с неи-
моверной быстротой. Они тут же пре-
вращались в песня, эти песни пел.
весь народ.

С новой силой живут ати песни се“
тодня. Боевым кличем звучат слова поз- 7
та, призывающие народ на борьбу © ум
нетателями:

Нроенись, проснись же, дух
vere свободный,
Воспрянь могуч и рабства тнет

‘разбей.

Юлий ВАНАГС

Памяти Д. Н. Ушакова

23 июля в МГУ состоялось совмест“
ное заседание филологического факульте»
та МГУ и Института языка и иисьменно-
сти Академии наук, посвященное памяти
выдающегося русского лингвиста, члена-
корреспондент» Академии наук CCCP,
доктора филологических наук, профессора
Д.Н. Ушакова.

‚ Поеле вступительного слова проф.
А. Еголина, отметившего громадные з8-
слути Д. Н. Ушакова перед русской куль-
турой H охарактеризовавшем покойного
ученого, как человека большой нравствен-
ной силы и личного обаяния, выступили
е докладами ученики Д. Н. Ушакова —

проф. Г. Винокур (Жизненный путь
д. Н. Ушакова»), С. Ожегов (Толковый
словарь русского языка под ред. ЛД. Н.

Ушакова>), А. Реформатский («Труды Д.Н,
Ушакова по русской орфотрафии и орфоч
эпии?), В. Филипнов («Д. Н. Ушаков и
театр»), С. Высотский (‹Русская диалек-
тология в трудах Д. Н. Ушакова»), проф.
М. Петерсон («Общее языковеление и рус-
ская грамматика в трудах Д. Н. Ушако-
ва»), Н. Шенпетова («Д. Н. Ушаков и учи-
тельство»).

Предполагается издание оборника, по-
священного памяти Д. Н. Ушакова.

НОВЫЙ ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ

При Центральном научно-методическом
институте санитарного просвещения Hap-
комздрава СССР в Москве созлан Театр
малых форм, ставящий своей задачей рас- `
пространение санитарно-оборонных  зназ
ний и популяризацию теронческото труда
медицинских работников на фронте и в
тылу.

Театр состоит из двух бригад: одна бу*
дет обслуживать взрослых зрителей, apy
тая — детей.

Каждая программа состоит из миниа-
тюр, скетчей, драматических произведений
и эстрадных номеров:

Детская бригала театра уже приступил
к работе. Актеры ее — дети железнодо-
рожников Московского узла в возрасте от
8 до 14 лет,

Московская
хроника

* Tpw пьесы советских дра
Е матургов б
тотовить одновременно московский театр =

Ленсовета. Режиссер П. Сазонов
; приступает
к ностановке комедии
I
TE: Hecke «Трижды убитый»

Е. Страдомская будет ставить пьесу
ae Bos Москвы» В. Гусева, Н. Горча-
< ъе похож

НТвейка» м. ею es

*Ж Архивы выдающихся деятелей искусства
будут приобретаться в собственность государ
ства комиссией, созданной Комитетом по де
лам искусств в составе Ю. Калалиникова
{председатель), Е. Колосовой, М. Григорьева,
Б. Алперса и В. Балабана.

№ 101-ю годовщину co дня смертн М. Ю
Лермонтова отмечает 25 июля Московская
ee большим литературно-музыкаль-

чером в ко di
Pou Dp концертном зале’ им. Чай

\ Секция по изучению национального теат
ра народов СССР еоздана Всеросеийским теат-
ральным обществом.

* Редакцнонную коллегию книги «Советская
музыка за 25 лет» утвердия Комитет по де
лам искусств в составе: Б. Асафьева, А. Аль
итванта, М. Гринберга, Д. Кабалевского, A. Jy
Фера, Н. Мясковского, Т. Цытович. С. Шлиф-
нтейна и Д. ПТостаковича (тредеедатель ре
Дакционной коллегии).

*Ж Красноармейский ансамбль песни и пляска
MITBO создается в Москве по решению комам.
дования Моековской противовоздушной оборо

«Девушка

ны. Художественным руководителем ансамбяя
приглалнен И. Ильин. Готовятся обозрения
«Мы заптишщаем сердце родины» и «Б подмое

ковных небесах».

% Для выставки «Великая отечественная
война» на очередном заседании Комиссии WW
отбору художественных произведений в Ко
митете по делам искусств принят лубок «Ilona:
внг Ивана Сивкова» В. Литвинцева, утвержде-
вы эскизы скульптур «Конница в наступле“
ния» Н. Лаврова и «Летчик Талалихин» Г. Кее
иннова, эскизы картин «Зоя Космодемьян-
ская» И. Гурвича, «Танковый десант» 5, XBo-
cTenk6 # ap.
№ © работе художников Ленныграда в дих
войны рассказал московским художникам В
своем докладе председатель союза ленинград»
кнх художников В. Оеров,

* Поэты-фроитовики и. Сельвинский №
И. Френкель выступили с творческими отче
тами на заседании военной комиссии Союза
писателей. На последнем заседании комиссий
выступили Е, Габрилович и В. ПШмерлинг.

Ж Премьера балета «Лон-Кихот» состоится 4$
2 июля в филиале Большого тватра Союза \
СОР. Сценическая редакция и режиссура — Л
М. Габовича, новые танцы поставлены К Го-*
лейзовеким, художники спектакля — В. Мак
симов и Л. Федорова. Главные роли испол-
няют: ©. Мессерер (Китри), В. Голубин (B3-

в зиль), В. Рябпев «Санчо-Панео), В. Омольшо8
ева ее 10. aR

и балета, возобновил в Уфе’ HOeraHEEY Baws: п и

‘сической украинской оперы  «Наталка-Полтав.   (ИСТРА Волоколамск, Можайск, Бороди- Редакционная коллегия: _Т, ЗУЕВА,
к. Постановщик — народный артист УССР   #0), выступил проф. А. Смирнов. Доклад   А. КАПЛЕР, Е. КОВАЛЬЧИК, Л. СУР»
Манзий, дирижер — заслуженный артнст УОСР   о показе материалов великой отечествен-   КОВ, А. СОЛОДОВНИКОВ, А. ФА-
oe главных ролях — народные арти-  ной войны в музейной экспозиции  сде- ДЕЕВ (отв, елактор) 7

сты Наторжинский и Воя Гайдай, за- лал Г. Серебренн з так Spies i= ue ——
служенные артисты УССР Райская и Минаев; - рез Е аслущаны ne

Издатель: Государственное
издательство «ИСКУССТВО»

ех подчеркивает смысл читаемого. Но вот! танического единства русской истории.

а. ЛИТЕРАТУРА и Искусство =!

i а ны 0
166628

Адрес редакцив: Москва, Синридоновка, 3, телефон К 4-76-04,

Типография издательства «Московский большевик»,

Чистые пруды, 8.

УЧ