У
ц-

BOL
m
в ^
THO
ВИ
30]

<

eB
[1
zit
Hat
rex
ye-
рт

bho
mt
ua
Tb,
Я
ow
He
р-

Я
if
Я

wil
pa
es
i

gn
wi

зат в первую очередь езм кандилат нар-

3 ЯНВАРЯ 19

ЕН

41 г.,

ори

Il

№3 (8411)

SSS ee

A р

Кандидаты в члены ВКП(б)
в просроченным стажем

Больше восьми лет прошло, как тов.
Бесчаснова приняли кандидатом в члены
BRII(6). 3a 370 BpeMa немало ряховых лю-
дей Брянского завела имени Кирова, на ко-
тором работает мастером тов. Бесчаенов,
приобрели серьезные знания, повысили
преизводственную квалификапию, расши-
рили CBO культурный и политический
кругозор. Многие из них выдвинуты на
руководящие посты. j

He может похвалиться своим ростом
лишь тов. Бесчаснов. Уровень его знаний
не намного изменился за восемь лет.

В своей политической отсталости вино-

ти, который проявил исключительную
беззаботноеть. Но нельзя обойти и партий-
ную организацию цеха № 1, которая, при-
няв тов. Бесчаснова в евои ряды, забыла
в нем, о ето воспитании.

Вступив в партяю, тов. Бесчаснов не по-
чувствовал на себе влияния парторганиза-
ции. Ему не дали никакого партийного
поручения, не вовлекли в активную обще-
ственную жизнь. Постепенно tos. Bectac-
нов оторвался от организации. Заметили,
что он выпивает. Послеловало решение
партийного собрания: на тов. Бесчаенова
наложили взыскание. Это было в 1934 го-
ху. Вот и все, что сделала за восемь лет
парторганизация по воспитанию тов. Бес-
часнова. ;

2-Это — не единичный пример. На Брян-
ком заводе имени ВБирова около 200 кан-
дилатев партии. И у большинства из них
давно проерочен канлилатский стаж. Есть
нёмало кандидатов партни с стажем хо
10 лет. Заводекая партийная организация
He BeleT систематической воспитательной
работы с кандилатами. Для некоторых кан-
дидатов прохождение кандидатского стажа
превратилось в пустую формальность.

Не лучше положение и в ряде других
партийных организаций города. Даже по-
сле июльского постановления ПВ ВЕП(б)
некоторые руководители парторганизаций
допускают грубейшие ошибки в руковод-
стве делом приема в члены партии, в
воспитания кандидатов. Вместо кропотли-
вой повселневной воспитательной работы в
кандидатами партийное собрание резерва
проводников станции Брянск-[ в’ присут-
ствии секретаря тов. Глебкина приняло
однажды такое решение: «Обязать канхида-
тов с просроченным стажем немелленно
представить документы для принятия в
члены ВЁИ(б)».

Нечего доказывать, что такое решение
является вредным, противоречащим указа-
ниям ЦВ ВЕИСб) о строгом индивидуаль-
ном отборе в партию.

Получается это потому, что и сам Брян-
ский горком партии недостаточно серьезно
относится к приему в партию, не прояв-
ляет должной заботы о воспитании канди-
латов. В октябре 1940 года на пленуме
торкома выступил © докладом о выпол-
нении июльского постановления ЦЕ ВЕП(б)
заведующий  оргинструвтореким отделом
тов. Шульженко. Ero доклад не удо-
влетворил членов пленума. Тов. Шуль-
женко почти ничего не сказал о воспита-
нии кандидатов, 06 исправлении ошибок,
допущенных парторганизациями при прие-
ме в партию.

Решено было на очередном пленуме гор-
кома отдельно поставить этот вопрос в по-
веетку дня. Так и сделали. На очерехном
пленуме, помимо вопрос» о пропатанде, в
повестку дня внесли отчет о приеме в пар-
тию. Но к удивлению собравшихся, вместо
доклада о том, как выполняетея постано-
вление ЦЕ ВЁЦ(6), была сделана небольшая
ниформация. Вопрос о работе с кандидата-
ми опять оказалея забытым. Без всякого
обсуждения отчета один из членов бюро
торкома зачитал заранее приготовленную
резолюцию, ее проголосовали и этим огра-
НИЧИлиСЬ.

Слабая воспитательная работа с канли-
датами дает себя знать: в городской пар-
THHHO организация 100 человек имеют
просроченный кандихатский стаж.

М. СИМАНОВСКИЙ.
г. Брянск.

—-

БЮРО ОБКОМА ПАРТИИ ОБСУЖДАЕТ

НОМЕР РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ

УЛАН-УДЭ, 2 января. (Корр. «Прав-
ды»). Пионеры и школьники Кабанского
района, Бурят-Монгольской ACCP, шеф-
ствуют над Болхозными животноволческими
фермами, помогая колхозникам вырастить
и сохранить племенной молодняк. Лучшие
пионеры-шефы стали ‘участниками Bee-
союзной сельжохозяйственной выставки.
Бабанская районная газета «Сталинский
путь» широко освещает на своих етрани-
Wax работу школ и пионерских отрядов
в поттефных фермах.

Недавно газет» «Сталинский путь»
посвятил пионерам кабанской  ерелней
школы, осуществляющим шефство нал кол-
хозными животноводческими фермами, стра-
ницу, где пионеры рассказывали © своих
достижениях.

Бурят-Монгольский обком партии заин-
тересовался инициативой газеты &Сталин-
СЕИЙ путь» и Ha заседании бюро
детально обсулил эту страницу. Отметив
хорошую инициативу газеты, обком ВЁП(б)
предложнл всем райкомам партни помочь
пнонереким отрядам широко внедрить шеф-
ство над колхозными животноволческими
бермами. Релакциях районных газет прел-
ложено систематически освещать на евоих
страницах опыт лучших нионереких отря-
дов в осуществлении шефства над жи-
ветноводством.

—о—

( ЗАСЕДАНИЯХ ПРАВЛЕНИЙ КОЛХОЗОВ

КРАСНОДАР, 2 января. (Норр. «Прав-
ды»). Ивановекий райком партии обсутия
вопрос © практике проведения заседаний
правлений колхозов. На бюро райкома вы-
яенилось, что правления — колхозов
«14 Октябрь», имени Ерупской и другие
He ичеют плана проведения  заселаний
правлений колхозов. На заседаниях разби-
рают случайные вопросы. Принятые реше-
ния часто не записываются в протоколы.
Сами протоколы иншутся небрежно. Е

Райком вынес по этому вопросу обетоя-
тельное решение, рекомендовав колхозам
иметь план заселаний правлений, гото-
виться к кажлому заседанию, тщательно
оформлять нротоколы. ,

+ a SS

T И Й Н

А Я К И

ГОТОВИТЬ РЕЗЕРВЫ ПАРТИЙНЫХ
И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ

На столе— высокая пачка аккуратно сло-
женных дел. Указывая на нее рукой, се-
кретарь Краматорского горкома  КИ(б)У
тов. Авраменко говорит:
наши кадры. 200 человек на-
считывается сейчас у нас в резерве. Берк
и выдвигай на руководящую работу. Да
некуда. \ ;

— Неужели y вас нет спрос» на
кадры?

— Представьте, что да. Правда, есть
нужда в квалифицированных опытных ра-
ботниках, а таких как раз мы и не имеем.

— Вакую же ведет работу горком с реё-
зервом, чтобы подготовить нужные пар-
тийно-хозяйственные кадры?

— Собственно говоря, какую же рабо-
ту мы можем вести? Вее, что or нае
зависело, — сделано. Взяли на учет всех,
кого можно выхвинуть. Завели Ha них
личные дела, кое с кем побеседовали. А
что еще можно делать?

Заявление секретаря горкома тов. Авра-
менко полностью отображает  порочную
практику работы отдела кадров. Создание
резерва партийно-хозяйственных кадров
при горкоме здесь понимают как узко-
формальное дело. Работники горкома счи-
тают, что для того, чтобы создать резер-
вы, достаточно выявить коммунистов-акти-
вистов и заполнить на них анкету. Вос-
питание же резерва, обучение ero боль-
шевистскому стилю руководства отводится
на задний план или совсем не ocy-
ществляется. Не соответствует  действи-
тельности и заявление секретаря о том,
что некуда выдвигать кадры из создан-
ного резерва.

Ераматорск — крупнейший  индустри-
альный центр Донбасса. Здееь  находятся
мапгиностроительные, — металлургический,
коксохимический, цементные заводы,  де-
сятки предприятий местной промышленно-
сти. За тоды сталинских пятилеток зна-
чительно вырос и город с его хозяйством.
Десятки тысяч рабочих и интеллигенции
заняты на предприятиях и в учреждениях.
Спрос на кадры, и не только на «квалифи-
цированные», но и на «ряловые», огро-
мен. Чтобы удовлетворить его полностью,
нужно систематически готовить  партий-
ных, советских, хозяйственных, профсотоз-
ных и торговых работников. А этого-то в
Краматорске как раз и нет. Здесь
не знают свои кадры, не работают с ними,
не воспитывают их,

Мы наблюдали, как У секретаря по
кадрам подбирали работников для школ
$30 и ремесленных училищ. Из шкафа
извлекли пачки дел по учету кадров.
Пять человек, склонившись над анкетами,
«комплектовали» будущие школы масте-
рами. Ни об одной названной кандидатуре
никто не мог сказать больше того, что
написано в анкетных данных.

Поверхностное знание кадров, суждение
0 TOM или ином руководящем работнике
10 анкетных данным, нередко приводит
& плачевным результатам. Неудачен был
подбор отдельных работников даже в анпа-
рат горкома партии.

Было. бы, конечно, ошибочно сказать,
что все работники, подобранные отделом
кадров горкома, не смотли пройти ‘про-
верки. 3» время, прошедшее после ХУШ

Обсудив статью под этим названием
(«Празда» за 16 декабря), бюро Ново-Про-
мыниленного райкома партии гор. Калинина
признало ее совершенно правильной. Бюро
райкома отметило, что бюро не обеспечило
систематической проверки исполнения сво-
их решений, не организовало контроля за
ходом строительно-монтажных работ на
стройках новых предприятий.

с’езда ВЕПСб), в Краматорске вылвинули
на руководящую партийную, хозяйствен-
ную и советскую работу болыное количество
выросших активистов. Значительно укреп-
лены торговые организации, улучшилоеь
положение с техническими кадрами на за-
водах за счет передвижения инженеров и
техников из анпарата на производство.

_ Ho, выдвинув растущих товаришей на
руководящую работу, горком на второй же
день забывает о них, упускает из виду
молодых работников, не следит за их ро-
стом, не помогает им совершенствоваться.
На последних выборах руководящих пар-
тийных органов 79’ человек впервые‘ при-
шли на руководящую партийную работу.
И вполне законно эти коммунисты требо-
вали помощи в горкоме, так как они
не имеют необходимого опыта руководя-
щей работы. Вместо того, чтобы серьезно,
повседневно помогать этим кадрам в прак-
тической их работе, в повышении идейно-
политического уровня, горком решил од-
ним махом решить эти вопросы. Был орга-
низован двухдневный семинар. Его про-
слушали 50 человек.

— А как остальные?

— Кое с кем индивидуально побеседо-
вали. Рассказали 0б обязанностях и пово-
ветовали учиться на практике. Нет луч-
шей колы, чем практика, — товорит
тов. Авраменко.

Правда, в горкоме партии иногда соби-
рают секретарей первичных партийных
организаций, но на этих совещаниях мень-
ше веего говорят о практике партийной
работы, об опыте лучших секретарей пар-
тийных организаций. Совещания, как пра-
вило, созываются для «накачки». И впол-
не понятно, что такие совещания очень
мало дают молодым партийным работникам.

Такая практика работы с кадрами при-
вела к тому, что. многие, недавно  при-
шедшие к руководству товарищи были
сняты © работы как «несправившиеся».
Уже после выборов руководящих партий-
ных органов в первичных организациях
Браматорска освобождены от работы как
«несправившиеся» многие секретари парт-
организаций. На крупнейшем
им. Сталина Ha протяжении восьми ме-
сяцев `не было секретаря заводского пар-
тийного комитета. Работу вели два, зама-
стителя секретаря поочередно. В горкоме
это об’ясняют тем, что никак не могли
подобрать подходящей кандидатуры на эту
работу. Партийные работники Epauarop-
ска рассказывают:

— 5 нас в горкоме особенно известны
два отдела — отдел кадров и оргинструк-
торский отдел. Первый очень чаето тото-
вит проекты на бюро горкома 0 вы-
лвижении, & второй—0 снятии. Получается
так, что люди постоянно в движении, по-
долгу на одной работе не задерживаются,
а это и на работниках, и на самой работе
отражается болезненно.

И это вее потому, что в Краматорске
поверхностно подходят к проверке, изу-
чению и выдвижению кадров, не оказы-
вают повседневной поддержки вылвинутым
товарищам, не создают настоящий резерв
партийно-хозяйственных кадров.

Д. АКУЛЬШИН.

г. Краматорск.

Ho следам материалов «Правды»
ere rl

«НОВЗ-ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙКОМ ПЛОХО РУКОВОДИТ СТРОИТЕЛЬСТВОМ»

Бюро райкома приняло рял мер для

успешного окончания строительства. Нер-.

вичным парторганизациям предложено на-
править все усилия коммунистов на укре-
пление единоначалия и трудовой дисципли-
ны, организовать социалистическое сорев-
нование, улучшить партийно-массовую ра-
боту.

В г. Воропиловграде;, на улице
В. Маркса, сооружен в виде арки памят-
ник. Над колоннадой памятника блестит
серебром надпись: «Слава героям обороны
Луганска — борцам за дело пролетарской
революции». За гранеными колоннами на
мраморных лосках золотыми буквами вы-
сечены их имена.

Этот скорбный список начинает Пархо-
менко А. Я., & за ним идет еще двести
двалцать имен и фамилий.

Отлитый из бронзы, Пархоменко с доски
вышел на правое крыло памятника. Через
плечо у него маузер, в правой руке —
бинокль, а левой поддерживает саблю.
Готовый каждую минуту шагнуть вперел,
OW Bech преисполнен безграничной отваги
и глубокой веры в победу рабочего класса.

Позади памятника, за сквером, лежит,
окруженный высокой стеной, завод, назы-
вавшийся когда-то патронным. В 1906 г.
с этого завода уволили шаровщика Але-
ксанхра Пархоменко за «политическую He-
благоналежность». Администрация не ошгиб-
лась: Пархоменко стал большевяком еще
два года ло этого. По заданию партийного
комитета он распространяет прокламации
на заводе, организовывает и руководит
боевым отрялом, сам учится и обучает
хругих стрельбе из револьвера, метанию
бомб, отбиванию полицейских набегов.

был исколесить весь юг России, но перед
«неблагоналежным» везде были закрыты
ророта, так как «черные списки», ‘где
красовалось и его имя, рассылалиеь по
всем предприятиям. Кроме того, за Пархо-
менко, как 3& большевиком-полпольщиком,
по пятам следовала полиция. От природы
жизнерадостный и неутомимый, Пархомен-
ко, подбалривая жену, говорил:

— Bor так и географию . выучим, в
школе He пришлось. Цоблем еще в Де-
бальцево!

И они ехали в Дебальцево, но после
первой же массовки, им организованной,
его арестовывают и сулят; потом аресто-
вывают в Севастополе и снова сулят. Нро-
веля большую часть времени по тюрьмам,
Пархоменко улается только через десять
лет енова устроиться в Луганске на па-
тронном заводе, который в это время ра-
ботал уже «на оборону».

жж х *
Мировая война второй год уже калечи-

ла людей. На фронт лни и ночи шли эше-
лоны с пополнениями. Они теперь состоя-

` АЛЕКСАНДР ПАРХОМЕНКО

В поисках работы Нархоменко должен! С

ли преимущественно из тех, кто не мог
дольше мириться с грабежами, творивши-
мися на шахтах и заводах, официально
работавших «на оборону». В одном из та-
ких эшелонов в 1916 году отправили в
запаеный батальон и Александра Пархо-
MeHKO, как организатора забастовки Ha
натронном заводе.

Попав сперва в Воронеж, а потом в
Москву, Пархоменко с распропагандирован-
ными им солдатами выходит в февраль-
ские дни 1917 г. на улицы Москвы для
свержения монархии. На заседании Го-
родекой думы, куда его солдаты избрали
депутатом, он среди несмолкаемого говор&
тщетно старается изложить «отцам горо-
да» ианифест большевиков, & когда город-
ской голова отласил, что в Петрограде
войска переходят на сторону рабочих, Нар-
хоменко громовым голосом выкрикнул:

— Значит точка! Теперь царю амба.
Да здравствует демократическая  респуб-
лиКа!..

После февральской революции партий-
ный комитет вызывает его в Луганск.
Здесь контрреволюция начала подымать
толову, особенно после прибытия тайда-
мацкого полка Центральной рады. Необхо-
димо было вооружить рабочих. При помо-
ши Ворошилова, возвратившегося в тому
времени в Луганск и возглавлявшего уже
овет рабочих депутатов, удалось раз-
добыть в Харькове винтовки и пулеметы.
Вагон с оружием пох видом. «стружки»
прибыл в Луганск, но 06 этом разведали
тайдамаки.

Пархоменко команховал боевыми отряда-
ии. Ожилая стычки, он’ заблаговременно
расетавил на стрелках охрану из рабочих,
не когла началась свалка, сам выскочил
Ha тендер паровоза и, угрожая бомбой,
закричал:

—= Отойдите, вы, запроданцы! Оружие
нужно революции, & я чтобы контре
отдал...

Противник отстунил. Рабочие, имея те-
перь в руках оружие, выгнали из горола
гайдамаков, обезоружили банду местных
анархистов и смогли еще послать отрях
красногвардейцев в помощь третьей ap-
мии, боровшейся с Валелиным.

Команда бронепоезда гордо величала. себя
анархистами, никаким приказам местного
комитета подчиняться не хотела и не спе-
шила возвращаться на фронт. Команда
требовала права производить в городе аре-
сты, накладывать контрибуции и искала

заводе

ie A nk
ж—ж—ж—ж—ж—ж—ж—ж——ы—_—_——_ы—и—АА—АААА——_—А—А——

8.800 СЛУШАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА
МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА МГК BRIG)

В университете  маркеизма-ленинизма
МГЕ ВЕП(б) начались лекции по годич-
ным циклам— истории ВЕП{б), философии,
политэкономии, истории международных от-
ношений, истории народов: СССР, всеобщей
истории и литературе. блушателями их
‘являются около 4.200 партийных работ-
ников, хозяйственников, инженеров, эконо-
мистов, врачей, педагогов, юристов. К чте-
нию лекций привлечены виднейшие уче-
ные и специалисты.

Значительно возрос контингент слушате-
лей лвухгодичных курсов университета. Ha
первый курс принято дополнительно евы-
ше 1.600 человек, которые приступили
уже к занятиям.

В течение двух лет слушателям будет
прочитан курс лекций по истории ВВИб),
диалектическому и историческому материа-
лизму, политической экономии, по акту-
альным вопросам социалистического строи-
тельства и международного положения. До-
полнительно к лекционному курсу отводит-
ся время на консультации и семинарские
занятия.

Ероме отделения при Доме ученых,
университет имеет свой филиалы при Доме
инженера и техника им. Дзержинского,
Сельскохозяйственной академии им. Тими-
рязева, клубе союза советских писателей,
Доме кино и др. В ближайшее время от-
крываются новые фитиалы при городском
Доме учителя, НКПС и Доме архитектора.

Слушателями цикловых лекций и двух-
годичных курсов университета являются
сейчас 8.800 человек. С открытием новых
филиалов количество слушателей возрастет
до десяти тыкяч. (ТАСС).

КРАЙКОМ ПАРТИЙ 0 РАБОТЕ КОЛХОЗНОЙ

КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
БАРНАУЛ, 2 января. (Корр. «Прав-

ды»). Алтайский крайком ВКП(б) заслушал.

отчет секретаря комсомольской организа-
ции колхоза «Заветы Ленина», Старобардин-
ского района, тов. Колокольтикова 0б уча-
стий комсомольцев в общественно-нохити-
чеокой жизни колхозов.

Вомсомольцы оказали правлению колхоза
практическую помощь в своевременном про-
ведении весеннего сева и уборки урожая.
Но инициативе комсомольцев были вскры-
ты недостатки в подготовке к уборке уро-
жая и хлебосдаче. На собраниях комсо-
мольской организации время от времени
слушаютея сообщения председателя пра-
вления колхоза, бригалиров, заведующих
животноводческими фермами, эвенъевых по
отдельным вопросам колхозной жизни. Все
это положительно сказывается на работе
колхоза. В этом голу колхоз во-время за-
кончил уборку урожая, досрочно выполнил
план хлебосдачи.

Вместе с этим крайком ВКП(б) отметил,
что комсомольская  организапия колхоза
«Заветы Ленина» еще недостаточно глубоко
вникает в экономику колхозного производ-
ства и проходит мимо ряда важнейших во-
просов колхозной жизни. Недостаточно ис-
пользуются внутренние возможности кол-
хоза для повышения урожайности и даль-
нейшего под’ема животноводства. Комсо-
мольская организация слабо занимается. во-
просами сопиалистического соревнования,
He организует учебу колхозников. Macco-
вая политическая работа в колхозе— на
низком уровне. Среди комсомольцев мало
атитаторов. Комсомольская организация не-
достаточно проводит культурно-маесовую
работу среди молодежи, слабо прививает
молодежи любовь вк сельскохозяйственным
профессиям. Pie

Подобные недостатки имеются в работе
и других колхозных комсомольеких органи-
sani Отаробардинского района. ПКрайком
ВКП(б) отметил, что райком партии слабо
помогает в работе колхозных комсомоль-
ских организаций. Крайком обязал райком
всемерно поддерживать и развивать ини-
циативу колхозных комсомольских органи-
заций, помогать им в организации пропа-
ганды марксизма-ленинизма.

удобного случая отометить Пархоменко за
ликвидацию местных организаций анархи-
‚ стов. Такой случай представился. Пархомен-
ко, как член Совета, депутатов и начальник
штаба Красной гвардии, сам прибыл на
станцию и потребовал от команды немед-
ленно отправиться на фронт, если она не
желает быть разоруженной.

Бронепоезд ушел, но с собой увез и
Пархоменко. По дороге команда пригово-
рила его к расстрелу, привести же в ис-
полнение приговор никто не решился:
анархисты: боялись зайти к нему в купе.
Через несколько дней поеле этого броне-
поезд ворвался в расположение противни-
ка и захватил станцию Новочеркасск, но
уже не под командой Кольки-анархиета,
а нод командой Александра Нархоменко.

#& хх

Рабочие отряды Донбасса, сведенные в
пятую украинскую армию, под командой
Е. Ворошилова, с боем отходили на Пари-
цын. Александр Пархоменко, назначенный
помощником начальника штаба армии, од-
новременно команловал бронепоездом, водил
в наступление отряды, вкладывая в это
дело все свои знания.

Оккупанты, соединившись е гайдаман-
кими частями и белыми казаками, вели
непрерывные атаки, стараясь отрезать
красным путь к отступлению. Три дня
длилея бой на подступах к станции Ли-
хай, пока, эшелоны с эвакуированным иму-
ществом и семьями горняков выходили на
парицьнскую колею. Когда ‹ Пархоменко
увидел последний медленно уползающий
поезд, облепленный красногварлейцами, он
собрал торсточку людей и залег с ними
в цепь. Это было все, что прикрывало
двадцатитысячную армию.

Под Царицыном украинскую армию, ре-
организованную в десятую, ожидали еще
более тяжелые “fou, но интендантские
склады в городе давно уже были опуето-
шены. Пархоменко был назначен 06060-
уполномоченным РВС 10-й армии и но по-
ручению предселателя Реввоенсовета Юж-
ного фронта Сталина, руководившего 0бо-
роной Царинына, направлен в Москву,
к Ленину.

* *# *

Вогда украинский народ ¢ помошью
русского выбросил, наконец, оккупантов
за Збруч, а с ними и своих запроданцев,
настала, очередь бороться с бандами Гри-
торьева, затопившими Украину погромами.
‘Александр Пархоменко, бывший в то вре-
мя харьковским губвоенкомом, с неболь-
шим отряхом, сколоченным из имевшихся

НЕДОСТАТКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Средняя школа улеляет физике довольно
много учебного времени (507 часов). Олна-
ко время это используется. далеко не так,
как следует. Наилучигую проверку работы
средней школы дают приемные экзамены в:

вуз и групповые занятия со студентами пер-.

вого куреа. Девятилетний опыт приемных
испытаний в вуз и работы со студентами
первого курса (в особенности по Московско-
му институту стали) приводят меня к за-
ключению, чт6 экспериментальные навыки
й конкретные знания учащихся средней
школы по физике крайне недостаточны.

Значительная часть поступивших в вуз
‚не умеет пользоваться простейшими изме-
рительными ‘инструментами и приборами:
штантенциркулем, микрометром, лаборатор-
ным термометром (встряхивают его, как ме-
дицинекий), ареометром, барометром, техни-
ческими весами, амперметром, вельтметром
и др. Еще хуже обстоит дело со знанием
устройства и принципа действия простей-
ших орудий труда, машин и приборов: на-
клонной плоскости, клина, винта, блока,
ворота, рычага, форсунки, центробежного
регулятора и насоса, гигрометра и др.

Важный недостаток обучения физике в
средней школе — это слабые фактические
знания учащихея вообще и знания единиц
измерения и физических констант в 0с9-
бенности. Из нескольких тысяч учащихся,
проэкзаменованных на приемных испыта-
ниях, только десятки знали основательно
системы единиц измерения. Самая ‘большая
путаница относится к технической систе-
ме и, в частноети, к вычислениям давле-
ний. На приемных испытаниях этого гола
В Институте, стали мы 50 учащимея дали
задачу: выразить в технических единицах
массу тела весом в 4 кг. Из 50 экзаме-
нующихея только 8 человек дали правиль-
ный ответ.

Неблагополучно обстоит дело и в чаети
знания физических констант и коэффи-
циентов: плотности и тепловые поетоян-
ные основных металлов и жидкостей, кон-
станты основных проводников, механиче-
ский эквивалент тепла и т. п.

Сказанное относится в известной мере
п к тем, которые поступили в вуз, как
ОТЛИЧНИКИ.

По некоторым важным разделам физики
средняя школа не дает учащимся необхо-
димых знаний. Значительная часть уча-

щихся, формулируя второй закон Ньютона,
на вопрос — вычислить приложенную силу
к определенному телу, движущемуея рав-
номерно и прямолинейно, —-дает ответ в вн-
до несуществующих соотношений между
механическими величинами, тогла как
известно, что в этом случае сила равна
нулю. Сила представляется, как нечто
внешнее, не связанное с каким-либо телом.

Знание третьего закона Ньютона обычно
ограничивается только его. формулировкой.
Оно не конкретизировано применением это-
го закона к анализу простейших движений
тел. Не лучше обстоит дело с такими
понятиями, Kak количество движения
и кинетическая энергия. Знания учаших-
ся в части этих понятий ограничива-
ются только их количественным выраже-
нием. В результате этого при решении за-
дач на неупругий улар часто применяетея
закон сохранения кинетической энергии.
В частности, такие понятия, как тенло-
емкость тела, сопротивление проводника,
электроемкость тела и др., определяются
только как некоторые алгебраические ве-
личины, выражаемые соответствующими
формулами. Знание закона Ома и закона
Джоуля-Ленца часто исчерпывается только
их математической формулировкой.

Таким образом, количества и формулы
оторваны от конкретных свойств и взаимо-
действий тел, от конкретных качеств и
процессов, которые ими выражаются. Весь-
ма неудовлетворительно обстоит лело  раз-
витием у обучающихся навыков в 00-
общенном и самостоятельном применении
основных понятий и законов в решению
практических задач. Обычно экзаменующи=
мися решаются самостоятельно только та-
кие залачи, которые требуют. простой под-
становки данных величин в известную

формулу. К сожалению, в-некоторых еред-“

них школах преимущественно и. решаются
задачи именно такого рода. .

Нужна основательная перестройка обуче-
ния физике в средней школе, чтобы устра-
нить указанные недостатки. Либеральное
отношение. срелней школы к слабым зна-
ниям учащихея приводит к ложному пред-
ставлению у них о возможноети получить
без больших трулностей не только среднее,
но и высшее образование.

Доцент Г. ДАВЫДОВ.

ПЛАГИАТОРЫ

Несколько месяцев назах называющий
себя профессором’ политической экономии
Мелехов был уличен в бесцеремонном пла-
гиате. В представленной им диссертации
на соискание ученой степени кандидата
наук наиболее яркие места были списаны
из брошюры, вышедшей в 1930 году в
издательстве «Прометей». Ученому совету
исторического факультета Среднеазиатекого
государственного университета пришлось
дважды отклонять чистописание Мелехова.

Вслед за Мелеховым в плагиате попался
один из. преподавателей педагогического
института. Ho совсем позорный случай ли-
тературной кражи имел место _ совсем
нелавно. В плагиате был уличен заведую-
щий кафедрой политической экономии Таш-
кентекого юридического института внештат-
ный лектор ЦЕ КП(б) Узбекистана Ахмелд-
зянов.

Чрезвычайно показательны  обстоятель-
ства, при которых произошло ‘изобличение
Ахмедзянова. По предложению Всесоюзного
комитеть по делам высшей школы к за-
щите диссертации о влиянии ростовщиче-
ского капитала на развитие хлопководетва
в дореволюционном Туркестане Ахмелзянов
был допущен без сдачи канлилатских экза-
менов. Выступившие на заседании ученого
совета официальные оппоненты-—препода-
ватели политэкономии Милкин и Зорин на-
перебой превозносили работу диссертанта.

Они утверждали, что диссертация Ахиет-
зянова — яркий, оригинальный труд, до-
стойный лечь в основу истории Узбекиста-
на. А велед за этими хвалебными высту-
плениями было установлено, что работа
Ахмелзянова не только безграмотна и со-
вершенно не удовлетворяет требований,
пред’явленных к канхилатеким диссерта-
циям, но представляет собой несомненный
плагиат изланной в Ташкенте в 1926 г.
брошюры «Ё вопроеу о роли ростовшиче-
ского капитала в сельском хозяйстве Срел-
ней Азии».

Начиная < первого абзаца ‘«лиссерта-
ции», Ахмедзянов, не называя источника,
переписывает эту брошюру, прелуемотри-
тельно переставляя кое-гле слова или за-
меняя их синонимами. И таблицы, и циф-
ры списаны  лословно, с безграмотными
носками, с искажениями  собетвенных
имен и весьма странными «умозаключе-
НИЯМИ».

Члены ученого совета отказались 0бсу-
жлать полобную «диссертацию», выразив
свое негодование как ев автору, таки
официальным оппонентам, столь нелоброса=
вестно расхвалившим негодную работу. Но
этого мало. Нлагиатор лолжен понести
строгую партийную ответственность.

О. ЧЕХОВИЧ.
Аспирант Среднеазиатского
государственного университета.

КОЛХОЗНЫЕ ТУРБИНЫ

ЛЕНИНГРАД, 2 января. (Корр. «Прав-   произвоетву колхозных
ды»). Цех товаров пгирпотреба, металличе-   «Фрэнсис»

турбин типа
мощностью в 65 киловалт.

ского заводь имени Сталина приступил к! Первая серия будет состоять из 95 турбин.

под руками команд, встретил григорьевцев
под Екатеринославом. р

Вскоре Екатеринослав был очищен от
григорьевцев.

Не успел еще развеяться дым от по-
следних стычек, как на обессиленную и
отрабленную Советскую Украину напала
натравленная Антантой Польша. Когда
уже Киев был захвачен противником, в
Ростове в то время в составе Первой
конной армии заканчивала формирование
14-я кавалерийская дивизия. Сделав ты-
сячекилометровый переход, она в мае
1920 г. прибыла на польский pour.
Командовал дивизией Александр  Пархо-
менко. Его широкую трудь украшал орден
Красного Знамени.

Уже после первых стычек с неприяте-
лем и особенно после захвата польского
бронепоезда и целого эшелона се военным
снаряжением на станции Попельной 3a
14-й кавдивизией ’ установилось  назва-
ние—«непобедимой». Неустрашимостью от-
личалея в особенности ее командир. Вы-
сокий, широкоплечий, с черными казап-
Кими ‘усами и веселой улыбкой на от-
крытом лице, он. шел шутя на всякую
опасность. И когла 5 июня Пархоменко
повел свою дивизию на прорыв неприя-
тельеких укреплений, легионеры, уверен-
но сидевшие в своих окопах за паутиной
колючих заграждений, не смогли устоять
перед  стремительностью и ‘силой этой
атаки. и

С прорыва под Самгородком началось
общее отступление польской армии. Пре-
следуемая по пятам Первой конной ар-
мией, она уже не смогла надолго заце-
питься ни за речку Случ, ни за Горивь.

14-я кавдивизия преследовала белопо-
ляков почти ло Львова. Спасая Речь Пос-
политую от полного разгрома, шляхта
вобрала последние резервы и прикрыла
ими Львов. Ветупив в бой со евежими си-
лами противника, во много превоеходящи-
ми усталые красные части, Пархоменко
во время боя увидел, как одна его брига-
ла начала беспорядочно отступать. Это
было настолько непривычно, что Пархо-
менко- бросилея на своем тяжелом коне
наперерез бригаде.

Олин лишь его вил, напоминающий
раз’яренного льва, заставил остановиться
бригаду. Она молча повернула лицом к
противнику, но с места не двигалась.
Пархоменко понял, что никакие слова
здесь уже не помогут: страх дрожал в
глазах всадников. Впереди густым лесом
стояли уланы. Офицер  вертелся перед
фронтом и выкрикивал команду. Нархо-

SAS SESS SER US BRT ЕТ БНАЕ ЕВЕ SSSI DEC ВАЗЕ ESTES ESET OE ERE SE ELE SIRE IO RPS IES REESE Sy

менко молча смерил глазами расстояние,
с места сорвал коня на карьер и, kak
ветер, с обнаженной шашкой помчался
на польского офицера. Офицер принял вы-
‚Зов и, выхватив. саблю, поскакал наветре-
чу. Александр Пархоменко надвигалея на
щуплого улана, как глыба, как грозовая
туча. Влруг нах его головой молнией сверк-
нул клинок, он инстинктивно отпрянул и
в ТОТ же миг, как гром, ударил противника
своим тяжелым клинком.
Бригада стояла, затаив дыхание, и не
успело еще тело улана выпасть из седла,
0 стоголосым криком кинулась в атаку.

Утомленные бойцы 14-й  кавдивизии,
поившие своих лошадей и из Дона, и из
Днепра, из Збруча, и из Горини, из Золотой
липы, из Стрия и из горных речек Крыма,
мечтали уже о заслуженном отдыхе: был
взят уже Перекоп и на берегу Черного
моря отгремел последний выстрел, но по
селам и местечкам Украины еще HocH-
лась на таврических тачанках банда
«батьки» Махно. Она вырезывала ревко-
мы, грабила селян и, чем могла, тормозила,
жизнь молодой республики.   Е

Baniy нужно было уничтожить. Махно,
сознавая, что приближается день распла-
ты, начал удирать в Днестру. Его пре-
следовали войска под командой Александра
Пархоменко. За восемнадиать дней Махно
потерял уже всю свою артиллерию, боль-
ше трехсот пулеметов, а Пархоменко про-
должал гнаться, не давая ни одного дня
для передышки. Но вот как-то в. районе
местечка Юстин-городка банде удалось
оторваться от преследовавших ее частей
и замести слелы.

3 января 1921 г. Пархоменко, убедив-
шись в трусоети врага, не желавшего
принять бой, утром выехал вместе co
штабом впереди бригалы в развелку. В
двух—трех километрах лежало занесенное
снегом село Бузовка. Пархоменко в’ехал
в село, но когда он приближался уже к
площади, со всех дворов неожиланно вы-
скочили махновцы и окружили группку
красных. Пархоменко  отетреливалея yo
последнего патрона, потом начал рубить
шашкой... 3

Когда на выстрелы, доносившиеся из
села, прискакала бригада, на окровавлен-
ном снегу она застала трупы начальни-
ков. Среди них лежал изрубленный и из-
раненный Александр Пархоменко. Он уже

не слышал, как бригада с криком нагна-
ла у реки махновцев и на льду изрубила,
почти веех, :

ПЕТРО ПАНЧ,