a

Положение в Италии

Новые антивоенные демонстрации

ЛОНДОН, 14 августа. (ТАСС).

Как
сообщает агентство Рейтер с швейцарско-

i -Bopséa npotas oxkynantos в Греции

Tlaprusare Koxrpoaupytor naTyio wacTe Teppuropuu erpare. @ Диверсии
: на линии Лариса — Салоники

СТОКГОЛЬМ, 14 августа. (ТАСС).

итальянской границы, в Милане после на-  Бернский корреспондент шведской газеты
лёта на город английской авиации в ночь «Свенска дагбладет» сообщает, что почти

на 13 августа происходят новые массовые пятая часть греческой
Ита-
между Миланом и

демонстрации против продолжения
лией войны. Связь
ИТзейцарией почти полностью прервана.

Военные ‘действия
на острове Сицилия

ЛОНДОН, 14 августа. (ТАСС).
ство Рейтер передаёт сообщение штаба
союзников в Северной Африке о том, что
на острове Сицилия войска союзников за-
няли Рандаццо.

ЛОНДОН, 14 августа. (ТАСС). Штаб
союзных сил в Северной Африке сообщает,
что войска союзников вчера продолжали
продвигаться во всех секторах сицилий-
ского фронта. Осуществлено значительное
продвижение в центральном секторе, где
в результате взаимодействия между англий-
скими и американскими войсками был за-
нят Рандаццо. Войска 7-й американской
армии вступили в город вчера утром. Вра-
жеские арьергардные части отступают к
востоку от Рандацио.

Английская 8-я армия на восточном по-
бережье Сицилии заняла Рипосто, а также
Джарре и Мило (на восточном склоне
горы Этна). На этом участке фронта про-
тивник оказывает ожесточенное сопротив-
ление.

К северу от Рандаццо подвижные амери-
канские части, входящие в состав 7-й ар-
мии, заняли Флоресту на дороге Рандац-
но — Капо Д’орландо. Продолжая успешно
продвигаться вдоль дороги на северном
побережье Сицилии, американские войска
заняли также Пираино.

Подробности налёта
авиации союзников
на Рим

ЛОНДОН, 14 августа. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер, нахо-
лящийся при штабе союзников в Северной
Африке, передаёт, что во время налёта
авиации союзников в ночь на 13 августа
на Рим было сброшено более 500 тонн
бомб. От 40 до 50 вражеских истребителей
пытались воспрепятствовать налёту. По
рассказам лётчиков, участвовавших в на-
лёте, над районом бомбардировки клубы
дыма поднялись на высоту более 3 тыс.
футов. Весь район сортировочных станций
был об’ят огнём. Отмечены прямые попа-
дания бомб в паровозы и ремонтные ма-
стерские в районе сортировочной станции
Литторио. Самолёты «Летающая крепость»
сбросили бомбы на об’екты сортировочной
станции Сан-Люренцо.

Во время операции было сбито 5 вра-
жеских истребителей. Авиация союзников
потерь не имела.

Налёт американской авиации
на Винер-Нейштадт

воздушных сил союзников на Ближнем
Востоке передаёт, что крупное соедине-
ние американских бомбардировников «Ли-
берейтор» вчера днём совершило успеш-
ный налёт на заволы противника в Винер-
Нейштадте к югу от Вены. По предвари-
тельным сведениям, много бомб упало сре-
ди заводских зданий и ангаров. Более
подробных данных о налёте пока ещё не
получено. Во время этих операций был
сбат <«Мессершмитт-109». Все самолёты
вернулись на свои базы.

Английские бомбардировщики «Веллинг-
тон» в ночь на 13 августа атаковали в
Эгейском море торговое судно противника,
которое было поражено торпедой.

Роет государетвенного
долга Германии

СТОКГОЛЬМ, 14 августа. (ТАСС). По
сообщению гитлеровской газеты «Франк-
фуртер цейтунг», государственный долг
Германии достиг в мае этого года 208 мил-
лиардов марок. Государственный долг
Германии растёт прогрессирующими TeM-
пами. В мае 1943 года прирост государ-

ственного долга составил 7,93 миллиарда
марок против 5,3 миллиарда марок в
апреле.

Агент-

территории нахо-
дится уже в течение нескольких недель
под контролем партизан. В Греции, пишет
корреспондент, немцы ограничиваются лишь
охраной побережья и дорог. Однако транс-
порт’немцев в Греции испытывает боль-
шие затруднения в результате частых на-
 цадений партизанских отрядов, действия
‘которых со дня на день становятся всё
‘более дерзкими и опасными для немцев.
 `Партизаны нападают не только Ha авто-
мобильные колонны на пюссейных доро-
 гах, но также и на железные дороги,
взрывают мосты, пускают под откос воин-

СОФИЯ, 14 августа. (ТАСС). Успешное
наступление частей Красной Армии на
Брянском и Харьковском направлениях
вызвало замешательство в лагере здешних
прислужников: Гитлера. Это ‘замешательст-
во отражено в комментариях болгарской
газеты «Дневник» к ходу военных дейст-
вий. Газета спрашивает: «Каковы дейст-
вительные цели проводимого русскими
страшного натиска, на что они рассчиты-
вают и сколько времени они смогут ешё
бросать в бой несметное количество военных
материалов и людей?» Газета «Дневник»
вынуждена констатировать, что германские
официальные сводки запутаны и не могут
дать ответа на этот вопрос. «Бои, — пишет

‘Румынские лакей Гитлера встревоэкены

СТАМБУЛ, 14 августа. (ТАСС). Пора-
жения гитлеровских войск Ha COBETCKO-

германском фронте действуют удручающе
на всех румынских лакеев Гитлера, что
находит отражение на характере высту-
плений румынской печати. Газета «Курен-
тул» констатирует, что «характер и темпы
 войны коренным образом изменились».

мо рвались вперёд», газета уныло 3ame-
  чает, что «теперь наступают русские, а не-
мецкая армия перешла к обороне».

Газете «Курентул» вторит «Порунка вре-
мий». «Советское командование, — пишет
она, —с необычайной грубостью старается
прорвать немецкую оборону. Немецкой ар-
мии приходится выдерживать
удары русских. Мы не представляем се-
бе, —<о страхом заявляет газета, — что
будет, если немцы не выдержат этих ударов».

Забыв о том, что раньше писала румын-

Падение дисциплины ереди германских солдат в Бельгии

ЛОНДОН, 14 августа. (ТАСС). Агентст-
во АФИ ‚передаёт рассказ одного лица,
бывшего ‘очевидцем имевшего место в
городе Тонгр инцидента, свидетельствую-
щего об упадке дисциплины в германских
частях. Один германский офицер пытался
об’яснить солдатам причины поражений
немецких войск. Его речь внезапно была
прервана каким-то солдатом, который 3a-
кричал:

р рустные размышления болгарской газеты `

Вспоминая «время, когда немцы неудержи-

страшные

`«Значит, все наши жертвы были

ИЗВЕСТИЯ С

ские поезда. ‘Лишь во второй половине
июля на железнодорожной линии Лариса—
Салоники партизанами пущено под откос
4 немецких эшелона с войсками и воен-
ными грузами. :

В первых числах августа партизанские
отряды, действующие на шоссе Дескати—
Калабака, разгромили немецкую автомо-
бильную колонну с хлебом и другим про-
довольствием, награбленным в порядке’
«реквизиции» у местных крестьян. Боль-
шинство охраны колонны партизаны пере-
били, 14 немецких солдат взяты’ в плен.
Партизаны сожгли 19 грузовиков,
грабленные немцами хлеб и продоволь-
ствие вернули крестьянам.

газета, — развиваются с такой быстротой,
что в официальных германских сообщениях
имеются противоречия. Tak, например,
 вчера германское верховное командование
  сообщало, что в районе Белгорода все

мационное бюро сообщило, что юго-запад-’
нее Белгорода противник совершил глубэ-
кий прорыв германских линий. Ясно, — ме-
ланхолически замечает газета, — что при
таком положении всякие предвидения
будущего опасны и рискованны, так как
могут быть легко опровергнуты события:
ми».

ская печать об «уничтожении русских ар-
мий», газета «Виаца» пишет: «Голько те-
перь Советская Россия показала, на что
она способна. Она обрушила на ось всю
свою мошь, её солдаты дерутся с неви-
данным ожесточением... Нам надо смотреть в
оба». Как явствует из дальнейших выска-.
зываний газеты, «смотреть в оба» значит
также усилить полицейский надзор за все-
ми «недовольными» внутри страны. В. ре-
дакции газет, пишет «Порунка времий»,
поступает «большое количество анонимных
писем, авторы которых обрушиваются на
нас с угрозами». Газета приводит одно из
таких писем, в котором говорится: «Де-
мократия и свобода в конце-концов вос-
торжествуют. Час расплаты настанет и
для вас. Забавно будет видеть вас в ваши
последние минуты». По заявлению газеты,
содержание этого письма характерно и для
всех остальных.

попытки противника прорвать фронт отбн-
ты. Но в тот же день германское ‘инфот-

напрасны!»>. Офицер пытался что-то возра-
зить, но в этот момент его перебил дру-
гой солдат. Присутствовавший при этом
второй офицер застрелил солдата из ре-
вольвера. Это вызвало среди солдат всеоб-
щее возмущение. Из окон казармы, перед
‘которой происходило это событие, на го-
ловы гитлеровских офицеров полетели
десятки касэк.

Трусливое поведение гитлеровских властей
во время воздушных налетов

СТОКГОЛЬМ, 14 августа. (ТАСС). Гит-
леровская газета «Килер цейтунг» помес-
тила статью, свидетельствующую о том,
что представители гитлеровских властей,
чиновники всех рангов ведут себя трусли-
во при налётах авиации союзников на гер-
манские города и бегут первыми, бросая
население на произвол судьбы. В. газете
опубликовано официальное обращение ко
всём гамбургским чиновникам с предложе-
нием «немедленно вернуться в город и
явиться в соответствующие учреждения».

Такое поведение гитлеровских чиновни-
ков, как это видно из дальнейших выска-

Немецко-фашистская газета

СТОКГОЛЬМ, 14 авгубта. (ТАСС). Гит-
леровская газета «Данкигер  форпостен»
поместила статью, в которой излагает
нормы поведения немцев по отношению к
иностранным рабочим. Газета напоминает,
что при определении этих норм надо
исходить из того, что иностранные рабо-
чие работают в Германии только потому,
что их к этому принудили силой. «Ино-
странные рабочие, — говорится в статье —
лишь в силу обстоятельств служат делу
Германии и занимают выжидательную, ко-

зываний газеты, привело к настоящей па-
нике в Гамбурге во время бомбардировки.
Рабочие предприятий покидали работу и
эвакуировались, куда попало. .
Газета пишет далее, что в результате
того, что эвакуация проводилась «ускорен-
ным темпом», близлежащие области оказа-
лись перенаселенными и возникла настоя-
тельная необходимость направить бежав-
шее из Гамбурга население в более отда-
лённые области. Газета заклинает бежен-
цев «не расцечивать это как какой-то не-
дружелюбный акт По отношению к ним».

Циниечные советы зитлефовских рабовладельцев

призывает немцев относиться

к иностранным рабочим, как к рабам

леблюшуюся позицию. Поэтому правиль-
ная позиция для немцев заключается в
отчужденности от иностранных рабочих».

Газета цинично рекомендует немцам при
определении своего отношения к рабочим,
завезенным из’других стран для работы в
Германии, «не исходить низ чувств добро-
порядочности, справедливости, предупреди-
тельности, гостеприимства и великодушия.
Нужно со всей серьёзностью напомнить, —
пишет газета, — что этим чувствам не сле-
дует поддаваться».

щая в Лондоне газета «Бельжик эндепан-

хам советских войск, пишет: «Победы
  русских У Орла и Белгорода являются
ярчайшими событиями нынешней войны.

Через месяц после начала летнего наступ-/

германского

а на- Армия нанесла германским войскам тяжё-

лое поражение на той территории, которую
Русская

is 5
артиллерией и авиацией противника».

ОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

О В тан

Бельгийская газета
о победах.
\

Красной Армии

ЛОНДОН, 14 августа. (ТАСС). Выходя-

дант» в статье, посвящённой новым успе-

ления германских войск, на успехи кото-
рого немцы. возлагали большие надежды,
они оказались отброшенными с большими
потерями. Орёл был мощнейшей крепостью
фронта в России. Красная

сами немцы избрали в качестве поля боя.
авиация и русская артиллерия

показали своё явное превосходство над

Газета отмечает в заключение, что гит-

леровские войска отступают под натиском
Красной Армии, бросая большое количество
военных материалов.

Предстоящая отправка
бразильских войск
за пределы Бразилии

НЬЮ-ЙОРК, 14 августа. (ТАСС). Как.
передаёт агентство Ассошиэйтед пресс из.
Лиссабона, представитель бразильского по-,
сольства в Португалии заявил, что, по
всей вероятности, ещё до ноября одна’
бразильская дивизия будет отправлена 3a
пределы Бразилии, а позднее будут от-
правлены и другие дивизии. До конца
войны предположено отправить за преде-
лы Бразилии 5—6 дивизий.

Война на Тихом океане

об’единённого командования союзников в
юго-западной части Тихого океана coo6-
щает, что авиация союзников совершила
налёт на различные об’екты на Саламауа
(Новая Гвинея). Сброшено 177 тонн бомб.
Произведены значительные разрушения.
Произведен также налёт на’ склады и
аэродромы в.Гасмата и аэродром на мысе
Глоустер (Новая Британия). Ночные раз-
ведывательные самолёты атаковали верфи
в Маданге (Новая Гвинея). Бомбардиров-
щики союзников совершили налёт на япон-
ский аэродром Кахили (остров Шортленд),
на котором находилось 42 самолёта. Сбро-
шено 26 тонн бомб. Подожжено или серь-
é2Ho повреждено 32 японских самолёта. В

воздушном бою сбито 11 японских истре-
бителей. Союзники потеряли два. истреби-
теля.

В районе Байроко (Новая Георгия) на-
земные войска сломили японское сопротив-

ление и продвинулись на милю вперёд в
северном направлении. В коммюнике ука-

зывается,
ла ночной налёт на Дарвин,

что японская авиация соверши-
не причинив

ущерба.

Японо-китайская война

ЧУНЦИН, 14 августа. (ТАСС). По дан-
ным китайского командования, японские
войска - атаковали китайские позиции к
юго-западу от Наньчана (провинция Цзян-
си). Японцы были отброшены, потеряв
свыше 100 человек убитыми. В южной
части провинции Хубэй китайские войска
атаковали японские

позиции в секторе
Тунян.

Японские войска понесли значительные
потери.

Краткие сообщения

® Английское министерство информация
передаёт, что находящаяся под немецким
контролем голландская радиостанция пе-
редала приказ гитлеровского «имперского
комиссара» Голландии Зейсс-Инкварта в
запрещении взрослому мужскому населе-.
нию страны появляться в четырёх  гол-
ландских провинциях, если только они не
проживают в них постоянно.

\ наркома республики тов,
 нул исключительное значение

ВОСКРЕСЕНЬЕ,

15 АВГУСТА 1943 г. № 192 (8185)

Открытие филиала Академии наук в Киргизии

ФРУНЗЕ, 14 августа. (ТАСС). Вчера в
столице Киргизии состоялось открытие
филиала Академии наук ССЕР; На: тор:

жественном заседании присутствовали пред-
ставители советских, партийных и обще-
ственных организаций, деятели науки, ли-
тературы, искусства и гости из братских
республик.

Открывая заседание, председатель Сов-

Кулатов подчерк-
вновь C03-
филиала для дальнейшего куль-
и экономического развития Кир-
подготовки научных национальных

данного
турного
TH3HH H
кадров.

Затем
ми участниками собрания президент Ака-
демии наук СССР В. Л. Комаров.

— Открытие девятого в наней стране
высокого научного учреждения в дни BOH-

ны. — сказал он, свидетельствует о круп-
нейшем просчёте германского фашизма,
рассчитывавшего на национальный раздор
между народами СССР. Киргизский фи-
лвал Академии наук займёт почётное

выступил тепло встреченный все-

научных центров братских
окажет < огромную помошь
льтурном прогрессе и
и  малоизвест-

место среди

республик и
  своему народу в XY
освоении неисчислимых
ных богатств республики.
  Руководитель филиала академик К. И.
 Скрябин рассказал о большой  организа-
  ционной и научно-исследовательской ра:
 боте, проделанной коллективом научных
  деятелей. Уже функционируют институты
 химии- биологии, геологии, истории, языка
‘a литературы. Десятки лабораторий обо-
рудованы и укомплектованы высококвали-
фицированными научными кадрами. В зак-
  лючение он остановился на ближайших з2-
дачах и перспективах работы BHOBb C03-

данного филиала.
В конце заседания были оглашены при-

Г ветственные телеграммы академиков Бого-

мольца, Обручева, Струве, Ферсмана и
  филиалов Академин наук в братских рес-
  публиках.

Под несмолкаемые аплодисменты узаст-
\ ники заседания приняли приветствия товз-
  ришам Сталину и Молотову.

Быстрое л

аучная кон-
огнестрель-
яз рентгено-

Вчера в Москве открылась н
ференция по рентгенотерапии
ных ран и практике нрименени

экспериментальным путем
было доказано благотворное влияние рент-
геновых лучей на заживление ран. В дни
Отечественной войны этот метод лечения
получил особенно широкое распростране-
ние.

Открывая конференцию, директор Цент-
рального научно-исследовательского инсти:
тута рентгенологии заслуженный деятель
науки профессор С. А. Рейнберг указал, что

>

благодаря применению рентгеновых лучей

большое число раненых, подвергшихся та.

По Советскому Союзу

* Итоги` выплаты выигрышей по займам
H денежно-вешевым лотереям за семь ме-
сяцев 1943 г. подведены в Главном уп-
равлении трудовых сберегательных кассе
Наркомфина  СССР. Трудящиеся получили

ж Художественно-документальный фильм,
часть которого будет посвящена восста-
новлению Сталинграда, готовит Централь-
ная студия Союзкинохроники. На  KHHO-
пленку засняты эпизоды самоотверженной
работы сталинградцев по восстановлению
родного города.

* Защита дипломных работ, выполнен-
ных студентами, окончившими в этом году
Грузинскую Академию художеств, состоя-
лась в залах Академии в`Тбилиси. По tha-
культету живописи дипломы защитили 8
молодых художников, по факультету гра-
фики — 5, по факультету скульптуры — 1.

%х Вечерний университет открылся в
Стерлитамаке (Башкирская АССР). На ис-
торическом ‘факультете начались занятия.
Помимо постоянных слушателей, лекции
посещает много рабочих и интеллигентов.
Горком открывает филиал университета
для трудящихся предприятий, расположен-
ных далеко от центра города.

* Ннструктора лечебной физкультуры
выпушены Ростовским областным комите-
том по делам физкультуры и спорта. Не-
сколько десятков инструкторов направле-
ны на работу в госпитали.

* 525 фронтовых молодежных
заняты на колхозных „полях Ферганской
области. В Молотовском районе из 1.500
юношей и девушек половина вырабатывает
ежедневно тю две нормы, а 300 человек—
по три нормы.

бригад

20-летие нвартета
им. Бетховена

тием творческой деятельности

+ По сообщению агентства Ассошизй-
тед пресс, близ Уэльвы (Испания) «по
неизвестным причинам» произошёл взрыв
порохового склада. Погибло 15. человек
Имеется много раненых. В результате
взрыва прекращено движение по двум же-
лезнодорожным линиям.

® Швейцарское радио сообщило о том,
что железнодорожное сообщение между
Швейнарией и Миланом прервано и не бу-
дет восстановлено в течение нескольких
дней.

В Алм

a-Ama

Из-за поворота пюссе показалась «эмка».   шения экзаменационных сессий в высших

Она быстро мчалась к городу и вот уже

учебных заведениях. Девять вузов Алма-

промелькнула между приземистыми доми-!Ата широко раскрыли двери перед своими

ками окраины. Был предутренний час про-
‹лады, такой драгоценный и кратковре-
нный это наредкость жаркое лето.

№: В

$

Шофер опустил стёкла в машине, и про-

хожие могли увидеть знакомое по тыся-
_ чам портретов лицо. Живые глаза нод на-
висшими густыми бровями. Острые брон-
зовые скулы. Седая борода. Джамбул не
усидел в своём тихом ауле, за Узун-Ага-
чем. Ему, несмотря на недуги; неизбежные
в 97 с лишним лет, хочется время от вре-
мени побывать в любимом городе.

Всякий раз, в`езжая поутру в прямые,
как стрелы, густо обсаженные деревьями
улицы Джамбул испытывал болыпую ра-
дость, обнаруживая новые и новые пере-
мены в облике родного города. Но в во-
енные годы перемен было так много!

Вот автомашина сворачивает на широкую
магистраль. Первые лучи солнца, подни-
мающегося из-за гор,
вом’ асфальте. Навстречу движется
стой людской поток.
мастера невиданных здесь ранее профес-
сий — машиностроители, оружейники, сна-
ряднины.

Они начинают день своего города, на-
пряжённый, трудовой день.

Пройдём по городу из конца в конец,
ст подножья гор до нарядного здания но-
вого вокзала. Прежде всего заглянем в
пехи одного из заводов. Сегодня в цехах
этого завода люди стоят на стахановской
вахте, об`явленной в честь доблестных ор-
ловцев и белгородцев, чьи дела здесь, в
глубоком тылу, поднимают людей на ге-
роический  труд. К полудню’ токарь На-

гу-

дин успел‘ выполнить более трёх норм.
Слесарь Иванько также’ перевалил 3a
две сменных нормы. Фрезеровшик Хо-

ронвилов, слесарь Плещенко не намного от-
стали от них. 1

— Таких людей на заводе много... Это
воины трудовой армли тыла.

блестят на накатан-.

Это рабочий люд,

‚ воспитанниками.

Сегодня в Казахском горно-металлурги-
ческом институте последняя группа вы-
пускников, уезжающая Ha металлургиче-
ские предприятия Урала, Алтая, Сибири,
прощалась с товарищами. 176 инженеров
по разработке рудных богатств, маркшей-
Repos, металлургов, обогатителей руды,
геологоразведчиков, гидрогеологов, техно-
логов и экономистов цветной металлургии
выпустил в нынешнем году институт. Это
почти втрое больше, чем дал выпуск про-
шлого учебного года. Небывало большой
выпуск врачей дал Казахстанский меди-

городов и сёл республики выпустили педа-
гогический, сельскохозяйственный и другие
вузы.

Столица Казахстана в годы войны пре-
‘вратилась в крупный научный центр. Здесь
находятся 30 научно-исследовательских ин-
 ститутов и филиал Академии наук СССР.

В Казахском геологоуправлении нам рас-
сказали о большой научно-исследователь-
ской работе, которую, на ряду с производ-
ственными разведками недр, ведут геоло-
ги. Заканчиваются составление подробной
гидрогеологической карты Казахстана,
карты справочников по цветным, чёрным и

редким металлам. Начата сводная, обоб-
щающая работа по геологии и полезным
ископаемым хребта Каратау — одной из
крупнейших сырьевых баз страны.

Неисчерпаемы минеральные, раститель-
ные и рудные ресурсы Казахстана. Более
70 экспедиций отправил в нынешнем году
филиал Академии наук для. розысков, изу-
чения и быстрейшего освоения различных
видов сырья. Выдающийся учёный, доктор
геолого - метеорологических наук (Сатпаев
руководит экспедициями, изучающими . же-
лезо-рудные, марганцевые, полиметалличе-
ские и редкометаллические месторождения.
Болыная экспедиция выехала из Алма-

..Календарь показывает время  завер- Ата с целью комплексного изучения и бо-

цинский институт. Много специалистов для:

лее широкого освоения нефтяных богатств тре плаката электрическая лампочка я над-

У>ала и Каспийского бассейна.

В эти знойные летние дни светлое, иши-
рокооконное здание Академии наук на
проспекте Кирова / являет собой боевой
штаб, направляющий упорный труд учёных
на необ’ятных просторах, степных и гори-
стых, изрезанных дорогами и разлившихся
в безбрежной, вековой пустыне.

..Плодотворен день художников, писа-
телей, актёров, музыкантов столицы Кз-
захстана. Вот его хроника.

На улице Фурманова между колоннама;
венчающими ступени здания школы № 28,
на красном полотнище надпись: «Респу-
бликанская художественная выставка». В
коридорах и классах школы представлено
около тысячи произведений художников
Казахстана, написанных в годы Отечествен-
ной войны. Картины, плакаты, портреты,
натюрморты и  скульштура посвящены
фронту и тылу, героизму казахстанцев в
боях с врагом, индустриализации и сель-
скому хозяйству Казахстана, театру и Ки-
но, боевому агитплакату, детскому твор-
честву и т. д. рые

Театральная общественность города про-
вожала очередную эстрадную бригаду ма-
стеров искусства на фронт для художе-
ственного обслуживания казахов-воинов.

Прекрасен зал Академического  теат-
ра оперы и балета. Идёт генераль-
ная репетиция оперы «Русалка». Премье-

рой «Русалки» открывается сезон театра,

богатого творчёскими удачами, к которым
прежде всего относится постановка грузин-
ской оперы «Даиси» и балета «Жизель».

Поздней ночью в павильоне режиссёр
Эйзенштейн, пользуясь прохладой, ведёт
сёмки большого исторического фильма

«Иван Грозный». В студии художественных
фильмов братья Васильевы заканчивают
«Фронт», снимается «Небо Москвы», «Кон-
церт казахского искусства». Алма-атинская
‚студия отмечена высшей честью— знаменем
Государственного Комитета Обороны. Это
поднимает весь творческий коллектив к
ещё более плодотворной работе.

..С высоких снежных гор, змеей изви-
ваясь между ними, сбегает, проносится на
камнях узкая река. Внизу вода Заслоняет-
ся силуэтами заводских корпусов. В цеи-

пись: «Превратим поток Алма-Атинки в
миллионы сверкающих огней!».

Речка Большая Алма - Атинка стала ме-
стом паломничества тысяч горожан—рабо-
чих и работниц, инженеров, техников, слу-
жащих. В субботу под вечер на пюссе,
уходящем в горы, можно наблюдать де-
сятки грузовых автомашин, доотказа за-
полненных мужчинами и женщинами. Зав-
тра ‘или, может быть, сегодня ночью они
примут участие в очередном воскреснике
на народной стройке алма-атинских гид-
роэлектростанций. ‘

Нестернимо печёт южное солнце. Над
узким руслом феки — марево пыли. Обли-
ваясь потом, люди роют глубокие котлова-
ны, разбивают огромные валуны, сгибают-
ся пад тяжестью ‚носилок, гружённых кам-
нем, щебнем, песком. На помощь прихо-
дят новые и новые партии посланцев пред-
приятий и. учреждений города.

Вот уже три месяца в трудных горных

условиях строят алма-атинцы гидроэлек-
тростанции. Город садоводов, табачников,
ивейников, земледельцев в дни войны

принял, разместил и быстро пустил заво-
ды и фабрики, ‘прибывшие с  терри-
торий, временно оккупированных немцами.
Новые предприятия требуют большого ко-
личества „электроэнергии. И вот было ре-
шено превратить реку Большую Алма-
Атинку в миллионы сверкающих огней, так
необходимых сейчас городу, построить
здесь 18 малых и средних ГЭС, из них
4 уже в текущем году.

Близится час, когда строители пожнут
первые плоды своего труда. На самой
мощной из 4-х станций первой очереди —
ГЭС № 5 — заложен бетонный фундамент
под турбину и уже возводятся стены кор-
пуса. Сегодня Ha рассвете полился первый
бетон в котлованы гидростанции № 11.

*

Весёлый, нарядный город Алма-Ата стал

сейчас сосредоточенным, подтянутым, как
боец.

А. ЭВЕНТОВ,
соб. корреспондент «Известий».

АЛМА-АТА. (По телефону).

Литовской ССР. Нач.

организуется

за это время в виде выигрышей 664,8)
млн. рублей, в частности по Москве —
56.6 млн.

Исполнилось 20 лет со дня организации
квартета им. Бетховена. Комитет по делам
искусств при СНК СССР об’явил благо-
дарность и наградил почётными грамотами
всех участников квартета. В связи с 20-ле-
квартета
серия юбилейных концертов.

ечение ран

кому лечению, в кратчайший срок верну-
 лось в строй. Заживление ран ускоряется
 во много раз: вместо нескольких месяцев

вых лучей в эвакогоспиталях. Ещё в до- больной находится в госпитале одну-две
  военное время

недели.

Первый день конференции был посвящён
вопросам теории действия рентгеновых лу-
‘чей на соединительную ткань. С докладом
  выступил проф. Б. Н. Могильницкий, дав-
ший анализ биологического действия рент-
геновых лучей.
  Конференция продлится два дня. На ней,
 B частности, будет продемонстрирован ряд
раненых, получивших тяжелые ранения,
[которые были вылечены в 10—12 дней.

Выставка произведений агитационно-
изобразительного искусства
в лни Отечественной войны

В Музее Революции открылась выстав-
ка произведений агитационно-изобразитель-
ного искусства в‘дни Великой Отечествен-
ной войны. В 10 залах вывешены сотни
‘красочных плакатов, в витринах показаны
диафильмы, -дианозитивы, репродукции с
агитационных плакатов, карикатур.
Экснонированы лучшие работы «Окон
ТАСС», в числе их: плакаты лауреатов
Сталинской премии Соколова-Скаля, Кук-
 рыниксов, Савицкого, Черемных, Шухми-
на, Шмаринова, Тоидзе, художников Дени-
совского, Костина, Моора, Дени и других.
Собраны плакаты, изданные в столицах
союзных республик и крупнейших городах
  страны.
  Выставленные плакаты призывают K
мщению немецким насильникам, рассказы-
вают о зверствах фашистов, о’ героических
делах советского народа и его доблестной
Красной Армии.

Документальный фильм
«Народные мстители»

В Комитете по делам кинематографии
состоялся просмотр нового документаль-
ного фильма «Народные мстители», Его
снимали на протяжении трёх месяцев
17 советских кинооператоров, находивших-
ся в глубоком тылу врага на временю
оккупированной территории в Карелии,
Ленинградской и Калининской областях,
Белоруссий, Украины,

В фильме запечатлена героическая борь-
ба советских партизан. Операторами’ было

}

заснято в обшем около 20 тысяч метров
  пленки.
  Автор и режиссер фильма — лауреат
  Сталинской премии, орденоносец В. Бе-
  ляев.

В ближайшие дни фильм «Народные

мстители» выходит на экраны столицы.
(ТАСС).

a ee SS ae SS ЧЕЕТ
РЕДАКЦИОННАЯ НОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
на 15 августа 1943 г.

Наименование валюты Рубли
Доллары США за 1 5,30
Англ. фунты ст. за 1 21,38
Болгарские левы за 100 5,18
Канадские доллары за 1 4,89
Турецкие лиры за 100 406,38
ПТзедеские кроны sa 100 126.46
ПтТзейцарские Франки за 109 123,60
Японские иены за 100 124,92

Государственный банк СССР.
Унравление Иностранных Операций.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА—15/УПТ утро
оп. «Иван Сусанин» — шефский ‘слект. для
Красной Армии, веч. бал «Тшетная предосто-
рожность»; 16/УТН оп. «Тоска». Нач. yrpex.
спект. в П ч. дня, веч. в 6 ч. веч;

МАЛЫЙ ТЕАТР

— 15/УПТ утро  «Фронть,
Bex. «Варварь»: 16/УПТ «Варвары». Нач. утрен.

спект. в 12 ч. дня, веч. в 6 4 Bed.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — 15/УТЕ утро
«Синяя птица», веч. «Кремлёвские куранты».
Нач. утрен. епект. в ИП ч. дня, веч, в 6 ч.

Bed.
=

ФИЛИАЛ МХАТ — Т5/УНЕ утро «Вишиёвый
сад». веч. перемена вместо cn, «Пиквик-
ский клуб» «Школа злословия» — билеты

действительны: 16/УПТ «Дядюшкин сон». Нач.
утрен. спект. в И ч. дня; веч. в 6 ч. веч,

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ (пл. Ком-
муны, Парк ЦДКА) — 15/УТЫ утро «Ночь
ошибок». Bey. вместо сп. «Мещане» — сп.
«Лавным-даРно» — билеты действительны;
16/УТИ — вместо сп. «Олеко Дундич> — «Ночь

оибок»›—билеты
спект.

действительны. Нач.
в ИП   GHA, Bey. вбч. вез.

МОСК. ГОС. ТЕАТР им ЛЕНИНСКОГО КОМ-

утрен.

СОМОЛА — 15/УШЕ утро «Живой труп». веч
м see rearonar: 16/УТЕ ава
вдова». ay. утрен. спект. 11.3 т

Ве р ект. в 1.30 дня, Bed.
московский ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герце-
на, 19) — 15/УПТ утро «Во имя жизни». веч
«Беспокойная старость». Нач. утрен. спека. в

12 ч. дня, веч. в <.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (по
им. Моссовета, «Эрмитаж», Е ee, ae

3 веч.

is Vit утро «Парень из нашего города», вез.
«Русские люди». Нач. узрен. спект. в 12 ч
‘дня, веч. в 6 ч. вез. 3

МОСК. ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮ:
кого, 5) 15/V1i1 ;
такля в 12.30 дня

ФИЛИАЛ МОСК.
меш. Зеркального т-ра сада
Ъ/УШ утро «Марица», веч.
«Сильва». Нач. утрен.
веч. в 6 ч. веч.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ... К i
ЗАЛ им: П. И. ЧАЙКОВСКОГО о
ансамбль народного танца CCCP, Hos: :
грамма. Худож.  руковод. Игорь
ТИУИТ Ноказ Литовского искусства
Тосударственкых художественных -

в Тч. веч.

: OK ЛАРМОНИЯ. БО; ЗАЛ
КОНСЕРВАТОРИИ — 16/1 в Le ee ae
дарственный симфоничегкий о ‹е т а
ССР. Дирижёр М. ЖуУквсь. нат ae
нова. В программе: Глазунов ди,
соргский, Глинка. я ;

P (ya. Tope
«Без намёков». a р

и в Тч. веч.

«Роз-Мариз; 16/ УП
снект. в 12 ¥,

Концерт
ансамблей

моск. ГОС. ФИ

Бородин,

Два спек-

ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ (шо.
«Эрмитаз») —!

дня,

ая про-
Моисеев;

Анто-
My-

МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИМ — 15/VI
в Т ч. веч. А. Доливо. В программе: старин.
ный русский романс. былины и романсы

Даргомыжексго, Стравинского, Прокофьева.
+

ОКТЯБРЬСКИЙ ЗАЛ ДОМА COW380B—15/VIL
в чз. Beau Ковнцерт артистов МХАТ, Малого
театра, Большого театра. лауреатов музы-
Г кальных коБкурсов и-солистов Филармонии.

Всесоюзное Гастрольно-Концертное Об’едине-
ние. КОЛОННЫЙ ЗАЛ ЛОМА OCOKOB0B —
Назначенный на 15/УП1 кснцерт Тамары Це
ретели отменяется. 15/УПЕ Вечер старинного
русского романса и песни при участии соли
стов ГАБТ, Филармовий и артистов эстрады.
Нач. в Т ч. веч. Билеты взятые на концерт
Тамары Церетели, действительны.

ние. ЭОТРАДНЫЙ ТЕАТР «ЭРМИТАЖ» —
Сегодня премьера Ленинградского театра
Миниатюр «Время идёт вперёд» -_ спектакль

в 2-х отделениях п/’ и при ‘участии лау-
реата Всесоюзного конкурса артистов эстрады
Аркадия Райкина. Нач 5 7 ч. веч.

ЗВОН Винни в иена ово вовоенснисивиниинониевиеное,,

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФИЛАРМОНИЯ

‘ БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
15 августа в 7ч. веч. Государственный хор
русской песни. Художественный руководи-
тель А. Свешников. В программе —
русские несни. Билеты продаются.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 15 августа 1943 года

Новый художественный иль:
ДИН В БУХАРЕ» — Mote .
лизей (днём). :

Художественный
гий СААКАДЗЕ»
мы Метрополь.

будожественный американский фильм «МИС.
et В МОСКВУ» — Колизей (вечером).
ae ae tee BbINYCK кинохроники «ПРИ-
ue НАРОДА». «О судебном прояессе по

лу © зверствах немецко-фашистских захват-
пи и их. пособниксв на территории г. Крас-
neuer и Краснодарского края р период их
ременной оккупгции., Хроника, Новости
дня, Москва. Метроноль.

. ОЖУРНАЛ № 50 — Ударник.

«ЛЕРМОНТОВ». — Моск. ао рай.

Детский утренник: «В ГЛУ
Моск. Планетарий. : Cre eee

SY
В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ НА ЭКРАНЫ
КИНОТЕАТРОВ
вынускается

новый документальный фильм
«НАРОДНЫЕ `МСТИТЕЛИ»

о героической борьбе па
} р С ртизан и парти:
занок в дни Великой Отечественной войны.

Hh  , ABTOD Deanectp лауреат т и
  премии В. Беляев. Ур Сталинско

Режиссёр — Н. Комаревцев:

Фильм снимал
  2 мали кинооператоры:
 1] Сталинской прёмии tt s

звоюмоюииина,
М ияиснениоаченинаях

«НАСРЕД-
Метрополь, Во-

исторический фильм «ГЕОР-
(2-я серия) Первый,

лауреат
И. Вейнерович, Н. Бы

ков, М. Глидер. Б. Деме

Л. Изаксов, Е may Be Macgienes.
  М. Сухова,  Б. iene та
1 Композитор — Д. Астраданнев.

Производство `Нентральной студии
кинохроники 1943 года,

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская плошадь, 5. Телефоны отделов редакции: Сек Signe Ree ae
я . $ ретариата — К 93-2517; Фронта -- К 4-72-37: Эк a $ — К 1-42-05; к = eee
Huvdpatypis, t) бра, ОЕ о ВН Ибо ere ah р 9-25. PORTA 72-37 кономического — К 1-42-05; Сельского хозяйства — К 576-17: Ц

Художественного — К 5-36-53. Издательство — К 4-74-34.

О —д—д—дддддддд

$2048.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И.И. Скворцова: Степанова,

Приём об’явлений в Москве — К 5-14-38;

в

LS eg ниш

ропаганцы и Советского «строит $
` ez — + >
Ленинграде — 36-78, . verte