ЦЕННАЯ ИНИЦИАТИВА ~

«Борьба пролетариата», ученые записки Ленинградского института
истории ВКП(б), № 1 за 1940 г.

Ленинградекий институт истории пар-
тии проделал за последние годы серьез-
ную научно-исследовательскую работу по
истории революционного рабочего движе-
ния и большевистской партийной органи-
зации города Ленина, работу, заслуживаю-

ую всемерного внимания и поощрения.

Большой интерее представляет новое из-
дание института — только что вышедший

№ 1 ученых записок — «Борьба пролета-
риата».

Изданием этих записок институт ставит
перед собой задачу (как указывается в

предисловии ® «Запискам» ): систематически

освещать славную историю ленинградской
организации и прежде
всего послеоктябрьский период ее истории.

«Записки» открываются двумя замеча-
тельными речами С. М. Кирова, которые

большевистской

полностью публикуются впервые.
06е эти речи, произнесенные в 1928 г.
(одна на c’e3ie рабочих-металлистов в

Ленинграде, другая на областном с’езде
профессиональных союзов), являются вол-
нующими документами и ярко показывают

хипучую деятельность тов. Вирова, в Ленин-
траде в то напряженное время, когда пар-
тия осуществляла сталинский план инду-

стриализации страны и переходила к ре-

шению задач коллективизации.

В своей речи на Т ленинградеком 0б-
пастном с’езде рабочих-металлиетов, про-
изнесенной 2 января 1928 г., тов. Виров
товорил о решениях только что закончив-
тегося тотда ХУ с’езда партии, 0б ‘итогах
‘первото десятилетия существования совет-
ской власти.

<«...Из года в тод,— указывал тов.
Жиров, — мы приобретаем все новые и но-
вые настроения и чувства жить и жить
не временно, & жить ло того момента,
когда мы © вами, — а если не мы, так на-

ши дети, — станем могильшиками строя
капиталистов, которые сейчас в бешеных
‘муках рыщут с одного материка на дру-
той, из одной колонии в другую в по-
исках ©воей последней пищи!». («Запис-
ки», erp. 13). .

Каждого, кто читает сейчас эти киров-
ские елова, особенно волнует замечатель-
ный революционный оптимизм Кирова, его
непоколебимая уверенность в неизбежности
окончательной победы дела Ленина—
Сталина. Эти слова были произнесены 13
лет назад, но как звучат они и сейчас,
в наши дни!

Наряду с речами тов. Кирова 1928 г. в
«Затисках», в статье тов. Бутыриной «Ви-
ров и дружба народов», приведены и дру-
тие интереснейшие высказывания тов. Ви-
рова, относящиеся K его деятельности на
Тереке в дореволюционные годы.

Интересными, по использованному мате-
риалу и своему научному значению, яв-
ляются две статьи № 1 «Борьбы  проле-
тариала» = статья тов. Тарасова «Мур-
манск в 1917 т.» и тов. Беркевич «Пет-
роградекие продотряды летом 1918 г.».

«Именно в Мурманске,—пишет тов. Та-
расов в своей статье, —англо-французекие
империалиеты в блоке с местными бело-
твардейцами, тронкистами и эсеро-мень-
шевиками положили начало интервенции
в России в 1918 г. В Мурманске был вы-
сажен первый десант английских войск».
(«Запиеки», стр. 71). Ставя далее вопрос,
почему именно Мурманск оказался наибо-
лее слабым звеном в обороне наших гра-
ниц в 1918 г., автор статьи показывает,
какую роль в этом сыграло предательство
авантюриста и проходимца, атента с0юз-
ников в Мурманеке, троцкиста Юрьева,
действовавшего по указке Троцкого. В
статье впервые приводятся найденные в
Ленинградском ‹ архиве показания Юрьева
белогвардейским властям, которые еще
полнее раскрывают лицо этого изменника
родины, об’явленного советским правитель-
етвом вне закона в 1918 г.

Необходимо отметить, однако, что в этой
интересной и содержательной в целом
статье имеются отдельные досадные ошиб-
ки. Так, например, на стр. 90 автор ци-
тирует якобы слова американского. прези-
дента Вильсона, ссылаясь на «Архив пол-

ковника Хауза» (т; Ш, стр. 272), кото-
рые на самом деле принадлежат не Виль-
сону и не Хаузу, а комментатору Хауза—
upopeccopy Сеймуру. Ту же ошибку зв-
тор повторяет и на стр. 92 своей статьи,
когда елова Сеймура приписывает на этот
раз уже не Вильсону, & самому полковни-
ку Xaysy.

Непонятно также утверждение тов. Та-
расова, что’ «ереди солдат и матросов Мур-
манска большевиков в 1917 г. не было»
(стр. 74). Это ‘утверждение является, He-
сомненно, неправильным. Большевяетской
ортанизации в Мурманске до октября 1917
года действительно не было, но отдельные
матросы и солдаты-большевики, конечно,
были. }

Статья тов. Беркевич «Петроградекие
продотряды летом 1918 г.» посвящена
освещению важнейшего вопроса-—0 борьбе
петроградеких большевиков и рабочих 3%
хлеб и о деятельности петроградских прод-
отрядов. Тов. Беркевич иопользует мате-
риалы петроградеких и московских архи-
вов, петроградекую и отчасти местную
печать’ того времени. Статья является пен-
ным и серьезным научным исследованием
по мало изученному до сих пор вопросу.

В своей статье автор вокрыл преда-
тельскую политику зиновъевцев в Петро-
траде, пытавшихея сорвать выполнение
ленинеких указаний о борьбе за хлеб. Зи-
новьевцы ‘упорно сопротивлялиеь организа-
ции продотрядов в Шетрограде. Они, как
Tuer тов. Беркевич, пустили в ход все
средетва «вплоть до самой гнусной клеве-
ты на питерский рабочий класс. Зиновъ-
евым была выдумана вредительская тео-
pulika «об исчерпании человеческого мз-
териала», о том, что в Питере «осталось
одно снятое молоко...». Вее это было на-
правлено к одной цели—дискредитировать
идею похода за хлебом, подорвать доверие
в рабочими продовольственным отрядам».
(«Записки», стр. 109).

Тов. Беркевич показывает также, как
зиновьевны боролись против письма Ленина
«К питероким рабочим» от 12 июля 1918 т.,
как хотели они скрыть его от рабочего
класса Петрограда.

Не совсем понятен только общий вы-
вод автора: «За Ba месяца (июнь и
июль) все продотряды собрали MIE.
45 тые. пудов хлеба, т. е. по существу весь
хлеб (подчеркнуто мной.—3. Г.), которым
хотя бы в минимальных размерах удалось
поддержаль летом 1918 г. полуголодное
существование петроградских и московских
рабочих». («Запиеки», стр. 134).

Тов. Беркевич упускает здесь из виду
тот факт, что в июне—июле 1918 г. хлеб
в Петроград и Москву поступал не толь-
ко из Вятской, Пермской и Пензенской гу-
берний, ie действовали  петроградекие
продотряды, но и с ют0-востока страны,
из Парицына от товарища Сталина.

Очень досадно, что. две статьи «Запи-
сок», написанные на такие важные темы,
как «Ленин и петербургские большевики
в годы первой русской революции» (статья

тов. Шарикова) и «От коммунистических  .

субботников к стахановскому движению»
(статья тов. Берлниковой), являются нам-
более слабыми по сравнению © другими
статьями.

Можно ‹ пожелать, чт0бы в даль-
нейшем бым расширен отдел публикаций
и документов, который в № 1 «Записок»
представлен интересной хроникой событий
в Петрограде за июль 1917 г., неопубли-
кованной до сих пор листовкой петербург-
ских большевиков «0 войне» и докумен-
тами, рисующими репрессии царской цен-
зуры против большевистских газет в
1905—1906 гг.

Выход ученых записок Ленинградекого
инетитута истории партии является пре-.
красной инициативой, которую должны
подхватить наи товарищи историки, ра-
ботающие на местах. № 1 «Борьбы про-
летариала» можно горячо рекомендовать
как специалисту-историку, так и широ-
ким массам читателей.

Э. ГЕНКИНА.

ЗВУКОВЫЕ КИНОТЕАТРЫ.
В КОЛХОЗАХ

КУРСК, 2 января. (Hopp. «Правды»).

Недавно в селе Павловке, Обоянекого рай-

она, открылся новый звуковой кинотеатр.

Болхозники сельхозартели «Активист» при-

епособили под кинотеатр свой клуб.

В прошлом году открыты новые звуковые
кинотеатры в селе Красное, Черемисинов-

ско района, в Тимоновеком о сельсове-

те, Валуйского района, и в Тишанском
сельсовете, Волоконовского района, в Ки-
ровской и Лубянской МТС и в районных
центрах —— селах Веленихине и Болышом
Солдалском. В селе Больше-Троицком для

кинотеатра постровно новое здание. _

На-днях открывается звуковой кинотеатр
в селе Мантурово. В этом году в кол-
хозах и МТС Курской области будет откры-

то еще 40 звуковых кинотеатров.
—о—- x

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
МАСТЕРСКОЙ «ТРЕХГОРКИ»

Для того, чтобы ткань попала к по-
купателю, ве нужно сделать не только хо-
рошей по качеству, но и красивой. На по-
монть текстильшикам приходят художники.

В художественной мастерской комбината

«Трехгорная мануфактура» работают 13
художников. Они придумывают рисунки,
расцветку лля еитца, фланели и других

тканей. В прошлом году в цех, где печа-

тается ткань, художники дали 165 ри-
еунков. Для этого им понадобилось сделать
в 4 раза больше эскизов.

Стены художественной мастерской пред-
ставляют своеобразную выставку. Нежного-
лубые васильки и колокольчики, белые ро-
зы, веселая пестрота, полевых цветов... Но
мастерская не удовлетворяется «цветоч-
ной» тематикой. В своей работе художни-

ки широко используют и мотивы народно-

ге творчества. На выставке можно увидеть

копии работ искусных вышивальщиц Мор-

довской АССР, Белоруссии, орнаменты гу-
пульских кружев,
ковров. Это темы будущей расиветки тканей.

—о—

ЗАКОНЧИЛСЯ ПРИЕМ В СПЕЦШКОЛУ

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

ЛЕНИНГРАД, 2 января. (Корр. «Прав-
пы»). 31 декабря закончился прием уча-
шихея в Ленинградокую специальную
среднюю школу  военно-возлушщных CHI.
Всего было подано более 1.200 заявлений.
В школу принять учащиеся 8-х, 9-х и
10-х классов. Все они прошли строгий
медицинский отбор.

Для спепшиколы отведено одно из школь-
ных помещений в Кировском районе. За-
нятия начнутся 13 января.

образцы таджикских

КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАНАТ

Закончилея конкурсе, об’явленный госу-
дарственным ‘издательством «Искусство»,
на лучший политический плакат. spy
конкурса рассмотрело все 482 постунив-
ших плаката. Первая премия осталась
неприсужденной.

Три вторых премии (по 10.000 руб.)
присуждены художникам: В. И. Говоркову
(левиз «Золотая звезда»), А. И. Черномор-
дику (левиз «ФЗ0») и Н. Н. Вогоуту (де-
виз. «Пулемет»); три третьих премии (по
5.000 руб.)--художникам: М. А. Нестеро-
вой (левиз «Изыл-юлдуз»), С. Я. Нодель-
ману (девиз «Борьба») и И. Е. Шервин-
ской (девиз «Утро»).

Кроме премий, присуждены 6 поошри-
тельных вознаграждений художникам:
В. И. Говоркову, А. М. Никифорову, Е. С.
Зерновой и другим.

В середине января в Центральном доме
работников искусств будет организована
выставка плакатов, присланных на конкурс.

—о-

‚ КОЛХОЗНИКИ ДОСРОЧНО
ПОГАШАЮТ ПОДПИСКУ НА ЗАЕМ

АЛМА-АТА, 2 января. (Норр. «Прав-
ды»). Колхозники 37 районов Казахской
CCP досрочно погасили подписку на заем
Третьей пятилетки (выпуск третьего года).
Они внесли наличными деньгами 6.830
тысяч рублей и получили на руки облига-
ЦИИ.

Впереди идет Алма-Атинская область,
колхозники которой внесли 99,8 пропента
сей подписной суммы.

—O—

ПОДСОБНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.
В КОЛХОЗАХ

ВОРОНЕЖ. 2 января. (Корр. «Прав-
ды»). Воронежский обком партии принял
решение о развитии подсобных предприя-
тий в колхозах области. В 1941 году на-
мечено построить човых и достроить 33
крупорушки, 100 мельниц, из них 33 ме-
ханических и 14 водяных. Кроме того, бу-
дет восстановлено 50 крупорушек и 200
мельниц.

Значительно расширяется производство
в колхозах строительных материалов. В
70 колхозах будут построены предприя-
тия по выработке кирпича и в 33 — для
выработки черепицы. Колхозные предприя-
тия халут в 1941 году 25 миллионов штук
кирпича и 3 миллиона штук черепицы.

Намечены также мероприятия для уве-
личения выработки в колхозах извести и
гончарных изделий.

Поставлена задача, чтобы в 1941 году
в каждом колхозе была организована ма-
стерекая по ремонту конного инвентаря и
предметов хозяйственного обихода.

роиня любит бедного, но благородного ге-

‘ный. Отец ‘героини, конечно, на сторо-

‹
ными видениями. мнимая смерть героини

спектакля остается спокойным, — даже и
тотда, когда в последнем акте героиня сы-
плет в чашу яд, желая умереть до вен-
чания с ненавистным ей женихом.

повник Б. Фенстер очутился в тисках
этого трафафетного либретто, что заставило
его во многом пойти по линии балетного
титампа. Вот почему мы видим на ‘сцене

пы из «Бахчисарайского фонтана», и рях

«Апчик-Кермб»

За последнее время в балете наблюдает-
ся болышов тяготение к темам классиче-
ской литературы. Мы имеем ряд удачных
спектаклей на пушкинекие произведения,
были поставлены «Утраченные иллюзии»
по Бальзаку; продолжается большая твор-
ческая работа над «Тарасом Бульбой» по
Гоголю, только что показанным ленинград-
скому зрителю.

Обращение к классикам — дело большое
и нужное. Но необходимо помнить, что Да-
леко не каждое произведение может быть
переложено на хореографический язык и
не каждое можно вместить в рамки балет-
ного либретто. :

Последняя ‘постановка
Малого оперного театра — балет «АШИК-
Кериб» —— наглядно это подтверждает. Ли-
бреттисты А. д’Актиль и М. Волобринский
напиеали свой сценарий «по мотивам од-
ноименного произведения Лермонтова», как
значится в программе. На самом же дель
получилея спектакль «по мотивам» MHO-
тих старых балетов, содержание которых
уже давным-лавно известно. Юная ге-

Ленинградского

роя. На их пути, как злой рок, появляетея
соперник, — обязательно богатый и знат-

не зналного поклонника. Служанка, —
она же подруга страдающей влюбленной, —
все время старается соединить любящие
сердца, но козни богатого поистине неието-
шимы. Здесь-то и завязывается клубок
«балетных страстей», отчего в спектакле
обязательно должен быть сон с кошмар-

или ee несчастного возлюбленного ит. п.
Но зритель на протяжении всего такого

Молодой, несомненно способный поста-

н традиционные поединки соперников, и
«сны», по ситуации напоминающие сце-

других моментов, которые имеют место в
балетах тождественного содержания. ы

Музыка Б. Асафьева также в некоторой
степени суживает творческую фантазию
постановщика. Особенно это оптущается в
первом akTe; повествовательно-спокойный
характер музыки не ‘дает возможности В
полной мере развернуться балетмейетеру.

На-днях закончилось строительство Тщикского водохранилища. На снимке: передняя часть котлована сбросного сооружения,

подготовленная к укладке бетона (лето 1940 г.).

Фото И. Никонова.

№3

1941 г.

REL

3 AHBAP

НОВАЯ ПАО МАЛОГО
ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Со второго акта Б. Фенстер чувствует себя
тораздо свободнее, ибо здесь музыка зна-
чительно ярче, красочнее, темпераментнее.
Он» позволяет постановщику более смело
осуществить ряд очень удачных плясок, к
каким в первую очередь нужно отнеетя
пляску танцовщид в кофейном домике,
бурную пляску рабыни и раба в спене у
паши, & также ряд дуэтов Апгик-Вериба с
его возлюбленной Магуль-Метери. В этих
дуэтах внутренний образ сливается C X0-
реографической формой.

Как балетмейстер, Б. Фенстер произв)-
дит очень благоприятное впечатление: чув-
ствуется, что он по-настоящему любит т
Hell, понимает, ощущает ето музыкаль.
ность. И, беря за основу классический та-
Hell, постановщик с большим тактом поль
зуетея фольклором.

На протяжении всего спектакля м01одс-
му балетмейстеру во многом помогает ху.
дожник С. Вирсаладзе своими оригиналь-
ными, лаконическими декорациями. Прав-
ла, не вое безукоризненно в работе худож.
ника, — это особенно сказывается в K0-
стюмах, несколько слащавых, как в
многих старых классических балетах с
«восточным содержанием».

Спектакль «Ашик-Вериб», при многих
своих недостатках, подкупает молодостью
исполнительского состава. Здесь все непод-
дельно юно: и мальчишки, изображающие

толпу первого акта, с перепуганными гла-

зами: и «Плясун» В. Тулубьев, артист ‹
двухгодичным «стажем», обладающий боль>
шими танцовальными способностями, OT
личным прыжком и турами в воздухе; и
сценически-обаятельный, хотя и слишком
много улыбающийся Ашик-Кериб— Л. Ba-
риченко, принятый в тезтр из художе-
ственной самодеятельности, и ряд других
юных артистов, чье исполнение волнует
своей непоерелственноетью.

В молодом коллективе театра имея
немало способных танцовщиц и танцовци-
‚ков. В «Ашик-Верибе» многие из них в5-
ступают впервые в ответственных парт-
ях. Очень отрадное впечатление произво-
дят три молодые танцовщицы — Н. Ми-
риманова, Н. Шереметевекая и 0. Всево-
лолекая в ецене кофейного домика. Эт0—
актрисы © большим темпераментом, хоро-
шей пластичностью и художественным
вкусом. Весьма удачно выступили в Oyp-
Hom танне (сцена у паши) Е. Иванова и
И. Васильев. «Танец птицы» в испол-
нении Л. Корень и четырех кавалеров не
производит впечатления, ибо’ все учахтни-
ки этого номера танцуют механически, ни
на минуту не увлекаясь творчеством, а 3а-
ботясь, очевидно, только © преодолении
технических трудностей. Е

В партии Магуль-Мегери выступают две
артистки — Г. Кириллова и В. Розенберг,
Кириллова в ряде предыдущих балетов
(«Кавказский пленник», «Балда») yoem-

ские данные -—— легкость, изящество, чи-
стоту рисунка, хорошую технику, артисти-
‘ческое: обаяние. В’ ‘роли Магуль-Метери” Ви-
риллова в ряде сцен захватила зрителя
своим блестящим исполнением.

В. Розенберг в спектакле «Ашик-Кериб
трогательна, танцы ее согреты внутренних
теплом. Артистка №. Логинова в роли на-
переницы показала довольно уверенную
технику, и, кроме того, у нее, несомненно,
есть комедийные данные. Артисту Н. Coxo-
лову (Куршуд-Бек) следует больше раб-
тать над собой в смысле развития худо
жественного вкуса, — у него имеется тен-
денция к «переигрыванию», излишнему
нажиму.

Хочется пожелать, чтобы художеетвен-
ное руководство театра еще больше з260-
тилось о повышении актерского иастерства
своего балетного коллектива и строже под:
ходило к выбору либретто.

Викторина КРИГЕР,

ПОБЕДИТЕЛИ

С утра река Белая неожиданно полня-
лась метра на три и, вырвавшиеь из
своих берегов, хлынула во все стороны,
иссиня-серая, взвихренная, злая.

— ПШозлись,  позлись напоследок, —
товорит главный инженер строительства
Иван Александрович Жирнов, глядя на
вздувшуюся реку.— Вонец приходит твое-
му озоретву...

И в эти минуты он снова вепоминает
многолетнюю борьбу здешних людей
с грозной и своенравной стихией. Из гола
в год обваловывали они реки Вубань и
Белую. Было построено в общей сложности
‘около 600 километров таких валов. Было
насыпано и утрамбовано 6 миллионов
кубометров земли. И все же люди ничего
не могли поделать со стихией. Они рабо-
тали врозь, каждый около своей стани-
цы, своих полей. И как только поднима-
пись реки, по станицам начинали бить
в набат, десятки тысяч жителей Кубани
с топорами, кирками и лопатами мчалиеь
к валам, как на пожарище. Но, несмотря
на все их усилия, вода прорывалась и на-
носила страшные удары краю: воплывали
посевы, уносило скот, разрушалиеь дома.
А кроме того, реки держали под своей
властью около 600.000 гектаров перво-
сортного чернозема...

0т берега Белюй в сторону головного
сооружения шатает группа людей. эдесь—
секретарь Краснодарского крайкома партии
Иван Иванович Поздняк, начальник строи-
тельства Фрол Андреевич Васильев, глав-
ный инженер Жирнов и другие. Это —
командиры, главный штаб строительства
Тщикского водохранилища.

Трудная и почетная задача — руково-
дить такой стройкой. Сюда, в эту свое-
образную заболоченную пустыню, етяну-
лось 63 тысячи колхозников © подводами,
с кухнями, с лопатами, кирками, топорами.
Они до этого умели пахать землю, скакать
на конях, ухаживать за скотом, но не зна-
ли ни бетона, ни арматурного искусства,
ни того, как строить опалубку или как
класть дамбу. Для них нало было по-
строить жилье, умело расставить их на р8-
боту и, главное, их надо было научить
класть бетон, овладеть арматурой,

Шутка ли —— построить дамбу в 32 ки-
дометра, два грандиозных цементно-бетен-

‘OHH живут уже с апреля месяца. Вот по-

ных сооружения —= толовное и сбросное,
обуздать раз навсегда такие коварные pe-
ки, как Кубань и Белая!

Работа напряженная, трудная. Члены
штаба живут, как говорится, на ходу. Так

чему у них начинают иногда пошаливать
нервы. Й тотла тлавным лицом“ в штабе
становится комсоомолка Лина Цемко. Она
приблизится к разволновавшемуея, поемо-
трит ему в глаза.и мягко, протяжно ска-
wer: : :

— Дмитрий Иванович, толубчик, да
разве так можно? Выпили бы чайку! Го-
ряченького. А?

И Дмитрий Иванович Смирнов, замести-
тель начальника строительства, заулыбает-
ся, замотает головой:

Ox, лиса, Лиса Патрикеевна!

И тогда все уже весело подхватят:

— Да, да! Настоящая Лиса Патрикеез-
на наша Лина Ивановна!

А Лина уже ставит на стол чай, горя-
чий, густой, и руки у нее дрожат от уста-
лости, от бессонных ночей, от напряжен-
ной работы. Она — заместитель начальни-
ка строительства по массовой работе, и к
ней идут все, идут с горестями и радостя-
ми. Днем и ночью трещит телефон, и со
всех концов обширной стройки зовут
к аппарату Лину.

А тут скрипит, хлопает дверь: входят и
выхолят инженеры, заместители прорабов,
рядовые колхозники. Каждому что-то нуж-
HO от штаба, кажлый идет сюда, в эту
маленькую избушку, и, получив какое-
нибуль указание или раз’яенение, отправ-
ляется обратно на стройку. И сами члены
штаба, наскоро выпив чаю, тоже спешат
туда, гле люли несут землю, кладут це-
мент, сдирают опалубку.

+ *

Сыплет мелкий дождь. Земля делает-
ся скользкой, точно замазка. Но в эту
дождливую ночь возле гигантского сброс-
ного сооружения снуют тысячи людей с но-
силками, с тачками, на подводах. Они дви-
таются по уэким, утрамбованным тропам,
скользят, гнутся под тяжестью носилок ©
землей. Но идут все вперед и вперед.

Так, широким трудовым строем штур-
муют люди природу, подчиняют ее своей
воле, облалораживают землю: из болотис-

той, заросшей непроходимыми. камышами
превращают © в красивейший уголок
Краснодарского края.

Вон работает, увлекая своим натюром

других, богатырь Павел Журба. Он смаете-

рил для себя особую тачку, вчетверо

больше обыкновенной, и враз увозит на
ней тридцать пудов, хотя никакой допол-
нительной платы по сравнению с членами
своего звена за это не получает. По всем
правилам,. он мот бы делать столько же,
сколько делают его товарищи. Однако он
возит в четыре pasa больше, Ja еше
< улыбкой, да еще с присвиетом, да еще
бегом. Изо дня в день он выполняет

1.000—1.500. процентов нормы.
Вместе с другими штурмует непокорную

стихию ‘колхозник Николай Михайлович
Буймистер. Его родной колхоз —— колхоз

имени Ленина, Ново-Леушковекого райо-

на,-——находитсея километрах в ста от реки

Кубани. Разлив не тревожит его. Но Буйми-
стер добровольно пошел сюда, чтобы вме-

сте со всеми делать большое, общее дело.

Удивительный человек — Павлуша

Щербина. Низенький, плотно сколоченный,

с синими детскими глазами, балагур и
весельчак.  Стоиг тользо кому-нибудь
взгрустнуть, как появляется Извлуша, —
и грусти как не бывало. Вон он идет
с носилками. На носилки наложено столь-
ко земли, что диву даепться. А он идет и
по пути еще что-то выкрикивает, и от
его выкриков люди покатываются со смеху.
А ведь он — инвалид. Года два назад ра-
ботал на тракторе, и олнажды ночью
трактор опрокинулея, подмял под себя
Цавлупгу, содрал кожу на голове, выломал
два ребра. Казалось, сидеть бы такому че-
ловеку дома, работать спокойно в колхо-
зе, ну, скажем, в качестве сторожа. И
как-то, во время одного разговора, собесед-
ник дружески сказал ему:

—= Павлуша! Ну, чего ты торчишь, тут?
Ехал бы к себе в колхоз.

Синие детские глаза Павлуши вдруг
сделались злыми:

— Ая не торчу! Я работаю.

— Неужели и по семье не скучаешь?

Глаза Павлуши стали опять синие, дет-
ские, лицо заулыбалось:

— По малому своему скучаю. Ручонка
у него такая маленькая, маленькая. Здоров-
каюсь е ним, а ручонка его в моей BCA
тонет. Такая маленькая, маленькая...

Яркий луч прожектора выхватывает из

монтер Подвальный. Этот человек работал и
на Лнепрострое, и в системе Наржомзема

СССР, потом пошел работать в Колхоз.
Теперь он здесь, на строительстве. Это он
освещал электричеством рабочие городки
и делал это с одной и той же мыелью:
«Как приятно будет человеку, когда он
придет с работы в барак, а тут — электри-
ческий свет». И, расставляя веюду яркие
прожекторы, он думал о том же: «Хорошо
будет при прожекторах работать чело-
веку».

Й вот однажды с ним произошло не-
счаетье. Испортилея прожектор, который
освещал площадку, гле работало несколько
сотен людей. Шел мелкий и частый дождь.
Прожектор надо было исправить во что бы
Tro ни стало. VW ПШодвальный, нацепив
котики, полез на столб. Без резиновых пер-
чаток, потому чт в такую погоу
вряд ли что-нибудь можно было исправить
с перчатками. Около столба стояли люди.
Подвальный сказал: «Вы отейдите, я,
может быть, буду падать». Через несколь-
KO минут прожектор вспыхнул, и в этот
самый момент Подвального ударило током.
Он знал. что единственная мера епасе-
ния- тяжестью своего тела оторваться от
провода. И он ринулея вниз. Но железная
кошка, прикрепленная к его левой ноге,
зацепилась з& столб. Он повис головой
KHESY.

..Вак-то на-днях мы зашли на ©брос-
ное сооружение. Было уже около 10 часов
вечера. И sapyr y тов. ПШоздняка щеки
залились краской, что-то явно взволновало
его. Показывая на огромный трап, он спро-
сил:

— Почему не разобрали?

— Завтра разберем, — ответил кто-то.

— А почему завтра? Это же на целый
зень оттянет пуск воды. Надо бы сегодня
разобрать. _

—- Но ведь все люди заняты, а те, кого
сменили здесь, наверно уже: спят.

— Так. А попросить? Понимаете, по-
просить! Ну, например,  штейнгартцев.
Послушайте, vosapmm Конлачков! — Й
Поздняк ловит прямо палету одного из за-
местителей прораба. — Помогите нам!
Вижу, вы со сверточком. Что, в баньку,
что ли, идете или в гости?

— Да хотел зайти в соседний городок.
Два месяца собираюсь в одному знакомому.

— Послушайте, товарищ Кондачков, вы

мрака еще одно знакомое лицо. Электро- (и завтра успеете сходить, & сейчас помо-

Tura nam. A? Трап вот этот надо бы
убрать.

—- 0х, прямо-таки мысли наи He
угоняются за темпами, — улыбаясь, гово-
рит Конлачков.-— Что же? Если надо, могу.

— Так сходите к штейнгаотцал и по-
просите их.

— Есть попросить! — и Кондачков
направляется обратно.

Bee знали, что строители-колхозники
Штейнгартского района ушли с работы
в семь вечера, в восемь они поужинали и
в девять легли спать. Базалось, они не
поднимутся. Но в одинналцать они все
были на месте и к шести утра уже разо-
брали огромный трап, на который, видимо,
попгло вагона три леса.

Наступил день, когда все эти люди ри-
нулись на последние кубометры земли. на
последние кубометры гравия, бетона, на
последнюю опалубку. Они работают ярост-
но, с неудержимым напором. Скользят но-
ги, вязнут в топкой грязи, & люди, не-
смотря ни на что, рвутся вперед.

— Фрося! — кричит Дмитрий Иванович
Смирнов.-— Зачем столько бетона наложи-
Ja в тачку? Надорвешься! Влади нор-
мально.

А светловолосая девушка только улы-
бается в ответ. Сегодня все кладут боль-
ше — больше гравия, бетона, больше
земли, чтобы завтра сказать:

— Вот мы какие! Деды и прадеды наши
не могли справиться с этими бешеными
реками, а мы .побелили.

И на кладке последнего бычка творится
что-то невероятное. Тут с семи часов утра
работают две бригалы: Штейнтартекого
района и Гулькевичекого. В семь вечера
им надо было передать работу другим рай-
онам, но они не дали тачек: «Сами поло-
жим последний кубометр». И вот где-то
Buy, B Sean грянул оркестр, а ря-

м заиграл баян,— н
te р. ‚—и еще рей пола

В эту минуту неожиданно ворвалея со
своей огромной тачкой Павел Журба:

— Сердце не выдержало! Не моту си-
деть дома, когда тут последний кубометр
Штаб строительства — ПНоздняк
сильев, Смирнов, Жирнов, Лина Цемко
молчаливо и торжественно стоит возле
кладки. Еще несколько тачек. Еще несколь-
ко лопат. Вот уже люди опрокидывают в

стороне тачки ручками вверх...

Ва-

— Последняя! — выкрикнул кто-то.—

Beé! `

ных районов, знакомые
крепко жали друг другу руки.

es * *

Где-то далеко лежат глубокие сне,
где-то свирепотвуют морозы, & здесь зи»
только еще покрыла лужи серебристых
ледком и лишь сегодня с утра неожиданно
вытряхнула первые хлопья cnera. Снег
падает медленно, тихо.

Главный инженер Иван Александрович
ФЖирнов озабочен: вскрыть перемычку и
пустить реку Белую в водохранилище сей-
час столь же опасно, как и не пускать ее,
Завтра— послезавтра может  разыгратья
солнце, и ‘тогда река Белая вепучитя
так, что ее никакими силами не удержать,
Но и пустить ее рискованно: а вдруг сразу
ударят морозы, вдруг река, войдя в в040-
хранилише, начнет превращаться в ледя-
ную кашу и где-нибудь рванет дамбу? Вот
почему инженер Жирнов сегодня ни © кем
не говорит, хмурится и избегает людей. А
на него напирают. Уже несколько раз к
нему подходил Васильев:

ae Давайте команду, Иван Александр-

Подходил и Смирнов:

— Иван Александрович, на перемычи
люди ждут вашего сигнала.

Иван Александрович молчит. Он удаляет-
ся от всех, и через полуоткрытую дверь
видно, как он ходит по комнате из угл
в угол, и все подечитывает. подечитывает,
Затем он молча выходит из хаты, садитя
на верховую лошадь и куда-то уезжает.

— Поехал еще раз посмотреть, — гово-
рит Смирнов. — Сейчас, я думаю, вернет-
ся и даст команду рыть перемычку.

Жирнов приехал через час.

— Poem! — сказал он, и лицо его по-
светлело. S

И вот экскаватор рванул перемычку, 1
вода хлынула широким, уратанным TOT
  ком. Хлынула по новому пути, приготовлен-
ному человеком — советским человеком.
И по всему огромному строительству -п®-
катилось громовое «ура»: люди привететв-
вали — в первый раз за всю историю
Бубани — реку Белую, приветствовали
себя — победителей. Люди обралцались
взглядами на север и от всего сердца, И
всей души провозглашали:

— Да здравствует товарищ Сталин!

Ф. ПАНФЕРОВ.

dee”

тельно показала свои незаурядные творче- ,

И люди — грязные, усталые, люди ры.
и незнакомые 2

У

^

ae