50-летие научной деятельности
академика С. А. Чапльпина

Сегодня паучная и авиационная обще-
ственность Советского Союза отмечает пол-
века выдающейся научной, педагогической
и общественной деятельности академика,
(Сергея Алексеевича Чаплыгина, крупней-
шего русского механика, одного из оено-
воположников теории аэроплана.

Плодом совместной работы Сергея Але-
ксеевича и его гениального учителя Нико-
лая ИЕгоровича Жуковского явился ряд
основных законов, управляющих поддержи-
вающей силой крыла, силой, ранее неизве-
данной, но в наше время покоренной чело-
веком и поднимающей ввысь десятки тысяч
самолетов.

Первые самолетные крылья обтекаемой
формы были получены именно в Россий В
1910 голу. Их создали теоретическим пу-
тем Н. Е. Жуковский и. С. А. Чапльгин.

С тех пор и до настоящего времени ака-
демику Чаплыгину и его школе неизменно
принадлежит мировое первенство в работах
10 теории крыла.

В работе Сергея Алексеевича «0 влия-
нии плоско-параллельного потока воздуха
Ha движущеея в нем цилиндрическое
крыло», напечатанной в 1926 г., была да-
на первая теория неустановившегося дви-
жения крыла.

Замечательная теория разрезного крыла,
данная Сергеем Алексеевичем в. работе
«Схематическая теория разрезного кры-
ла», получила дальнейнее развитие в его
трудах «К теории открылка и закрылка»
и «№ теории предкрылка и закрылка».
Эти труды позволили создать законченную
теорию действия предкрылков, закрымков,
щитков и других приспособлений, состав-
ляющих Tak называемую  моханпизацию
крыла. . ;

В работе «0 пох’емной силе и сопротив-
лении длинного плоского крыла в пред-
положении срыва © ero верхней по-
верности» в 1933 г, была дана первая
теория обтекания крыльев при больших
(посадочных) углах атаки. Эта выдающаяся
работа на несколько лет опередила анало-

ние голь Опираясь на диссертацию С. А.
Чаплыгина, его ученики создали в 1940
тоду законченную теорию’ крыла, фюзеляжа
и винта скоростного самолета.

Ученый с мировым именем, академик
Чаплыгин обладает одновременно редким
организаторским талантом. С первых дней
существования советской власти С. А. Ча-
плыгин активно участвует в жизни стра-
ны и создании её обороны. С 1920 года
Сергей Алексеевич непрерывно работает в
ЦАГИ; в 1921 тоду, поеле смерти Н. Е.
Жуковского, научное руководство ЦАГИ
перехолит в руки С. А. Чаплыгина,
бесеменного председателя коллегии и 3a-
теж директора ЦАГИ до 1931 года.

Под его руководством коллектив ЦАГИ,
состоявший в те годы целиком из моло-
дых инженеров (самому старшему было не
более 35 лет), в короткий срок создал
весьма полный комплеке лабораторий. Это
строительство выдвинуло ЦАГИ в первый
ряд научно-иселедовательских учреждений
Европы и Америки.

Возможноеть для ЦАГИ решать задачу

построения самолета во всей ее полноте,
начиная с разработки аэродинамически с0-
вершенной схемы и кончая выпуском
тотовой машины, была обеспечена, именно
этим строительством, ведшимея под непо-
средетвенным руководством Сергея Алек-
сеевича, строительством, в котором он
проявил свой крупнейший организаторский
талант.
_ Сергей Алексеевич всегда был сторонни-
ком гармонического сочетания эксперимен-
тальных и теоретических работ. Врупней-
ший ученый, он высоко ценил и ценит
эксперимент и не раз говорил своим уче-
никам: «А вы все-таки проверьте на опы-
те. Может быть, окажется совсем не TO,
что вы предполагаете».

Несмотря на свои 72 года, Сергей Але-
ковевич ни на один день не. прерывает
научной и творческой работы, являясь
одним из руководителей ЦАГИ. В 1940 го-

‘власти получили работу свыше 22 тысяч

тизные исследования з& границей.

0060 следует остановиться на доктор-
ской диссертации С. А. Чаплыгина «0 га-
зовых струях», опубликованной в 1903 го-
лу. Этот трактат является поистине укра-
ением русской авиационной и математи-
ческой литературы. В этом труде за десятки
лет ло осуществления скоростного полета
были предсказаны точные законы, им
управляющие. Результаты этой работы бы-
ли по-настоящему оценены лишь в послед-

КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ
a нее ттАзкЫяе

В книге А. Поповского «Законы жиз-
ни» *) собраны повести о великом физио-
логе И. П. Павлове, его. учениках А. 1.
Сперанском и В. М. Быкове и исследова-
теле А. Г. Гурвиче.

Автор этих повестей постаралея пока-
зать жизнь человека науки, где за внеш-
ним однообразием ежедневных лаборатор-
ных опытов скрывается чудесная, муже-
ственная борьба © природой.

В повести о Павлове «Временные свя-
зи» глубоко волнует картина всепогло-
шающего победного человеческото труда.
«Люди изнывали и не выдерживали. На
емену им прихолили другие, чтоб из гор
шлака и отбросов добывать крупицу исти-
ны. Каждая закономерность бралась с боя
после месяцев упорства и труда. Законы
угалления временной связи... потребовали
пятьдесят тысяч отдельных опытов. Меха-
низм действия брома был изучен после
десяти тысяч различных экепериментов».

Читатель видит, как естествознание,
остановившееся «пред выешим отделом
мозга, пред органом сложнейших отноше-
ний животных к внепнему миру», подчи-
няет себе и эту область познания. Но ка-
кого труда стдит замечательная победа!
Большого напряжения и великой страсти
требует наука от человека,  товорил
Павлов. И эта великая страсть проходит
через всею его. жизнь. з

Все для науки, но науки не кабинетной,
& воинствующей, направленной к тому,
чобы усилить позиции человек» в ero
борьбе с природой. Десятилетия работая на
животных, тысячи раз проверяя каждый
свой mar, Павлов к концу жизни во все-
оружии теории ищет пути лечения самых
тяжелых и неизученных страданий чело-
века — психических болезней.

Повесть рисует и другую характерную
черту павловекого стиля, так близкого на-
шей созидательной эпохе, — коллективизм.
Трудно в истории мировой науки найти
другой пример грандиозного труда, в кото-
ром участвовали бы многие десятки людей,
на всю жизнь об’единенных единой целью,
единой волей, проявлявших все свои да-
рования. Павлов умер, a замечательная
школа его жива и продолжает развивать
наследство тениального ученого.

Повести 06 учениках Павлова — К. М.
Выковз и А. Д. Сперанском — служат как
бы продолжением «Временных. связей».

В науке считалось, что дыхание, пище-
варение, обмен веществ регулируются 90-
бой вегетативной нервной системой, не за-
висимой от высших отделов головного м0з-
та. Эту нервную систему так и чазыва-
ли — автономной. Предполагалось, что
почки, сердце, миллионы клеток, из кото-
рых составлено тело, в своей деятельности
не зависимы от мозга.

Павлов положил начало разрушению этой
теории. К. М. Быков, продолжая исследова-
ния учителя, сделал интереснейшие откры-
тия. Обычными сигналами, применяющки-
мися при павловской методике образования
условных рефлексов — звонком, светом
лампочки, оказывается, возможно влиять на
деятельность некоторых внутренних орга-
нов, усиливая или ослабляя ве. Даже поч-
ка, которая до последнего времени счита-

+) Александр Поповский. «Законы жиз-
ни», стр. 425. Изд. «Советский писатель».
1940 г Ц. 7 p.. 75.8. С

AY он создал новые типы крыльев для
скоростных самолетов, которые превосхо-
дят по своим аэродинамическим качествам
лучшие заграличные образцы.

ПРАВДА

=

Укрепление сельских

Совнарком СССР в специальном поста-
новлении признал, что, несмотря на посыл-
ку з& последние два года в сельские рано-
ны 9 тыеяч врачей, на больнюм количе-
стве сельских врачебных участков врачеб-
ные должноети остаются незамещенными.
Органы здравоохранения в центре и на ме-
стах плохо занимаются распределением вра-
чей. то дело предоставлено самотеку, и3-
за чего многие врачи, направляемые на се-
ло, оседают в городах.

Как показала проверка, проведенная
Наркомздравом СССР, наркомы здравоохране-
ния: РОФСР-—тов. Третьяков и УССР тов.
Овсиенко оставили незамещенным боль-
ное чиело врачебных участков, а бывший
и. о. наркома здравоохранения Грузинской
ССР тов. Пицхелаури вообще ничего не сде-
лал для укомплектования участков. Нар-
комздравам РСФСР, УССР и Грузинской
ССР предложено полностью укомплектовать
сельские врачебные участки в 1 марта
этого года.

Киргизская ССР. На снимке:
из первого киргизского балета «Анар»

сцена
Вчера Ha совещании руководящих pa-

в постановке Киргизского госу-
дарственного музыкального театра ботников народного просвещения проф. Вее-
(г. Фрунзе). Фото. Е. Халдея. СГАСС). _ святекий сделал заключительное слово по

доклалу 0 привитии учащимся практиче-
ских навыков в связи с прохождением про-
граммного материала.

После этого участники совещания при-
няли развернутые решения по докладам.
Решения будут рассмотрены и утверждены
коллегией Народного комиссариата просве-
щения РСФСР.

С сообщением о том, как выполняется
приказ Наркомпроса РСФСР о ликвидации
неграмотности среди взрослого населения,
выступил заместитель наркома просвеще-
ния тов. Гаврилов.

— В стране, — сказал он — проделана»
громадная работа. Только за две сталин-
ских пятилетки обучено грамоте и, следо-
валельно, приобщено к активной полити-
ческой жизни 40 миллионов человек.

Однако нет никаких оснований успо-
каиваться на лостигиутом: по РСФСР еще
осталось свыше 6 миллионов неграмотных.
Наркомпрос решил. закончить ликвидацию

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

РАБОЧИХ

ВИЛЬНЮС, 31 января. (Спец. корр.
«Правды»). В Вильнюсе успешно ликви-
дируется безработица. За период советской

безработных. Особенно широкий размах
приняло строительство. Шри буржуазном
правительстве на строительстве было за-
нято всего 400 рабочих, a сейчас — 00-
лее 12 тысяч человек. В связи © нело-
статком квалифицированных кадров отдел
труда ‘городского исполкома организует
курсы по подготовке кадров строителей,
рассчитанные на 800 человек.
—_-

РАДИОСВЯЗЬ В ДНИ
` ХУШ ПАРТКОНФЕРЕНЦИИ

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО НАРОДНОМУ
‚ОБРАЗОВАНИЮ

1 ФЕВРАЛЯ 1941 г., № 31 (8439)

TEE PE ET I

oy x
врачебных участков
В помощь местным органам здравоохра-  уСПОЛЬЗУЯ СЛУЖЕБНОЕ
нения для замещения пустующих сельских ПОЛОЖЕНИЕ

врачебных участков из крупных городов
на временную работу (до прибытия врачей
выпуска 1941 г.) направляются: в Варе-
ло-Финскую ССР 39 врачей, в Таджикекую
CCP—15, 3 Rasaxcry CCP—22 me Kup-
гизскую CCP—7 spayeil.

B coorsercrpuu с постановлением Сов-
наркома СССР запрещается перевод врачей
с сельских врачебных участков без разре-
шения в каждом отдельном случае наркома
здравоохранения союзной республики и 063
олновременной замены отпускаемого врача
другим,

По решению Совнаркома СССР Наркомат
здравоохранения СССР совместно © испол-
нительными комитетами областных (крае-
вых) Советов депутатов трудящихся обязан
полностью укомплектовать все сельские
врачебные участки до 1 мая. (ТАСС).

В веломостях на, выплату зарабуни
платы сотрудникам больницы им. (ту.
мова в июле 1939 гола появилась позу
фамилия: «Мартынова». Она числа,
врачом-ординатором терапевтического my.
ления. Новый врач исправно полы
зарплату и... ничего в больнице ве дез,
Раздавались недоуменные вопрхы, kn)
из врачей высказал пожелание xorg fy
увидеть своего коллегу. Тогда ему пи
ветовалти: :

— Сходите в районный orzex amy.
охранения — им заведует врач Мартынов,

Врач 3. Т. Мартынова была назначе,
заведующей  Сокольническим  райовни
отлелом здравоохранения (Москва) 8 ty,
вых числах июля. Оклад на новой рабу»:

ко дней она определила себя еще к
должность врача в больнице. Сделать иг
было нетрудно —— больница находит
полчинении отдела здравоохранения,

Вскоре, пользуясь своим служебным т.
ложением, Мартынова «поступила из
ту» в поликлинику Студенческого ту,
ка. Приходила она сюда на 1—2 в
день, а зарплату получала за полный.
бочий день. 15 ноября, когда. хрени
бельницы им. Остроумова исключила М.
тынову из списка своих сотрудников,
пох фамилией Сафоновой была зачины
в штат поликлиники им. Вобэева. В пол.
клинике, конечно, не работала, & ты
получала зарплалу.

В марте 1940 года представилакь т
вая возможность поживиться из гоу
ственного кармана—в Доме младенца №]
оказалась вакантная должность. Ну
должность была зачислена - Мартынов,
Обязанности врача она не исполняла, y
зарплату получала аккуратно,

Свой пост Мартынова использовала 1
для других беззаконий. Так, летом тия.
лого год» она израсходоваль значи
ные средства на организацию детеком в
наторного лагеря, хотя не имела въ
разрешения. Лагерь поглотил деньги, my!
назначенные для иных целей. Мартын
по-приятельски раздавала бесплатно пут.

цию, всю общественность. Особенно боль-
шую роль должно сыграть учительство.
Тыеячи педагогов уже пошли навстречу
призыву Наркомпроса: в Татарско АССР
среди 12.500 культармейцев насчитывает-
ся 7 тысяч учителей, среди культармей-
цев Чкаловской области — 2 тысячи учи-
телей и т. д. Целые коллективы многих
школ взяли на себя почетные обязатель-
ства —— обучить всех неграмотных в рай-
оне своей школы. На помощь педагогам
приходят ‘учащиеся старших классов.

— В каждой области,— заявил в 34-
ключение тов. Гаврилов,— должны быть
составлены точные планы ликвидации
неграмотности и установлен строгий конт-
роль за их выполнением.

Участников совещания по народному
просвещению приветствовала делегащия от
всесоюзного совещания диреклоров меди-
цинских, фармацевтических и стоматоло-
гических вузов.

В заключение выступил нарком. проеве-
щения РСФСР тов. Потемкин.

показался ей маловатым, и через нони.

ки в этот латерь. Уходя в отпусь, Ny

Работники радиосвязи и радиовещания
тотовятся к обслуживанию ХУШ Веесоюз-
ной партконферонции. Между радиостан-
циями Москвы, Хабаровека, Читы, Тбили-
си, Ленинграда и других городов развер-
нулось соревнование за лучшее обслужи-
вание конференции. Повсюлу проходит
проверка оборудования и всей линии свя-
зи. Проведена. проба 22 новых пунктов
радио-телефонных связей.

Учитывая огромное. значение  своевре-
менной передачи информации с ХУШ парт-
конференции, Народный комиссариат” свя-

Выдающиеся заслуги акад. Чаплыгина
перед’ родиной неоднократно. отмечались
правительством. С. А. Чаплытин награ-
жден орденами Ленина и Трудового Крас-

ного Знамени. ae
— `- Проф. Г. АБРАМОВИЧ.

лась не зависимой от влияния коры. боль-

На этом совещание закончило свою

неграмотности в концу третьей пятилетки. 2
работу.

Надо привлечь к этому всю. интеллиген-

ГРУППОВОЙ ПОЛЕТ АЭРОСТАТОВ

жима, так как групповой полет аэростатов
организован для наблюдений за изменения-
ми возтушных масс на различных высо-
тах. Один аэростат идет на высоте
2.000—2.500 метров, другой—ниже ero
на 500 метров, третий-—на высоте 1.000
метров.

Опыт применения аэростатов для аэро-
логических исследований атмосферы впол-
не оправдал себя. С помощью аэростатов
изучается свойство воздушных Macc, CH-
стематически ведется наблюдение за про-
исходящими в атмосфере метеорологически-
ми явлениями, проверяются и уточняютея

тынова незаконно получила около пу
тысяч рублей в больнице им. Оетроти»

За использование служебного положети
в преступных целях Мартынова предиь
ла перед судом. Коллегия по углов
делам Московского городского будь ви
ставе председательствующего тов. быв»
вича и народных заседателей тт. Новико»
и Сивидовой приговорила Т. Марь
нову к пяти годам лишения своб!
запрещением в течение трех лет пез
отбытия наказания занимать админи»
тивные должности.

ших полушарий, вовлекается в. дугу услов-
ного рефлекса, через мозг поддерживает
связь с миром, явственно реагируя на
внешние сигналы.
Эти наблюдения Быкова укрепляют наши:
представления © целостности организма.
Они имеют и исключительное практичз-`
ское значение — вооружают медицину.
Третьим в серин павловеких повестей
стоит «Механизм страданий» —— рассказ о
замечательных исследованиях А. Д. Спе-
ранского — советского физиолога и пато-
лога, в трудах которого по-новому тюстав-
лены вопросы о роли нервной системы в
развитии различных заболеваний, сделан
важный шаг к построению новой теории

данные лабораторных исследований.

Вчера» в аэрологической обсерватории
Пентрального института погоды был боль-
шой летный день. Одновременно поднялись
в воздух три аэростала. На одном из них—
пилот тов. Зиновеев, наблюдатель тов.
Гайгеров, на втором—пилот тов. Голышев,
наблюдатель тов. Pemeros, Ha третьем—
‘пилот тов. Невернов, наблюдатель тов.
Петропавловский.

Шары улетели на юго-восток. Два из
них вскоре скрылись в облаках, = третий
задержалея на нижней границе облачно-
сти. Таково было задание —-придерживать-
сея в воздухе определенного высотного ре-

зи СССР. на весь период. конференции
значительно продлил время передачи. мате-
риалов ТАСС.
а
СМОТР ОДИНОЧНОЙ
ПОДГОТОВКИ БОЙЦОВ
ХАБАРОВСК, 31 января. (Корр. «Прав-
ды»). В частях Дальневосточного фронта
широко развернулось соревнование за до-
стойную встречу ХУШ Всесоюзной партий-
ной конференции. В стрелковых подразде-
лениях проходят смотры одиночной подго-
товки бойцов. Е.
В М-ской части на-днях проверялись е0-
ревнующиеся между собой отделения, ко-

Наблюдения производятся в воздухе с
помощью приборов, установленных в гон-
долах. Кроме этого, с аэростатов на не-
сколько сот метров опускаются на длин-
ных броссах метеорографы (приборы, ре-
тистрирующие — состояние — атмосферы).
Аэростаты должны продержаться в воздухе
более суток.

Гондолы аэростатов утеплены. Стенки
корзин обтянуты двойной прорезиненной
материей, не пропускающей воздух, & свер-
ху накоыты специальным капюшоном из
такой же материи. Свет в гонлолу прони-
кает через целлулоидные окошки, уетроен-
ные в обшивке.

Одновременно с Мартыновой ответ’ пе»
судом держал бывиий старший бухта
Сокольнического отдел» здравоохранит
П. Н. Фуфурин. Он санкционировал
конное расходование средств, сам, 0 №
меру заведующей, получал «по совет
тельству» зарплату в подконтрольной и
организации, допускал незаконное’ уни“
чение окладов работникам из средстве
чебных учреждений района. Суд приз
pax Фуфурина к трем годам лишения
оды.

$; RR

Неизвестные проекты архитектор
М. Ф. Казакова и Д. И. Жилярд

медицины. Эта повесть менее удачна, чем
первые лве. В ней больше стилистических
ин смысловых неряшливостей и образ уче-
ного нарисован менее убедительно.
Завершающая книгу повесть «Излу-
чение жизни» говорит 00 одной из самых
интересных глав. советской науки. А. Г.
Гурвич начал с отвлеченных теоретических
проблем, а сейчас логикой исследования

торыми командуют младшие о сержанты
тт. Махутов и Николаев. 06а отделения вы-
полнили боевую стрельбу на «отлично».
Отличные оценки по. веем  дисцинлинам
зюлучили ‹ красноармейцы тт. Золотухин,
Козленко, Коков, Ворошилов, Потылицин.
Выкокую выучку на смотру показало отде-
ление младшего сержанта комсомольца На-
сонова: Е

ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ РУКОПИСЕЙ

ЛЕНИНГРАД, 31 января. (Корр. «Прав-   Бумага местных сортов оказалась” исклю-
ды»). В лабораторию консервации и рэ-  чительно прочной. Несмотря Ha то, что
ставоации документов с‹Академии наук   она. пролежала в земле несколько. веков,
СССР поступили древнейшие арабские,   ее технические свойства ночти не изме-
монгольские, санскритские рукописи из   нились.
фондов Института востоковедения. Изуче- Перенлеты тангутских книг были сде-
ние ‘их, производимое в лаборатории, по-  ланы из старых документов, склеенных
между собой. При раскрытии одного из

СМОЛЕНСК, 31 января. (ТАСС). В]
дожественном музее города, `Дорогобужз
наружены новые документы, характер
щие творчество архитекторов М. ©. №
кова и Д. И. Жилярди.

В музее хранился проект дворца, т
строенного в 1819—1824 гг. на ай
Барышниковых, в селе Алексине, До
бужекого уезда. Он приписывалея кре

ружил необычайное явление. Простой лу-
ковичный корешок вызывает усиленное
деление клеток в соседнем корешке. Уда-
лось неопровержимо, экспериментально до-
казать, что коретиок является ках бы ми-
ниатюрной радиостанцией, посылающей в
мир особые лучи. Излучение свойственно
не только луковичным корешкам. Вее жи-
вые клетки‘ вырабатывают лучи, которые
играют большую роль в жизни.

Однако бывает, что лучи ослабевают или
совсем замирают. Такое утасание происхо-
дит, например, при заболевании раком.
Открывается возможность в самые первые
дни, когда бессильны другие методы диат-
востики, обнаружить болезнь. раннее
обнаруживание заболевания позволит спа-
ети тысячи и тысячи жизней.

Повесть о Гурвиче читается с большим

интересом. Она написана хорошо. И тем ло-
саднее, что в этой повести автор допуетил
неточные, ‘а иногла и грубо неверные
формулировки. :
‚ В повестях Поповекого есть и другие
недостатки. Читаешь их и часто забы-
ваешь, в какую эпоху живут исследовате-
ли, о которых идет речь. Октябрьекая ре-
волюция, открывшая неограниченные пер-
спективы перед наукой и повлиявшая на
судьбу каждого ученого, создание ВИЭМ’а—
детища революции, —все это проходит ми-
MO автора, отражено лишь несколькими
фразами, у

Много в повестях и стилистических не-
брежностей, неточностей, погони за деше-
вым литературным эффектом. Видимо, изда-
тельство «Советский писатель» и редактор
книги сдали ее в производстве, не затрул-
няя себя литературной правкой и научной
проверкой текета. Вее недостатки повестей
следует тщательно и добросовестно выпра-
вить, и тогда книга А. Поповского «Законы
жизни», изданная сейчас тиражом в 5.000
экземпляров, будет иметь вее права на ши-
рокое распространение, ибо рассказывает
она © замечательных победах советской
науки, и рассказывает свежо, интересно.

А. ШАРОВ.

ТОВАРНЫЙ ТЕПЛОПАРОВОЗ

ВОРОШИЛОВГРАД, 31 января. (Hopp.
«Правды»). На Воронгиловградеком парово-
зостроительном заводе имени Октябрьекой
революции заканчивается заготовка дета-
лей лля первого в: Советском Cowse товар-
пого теплопаровоза. В отличие от обычно-

ТРЕС РЕДАБЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва,
А-а; А панино —Д 3-11-09; Информации —

чем обычные паровые локомотивы.

д 3-15-80;

Секретариат редакции —

516089.

го локомотива в теплопаровозе соединены
два вида тяги. Он будет работать одновре-
менно как паровая машина и как дизель,
при чем обладает большой экономичностью,
расходуя топлива в 2—2,5 раза меньше,

40. Ленинградское шоссе, улица «Правды»,

учение его оказывается серьезным фак- ее ® новому освещает историю бумаги в Азии,
тором медицины. Гурвич изучал `при- & также дает ценнейший материал для
чины деления клеток. При этом он обна-   ОТОВСЮ д У историков-востоковедов.

Самыми древними из документов явля-
ются десять фрагментов рукописей, най-
денных в дореволюционное время при рас-
копках в азиатеких пустынях. Богалые
возможноети для исследования открывает
разнообразие материалов, из которых из-
готовлены эти бумаги.

Весьма интересными оказались бумаги
тангутских документов и книг, собранных
известным русским путешественником
И. В. Возловым при раскопках мертвого
город» Хара-Хото — столицы Тангутского
паретвь племени си-ся. Помимо привозных
китайских бумаг, там были обнаружены
бумаги местного производства, изготовлен-
ные из волокна конопли, в ряде случаев
смешанного. с шерстью монгольской овцы.

~> Новый хлебозавод вступил в. эке-
плоатацию в гор. Калинине. Завод пре-
красно оборудован. В цехах обилие света,
образцовая чистота. 3

` $ Строительство гостиницы _ начато в
центре тор. Кишинева, Гостиница расечи-
тана на 100 номеров. :

—> 1.050 новых водяных, паровых и Be-
тряных мельниц строят колхозы Украины.
В этом году будет отремонтировано и пу-
щено 2.600 ныне бездействующих колхоз-
ных мельниц.

4 В Музее Арктики (Ленинград) орга-
низован передвижной филиал. В нем боль-
ше 300 экспонатов. В первую очередь фи-
лиал будет направлен в город Боровичн.

—$— В Хабаровске состоялся очередной
выпуск слушателей военно-политических
курсов младших политруков.

ТЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ при СНК ©0СР

ВЫШЛИ ИЗ ПЕЧАТИ и ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ

НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ

ПРОДАЖА В РОЗНИЦУ
В КАРТОГРАФИЧЕСКИХ

МАГАЗИНАХ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ 1. Москва, Кузнецкий -
1. ЕВРОПА с 1700 по 1789 г. Масштаб —1: 3 500 000 ЕЕ
A с по г. Масштта, : is :
На 4 листах. Цена карты. накл. на ткань, 20 py6- 2. Ленинград, Гостиный
2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ с 1725 по 1801 г. двор, Oy DORE RA линия,
(Европейская часть). Масштаб — 1:3500 000. Ha пом. 102—104, а также
4 листах. На кей врезка — итальянский и швей- во всех областных м _
царский походы Суворова 1799 г. Цена карты, районных магазинах
наклеенной на ткань, 20 руб. КОГИЗА, ГЛАВСНАБ-
ПРОСА и ПОТРЕБКОО-
ГЕОГРАФИЧЕСНИЕ НАРТЫ ПЕРАЦИИ
1 RSS RSS SO SE SA SS =
1. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМНОГО ШАРА. Карта о
для начальной пжолы, Масштаб — в 1 ем.- С почтовыми заказамя

200 км. На 4 лисфах. Цена карты, наклеенной

на ткань, 93 руб. ; обращаться по адресу кар-

2 ПОЛУШАРИЯ. Физическая карта. Macmra6 тографического магазина в
1:20000 ат листах. Цена карты, наклесеь Ленинграде, а также по
ной на ткань, руб, $ адресу: Москва, Таганскей

3. ЕВРОПА. Физическая карта. Масштаб—1 : 3 500 000. а 2/10, магазин
На 6 листах. Цена карты, накл. на ткань, 26 руб. “No 13 * MOTH3 a  — М

Общественный просмотр новой экспозиции
Всесоюзной. художественной выставки.
«ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА»,

№

= k/t «BHC>.
назначенный на 2 февраля, переносится.     «СТАНИЦА ДАЛЬНЯЯ» — Октябрь (neseh
О ДНЕ ОТКРЫТИЯ БУДЕТ ОБ`’ЯВЛЕНО «СКЖ № 8». «БАКУРИАНИ» «СОВР.

ИОКУОСТВО № 12» — Новости дня tot
«СКЖ № 8», «ЛЫЖНЫЙ СПОРТ», «ПЕО Я”
(мультфильм) — Хроника,

OCOBO,

ропагандь: — д 3-37-70:

Сельскохозяйственного — Д 3-10-85; Экономическом.

Лите у
тературы и искусства Критики и библиографии—Д 3-10-82; Военного-Д 3-10-81;

3-30-61 или Д 3-32-44

— 3-11-07;

Изд. № 105; Е

И

(д

i
ye
ay]
Ty)
$0
ЦИ
CTH
No
бл
pao
Tp

Bay

May
Coy

№