КРИТИКА И

БИБЛИОГРАФИЯ

КЛАССИКИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА @ ПЕЧАТИ

Советекая печать-—родное детище, кров-
ное дело большевистской партии. При по-
мощи печати, самого острого и самото
сильного идеологического орудия борьбы 3a
коммунизм, партия крепит и ширит каж-
додневно и ежечасно свои связи с масса-
ми, организует советский народ для репше-
ния политических, хозяйственных и куль-
турных задач. Большевистская печать от-
личаетея высокой политической принци-
пиальностью, идейностью. Это— надежный
маяк, освещающий нашей социалистиче-
ской родине путь к полному торжеству ком-
мунизма. _

Партия веегла уделяла огромное внима-
ние кадрам нечати, придавала исключи-
тельное значение высокому моральному об-
лику советского журналиста, его идейно-
политическому уровню, профессиональной
его квалификации. Ленин требовал от жур-
налистов рабочей газеты исчерпывающего
знания и глубокого понимания текущего
момента, понимания тенденций обществен-
ного развития и залач борьбы, уменья
ориентироваться в политической обстанов-
ке. По мысли Ленина, редактор газеты лол-
жен быть лучшей ее публицистической си-
лой— «редактор всегда должен быть готов
написать сам»,—такое совершенно 0бяза-
тельное требование презявлял Владимир
Ильич к руководящим работникам боль-
тевистекой печати.

Нам нужны энциклопелически 0бразо-
ванные, широко и. всесторонне  подготов-
ленные журналистские кадры.  Централь-
ный Комитет партии в недавнем постанов-
лении «0 районных газетах» выдвинул в
качестве одной из важнейших задач,
стоящих перед всей нашей печатью, «по-
вышение культуры газеты, улучшение ©
языка и технического оформления».

Большую помощь в идейно-политическом
и профессионально-журналистеком воспита-
нии газетных кадров окажет выпущенный
на-днях Политиздатом при ЦВ ВКП(б) ебор-
ник «Большевистская печать» *).

Подобные сборники выпускались и рз-
Hee, HO OHH мало отвечали своему назна-
чению. Прежде всего они никак не охва-
тывали необходимых источников и при этом
в них материал располагался не в хроно-
логической последовательности, а по так на-
зываемому «тематическому принципу». Co-
ставители <«cOOpHHKOB»  ApobuaM тексты
классиков на цитаты, снабжая их всевоз-
можными произвольными заголовками и
надуманными «авантекстами».

В отличие от этих изданий сборник
«Большевистская печать» составлен € H6-
обходимой полнотой, основные и. дополни-
тельные разделы книги охватывают огром-
ный материал—свыше пятисот источни-
ков.

Страницы книги повествуют 0 самых
разнообразных сторонах сложного газетного
дела, определяют актуальные задачи ©0-
ветсекой печали. Материал сборника рас-
пределен строго исторически в © COOTBET-
ствий с главами «Ёраткого курса истории
ВКП(б)». В помошь самостоятельной
углубленной работе читателя вееъма тща-
тельно подготовлен справочный апнарат
книги. Денин зв своих многочисленных ре-
цензиях чрезвычайно ценил подобные пу-
теводители, облегчающие читателю разра-
бетку интересующей ег темы. Ленин не
раз указывал, например, на крайнюю. важ-
ность в книгах «общего предметного ука-
зателя, который давал бы возможность бы-
стро находить соответствующие ланные по
отдельным вопросам» (т. ХУП, стр. 188).

Детально разработанный предметный
указатель сборника дополнен указателем
упоминаемых в тексте органов печати. Kpo-
ме того, в конце каждого разлела, помеще-
ны обширные, аннотированные указатели
литературы, в которых перечисляются 06-
новные произведения классиков марксизма-
ленинизма, содержащие отдельные выска-
зывания о печати.

В еборнике помещены важнейшие прин-
циниальные указания о направлении боль-
шевистской печати,

«..Пропагандист хействует... главным
образом печатным... словом» (Сборн., стр.
77), — писал Ленин в своем труде «Что де-
лать?».

=) «Большевистская печать». Сборник
материалов. Под редакцией Н. Кондакова.
Составитель Б. Яковлев, 1940 г., стр. 472.

a

ПИСЬМА В

определяла
<...Раз’яснять теоретически» роль. рабочего
класса в борьбе и освещать еветом науч-
ного сопиализма каждое явление, которое
видит рабочий» (стр. 57—58).

писал,
‘орудием подтягивания отсталых, воспита-
ния к работе, к трудовой дисциплине, к
организации» (стр. 240). Ленин призывал
печать беспощадно бороться, с отсталостью
и заботливо выдвигать для общего сведе-

Уже в «Проекте заявления редакпии
«Искры» и «Зари» Ленин писал, что
«необходимо освещение теорией каждого

частного факта, необходима пропаганда во-
просов политики и партийной организации
среди самых широких масс рабочего клас-
са. необходимо внесение этих вопросов в
атитацию» (стр. 37).

Й сталинская «Брдзола» точно так же
залачи партийной газеты:

Кажлое высказывание Ленина и Сталина

о задачах советской прессы — это прямая
директива, сохраняющая BCI свою акту-

альность и по сей день, и чем глубже
станут работники печати изучать эти
классические высказывания, тем острее

будет их перо, тем оперативнее будут на-
ши газеты.

В грозный 1919 год Владимир Ильич
что наша печать «должна стать

ния, для примера образцы действительно
хорошей работы.
В 1926 году товарищ Сталин в одной

из своих речей высказал рял замечаний

«© постановке агитации в периодической

печати насчет режима ‘экономии расходов,
насчет борьбы © накладными расходами,
насчет сокращения штатов, развития прэ-

изволительности труда...» (erp. 294).

Товарищ. Сталин сказал:

«Печать у нас в этом отношении хро-
мает. Она нередко обходит такие явления,
как разбухание штатов, расточительность
наших учреждений...» (отр. 294 —295).
Товаринг Сталин призывал  беспощал-
но «разоблачать расточителей», системати-
чески разоблачать «все эти недостатки и
язвы нашего государственного аппарата».

Большевистекая пропаганда и агита-
Пия — это непобедимое орудие партии по-
TOMY, что советская печаль неразрывно
связана ¢ массами’ В первом номере
сталинской «Брязолы» лан замечательный
завет прессе рабочего класса:

«...Первейшая обязанность газеты —
стоять возможно ближе в рабочей массе,
иметь возможность постоянно влиять на

нев, быть сознательным и руководящим ее

центром» (стр. 57).

И спустя четверть века, в 1925 тоду,
в приветственной телеграмме «Правде Во-
стока» товарищ Сталин писал:

«...Товарищеский привет всем строите-
IdM рабоче-крестьянской печати и прежле
всего рабочим и крестьянским корреспон-
дентам...» (стр. 280), которых товарищ
Сталин назвал выразителями и проводних
ками, ‘командирами пролетарского обще-
ственного мнения...» (стр. 269).

Почетны и ответственны обязанности

бельшевиетской печати. Но словам товарища
Сталина, она
колоколом, будяшим спящих, ободряющим
уставших, подталкивающим отставигих, би-
чующим бюрократизм наших учреждений,

толжна быть  «призывным

векрывающим недостатки нашей работы,
выявляющим успехи нашего  строитель-
ства и облегчающим, таким образом, вы-

работку новых люлей, новых строителей

социализма...» (стр. 311).

Этой благородной пели коммунистиче-
ского воспитания нового человека служит
большевистекая печать. Священный moar
ее работников — овладевать маркеистеко-
ленинской теорией, великим опытом оено-
воположников коммунистической публинпи-
стики. Выпуск репензируемого сборника
полвинет вперел большое и плохотворное
лело вооружения редакционных кадров спе-
циальными знаниями теории и истории
большевистской печати.

Сборник «Большевистская печать» `необ-
холимо в последующих изланиях расширить.
Чрезвычайно важно также увеличить его
тираж, ибо учение классиков марксизма-
ленинизма 0 печати должно стать хлостоя-
нием не только многих тысяч наших жур-
налистов, но и партийных. работников, о-
торые повседневно руководят большевист-
скими газетами и Активно сотрудничают.
в советской печати.

: В. ХАНДРОС.

РЕДАКЦИЮ

НУЖНЫ ЛИ ЖИЛЫМ ДОМАМ «ШАПКИ»?

Многие новые дома на набережных сто-
липы, на улице им. Горького, на других
магистралях Москвы имеют огромные
«палки» в виде больших плоскостей  глу-
хих стен нал верхними этажами. Даже че-
ловек, не искушенный в строительном ле-
ле, при взгляде на эти «шапки», скажет:

— Зачем они? Почему здесь не устрои-
ли жалого этажа?

Недоумение вполне законное. «Верх»
зданий действительно можно использовать
горазло пелесообразнее. При сравнительно
небольших затратах жилую  площаль
таких домов нетрулно увеличить на 15—
20 процентов.

Обычно высота новых жилых зданий В
Москве не превышает шести-—семи эта-
жей. Межлу тем применяемое нами кирпич-
нос строительство с успехом позволяет воз-
водить дома в восемь-—девять этажей без
с00бого утяжеления основных несущих
элементов здания.

Толщина ‘перекрытий у Hac часто ло-
стигает 40—50 сантиметров. За границей
применяют сборные элементы, ‘и толщина
перекрытий не превышает там =F
сантиметров. Это экономит 15 сантимет-
ров высоты на каждом этаже и до 4 про-
пентов общей стоимости здания.

0 скрытом в стенах оборудовании, о
шкафах, кроватях, тумбочках у нас гово-
рилось много, но практических результа-
тов мало.

Когда проектируются магазины в первых

этажах зланий, проектировщики не знают,

каково булет назначение этих помещений—
булет ли злесь расположено «ателье мод»
пли откроют мясо-рыбный магазин. Ноэто-
му проектировщики на всякий случай вы-
деляют лля магазинов лишнюю площаль.

Строить лома мы можем так, 4TO-
бы экономить средства государству и пря
тех ке затратах лать больше жилой пло-

mada. Инж. Ю. АВРУТИН,

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СОДЫ,
БУРЫ, ИОДА, БРОМА

Нефтяная промышленность Азербайлжа-
на потребляет много содовых продуктов.
Сола и едкий натрий нужны заволам хля
очистки нефтепродуктов, а промыслам —
для притотовления растворов, употребляе-
мых при бурении скважин. Доставляют
эти химические вещества издалека. Между
тем их можно лобывать тут же, в Азер-
байджане.

В пронессе длительной  эксплоаталии
‘екважинами нефтяных горизонтов BMe-
сте с нефтью добывается вода. Jaa

добычи пола и брома использовались толь-
хо жесткие слабощелочные пластовые во-
ды верхнего отдела продуктивной толши.
Шелочные же волы считались негодным
сырьем. Эти волы спускались в море.
ПШ мере разработки более глубоких
нефтяных горизонтов обнаружены на Ан-

шероноком полуострове CHIBHO шелочные   ~

пластовые воды. В них найдены, помимо
двууглекислого натрия, ценные соли —
бура, иол, бром и поваренная соль.

В Азербайлжанском нефтяном исслелова-
тельском институте разработана техноло-
гическая схема комплексного использова-
ния щелочных буровых вол нефтяных ме-
сторождений. Получение соды, буры, иода
и других продуктов проверено на полуза-
BOACKOH установке.

‚Если бы в Баку был построен соловый
завод, его пролукция позволила бы 0бес-
печить нефтяную промышаенноеть Азер-
байлжана необходимыми шелочами. Вроме
того, страна получит новые тысячи тонн
буры, много иода и брома. Закавказье бу-
лет обеспечено высококачественной пова-
  ренной солью.
  В. МАЛЫШЕК.
Кандидат геологических наук.

` 6 ЯНВАРЯ 1941

г. №6 (8414)

ИСКУССТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Многие отрасли производства мы 060- нз предприятиях, производящих мебель,
значаем общим понятием «художественная   арматуру, декоративные ткани, материа-
лы для внутренней отделки  помеше-

промышленность». В сочетании этих двух
ний. Некоторое подобие органов хуложе-

слов заключено громадное культурное с0-

держание. Искусство вхолит в нашу пов-  ственного руководства и вонтроля предета-

селневную жизнь многими путями. Олин! вляют ©0б0й художественные советьь CY-
ществующие при’ отдельных предприятиях

из них пролегает через художественную
промышленность — через предметы быта,   и главных управлениях. Однако решения
этих советов ни для кого но обязательные

окружающие нас.

На каждом шагу жизнь прегявляет свои   tomy же в составе самих художествен-
требования одновременно к искусству и к  ных советов обычно преоблалают HO XY~-
промъынленности. Отделка помещений в ложники, конструкторы и архитекторы, &
новых жилых и общественных зданиях,   представители торговых организаций, име-
мебель и предметы обстановки, арматура,   ющие свою «точку зрения» на художест-
декоративная ткань, фарфоровая, Фаянсо-  венное качество предметов массового оби-
вая и стеклянная посуда, обои, всевозмож-   хода. «Эта. вещь не пойдет», «потребите-

лю не понравится», — такие аргументы

ные мелкие предметы обихода, — все это ¢
приходится часто слышать при обеужде-

Мастер токарной группы ремесленного
училища при Калининском  вагонострои-
тельном заводе комсомолец П. И. Анто-
нов (слева) проверяет сделанную учени-
ком Виктором Чесноковым деталь —
винт для параллельных тисков.

22 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

НА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

БИЕВ, 5 января. (Корр. «Правды»). В
Дрогобычекой области УССР воздано за по-
следнее время много новых медицинских
учреждений. В Бориславе, Перемышле и
других городах и селах открыты 33 боль-
НИЦЬЕ.

В области, кроме того, функционируют
20 поликлиник и 86 амбулаторий. Ha
предприятиях области открыто 9 врачеб-
ных и 20 фельшперских пунктов,

Большая помощь оказывается женщи-
нам. Созданы 51 акушерский и. 38 фельл-
шерско-акушерских пунктов, 8 детевих и
женских консультаций и 31 хетские ясли.

З» последний гол открыто в области
5 туберкулезных диспансеров и 2 санато-
рия хля детей.

„На оздоровление трудящихся Дрогобыч-
ской области государстве израехоловало в
минувшем году ло 22 миллионов рублей.

—O—

СБОРНИК ПЕСЕН И СКАЗОК
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОРОНЕЖ, 5 января. (Корр, «Правды»).
Воронежское областное  книгоизлательство
выпустило сборник песен и сказок, запи-
ванных в колхозах области. В сборнике
около 200 сказок, песен и частушек, в том
числе несколько произведений местной ска-
зительницы А. В. Барышниковой.

Для художественного оформления сбор-
ника широко использованы работы воро-
нежских кружевниц, вышивальщиц, вя-
зальщиц, & Также росписи изб.

Oa -
НОВЫЕ МАСЛОЗАВОДЫ

АРХАНГЕЛЬСК. 5 января. (Kopp.
«Правды»). В городе Вельске закончено
строительство маелолельного завода. Ho-
вый завол будет перерабатывать 3 тыюя-
чи тонн молока в гол.

В Ненецком национальном округе вы-
работка масла производилась примитив-
ным способом. Сейчас там построены два
маслолельных завода. Такие же заводы
построены в Онежеком, Емецком и Конош-
ском `районах.

Началась подготовка к постройке круп-
ного завола по выработке сухого молока в
Подосиновском ‘районе. На строительство
отпускается около миллиона рублей.

ших вещей.

отрасли массового производства, тесно свя-
занные с художественным творчеством,
определяющие в значительной степени
облик нашего быта, внешний вил окружаю-

Мы. ниеем неисчерпаемые возможности
для создания дешевьх, удобных и вместе
с тем подлинно художественных предметов
массового обихола. Художественная. про-
мышленность может сталь сильнейшим
орудием воспитания вкуса. Она же может
явиться в массовом обиходе проводником
безвкусицы. ‘

Tlepex Hawa — выразительные примеры
того и другого. Московское метро предетав-
ляет собой сочетание высокой техники и
комфорта с высоким художественным ва-
чеством. Это сочетание характерно для ©о-
циалистяческой. культуры. Грохалное влия-
ние архитектуры станций Московского мет-
pO Ha Фазвитие художественного ввусё
миллионов людей, обслуживаемых этим
массовым вилом транспорта, —- бесспорно.

С хругой сторонь: — многочисленные об-
разцьЕ еовсем иного рода. Различные про-
мысловые артели, отдельные предприя-
тия — мебельные, текстильные, обойные,
аруатурные-—выпускают на рынок вещи,
отличающиеся  неряшливостью = отделки,
унылой неприглятностью форми и распветок.

Мебельные фабрики Наркомлеса и арте-
ли Всекопромлессоюза выпускают весьма
ограниченный набор устаревитих, неизящ-
ных и малоулобных прелметов обстановки.
Это — громоздкие шкафы, столы, диваны,
стулья, образцы которых были разработа-
ны й освоены много десятилетий тому иё-
зал. Почему-то вовсе не производятся пред-
меты обстановки для кухонь и летеких
комнат. Мебель обивается добротной, но
некрасивой тканью © давно уже приевши-
мися рисунками и расцветкой.

Столь же архаичны и малокультурны
по своим формам образцы осветительной
арматуры. Крупнейшая московская фабри-

ка лекоративного и обивочного текстиля—

«Декоративткань» получает пряжу лишь
в 4—5 цветах и потому выпускает олно-
образные, унылые по колориту ткани.
производстве массовой скульптуры и раз-
личных мелких предметов обстановки зна-
чительное место занимают откровенная
халтура и та антихуложественная стряп-
НЯ, © которой не так давно писалось в
«Правде».

Межлу тем, у нас накоплены богатей-
тие тралдинии во всех отраслях художе-
ственного производства. Старые, русские
мастера создали замечательные образцы
классической мебели, превосходные изде-
лия из фарфора и фаянса, изумительное
чугунное литье. Широко известны руе-
ская набойка, резьба по дереву. Не менее
славные художественные традиции живут
зв наролных промыслах Украины, респуб-
лик Закавказья и Средней Азии.

Но речь илет не только об этих заме-
чатёльных проявлениях нарохного творче-
ства, о художественно-кустарных промыс-
лах. Тралиции народного искусства могут
и холжны оказать живейшее влияние на
художественное качество предметов мас-

сового машинного производства.

Нелавно в Москве прошел пленум правле-
ния Союза архитекторов, специально посвя-
щенный вопросам художественной промьни-
ленности, Он отметил неуловлетворительную
поетановку художественного руководства

нии новых рисунков и образпов.
вило, эти доводы основываются не на деи-
ствительном ‘изучении вкусов и интересов
потребителя, & на шаблоне и рутине.

сунков должно сыграть решающую роль В
похеме нашей художественной промыиш-
ленкости. Для этого нужны прежде

скве и бывшей школы Штиглица в Ленин-
граде в течение ряда лет у нае никто
He
для промышленности. В самые последние

Хуложественно-промьинленного
дается во всяческом укреплении, не распо-

лагает необходимой экспериментально9й и
произволственной базой.

щиков,

‘цированных мастеров искусства —— живо-

гих отраслях промышленности. Необходи-
мо - лишь внимание K художественной
стороне производства со стороны руково-
дителей самой промышленности.
димо, чтобы художественный брак пре-
следовалея Y Hac © той же строгостью,
Kak и брак технологический.

1 яинные вкусы масс, но и воспитывать эти

Бак пра-

Создание новых образцов, моделей, ри-

всего
квалифицированные кадры художников и
мастеров-исполнителей. После ликвидации
бывшего Строгановского училища в Мо-

На снимке: школьники средней школы

в г. Даугавпилсе (Латвийская ССР)
исполняют. национальный. латышский
танец, i Фото Д. Чернова, (ТАСО.
eee

МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
НОВЫХ РАЙОНОВ МОЛДАВСКОЙ ССР

Сельское хозяйство новых. -прейетоь

Молдавской CCP в отношении. механиза-
ции было чрезвычайно отсталым. В, истек-
  шем голу Наркомзем СССР организовал в
них 20 машинно-тракторных станций,
_— В этом году механизация селъекого хо-
зяйства в этих районах Молдавии полу-
чит больший размах. Паркоизем CCCP
золжен организовать еще 32 МТС. При
каждой станции, кроме того, будет co-
здано по одной машинно-тракторной мз-
стерской для текущего ремонта машин, &
в Кишиневе и Бельцах-——по одной машян-
но-тракторной  мастерской для капиталь-
ного ремонта.

Во все машинно>тракторные станция в
этом Tory булет завезено 420 тракторов
различных марок, из них 340—к весне.

Помимо тракторов, в новые районы №2-
тавской ССР будет ввезено 460 трактор-
ных плугов, 345 тракторных культивато-
ров, 345 тракторных сеялок, 700 жатвен-
ных машин, 200 молотилок и большое ко:
личество других’ советеких мазин..

Для полготовки тракториетов, механики
булет ‘открыто дополнительно к суще
етвующим двум школам механизации пят

новых школ.
Фо

ВЫСТАВКА ТОВАРОВ
ШИРОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

МОЛОТОВ, 5 января. (По телеграфу’
На-длнях в здании нового речного вокззл
открылась выставка товаров широкого п.
требления, вырабатываемых в Молотовско
области. Широко нрелставлены изделия л.
сохимии, мебель, предметы хомантнего 061
хода, платье, обувь. В огромных, облиц
ванных мрамором залах—обилие товаро
показывающих неисчерпаемые возможност
развития местной инициативы. Выстав:
пользуется большим успехом. («Звезда»

—о—-

ЦИКЛ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЛЕКЦИ

_ ХАБАРОВСК, 5 января. (Корр. «Пра
ды»). Пентральный райком партии горо
Хабаровска организовал для партийного
оборонного актива цикл военно-историч
ских лекций. Весь цикл рассчитан на
лекций, четыре из них уже прочтены.  ]
каждом занятии присутствуют до 400 ч
ловек.

В ближайшее время Центральный райк
партии организует цикл таких же плати!
лекций.

занималея подготовкой  Хужников
тоды этот пробел начал отчасти воспол-
няться благодаря организации в Москве
училища.
Олнако эт0 учебное заведение еще нуж-

Не меньшее значение имеет подготовка
исполнительских калров — мастеров-рез-
чиков, рисовальщиков, граверов,  чекан-
столяров-художников,  лепщиков,
насекальщиков и т. х. Их подготовка
должна осуществляться в системе ремес-
ленных училиш. По примеру специального
училища для подготовки мастеров хуло-
жественно-отлелочных работ, учрежденного
при строительстве Дворца Советов, необхо-
димо организовать рял школ, в которых бы
полготоваялись кадры способных MacTe-
ров-художников для промышленности. .

Большое значение будет иметь также
привлечение в промышленноеть квалифи-

писцев, архитекторов, скульпторов. Исто-
рия русского искусства — от Воронихина
и Росси до Врубеля — дает прекрасные
примеры творческого сотрудничества
крупнейших мастеров с промышленностью.
Опыт некоторых советеких предприятий—
Ломоносовского и Дулевского фарфоровых
заводов, стекольных предприятий говорит
о больших качественных успехах, достиг-
нутых благодаря такому же сотрудниче-
ству. Выставки, организованные в Москве
Е пленуму правления Союза советских ар-
хитекторов, убедительно свилетельствуют о
готовности многих наших хуложников твор-
чески работать в мебельной, текстильной,
фарфоро-фаянсовой, стекольной и 1ру-

Необхо-

Под’ем художественно-проиышленной
культуры неразрывно связан © ‘воспита-
нием вкусов. Нало не только изучать пол-

вкусы. Нахо показывать лучшие образцы на
специальных выставках, поднять культу-
ру прилавка и магазинной витрины, ква-
лификацию работников прилавка, имею-
щих дело с предметами обстановки.

В наших руках, в условиях социали-
стической жизни, художественная  про-
мышленность превращается в мощное ору-
дие лля созлания новой эстетики нашего
быта, для всестороннего под’ема массовой
художественной культуры.

Д. АРКИН.

Случай. с вырубщиком Кругловым

Шесть лет назад в Ленинград приехал
лвадпатитрехлетний парень Н. Бруглоз.
Раньше он жил в деревне, где-то около
Костромы, занимался сельским хозяйством,
затем недолго работал в сапожной мастер-
ской у знакомого кустаря.

Поступив в Ленинграле на обувную фз-
брику «Скороход», Вруглов быстро овла-
дел профессией вырубщика, стал известен
на фабрике как способный, трудолюбивый
человек.

Любя свое дело, он работал искусно. и
легко. Мастера, цеховая администрация,
товарищи по работе с интересом присма-
тривались, как точно и быстро вырубал
он подошву, набойки, стельки. С большим
мастерством ощупывал он кончиками паль-

цев огромный блестящий коричневый чу-

прак — готовую кожу, определял ее каче-
стве и толщину. С удивительной точ-
ностью он выяснял,
месте следует вырубать полонтву, в Ka-
ком — задник, стельку и Т. д.

Успехи Круглова на
активная

Еруглов—-растущий,

хилатом в члены партии,
Как-то в один из дней, в начале прош-

лого года, мастер участка Сухарева, рабо-
тающая на «Скороходе» вот уже свышю
хвадцати четырех лет, заметила, что Вруг-
лов почему-то необычно часто отлучаетея

от своего пресса. Это показалось ей пюло-

зрительным. Дело в том, что в этот лень
Круглов вырубал летали из кож, изготов-
ленных не на «Скорохоле». Такие кожи
прибывали редко, и рабочие были к ним
мало привычные Кое-кто увиливал от р8-
боты на этих «чужих» чупраках, их счи-
тали «невыгодными», так как без при-
вычки к Ним не’ всегла удавалось вышол-
нить норму. На своих же, скороходовских.
чупраках не только норма выполнялась,
но улавалось лаже получать премии 34
экономию кожи. Обычно «чужой» кожи
избегали отсталые рабочие, не считавшие-
ея с интересами производства. А Так kak
этой кожи хватало примерно на день, . то
в этот лень кое-кто ‘работал спуетя рука-
вз. Сухарева подумала: «Не решил ли и
Круглов увильнуть от работы на иногород-

в каком именно

производстве,
общественная работа созлали
в коллективе хорошую славу 0 мололом
рабочем. Для товарищей, для. руковолдите-
лей пеховых организаций” было ‘ясно, что
толковый, переловой
работник. В 1939 году его приняли кан-

нем, «невыгодном» чупраке?». Она хотела
бъыло подойти к нему, расспросить, узнать
причины. Но всякий раз отклалывала. Она
знала, что Крутлов-человек дисцинлини-
рованный. Зря делать ему замечания не
хотелось.

“Ha следующий лень Сухарева © утра
обэспокоенно поглялывала в сторону, где
стоял прое Круглова. Она видела, как

пресса, как ен легко и быстро работал.
Не проходило и нескольких минут, как
Вруглов бросал в сторову узорчатую вы-
свечку чупрака, уклалывал на стеллаже го-
товые летали, затем принимался за выруб-
ку нового чупрака. Сомнения Сухаревой
рассеялись.

минувшего года—^в цех доставили очеред-
ную партию
вязывая на-хоту халат, Круглов нодошел

первый чупрак, слегка согнул его, обвел
лицевую часть кончиками пальцев,

тии чупраков.
бать летали.
лов: сказал:

лучи другие поработают...
Мастер. участка

нет в цехе.

ны Еветитнееву.

Вруглов раз за разом важимал педаль

Шли месяцы. Олнажлы,—это было в мае
иногородних чупраков. 3а-
5 своему прессу. Когда он взял в руки

то
убетилея, что чупрак с «чужого» заво-
ха. Круглов нахмурился, оглянулея по <то-
роназ и как-то нехотя приступил к рабо-
ne, Примерно через час он ушел в курил-
RY, где оставался не менее двадцати ми-
нут. Вернувшись в пех, Врутлов, obpama-
ясь к своему соселу—беспартийному pa-
бочему Пактусову, бросил ему несколько
весьма нелестных слов © полученной пар-

— Какая уж тут работа, — сказал Врут-
лов и, мелленно полтянув чупрак в палаю-
щей части пресеа, стал неторопливо выру-

’ Поработав еще час, Круглов снова от-
правилея в курилку. Велел за ним пошел
и Пактусов. Котла они поравнялись, Rpyr-

— На таких чупраках ничего не зара-
ботаешь. А если норму не вырубишщь, то
наверняка на бобах останешься. Пусть

Сухарева не могла не
заметить, что Круглова и Чактусова долго

Во второй половине дня повторилась та
же картина. 0 странном повелении Пруг-
лова Сухарева сообщила начальнику сме-

Старую работнипу, коммунистку Суха-
реву глубоко взволновал поступек канли-
даль партии Круглова. Она подошла к

партгруппоргу Смирнову, расеказала 060   Поскольку Круглов сам. понял и призя
всем происшедшем, вепомнила об эпизоде,   это, ему остается честным трудом зат
случившемся с Кругловым в начале года.   лить свою вину.

— Мы не можем терпеть,— говорила Когла собрание ‘окончилось, Rpyrxo
Сухарева, — чтобы наш рабочий, & тем б0-  хотелось поскорее остаться одному. Е
лее коммунист, своими шкурными расче-  казалось, что так будет легче, Олне
тами сдерживал производство. никто но торопился уходить. Kro-

Было решено в этот же лень -— после   вопомнил про устаревшую и. вышедш
окончания смены — созвать собрание пар-  из житейского обихода советских лю;
тийной группы. : пословицу насчет того, что, мол, своя 1

Bee четырналцать коммунистов — чле- балка ближе к телу и что теперь по
ны партгруппы — выслушали сообщение   ему принцину жить и трудиться нель
грунпарторга Смирнова. Они жлали, что   ЕТО-То, наоборот, бросил Вруглову неско
скажет Круглов, который внешне спо-  50 обохряющих слов. :
койно сидел неподалеку от председателя С фабрики вышли sce вместе. По
собрания. распрощались: каждый пошел в 6

Бруглов получил слово. Говорил он   СТОРОНУ. Круглов защагал влоль шире
нестройно, неуверенно. Ero об’яснения,   Изтистрали Международного проспекта.
мотивы, аргументы— все, что привлекалось   CMOTPA на поздний час, на улице 61
им для оправдания своего проступка, бы»   CBETIO. Начинались белые ночи, котор
ле очень легковесным и тут же рассеи-  Прилают неповторимую красоту гор
валось, как несостоятельное. Когла при-  Ленина.
сутетвовавшие на собрании коммуниеты-— Круглову становилось все яснее, как
мастера, вырубщики — репликами с MecT ошибку он совершил, как нопростител
логко разрушили один за другим доводы   УРонил свой престиж, который завое:
Круглова, он заявил: ‘ ‘валея отличной работой. Ero таздир

— Как-то сердце не лежало к этой   ЧУВСТВО обилхы на самого себя, он ис
работе, руки не слушались... —  причин, которые так незаметно полк

Gindc: oO biaseud -y! Kpyrsous weet Ot ae чтобы толкнуть его на неправи
стоял молча, чуть склонив голову. На не- т путь. Многое передумал Круглов
сколько мгновений в помещений, где про- Ew + eee Benomt
HCXOIHIO собрание, стало совсем тихо. а И es
Вруглов, стоявший до сих пор все время : Pe ee Припомнил
ДОНУ Кевин inter Mote ча LER то, как гнались тогда за рабо
ражку, потом встряхивал ее, выравнивая   „_2 рая повыгоднее, ни’ © чем больше
изгибы. Наконец, он снова заговорил: заботясь. Как это было похоже нь
Нехорошо получилось... Мне стыдно недавний поступок...
перед вами, перел партней... i

Неиного помолчав, он продолжал: “На следующий день Круглов прише.

— Вот говорили мы недавно на ©обра-   Цех к самому началу работы: казалось,
нии о пербжитках, 06 отношении к труду, если он прилет раньше, его обступят т
у J самого прорвало... Даже не могу сей-   Рищи, будут стылить, упрекать.

понять, Kak все это получилось... Бруглов направился прямо к станку
ме Ratan ae поверили мне: больше   ни во время обеденного перерыва, ни п
р SF работы он ни от кого не слышал слов

Начались прения. Сухарева рассказала   Река или даже дружеской шутки по по
собравшимся коммунистам о своих наблю-  случившегося. Наоборот, мастер уча
дениях, © глубоком негодовании по поводу   Сухарева даже не скрыла своего боль
проиешелшего. Это была горячая речь   Уловлетворения в связи © том, что
старой, калровой работницы, большевички,   Глов в этот день намного превзошел
которая никак не могла примириться с  обычную высокую выработку.
НЫ поступком кандидата ek &
партии. Сухареву поддержали Евстигнеев
Гинзбург, секретарь пехового ао, р Отлично работает Круглов и поп
бюро Полольная и’ другие. Всо говорили.   0 ФАМИЛИЯ HO сходит ¢ доски Mona:
что Круглов поступил не так, как А лей выдающихся рабочих цеха.
бает большевику, что в его поведении про- А. КОРНБЛЮ
Ленинград. (Спец. корр; «Правды»).

скользнула некоммунистическая жилка,