В Доме занимательной

науки

ЛЕНИНГРАД, 10 января. (Норр. «Прав-
ры»). Дом занимательной науки широко‘об-
служивает учащихся ремесленных училищ
и школ $30. Установлена повседневная
связь 6 45 училищами и школами Ленин-
трада и пригородных районорР.
` За последнее время в Доме заниматель-
ной науки побывало свыше 800 учеников
ремесленных училин и школ ФЗО. Непо-
средственно в общежитиях и классах про-
зитано более 50 лекций по различным от-
раслям занимательной науки. На лекциях
присутствовало около 10 тысяч человек.
Особый интерес вызывают лекции на 0бэ-
ронные темы: «Война в воздухе», «Обман
и хитрость на войне», «Как пушка стре-
пяет дальше 100 километров» и др. Юных
слушалелей привлекают также лекции о
великих путешествиях и открытиях.

Сейчас Дом занимательной науки гото-
BUT лекции по физике и математике, 10-
полняющие программы училищ и школ.
Намечены, в частности, лекции на темы
«История паровой машины» и «Электри-
чество в технике».

Между познавательным научным филь-
мом и широким зрителем стеной стоит рас-
пространенный среди некоторых кинемато-
трафистов предрассудок, будто бы этот
жанр скучен и публику не привле-
кает. Даже тогда, когда появляются такие
интересные картины, как «И. ПН. Павлов»,
они месяцами кочуют с полки на полку.
Путь их к экранам кинотеатров долог и
тернист.

Легенда © «неинтересности» познава-
тельных картин рассеивается хотя бы
опытом фильма «Сила жизни», который
смотрится с настоящим волнением, как
полноценное художественное произведение.

Долг кино — показать труд наших гео-
логов, химиков, врачей, предоставить кино-
зрителю возможность вместе с научной
экспедицией заглянуть в малоисследован-
ные области, отразить на экране борьбу за
научные открытия. И надо это сделать
не поверхностно, в порядке формального
выполнения плана выпуска научных филь-
мов, & привлекая все силы и возможности
киноискусства.

Номера журнала «Наука и техника»
(редактор — академик Е. А. Чудаков), за-
конченные «Мостехфильмом» в 1940 году,
вызывают большой интерес. Первый номер
журнала — показ возможностей кино. Ku-
но ускоряет время, на экране за не-
сколько секунд распускаются лилии и си-
рень, растут кристаллы. Вино делает. зри-
мым невидимое, в капле воды движутся и
воюют сотни живых существ. Кино позво-
ляет наблюдать природу; оператор, зама-
скировавшиеь на болоте, снимает интерес-
нейшие сцены из жизни птичьыо мира.
Журнал, показывает лаборатории ученых,
торнелные катеры и самолеты, цехи 38в0-
дов, поля селекционных станций.

У нас иногда снимают здание инетиту-
та, потом ученого, читающего книжку или
колдующего возле непонятных приборов, и
считают, что дали зрителю познавательный
материал. Очень приятно, что авторы ки-
ножурнала «Наука и техника» избрали
другой путь: они пытаются показать 69-
держание работы ‘исследователя, сущность
вопроса, стоящего перед ним.

Второй номер журнала знакомит зрителя
с трудами академика Капицы, демонстрирует

Беззаботное отношение

В истекшем году Наркомпрос обогатилея
еще одним новым учительским институтом,
открытым в городе Семенове, Горьковской
области. К сожалению, свою жизнь новый
институт начал © злоключений. Занятия
начались в здании, построенном еше два
года, назад, но до сих пор официально не
принятом в’ эксплозтацию из-за масеы не-
долелок. Под общежитие предоставлено по-
мещение, которое пропускает He ‘только
сырость, но и снег. В тяжелые бытовые
условия был поставлен преподавалтельский
состав. Семеновский гортоп оставил ин-
ститут без топлива. Студенты вынуждены
сидеть в аудиториях в теплой одежде.
Местная электростанция часто вечерами
не даст энергии институту. Занятия ведут-
ся в такие вечера при тусклом свете керо-
синовых ламп, в которых также ощущается
нелосталок.

Много недостатков и в учебном процес-
се. Семеновский учительский институт по
некоторым предметам не ‘имеет постоян-
ных преподавателей. Куре  пеихологии,
например, прочел здесь московский доцент
В. И. Мамлеев. Студенты вынуждены бы-
ли в течение месяца ежедневно по 6 чз-
сов слушать этот предмет. Занятия по
другим предметам почти полностью были
оставлены. Штатные преподаватели в это
время изнывали от безделья. Делалось это
в целях удобства приезжих преподавателей,
но в ущерб учебной практике стучентов.
Прочтя курс лекций, тов. Мамлеев уехал.
Студенты продолжают самостоятельную ра-
`боту по поихологии, но не имеют возмож-
ности получить консультацию. Дирекция
их обнадеживает:

Юные геологи

КРАСНОДАР, 10 января. (Корр. «Прав-
ды»). Члены кружка юных геологов арма-
вирского Дворца пионеров совершили 60-
лее 80 научных экскурсий. Юные геологи
обследовали местность своего и окружаю-
щих районов, прошли свыше 1.500 кило-
метров. Ими найлен выход горючих газов,
обнаружены лечебная грязь, залежи охрьь
промышленного песка. Составлена карта
полезных ископаемых.

Материалы работы кружка использова-
/ти Геологическое управление, Новороссий-
`ский цементный завод, предприятия мест-
ной промышленности.

Исполком городского совета возбудил
ходатайство 06 утверждении кружка геоло-
тов участником Всесоюзной сельекохозяй-
ственной выставки 1941 года.

—©о—

ДОХОД ОТ САДОВОДСТВА

КУРСК, 10 января. (Корр. «Правды»).
Колхоз имени Ленина, Микояновского рай-
она, имеющий свой хороший сад, выдал
колхозникам по полкилограмма фруктов на
трудодень. Кроме того, продано фруктов на
120 тысяч рублей. Теперь колхозы Микоя-
новского района расширяют свои сады. Ве-
сной этого года будет посажено 70 гекта-
ров новых садов.

НОВЫЕ ВИДЫ САНИТАРНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Прелнриятия Главного управления сани-
тарно-технического оборудования Наркома-
та промышленности стройматериалов СССР
изготовили в истекшем году 14 опытных
образцов нового санитарно-технического
оборудования.

Заслуживает внимания  воздухоохлали-

тель для горячих цехов. Он не только ох-
- лажалает воздух в помещении, но и очищает

его от пыли. Применёние этого ахтгрегата
избавляет от необходимости устраивать
централизованные приточные системы для
очистки и охлаждения воздуха в горячих
пехах. В ныненнем году намечено. органи-
зозать производство возхухоохладителей.

Построен опытный атгрегат для отопле-

°ния и вентиляции общественных зданий. Он

имеет два центробежных вентилятора,
‘фильтр для очистки воздуха и нагрева-
тельный прибор. Аггрегат, весьма компакт-
ный и удобный, очищает и подогревает воз-
дух ло нужной температуры. On найдет
пгирокое применение в школах, больницах
и т. п. После того, как будут проведены
испытания, начнется массовое  производ-
ство этого атгрегата.

Разработан новый вил фильтра для очист-
ки воздуха от пыли, образующейся при
шлифовке или заточке изделий на станках.
Фильтр засасывает пыльный воздух и в03-
вращает его обратно в цех очищенным.

Изготовлены опытные образцы нового
санитарно-бытового оборудования: ‘ванны
для душевых кабинок, комбинированная
мойка-раковина и другие.

Henne ae

Антология армянской поэзии

Великий почин А. М. Горького в ©03да-
нии антологии национальных литератур
осуществляется. Велед 3a азербайджан-
ской и казахской антологиями вышла из
печати «Антология армянской поэзии».
Это, бесспорно, — большое и радостное ©о-
бытие в литературной жизни  налей
страны.

Антология открывается произведениями
народной поэзии. здесь нашли место ред-
кие образцы древнейших эпических песен:
«Рождение Ваатна», «0 царе Арташесе» и
«Воспоминание Арталиеса». Все они отно-
сятся к раннему периоду поэтической фан-
тазин народа, когда еще господствовало
мифологическое представление © мире.

Из древнего эпоса ГУ века мы находим
здесь оригинальную легенду 0б армянском
Антев — царе Аршаке, «Песню 0 князе
Мокеком», главы из тениального э106&
«Давид Сасунский».

Армянская народная поэзия богата He
только эпическими произведениями. Ona
поражает нас и своей чудесной лирикой.
Эмоциональность, социальная  насыщен-
ность и художественная выразительность
являются характерными особенностями ар-
мянской народной лирики. В «Военных
песнях» звучит патриотический голое
храбрых зейтунских бойцов, в замечатель-
ных «Песнях хариба» раскрывается внут-
ренний мир обездоленного армянина, жи-
вушего на чужбине и тоскующего по ‘ро-
дине, по земле, по своей любимой. В пес-
нях, насышенных  социально-трудовыми
мотивами, воспеваются честный труд и гнев
труженика земли, который обрушивается
на алчного богача, сумевшего «чужим тру-
дом добиться земли и власти».

Во втором разделе антологии помеще-
ны избранные произведения древней и
средневековой армянской поэзии. Древняя
поэзия предетавлена религиозными песня-
ми Месропа Маштоца (одного из основате-
лей армянского алфавита и письменности
в Ув), Иоанна Мандакуни, Комитаса и
Степанноех Сюнеци.

Поэзия армянского средневековья откры-

тике -— зачатки будущей еветской поэзии.

Начало нового периода в светской поэ-
зии армянского средневековья связано с
демократической поэзией знаменитого Фри-
ka (XIII sex).

Любовная лирика в средневековой ар-
мянской. поэзии достигла подлинного рас-
цвета в творчестве Константина Ерзынкз-
ци, Ованеса Ерзынкаци, Аракела Багише-
ци, Аракела Сюнеци, Наапета Кучака, На-
тата Овнатана и других. Их избранные
‘произведения также включены в антоло-
THO.

Тема, любви впоследствии просачивается
в поэзию ашугов, получив блестящее раз-
витие в творчестве гениального allyra—
поэта ХУШ века Саят-Нова. Его произве-
дения занимают почетное место в третьем
разлеле антологии. Саят-Нова своими див-
ными песнями поднял армянскую лирику
на высшую ступень художественного со-
вершенства. Его лира звучала на трех
языках народов Закавказья, пробиваясь
сквозь национальные преграды, лежавшие
между армянами, грузинами и азербай-
джанпами. i

Раздел поэзии нового времени откры-
вается произведениями корифеев армян-
ского проеветительства начала ХТХ века:
Хачатура Абовяна, Микаэла Налбандяна,
Смбата Шахазиза, Рафаэла Патканяна и
других, творчество которых развивалось
пол влиянием русской передовой культу-
ры. Дальнейшие поколения армянских поэ-
тов (Цатурян, Ш. Кургинян, Акоп Ако-
пян), развивая дальше демократические
идеи Абовяна, Налбандяна, донесли их 10
социалистической революции.

В конце  ХГХ века появляется созвездие
трех великих поэтов Армении: Ованес Ио-
аннисиан, Ованес Туманян и Аветик Иса-
акян. Их творческие фигуры возвышают-
ся над всей дореволюционной армянской
поэзией. Поэзия их Широко представлена,
в антологии.

Большое место в книге занимают со-
ветская поэзия Армении, новый советский
вается творчеством Григора Нарекаци (Х  фольклор и песни современных ашугов.
век) и Нерсеса Шнорали (ХИ век). В их! Современная армянская поэзия реали-
произведениях уже вырисовываются — в  стическими красками изображает нашу ео-
противовес религиозно-мистической тема-   циалистическую действительность.

‘

`‘Киноочерки о науке и технике

`дхобный «толстый» полнометражный кино-

Творческие базы
художников в Карпатах

`КИЕВ, 10 января. (Норр. «Правды»). В
Карпатах, на курорте Яремча, лва лома
отдыха — «Аламовка» и «Зожа» — переда-
пы Киевскому государственному хуложе-

такую важную область техники, Kak Me-
таллизация. Последний очере этого номера
посвящен применению водяной завесы для
охраны рабочего от изнурительного жара
печей в кузнечных пехах.
Свовобразен четвертый номер журнача.
Предназначенный для детей, этот выпуск
будет с интересом просмотрен и взрослыми.
«Мостехфильму» слелует возможно скорее
начать регулярно выпускать детский науч-
но-технический журнал, Потребность в нем

(Новая постановка Ленинградского
имени М.

Незабываемые дни борьбы за безопас-
ность наших северо-западных гранип,. 3&
безопасность города Ленина... Залолго до
етвенному HHCTHTYTY As организации рассвета, в каленые морозы © Жгучим вет-
творческих баз стулентов-хуложников.   ром, выстраивались на 5-й Советской ули-

После переоборудования домов там нач-  пе необычайные очереди. Десятки тысяч
нется производственная пражтика студен-  ленинтрадиев прошли церез эти очереди ——
тов живописного факультета института. прошли через Институт переливания крови

pai 5 нте па-
огромна. Тысячи школ, городских и сель- зы и дали свою кровь раненным на м di
ских, нуждаются в таком журнале. триотам. И как непосредственно на фронте,
ровный детский номер «Науки и тех- ПУШНОЕ ЗВЕРОВОДСТВО Tak и в самом. Ленинграде сотни тысяч
ники» авторам удался. Занятен очерк под В КОЛХОЗАХ советских людей совершали славные по-

ABUTH.

Пьеса С. Герасимова «Наши дни», по-
ставленная Большим драматическим теат-
ром, напоминает ©б этих днях в Ленин-
траде.

Семья инженера Ивана Сергеевича Пав-
това... Жена Павлова—Мария Алексеевна,
временно переставшая работать из-за ма-
ленького ребенка. Муж-——инженер одного
из оборонных заводов. Он отдает себя ра-
боте ‘пеликом, порой забывая про семью.
А Маша — домашняя хозяйка... Конфликт.
Горькие жалобы Маши. Гневные слова
мужа о работе в интересах всего народа.

Этот конфликт разрешается сам собою
¢ пачалом войны. Иван Сергеевич, ето
друзья и товарищи мобилизованы. Глубо-
кие, горестные переживания Маши и ©
подруг, мужья которых тоже находятся на
фронте... Но Маша не падает духом. Она
идет работать на завод, в конструкторское
бюро.

Прибывают тревожные сведения об Ива-
не Сергеевиче: вместо е6 своим товари-
щем, тоже инженером, он пошел в бой
и не вернулся. Ве же, преодолевая вол-
нение и rope, Mama верит: близкий ей че-
ловек жив, он вернется. И он возвращает-

УЛАН-УДЭ, 10 января. (Норр. «Правды»).
В 33 колхозах Бурят-Монгольской АССР
имеются звероводческие фермье Разнооб-
разны обитатели колхозных звероферм. Ря-
дом с голубым песном, завезенным с Воль-
ского полуострова, вы встретите уссурий-
ского енота. Прекрасно чувствует себя и
канадская серебристо-черная лисица. 3а по-
следние три года чиело зверей на фермах
увеличилось: лисиц-—в 9 раз, енотов—в
3 раза,

Пунтное  звероводетва — доходная  эт-
раель хозяйства. В прошлом году зверофер-
мы лали колхозам полмиллиона рублей чи-
стото дохоха. В колхозе имени Молотова,
Тарбагатайского района, звероферма суще-
ствует с 1937 года. В 1939 году колхоз от
8 лисиц получил 39 тысяч рублей дохода
при затрате в 4.500 рублей. В минувшем
тоду колхоз от своей фермы получил 57
тысяч рублей хохода. Ферма этого колхоза
ярляется передовым зверородческим хозяй-
ством. Фермой руководит. лучший зверовох
Бурят-Монголии — Н. Е. Болонев, дважды
бывший участником Всесоюзной сельско-
хозяйственной выставки.

названием «Искусственный нтенчик». Юн-
наты вместо живого птенца посадили в
скворечню механического искусственного
птенчика. Птица не. замечает подмены и
аккуратно кормит «птенца». Bee прине-
сенные ею насекомые попадают в стакан
с формалином. Можно воочию убедиться,
какое отромное количество насекомых,
вредных для огородов и полей, уничтожает
сквореп. Интересны и другие очерки.

Остальные выпуски «Науки и техники»
рассказывают of ультразвуке, создании
искусственных драгоценных ‘камней, 0
работах по изучению шока и других важ-
ных проблемах. .

Уже первые номера журнала показы-
вают, что он имеет все права на суще-
ствование. Нужно пожелать, чтобы в бу-
дущем киножурнал «Наука и техника»
стал по-настоящему’ оперативным, ‘чтобы
зритель узнавая действительно © с6-
тодняшнем дне жизни ведущих научных
институтов, о самом важном и значитель-
ном, что делают советские ученые.

И еще одно. Видимо, назрела необхо-
димость выпускать, кроме «тонкого» хро-
никального журнала, своеобразный науч-

—о—-
ный киноальманах, гдо бы можно было ся. Он был вместе с другими в тылу У
подробно рассказывать 0 таких замеча- КАРАКУЛЕВОДЧЕСКИЙ СОВХОЗ   врага, пробился с боями. Он приехал на
тельных явлениях, как пюбеда над весен- ТУРКМЕНИИ часок в родной город, чтобы взять подарки,

приготовленные для бойцов. А там—снова
разлука. Но Маша, как и подруги ее, уже
окрепла и закалилась. Эти суровые дни
воспитали в ней стойкость, и мужество
любимого человека делает ее еще сильнее.

Вот, собственно, все содержание пьесы.
Как известно, автор несколько раз переде-
лывал ее, но и сейчас в пьесе есть ряд
серьезных недостатков. В ней чрезмерно
много слез. Характеры некоторых действу-
ющих лиц обрисованы бледно. Очень жал-
ко, что С. Герасимов не использовал для
своего произведения живые факты, бога-
тый материал о подвигах советеких пат-
риотов на финляндеком фронте и в тылу,
в гороле Ленина.

Несмотря на эти недостатки, спектакль
«Наши лни» волнует аудиторию и тепло
принимается ленингралекими зрителями. И
это вполне естественно. Пьеса С. Гераси-
мова, являющаяся откликом на военные
события прошлогодней зимы, вызывает в
кажлом ленинградие, в каждом участнике
боев с белофиннами множество мыслей и
воспоминаний. 2

АШХАБАД, 10 января. (Корр. «Правды»).
Недалеко от районного нентра — Бахарде-
Ha организуется новый, по счету двена-
дпатый, каракулеводческий совхоз Туркме-
нии. Он будет иметь 30 тысяч овеп. Для
снабжения водой центральной  усадьбы-
фермы в горах прокладывается трубопро-
вод. Под пастбище новому совхозу OTBO-
дитбя 400 тысяч гектаров земли.

—oO—

ПОМОЩЬ МУЗЕЯ ШКОЛАМ

Биологический музей им. В. А. Тимиря-
зева (Москва) несколько лет широко 0б-
служивает школьников. Более половины
школ Москвы и значительная часть школ
области системалически посылают в музей
экскурсии учащихся. Кроме того, музей
организует’ специально для Школьников
лекции, сопровождаемые опытами, на ак-
туальные темы —— но’вопросам дарвинизма,
физиологии животных и человека, зооло-
гии и ботаники. В 1939-—40 учебном голу,
например, в музее побывало около 40 ты-
сяч школьников—1.593 экекурсии. Про-
читано 45 лекций лля 1.430 человек.

Номимо учебной работы по программам,
в музее работают 12 юннатеких кружков.
В них состоит 153 человека. Юные нату-
ралисты с увлечением занимаются комнат-
ным садоводетвом и овошеводством, прово-
дят опыты на основе учения Мичурина 8
Лысенко, овладевают биологическими мето-
дами борьбы с вредителями сельского хо-
зяйства, Участвуют в изаучно+исследова-
тельской работе музея, углубляют и расши-
ряют свои знания по биологии.

Юннаты музея делятся результатами сво-
их работ е учащимися других школ, вы-
ступая на их собраниях. Юннаты Борис Ва-
сильев и Владимир Сытин в течение двух
лет являются экспонентами Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки, 06 итогах
своей работы е муравьями Борис Васильев
сделал сообщение на сессии Всесоюзной
академии сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина. pete

№ сожалению, далеко не все школы ис-
пользуют музей в учебной и тем более в
юннатской работе.

= Я. ПРЖЕСЛАВСКАЯ.

не-летним энцефалитом, Kak работы акаде-
мика Баха по изучению ферментов, иссле-
дования советских физиологов и т. Х. По-

журнал завоевал бы самую широкую ауди-

торию,
. А. ШАРОВ.

К Молодому институту

— Вот на-днях приедет хонент прини-
мать У вас зачеты, тогда заодно и полу-
чите нужную консультацию (!).

Ероме того, институт не имеет самых
необходимых учебников.

— Отылно признаться, — говорит заме-
ститель директора института тов. Манеу-
ров— но приходится прибегать ко всяче-
ским махинапиям, чтобы дать студентам
хотя бы некоторую возможность зани-
малься. Недавно в Горьковском институте
мы взяли на непродолжительное время не-
сколько учебников, & затем отказались их
вернуть...

На 100 студентов Семеновекого учи-
тельского института имеетея всего 2 учеб-
ника по педагогике, 5 экземпляров учебни-
ка поихологии, 4 экземпляра физики Пу-
тилова. Нет учебника по литературе ХУШ
века и 0 другим предметам. В инетитут-
ской библиотеке нет ви одной книги’ Чер-
нышевского. Учебные комнаты не обору-
хованы. Из-за отсутствия оборухования в
физическом кабинете студенты не могут
решать практических задач. Her на-
тлядных пособий по языку и литературе.
Кабинет маркеизма-ленинизиа имеет все-
го’ один небольшой книжный шкаф, полки
которого почти пусты.

Такова невзрачная картина жизни и
деятельности молодого института. Можно
ли после этого удивляться, что первые ре-
зультаты экзаменационной сессии, проис-
ходящей сейчас, далеко не утептительны.

Наркоипросу и местным организациям
нужно немедленно положить предел всем
этим безобразиям и создать нормальные
условия для нового института.

В. ЯКОВЛЕВ.

КИЕВ, 10 января. (Корр. «Правды».
В августе этого гола украинский нарол бу-
лет отмечать 85-летие co дня pom-
ления вылающегося украинского писателя
И. Франко. В городах и селах Украины
сейчас проводится большая подготовитель-
ная работа.

Во всех школах, детских домах идет
широкое ознакомление учащихся с жизнью
И. Франко и его борьбой е польской шлях-
тей. В классах, гле по программе не изу-
чают творчество Франко, вводитея читка
произведений писателя. Специальный цикл

ПИСЬМА В

В газете «Правда» 3 января была по-
мешена заметка тов. Столбова, в которой
высказаны некоторые соображения © ра-
боте Госуларственной научной библиотеки
Наркомугля (ГНБ). «Государственная на-
учная библиотека обслуживала прежде вею
тяжелую промышленность. После разукруп-
нения наркоматов библиотека была пере-
  хана в ведение Наркомугля. Теперь она и
ее филиалы в различных городах Союза
берут направление в основном на обслужи-
вание ‘только Наркомата угольной промыш-
ленности. Это явно нецелесообразно».

С этим можно почти полностью согла-
ситься./

Библиотеку нало у Наркомугля отобрать.
Но вот в чье ведение целесообразнее всего
передать её? Мы не согласны с предло-
жением тов. Столбова о перелаче Госулар-
ственной научной. библиотеки Институту
технико-экономической информации при
Госплане.

ТНБ-—— библиотека, и притом крупнейшая
библиотека промышленности, которой поль-
зуютея самым широким образом не только
москвичи, но и работники периферии через
иногородний абонемент библиотеки. Это—
крупнейший  библиографический — центр
страны по технической литературе. Библио-
тека велет широкую критико-библиография-
ческую и рекоменлательную работу, обелу-
живая самые разнообразные круги читате-
лей и их многообразные запросы. Ею вы-
пускаются единственный в СССР критико-
библиографический журнал по технической

г. Семенов.

В произведениях Аветика Исаакяна, На-
ири Заряна, Азат» Вштуни, Гегама Саря-
на, Согомона Таронци и ряда других поэтов
старшего и среднего поколений чувствуется
дыхание жизни родной земли и возрожден-
ного народа.

Социалистическое строительство, вели-
кие образы Ленина и Сталина, темы клас-
совой борьбы, героизм народа и его луч-
ших сыновей, темы оборонной мощи Ha-
пюй родины — вот неиссякаемые источни-
ки вдохновения армянской советской 103-
зии. :
Основоположником советской армянской
поэзии был Акоп Акопян, революционные
стихи которого еще с 1905 года призывали
рабочих Закавказья на борьбу против ца-
ризма:

«Еще удар, чтоб трон царя
Стал прахом и взошла заря».

Современный армянский фольклор и пее-
ни ашугов отражают ‘беспрелельную лю-
бовь народа к Ленину и Сталину. Они
глубоко искренни и выразительны, и зна-
KOMCTBO © ними доставит читателю боль-
шую радость.

В книге широко использованы лучшие
старые переводы из «Поэзии Армении»
В. Брюсова. Кроме многочисленных перево-
дов В. Брюсова, имеются переводы А. Бло-
ка. Но эта новая антология, естественно,
намного полней брюсовской. Огромную р3-
боту по составлению новой антологии про-
делали русские поэты и переводчики:
Hi. Taxonos, Б. Пастернак, А. Асеев; П. Ан-
токольский, В. Державин, A. Алалие,
К. Липскеров, С. Шервинский, В. Звягин-
цева, А. Сурков, М. Лозинский и многие
другие. Большинство переволов сделано хо-
роню или, по крайней мере, культурно и
добросовестно. ‘

В книге имеется вступительный очерк,
написанный, к сожалению, слишком бег-
ло, поверхностно, и кое-где в нем допу-
щена путаница. Так, например, Hepcec
Шнорали сначала об’явлен здесь «пролол-
жателем» средневековой армянской поэзии,
а несколькими строками ниже утвержлает-

ся, что он «положил начало» этой поэ-
3HE,

Относительно армянского  просвети-
тельства ХХ века написано слелующее:
«В своих материалистических взглялах ар-
мянское просветительство исходило из лу-
ха современной ему европейской и рус-
ской философской мысли». Слишком общо
и непонятно! О чем идет речь? 0 «духе»
материалистических взглялов Фохта? Или
Фейербаха? Или же о материалистичееких
взглялах Маркса? Вель и Маркс, и Фейер-
бах, и Фохт были созременниками армян-
ского просветительства. ;

Составителей антологии слелует упрек-
нуть и в том, что творчество некоторых
поэтов оказалось представленным  нело-
статочно разносторонне. Например, в кни-
TY не вошли революционные песни Аве-
тика Исаакяна, написанные в период пер-
вой революции 1905 г.

В целом же «Антология армянской поэ-
зпи» является большим и ценным вкла-

дом в сокровищнипу советской литера-
туры.

Увенчанный славой народного поэта,
Акоп Акопян в советские голы воспевал
победы сопиалистического строительства.

В стихотворениях «Джемиле», «Восток»
и в ряде революционно-романтических пе-
сен Азала Вштуни раскрываются кар-
тины революционного Востока. Илейность,
хуложественная правливость и большая
эпическая еила составляют основные чер-
ты поэзии Наири Заряна, который в сво-
их произведениях воплотил великие обра-
зы Ленина и Сталина. Особого внимания
заслуживает его замечательная новая поэ-
ма. в которой лана широкая картина 060-
роны Царицына под руководством товарища,
Сталина. Помещенный в антологии пролог
к этой поэме в переводе В. Державина, а
также ряд других произвелений Заряна:
«Сталин», «Фирлуси», = «Возрожление»,
«Пушкину»; являются лучшими украше-
ниями советской армянской поэзии,
поэмах «Гюльханла» и <«Гюльнара», в
поэзии колоритного и тонкого лирика Ге-
гама Саряна перед нами встает образ про-
бужденной женщины Востока. С любовью
воспевает Сарян родную пветущую зем-
лю и героев, павших в борьбе за Совет-
скую Армению.

Наряду с этим, теперь уже старшим по-
колением поэтов раетет талантливая моло-
дежь. Армянский народ знает и любит
стихи Ашота Граши, Ованеса Шираза,
Ахавни, Гуртена `Боряна, произведения
которых полны бодростя и патриотизма.

Современная война показала, какое
отромное значение имеют люли, подготов-
ленные к управлению мотоциклом и авто-
мобилем. Интересы обороны нашей страны
требуют обучения физкультурников искус-
ству волить автомобиль.

За прошлый гол спортивные организации
горола Москвы сумели подготовить более
5.000 мотоциклистов и автомобилистов.
В распоряжении физкультурных органи-
зации имеется  материально-техническая
база, которая позволяет обучить десятки
тысяч  авто-мотолюбителей. В  сожале-
нию, ни любители, ни клубы, ни спор-
тивные организации не получают достаточ-
ной поддержки от комитетов по делам физ-
культуры и спорта. В результате важней-
ший оборонный вил спорта ке развивается.

`Веесоюзный комитет по челам физкуль-

В. КАЗАНДЖЯН. туры и спорта при Совнаркоме СССР вме-

11 ЯНВАРЯ 1941 r., Ne 11 (8419)

SS

ETE Se

«НАШ И Д H И»

Большого драматического театра
Горького)

Сильное впечатление производят хекора-
величествен-
ная панорама города Jeanna, Нева, Киров-
ский мост. Через этот мост пролегала мати-

ции художника А. Босулаева:

страль к фронту.

то нарастающий, рев моторов,

ки, идут на фронт.
Своим успехом У зрителя

ре актерского колл ектива.

Уливительно тепло, тонко и проникно-
венно нарисован артисткой Пановой образ
у Аннуп-
ки— огромный жизненный опыт, она хор

домашней работницы -Аннушки.

ню разбирается в людях; и какой правди-
востью и простотой, каким достоинством и
внутренним блалородетвем веет от Hee!

Отлично сыграла артистка Ефимова pom
Лизы Шуваловой, молодой актрисы. В дня
военных лействий Лиза, подобно многи
ленинградкам, отправилась на Фронт. Un
она, там делала? Е

— Все! И за ранеными ухаживала, и
на кухне работала, и белье стирала, и чи-
тала бойцам стихи.

В этих словах-—тневная OTTOBEIb в
мужу -шкурнику и прислособленцу бу-
тееву, который издевательски заявляет:

— Что ей там делать на фронте? Может
быть, читать стихи Тютчева?

Порывистая и страстная, не веегха, вы-

держанная, но цельная, искренняя, —тажой

мы видим Лизу в исполнении артистки Ефя-
мовой. Вот, вернувивись с фронта. и убедив-
шись наконец, в ничтожестве своего му-
жа— Сутеева, Лиза решает разойтись с ним.
Это не легко для нее. И Ефимова очевь
тонко и правдиво показывает внутреннюю
борьбу Лизы, ее боль и крепнущее муже
CTBO.

ствовал каждое слово, каждый жест све
тероя. Вот Коровин, приехавший с фронта,
прямо в полушубке и валенках входит в
квартиру Павловых. Он разговаривает
Машей и вдруг сконфуженно переводит
взгляд на свои валенки, на пол: наследил!
Беглый штрих, мимолетный жест, но какая
в этом выразительность! Сразу  вспоми-
нается суровая Ффронтовая обстановка, м0-
розы и вьюги Карельского перешейка.

Артисты Полицеймако (инженер Павлов),
Казико (Мария Алексеевна), Софронов (Су-
tees), артистки Медведева и Карпова (Соня
un Шурочка) в. пределах своих ролей сделали
все, что было возможно, для создания убе-
дительных и запоминающихся образов.

Нало пожелать, чтобы лраматургическая
разработка большой и блатодарной темы —

‘темы войны за безопасность налших северо-
западных гранип — была продолжена и
увенчалась полным, ярким успехом.

Вл. СТАВСКИЙ.

‚Подготовка к юбилею И. Франко...

лекций о творчестве Франко вводится на
литературных факультетах педагогических
вузов. В вузах Наркомпроса И. Франко
булут посвящены научные сессии.

Нентральному Дому художественного

воспитания детей предложено приступить
к сбору произведений ребят, посвященных
И. Франко. Из этих произведений булет
выпущен юбилейный
творчества.

сборник детского

Во всех школьных и вузовеких биб-

лиотеках началась подготовка юбилейных

выставок.

РЕДАКЦИЮ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
НАРКОМУГЛЯ

литературе—«Техническая книга», библио-
графический журнал «Новости технической
литературы» ‘в шести отраслевых вып-
сках, проводится системйгическая работа
но репензированию новинок советской 1
иностранной научно-технической  литерз-
Туры и Т. д.

Вопрос © приналлежности ГНБ следует
разрешить таким образом, чтобы обеспе
чить ей нормальную и плодотворную 1805-
ту по обслуживанию социалистической тех-
ники. Наиболее правильным решением прех-
ставляется нам передача библиотеки в ве:
дение Академии наук, rie работа ее
будет стеснена узковедометвенными с006ра-
жениями. Представляется безусловно пеле-
сообразным превращение ГНБ в Государ-
ственную научно-техническую библиотек
при Академии наук.

Наше прелложение соответетвует приня-

турной критике и библиографии, в кото
ром сказано о необходимости сосрелоточить
в Академии наук СССР рекоменлательную
библиографию по научной и технической
литературе и излать библиографический

TPYI по всем основным областям науки я
знания.

Академики: Н. Курнаков, Н. Зелин-
ский, Э. Брицке, И. Бардин, М. Кн[-
пичев; ‹ члены-корреспонденты Ака-
демини наук: А. Раковский, Н. Из-
гарышев, ИП. Ребиндер, Г. Уразов;
профессора: В. Аршинов, Б. Рутов-
ский, О. Звягинцев, В. Немилов
и др. (всего 21 подпись).

ГОТОВИТЬ АВТОМОБИЛИСТОВ И МОТОЦИКЛИСТОВ

сто того, чтобы хобиться изготовления
высококачественных покрышек, необхоли-
мых для скоростных соревнований... отУе-
нил соревнования, а вместо того, чтобы 1о-
мочь в учебной работе, поговаривает 0...
передаче ее в другие организации.

Совершенно отсутствует работа нал с

зланием новых спортивных автомобилей Е
мотоциклов.

Нам кажется, что точка зрения Всесоюз-
пого комитета в вопросах развития авт
мотоспорта и массовой подготовки любите
лей этого оборонного вида спорта долж
быть пересмотрена.

Заслуженные мастера спорта А. Сил
кин, А. Иваненко, начальник авто-
отдела Академии наук СССР А. Ми-
рецкий, председатель авто-мотосекции
Московского комитета по делам физ-
культуры и спорта А. Теплухин.

И когда в конце второго действия 33
спеной слышится грозный, то спадающий,
Kaen
словно видит, как идут, покачиваясь, тан-

СПЮЕТаКЛЬ
«Наши дни» во многом обязан хорошей иг-

тому ЦК ВКП(б) постановлению © литера-

Обаятельный образ инженера Коровина
создал артист Лариков. Он глубоко прочув- ,

mnt

i